Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале
Оразгалиева Арайлым Канатовна
доктор PhD, зав. отдела магистратуры, Казахская финансово-экономическая академия, г. Семей агаИутк78@ mail.ru 37.
Курмангалиева Н.К.
доктор PhD. Казахстан
Анализ и проведение маркетинговых исследовании внутренней и внешней среды в ТОО «Семипалатинский мясокомбинат»
Аннотация: в данной статье рассматривается анализ и проведение маркетинговых исследовании внутренней и внешней среды в ТОО «Семипалатинский мясокомбинат».
Ключевые слова: маркетинг, исследование, рынок, товар, качество, сегментация, покупатели, канал сбыта, продукция.
Orazgalieva A.K., Kurmangalieva N.K. The analysis and conducting market research of internal and external environment TOO "Semipalatinsk Meat"
This article focuses on the analysis and conducting market research of internal and external environment TOO "Semipalatinsk Meat."
Key words: marketing, research, market, product quality, segmentation, buyers, sales channel, product.
Изучение и анализ современного состояния, и причин приведших к ним, еще раз убедили нас в том, что в последние годы все предприятия особенно нуждаются в серьезных маркетинговых исследованиях, проведении грамотной товарной, сбытовой, ценовой политики, в целом в комплексе маркетинга. Маркетинговая практика показывает, что добиться роста прибыли можно за счет расширения самого рынка, так и за счет увеличения объема продаж и своей доли на рынке. Более высоких показателей фирмы могут достигнуть, лишь грамотно применяя принципы маркетинга. Для достижения успеха в бизнесе не существует готовых рецептов, тем интереснее рассматривать примеры успешной рыночной деятельности. На современном российском рынке присутствуют тысячи предприятий, производителей и поставщиков розничных товаров.
Для всех лидеров рынка можно выделить две общие черты. Во-первых, постановка амбициозных целей и, во-вторых, тщательная разработка и последующее внедрение маркетинговой стратегии. Без преувеличения можно сказать, что разработка стратегии - это искусство, которым владеют успешные предприниматели. Компании должны ясно представлять, какие товары и для каких потребителей они должны выводить на рынок. Чтобы понять клиентов фирмы, ее конкурентов, дилеров и т.п., ни одному деятелю рынка не обойтись без маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования являются функцией, которая связывает организацию с потребителями через информацию. Информация используется для выявления и определения возможностей и проблем маркетинга; разработки и уточнения, оценки и контроля исполнения маркетинговых мероприятий; совершенствования понимания маркетинга как процесса [1].
В соответствии с приоритетами, озвученными в послании Главы государства народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира», в частности по переходу на международные стандарты для предприятий агропромышленного комплекса, ТОО «Семипалатинский мясокомбинат» занимается внедрением международного стандарта ИСО 9001-2000. В настоящее время ТОО «Семипалатинский мясокомбинат» проводит работы по разработке и внедрению системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта МС ИСО 9001:2000. Предприятием заключен договор с консалтинговой компанией «Казахстанская организация качества» № 03-86-07 от 2 марта 2007 года. [2]
Главной стратегической задачей ТОО «Семипалатинский мясокомбинат» является гибкое реагирование на требования рынка, за счет расширения номенклатуры продукции. Междуна-
Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале родный опыт показывает, что результативность усилий в области качества возрастает с разработкой и внедрением системы управления качеством.
Для проведения анализа рынка необходимо изучать внешние факторы - фазы делового цикла, экономическую конъюнктуру, а также и внутренние - требования к продукту или услуге, рыночную сегментацию, методы, применяемые участниками рынка.
Высокими темпами растут объемы денежных доходов населения, как и рост его потребления. Увеличивается количество магазинов и предприятий сферы торговли. Существуют также маркетинговые акции, которые предполагают скидки на товары. «Необходимым объектом изучения в комплексном исследовании рынка строительных материалов является потребитель. Знание своего потребителя необходимо фирме, чтобы лучше приспосабливаться к его требованиям и действовать на рынке эффективно».
Разбивка покупателей на отдельные группы, как известно, называется сегментацией, а рыночный сегмент - группа потребителей, характеризующихся однотипной реакцией на предлагаемые товары и на набор маркетинговых стимулов. Сегментирование, как и учет крупных событий в жизни людей, дает возможность предприятию найти новые целевые рынки и таким образом расширить предложение строительной и другой продукции. Сегментация в ТОО «Семипалатинский мясокомбинат» включает несколько этапов: выбор критериев сегментации, подробное изучение их характеристик, объединяя в процессе исследования потенциальных покупателей в более или менее однородные группы, чтобы применить к ним маркетинговую стратегию. [3]
Говоря о тенденциях развития рынка, следует отметить, что развитие целевого сегмента, представляется достаточно благоприятным. Изучение поведенческой реакции покупателей на потребительском рынке покупки товаров розницы основывается на концепции мультиатрибут-ного товара и иерархичесокй модели покупателя. Основная цель концепции - покупатель осуществляет не поиск товаров, но решение проблемы, которое может обеспечить товар. Реакция потребителя на маркетинговые стимулы - любая деятельность, вызванная маркетинговым стимулом. Вместе с расширением потенциального рынка растёт и конкуренция. [4] Если рассматривать состояние рынка, то оно определяется соотношением величины спроса и предложения. Соотношение между спросом и предложением складывается в пропорциональную зависимость, определяя изменения в уровне цен на товары. Для сбыта продукции следует учесть такую деталь, как каналы сбыта продукции которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Каналы сбыта продукции_
Каналы сбыта продукции Потребители, покупатели Преимущества / Недостатки
1. Со складов фирмы Фирмы-заказчики Только крупными партиями
2. Через магазины Магазины Возможность выбора готовой продукции
3. Оптом Магазины Крупные партии (большое количество денежных средств, возможен бартер)
4. В розницу Магазины Возможен быстрый сбыт и получение наличных денежных средств
5. Заказы по телефонам, Интернет Любой покупатель, организации Необходимо наличие телефонной службы
На рынке переработки и реализации мясной продукции основными конкурентами фирмы являются «Валеас», «Рубиком», «Арай», «Швабские колбасы». Ниже приведена общая сравнительная оценка по факторам конкурентоспособности. Каждый фактор в таблице 2 получает оценку от 0 (наиболее слабые позиции) до 6 (доминирующие позиции). По мнению экспертов, конкурентоспособность данной продукции примерно на уровне конкурентоспособности других действующих в Семее фирм:
47/(37+35+40+47+44)*100=23%, что соответствует 23% насыщенности рынка товаром. При этом доли рынка других фирм, специализирующихся на реализации мясных изделии, соответственно составляют: «Арай»: 35/203*100=17%; «Рубиком»: 40/203* 100=20%; «Швабские колбасы»: 37/203*100=18%; «Валеас»: 44/203*100=22%. Проведя анализ деятельности
Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале конкурентов, можно сказать, что деятельность этих фирм за время существования, развивается и завоевывает своего клиента. Увеличение конкурентоспособности ТОО «Семипалатинский мясокомбинат» будет возможно за счет тщательно выработанной маркетинговой стратегии фирмы. Упор необходимо делать на качество обслуживания потенциального потребителя и проведение интенсивной рекламной кампании ТОО «Семипалатинский мясокомбинат», в рекламе которой будут рассматриваться наличие уникальных свойств товара, его тестирование и получение сертификата соответствия.
Таблица 2.
Экспертная оценка работы конкурентов_
Факторы конкурентоспособности «Швабские колбасы» «Арай» «Рубиком» «ТОО СМК» «Валеас»
I эксперт
1 . Товар (с/мат)
Качество 4 4 6 6 6
Престиж торговой марки 5 4 4 6 6
Уровень обслуживания 5 4 6 6 6
Защищенность патентами 4 5 6 6 6
2. Цена
Продажная 4 4 5 5 6
Процент скидки с цены 5 5 6 6 5
3. Рынок сбыта
Реклама 5 6 6 6 5
Пропаганда 5 5 6 6 5
II эксперт
1 . Товар (с/мат)
Качество 5 4 5 5 5
Престиж торговой марки 4 3 3 5 6
Уровень обслуживания 4 4 6 5 6
Защищенность патентами 3 5 6 6 5
2. Цена
Продажная 4 3 4 5 5
Процент скидки с цены 4 5 6 5 6
3. Рынок сбыта
Реклама 5 5 6 5 4
Пропаганда 5 4 5 5 4
III экспер.
1 . Товар (с/мат)
Качество 4 4 6 6 6
Престиж торговой марки 5 4 4 6 6
Уровень обслуживания 5 4 6 6 6
Защищенность патентами 4 5 6 6 6
IV эксперт
2. Цена
Продажная 4 4 5 5 6
Процент скидки с цены 5 5 6 6 5
3. Рынок сбыта
Реклама 5 6 6 6 5
Пропаганда 5 5 6 6 5
4. Общее количество баллов 37 35 40 47 44
Примечание: рассчитано автором по данным анкетирования
Литература:
1 Анурин В., Муромкина И., Е.Евтушенко, Маркетинговые исследования потребительского рынка. - М.-С-Петербург, - 2006, 8 с.
2 Бухгалтерский баланс ТОО «Семипалатинский мясокомбинат» за 2007 - 2010гг.
3 СондерсД.В. Основы маркетинга, второе европейское издание., С-Петербург, 2004. - 874 с.
4 Титова Н. Е. Маркетинг. Учебное пособие. -М., 2008. -231с.