ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ
НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ КУРСАХ
FORECASTING OF PRESERVATION OF A QUANTITY
OF STUDENTS BASED ON THE MONITORING
OF THEIR CURRENT PROGRESS IN E-LEARNING COURSES
M.B. Носков, M.B. Сомова M.V. Noskov, M.V. Somova
Студент, электронные образовательные курсы, мониторинг, прогнозирование, сохранность контингента, успеваемость, управляющие воздействия. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме образования - прогнозированию сохранности контингента студентов. Авторы анализируют данную проблему на примере института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета и предлагают решение, основанное на мониторинге текущей успеваемости студентов в электронных обучающих курсах.
Student, e-learning courses, monitoring, forecasting, preservation of a quantity, progress, control actions.
The article deals with the acute problem of education that is forecasting of preservation of a quantity of students. The authors analyse the problem through the example of the Institute of Space and information Technologies of Siberian Federal University and offer a solution based on the monitoring of students' current progress in e-learning courses.
В условиях перехода России на инновационный путь развития особая роль отводится образованию. Осуществляемая в стране модернизация образования, формирование и обустройство новой модели высшей школы требуют не только современного уровня профессиональной компетентности преподавателей, но и высокого профессионализма администрации и учебно-вспомогательного персонала.
Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современные средства ИКТ дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса, а также повышения эффективности планирования, организации и управления учебным процессом.
Целенаправленное управление учебным процессом и качеством образования возможно только на основе педагогически значимой информации. Под педагогической информацией мы пони-
маем информацию об успешности субъекта (посещение / пропуск аудиторных занятий, количество эффективных входов в электронные обучающие курсы, текущие накопленные баллы по курсам и прочее). Педагогическая информация имеет высокую ценность только в том случае, если она носит не статический характер, а формируется и накапливается при непрерывном наблюдении за деятельностью субъекта учебного процесса. Таким образом, мы переходим от понятия педагогической информации к понятию педагогического мониторинга. А в деятельности современного образовательного учреждения результаты педагогического мониторинга являются основой для управляющего воздействия [Семина, 2012, с. 182].
В институте космических и информационных технологий (ИКИТ) Сибирского федерального университета (СФУ) учебный процесс организован с использованием электронных обучающих курсов (ЭОК), что позволяет осуществлять мониторинг текущей успеваемости и посещаемости
студентов по каждой дисциплине в отдельности. Данный мониторинг является объективным и независимым от преподавателя, так как осуществляется сотрудниками учебно-организационного отдела (УОО) ИКИТ и предоставляет возможность анализа для эффективного воздействия на каждого студента в отдельности.
Если речь идет об учебном заведении с малочисленным контингентом, то такой анализ не представляет особого труда. Но если речь идет о таком институте, как ИКИТ с контингентом в 1600 студентов, то проведение анализа мониторинга текущих учебных достижений каждого студента по каждой дисциплине в отдельности только силами сотрудников учебного отдела является затруднительным. Соответственно, и применение своевременных управляю-
щих воздействий в отношении студентов, находящихся в зоне риска по конкретным дисциплинам, также затруднительно, что может негативно сказаться на сохранении контингента студентов, в чем, несомненно, заинтересован директорат института [Зыкова и др., 2014, с. 62].
Решение данной проблемы возможно на основе автоматизированного анализа результатов мониторинга текущих учебных достижений студентов, который позволит своевременно реагировать на критические ситуации и применять необходимые управляющие воздействия в отношении студентов.
Авторы данной статьи предлагают следующее решение по организации автоматизированного анализа результатов мониторинга на примере ИКИТ СФУ (рис.).
Платформа Моо(11е (ms.sfu-kras.ru)
Электронный журнал в ЭОК Дисциплина 1
Электронный журнал в ЭОК Дисциплина 2
Электронный журнал в ЭОК Дисциплинап
Текущая накопленная успеваемость (балл)
Текущее кол-во пропусков ауд. занятий
Текущее кол-во эффективных входов в ЭОК
Директорат / УОО ИКИТ
Применение управляющих воздействий в отношении студента/ по дисциплине j
Ведомости текущей промежуточной аттестации (контрольной недели)
Сигнал о нахождении студента " / в зоне риска по дисциплине
АСУ «Студенческий офис ИКИТ»
Модуль автоматизированного анализа результатов мониторинга
Рис. Модель организации автоматизированного анализа результатов мониторинга
на примере ИКИТ СФУ
Как видно из рис. в ИКИТ существует собственная автоматизированная система управления «Студенческий офис», которая функционирует в непосредственной взаимосвязи с системой ЭОК СФУ, что позволяет получать оперативную и достоверную информацию об учебных достижениях студентов (оценки, пропуски)
из электронных журналов дисциплин, реализованных в ЭОК, в любой момент времени. Предлагаем встроить в данную АСУ модуль автоматизированного анализа результатов мониторинга [Митин, Филичева, 2013, с. 48].
Рассмотрим подробнее процесс функционирования данного модуля - в качестве исходной
<
т м £
I
^
с т
0
1
х м т н о
Рч
с
8 £
М
н к о
Рч
ё
>>
>> 1-4 Ь
0
1
о
Рч
§
о м
к
^ к е Р
к §
1-4
с ч
« С
X
Н
и щ
РЭ
информации целесообразно рассматривать следующие текущие данные по каждому студенту по конкретной дисциплине: 1) «накопленная» успеваемость (баллы); 2) количество пропусков аудиторных занятий; 3) количество эффективных входов в ЭОК. Исходя их этих данных, в модуле рассчитывается комплексная оценка успешности студента по дисциплине [Галямова и др., 2009, с. 83]. Для расчета данной оценки предлагаем использовать следующую формулу:
0'.+ Р'..+ V1..
I I _ и и и
и 3
где /' € [1, n], п - количество студентов в группе; j 6 [1, k], п - количество дисциплин у /'-го студента в текущем семестре;
О'. . - нормированная оценка /'-го студента по j-й дисциплине в баллах, рассчитанная относительно максимально возможных баллов, которые мог бы заработать студент по данной дисциплине на данный момент:
О..
о1.. , О'..6[ОД], и О и '
max
Р1 - нормированное количество посещенных аудиторных занятий /'-го студента по j-ой дисциплине, рассчитанное относительно количества аудиторных занятий, состоявшихся на данный момент:
max
V1. - нормированное количество эффективных входов в ЭОК /'-го студента по j-й дисциплине, рассчитанное относительно максимального количества эффективных входов в группе:
max
По результатам расчета комплексной оценки успешности каждого студента по конкретной дисциплине АИС должна осуществлять проверку попадания значения данной оценки в так называемую «зону риска». Целесообразно принять значение «зоны риска» в диапазоне от 0 до 0,5. В случае если оценка попадает в данный диапа-
зон, АСУ должна сигнализировать сотрудникам учебного отдела ИКИТ о необходимости принятия мер управляющего воздействия в отношении данного студента.
Возьмем в качестве примера двух реальных студентов группы КИ13-01 данного института. По результатам контрольного среза в группе КИ13-01 студент С1 по дисциплине «Алгебра» имеет О1. .= 0,91; Р'..= 1 и !/'..= 1, таким образом,
I,} ' ' I,! >,1
комплексная оценка его успешности Ц = 0,97, это говорит о том, что данный студент является успешным. В этой же группе есть студент С2, который по дисциплине «Алгебра» имеет О' = 0,2; Р'..= 0,33 и ]/'..= 0,27; и,таким образом, комплексная оценка его успешности Ц = 0,28, что должно послужить сигналом для сотрудников учебного отдела, что данный студент по данной дисциплине находится в зоне риска и к нему необходимо применить меры управляющего воздействия.
В качестве контрольной группы рассмотрим группу КИ13-14Б. Применим формулу расчета успешности студента в рамках контрольной недели осеннего семестра 2013/14 учебного года в ИКИТ и сравним результаты с итогами зачетно-экзаменационной сессии за этот семестр. По результатам контрольного среза в группе КИ13-14Б 46 % студентов группы (13 из 28) попали в «зону риска» по 2 и более предметам. По результатам промежуточной аттестации ни один из студентов, попавших в «зону риска», не сдал зачетно-экзаменационную сессию своевременно и без задолженностей, 6 студентов были отчислены (что составляет 46,2 %), еще 6 студентов ликвидировали задолженности со второго раза или на комиссии (что составляет 46,2 %), 1 студент имеет задолженность до сих пор.
Данная ситуация сложилась по причине того, что в отношении студентов, попавших в «зону риска» по результатам контрольного среза, не применялись никакие централизованные управляющие воздействия.
Рассмотрим эту же группу в качестве экспериментальной в весеннем семестре 2013/14 учебного года. По результатам контрольного среза из 23 студентов группы 14 студентов попали в «зону риска» по 2 и более предметам, что
составляет 60,9 %. В отношении этих студентов были применены классические управляющие воздействия:
- организационные (привлечение кураторов группы и инспектора по внеучебной деятельности к решению вопроса неуспеваемости и непосещения занятий);
- воспитательные (индивидуальные и групповые воспитательные беседы, привлечение родителей к решению сложившейся ситуации);
- мотивационные (мотивирование студентов к высоким учебным достижениям путем проведения разъяснительных бесед, посвященных возможным материальным поощрениям в отношении успешных студентов).
Эффективность всех совокупных мер позволила достичь значительных результатов в вопросе сохранения контингента студентов по результатам промежуточной аттестации. Из 14 студентов, находящихся в «зоне риска» по результатам контрольного среза, 5 студентов успешно сдали зачетно-экзаменационную сессию (что составляет 35,7 %), 6 студентов имели задолженность и ликвидировали ее со второй попытки (что составляет 42,9 %), и лишь 3 студента ликвидировали задолженность и ликвидировали ее на комиссии (что составляет 21,4 %). Ни один студент группы не был отчислен.
Но таких управленческих воздействий явно недостаточно, и в перспективе необходимо разработать инструментарий по эффективным и инновационным управляющим воздей-
ствиям в электронной среде, прежде всего методическое сопровождение данных мер. Немаловажным является разработка локальной нормативной базы университета, регламентирующей принципы и положения управляющих воздействий в отношении неуспевающих студентов, которая позволила бы адекватно и эффективно действовать институтам в вопросе сохранения контингента.
Библиографический список
1. Галямова Е.В., Карпенко А.П., Соколов Н.К., Ягудаев Г.Г. Контроль понятийных знаний субъекта обучения в обучающей системе // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2009. № 2. С. 82-85.
2. Зыкова Т.В., Сидорова Т.В., Кытманов A.A., Шершнева В.А., Цибульский Г.М. О возможностях веб-ориентированной среды Moodle при создании курса математического анализа // Вестник КГПУ им. Астафьева. 2014. № 2 (28).
3. Митин А.И., Филичева Т.А. Информационно-аналитическая система мониторинга качества профессиональной подготовки // Открытое образование. 2013. № 4 (99). С 46-52.
4. Семина Е.А. Организация мониторинга учебно-познавательной деятельности студентов - будущих учителей математики в условиях реализации ФГОС третьего поколения // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 180-185.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м