Научная статья на тему 'Прогнозирование сохранности контингента студентов на основе мониторинга текущей успеваемости в электронных обучающих курсах'

Прогнозирование сохранности контингента студентов на основе мониторинга текущей успеваемости в электронных обучающих курсах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / МОНИТОРИНГ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА / УСПЕВАЕМОСТЬ / УПРАВЛЯЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / STUDENT / E-LEARNING COURSES / MONITORING / FORECASTING / PROGRESS / CONTROL ACTIONS / PRESERVATION OF A QUANTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носков Михаил Валерианович, Сомова Марина Валериевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме образования - прогнозированию сохранности контингента студентов. Авторы анализируют данную проблему на примере института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета и предлагают решение, основанное на мониторинге текущей успеваемости студентов в электронных обучающих курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носков Михаил Валерианович, Сомова Марина Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING OF PRESERVATION OF A QUANTITY OF STUDENTS BASED ON THE MONITORING OF THEIR CURRENT PROGRESS IN E-LEARNING COURSES

The article deals with the acute problem of education that is forecasting of preservation of a quantity of students. The authors analyse the problem through the example of the Institute of Space and Information Technologies of Siberian Federal University and offer a solution based on the monitoring of students' current progress in e-learning courses.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование сохранности контингента студентов на основе мониторинга текущей успеваемости в электронных обучающих курсах»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ

НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ КУРСАХ

FORECASTING OF PRESERVATION OF A QUANTITY

OF STUDENTS BASED ON THE MONITORING

OF THEIR CURRENT PROGRESS IN E-LEARNING COURSES

M.B. Носков, M.B. Сомова M.V. Noskov, M.V. Somova

Студент, электронные образовательные курсы, мониторинг, прогнозирование, сохранность контингента, успеваемость, управляющие воздействия. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме образования - прогнозированию сохранности контингента студентов. Авторы анализируют данную проблему на примере института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета и предлагают решение, основанное на мониторинге текущей успеваемости студентов в электронных обучающих курсах.

Student, e-learning courses, monitoring, forecasting, preservation of a quantity, progress, control actions.

The article deals with the acute problem of education that is forecasting of preservation of a quantity of students. The authors analyse the problem through the example of the Institute of Space and information Technologies of Siberian Federal University and offer a solution based on the monitoring of students' current progress in e-learning courses.

В условиях перехода России на инновационный путь развития особая роль отводится образованию. Осуществляемая в стране модернизация образования, формирование и обустройство новой модели высшей школы требуют не только современного уровня профессиональной компетентности преподавателей, но и высокого профессионализма администрации и учебно-вспомогательного персонала.

Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современные средства ИКТ дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса, а также повышения эффективности планирования, организации и управления учебным процессом.

Целенаправленное управление учебным процессом и качеством образования возможно только на основе педагогически значимой информации. Под педагогической информацией мы пони-

маем информацию об успешности субъекта (посещение / пропуск аудиторных занятий, количество эффективных входов в электронные обучающие курсы, текущие накопленные баллы по курсам и прочее). Педагогическая информация имеет высокую ценность только в том случае, если она носит не статический характер, а формируется и накапливается при непрерывном наблюдении за деятельностью субъекта учебного процесса. Таким образом, мы переходим от понятия педагогической информации к понятию педагогического мониторинга. А в деятельности современного образовательного учреждения результаты педагогического мониторинга являются основой для управляющего воздействия [Семина, 2012, с. 182].

В институте космических и информационных технологий (ИКИТ) Сибирского федерального университета (СФУ) учебный процесс организован с использованием электронных обучающих курсов (ЭОК), что позволяет осуществлять мониторинг текущей успеваемости и посещаемости

студентов по каждой дисциплине в отдельности. Данный мониторинг является объективным и независимым от преподавателя, так как осуществляется сотрудниками учебно-организационного отдела (УОО) ИКИТ и предоставляет возможность анализа для эффективного воздействия на каждого студента в отдельности.

Если речь идет об учебном заведении с малочисленным контингентом, то такой анализ не представляет особого труда. Но если речь идет о таком институте, как ИКИТ с контингентом в 1600 студентов, то проведение анализа мониторинга текущих учебных достижений каждого студента по каждой дисциплине в отдельности только силами сотрудников учебного отдела является затруднительным. Соответственно, и применение своевременных управляю-

щих воздействий в отношении студентов, находящихся в зоне риска по конкретным дисциплинам, также затруднительно, что может негативно сказаться на сохранении контингента студентов, в чем, несомненно, заинтересован директорат института [Зыкова и др., 2014, с. 62].

Решение данной проблемы возможно на основе автоматизированного анализа результатов мониторинга текущих учебных достижений студентов, который позволит своевременно реагировать на критические ситуации и применять необходимые управляющие воздействия в отношении студентов.

Авторы данной статьи предлагают следующее решение по организации автоматизированного анализа результатов мониторинга на примере ИКИТ СФУ (рис.).

Платформа Моо(11е (ms.sfu-kras.ru)

Электронный журнал в ЭОК Дисциплина 1

Электронный журнал в ЭОК Дисциплина 2

Электронный журнал в ЭОК Дисциплинап

Текущая накопленная успеваемость (балл)

Текущее кол-во пропусков ауд. занятий

Текущее кол-во эффективных входов в ЭОК

Директорат / УОО ИКИТ

Применение управляющих воздействий в отношении студента/ по дисциплине j

Ведомости текущей промежуточной аттестации (контрольной недели)

Сигнал о нахождении студента " / в зоне риска по дисциплине

АСУ «Студенческий офис ИКИТ»

Модуль автоматизированного анализа результатов мониторинга

Рис. Модель организации автоматизированного анализа результатов мониторинга

на примере ИКИТ СФУ

Как видно из рис. в ИКИТ существует собственная автоматизированная система управления «Студенческий офис», которая функционирует в непосредственной взаимосвязи с системой ЭОК СФУ, что позволяет получать оперативную и достоверную информацию об учебных достижениях студентов (оценки, пропуски)

из электронных журналов дисциплин, реализованных в ЭОК, в любой момент времени. Предлагаем встроить в данную АСУ модуль автоматизированного анализа результатов мониторинга [Митин, Филичева, 2013, с. 48].

Рассмотрим подробнее процесс функционирования данного модуля - в качестве исходной

<

т м £

I

^

с т

0

1

х м т н о

Рч

с

8 £

М

н к о

Рч

ё

>>

>> 1-4 Ь

0

1

о

Рч

§

о м

к

^ к е Р

к §

1-4

с ч

« С

X

Н

и щ

РЭ

информации целесообразно рассматривать следующие текущие данные по каждому студенту по конкретной дисциплине: 1) «накопленная» успеваемость (баллы); 2) количество пропусков аудиторных занятий; 3) количество эффективных входов в ЭОК. Исходя их этих данных, в модуле рассчитывается комплексная оценка успешности студента по дисциплине [Галямова и др., 2009, с. 83]. Для расчета данной оценки предлагаем использовать следующую формулу:

0'.+ Р'..+ V1..

I I _ и и и

и 3

где /' € [1, n], п - количество студентов в группе; j 6 [1, k], п - количество дисциплин у /'-го студента в текущем семестре;

О'. . - нормированная оценка /'-го студента по j-й дисциплине в баллах, рассчитанная относительно максимально возможных баллов, которые мог бы заработать студент по данной дисциплине на данный момент:

О..

о1.. , О'..6[ОД], и О и '

max

Р1 - нормированное количество посещенных аудиторных занятий /'-го студента по j-ой дисциплине, рассчитанное относительно количества аудиторных занятий, состоявшихся на данный момент:

max

V1. - нормированное количество эффективных входов в ЭОК /'-го студента по j-й дисциплине, рассчитанное относительно максимального количества эффективных входов в группе:

max

По результатам расчета комплексной оценки успешности каждого студента по конкретной дисциплине АИС должна осуществлять проверку попадания значения данной оценки в так называемую «зону риска». Целесообразно принять значение «зоны риска» в диапазоне от 0 до 0,5. В случае если оценка попадает в данный диапа-

зон, АСУ должна сигнализировать сотрудникам учебного отдела ИКИТ о необходимости принятия мер управляющего воздействия в отношении данного студента.

Возьмем в качестве примера двух реальных студентов группы КИ13-01 данного института. По результатам контрольного среза в группе КИ13-01 студент С1 по дисциплине «Алгебра» имеет О1. .= 0,91; Р'..= 1 и !/'..= 1, таким образом,

I,} ' ' I,! >,1

комплексная оценка его успешности Ц = 0,97, это говорит о том, что данный студент является успешным. В этой же группе есть студент С2, который по дисциплине «Алгебра» имеет О' = 0,2; Р'..= 0,33 и ]/'..= 0,27; и,таким образом, комплексная оценка его успешности Ц = 0,28, что должно послужить сигналом для сотрудников учебного отдела, что данный студент по данной дисциплине находится в зоне риска и к нему необходимо применить меры управляющего воздействия.

В качестве контрольной группы рассмотрим группу КИ13-14Б. Применим формулу расчета успешности студента в рамках контрольной недели осеннего семестра 2013/14 учебного года в ИКИТ и сравним результаты с итогами зачетно-экзаменационной сессии за этот семестр. По результатам контрольного среза в группе КИ13-14Б 46 % студентов группы (13 из 28) попали в «зону риска» по 2 и более предметам. По результатам промежуточной аттестации ни один из студентов, попавших в «зону риска», не сдал зачетно-экзаменационную сессию своевременно и без задолженностей, 6 студентов были отчислены (что составляет 46,2 %), еще 6 студентов ликвидировали задолженности со второго раза или на комиссии (что составляет 46,2 %), 1 студент имеет задолженность до сих пор.

Данная ситуация сложилась по причине того, что в отношении студентов, попавших в «зону риска» по результатам контрольного среза, не применялись никакие централизованные управляющие воздействия.

Рассмотрим эту же группу в качестве экспериментальной в весеннем семестре 2013/14 учебного года. По результатам контрольного среза из 23 студентов группы 14 студентов попали в «зону риска» по 2 и более предметам, что

составляет 60,9 %. В отношении этих студентов были применены классические управляющие воздействия:

- организационные (привлечение кураторов группы и инспектора по внеучебной деятельности к решению вопроса неуспеваемости и непосещения занятий);

- воспитательные (индивидуальные и групповые воспитательные беседы, привлечение родителей к решению сложившейся ситуации);

- мотивационные (мотивирование студентов к высоким учебным достижениям путем проведения разъяснительных бесед, посвященных возможным материальным поощрениям в отношении успешных студентов).

Эффективность всех совокупных мер позволила достичь значительных результатов в вопросе сохранения контингента студентов по результатам промежуточной аттестации. Из 14 студентов, находящихся в «зоне риска» по результатам контрольного среза, 5 студентов успешно сдали зачетно-экзаменационную сессию (что составляет 35,7 %), 6 студентов имели задолженность и ликвидировали ее со второй попытки (что составляет 42,9 %), и лишь 3 студента ликвидировали задолженность и ликвидировали ее на комиссии (что составляет 21,4 %). Ни один студент группы не был отчислен.

Но таких управленческих воздействий явно недостаточно, и в перспективе необходимо разработать инструментарий по эффективным и инновационным управляющим воздей-

ствиям в электронной среде, прежде всего методическое сопровождение данных мер. Немаловажным является разработка локальной нормативной базы университета, регламентирующей принципы и положения управляющих воздействий в отношении неуспевающих студентов, которая позволила бы адекватно и эффективно действовать институтам в вопросе сохранения контингента.

Библиографический список

1. Галямова Е.В., Карпенко А.П., Соколов Н.К., Ягудаев Г.Г. Контроль понятийных знаний субъекта обучения в обучающей системе // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2009. № 2. С. 82-85.

2. Зыкова Т.В., Сидорова Т.В., Кытманов A.A., Шершнева В.А., Цибульский Г.М. О возможностях веб-ориентированной среды Moodle при создании курса математического анализа // Вестник КГПУ им. Астафьева. 2014. № 2 (28).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Митин А.И., Филичева Т.А. Информационно-аналитическая система мониторинга качества профессиональной подготовки // Открытое образование. 2013. № 4 (99). С 46-52.

4. Семина Е.А. Организация мониторинга учебно-познавательной деятельности студентов - будущих учителей математики в условиях реализации ФГОС третьего поколения // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 180-185.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.