Научная статья на тему 'Особенности преподавания предмета конституционного права в рамках профиля "Юрист в сфере бизнес-права"'

Особенности преподавания предмета конституционного права в рамках профиля "Юрист в сфере бизнес-права" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРЕДМЕТ ОТРАСЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / БИЗНЕС-ЮРИСТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / CONSTITUTIONAL LAW / SUBJECT OF CONSTITUTIONAL LAW / BUSINESS LAWYER / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миерхольд А.А.

В статье рассмотрены особенности преподавания предмета «Конституционное право» в рамках профиля «Юрист в сфере бизнес-права» для студентов, которые в последующем будут осуществлять свою профессиональную деятельность в области реализации предпринимательской деятельности. В настоящий момент практико-ориентированная направленность высшего образования, необходимость достижения прикладного характера для результатов освоения образовательной программы предполагают использование междисциплинарного подхода как в науке, так и в разработке рабочих программ по учебным дисциплинам, изучаемым в рамках такой специальности, как «Юриспруденция». Помимо того что конституционное право является базовой отраслью права и создает основы многих других отраслей права, также и современные реалии подтверждают востребованность развития юридических профилей разного направления. Все это способствует некоторой эволюции в подходе к преподаванию предметов отраслей права, в частности конституционного, исходя из специфики основной профильной кафедры, в данном случае корпоративного и предпринимательского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Teaching Constitutional Law for Students Studying Business Law

The article deals with the peculiarities of teaching Constitutional Law for students studying to become Business Lawyers who will subsequently carry out their professional activities in the field of entrepreneurship. At the moment, the practice-oriented higher education, the need to achieve an applied character of the results of the educational curriculum involves the use of an interdisciplinary approach in the science and in the development of syllabi of academic disciplines taught within such a specialty as "Jurisprudence." In addition to the fact that Constitutional Law is a basic branch of law that forms the foundations of many other branches of law, modern realities also confirm the demand for the development of legal qualifications in different directions. All this contributes to evolution of the approach to teaching branches of law, in particular constitutional law, based on the specifics of the leading department, in this case, the Department of Corporate and Business Law.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания предмета конституционного права в рамках профиля "Юрист в сфере бизнес-права"»

А. А. Миерхольд*

Особенности преподавания предмета конституционного права в рамках профиля «Юрист в сфере бизнес-права»

Аннотация. В статье рассмотрены особенности преподавания предмета «Конституционное право» в рамках профиля «Юрист в сфере бизнес-права» для студентов, которые в последующем будут осуществлять свою профессиональную деятельность в области реализации предпринимательской деятельности. В настоящий момент практико-ориентированная направленность высшего образования, необходимость достижения прикладного характера для результатов освоения образовательной программы предполагают использование междисциплинарного подхода как в науке, так и в разработке рабочих программ по учебным дисциплинам, изучаемым в рамках такой специальности, как «Юриспруденция». Помимо того что конституционное право является базовой отраслью права и создает основы многих других отраслей права, также и современные реалии подтверждают востребованность развития юридических профилей разного направления. Все это способствует некоторой эволюции в подходе к преподаванию предметов отраслей права, в частности конституционного, исходя из специфики основной профильной кафедры, в данном случае корпоративного и предпринимательского права.

Ключевые слова: конституционное право, предмет отрасли конституционного права, бизнес-юрист, предпринимательская деятельность, междисциплинарный подход.

001: 10.17803/1994-1471.2018.97.12.218-224

Прежде чем перейти к выявлению особенностей предмета конституционного права в рамках преподавания данного предмета для студентов, обучающихся по профилю «Юрист в сфере бизнес-права», необходимо обозначить сферу практической ориентированности будущей деятельности бизнес-юриста.

Для этого представляется достаточным обратиться к дефиниции предпринимательской деятельности, закрепленной в ст. 2 ГК РФ1. Содержание которой говорит, что в качестве предпринимательской нужно рассматривать самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования иму-

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

© Миерхольд А. А., 2018

* Миерхольд Анастасия Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

aakazakova@msal.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Как отмечает И. В. Ершова, «можно сделать вывод об универсальности закрепленного в п. 1 ст. 2 ГК РФ определения предпринимательской деятельности и его применимости как к отношениям частноправового, так и публично-правового характера»2. Это, впрочем, по ее мнению, не мешает говорить о несовершенстве рассматриваемой дефиниции, выделять недостатки как сущностного, так и юридико-технического свойства.

Тем не менее нам это дает понимание, что сфера бизнес-права предполагает в первую очередь получение навыков юриста в области предпринимательского права. Юрист в сфере бизнес-права должен быть способен обеспечить юридическое сопровождение осуществления предпринимательской деятельности — как в полном объеме, от создания бизнеса до его ликвидации, так и на любом из ее этапов. Помимо частноправового аспекта, стоит помнить о государственно-правовом регулировании осуществления предпринимательской деятельности. В то же время получение таких навыков невозможно без комплексного изучения определенной совокупности других отраслей права. И нельзя забывать о требованиях федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к характеристике профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата.

Конечно, ученые-конституционалисты, определяя содержание предмета конституционного права, никогда не ставили перед собой такую задачу — выделить особенности предмета для того или иного профиля такой многогранной специальности, как юриспруденция. Вероятно, что это было обусловлено и, что нельзя не учитывать в настоящий момент, базовым характером отрасли конституционного права.

Но когда в образовании ставится на первое место прикладной (практико-ориентированный) характер и вуз при подготовке студентов закла-

дывает его в образовательную программу, современная действительность требует, в том числе от ученых и преподавателей, интегрировать в науку и учебную дисциплину междисциплинарный подход, с учетом выбранного студентом, в некоторых случаях еще при поступлении, профиля.

В попытке определить особенности преподавания предмета конституционного права для студентов, обучающихся по профилю «Юрист в сфере бизнес-права», учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта и новую в некотором роде для российского образования, двухуровневую систему, хотелось бы отметить следующее.

Практически в каждой теме, составляющей учебную дисциплину «Конституционное право»3, можно найти одну из конституционных основ осуществления предпринимательской деятельности. Или же теоретические вопросы рассматривать на примерах, закрепленных в качестве таких основ.

Любая отрасль права начинается с ее предмета, и в самом начале можно показать студентам, в частности будущим бизнес-юристам, соотношение конституционного и, в их случае, предпринимательского права. О. Е. Кутафин выделял среди отношений, регулируемых нормами конституционного права, две группы: те общественные отношения, которые урегулированы конституционно-правовыми нормами в полном объеме, и те, которые составляют лишь основы какой-либо сферы общественной жизни4.

Конституционное право, являясь базовой отраслью права, закрепило основы — начала правового регулирования общественных отношений, складывающихся в рамках осуществления предпринимательской деятельности. В полном же объеме отношения, складывающиеся в сфере осуществления предпринимательской деятельности, регулируются в первую очередь предпринимательским правом, в том числе нормами гражданского и корпоративного права.

2 Ершова И. В. Понятие предпринимательской деятельности в теории и судебной практике // Lex Russica. 2014. № 2. С. 160-167.

3 Так она называется в рабочем учебном плане, подразумевающем «Конституционное право России».

4 Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 23.

Изучая виды конституционно-правовых норм и отношений, преподаватель, чтобы понять, усвоил ли студент различия того или иного вида по определенным основаниям классификации, предлагает ему привести примеры. Соответственно, можно сделать акцент на примерах, которые имеют отношение к основам отношений, складывающихся в бизнес-сфере, или к ее регулированию.

Очевидно, что для студентов, обучающихся по профилю «Юрист в сфере бизнес-права», будут иметь значение нормативные правовые акты, в большей степени законы5, регламентирующие общественные отношения, участниками которых выступают субъекты предпринимательской деятельности, или закрепляющие юридическое сопровождение данной деятельности от создания до прекращения6.

Институты конституционного права, которые составляют главы Конституции РФ, не подлежащие внесению в них поправок и предусматривающие их изменение исключительно в порядке принятия нового Основного закона российского государства, также содержат в числе других положения, играющие немаловажную роль среди основ бизнес-сферы. Тем не менее, на наш взгляд, необходимо рассматривать их в совокупности, на что стоит обратить внимание студентов.

Основной статьей, регламентирующей право на осуществление предпринимательской деятельности, можно назвать ст. 34 Конституции РФ. Согласно ей каждому предоставляется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Также данная статья содержит

ограничения осуществления экономической деятельности в целом, включая предпринимательскую, и говорит о том, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Если мы ведем речь о конституционных основах права на осуществление предпринимательской деятельности, то рассматриваем систему принципов осуществления указанного права, заложенную в Конституции РФ в целом. В подтверждение этой мысли можно привести мнение С. Э. Несмеяновой о том, что «принципы, провозглашенные в статье 8 Конституции РФ, раскрываются в последующих статьях Основного закона»7.

Статья 34 Конституции РФ, содержащаяся в главе II, в числе других статей предполагает реализацию ст. 8, одной из составляющих главу I — основы конституционного строя. И наоборот, осуществление права, закрепленного в ст. 34 Конституции РФ, возможно лишь посредством комплексной реализации совокупности статей Конституции РФ. Здесь имеются в виду статьи, закладывающие экономические основы конституционного строя России, и статьи, закрепляющие права в экономической сфере для субъектов, участвующих в осуществлении экономической деятельности, их ответственность и гарантии их деятельности.

Так как исходя из смысла ст. 34 Конституции РФ предпринимательская деятельность является одним из видов экономической деятельности, субъекты права на осуществление предпринимательской деятельности могут и должны реализовывать свое право в условиях реализации российским государством гарантий

5 В том числе речь идет о тех случаях, когда на основании ч. 4 ст. 125 Основного закона России, Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

6 Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 2014 г. № 32-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 159.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 2.

7 Несмеянова С. Э. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в развитии концепции «конституционной экономики» // Бизнес, менеджмент и право. 2011. № 2. С. 16—20.

свободы осуществления экономической, в частности предпринимательской, деятельности. Свободное осуществление экономической деятельности возможно при следовании норме-цели и норме-принципу одновременно — созданию единого экономического пространства.

Для достижения единого экономического пространства в рамках существования федеративного государства, которым является Россия, обязательным представляется разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, закрепленное в ст. 71— 33 Конституции РФ. Относительно темы «Федеративное устройство России» имеет смысл студентам предложить выполнить следующее задание: выделить среди предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения России и ее субъектов предметы ведения, имеющие отношение к рассматриваемым аспектам экономической основы конституционного строя в рамках возможности реализации права на осуществление предпринимательской деятельности. Помимо того, определить: в чем субъекты РФ обладают всей полнотой власти, регулируя отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, каково обязательное условие реализации этой власти?

Еще одним существенным условием использования права на осуществление предпринимательской деятельности является проведение в жизнь принципа свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Помимо того, содержание ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, выражающей запрет на осуществление экономической, в том числе предпринимательской, деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, ставит перед органами государственной власти РФ в качестве одной из задач принятие нормативных правовых актов со стороны российского государства для выполнения гарантии поддержки конкуренции, разумеется добросовестной.

Нельзя забывать в этой связи о признании и защите частной собственности в Российской Федерации как об одном из принципов эко-

8 СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

номической основы конституционного строя в случае систематического получения прибыли субъектом предпринимательской деятельности от пользования имуществом, находящимся в частной собственности.

Безусловно, к нормам Конституции РФ, имеющим отношение к основам права на осуществление предпринимательской деятельности, можно отнести такие статьи, как 15, 17, 36, 62 и некоторые другие.

По итогам трех тем (основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина и федеративное устройство) предполагается задание — показать (желательно в виде презентации) взаимосвязь конституционно-правовых норм, содержащихся в разных главах Конституции РФ, закрепляющих основы права на осуществление права на предпринимательскую деятельность. Логичным будет, если студенты придут к выводу, что создание условий для осуществления права заниматься предпринимательской деятельностью подразумевает комплексную реализацию совокупности конституционных основ указанного права. Второй предполагаемый вывод: регулирование права на осуществление предпринимательской деятельности имеет как государственно-правовой, так и частноправовой характер.

Изучение конституционно-правового статуса Общественной палаты РФ подразумевает анализ Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»8. В ключе подготовки к решению такой профессиональной задачи, как осуществление правовой экспертизы документов, видится интересным проведение экспертизы законопроектов, содержание которых затрагивает права субъектов предпринимательской деятельности, например субъектов малого предпринимательства. Для чего следует обратиться к государственной автоматизированной системе «Законотворчество», размещенной на официальном сайте Государственной Думы.

При изучении темы «Система гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации» применитель-

но к профилю «Юрист в сфере бизнес-права» представляется обязательным уделить внимание конституционно-правовому статусу Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Рассматривая его функции, порядок назначения, статус, полномочия, мы обращаемся к Федеральному закону от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»9, который предусматривает, помимо федерального уровня, создание аналогичных институтов в субъектах России. Приступая к исследованию данной темы, следует начать с истории становления такого института, как бизнес-омбудсмен.

Помимо этого, возможно предложить группе студентов подготовить презентацию на тему «Деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав потребителей за___10

год», воспользовавшись информацией, содержащейся в ежегодных докладах, и о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности, размещенной на официальном сайте бизнес-омбудсмена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Второй версией может выступить презентация о деятельности уполномоченных в субъектах РФ на примере конкретного субъекта. Также можно предложить студентам жалобу в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей с использованием формы, размещенной на портале http://ombudsmanbiz. ru/rabota-s-obrashhenijami.

При изучении законотворческого процесса в Российской Федерации имеет смысл предлагать как вариант проведения практического занятия по данной теме деловую игру.

Преподавая дисциплину «Конституционное право России», у автора была возможность использовать указанный вариант среди студентов,

выбиравших разные профили, включая профили «Адвокатская деятельность», «Юрист в финансовой и банковской сфере», «Государственно-правовой профиль» и др. Можно констатировать, что студенты всегда выбирают вариант, который позволяет пройти все стадии законодательного процесса в качестве его участников. Деловая игра является отличной возможностью рассматривать проекты законов в различных сферах, давая тем самым возможность студентам уже на первом курсе погрузиться в будущую профессию и начать приобретать необходимые навыки.

Для того чтобы достичь необходимого результата, для начала следует распределить роли среди студентов в группе на предшествующем проведению деловой игры занятии. Нужно выбрать депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, которые должны выбрать из своего состава председателей и сформировать соответствующие комитеты, представителей правовых управлений аппаратов палат российского парламента, Президента РФ, его представителей в палатах Федерального Собрания РФ, представителей Правительства РФ, членов Общественной палаты РФ. И самое главное — определить субъектов права законодательной инициативы, которых может быть до четырех групп, так как это позволяет задействовать большее количество студентов, чтобы иметь возможность дать оценку работе на занятиях максимальному проценту. При подготовке к деловой игре студенты должны ознакомиться с регламентами палат Федерального Собрания РФ11.

Далее, студентам, также заранее, дается задание разработать проект законодательной инициативы12 и подготовить: — текст проекта закона, где на титульном листе должен быть с указан субъект (субъекты) права законодательной инициативы,который (которые) его вносят;

9 СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2305.

10 Соответствует прошлому году.

11 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-11 ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801 ; постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ» // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635.

12 На практическом занятии законопроект должен быть представлен в виде презентации.

— пояснительную записку к проекту закона, которая должна содержать предмет законодательного регулирования, изложение концепции предлагаемого законопроекта и мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта;

— другие документы и материалы, предусмотренные ст. 105 Регламента Государственной Думы Федерльного Собрания РФ13.

Здесь стоит обратить внимание, что предмет «будущего закона» должен касаться бизнес-сферы, всего, что сопряжено с созданием, развитием, прекращением, сопровождением деятельности, направленной на извлечение прибыли, или же ее государственным регулированием.

Одной из завершающих тем в дисциплине «Конституционное право» является тема «Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации». Несомненно, что преподаватель должен изучить со студентами все элементы, которые она включает. В то же время

в рамках некоторых из них можно погрузить студентов уже на этапе изучения конституционного права частично в их будущую профессию.

Одним из заданий студента может быть подготовка проекта конституционной жалобы по заданной фабуле, разумеется, на нарушение прав, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Вторым может выступить мониторинг правовых позиций Конституционного Суда РФ либо по вопросам обращения с конституционной жалобой граждан, либо по запросам судов о проверке конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретных делах, соответственно затрагивающих права субъектов бизнес-сферы.

Конечно же, анализ и применение практи-ко-ориентированного подхода при преподавании предмета конституционного права России постоянно эволюционирует и может быть использован не только для профиля «Юрист в сфере бизнес-права (бизнес-юрист)», но и для других профилей.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ершова И. В. Понятие предпринимательской деятельности в теории и судебной практике // Lex Russica. - 2014. - № 2. - С. 160-167.

2. Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. - М., 2001. - 444 с.

3. Несмеянова С. Э. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в развитии концепции «конституционной экономики» // Бизнес, менеджмент и право. - 2011. - № 2. - С. 16-20.

Материал поступил в редакцию 21 июня 2018 г.

13 Подготовленные документы студенты должны заранее направить в «Государственную Думу» и «Совет Федерации» для ознакомления, чтобы иметь возможность уложиться во время, предназначенное для семинара.

PECULIARITIES OF TEACHING CONSTITUTIONAL LAW FOR STUDENTS STUDYING BUSINESS LAW

MIERKHOLD Anastasia Aleksandrovna, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) aakazakova@msal.ru

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

Abstract. The article deals with the peculiarities of teaching Constitutional Law for students studying to become Business Lawyers who will subsequently carry out their professional activities in the field of entrepreneurship. At the moment, the practice-oriented higher education, the need to achieve an applied character of the results of the educational curriculum involves the use of an interdisciplinary approach in the science and in the development of syllabi of academic disciplines taught within such a specialty as "Jurisprudence." In addition to the fact that Constitutional Law is a basic branch of law that forms the foundations of many other branches of law, modern realities also confirm the demand for the development of legal qualifications in different directions. All this contributes to evolution of the approach to teaching branches of law, in particular constitutional law, based on the specifics of the leading department, in this case, the Department of Corporate and Business Law.

Keywords: Constitutional Law, subject of Constitutional Law, business lawyer, entrepreneurial activity, interdisciplinary approach.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Ershova I. V. Ponyatie predprinimatel'skoy deyatel'nosti v teorii i sudebnoy praktiki // Lex Russica. — 2014. — № 2. — S. 160—167.

2. Kutafin O. E. Predmet konstitutsionnogo prava. — M., 2001. — 444 s.

3. Nesmeyanova S. E. Rol' Konstitutsionnogo Suda Rossiyskoy Federatsii v razvitii kontseptsii «konstitutsionnoy ekonomiki» // Biznes, menedzhment i pravo. — 2011. — № 2. — S. 16—20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.