Научная статья на тему 'Оценка результатов поддерживающих и стимулирующих мероприятий в сфере малого инновационного предпринимательства'

Оценка результатов поддерживающих и стимулирующих мероприятий в сфере малого инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гатина Л.И.

Рассматриваются возможные модели оценки мер поддержки и стимулирования малого инновационного бизнеса на базе научно-образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов поддерживающих и стимулирующих мероприятий в сфере малого инновационного предпринимательства»

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ И СТИМУЛИРУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Гатина Л.И.*

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань

Рассматриваются возможные модели оценки мер поддержки и стимулирования малого инновационного бизнеса на базе научно-образовательных учреждений.

Ключевые слова: малое инновационное предпринимательство, поддержка малого предпринимательства, инновационное развитие, показатели оценки.

Ориентация на инновационное развитие является необходимым условием для ухода от сырьевой модели экономики. И главную роль в осуществлении такого сложного перехода должно играть государство, на котором лежит обязанность обеспечивать и создавать правила и формировать институты инновационной экономики, основанной на знаниях. Для формирования экономики знаний направлены усилия по созданию институтов поддержки и взращивания инновационных инициатив, инновационных компаний, прорывных и перспективных технологий, определены направления научно-технического развития. Однако сложность в коммерциализации новых технологий состоит в слабых взаимосвязях между промышленностью и научноисследовательским сектором, используются до сих пор оставшиеся еще с советского периода каналы и связи передачи технологий и знаний, но самое главное, в недостаточном спросе на инновации со стороны хозяйствующих субъектов.

Институционализация трансфера инноваций из научно-исследовательской сферы в производственную происходит медленно, наука и бизнес постепенно формируют инновационное пространство и взаимосвязи в нем. Взаимодействие с промышленными предприятиями необходимо, однако это не должен быть единственный канал трансфера технологий. Для расширения видов возможных каналов передачи и расширения ассортимента и количества инновационной продукции на рынке, ускорения трансфера технологий, кооперирования науки и бизнеса в 2009 году был принят федеральный закон № 217, который позволил научно-образовательным учреждениям участвовать в создании и функционировании малых предприятий, нацелен-

* Доцент кафедры Государственного, муниципального управления и социологии, кандидат социологических наук.

64 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

ных на внедрение технологий и разработок. Таким образом, появился институт инновационного пояса университетов и научно-исследовательских организаций, через который исследователи и разработчики могут реализовать и коммерциализовать свои инновационные технологии и продукты.

По данным Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» на март 2015 г. малые инновационные предприятия имеют 416 вузов и НИИ, общее количество малых инновационных предприятий (МИП) составляет - 2723 [1].

Прошло уже пять лет с даты выхода федерального закона, в течение которых вузы и НИИ пытаются найти удобные формы функционирования МИПов в их стенах.

Выделяют две основные стратегии инновационной деятельности и реализации знаний (интеллектуального капитала) компаний вне зависимости от их специализации и отрасли. Закрытая стратегия - заключается в том, что компания фокусируется на основном направлении своего бизнеса, а все побочные отсекаются (специализация). В открытой стратегии, напротив, процесс развития основного бизнеса сопровождается одновременным запуском небольших непрофильных или частично-профильных, но перспективных, с коммерческой точки зрения и не сложных для осуществления компанией, проектов (диверсификация) которые приобретают форму спин-аут компаний. Второй вариант стратегии и предлагается для коммерциализации вузовских инноваций, что должно облегчить трансфер технологий из сферы создания в сферу применения.

По опыту зарубежных аналогов взращивания спин-компаний при вузах можно сказать, что они имеют хороший шанс на успех, так как не только используют интеллектуальный капитал и иные ресурсы вуза (материнской компании), но и потому, что в постиндустриальных экономиках они привлекают внимание потенциальных инвесторов и получают хорошие шансы на финансирование со стороны государственных и частных венчурных фондов. Если такая компания находит свое место на рынке и начинает приносить прибыль, материнская компания может вернуть затраченные ресурсы и средства, а также получить прибыль. Такие компании необходимо создавать при следующих условиях:

- оригинальная идея или технология, потенциально способная заинтересовать внешних инвесторов;

- профиль разработки находится за переделами экспертизы или бизнес-фокуса материнской компании;

- риски проекта высоки, но преодолимы или управляемы материнской компанией;

- организация поиска потенциальных инвесторов для снятия финансовых рисков с материнской компании.

Управление инновациями и инновационной деятельностью

65

Учитывая особенности создания и функционирования МИП при вузах и НИИ, следует указать на необходимость особенных методик оценки предпринимаемых мер поддержки и стимулирования данных хозяйствующих субъектов. Но в связи с этим встает вопрос об унификации собираемой информации, которая позволила бы объективно оценивать результативность деятельности МИП. Для чего предлагается использовать модель, основанную на следующих количественных показателях:

- количество созданных МИПов;

- количество закрытых МИПов;

- объем прибыли МИПов;

- объем привлеченных инвестиций;

- размер дохода, генерируемого МИПами;

- стоимость компаний при продаже МИП;

- рыночная стоимость проданных МИПов [2, с. 350].

В дополнение к количественным оценками эффективности создания МИПов вузами и НИИ, важно также оценивать и качественные аспекты процесса, такие как состояние научно-исследовательского задела и готовности продукта (технологии), этап жизненного цикла предприятия, продолжительность жизни создаваемых предприятий, отзывы заказчиков, темп роста компаний и т.п. Для этих целей предлагаются модели оценки на основе интегральных индексов эффективности бюджетного финансирования, индекс научного потенциала [3, с. 205] и другие.

Деятельность МИП может быть оценена на основе сравнения с результатами деятельности остальных субъектов экономики по следующим показателям:

- передача и приобретение прав на патенты;

- передача и приобретение лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей;

- передача и приобретение беспатентных результатов и разработок;

- передача и приобретение ноу-хау, соглашений на передачу технологий;

- передача и приобретение оборудования;

- число фирм осуществляющих экспорт и импорт технологий по странам партнерам;

- число фирм участвующих в совместных проектах разработок и исследований;

- число совместных проектов разработок и исследований;

- число фирм участвующих в совместных проектах разработок и исследований по типу партнерства;

- число фирм участвующих в совместных проектах разработок и исследований по типу кооперационных связей [4, с. 302].

Вышеуказанные показатели характеризуют научно-исследовательскую, производственную и проектную деятельность МИПов. Таким образом,

66 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

трансфер химических технологий может быть реализован от начала и до конца в рамках предприятий, функционирующих как инновационный пояс вокруг вуза. Но МИПы при вузах не замкнуты только на себе и на ресурсы материнской организации, они встраиваются в инновационную систему региона и страны в целом, поскольку выходят на российский и зарубежные рынки продаж своих технологий и продуктов, участвуют в конкурсах и программах поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах федерации, конкурируют за финансовые ресурсы в виде грантов и инвестиций. МИП функционируют в институциональных условиях, создаваемых прежде всего мерами государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Необходимо выделять инерционные процессы в сфере инновационного предпринимательства и процессы, обусловленные вмешательством государственных органов управления и регулирования. Это разделение позволит определить наиболее эффективные мероприятия поддержки и стимулирования.

Оценка деятельности по поддержке и стимулированию инновационной деятельности не может опираться только на количественных показателях статистики. Эффективность государственного управления в настоящее время рекомендуется определять не только традиционно статистическим методом. Целесообразно иметь модель оценки, включающую три группы показателей:

1. Показатели объема выполненных мероприятий, которые позволяют измерять их результаты путем статистических наблюдений. Для целей оценки поддержки и стимулированию в сфере малого инновационного предпринимательства такими могут стать количество предприятий, объем их прибыли, объем привлеченных инвестиций, объем выпускаемой инновационной продукции, динамика изменения количества рабочих мест и другие. Недостаток подобных традиционных параметров исследуемого явления состоит в том, что они не всегда свидетельствуют о действительно полученных качественных или количественных результатах оказываемой поддержки МИП.

2. Показатели эффекта выполненных мероприятий, которые позволяют перейти от оценки сделанного к оценке достигнутого результата. В нашем случае результат достигается под влиянием внешних факторов и является итогом взаимодействия участников инновационной сферы. Определение эффекта выполненных мероприятий является сложной задачей, поскольку относятся к удельным или структурным показателям и индексам. Применительно к поддержке и стимулированию малого инновационного предпринимательства можно предложить такие показатели, как уровень интеграции между участниками инновационного процесса (развитие тройной спирали инноваций), отраслевая структура инновационного предпринимательства, доля успешных инновационных проектов, экономический эффект от

Управление инновациями и инновационной деятельностью

67

государственных и частных инвестиций, эффективность патентной деятельности, динамика изменения рабочих мест в МИП и т.п.

3. Показатели удовлетворенности представителей малого инновационного бизнеса государственной поддержкой и стимулирующими мероприятиями. Для получения показателей удовлетворенности необходимо проводить опрос представителей малого инновационного бизнеса на предмет их оценки реализации мероприятий их поддержки и стимулирования. В дополнение к опросу возможно проведение интервью с лидерами мнений от малого инновационного предпринимательства, обращение ко вторичным исследованиям и к экспертам.

Указанные три группы показателей позволят получить комплексную оценку реализации мер государственной поддержки и стимулирования малого инновационного предпринимательства. Отбор показателей и сбор данных для их определения составляет направление для дальнейшего исследования.

Список литературы:

1. https://mip.extech.ru/reestr/reestr.php.

2. Дырдонова А.Н., Трансфер инновационных технологий в промышленном секторе Германии: кластерный подход / А.Н. Дырдонова, Р.И. Зинурова, Е.С. Андреева, А.А. Стародубова // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т 17, № 3. - С. 349-353.

3. Лебедев К.В. Сравнительная оценка эффективности финансирования науки из региональных бюджетов / К.В. Лебедев, Ф.Ф. Глисин, В.В. Калюжный // Инноватика и экспертиза. - 2014. - Выпуск 1 (12). - С. 197-209.

4. Стародубова А.А. Трансфер технологий в химическом производстве: методологический подход / А.А. Стародубова, А.Н. Дырдонова, Е.С. Андреева, Р.И. Зинурова // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - Т 16, № 4. - С. 300-303.

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Лобанова Н.А.*

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

В статье раскрываются особенности экономического анализа инновационной деятельности, предлагается аналитический инструментарий, необходимый для выбора инновационной стратегии. Особое внимание уделено вопросам оценки инновационного потенциала.

Ключевые слова инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационная стратегия.

Аспирант кафедры «Экономический анализ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.