Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОТЕРЬ В ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ ООО «БЕРШКА СНГ»'

АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОТЕРЬ В ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ ООО «БЕРШКА СНГ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ОПЕРАЦИОННЫЙ ЦИКЛ / КОМПАНИЯ ООО «БЕРШКА СНГ» / РОЗНИЧНЫЕ МАГАЗИНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Рамазанов Ибрагим Агаевич, Ломакина Елена Викторовна, Синицына Кристина Дмитриевна

В статье проведен анализ бизнес-процессов компании ООО «Бершка СНГ». Проанализированы динамика изменений активов, пассивов и наличия собственных оборотных средств; изменения коэффициентов ликвидности и оборачиваемости; изменения показателей прибыли и доходности за 2016-2021 гг. Построена структурно-логическая схема операционного цикла компании ОоО «Бершка СНГ», предложены пути оптимизации бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Рамазанов Ибрагим Агаевич, Ломакина Елена Викторовна, Синицына Кристина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND OPTIMIZATION OF BUSINESS PROCESSES TO PREVENT LOSSES IN THE TRADING COMPANY “BERSHKA CIS” LLC

The article analyzes the business processes of the company LLC “Bershka CIS”. Analyzed the dynamics of changes in assets, liabilities and the availability of working capital; changes in liquidity and turnover ratios; changes in profit and profitability indicators for 2016-2021 A structural and logical diagram of the operating cycle of the Bershka CIS LLC company has been built, ways of optimizing business processes have been proposed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОТЕРЬ В ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ ООО «БЕРШКА СНГ»»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_7_623 УДК 316.35

АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОТЕРЬ В ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ

ООО «БЕРШКА СНГ»

Филатов Владимир Владимирович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва, Россия, e-mail: filatov_vl@mail.ru

Рамазанов Ибрагим Агаевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор базовой кафедры торговой политики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия, e-mail: iaramazanov@mail.ru

Ломакина Елена Викторовна,

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой физико-математических дисциплин, Московский государственный университет пищевых производств, г. Москва, Россия, e-mail: elomakina@mgupp.ru

Синицына Кристина Дмитриевна,

Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва, Россия, e-mail: kristinas2010@mail.ru

В статье проведен анализ бизнес-процессов компании ООО «Бершка СНГ». Проанализированы динамика изменений активов, пассивов и наличия собственных оборотных средств; изменения коэффициентов ликвидности и оборачиваемости; изменения показателей прибыли и доходности за 2016-2021 гг. Построена структурно-логическая схема операционного цикла компании ОоО «Бершка СНГ», предложены пути оптимизации бизнес-процессов.

Ключевые слова: бизнес-процесс; операционный цикл; компания ООО «Бершка СНГ»; розничные магазины.

Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием Министерства науки и высшего образования РФ FSSW-2020-0009 «Разработка методологии управления конкурентоспособностью предприятий в сфере товарного обращения в условиях цифровой экономики».

UDC 316.35

ANALYSIS AND OPTIMIZATION OF BUSINESS PROCESSES TO PREVENT LOSSES IN THE TRADING COMPANY "BERSHKA CIS"

LLC

Filatov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Commerce and Service, Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow Russia, e-mail: filatov_vl@mail.ru

Ramazanov Ibragim Agaevich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Basic Department of Trade Policy, Russian University of Economics. Named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia, e-mail: iaramazanov@mail.ru

Lomakina Elena Viktorovna,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physics and Mathematics, Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, e-mail: elomakina@mgupp.ru

Sinitsyna Kristina Dmitrievna,

Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, e-mail: kristinas2010@mail.ru

The article analyzes the business processes of the company LLC "Bershka CIS". Analyzed the dynamics of changes in assets, liabilities and the availability of working capital; changes in liquidity and turnover ratios; changes in profit and profitability indicators for 2016-2021 A structural and logical diagram of the operating cycle of the Bershka CIS LLC company has been built, ways of optimizing business processes have been proposed.

Keywords: business process; operating cycle; LLC "Bershka CIS"; Retail Stores.

Популярные в России магазины одежды и обуви Zara, Bershka и Pull & Bear снова откроются для всех остальных торговых точек сети во всех городах присутствия в России. Также об открытии сообщается и на сайте сети магазинов компании ООО «Бершка СНГ» [8]. Все эти сети входят в большой испанский холдинг Inditex, который включает в себя еще и бренды Pull & Bear, Massimo Dutti, Stradivarius и Oysho [9]. Все магазины этих брендов закрылись в России в начале марта 2022 г. по причине того, что в компании заявляли, что не могут гарантировать надежность поставок товаров в торговые точки, а потому необходимо было приостановить их деятельность [10]. Впрочем, впоследствии владельцы холдинга несколько раз заявляли, что не намерены уходить из России, а хотят возобновить работу, «как только появится возможность». Видимо, вопрос поставок как раз оказался улажен [1].

Основная деятельность компании связана с продажей продукции в розничных магазинах сети, а, следовательно, именно здесь

происходит основное взаимодеиствие с потребителем. Рассмотрим бизнес-процесс работы с клиентом в магазине компании (рис. 1).

Данный процесс описывает коммуникацию между клиентом и консультантом магазина: клиент приходит в магазин, где его встречает сотрудник, готовый предложить свою помощь; покупатель выбирает женский или мужской отдел, в зависимости от своих потребностей и изучает ассортимент [11]; при необходимости клиент обращается за помощью к сотрудникам магазина; если вещи подобраны, клиент идет в примерочную, где также может воспользоваться помощью консультантов; в случае, если вещь не подошла или на ней обнаружился брак, сотрудник может предложить оформить заказ из онлайн-магазина или проконсультировать по наличию нужной единицы товара в других магазинах компании; если покупатель выбрал вещи и готов их оплатить, его сопровождают на кассу; клиент оплачивает выбранный товар и уходит из магазина [6].

Рисунок 1 - Бизнес-процесс обслуживания клиента в магазинах компании ООО «Бершка СНГ» ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Но, к сожалению, тут упущен один из основных бизнес-процессов работы с клиентом, который играет немаловажную роль. Этот процесс можно описать тремя словами: «невидимый», «бесконтактный» и «важный», и его название - предотвращение потерь.

Почему невидимый и бесконтактный? Так как клиент, приходя в магазин его не ощущает и не замечает, он представляет собой отслеживание действий клиента на расстоянии. Зачастую у продавцов не хватает времени на всех покупателей, но внимания всегда должно хватать. При работе с одним покупателем продавец должен следить и за остальными пришедшими людьми в магазин, но иногда у продавцов этого не получается, что ведет к потерям в магазине [3].

На данный момент в компании действуют следующие меры по предотвращению потерь в магазине: работники магазина, которые следят за покупателями и помогают им; видеонаблюдение; «противокражное» оборудование (рамки на входе и выходе, бирки на вещах и датчики на примерочной для личных вещей); сотрудники безопасности, которые проверяют людей на входе и выходе [9].

Еженедельно проходят инвентаризации

MONTH UNITS

31/01/2020 49

28/02/2020 32

31/03/2020 67

30/04/2020 27

31/05/2020 31

30/06/2020 40

31/07/2020 19

31/08/2020 59

30/09/2020 83

31/10/2020 28

30/11/2020 12

31/12/2020 13

Рисунок 2- Количество потерь магазина ООО «Бершка СНГ» в единицах за каждый месяц 2020 года

сотрудниками магазина и ежегодно проходят глобальные инвентаризации сотрудниками главного офиса. По результатам инвентаризации магазина за 2020 год было выявлено расхождение между теоретическим и фактическим стоком (мерма), которое в женском отделе составило 2,12 % (1 248,000) 460 ед. Всего было продано в женском отделе на 58 867 924,53, а в мужском на 28 050 481,93 -итого 86 918 406,4 руб. (рис. 2). Допустимый процент потерь в компании ООО «Бершка СНГ» - 0,86 % от продаж по одному магазину, то есть на 747 498,30 руб. [4]. Также в компании ООО «Бершка СНГ» проходят еженедельные инвентаризации, отчеты по которым можно увидеть на примере ноября 2020 года (рис. 3).

Стоимость основных средств за исследуемый период сократилась на 105476 тыс. руб. и составила 1488890 тыс. руб. Значительное выбытие основных средств произошло с 01.01.2018 по 01.01.2019, когда стоимость имущества сократилась на 205541 тыс. руб. и составила 1641181 тыс. руб. Наименьшего значения 1488890 тыс. руб. стоимость основных средств достигла 01.01.2021 [2].

ТОР 20 06/09/2021 - 12/09/2021

ALL SECT

íl

<

в

10

с

п

YOUR STORE

5488/19 I 12021 | 2.999,0<

BAS PANTALON ALGODÓN CARGO

6753/599 | 12021 | 4.499,0<

(BLOBER) SOBRECAMISA PU QUILTING

6670/405 | 12021 | 4.499,0<

(BLO)(JL) SOBRECAMISA HACK

6490/512 | 12021 ¡ 3.999,0<

(BASBERI CAZADORA NYLON DIAMOND QUILTING PAD REC

5424/777 | 12021 | 3.299,0<

BAS. BALLOON JEANS JL

6582/19 | 12021 ! 2.999.0Í

(BLOBSK) SOBRECAMISA PANA JL

7315/645 | 12021 | 2.999,0<

(BLO) JERSEY ASIMETRICO BICOLOR

5499/168 I 12021 I 2.999,0<

(BAS) PANTALON SASTRERO SEMIJOGGER LOOSE FIT

7314/645 I 12021 \ 2.599,0<

(BLO) JERSEY BICOLOR (TWIN SET 5566)

5426/335 | 12021 | 2.299,01

BAS. SLIM JEANS JL

2406/241 | 12021 | 1.799,0<

(BAS) CAMIFELPA LAVADA RAW EDGE (SET 2742/240)

5.998,00 2

4.499,00 1

4.499,00 1

3.999,00 1

3.299,00 1

2.999,00 1

2.999,00 1

2.999,00 1

2.599,00 1

2.299,00 1

1.799,00 1

Рисунок 3 - Пример отчета еженедельной инвентаризаци

Стоимость прочих внеоборотных активов за период с 01.01.2016 по 01.01.2021 увеличилась на 47245 тыс. руб. и составила 47245 тыс. руб. Стоимость запасов за исследуемый период сократилась на 109767 тыс. руб. и составила 861730 тыс. руб. Значительное сокращение стоимости запасов произошло в период с 01.01.2019 по 01.01.2020, когда их стоимость сократилась на 29260 тыс. руб. (рис. 4). В структуре баланса присутствует значительная сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета. При этом как на начало, так и на конец исследуемого периода НДС составляет довольно существенную величину и увеличился на 23520 тыс. руб.

Дебиторская задолженность в анализируемом периоде снизилась. Заметное снижение в сумме 77415 тыс. руб. произошло в период с 01.01.2020 по 01.01.2021. Сумма свободных денежных средств на предприятии за период с 01.01.2016 по 01.01.2021 возросла на 282303 тыс. руб. и составила 400772 тыс. руб.

Как видно из рис. 5, уровень добавочного капитала остался неизменным - в сумме 285451 тыс. руб. Как на начало, так и на конец исследуемого периода в балансе предприятия присутствует нераспределенная прибыль. При этом ее уровень возрос на 125778 тыс. руб. и составил 937012 тыс. руб.

Рисунок 4 - Динамика изменения активов

В исследуемом периоде произошло изменение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. На 01.01.2016 креди -торская задолженности составляла 74,93 % дебиторской задолженности, а на 01.01.2021 дебиторская задолженность составляла 55,58 % кредиторской задолженности. При этом по состоянию на 01.01.2016 дебиторская задолженность превышала кредиторскую на 33,5 %, а по состоянию на 01.01.2021 кредиторская задолженность была выше дебиторской на 79,9 %. Существующее положение с уровнем непогашенной дебиторской задолженности, а также структура кредиторской задолженности перед кредитующими орга-

низациями являются одним из индикаторов неплатежеспособности предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уменьшение активов на 2309 тыс. руб. сопровождается одновременным уменьшением обязательств предприятия на 128087 тыс. руб. Так как платежеспособность зависит от покрытия обязательств предприятия его активами, можно утверждать, что вследствие того, что обязательства организации снизились в большей степени, чем стоимость активов, отношение текущих пассивов к текущим активам изменилось и повлекло улучшение платежеспособности (рис. 5).

В период с 01.01.2016 по 01.01.2021 уровень общей ликвидности возрос на 0,132 и

Рисунок 5 - Динамика изменения пассивов

составил 0,992. Однако значение коэффици- занном с тем, что организация не в состоя-ента как на начало, так и на конец периода нии оплачивать текущие счета (рис. 6). говорит о высоком финансовом риске, свя-

Рисунок 6 - Динамика коэффициентов ликвидности

Значение коэффициента абсолютной ликвидности за период с 01.01.2016 по 01.01.2021 увеличилось на 0,527 и составило 0,749, то есть организация увеличила свою платежеспособность до рекомендуемого уровня и была в состоянии немедленно выполнить свои текущие обязательствах, за счет денежных средств на счетах 01.01.2016 на 22,2 %, а 01.01.2021-

74,9 %. Максимального значения (83,5 %) абсолютная ликвидность достигала на 01.01.2019, а наименьшего значения (20 %), на 01.01.2017. Среднее значение коэффициента абсолютной ликвидности по отрасли, к которой относится ООО «Бершка СНГ» составляет на 01.01.2021 0,221. Таким образом, абсолютная ликвидность больше средней по отрасли.

Значение коэффициента текущей ликвидности на 01.01.2021 по сравнению с 01.01.2016 увеличилось на 0,175 и составило 2,973, то есть платежеспособность возросла , и на 01.01.2021 организация, реализуя свои ликвидные активы по балансовой стоимости, могла погасить текущие обязательства на 297,3 %, в то время как на 01.01.2016 этот показатель составил 279,8 %. Максимальная текущая ликвидность в 404,5 % была достигнута на 01.01.2019, а минимальная 103,4 % на 01.01.2017. Среднее значение показателя по отрасли на 01.01.2021 составляет 1,21. Таким образом, текущая ликвидность больше средней по отрасли.

К концу периода на 01.01.2021 показатель коэффициента маневренности функционирующего капитала снизился, что говорит об улучшении структуры баланса организации. Сравнение величины коэффициента маневренности функционирующего капитала на конец анализируемого периода (01.01.2021) со средней по отрасли (2,988) показало, что она меньше среднеотраслевой на 2,138.

На протяжении всего анализируемого периода 2015-2020 гг. в ООО «Бершка СНГ»» увеличилась доля оборотных средств в активах на 3,1 % и составила 50,9 %. За анализируемый период уровень данного показателя достиг оптимального значения для организации. Среднее значение доли оборотных средств в отрасли на 01.01.2021 со-

ставляет 60,2 %, что больше на 9,3 % чем в ООО «Бершка СНГ». Оценка значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами говорит о том, что как на начало, так и на конец анализируемого периода оборотные активы организации полностью формируются за счет заемных источников, ООО «Бершка СНГ» не имеет возможности осуществления бесперебойной финансово-хозяйственной деятельности. Наибольшего значения 0,683 показатель достигал на 01.01.2019. За анализируемый период с 01.01.2016 по 01.01.2021 увеличилась доля средств, предназначенная для погашения долгов, на 3,1 пунктов и составила 50,9 %. Это говорит о росте возможностей ООО «Бершка СНГ»» обеспечивать бесперебойную работу, рассчитываясь с кредиторами. Максимального значения мобильность всех средств 51,5 % достигалась на 01.01.2019, а наименьшего значения 42,1 % на 01.01.2017.

К концу анализируемого периода доля абсолютно готовых к платежу средств в общей сумме средств, направляемых на погашение краткосрочных долгов, увеличилась на 17,3 пунктов и составила 25,2 % от общей суммы оборотных активов организации. Наибольшего значения 30,5 % данный показатель до -стигал на 01.01.2020, а наименьшего значения 7,9 % на 01.01.2016.

В последнем анализируемом периоде наблюдается снижение доли постоянных акти-

Рисунок 7 - Динамика изменения наличия собственных оборотных средств

вов, финансируемых за счет долгосрочных заемных источников с 94,8 % до 69,5 %. Таким образом, стоимость использования внеоборотных активов уменьшилась. При этом максимального значения (94,8 %) данный показатель был достигнут по состоянию на 01.01.2020, а минимального значения 5 % на 01.01.2018 (рис. 7).

Максимального значения коэффициент автономии 0,837 достигал на 01.01.2019, а наименьшего значения (0,322) на 01.01.2019. Уровень коэффициента автономии за анализируемый период возрос на 0,041 и составил 0,476. Такое значение показателя дает основание предполагать, что обязательства организации не могут быть покрыты его собственными средствами. Рост показателя свидетельствует о незначительном увеличении финансовой независимости, повышает гарантии погашения организацией своих обязательств, а также шансы организации справиться с непредвиденными обстоятельствами, возникающими в рыночной экономике. Оценка значения коэффициента концентрации заемного капитала подтверждает этот вывод.

По состоянию на 01.01.2021 доля долгосрочных обязательств в структуре заемного капитала снизилась на 3 процентных пункта и составила 65,2 %. При этом в течение этого периода коэффициент структуры заемного капитала снижался до 6,6 %, что на 58,6 % ниже значения на 01.01.2021. Таким образом, возросло финансирование расходов на оборотные активы, которые обеспечивают текущую деятельность компании. При этом зависимость от краткосрочных обязательств, требующих срочного погашения, также увеличилась. Это снижает финансовую устойчивость бизнеса и требует увеличения доли ликвидных активов в структуре баланса.

Фондоотдача за исследуемый период возросла на 1,619 тыс. руб. и составила 6,304 тыс. руб. Значительное увеличение фондоотдачи произошло в период с 01.01.2019 по 01.01.2020, когда эффективность основных средств увеличилась на 0,477 тыс. руб. и составила 3,276 тыс. руб. Максимального значения (3,276 тыс. руб.) фондоотдача достигла за 2019 г.

В ООО «Бершка СНГ» к концу анализируемого периода этот показатель больше, чем в начале, на каждый рубль инвестированных

собственных средств приходится 7,518 руб. выручки от продаж. Максимальное значение (7,518) этого показателя наблюдалось за 2020 г., а минимальное 3,437 - за 2018 г. Себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг), приходящаяся на один рубль материальных запасов возросла на 1,202 руб. и составила 6,464. Срок хранения запасов снизился на 12 дней. Наибольшего значения срок хранения запасов (67 дней) достиг за 2016 г., а наименьшего значения (54 дня) - за 2019 г. Сокращение срока расчетов с покупателями на 5 дней позволило организации высвободить из оборота дополнительные денежные средства, полученные в результате притока денежных средств за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности на 8,247 оборота.

Дополнительный приток денежных средств организации возник в связи с увеличением срока погашения кредиторской задолженности на 5 дней. Это говорит о расши -рении объема финансирования, связанного с ростом срока кредитования, что и изменяет величину притока денежных средств. Данная ситуация может привести к ложному увеличению платежеспособности и ликвидности организации. В течение всего анализируемого периода максимальный срок погашения кредиторской задолженности (22 дня) составил за 2020 г., а минимальный (17 дней) - за 2018 г.

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности показывает, сколько дебиторской задолженности приходится на каждый рубль кредиторской задолженности, ее величина за 2020 г. равна 0,569. Таким образом, дебиторская задолженность меньше кредиторской на 43,1 %. В течение всего анализируемого периода максимального значения (0,966) показатель достигал за 2018 г., а минимального 0,569 - за 2020 г.

Коэффициент оборачиваемости денежных средств показывает скорость оборота денежных средств организации. Скорость оборота денежных средств за анализируемый период снизилась на 40,067 до 20,944 оборота в год (рис. 8).

Совокупная длительность операционного цикла организации в отчетном периоде составляла 69 дней. При этом в течение 22 дней он обслуживался капиталом поставщиков, а в течение 47 дней - за счет иных источников.

Рисунок 8 - Динамика коэффициентов оборачиваемости

Такими источниками, как правило, являются уменьшение операционного цикла, что сви-собственные средства организации, а также детельствует о повышении эффективности краткосрочные кредиты банков. Имеет место организации (рис. 9).

Рисунок 9 - Операционный цикл

Наименьшего значения операционный цикл составлял 67 дней за 2019 г. Длительность финансового цикла организации составила 47 дней. Это период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с оплаты за сырье, материалы и полуфабрикаты и заканчивая получением денег за отгруженную продукцию. За анализируемый период финансовый

цикл увеличился, что является отрицательной тенденцией. Минимальной величины в 47 дней финансовый цикл достигал за 2020 г.

В отчетный период 2015-2020 гг. доходы организации возросли на 1394222 тыс. руб. и составили 9561491 тыс. руб. При этом доходы от обычных видов деятельности возросли на 1711346 тыс. руб., или 22,02 %; проценты к получению возросли на 11624 тыс. руб., или

717,97 %; доходы от участия в других организациях равны нулю; прочие доходы снизились на 328748 тыс. руб. или 83,3 %. В отчетном периоде в составе доходов организации преобладали доходы от обычных видов деятельности. Их удельный вес составлял 99,17 %. Расходы ООО «Бершка СНГ» возросли на 878439 тыс. руб. и составили 8980658 тыс. руб. При этом: расходы по обычным видам деятельности возросли на 1330840 тыс. руб., или 18,24 %; проценты к уплате возросли на 8794 тыс. руб., или 12,94 %; прочие расходы снизились на 461195 тыс. руб., или 62,6 %. В отчетном периоде в составе расходов организации преобладали расходы по обычным видам деятельности 96,08 %.

Величина дохода, полученного организаци-

ей, приходящаяся на каждый рубль вложений в ее активы, в конце анализируемого периода возросла на 0,382 руб. и составила 301,5 коп. на рубль полученных средств. При этом на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы, за 2020 г. приходится 7,58 руб. дохода, что на 1,547 руб. больше, чем за 2015 г. Наибольшая доходность собственного капитала (7,58 руб.) наблюдалась за 2020 г., а минимальная (3,462 руб.) - за 2018 г. (рис. 10). Доходные поступления, приходящиеся на каждый рубль привлеченных средств, за 2020 г. возросли на 0,333 руб., то есть до уровня 500,5 коп. на рубльзаемных средств. Наибольшая доходность заемного капитала (15,175 руб.) наблюдалась за 2018 г., а минимальная (5,005 руб.) - за 2020 г. (рис. 11).

Рисунок 10 - Динамика показателей прибыли

Увеличение показателя рентабельности совокупных активов к концу анализируемого периода на 16,2 % свидетельствует о растущем спросе на товары и о накоплении активов, что является положительным. Для сравнения: рентабельность активов в среднем по отрасли и сопоставимому размеру выручке составляет 0,079 %. Имеет место хорошая эффективности использования имущества ООО «Бершка СНГ» при сравнении с другими организациями данной группы (рис. 12).

В конце анализируемого периода за 2020 г. рентабельность собственного капитала

увеличилась на 34,7 пунктов, то есть отдача на инвестиции собственников возросла, что увеличило инвестиционную привлекательность данного организации. Наибольшая рентабельность собственного капитала (0,592 руб.) наблюдалась за 2019 г., а минимальная (0,248 руб.) - за 2018 г. Прибыль, приходящаяся на каждый рубль привлеченных средств за 2020 г., возросла на 0,171 руб., то есть до уровня 43,8 коп. на рубль заемных средств. Наибольшая рентабельность заемного капитала (1,855 руб.) наблюдалась за 2018 г., а минимальная (0,377 руб.) - за 2016 г.

Рисунок 11- Динамика показателей доходности

Рисунок 12 - Динамика показателей рентабельности

В конце анализируемого периода прибыль с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, составила 9,9 %, что на 3,4 пункта выше, чем в начале - за 2015 г. Таким образом, эффективность производственной деятельности (окупаемость издержек) возросла. Окупаемость издержек к концу анализируемого периода возросла на 4,8 коп. чистой прибыли на рубль совокупных затрат. К концу анализируемого периода (за 2020 г.) наблюдается

рост рентабельности производств (рис. 13). В рассматриваемом случае в течение всего анализируемого периода отмечается рост показателя рентабельности продаж на 2,9 %, что, несомненно, является положительным результатом. Максимальная рентабельность продаж (0,168 руб.) наблюдалась за 2017 г., а минимальная (0,075 руб.) - за 2016 г. К концу анализируемого периода доля валовой прибыли в выручке при этом возросла на 2,9 % и составила 42,9 %.

Рисунок 13 - Динамика чистых активов

Рисунок 14 - Бизнес-процесс по предотвращению потерь магазина компании ООО «Бершка СНГ»

После прихода довольно печальной статистики за сентябрь 2020 года компания пришла к выводу, что в каждом магазине необходим человек, в обязанности которого будут входить задачи отслеживания деятельности подозрительных покупателей. Поэтому с октября 2020 года было принято решение изменить данный бизнес-процесс на (рис. 14):

Данный бизнес-процесс существовал только как верхняя часть схемы, но мы предлагаем добавить отдел сотрудников безопасности и вывести дополнительного сотрудника безопасности. Преимущество данной оптимизации: компания получает возможность сохранить свои средства; продавцы не теряли премию с продаж; оплата за допол-

нительного сотрудника безопасности сдельная, а нам это очень выгодно, мы может вызывать его только в выходные, праздники или вообще только в час пик по продажам [5].

Как мы видим на рис. 14, за неделю компания в одном магазине теряет 37 988 руб., а таких магазинов в Москве 17, следовательно, бренд теряет на кражах 645 798 тыс. руб. в неделю, 2 583 184 в месяц и 30 998 208 в год, и это не самые пики потерь. Поэтому мы предлагаем оптимизировать бизнес-процесс по предотвращению потерь в магазине и добавить еще одного сотрудника безопасности,

который будет стоять в зале и наблюдать за подозрительными личностями.

Недостатками существующей программы являются следующие: лишний человек в зале; нарушается коммуникация между сотрудниками магазина и сотрудниками безопасности; люди путают его с продавцом и просят о помощи [7].

Анализ статистики последующих инвентаризаций показал, что количество краж в единицах значительно сократилось. Статистика представлена на рис. 15.

251 20 15 10 5 0

f— г

ш

□ Помесячные инвентаризации

Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март

Рисунок 15 - Динамика последующих инвентаризаций с ноября 2020 по март 2021 года

Исходя из данных, представленных на графике, видно, что при привлечении дополнительного сотрудника безопасности значительно падает месячная мерма в магазине, а значит и дневная, и годовая. В связи с этим компании ООО «Бершка СНГ» рекомендуется транслировать положительный опыт реинжиниринга бизнес-процесса на остальные

Список литературы_

магазины торговой сети по г. Москве, начиная с магазинов, в которых самый большой процент потерь: ТЦ «Коламбус», ТЦ «Бутово Молл», ТЦ «Хорошо», ТЦ «Шоколад». Таким образом, благодаря оптимизации данного бизнес-процесса прибыль компании увеличится, а сотрудники магазина не потеряют свою премию (проценты от прибыли).

1.Абаев А.Л., Алексунин В.А., Гуриева М.Т., Корчагова Л.А., Малыгин А.В., Парамонова Т.Н., Рыжкова Т.Б., Рамазанов И.А., Тарасенко Е.А., Черная М.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для бакалавров. М., 2019.

2.Асланова И.В., Бабкин А.В., Блажевич О.Г, Богачкова Л.Ю., Болдырев В.А., Борщ Л.М. и др. Кластеризация цифровой экономики: теория и практика. СПб., 2020.

3.Вакуленко Р.Я., Стоюхина Н.Ю. Зачем предпринимателям психология? Креативная экономика. 2007. № 1 (1). С. 33-41.

4. Рамазанов И.А. Матричный метод исследования и прогнозирования цен потребительских товаров на осно -ве традиций потребления // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 1. С. 99-114.

5.Рамазанов И.А., Кравежина Л.Е. Интегрированные коммуникации как основа современного подхода предприятий к планированию и рациональному использованию медиаресурсов // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 21. С. 3885-3894.

6.Филатов В.В., Соколов А.П., Артемьев Н.В., Безпалов В.В., Вакуленко Р.Я., Столярова А.Н., Тесленко И.Б., Полянская О.А., и др. Проектирование информационных систем управления бизнес-процессами торговых предприятий мебельной и печатной продукцией. Курск, 2022.

7. Gnezdova Yu.V., Grishina V.T., Rebrikova N.V., Kalugina S.A., Ramazanov I.A. Development of high technologies in industry in the context of globalization: digital twins. Revista Inclusiones, 2020, t. 7, № S4-1, рр. 460-470.

8.Mayorova E.A., Panasenko S.V., Ramazanov I.A., Seyfullaeva M.E., Nikishin A.F., Pankina T.V. Competitividade dos varejistas no contexto da digitalizagao: uma revisao da literatura. Laplage em Revista, 2021, t. 7, № 3B, рр. 701-716.

9.Panasenko S.V., Cheglov V.P., Ramazanov I.A., Krasilnikova E.A., Sharonin P.N. Mecanismos de desarrollo de empresas de comercio electrónico en el contexto de la digitalización // Nexo Revista Científica, 2021, t. 34, № 1, pp. 469-476.

10. Uryaseva T.I., Panasenko S.V., Ramazanov I.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F. Competitive level of the trade service quality: resource-based approach // Revista GEINTEC: Gestäo, Inovagäo e Tecnologias, 2021, t. 11, № 4, pp. 1478-1488.

11. 11. Zhichkin K.A., Nosov V.V., Abdulragimov I.A., Zhichkina L.N., Ramazanov I.A., Kotyazhov I.A. the food security concept as the state support basis for agriculture // Agronomy Research, 2021, t. 19, № 2, pp. 629-637.

References-

1. Abaev A.L., Aleksunin V.A., Gurieva M.T., Korchagova L.A., Malygin A.V., Paramonova T.N., Ryzhkova T.B., Ramazanov I.A., Tarasenko E.A., Chernaya M.A. Marketing in industries and spheres of activity: textbook for bachelors. M., 2019.

2. Aslanova I.V., Babkin A.V., Blazhevich O.G., Bogachkova L.Yu., Boldyrev V.A., Borsch L.M., etc. Clustering of the digital economy: theory and practice. St. Petersburg, 2020.

3. Vakulenko R.Ya., Stoyukhina N.Yu. Why do entrepreneurs need psychology? Creative economy. 2007. No. 1 (1). pp. 33-41.

4. Ramazanov I.A. Matrix method of research and forecasting of prices of consumer goods based on consumption traditions. Russian entrepreneurship. 2016. Vol. 17. No. 1. pp. 99-114.

5. Ramazanov I.A., Kravezhina L.E. Integrated communications as the basis of a modern approach of enterprises to planning and rational use of media resources. Russian Entrepreneurship. 2015. Vol. 16. No. 21. pp. 3885-3894.

6. Filatov V.V., Sokolov A.P., Artemyev N.V., Bezpalov V.V., Vakulenko R.Ya., Stolyarova A.N., Teslenko I.B., Polyanskaya O.A., etc. Design of information systems for managing business processes of furniture and printed products trading enterprises. Kursk, 2022.

7. Gnezdova Yu.V., Grishina V.T., Rebrikova N.V., Kalugina S.A., Ramazanov I.A. The development of high technologies in industry in the context of globalization: digital twins. Revista Inclusiones, 2020, vol. 7, no. S4-1, pp. 460-470.

8. Mayorova E.A., Panasenko S.V., Ramazanov I.A., Seifullayeva M.E., Nikishin A.F., Pankina T.V. Competition for varezhists without the context of digitalization: a revision of the mind of literature. Laplage em Revista, 2021, vol. 7, No. 3B, pp. 701-716.

9. Panasenko S.V., Cheglov V.P., Ramazanov I.A., Krasilnikova E.A., Sharonin P.N. Mechanisms of e-commerce management in the context of digitalization. Nexo Revista Científica, 2021, vol. 34, No. 1, pp. 469-476.

10. Uryaseva T.I., Panasenko S.V., Ramazanov I.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F. Competitive level of quality of trade services: resource-oriented approach. Revista GEINTEC: Gestäo, Inovagäo e Tecnologias, 2021, vol. 11, No. 4, pp. 14781488.

11. Zhichkin K.A., Nosov V.V., Abdulragimov I.A., Zhichkina L.N., Ramazanov I.A., Kotyazhov I.A. The concept of food security as the basis of state support for agriculture. Agronomic Research, 2021, vol. 19, No. 2, pp. 629-637.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.