ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 334.723
Е. С. Андреева, А. Н. Дырдонова, А. А. Стародубова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), механизм ГЧП, бюджетная нагрузка, инновационная
активность.
В статье проанализирована практика реализации проектов государственно-частного партнерства в Республике Татарстан. Выявлена взаимосвязь эффективной реализации проектов ГЧП с инновационным развитием территории. Определены необходимые условия успешного и эффективного развития сотрудничества государства и частного бизнеса в форме ГЧП. Предложены направления повышения привлекательности проектов государственно-частного партнерства для частного бизнеса.
Keywords: public-private partnership (PPP), mechanism of PPP, burden on the state budget, innovative activity.
The article analyzes the practice of implementing public-private partnership in the Republic of Tatarstan. The interrelation between the effective implementation of PPP projects with an innovative development of the territory was determined in article. The necessary conditions for successful and effective development of cooperation between the state and private business in the form of PPP and directions of improving the attractiveness of public-private partnership to private business are defined in this article.
Республика Татарстан имеет достаточно прочную основу для использования проектов ГЧП в качестве инструмента повышения инвестиционной привлекательности региона и наращения инновационного потенциала Республики. Об этом можно судить по тому перечню проектов государственно - частного партнерства, которые уже реализуются в Республике: Индустриальный парк «Камские Поляны» (ИП «Камские Поляны»), «Чистопольский индустриальный парк» (ИП
«Чистополь»), Камский индустриальный парк «Мастер» (КИП «Мастер»), Особая экономическая зона «Алабуга» (ОЭЗ «Алабуга»), Технополис «Химград» и др. Все основные характеристики анализируемых проектов представлены в таблице 1.
Проанализировав практику реализации проектов государственно-частного партнерства в Республике Татарстан можно сделать следующие выводы.
Большинство объектов строилось на ранее созданных объектах. В России в целом, и в Республике Татарстан в частности, имеется большое количество площадей с уже подведенными коммуникациями, оставшихся от закрытых производств и расположенных недалеко от населенных пунктов. Ориентируясь на такие объекты можно решить множество важных проблем: сократить временные и финансовые
затраты на реализацию проектов, задействовать не используемые ранее площади в инновационных направлениях, создать новые рабочие места. Это приводит к тому, что увеличивается объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, повышается доля добавленной стоимости, создаваемой на территории региона, в частности, и Российской Федерации, в целом. Наличие готовой инфраструктуры позволяет достичь концентрации резидентов на ведении основного бизнеса, что в
значительной степени повышает эффективность компаний [1].
Таблица 1 - Основные показатели реализуемых в РТ проектов ГЧП
Проект ГЧП Об- щая стои- мость про- екта, млрд. руб. Источник финансирования, % Количество создаваемых рабочих мест, тыс. шт.
юд- ет Ф Бюд- жет РТ Част- ные инвес- тиции
ИП «Камс- кие Поля- ны» 3,127 30,32 19,06 50,62 25
ИП «Чисто- поль» 14,9 73,83 2,01 24,16 12
ОЭЗ «Алабу- га» 100 15,5 84,5 16
КИП «Мас- тер» 1,93 25,47 37,93 36,6 5
Техно- полис «Хим- град» 2,3 31,54 20,29 48,17 10
Проекты реализуются преимущественно по схеме DBOO (Design, Build, Own, Operate, -проектирование - строительство - владение -эксплуатация / управление) (рисунок 1) [2].
Учитывая то, что проекты специализируются по большей части в области химии и нефтехимии, а как мы знаем в нефтехимическом комплексе на сегодняшний момент достаточно высока степень физического и морального износа основного технологического оборудования, зданий, сооружений и других
объектов, а их строительство, приобретение и эксплуатация отличаются высокими капитальными затратами и длительным периодом окупаемости, в таком случае было бы правильным оставлять созданный объект по истечении срока действия соглашения в распоряжении частного инвестора.
Переход права собственности на объект частной компании
Финансирование государственное / частное
Проектирование Строительство Содержание и
объекта частной объекта частной эксплуатация
компанией компаниеи- объекта частными
подрядчиком компаниями
Рис. 1 - Схема реализации проектов ГЧП в РТ
Этот принцип в республике соблюдается: государство предоставляет возможность частным инвесторам стать полноправными собственниками объектов, возводимых в процессе реализации проектов ГЧП. Это позволяет более эффективно использовать основные средства, наращивать, модернизировать оборудование, в достаточном объеме финансировать и своевременно проводить ремонтные работы, разрабатывать стратегии развития проекта на дальнюю перспективу и т.д., поскольку инвесторы заинтересованы в сохранности и эффективности использования собственных основных средств. Государство в свою очередь минимизирует расходы на содержание таких объектов.
Специфика нефтехимической
промышленности Татарстана, а также всего Приволжского федерального округа, заключается в тесной связи с автомобилестроением,
распространении производства синтетического каучука, шин, резинотехнических изделий для данной отрасли [3]. Это определяет возможный синергетический эффект от успешного развития малых и средних компаний в области химии и переработки полимеров. Поэтому именно в этом направлении сегодня развивается партнерство в Республике Татарстан.
Что касается вопросов финансирования данных проектов, то на начальном этапе большую часть финансовой нагрузки берет на себя государство в лице федеральных и региональных органов власти. Государство осуществляет вложения в инженерную инфраструктуру площадки, что позволяет привлекать частных инвесторов для реализации конкретных бизнес-проектов на территории, оснащенной современными
инженерными коммуникациями. Государство берет на себя также риски финансирования научноисследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, таким образом стимулируя
инновационную активность предприятий, которая сегодня крайне низка. Государство подобным образом делает первый шаг, принимая на себя все
основные риски по реализации проекта, и приглашает бизнес к диалогу.
Бизнес, в свою очередь, чаще всего несет ответственность за проектирование, строительство, организацию производства и гарантированный сбыт высококачественной продукции.
Основное преимущество проектов ГЧП -это снижение бюджетной нагрузки, которое можно найти по формуле (1.1):
ПССИ = £ФЧ / ХФБ, (1.1)
где ПССИ - показатель соотношения объемов частных и бюджетных инвестиций в развитие региональных объектов ГЧП;
ФЧ - сумма частных средств, направленных на объект ГЧП;
ФБ - сумма бюджетных средств (федеральных и региональных).
Идеальное соотношение в условиях государственно-частного партнерства - паритет (50:50). То есть значение данного показателя должно стремиться к единице. В рамках анализируемых нами проектов наиболее близко к единице значение данного показателя по ИП «Камские Поляны» (0,98) и по Технополису
«Химград (1,08). Что касается остальных проектов ГЧП, в них паритет не соблюдается, поскольку сумма вложенных бюджетных средств значительно превышает сумму частных инвестиций, кроме ОЭЗ «Алабуга». Это говорит о том, что государству удалось снизить нагрузку на бюджет, но, тем не менее, по проектам КИП «Мастер» и ИП «Чистополь» следует проводить активную работу по привлечению частных инвесторов, возможно, посредством предоставления более комфортных условий.
В рамках партнерства государства и бизнеса решается еще одна очень важная проблема -сокращается срок оформления и регистрации объектов промышленной недвижимости, поскольку во всех рассматриваемых проектах данную функцию берет на себя государство. Объективная российская реальность сегодня такова, что с момента выбора подходящего земельного участка до регистрации готового объекта недвижимости у субъектов предпринимательства может пройти очень много времени. По несколько месяцев уходит на все многочисленные этапы: конкурс, перевод земли в категорию промназначения, получение необходимых разрешений и согласований, разработка проектной документации. Для бизнеса, а особенно для малого и среднего - это слишком долго, пока строится завод, может исчезнуть рыночная ниша. Местные органы власти эту проблему решили достаточно хорошо и этот опыт безусловно нужно взять на вооружение.
Создание подобных социальноориентированных проектов, направленных на создание новых рабочих мест, помогает переломить проблему оттока населения, сохранить и привлечь в регион высококвалифицированные кадры. Например, в рамках анализируемых нами пяти
проектов ГЧП создается более 68 тысяч новых рабочих мест, это позволит значительно снизить уровень безработицы в Республике.
Реализация проектов государственночастного партнерства позволяет создать высокотехнологичную инфраструктуру, в которой компании малого и среднего бизнеса могут работать комплексно [4].
Среди факторов, влияющих на
привлекательность и эффективность реализуемых в РТ проектов ГЧП можно выделить следующие:
- комплексная инженерная инфраструктура;
- нулевая стоимость технологического присоединения;
- подведение инженерных коммуникаций к площадкам резидентов, что минимизирует затраты компании на подключение;
- конкурентные тарифы на
энергообеспечение;
- возможность расположения в одном месте складских, офисных и производственных помещений;
- развитая инфраструктура;
- комплексность в предоставлении услуг (в большинстве проектов создана система «одного» окна).
Данные преимущества плюс концентрация людей, научных идей на промышленных площадках, дают сильнейший синергетический эффект в развитии химической промышленности, выпуске новой инновационной продукции, развитии малого и среднего бизнеса.
Все это способствует увеличению доли передела полимерной продукции на территории Республики Татарстан и продолжает закладывать основы формирования в регионе устойчивого нефтехимического кластера [7].
Опыт татарстанских площадок уникален -это не только грамотное использование свободных площадей, внедрение в работу комплексной системы услуг, но и создание тысяч рабочих мест, производство импортозамещающей и
конкурентоспособной продукции.
Проекты ГЧП имеют мощную
инновационную составляющую, в процессе их реализации зарождаются новые идеи, уделяется большое внимание работе над созданием и выпуском именно инновационной продукции. Все это несомненно способствуют укреплению инновационного потенциала экономической среды.
Создание объектов с использованием механизмов ГЧП, призвано вывести
высокотехнологичные производства Татарстана на новый уровень. В Республике
Татарстан осуществлено большое строительство технопарков и технополисов на условиях государственно-частного партнерства. Схема, которая позволяет на старте минимизировать
инвестиции, оказалась удачной.
Такое сотрудничество государства и бизнеса обладает уникальными свойствами:
исчезают административные барьеры, инвесторы ограждаются от коррупции, инвесторам
обеспечивается прямой доступ к преимуществам российской экономики и т.д. Все это является предпосылкой серьезного коммерческого успеха и, безусловно, поможет справиться с теми трудностями и проблемами, перед которыми сегодня стоит Россия.
Республика Татарстан нашла свой путь развития экономики - это создание индустриальных парков с использованием механизмов государственно-частного партнерства. И то, что сегодня Республика Татарстан является одним из наиболее экономически развитых и политически стабильных регионов Российской Федерации, говорит о правильности выбранного пути.
Крупнейшие агентства Forbes и Ernst&Young оценивают Республику Татарстан как самый благоприятный регион Российской Федерации по инвестиционному климату, а также как лучший регион по возможности ведения бизнеса.
Необходимо развивать такого рода проекты, и, безусловно, без помощи государства развивать такие проекты достаточно трудно, но в случае успешной реализации они дают хорошую отдачу и окупаются в сравнительно короткие сроки. Кроме того, нельзя не отметить, что во всех проектах государственно-частного партнерства в Татарстане федеральный центр принимает активное участие.
Необходимо имеющийся опыт
распространять и на другие регионы Российской Федерации и возможно тогда наша страна сможет осуществить инновационный прорыв, повысив свой научно-технический, технологический, социальноэкономический уровни и занять одно из первых мест в списке развитых стран мира.
Инновационное обновление России было заявлено Правительством Российской Федерации как главный приоритет государственной стратегии развития страны. И, безусловно, достичь такой цели можно только объединив усилия государства и бизнеса в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства.
Сегодня невозможно говорить об инновационном развитии отечественной экономики без увеличения количества высокотехнологичных предприятий. В результате комплексного и системного развития инновационной
инфраструктуры, в том числе таких ее элементов как технополис «Химград», особая экономическая зона «Алабуга» и др. обеспечиваются условия для формирования в республике лидеров наукоемкого бизнеса, их успешной интеграции в мировое пространство высоких технологий. Создание таких объектов, специализирующихся в области профильных для региона отраслей промышленности: химия, переработка полимеров и т.д., в значительной мере влияет на социальноэкономические показатели региона.
Приоритетной целью, стоящей на данный момент перед руководством РТ, является создание мощного инновационного сектора в Республике Татарстан. В этом призваны помочь и уже внесли определенный вклад в реализацию поставленных
задач проекты государственно-частного партнерства.
Таким образом, можно смело утверждать, что сегодня существуют эффективные механизмы сотрудничества бизнеса и государства, которые активно применяются в Республике Татарстан. Прежде всего, это формат государственно-частного партнерства. Все чаще Правительство Татарстана и частные инвесторы обращают свой взор к реализации совместных инфраструктурных
объектов, где создаются благоприятные условия для развития предпринимательства.
Литература
1. Е.С. Андреева, Управление экономическими системами: электронный научный журнал
(http://www.uecs.ru/regional-nayaekonomika/item/553-
2011-08-10-07-16-24)
2. Д.Ш. Султанова, А.Н Дырдонова, А.А. Стародубова, И.К. Низамутдинов, Е.С. Андреева, Стратегия развития нефтехимического кластера. НХТИ (филиал) КГТУ, Нижнекамск, 2011. 132 с.
3. И.К. Низамутдинов, Д.Ш. Султанова, Вестник КГТУ, 1, 241-247 (2011).
4. А.Н. Дырдонова, Региональная экономика, 26 (209), 30-36 (2011).
5. С.В. Сухих, Ю.Б., Вершини, Вестник КГТУ, 22, 195202 (2011).
6. С.С. Берман, Вестник КГТУ, 18, 268-273 (2011).
7. А.Н. Дырдонова, Вестник КГТУ, 5, 225-234 (2009).
© Е. С. Андреева - ст. препод.ь каф. экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, [email protected]; А. Н. Дырдонова - канд. экон. наук, доц., декан факультета экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, [email protected]; А. А. Стародубова - канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, [email protected].