Научная статья на тему 'Создание условий эффективной реализации проектов государственно-частного партнерства в нефтехимическом комплексе России'

Создание условий эффективной реализации проектов государственно-частного партнерства в нефтехимическом комплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PETROCHEMICAL INDUSTRY / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Е. С., Дырдонова А. Н., Стародубова А. А.

Сегодня и органы власти, и частный бизнес четко осознают, что взаимодействие государства и негосударственных структур необходимо. Особенно актуально это для нефтехимического комплекса, который является базовым сегментом российской промышленности. Однако, существующие в России институциональные условия не позволяют использовать данный вид партнерства в качестве эффективного средства реализации масштабных инновационных и инвестиционных проектов, имеющих значительный социально-экономический эффект. В связи с этим представляется целесообразным анализ проблем надлежащего обеспечения интересов государства и бизнеса в проектах ГЧП, возможных путей их решения, финансово-правовых инструментов ГЧП и т.д. с целью дальнейшего наращения потенциала нефтехимического комплекса нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Е. С., Дырдонова А. Н., Стародубова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today authorities and private business clearly understand that the cooperation between state and non-state structures is necessary. This is very important for the petrochemical industry because it is a base segment of the Russian industry. However, the existing institutional environment in Russia don't allow to use this partnership as an effective means of implementing scale investment and innovation projects that have significant social and economic effect. In this context the analysis of problems of the adequate provision of state and business interests in public-private partnership projects, possible solutions, financial and legal instruments of state-private partnership to further increase of potential of petrochemical industry of our country is expedient

Текст научной работы на тему «Создание условий эффективной реализации проектов государственно-частного партнерства в нефтехимическом комплексе России»

Е. С. Андреева, А. Н. Дырдонова, А. А. Стародубова

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В НЕФТЕХИМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, нефтехимический комплекс, институциональные условия.

Сегодня и органы власти, и частный бизнес четко осознают, что взаимодействие государства и негосударственных структур необходимо. Особенно актуально это для нефтехимического комплекса, который является базовым сегментом российской промышленности. Однако, существующие в России институциональные условия не позволяют использовать данный вид партнерства в качестве эффективного средства реализации масштабных инновационных и инвестиционных проектов, имеющих значительный социально-экономический эффект. В связи с этим представляется целесообразным анализ проблем надлежащего обеспечения интересов государства и бизнеса в проектах ГЧП, возможных путей их решения, финансово-правовых инструментов ГЧП и т.д. с целью дальнейшего наращения потенциала нефтехимического комплекса нашей страны.

Keywords: public-private partnership, petrochemical industry, institutional environment.

Today authorities and private business clearly understand that the cooperation between state and non-state structures is necessary. This is very important for the petrochemical industry because it is a base segment of the Russian industry. However, the existing institutional environment in Russia don’t allow to use this partnership as an effective means of implementing scale investment and innovation projects that have significant social and economic effect. In this context the analysis ofproblems of the adequate provision of state and business interests in public-private partnership projects, possible solutions, financial and legal instruments of state-private partnership to further increase of potential of petrochemical industry of our country is expedient.

Нефтехимический комплекс является базовым сегментом промышленности не только в Республике Татарстан, но и в Российской Федерации в целом. Однако нынешнее положение дел в этой отрасли пока далеко от совершенства и от состояния и развития современной химической и нефтехимической промышленности развитых стран. Основная проблема заключается в разрыве между развитием рынка нефтехимической продукции и развитием российского нефтехимического производства. Указанный разрыв в перспективе может вырасти до критического размера вследствие постепенной утраты имеющихся и отставанием в формировании новых конкурентных преимуществ. Кризис отрасли будет иметь не только экономические, но и негативные социальные последствия, поскольку крупные химические и нефтехимические предприятия нередко являются градообразующими. Очевидно, что для преодоления препятствий на пути решения этой проблемы нужны согласованные усилия государства и частного бизнеса, что делается возможным благодаря применению механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

ГЧП представляет собой один из прогрессивных механизмов реализации

стратегических планов, заявленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ. При этом уже на данный момент в России можно наблюдать конкретные результаты осуществления государственно-частного

партнерства. Но в то же время нельзя не отметить, что в процессе подготовки и реализации проектов участники ГЧП часто сталкиваются с проблемами,

которые подчас снижают эффективность такого партнерства, либо вообще препятствуют

осуществлению проектов.

Что это за проблемы и каким образом их можно решить, чтобы обеспечить полноценное и успешное использование всех преимуществ государственно-частного партнерства в

нефтехимическом комплексе нашей страны.

Во-первых, необходимо составить перечень приоритетных проектов, для реализации которых планируется использовать механизмы ГЧП. Основной упор в этой сфере должен делаться на развитие крупных инфраструктурных проектов, имеющих самостоятельный экономический эффект либо служащих поддержкой для развития мощных промышленных объектов и целых зон - кластеров [1]. Важно также комплексно учитывать социальное, политической и экономическое влияние реализации проекта ГЧП на развитие территории или региона, поскольку отсутствие одной из составляющих приведет к потере эффекта от реализации проектов, снизит их общую привлекательность и эффективность.

Во-вторых, необходимо создать обширную законодательную базу ГЧП. Только закон позволит создать правовое поле, способное повысить инвестиционную привлекательность для

потенциальных инвесторов, установить чёткие и понятные для всех правила участия органов власти и частных партнёров в таких проектах, придать легитимность заключаемым соглашениям и нормативно защитить интересы органов власти и предпринимателей в случае возникновения споров, повысить качество и количество реализуемых

проектов.

Характеризуя отношения ГЧП, можно отметить, что очень часто стороны такого партнерства не во всем обладают равнозначным статусом, что создает определенные трудности. С одной стороны, органы власти зачастую создают административные барьеры, а с другой стороны -бизнес структуры грешат нарушениями законности.

Говоря о возможных формах регулирования ГЧП можно отметить, что государство в целом открывает определенное пространство для этого регулирования, например Федеральный закон «О концессионных соглашениях», Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Но вместе с тем в настоящее время эти законы не являются прочной нормативной основой для партнерства органов власти и бизнес структур, поскольку включают лишь отдельные нормы о ГЧП. Наибольшее количество норм, касающихся взаимоотношений власти и бизнеса, находятся в подзаконных нормативных правовых актах: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Как правило, этими актами утверждаются федеральные целевые программы,

предусматривающие элементы ГЧП, но носят они преимущественно материальный характер. Существенную проблему также составляет дефицит процессуальных норм, без которых трудно обеспечить нормальное осуществление ГЧП и защиту интересов его участников.

Конечно, необходим единый специальный закон о государственно-частном партнерстве. Государство на самом высшем уровне должно признать, что оно готово к сотрудничеству в форме партнерства и признает его эффективным инструментом экономической политики. Но это должен быть своего рода «рамочный» закон, предусматривающий множественность

эффективных региональных законов [4]. Поскольку реализация проектов ГЧП, как правило, относится к ведению субъектов РФ, необходимо, чтобы в каждом субъекте РФ были разработаны и приняты соответствующие правила. Это особенно важно с точки зрения привлечения иностранных

инвестиций, поскольку для зарубежных инвесторов очень важны именно жесткие нормативные правила вхождения в определенный инвестиционный проект ГЧП. Ведь ни для кого не секрет, что, например, федеральные целевые программы, в которых участвуют частные компании, могут быть

подвергнуты корректировке Правительством РФ, и что государство в любой момент может изменить объем и структуру инвестиций в тот или иной проект. Поэтому представители частного бизнеса вынуждены кроме всего прочего учитывать риски, связанные с возможным изменением

финансирования проекта со стороны государства.

Помимо нормативных правовых актов, регулирующих общие принципы реализации проектов партнерства на региональном уровне, в

ряде субъектов формируются программные документы, определяющие основные направления его развития на среднесрочную перспективу. К сожалению, не во всех случаях планы действий получили серьезную проработку со стороны разработчиков. Однако уже сам факт их появления закладывает серьезный фундамент для развития системы ГЧП в регионах и использования его преимуществ. Представляется, что подобные планы действий могут выступать основой для формирования полноценной системы

государственно-частного партнерства в субъектах Федерации, а также инструментом взаимодействия с профильными федеральными министерствами и институтами развития.

В третьих, необходимо соответствующее выстраивание государственного аппарата, готового и способного эффективно реализовывать цели как отдельных регионов, так и страны в целом в условиях партнерства с бизнесом. Не должно быть узкого интереса, должны быть развиты коммуникативные способности. Решением данной проблемы может являться формирование координационного центра содействия развитию ГЧП или экспертно-консультационного совета по развитию механизмов ГЧП. Данные органы могут формироваться органами исполнительной власти РФ и местного самоуправления из представителей общественных объединений предпринимателей и бизнес-ассоциаций, заинтересованных предприятий и организаций, привлеченных экспертов и т. д. В ряде случаев функции экспертно-консультационных советов могут выполняться в рамках региональных агентств инвестиционного развития.

В-четвертых, необходимо наиболее полно и эффективно использовать возможности имеющихся институтов ГЧП, которые имеют возможность оперативно разрешать вопросы, возникающие в процессе подготовки и реализации ГЧП-проектов. Необходимо как можно более быстрыми темпами менять стиль их деятельности.

Властям необходимо сосредоточить усилия на выработке экономической политики, отвечающей современным требованиям инвесторов и учитывающей экономический потенциал страны, и отдельных регионов в частности. В ряде регионов, например, создаются особые экономические зоны регионального уровня. Таким образом государство стимулирует предпринимательскую активность и привлечение частных инвестиций.

Привлекательность таких зон должны существенно увеличить обустройство необходимой

функциональной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, прежде всего, а также комплекс фискальных и административных преференций, которые должны быть расширены.

В России имеется возможность создавать технико-внедренческие зоны - где можно сосредоточить инновационное экспериментальное производство, промышленно-производственные зоны - где может осуществляться промышленное производство высокотехнологичных товаров,

туристско-рекреационные и портовые зоны [2]. Но, к сожалению, практика реализации проектов в особых экономических зонах в России показала их недостаточно высокую эффективность. И тому есть весьма объективные причины, главная из которых -явно недостаточный размер налоговых льгот, обуславливающих низкую инвестиционную привлекательность таких зон.

И, наконец, в-пятых, должен быть проработан вопрос о создании программ переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, проведении семинаров, конференций, посвященных современным тенденциям развития ГЧП. Дефицит профессиональных кадров, способных обеспечить качественную проработку и сопровождение проекта,

- одна из актуальнейших задач на сегодняшний день. Зачастую специалистам органов

государственной власти субъектов РФ сложно подготовить концепцию проекта, не говоря уже о проектно-сметной документации. Поэтому часто возникает ситуация, когда при значительных финансовых ресурсах наблюдается острый дефицит проработанных инвестиционных проектов. Представители федеральных органов

исполнительной власти, специалисты

государственных институтов развития, а также потенциальные инвесторы обращают внимание на слабую информированность ряда региональных и местных органов о сути и существующих инструментах и механизмах партнерства.

Общее число специалистов в сфере государственного управления России, способных профессионально подготовить долгосрочные проекты ГЧП, ничтожно мало. Таких специалистов не готовят российские образовательные учреждения, отсутствуют соответствующие программы и спецкурсы. Нет методик по составлению государственными органами власти инвестиционных договоров с длительными сроками окупаемости инвестиций. А если учесть, что по такому договору государственная собственность переходит во владение и пользование частной компании, то можно понять ту ответственность, которая ложится на чиновника любого уровня, подписывающего договор ГЧП от имени государства.

Еще одну проблему составляет юридическое оформление государственной собственности. Она не всегда должным образом юридически оформлена, что обуславливает необходимость предварительных инвестиций в проведение работ по оформлению всей необходимой документации еще до начала проекта в рамках ГЧП.

Существующие процедуры также не учитывают вопросы земельного законодательства, в результате чего формирование и оформление земельных участков в рамках проектов ГЧП ложатся дополнительным грузом на плечи частного инвестора. Кроме того, отсутствие генеральных планов городов, схем развития инженерных

инфраструктур, полноценной градостроительной документации значительно тормозят развитие проектов ГЧП.

Недостатки в системе страхования, регулирования тарифов, проблемы технического регулирования создают дополнительные

препятствия для более широкого использования данного инструмента. При реализации проектов инвесторы сталкиваются с несоответствием государственных стандартов современным требованиям, регулярным пересмотром органами государственной власти действующих тарифов и т. д.

В немалой степени препятствуют использованию партнерства государства и частного сектора неопределенность рисков потенциальных инвесторов, поскольку очень часто соглашения о ГЧП оставляют властям возможность в любой момент разорвать отношения с частным сектором без всяких компенсаций. По сути, частный партнер попадает в зависимость от личных отношений с представителями региональных элит того или иного региона.

Рассмотрев условия развития ГЧП, можно утверждать, что Республика Татарстан имеет достаточно прочную основу для использования проектов государственно-частного партнерства в качестве инструмента повышения инвестиционной привлекательности региона и наращения инновационного потенциала Республики. Об этом можно судить по тому перечню проектов государственно - частного партнерства, которые здесь уже реализуются: Индустриальный парк «Камские Поляны», Камский индустриальный парк «Мастер», Чистопольский индустриальный парк, Особая экономическая зона «Алабуга», Технополис «Химград» и многие другие.

Проанализировав практику реализации проектов ГЧП в Республике можно выделить некоторые направления, по которым происходит взаимодействие бизнеса и власти, и которые позволяют наращивать инновационный потенциал нефтехимического комплекса.

Во-первых, государство предоставляет возможность частным инвесторам стать

полноправными собственниками объектов, возводимых в процессе реализации проектов ГЧП. Это позволяет им эффективно использовать оборудование, наращивать производственные мощности, в достаточном объеме финансировать и своевременно проводить ремонтные работы,

разрабатывать стратегии развития проекта на дальнюю перспективу и т.д., поскольку инвесторы заинтересованы, прежде всего, в сохранности и эффективности использования собственных средств [3]. Государство в свою очередь минимизирует расходы на содержание таких объектов.

Во-вторых, большинство объектов строится на ранее созданных объектах. В России в целом, и в Республике Татарстан в частности, имеется большое количество площадей с уже подведенными

коммуникациями, оставшихся от закрытых производств и расположенных недалеко от

населенных пунктов. Ориентируясь на такие объекты можно решить множество важных проблем: сократить временные и финансовые

затраты на реализацию проектов, задействовать не используемые ранее площади в инновационных направлениях, создать новые рабочие места. Это приводит к тому, что увеличивается объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, повышается доля добавленной стоимости, создаваемой на территории региона, в частности, и РФ, в целом. Наличие готовой инфраструктуры позволяет достичь концентрации резидентов на ведении основного бизнеса, что в значительной степени повышает эффективность компаний.

Что касается вопросов финансирования данных проектов, то на начальном этапе большую часть финансовой нагрузки берет на себя государство в лице федеральных и региональных органов власти. Государство осуществляет вложения в инженерную инфраструктуру площадки, что позволяет привлекать частных инвесторов для реализации конкретных бизнес-проектов на территории, оснащенной современными

инженерными коммуникациями. Государство берет на себя также риски финансирования научноисследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, таким образом стимулируя

инновационную активность предприятий, которая сегодня крайне низка. Государство подобным образом делает первый шаг, принимая на себя все основные риски по реализации проекта, и приглашает бизнес к диалогу.

Бизнес, в свою очередь, чаще всего несет ответственность за проектирование, строительство, организацию производства и гарантированный сбыт высококачественной продукции.

Кроме того, в рамках партнерства государства и бизнеса решается еще одна очень важная проблема - сокращается срок оформления и регистрации объектов промышленной

недвижимости, поскольку во всех рассматриваемых проектах данную функцию берет на себя государство. Объективная российская реальность сегодня такова, что с момента выбора подходящего земельного участка до регистрации готового объекта недвижимости у субъектов предпринимательства может пройти очень много времени. По несколько месяцев уходит на все многочисленные этапы: конкурс, перевод земли в категорию промназначения, получение

необходимых разрешений и согласований, разработка проектной документации. Для бизнеса, а особенно для малого и среднего - это слишком долго, пока строится завод, может исчезнуть рыночная ниша. Местные органы власти эту проблему решили достаточно хорошо и этот опыт безусловно нужно взять на вооружение.

Главное преимущество таких объектов для отечественных и зарубежных инвесторов - наличие инфраструктуры, гарантирующей для стартапа технологическое обеспечение производства, транспорт и логистику, налоговые льготы,

возможность воспользоваться административными услугами по принципу «одного окна». Создание подобных социально-ориентированных проектов, направленных на создание новых рабочих мест, помогает переломить проблему оттока населения, сохранить и привлечь в регион высококвалифицированные кадры.

Реализация проектов ГЧП в нефтехимическом комплексе позволяет создать высокотехнологичную инфраструктуру, в которой компании малого и среднего бизнеса могут работать комплексно.

Таким образом, среди факторов, влияющих на привлекательность реализуемых в РТ проектов ГЧП можно выделить следующие:

- комплексная инженерная инфраструктура;

- нулевая стоимость технологического присоединения;

- подведение инженерных коммуникаций к площадкам резидентов, что минимизирует затраты компании на подключение;

- конкурентные тарифы на энергообеспечение;

- возможность расположения в одном месте складских, офисных и производственных помещений;

- развитая инфраструктура;

- комплексность в предоставлении услуг (в большинстве проектов создана система «одного» окна).

Данные преимущества плюс концентрация людей, научных идей на промышленных площадках, дают сильнейший синергетический эффект в

развитии химической промышленности, выпуске новой инновационной продукции, развитии малого и среднего бизнеса.

Все это способствует увеличению доли передела полимерной продукции на территории Республики Татарстан и продолжает закладывать основы формирования в регионе устойчивого нефтехимического кластера.

Именно государственно-частное партнерство является одним из инструментов привлечения

новых технологий и развития инновационной

экономики. Такое сотрудничество государства и бизнеса обладает уникальными свойствами:

исчезают административные барьеры, инвесторы ограждаются от коррупции, инвесторам

обеспечивается прямой доступ к преимуществам российской экономики и т.д. Все это является предпосылкой серьезного коммерческого успеха и, безусловно, поможет справиться с теми трудностями и проблемами, перед которыми сегодня стоит Россия.

Республика Татарстан нашла свой путь развития экономики - это создание индустриальных парков с использованием механизмов государственно-частного партнерства. И то, что сегодня Республика Татарстан является одним из наиболее экономически развитых и политически стабильных регионов Российской Федерации, говорит о правильности выбранного пути.

Крупнейшие агентства Forbes и Ernst&Young оценивают Республику Татарстан как самый благоприятный регион Российской Федерации по инвестиционному климату, а также как лучший регион по возможности ведения бизнеса.

Из всего выше сказанного можно судить о том, что противоречия на пути развития и использования в нефтехимическом комплексе преимуществ ГЧП есть. Но, в то же время нельзя не отметить, что определенные шаги по устранения этих пробелов уже сделаны. Но лишь преодолев все эти противоречия в совокупности и создав комплексные условия для эффективного взаимодействия государства и бизнеса можно рассчитывать на значительный

народнохозяйственный эффект.

Литература

1. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года. (http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/

6)

2. И.К., Низамутдинов, Д.Ш., Султанова, Вестник КГТУ, 1, 241-247 (2011).

3. Д.Ш. Султанова, А.Н Дырдонова, А.А. Стародубова, И.К. Низамутдинов, Е.С. Андреева, Стратегия развития нефтехимического кластера. НХТИ (филиал) КГТУ, Нижнекамск, 2011. 132 с.

4. С.В., Сухих, Ю.Б., Вершини, Вестник КГТУ, 22, 195202 (2011).

5. А.Н., Дырдонова, Вестник КГТУ, 5, 225-234 (2009).

6. Е.С., Андреева, Управление экономическими

системами: электронный научный журнал

(http://www.uecs.ru/regional-nayaekonomika/item/553-2011-08-10-07-16-24)

© Е. С. Андреева - ст. преподаватель каф. экономики и управления НХТИ КНИТУ, esandreeva-nk@rambler.ru; А. Н. Дырдонова - канд. экон. наук, доц., декан факультета экономики и управления НХТИКНИТУ, danauka@lenta.ru; А. А. Стародубова - канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления НХТИ КНИТУ, upfr-nk@list.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.