ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 33.332.055.2
Е. С. Андреева, А. Н. Дырдонова, А. А. Стародубова,
Р. И. Зинурова
СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Ключевые слова: инновационная активность, государственно-частное партнерство, технополис, технопарк.
В статье выявлены и проанализированы преимущества государственно-частного партнерства, которые способствуют становлению и развитию в стране и в регионах инновационного предпринимательства. К таковым, прежде всего, относятся возможность софинансирования, содействие и заинтересованность государства в развитии инноваций, а также ускоренное развитие инновационной инфраструктуры, благодаря которой становится возможным трансферт технологий.
Keywords: innovative activity, public-private partnership, technopolis, technopark.
In the article identified and analyzed the benefits of public-private partnerships that contribute to the establishment and development in the country and the regions of innovative business. These advantages consist in possibility of joint financing, assistance and interest the states in development of innovations, and also the accelerated development of innovative infrastructure, thanks to which there is possible a transfer of technologies.
Сегодня малые и средние предприятия часто узкоспециализированны в своей деятельности, что повышает важность эффективного взаимодействия таких предприятий с другими фирмами и государственными учреждениями, в том числе в области научных исследований и разработок и, потенциально, в области коммерциализации идей и инновационной активности.
Определяющим фактором для осуществления активной инновационной деятельности являются финансы, которых часто недостает для выполнения инновационных проектов. А малым и средним предпринимательским единицам гораздо труднее, чем крупным фирмам, получить внешнее финансирование.
Обобщенный отечественный и зарубежный опыт подтверждает сведения о том, до какой степени финансовые ограничения влияют на способность предпринимателей осуществлять инновации.
Одним из перспективнейших инструментов решения этой проблемы выступает механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).
В рамках проектов государственно-частного партнерства взаимодействие сторон имеет равноправный характер, то есть соблюдается паритет, баланс обоюдных интересов.
Реализация проектов на основе ГЧП позволяет не только консолидировать ресурсы сторон для осуществления инноваций, но имеет и ряд других преимуществ, как для предпринимателей, так и для государства. Эти преимущества представлены в таблице 1.
Несмотря на большое количество преимуществ проектов государственно-частного партнерства, вопрос финансирования остается одним из самых важных. Основная проблема низкой инновационной активности предпринимателей, как уже упоминалось, - это нехватка финансовых ресурсов. В большинстве проектов государственно-
частного партнерства, реализуемых сегодня в России, эта проблема решена, на наш взгляд, очень грамотно, а именно, на начальном этапе реализации проектов большую часть финансовой нагрузки берет на себя именно государство в лице федеральных и региональных органов власти. Это подтверждают данные по проектам, реализуемым сегодня в РФ.
Таблица 1 - Преимущества государства и предпринимателей от участия в проектах ГЧП
Преимущества для частного бизнеса Преимущества для государства
- доступ к новым сегментам рынка; - новые инвестиционные возможности и новые источники дохода; - протекционизм и содействие государства в реализации инновационных проектов; - государственные гарантии для инновационных проектов и возможности их софинансирования; - возможность привлечения субсидий и других финансовых инструментов для долгосрочного инвестирования; - долевое участие и долевая ответственность за реализацию инновационных проектов; - снижение рисков и возможность реализации масштабных проектов, которые невозможно профинансировать без государственной поддержки; - возможность диалога с Правительством и др. - повышение бюджетной и социально-экономической эффективности реализации проектов; - снижение социальноэкономических рисков при осуществлении крупных проектов; - обеспечение развития инфраструктуры более ускоренными темпами и возможность предоставления более качественных услуг; - привлечение не только средств, но и опыта частного сектора в области инновационного менеджмента; - более быстрая реализация наиболее важных проектов; - ускорение развития регионов; - повышение народнохозяйственной эффективности; - улучшение механизмов и моделей оказания услуг и др.
Информация по некоторым из них представлена в
таблице 2.
Государство осуществляет вложения в инженерную инфраструктуру, что позволяет привлекать частных инвесторов для реализации конкретных инновационных проектов на территории, оснащенной современными
инженерными коммуникациями. Государство берет на себя также риски финансирования научноисследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, таким образом, стимулируя
инновационную активность предприятий. Подобным образом органы власти делают первый шаг, принимая на себя все основные риски по реализации проектов, в том числе инновационных, и приглашают бизнес к диалогу.
Таблица 2 - Финансирование проектов ГЧП
Бизнес, в свою очередь, чаще всего несет ответственность за проектирование, строительство, организацию производства и гарантированный сбыт высококачественной продукции.
Кроме того, очень важным является то, что большинство проектов ГЧП сегодня реализуются в форме технопарков и технополисов - значимых элементов инновационной инфраструктуры. Среди них можно отметить Технополис «Сколково», «Химград», «Новая Тура», Технопарки «Алабуга», «Дубна», «Идея» и множество других. В этих структурах создаются так называемые инкубаторы технологического бизнеса. Все это в совокупности позволяет получить современный индустриальный комплекс для размещения малых и средних производств, в которых производство, склад и офис размещаются в одном месте - это оптимизирует бизнес-процессы, упрощает осуществление оперативного управления и контроля качества.
Значимость таких структур для развития инновационного предпринимательства заключается в трансфертной технологии, то есть максимальном сближении науки и производства, освоении рынка наукоемкой продукции. Трансфертная технология связана с обеспечением быстрого и эффективного внедрения результатов научных исследований в практику, воплощением их как в пользующуюся сегодня повышенным спросом, так и ориентированные на завтрашние потребности продукцию, которая производится в рамках таких структур. Трансфертная деятельность непосредственным образом связана с развитием наукоемких производств, внедрением новейших научных достижений, созданием новых образцов продукции и повышением техникотехнологического уровня предприятий. Тем самым
она способствует становлению качественно новой экономики, существующей на базе высоких технологий.
Важной частью инновационных структур является создание комфортной среды обитания для работающих там компаний. Организация современной транспортной, бытовой, деловой и социокультурной инфраструктуры - приоритет развития технополисов и технопарков наряду с созданием условий для осуществления трансфертной технологии.
Развитие технополисов, технопарков, бизнес-инкубаторов неизбежно сопровождается мультипликационным эффектом, связанным с воздействием его научно-производственной сферы на укрепление и расширение обслуживающих и других социальных сфер. Благодаря такому эффекту появление и развитие таких структур инновационной экономики способствует выравниванию недостаточно развитых в социально-экономическом отношении периферийных районов и предполагает значительные изменения в их инфраструктуре.
Технополисы и технопарки - это также одна из разновидностей свободных экономических зон на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования, которые пользуются различными льготами, что наряду с развитой инфраструктурой обеспечивает эффективную разработку и внедрение современных технологий.
Инновационное обновление России было заявлено Правительством Российской Федерации как главный приоритет государственной стратегии развития страны. И механизм государственно-частного партнерства является как раз тем инструментом, при помощи которого государство помогает и поддерживает инновационное развитие современных предпринимателей.
Успешное развитие этого направления, на наш взгляд является приоритетным, поскольку оно обеспечивает устойчивое развитие страны и регионов в условиях всесторонней модернизации социально-экономической и политической жизни, что подтверждают отчеты о работе этих структур.
Таким образом, эффективное взаимодействие органов государственной власти с бизнес структурами, которое становится возможным в рамках проектов государственно-частного партнерств, положительно влияет на развитие инновационного предпринимательства в стране и в регионе, формирует инновационную инфраструктуру, которая, в свою очередь, является важным элементом инновационной экономики.
Реализация проектов государственночастного партнерства позволяет создать высокотехнологичную инфраструктуру, в которой компании малого и среднего бизнеса могут работать комплексно. Все перечисленные преимущества плюс концентрация людей, научных идей на площадках, дают сильнейший синергетический эффект в развитии инновационного предпринимательства и, соответственно, в выпуске инновационной продукции.
Литература
1. Е.С. Андреева, А.Н. Дырдонова, А.А. Стародубова,
Проект Общая стоимость, млрд.руб. Источник финансирования, %
Бюджет Частные инвестиции
Технополис «Сколково» 94 90,4 9,6
Технополис «Химград» 2,3 51,8 48,2
Камский индустриальный парк «Мастер» 1,93 63,4 36,6
Вестник КГТУ, 11, 184-189 (2012).
2. Е.С. Андреева, Материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные инженерные проблемы химических и нефтехимических производств и пути их решения». - Нижнекамск: НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 294 - 296 (2012).
3. А.Н. Дырдонова, А.А. Стародубова, Е.С. Андреева, Вестник КГТУ, 17, 246-251 (2012).
4. А.А. Стародубова, А.Н. Дырдонова, Е.С. Андреева, Вестник КГТУ, 17, 269-273 (2012).
5. Е.С. Андреева, А.Н. Дырдонова, А.А. Стародубова, Вестник КГТУ, 16, 256-260 (2012).
6. А.Н. Дырдонова Региональная экономика: теория и практика, 26 (209), 30-36 (2011).
© Е. С. Андреева - ст. преподаватель каф. экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, esandreeva-nk@rambler.ru; А. Н. Дырдонова - канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой экономики и управления, руководитель НИРС Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, danauka@lenta.ru; А. А. Стародубова -канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, иріх-nk@list.ru; Р. И. Зиннурова - д-р социол. наук, проф., директор Института управления инновациями КНИТУ, rushazi@rambler.ru.