Научная статья на тему 'Анализ инновационной деятельности: методологический аспект'

Анализ инновационной деятельности: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобанова Н.А.

В статье раскрываются особенности экономического анализа инновационной деятельности, предлагается аналитический инструментарий, необходимый для выбора инновационной стратегии. Особое внимание уделено вопросам оценки инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ инновационной деятельности: методологический аспект»

Управление инновациями и инновационной деятельностью

67

государственных и частных инвестиций, эффективность патентной деятельности, динамика изменения рабочих мест в МИП и т.п.

3. Показатели удовлетворенности представителей малого инновационного бизнеса государственной поддержкой и стимулирующими мероприятиями. Для получения показателей удовлетворенности необходимо проводить опрос представителей малого инновационного бизнеса на предмет их оценки реализации мероприятий их поддержки и стимулирования. В дополнение к опросу возможно проведение интервью с лидерами мнений от малого инновационного предпринимательства, обращение ко вторичным исследованиям и к экспертам.

Указанные три группы показателей позволят получить комплексную оценку реализации мер государственной поддержки и стимулирования малого инновационного предпринимательства. Отбор показателей и сбор данных для их определения составляет направление для дальнейшего исследования.

Список литературы:

1. https://mip.extech.ru/reestr/reestr.php.

2. Дырдонова А.Н., Трансфер инновационных технологий в промышленном секторе Германии: кластерный подход / А.Н. Дырдонова, Р.И. Зинурова, Е.С. Андреева, А.А. Стародубова // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т 17, № 3. - С. 349-353.

3. Лебедев К.В. Сравнительная оценка эффективности финансирования науки из региональных бюджетов / К.В. Лебедев, Ф.Ф. Глисин, В.В. Калюжный // Инноватика и экспертиза. - 2014. - Выпуск 1 (12). - С. 197-209.

4. Стародубова А.А. Трансфер технологий в химическом производстве: методологический подход / А.А. Стародубова, А.Н. Дырдонова, Е.С. Андреева, Р.И. Зинурова // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - Т 16, № 4. - С. 300-303.

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Лобанова Н.А.*

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

В статье раскрываются особенности экономического анализа инновационной деятельности, предлагается аналитический инструментарий, необходимый для выбора инновационной стратегии. Особое внимание уделено вопросам оценки инновационного потенциала.

Ключевые слова инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационная стратегия.

Аспирант кафедры «Экономический анализ».

68 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Важнейшей чертой экономики XXI века стал ее переход на новую, инновационную стадию развития. В современных условиях успешное внедрение наукоемких нововведений становится уже не преимуществом, доступным только для лидеров рынка, а необходимым условием поддержания конкурентоспособности и долгосрочной устойчивости организации. Фактически в эпоху экономики знаний именно производство интеллектуального продукта становится важнейшим фактором роста. Выжить в условиях агрессивной среды могут только те организации, которые готовы оперативно реагировать на изменения конъюнктуры, переориентировать производство на выпуск новой продукции и перестраивать бизнес-процессы, утрачивающие эффективность.

Такая философия ведения бизнеса по смыслу очень близка к ставшей популярной в последнее время концепции «устойчивого развития», смысл которой заключается в гармоничном развитии общества при помощи инвестиций, эффективного использования природных ресурсов и возможностей личности с целью удовлетворения текущих потребностей и формирования возможностей для удовлетворения потребностей будущих поколений.

Следует отметить, что термин «устойчивое развитие» несколько противоречив, что еще больше сближает его с проблемами инноватики. Так, развитие подразумевает под собой переход системы из одного качественного состояния в другое, то есть выход ее из равновесия. Устойчивость же, напротив, предполагает стабильное нахождение системы в равновесном состоянии. В свою очередь инновации сами по себе нарушают равновесное состояние системы, заставляя привычные процессы работать по-другому. Однако конечной целью инновационной деятельности является обеспечение конкурентоспособности и устойчивости организации в будущем.

Таким образом, инновационная деятельность становится одним из главных инструментов устойчивого развития, что влечет за собой необходимость включения этого аспекта деятельности организации в схему анализа устойчивого развития [2].

При избрании инновационной стратегии механизм устойчивого развития приобретает некоторые особенности, такие как, например, ориентация на долгосрочную перспективу, координация инновационной, маркетинговой и производственной деятельности, направленность на получение и поддержание конкурентных преимуществ, а также высокая степень неопределенности и риска.

Учитывая вышесказанное, следует сделать вывод о том, что принятие решения об осуществлении единичного инновационного проекта или о переходе на инновационный путь развития должно сопровождаться максимально точным и глубоким анализом своих инновационных возможностей и инновационной репрезентативности ниши, а также достоверной оценкой рисков инновационной деятельности. Исходя из этого, для формирования

Управление инновациями и инновационной деятельностью

69

инновационной стратегии организации проводится стратегический анализ, осуществляемый по следующей схеме:

I. Анализ сложившейся инновационной ситуации.

Такой анализ является исходным пунктом для формирования инновационной стратегии организации, от достоверности и полноты выполнения которого во многом будет зависеть дальнейшее развитие предприятия. В рамках этого этапа необходимо раскрыть цели и задачи инновационного развития, оценить текущий уровень инновационного потенциала, применяемую на текущий момент инновационную стратегию и дать заключение по рискам инновационной деятельности (в особенности это имеет отношение к факторам внешней и внутренней среды организации, а также к конкурентным позициям фирмы-инноватора).

Цели и задачи инновационного развития, во-первых, должны согласовываться с миссией, целью и задачами организации в целом, во-вторых, должны отвечать интересам стейкхолдеров и, в-третьих, способствовать поддержанию долгосрочной устойчивости организации. Отметим, что инновационное развитие и само по себе может быть одной из задач организации на средне- и долгосрочную перспективу. На наш взгляд, наиболее оптимальным подходом к целеполаганию является определение нескольких стратегических целей с дальнейшей их конкретизацией в соответствии с действующими бизнес-процессами.

Далее, имея перед собой цель в качестве той точки, к которой организация стремится, необходимо ответить на несколько вопросов:

1. Какие ресурсы необходимы для реализации выбранной цели?

2. Какими из необходимых ресурсов мы располагаем?

3. Какие действия необходимо предпринять для получения недостающих компонентов?

Ответы на поставленные выше вопросы призван дать анализ инновационного потенциала предприятия. Учитывая то, что в состав инновационного потенциала входят различные по качеству компоненты, и методика их анализа должна быть разной.

На этом этапе важно определить последовательность анализа компонентов инновационного потенциала. Традиционно мы включаем в его состав финансы, маркетинг, персонал и технологии, а в качестве катализаторов инновационной активности выделяем информационную и организационноуправленческую составляющие. По нашему мнению, последовательность анализа компонентов инновационного потенциала должна определяться исходя из логики жизненного цикла инноваций.

Так, на стадии разработки необходимо провести маркетинговые исследования в соответствующем сегменте рынка, теоретические и экспериментальные разработки.

Переводя это на язык аналитического инструментария, отметим, что необходимо использовать следующие методы анализа:

70 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

- SWOT-анализ для оценки своих сильных и слабых сторон;

- PEST-анализ для определения влияния факторов внешней среды;

- ABC-анализ и VEN-анализ для выбора наиболее перспективного продукта;

- Бенчмаркинг для определения позиций среди конкурентов и т.д.

Таким образом, первым этапом анализа инновационного потенциала

является оценка маркетингового компонента. Следующим шагом, опять же соответствующим жизненному циклу инноваций, является анализ предварительной эффективности опытно-конструкторских работ.

Результатом такого анализа должно быть технико-экономическое обоснование эффективности работ, из самого названия которого вытекает то, что анализу будут подвергнута технологическая и финансовая составляющие инновационного потенциала.

На данном этапе необходимо будет определить такие показатели, как себестоимость внедряемого продукта, эффективность используемых ресурсов, влияние проекта на финансовое состояние компании и т.д. Следовательно, в качестве инструментов анализа можно предложить [3]:

- Инвестиционный анализ для оценки привлекательности проекта;

- Анализ инновационных затрат с использованием различных систем учета, например, в особенности актуальным для инновационной продукции будет таргет-костинг;

- Функционально-стоимостной анализ;

- Сетевое планирование (метод PERT, график Ганта).

Результатами анализа на данном этапе должны стать предварительная

оценка цены и себестоимости нового продукта и эффективности проекта в целом.

Далее, на стадии первичного освоения инновации, на первый план выступают вопросы реализации на практике того, что описано в техническом задании и бизнес-плане. Таким образом, необходим постоянный контроль над производством нового продукта и мониторинг основных целевых показателей. Это снова возвращает нас к оценке финансового и технологического компонента.

Основными задачами анализа на данном этапе выступают:

- Оптимизация соотношения цены, затрат и объема производства;

- Сравнение финансовых результатов с запланированными;

- Повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов.

Исходя из поставленных задач, на данном этапе на первый план выходят такие методы, как CVP-анализ, GAP-анализ, анализ финансовых коэффициентов и т.д.

На этапе массового производства инновационного продукта значение приобретает анализ динамики и темпов роста производства и сбыта про-

Управление инновациями и инновационной деятельностью

71

дукции, аудит бизнес-процессов, анализ зависимости от основных поставщиков и покупателей и т.д. Исходя из этих предпосылок, на стадии массового производства особое внимание нужно обратить на рыночные позиции и финансовый успех проекта.

По насыщении рынка новым продуктом, грамотный инновационный менеджмент должен максимально продлить стадию зрелости, а затем обеспечить мягкий уход продукта с рынка.

На стадии зрелости необходимо продолжать мониторинг основных финансовых показателей, разрабатывать рекомендации по повышению конкурентоспособности и, возможно, производству модифицированного продукта. При этом допустимо применение таких методов, как анализ чувствительности, метод дерева решений, сравнительный анализ, расчет основных финансовых показателей (EVA, динамика продаж, динамика прибыли, ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость).

Безусловно, главную роль на этой стадии необходимо отдать анализу финансовой составляющей. Технологические процессы, равно как и маркетинговые позиции на данном этапе остаются стабильными.

Стадия спада характеризуется резким падением спроса на продукцию, и как следствие, выручки и прибыли. Основные задачи, которые необходимо решить на этом этапе - минимизация издержек ликвидации проекта и выявление новых потенциальных возможностей роста. Вместе с тем, начало жизненного цикла следующего инновационного проекта не должно совпадать с окончанием цикла предыдущего, цикл должен начинаться намного раньше, на стадии зрелости предыдущего инновационного проекта. Логика такого подхода заключается в том, чтобы доходами одного проекта покрывать издержки на разработку следующего. Если же совместить стадию спада одного проекта со стадией разработки другого, компании-инноватору придется нести существенные издержки, не получая при этом доход.

Следуя логике изложения материала, после описания схемы анализа инновационного потенциала на каждой из стадий жизненного цикла инноваций, нам необходимо принять во внимание такой важный аспект инновационной деятельности, как ее рисковый характер.

Инновационная деятельность, как правило, сопряжена с большей неопределенностью, нежели любая другая. Именно это является одним из факторов, сдерживающих инновационную активность российских предприятий. Поэтому оценка рисков, присущих инновационному проекту, является одной из первостепенных задач аналитика как на стадии выбора инновационной стратегии, так и по мере ее реализации.

В наиболее общем смысле под риском инновационной деятельности понимают совокупность рисков, присущих конкретному проекту и рисков, характерных для бизнес-процессов в целом. Однако в целях анализа более целесообразно использовать концепцию узкого понимания инновационного риска, как вероятности потерь при вложении средств в производство продук-

72 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

та, который не найдет ожидаемого спроса на рынке либо при финансировании управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Отметим, что оценка рисков - это не финальный шаг, а всего лишь одна из ступеней управления рисками. Управление рисками включает в себя идентификацию рисков, их оценку и дальнейшую разработку и реализацию мероприятий по снижению рисков до приемлемого для предприятия уровня.

Общую схему управления рисками в инновационной деятельности можно представить следующим образом [4]:

1. Выявление факторов и объектов риска, идентификация конкретных видов рисков;

2. Определение методики управления рисками, выбор стратегии;

3. Составление плана мероприятий по управлению рисками;

4. Идентификация рисков;

5. Качественная оценка рисков;

6. Количественная оценка рисков

7. Мониторинг рисков и контроль исполнения плана;

8. Оценка результатов управления рисками.

Управление рисками в компании должно иметь системный и стратегический характер, это скорее часть управления инновационной деятельностью в целом, чем характеристика конкретного инновационного проекта. Фактически, задача минимизации рисков - это оборотная сторона вопроса об эффективности инновационной деятельности.

Далее, имея аналитическую базу, фирма-инноватор может приступать к формированию портфеля инновационных проектов - это вторая стадия выбора инновационной стратегии.

II. Формирование портфеля инновационных проектов.

Задача построения портфеля проектов сложна и предполагает учет и регулирование большого количества параметров. В наиболее общем виде она сводится к следующему: все проекты имеют вводные параметры (например, ресурсоемкость, эффективность и пр.), в процессе реализации оказывают влияние друг на друга, и в конечном итоге должны приносить ожидаемый эффект. Исходя из этого, нам представляется возможным использовать следующую схему анализа инновационного портфеля [1]:

1. Составление перечня возможных проектов. Полная формализация этого этапа, разумеется, невозможна, однако на настоящий момент уже разработаны методы поддержки принятия и синтеза решений для такого рода задач. Также удобно пользоваться, например, SWOT-анализом, то есть искать возможности для роста на пересечении своих инновационных преимуществ и недостатков. Это позволит определить направления, в которых следует двигаться в поисках инновационных проектов.

2. Формирование критериев оценки проектов в портфеле в соответствии со стратегическими целями организации.

Управление инновациями и инновационной деятельностью

73

Наметив потенциальные проекты на первом этапе, следует предложить критерии их дальнейшего отбора - как правило, это различные виды эффективности - экономическая, социальная, экологическая.

3. Расчет ресурсных потоков портфеля. Этот этап необходим в целях контроля за балансом ресурсов в условиях их ограниченности.

4. Построение и анализ матрицы синергетических эффектов для всего портфеля.

Данный этап необходим в целях анализа сбалансированности инновационного портфеля - наличие разнонаправленных проектов может нивелировать положительный эффект от внедрения и привести к негативным последствиям для организации.

5. Общая оценка эффективности портфеля.

Помимо классических методов оценки эффективности инновационных проектов на данном этапе применяют механизмы свертки для формирования критериев обобщенной эффективности портфеля.

Завершающим этапом предлагаемой схемы является исполнение и, как следствие, контроль за реализацией инновационной стратегии.

III. Реализация и контроль инновационной стратегии.

Система контроля инновационной деятельности на предприятии включает следующие элементы [5]:

- текущий контроль инновационной деятельности, то есть мониторинг реализации инновационной стратегии;

- стратегический контроль инновационной деятельности, а именно корректировка целевых показателей или плана мероприятий по достижению заданных стратегией параметров роста.

Помимо стандартного контроля, существенное значение в современных условиях принадлежит стратегическому контролю инновационной деятельности и, соответственно, своевременной корректировке инновационной стратегии, с учетом изменившихся целей и задач организации, а также сложившихся реалий ее операционной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, стратегическое планирование инновационной деятельности должно согласовываться с долгосрочными целями организации и сопровождаться тщательным анализом внутренней и внешней среды. Предложенная нами схема анализа позволяет на основе анализа текущего состояния организации выявить и оценить возможности для будущего инновационного развития при наиболее эффективном использовании имеющихся ресурсов.

Список литературы:

1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Стратегический анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Модель многокритериального анализа деятельности инновационных организаций: Учебное пособие. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.

74 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

2. Васин Н.С. Инновационность и устойчивость: проблемы комплементарности // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 1.

3. Гусева И.Б., Клюева М.А. Методическое сопровождение процесса управления финансами при внедрении инновационных продуктов предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 25.

4. Егоров А.Ю., Пилипенко П.П., Снитко Н.О Методы идентификации рисков инновационного проекта // Инновации и инвестиции. - 2014. - № 4.

5. Евтушенко Е.В., Юсупова Э.Р. Разработка механизма формирования стратегии инновационного развития предприятия // Инновации и инвестиции. - 2014. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.