Научная статья на тему 'Анализ инновационных тенденций совершенствования реализации фискальной функции: обзор стратегий развития таможенной службы до 2020 г. и до 2030 г.'

Анализ инновационных тенденций совершенствования реализации фискальной функции: обзор стратегий развития таможенной службы до 2020 г. и до 2030 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные платежи / фискальная функция таможенных органов / Стратегия развития Федеральной таможенной службы / customs payments / fiscal function of customs authorities / development strategy of the Federal Customs Service

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демидов Дмитрий Владимирович

Целью статьи является рассмотрение ключевых тенденций реализации фискальной функции в период реализации ключевых документов развития Федеральной таможенной службы: Стратегии-2020 и Стратегии-2030. Даны анализ соответствия нормативно заявленных и фактических тенденций реализации фискальной функции, оценка основным изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демидов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Innovative Trends in Improving the Implementation of the Fiscal Function: Review of the Development Strategies of the Customs Service until 2020 and until 2030

The purpose of the article is to consider key trends in the implementation of the fiscal function during the implementation of key documents for the development of the Federal Customs Service: Strategies 2020 and Strategy 2030. The author analyzes the compliance of regulatory declared and actual trends in the implementation of the fiscal function, gives assessment of basic changes.

Текст научной работы на тему «Анализ инновационных тенденций совершенствования реализации фискальной функции: обзор стратегий развития таможенной службы до 2020 г. и до 2030 г.»

УДК 339.543

DOI 10.24412/cl-36450-2021-1-41-47

Д. В. ДЕМИДОВ

Анализ инновационных тенденций совершенствования реализации фискальной функции: обзор стратегий развития таможенной службы до 2020 г. и до 2030 г.

Целью статьи является рассмотрение ключевых тенденций реализации фискальной функции в период реализации ключевых документов развития Федеральной таможенной службы: Стратегии-2020 и Стратегии-2030. Даны анализ соответствия нормативно заявленных и фактических тенденций реализации фискальной функции, оценка основным изменениям.

Ключевые слова: таможенные платежи, фискальная функция таможенных органов, Стратегия развития Федеральной таможенной службы.

D. V DEMIDOV

Analysis of Innovative Trends in Improving the Implementation of the Fiscal Function: Review of the Development Strategies of the Customs Service until 2020 and until 2030

The purpose of the article is to consider key trends in the implementation of the fiscal function during the implementation of key documents for the development of the Federal Customs Service: Strategies 2020 and Strategy 2030. The author analyzes the compliance of regulatory declared and actual trends in the implementation of the fiscal function, gives assessment of basic changes.

Keywords: customs payments, fiscal function of customs authorities, development strategy of the Federal Customs Service.

Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, решение актуальных и сложных вопросов эффективной интеграции РФ в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития Федеральной таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года была утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (далее - Стратегия-2020). Стратегия-2020 была рассчитана на период с 2013 по 2020 г. включительно - 8 лет. Одним из одиннадцати направлений развития стало «совершенствование реализации фискальной функции». Основной целью было определено совершенствование фискальной функции путем повышения

ДЕМИДОВ Дмитрий Владимирович, студент экономического факультета Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Завьялова Ольга Владимировна, канд. экон. наук, доцент кафедры управления Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

эффективности осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ и таможенного законодательства ЕАЭС с применением современных информационных технологий, а также исполнение федерального закона о бюджете в части доходов, администрируемых таможенными органами.

Если кратко охарактеризовать цель Стратегии-2020, то она заключается в совершенствовании контроля за исполнением законов, а также выполнение планов по формированию доходной части федерального бюджета РФ. Доказательствами этому служат и целевые индикаторы, которые должны были быть достигнуты в процессе реализации Стратегии [1, раздел IV, подраздел 3].

1. Уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенным органами доходам в федеральный бюджет - не ниже 100 % ежегодно.

2. Доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам в связи с удовлетворением жалоб участников ВЭД на решение либо действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в общем объеме уплаченных таможенных платежей - не более 5 % ежегодно.

В 2014 г. был добавлен еще один показатель: доля взысканных таможенными органами Российской Федерации таможенных платежей в общем объеме таможенных платежей, дополнительно начисленных таможенными органами в результате проводимых мероприятий - с 72 % в 2013 г. до 80 % к 2020 г. [2, п. 2].

Рассмотрим достижение каждого из показателей подробно, основываясь на документах в открытом доступе.

Начнем с первого - уровень выполнения бюджета по доходам таможенными органами. Рассмотрим данные, которые опубликовала ФТС России (рис. 1).

104

99

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 1. Выполнение задания по администрируемым доходам, млрд руб. [4, 2019 г., с. 12].

Анализируя материал, публикуемый ФТС России, можно сказать, что формальная цель была достигнута. Действительно, ежегодно норматив по доходам не нарушался. Рассмотрим норматив по доходам (рис. 1), где рассчитаем 100 % значение для каждого года.

Для этого воспользуемся следующей формулой (1):

и лпп о/\ Полученная сумма

Норматив (100 %) =------(1)

Полученный процент

98

Так, в 2018 г. норматив был выполнен на 102,1 % с показателем в 6 063,2 млрд руб. Тогда 100 % составляет 6 063,2/1,021 = 5 938 млрд руб.

Рассчитаем базовый норматив (100 %) для каждого года. Полученные результаты отразим на графике, сопоставив их с кривой достижения норматива в процентах.

7 500 104%

Год

I 1млрл руб. -в %

Рис. 2. Сопоставление норматива доходности и процент его выполнения

Исходя из рис. 2 можем заметить, что норма дохода, перечисляемая в бюджет, снизилась в 2019 г. по сравнению с 2012 г. Также на графике видно, что наилучший результат в процентном отношении ФТС России показала при почти минимальном уровне норматива по перечислению в бюджет - в 2017 г. Безусловно стоит взять во внимание фактор экономического кризиса 2014-2016 гг. [6], вследствие чего прогнозируемый уровень дохода был снижен, однако сам факт снижения нельзя оспорить.

Таким образом, поставленная цель с формальной точки зрения действительно была достигнута, однако и сама норма была существенно снижена. Поставленная в стратегии 2020 года цель не привела к росту фактических поступлений в бюджет.

Перейдем к анализу второго целевого показателя - доля возвращенных таможенных платежей. Данное значение в отчетах публикуется ежегодно. Сведем данные по разным годам в табл. 1.

из табл. 1 видно, что доля возвращенных сумм существенно меньше 5 %. Наблюдается тенденция к улучшению показателя.

Формально - таможенный орган выполнил поставленную перед ним задачу. Однако не понятно, почему целевое значение было столь высоким. Весь период действия Стратегии-2020 доля возврата держалась на уровне менее 0,2 %. Целевой показатель в 25 раз превышал это значение. Таким образом само целевое значение не стремилось к какому-либо совершенствованию действий таможенных органов. Справедливо также отметить, что сама доля существенно снизилась за период -почти в 10 раз - что само по себе является отличным результатом работы.

Проанализируем последний показатель - доля взысканных платежей по отношению к доначисленным. К сожалению, не удалось составить полную картину

по данному показателю по годам. В период с 2012 по 2015 г. статистика в отчетах ФТС России отражена в табл. 2.

Таблица 1

Суммы таможенных платежей, возвращенные из федерального бюджета по решениям судебных органов и по результатам проведенного ведомственного контроля ФТС России, млрд руб.

Год Суммы полученных таможенных платежей Суммы возвращенных таможенных платежей Доля, %

2013 6 565,40 9,68 0,147

2014 7 100,60 11,78 0,166

2015 4 933,20 6,44 0,131

2016 4 406,80 2,70 0,061

2017 4 575,70 5,60 0,122

2018 6 063,20 1,60 0,026

2019 5 729,10 1,00 0,017

Составлено по: [4].

Таблица 2

Суммы таможенных платежей, пеней и штрафов, доначисленных и взысканных

Год Начислено Взыскано Доля, %

2012 5 065 2 525 49,85

2013 5 883 3 693 62,77

2014 7 303 2 933 40,16

2015 8 900 3 827 43,00

Составлено по: [4].

Доля в 2013 г. по статистике таможенных органов и данным распоряжения Правительства РФ отличаются на 9 % (63 % и 72 % соответственно). В связи с этим расхождением и отсутствием прямых расчетов со стороны ФТС России, затруднительно оценить качество выполнения данного показателя за весь период действия Стратегии-2020.

Необходимо отметить два аспекта. Первый - показатель действительно направлен на повышение качества деятельности таможенных органов. Второй -показатель тесно взаимосвязан с суммами возвращенных таможенных платежей. Поскольку этот показатель улучшился в динамике, то можно предположить, что суммы, подлежащие к взысканию, были начислены обосновано, однако могут быть проблемы с самой процедурой получения денежных средств, которая в свою очередь зависит не только от ФТС России, но и от судебной и правоохранительной системы РФ.

Если подводить промежуточный итог достижения целевых показателей, то можно сказать, что формально два из трех показателей были достигнуты. Однако

эти показатели не носили характера, нацеленного на улучшение деятельности и увеличение доходов бюджета. Таким образом, сами ключевые показатели, на наш взгляд, были выстроены недостаточно корректно, что и не позволяет оценить по ним фактические результаты фискальной деятельности ФТС России.

Если оценивать работу по полученным данным, то можно сказать, что таможенные органы улучшили свою работу в области соблюдения законодательства, что выражается в снижении количества возвращенных сумм. однако в области исполнения бюджета по доходам возникают вопросы в области качества планирования: либо прогнозирование поступлений было выполнено предельно точно, либо планы были занижены, что позволяло их выполнять и перевыполнять ежегодно.

Все задачи в сфере фискальной деятельности ФТС России, указанные в Стра-тегии-2020, которые должны были привести к достижению запланированных значений показателей, можно представить в рамках следующих трех групп.

1. Автоматизация таможенных процедур в области начисления, уплаты, контроля за уплатой и взысканием средств.

2. Развитие удаленной (электронной) подачи документов и оплаты платежей и сборов.

3. Упрощение таможенных процедур в области получения отсрочки, рассрочки, а также установление возможности выпуска товаров под обеспечение уплаты.

Структуризация задач позволяет увидеть единую цель - цифровизация деятельности таможенных органов без потери качества в области фискальной функции. На наш взгляд, это важный момент, так как он не вступает в противоречие с целевыми показателями по данному направлению.

В связи с вышесказанным, оценим достижение цели цифровизации. Со слов первого заместителя руководителя ФТС России Р. Давыдова, в сентябре 2008 г. через интернет была подана первая электронная декларация. После этого события было принято решение о распространении технологии на все таможенные посты. К 2014 г. электронное декларирование было сделано обязательным [5].

Для объективности оценки, обратимся к статистическим данным. В отчете ФТС России за 2013 г. было указано, что за год в таможенные органы подано более 4,4 млн деклараций на товары в электронном виде с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», что составило около 98,6 % от общего количества деклараций на товары (в 2012 г. - 85,7 %) [4, 2013 г., с. 18]. Можно сделать вывод, что на момент составления стратегии развития до 2020 года планировалось полностью перейти на обязательное электронное декларирование, что и было сделано в 2014 г. (размер показателя за год составил 99,16 % [4, 2014 г., с. 4]).

Важным аспектом в цифровизации стало создание центров электронного декларирования (ЦЭД). Первый ЦЭД заработал 12 января 2011 г. [7]. К 2020 г. должно было быть введено в эксплуатацию 16 ЦЭД [5]. На 27 февраля 2020 г. функционировало 12 центров и 4 готовились к открытию [5].

В 2018 г. в ЦЭД подано 33,6 % от общего количества электронных деклараций на товары [4, 2018 г., с. 2]. В 2019 г. в ЦЭД подано 67,9 % электронных деклараций на товары [4, 2019 г., с. 2].

Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года ключевыми направлениями совершенствования фискальной функции с использованием передовых информационных технологий станут:

- создание условий для упрощения исполнения плательщиками обязанности по уплате таможенных платежей и самостоятельного управления через личный кабинет денежными средствами, находящимися на их единых лицевых счетах;

- развитие института использования плательщиками механизма изменения сроков уплаты таможенных платежей с применением инструмента отсрочек (рассрочек);

- дальнейшая трансформация технологий взыскания задолженности по таможенным платежам [3, подраздел 2 раздела IV].

Анализируя вышеперечисленное, можно сказать, что дальнейшее совершенствование фискальной функции будет нацелено на ускорение самих процедур за счет увеличения уровня и качества цифровых технологий. Вследствие этого может уменьшиться административная нагрузка на участников ВЭД, что приведет к росту инвестиционной привлекательности России в целом.

При этом в Стратегии-2030 отсутствуют целевые показатели, отражающие фискальную составляющую деятельности таможенных органов, за исключением показателя «Доля документов в отчетном периоде, применяемых в электронном виде при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней». Также следует отметить, что в рамках разработанного плана по реализации Стратегии-2030 [8] при совершенствовании фискальной функции ФТС России сосредоточит внимание на развитии системы межведомственного взаимодействия и электронного взаимодействия с кредитными организациями. Основное направление - открытость, честность и удобство для участников ВЭД - что само по себе очень хорошая цель, которая несомненно будет способствовать увеличению росту внешнеторгового товарооборота.

Таким образом, в ходе работы проанализирована деятельность ФТС России в области совершенствования реализации фискальной функции на основе Стратегии развития таможенных органов до 2020 года и определены дальнейшие преемственные задачи в этой области согласно Стратегии-2030.

Анализ документов привел к выводу, что на 2019 г. первые два целевых значения Стратегии-2020 выполнялись. Целевые значения не носили характера, направленного на совершенствование процессов. Однако сама работа ФТС России улучшилась, особенно в области соблюдения законодательства.

Анализ задач Стратегии-2020 позволил установить, что глобальной целью, написанной «между строк» была цифровизация таможенных органов без потери качества в области взимания платежей. После выявления данной цели были проанализированы действия ФТС России и установлено, что уже в 2014 г. более 99 % деклараций были электронными, таможенная система изменилась и в ее структуре появились центры электронного декларирования, фактическое число которых к началу 2020 г. составляло 12.

Рассмотрение фискальной функции ФТС России в сфере развития таможенной службы до 2030 г. дает возможность положительно оценить общий характер планируемых усовершенствований - открытость, честность и удобство. Однако неоднозначным вопросом остается отсутствие на уровне стратегии целевых

показателей, по которым будет оценена работа в этом направлении, что в будущем позволит руководству таможенных органов скоординировать оценку итога выполнения амбициозных задач, как это было с показателем доли суммы платежей, возвращенных плательщикам по решению суда, целевое значение которого на момент принятия Стратегии-2020 было занижено в 25 раз (5 % цель, при фактических 0,015 %).

Таким образом, система планирования достижения результатов фискальной деятельности носит вариативный характер и наряду с общей направленностью на развитие цифровизации деятельности позволяет подойти к вопросу оценивания результатов недостаточно однозначно и по существу.

Список литературы

1. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/ strategy/document/87092.

2. О внесении изменений в раздел IV Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 612-р. URL: https://customs.gov.ru/activity/ programmy-razvitiya/strategy/document/87235.

3. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р. URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_file/ 2020-06/03/2030.pdf.

4. Таможенная служба Российской Федерации: ежегодный сборник за 2012-2019 гг. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamo zhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.

5. TAdviser.ru. Интервью Руслана Давыдова о цифровом развитии таможни. URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/228587.

6. Баталов В. Е. Функционирование банковской системы России в условиях экономического кризиса // Скиф. 2019. № 12-2 (40). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/funktsionirovanie-bankovskoy-sistemy-rossii-v-usloviyah-ekonomicheskogo-krizisa.

7. Сальникова А. В. Центры электронного декларирования как основа электронной таможни // Вестник СИБИТа. 2018. № 3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsentry-elektronnogo-deklarirovaniya-kak-osnova-elektronnoy-tamozhni.

8. План мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года. URL: https://customs.gov.ru/storage/ document/document_file/2020-11/11/План%20мероприятий%20по%20реализа-ции%20стратегии%20развития.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.