Научная статья на тему 'ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТПЛЕЙСА «ВАЙЛДБЕРРИЗ» ЧЕРЕЗ КАТЕГОРИИ «СОБСТВЕННОСТЬ», «ИНВЕСТИЦИИ», «МЕНЕДЖМЕНТ»'

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТПЛЕЙСА «ВАЙЛДБЕРРИЗ» ЧЕРЕЗ КАТЕГОРИИ «СОБСТВЕННОСТЬ», «ИНВЕСТИЦИИ», «МЕНЕДЖМЕНТ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1200
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / РИТЕЙЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Рамазанов Ибрагим Агаевич, Литвина Мария Иосифовна, Ксенофонтова Халидя Зейнятулловна

В статье проведен трансакционный анализ трех основных категорий корпоративного управления ООО «Вайлдберриз»: собственность, инвестиции, менеджмент. Установлено, что у маркетплейса существует проблема неэффективного взаимодействия владельцев компании и топ-менеджеров, а также агентская проблема корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Рамазанов Ибрагим Агаевич, Литвина Мария Иосифовна, Ксенофонтова Халидя Зейнятулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSACTIONAL ANALYSIS OF THE CORPORATE GOVERNANCE OF THE WILDBERRY MARKETPLACE THROUGH THE CATEGORIES: PROPERTY, INVESTMENT, MANAGEMENT

The article provides a transactional analysis of the three main categories of corporate governance of LLC “Wildberries”: property, investment, management. It has been established that the marketplace has a problem of inefficient interaction between company owners and top managers, as well as an agency problem of corporate governance.

Текст научной работы на тему «ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТПЛЕЙСА «ВАЙЛДБЕРРИЗ» ЧЕРЕЗ КАТЕГОРИИ «СОБСТВЕННОСТЬ», «ИНВЕСТИЦИИ», «МЕНЕДЖМЕНТ»»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 3 7 654 УДК 316.35

Филатов Владимир Владимирович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва Россия, e-mail: filatov_vl@mail.ru

Рамазанов Ибрагим Агаевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор базовой кафедры торговой политики, Российский экономический университет им. Г В. Плеханова, г. Москва, Россия, e-mail: iaramazanov@mail.ru

Литвина Мария Иосифовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Россия, e-mail: milit@mail.ru

Ксенофонтова Халидя Зейнятулловна,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии, Московский политехнический университет (Московский политех), г. Москва, Россия, e-mail: xenophontova@mail.ru

В статье проведен трансакционный анализ трех основных категорий корпоративного управления ООО «Вайлдберриз»: собственность, инвестиции, менеджмент. Установлено, что у маркетплейса существует проблема неэффективного взаимодействия владельцев компании и топ-менеджеров, а также агентская проблема корпоративного управления.

Ключевые слова: управленческий анализ; принципы корпоративного управления; ритейл.

Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием Министерства науки и высшего образования Российской Федерации FSSW-2020-0009 "Разработка методологии управления конкурентоспособностью предприятий в сфере товарного обращения в условиях цифровой экономики".

UDC 316.35

Filatov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Commerce and Service, Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow Russia, e-mail: filatov_vl@mail.ru

Ramazanov Ibragim Agaevich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Basic Department of Trade Policy, Russian University of Economics.

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТПЛЕЙСА «ВАЙЛДБЕРРИЗ» ЧЕРЕЗ КАТЕГОРИИ «СОБСТВЕННОСТЬ», «ИНВЕСТИЦИИ», «МЕНЕДЖМЕНТ»

Named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia, e-mail: iaramazanov@mail.ru

Litvina Maria Iosifovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Management, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Moscow, Russia, e-mail: milit@mail.ru

Xenofontova Khalidya Zeynyatullovna,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Advertising and Public Relations in the Media Industry, Moscow Polytechnic University (Moscow Polytechnic University), Moscow, Russia, e-mail: xenophontova@mail.ru

TRANSACTIONAL ANALYSIS OF THE CORPORATE GOVERNANCE OF THE WILDBERRY MARKETPLACE THROUGH THE CATEGORIES: PROPERTY, INVESTMENT, MANAGEMENT

The article provides a transactional analysis of the three main categories of corporate governance of LLC "Wildberries": property, investment, management. It has been established that the marketplace has a problem of inefficient interaction between company owners and top managers, as well as an agency problem of corporate governance.

Keywords: managerial analysis; corporate governance principles; retail.

Смысл корпоративного управления заключается в структурировании процесса принятия решений, касающихся выбора компанией новых инвестиционных проектов и управления существующими проектами. Эффективность корпоративного управления должна быть на высшем уровне, без должного подхода будет сложно развиваться. Проблема исследования корпоративного управления в настоящее время является одной из самых актуальных в современных экономических исследованиях, и не скоро перестанет таковой быть [4].

Взаимосвязь категорий корпоративного управления, а именно собственности, инвестиций и менеджмента, очень важна. Рассматриваемая в качестве анализа тема является актуальной, так как зачастую собственники компаний затрудняются определить свое место в бизнесе, они ошибаются и ведут себя как инвесторы или даже как управленцы, тем самым образовывая двойные стандарты [10]. Данная проблема характерна и для маркет-плейса «Вайлдберриз».

Маркетплейс «Вайлдберриз» ^ИЬеп^)-международный интернет-магазин одежды, обуви, электроники, детских товаров, товаров для дома и других товаров. В 2019 г. признан крупнейшим торговцем мод России. Стоимость компании в 2019 г., по оценкам экспертов, составила 1,2 млрд долл. По дан-

ным компании, в 2020 г. оборот ООО «Вайлдберриз» вырос на 96 % - до 437,2 млрд руб.

В настоящий момент ООО «Вайлдберриз» сотрудничает более чем с десятью тысячами поставщиков. Шесть тысяч из них - это индивидуальные предприниматели. Благодаря снижению комиссии вдвое, их число продолжит расти. Из этого следует, что конкурентное преимущество все еще остается на высоких позициях. Также стоит отметить, что за 17 лет существования маркетплейс наработал хорошую клиентскую базу, благодаря сотрудничеству со всеми группами клиентов, и имеет высокий уровень доверия среди них [1].

Триплекс «собственность, инвестиции, менеджмент» следует анализировать с точки зрения взаимосвязей имеющихся частей, что обеспечит возможность изучить данную композицию со всех сторон. В этом нам помогут круги Эйлера - Венна, которые представляют собой особую геометрическую схему, способную на поиск и более наглядное отображение логических связей между понятиями и явлениями. В исследуемой теме рассматривается взаимосвязь трех компонентов: собственник, инвестор, менеджер. Вначале исследования изучим понятия, входящие в данный триплекс. Собственник - владелец какой-либо собственности. Инвестор - частный предприниматель, организация или го-

сударство, осуществляющие долгосрочные вложения капитала в какое-либо дело, предприятие с целью получения прибыли. Менеджер - управляющий, занятый управлением процессами и персоналом на определенном участке предприятия, организации [6].

Совокупный объем российского рынка электронной коммерции по итогам 2021 г. достиг 4,1 трлн руб., что на 64 % превышает аналогичный показатель предыдущего года. Общее количество онлайн-заказов по итогам 2021 г. выросло на 104 %, в результате чего объем рынка электронной коммерции составил 883 млн отправлений. По итогам 2021 г. более 70 % всех онлайн-продаж в России осуществлялись через электронные приложения со смартфонов. Наибольший рост торгового оборота в 2020-2021 гг. продемонстрировали крупнейшие российские мар-кетплейсы, в частности Wildberries, OZON, Lamoda и Ситилинк. По итогам 2021 г. доля маркетплейсов выросла на 52 %, в связи с чем в настоящее время наблюдается значительный приток инвестиций в развитие рынка электронной коммерции со стороны крупных компаний, таких как Сбер, Яндекс, Mail Group. Таким образом, благодаря развитию цифровой среды и маркетплейсов прогнозируется увеличение количества торговых интернет-площадок и ожидается рост аппликаций для данного рыночного сегмента, не только в мире, но и в России [13].

ООО «Вайлдберриз» по форме собственности - компания частная, принадлежит основателям - семье Бакальчук; не привлекает инвестиции, а развитие идет за счет собственных и заемных средств. Как отмечал Forbes, Wildberries - одна из самых закрытых компаний на российском интернет-рынке: основатель и генеральный директор Татьяна Бакальчук не общается с прессой и не участвует в профильных для рынка мероприятиях. В интервью 2018 г. Владислав Ба-кальчук заявил об активизации общения со средствами массовой информации [12]. В структуру управления входит генеральный директор, главный бухгалтер, коммерческий директор и административный директор. Высшим органом управления является генеральный директор, коллегиальным исполнительным органом - общее собрание трудового коллектива и единоличным исполнительным органом - генеральный директор (рис. 1).

Стоимость нематериальных активов за исследуемый период возросла на 12947 тыс. руб. и составила 13705 тыс. руб. Наибольшее увеличение нематериальных активов наблюдается с 01.01.2020 по 01.01.2019, при этом наибольшего значения за весь период стоимость нематериальных активов достигла 01.01.2020 и составила 17548 тыс. руб. (рис. 2).

Рисунок 1 - Структура маркетплейса «Вайлдберриз»

Стоимость основных средств за исследуе- да стоимость имущества увеличилась на

мый период возросла на 9262756 тыс. руб. и составила 10229252 тыс. руб. Значительное увеличение стоимости основных средств произошло с 01.01.2020 по 01.01.2021, ког-

3945836 тыс. руб. и составила 10229252 тыс. руб. Максимального значения 10229252 тыс. руб. стоимость основных средств достигла 01.01.2021 [2].

Рисунок 2 - Динамика изменения активов

С 01.01.2017 по 01.01.2021 произошло уве -личение на 1500398 тыс. руб., или на 100 %, долгосрочных финансовых вложений. Стоимость запасов за исследуемый период увеличилась на 33338780 тыс. руб. и составила 45986779 тыс. руб. Значительный рост стоимости запасов произошел с 01.01.2019 г. по 01.01.2020, когда их стоимость возросла на 21083468 тыс. руб. С 01.01.2017 по 01.01.2021 уровень общей ликвидности снизился на 0.037 и составил 0.983. Это свидетельствует о росте финансового риска, связанного с тем, что организация утратила способность стабильно оплачивать текущие счета.

В течение всего анализируемого периода значение коэффициента абсолютной ликвидности находилось ниже рекомендуемого нормального уровня, что свидетельствует о низкой платежеспособности организации. Значение коэффициента с 01.01.2017 по 01.01.2021 снизилось на 0.011 и составило 0.018, то есть платежеспособность организации снизилась до уровня, ниже рекомендуемого. Однако она была в состоянии немедлен -но выполнить свои текущие обязательства за счет денежных средств 01.01.2017 на 2,9 %, а 01.01.2021 на 1,8 %. Максимального значения

7,8 % абсолютная ликвидность достигала на 01.01.2019, а наименьшего значения 1,8 % на 01.01.2021. Среднее значение коэффициента абсолютной ликвидности по отрасли, к которой относится ООО «Вайлдберриз», составляет на 01.01.2021 0.221. Таким образом, абсолютная ликвидность меньше средней по отрасли.

Значение коэффициента текущей ликвидности на 01.01.2021 снизилось по сравнению с 01.01.2017 на 0.034 и составило 0.986, что ниже рекомендуемого, то есть на 01.01.2017 организация была в состоянии выполнить текущие обязательства, реализуя свои ликвидные активы по балансовой стоимости, на 102 %, а на 01.01.2021 - на 98,6 %. Таким образом, платежеспособность организации за анализируемый период снизилась. Максимальная текущая ликвидность в 102,3 % достигала на 01.01.2019, а минимальная 98,6 % на 01.01.2021. Среднее значение показателя по отрасли на 01.01.2021 составляет 1.21. Таким образом, текущая ликвидность меньше средней по отрасли. В конце анализируемого периода величина данного показателя составила менее 1, что свидетельствует о низкой платежеспособности организации. В

такой ситуации у ООО «Вайлдберриз» имеются три пути увеличения коэффициента текущей ликвидности: сокращать кредиторскую задолженность; наращивать оборотные активы, сокращать кредиторскую задолженность одновременно со снижением оборот-

ных активов. Уменьшение показателя в динамике является положительным фактом. На 01.01.2021 в организации отсутствовали собственные оборотные средства, вследствие чего значение показателя отрицательное (рис. 3).

Рисунок 3 - Динамика коэффициентов ликвидности

На протяжении всего анализируемого периода в ООО «Вайлдберриз» уменьшилась доля оборотных средств в активах на 9,8 % и составила 84,3 %. При этом уровень данного показателя выше оптимального значения. Это говорит о том, что одной из причин неудовлетворительности платежеспособности организации может быть неправильное использование оборотного капитала: отвлечение средств в дебиторскую задолженность, вложение в сверхплановые запасы и на прочие цели, которые временно не имеют источников финансирования. Среднее значение доли оборотных средств в отрасли на 01.01.2021 составляет 60,2 %, что меньше на 24,1 %, чем в ООО «Вайлдберриз»

Организация в своей финансово-хозяйственной деятельности не использует краткосрочные кредиты и займы, а также не создает кредиторскую задолженность и прочие пассивы. По состоянию на 01.01.2021 доля долгосрочных обязательств в структуре заемного капитала составляла 0,3 %, что является максимальным значением с 01.01.2017. Таким образом, возросло финансирование внеоборотных активов предприятия. При

этом зависимость от краткосрочных обязательств, требующих срочного погашения, снизилась на -0,003 процентных пункта. Это повышает финансовую устойчивость бизнеса и основных бизнес-процессов [9] (рис. 4).

При этом продолжительность нахождения капитала в активах организации возросла на 10 дн. и составила в 2020 г. 141 дн. Наибольшего значения коэффициент общей оборачиваемости капитала 2.907 достиг за 2018 г., а наименьшего значения 2.56 дн. - за 2020 г. Продолжительность оборота мобильных средств уменьшилась на 4 дн. За счет ускорения оборачиваемости оборотного капитала в конце анализируемого периода организация дополнительно получила прибыли на сумму 30983,1 тыс. руб. Величина высвобождаемых из оборота оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости составила -1886375,7 тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости нематериальных активов концу анализируемого периода снизился на -39879,225 и составил 10864,481 оборотов, то есть уменьшился дополнительный доход на рубль капитала, вло -женного в нематериальные активы. Наиболь-

Рисунок 4 - Динамика изменения наличия собственных оборотных средств

шая эффективность отдачи нематериальных активов 82260,107 наблюдалась за 2018 г., а минимальный 10864,481 - за 2020 г. Фондоотдача за исследуемый период сократилась на 33,336 тыс. руб. и составила 20,563 тыс. руб. Значительное снижение фондоотдачи произошло с 01.01.2020 по 01.01.2021, когда эффективность основных средств сократилась на 0,176 тыс. руб. и составила 2,56 тыс.

руб. Наименьшего значения 2,56 тыс. руб. фондоотдача достигла в 2020 г. (рис. 5). В ООО «Вайлдберриз» к концу анализируемого периода этот показатель меньше, чем в начале, на каждый рубль инвестированных собственных средств приходится 19,384 руб. выручки от продаж. Максимального значения 31,972 этот показатель наблюдался в 2017 г., а минимального 19,384 - в 2020 г.

150

2016 2017 2018 201 Э 2020

коэффициент оборачиваемости средств в расчетах оборачиваемость кредиторской задолженности коэффициент оборачиваемости денежных средств

Рисунок 5 - Динамика коэффициентов оборачиваемости - ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 3, том 7, 2022 6 59

Себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг), приходящаяся на один рубль материальных запасов, снизилась на 0,112 руб. и составила 2,432. Срок хранения запасов возрос на 7 дн. Наибольшего значения срок хранения запасов 153 дн. достиг в

2017 г., а наименьшего значения 125 дн. - в

2018 г. Увеличение срока расчетов с покупателями на 7 дн. привело к привлечению в оборот дополнительных свободных денежных средств в результате оттока денежных средств за счет замедления оборачиваемости дебиторской задолженности на -5,88 оборота. В течение всего анализируемого периода максимальный срок погашения кредиторской задолженности 99 дн. составил в 2017 г., а минимальный 68 дн. - в 2020 г.

г*-

Поступление сырья

1<

Совокупная длительность операционного цикла организации в отчетном периоде составляла 173 дн. При этом в течение 68 дн. он обслуживался капиталом поставщиков, а в течение 105 дн. - за счет иных источников. Минимальной величины в 55 дн. финансовый цикл достигал в 2018 г. В отчетный период доходы организации возросли на 133570028 тыс. руб. и составили 171704356 тыс. руб. (рис. 6). При этом доходы от обычных видов деятельности возросли на 132172727 тыс. руб., или 351,51 %; проценты к получению возросли на 26928 тыс. руб., или 880.29 %; доходы от участия в других организациях равны нулю; прочие доходы возросли на 1370373 тыс. руб., или 258,47 %. В отчетном периоде в составе доходов организации преобладали доходы от обычных видов деятельности. Их удельный вес составлял 98,88 %. Расходы ООО «Вайлд-

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности показывает, сколько дебиторской задолженности приходится на каждый рубль кредиторской задолженности, ее величина в 2020 г. равна 0,367, таким образом дебиторская задолженность меньше кредиторской на 63,3 %. В течение всего ана-лизируемого периода максимального значения 0.367 показатель достигал в 2020 г., а ми -нимального 0.149 - в 2017 г.

Коэффициент оборачиваемости денежных средств показывает скорость оборота денежных средств организации. Скорость оборота денежных средств за анализируемый период снизилась на 24.627 до 100.211 оборота в год.

берриз» возросли на 131391021 тыс. руб. и составили 169130520 тыс. руб. При этом расходы по обычным видам деятельности возросли на 123285286 тыс. руб., или 335,07 %; проценты к уплате возросли на 791448 тыс. руб., или 231.76 %; прочие расходы возросли на 7314287 тыс. руб., или 1209.88 %. В отчетном периоде в составе расходов организации преобладали расходы по обычным видам деятельности 94,65 %. В анализируемом периоде предприятие увеличило размер зарабатываемой валовой прибыли. Рост прибыли на 234,7 % продиктован изменением выручки, и на 134,67 % - изменением себестоимости. Увеличение прибыли от продаж на 8887441 тыс. руб. произошло за счет роста валовой прибыли. Рост общей бухгалтерской прибыли на 2179007 тыс. руб. произошел за счет роста полученной прибыли от продаж на 407,87 % (рис. 7).

Операционный цикл(173 дн.)

;бвДн.) юд оборота ьдиторской элженности

Рисунок 6 - Операционный цикл

Рисунок 7 - Динамика показателей прибыли

В отчетном периоде на формирование чистого результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия оказывали влияние следующие факторы: рост прибыли до налогообложения - 121,37 %, увеличение суммы уплаченных налогов из прибыли -21,37 %. В целом с 2016 по 2020 г. «золотое правило экономики» не выполнялось. Однако можно сделать вывод, что ООО «Вайлд-берриз» развивается довольно динамично, хотя темпы роста объема продаж ниже темпов роста активов.

В частности, если анализировать в разрезе каждого года, то в течение всего анализируемого периода «золотое правило экономики» выполнялось только в 2017 и 2018 гг. Это свидетельствует о динамичности развития организации и укреплении ее финансовой устойчивости в эти годы.

Величина дохода, полученного организацией, приходящаяся на каждый рубль вложений в ее активы, в конце анализируемого периода снизилась на 0,195 руб. и составила 258,9 копеек на рубль полученных средств. При этом на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы, в 2020 г. приходится 19,605 руб. дохода, что на 14,655 руб. меньше, чем в 2016 г. Наибольшая доходность собственного капитала 32,116 руб. наблюдалась в 2017 г., а минимальная 19,605 руб. - в 2020 г.

Доходные поступления, приходящиеся на каждый рубль привлеченных средств, в 2020 г. снизились на 0,047 руб., то есть до уровня 298,3 копеек на рубль заемных средств. Наибольшая доходность заемного капитала 3,289 руб. наблюдалась в 2018 г., а минимальная 2,873 руб. - в 2017 г. (рис. 8).

Увеличение показателя рентабельности совокупных активов к концу анализируемого периода на 1 % свидетельствует о растущем спросе на товары и о накоплении активов, что является положительным. Для сравнения рентабельность активов в среднем по отрасли и сопоставимому размеру выручке составляет 0,079 %. Имеет место недостаточная эффективность использования имущества ООО «Вайлдберриз» при сравнении с другими организациями данной группы.

С точки зрения собственников важнейшей оценкой эффективности вложения средств является наличие прибыли на вложенный капитал. В конце анализируемого периода - в 2020 г. рентабельность собственного капитала уменьшилась на 4.5 пунктов, то есть отдача на инвестиции собственников снизилась, что уменьшило инвестиционную привлекательность данного организации. Наибольшая рентабельность собственного капитала 0,768 руб. наблюдалась в 2019 г., а минимальная 0,241 руб. - в 2020 г.

Прибыль, приходящаяся на каждый рубль привлеченных средств, в 2020 г. возросла на

14-

7-

0--

2016

- доходность активов м - доходность собственного " - доходность заемного капитала

капитала

Рисунок 8 - Динамика показателей доходности

0,102 руб., то есть до уровня 16,6 копеек на рубль заемных средств. Наибольшая рентабельность заемного капитала 0,259 руб. наблюдалась в 2019 г., а минимальная 0,094 руб. - в 2017 г., а минимальная 0,094 руб. - в 2017 г.

В конце анализируемого периода прибыль с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, составила 6,1 %, что на 3,9 пункта выше, чем в начале -в 2016 г. Таким образом, эффективность производственной деятельности (окупаемость издержек) возросла.

Отталкиваясь от того, что маркетплейс «Вайлдберриз» делает акцент на общественные интересы, можно сделать вывод, что он спроектирован по германской (конти-нентально-европейской) модели. Базовыми принципами данной модели являются индивидуальное принятие управленческих решений; разделение ответственности между менеджерами и рабочими; формализованная, научно обоснованная структура управления; оплата труда по индивидуальным достижениям; подготовка узкоспециализированных специалистов [5] (рис. 9).

Проблема неверно поставленных принципов в такой огромной организации, как ООО «Вайлдберриз», конечно же, может в какой-то момент негативно отразиться на ее внутренней среде. Главное своевременно это заметить и решить. Передерживание верных

принципов - залог успеха, к которому стремиться ООО «Вайлдберриз».

1Т-инфраструктура ООО «Вайлдберриз» - самое слабое звено в этом маркетплейсе. Чтобы получить полное представление по движению товара, нужно загрузить 6 разных отчетов, которые находятся в разных местах. Из-за этого непонятно, где находятся деньги и где потенциал для развития. Потому что, основываясь только на данных ООО «Вайлдберриз», невозможно понять, что нужно делать в более долгосрочной перспективе, чтобы вырасти в продажах. Компания практически приказывает поставщикам делать скидки и участвовать в акциях. Причем делает это поэтапно: например, в понедельник вам приходит сообщение с требованием снизить цену на п % [7].

Собственники несколько «забываются» и не могут эффективно определить свое место в бизнесе и начинают выполнять функции инвесторов или управленцев. В свою очередь отделение управленческой функции от функции собственника несет за собой несовпадение интересов, агентский конфликт. В интересах менеджера ООО «Вайлдберриз» лежит основная часть вознаграждения, то есть основная, гарантированная заработная плата; заинтересованность в прочности своего положения и прочности корпорации; зависимость от акционеров, представленных советом директоров; широкие коммуникации (с персона-

Корпо рати вн ььй секретарь

Рисунок 9 - Принципиальная схема корпоративного управления ООО «Вайлдберриз»

лом, кредиторами, клиентами, поставщиками, органами власти и так далее); основные усилия лежат внутри корпорации [8]. Менеджеры - тоже люди, поэтому существует множество факторов, влияющих на психологию управленцев, на их поведение в корпорации. К таким факторам относятся: масштабы корпорации, размер вознаграждения, управленческий стиль, объем полномочий, степень самостоятельности, структурированность управления, личные качества, устойчивость своего положения и многие другие [3].

Для решения подобных проблем предлагаются различные варианты. Но для начала нужно понять точность трактовки агентского конфликта. В ООО «Вайлдберриз» менеджеры сосредоточены на неограниченном росте масштабов компании, но для собственников это отнюдь не главное. Следовательно, менеджер «потерялся» в кругах Эйлера - соб-

ственность, инвестиции и менеджмент. Для того чтобы избежать финансовых потерь, собственники несут агентские издержки [11]. Они включают в себя все затраты, которые акционеры несут для стимулирования и принуждения менеджеров в первую очередь заботиться об увеличении цены акций. В агентские издержки входят затраты на мониторинг деятельности менеджера и прямое принуждение управленца, если его шаги приняты за неадекватные; затраты на структурирование организации, чтобы ограничить нежелательное поведение менеджера; потери, связанные с неиспользованными ресурсами из-за неправильного поведения менеджера. В ООО «Вайлдберриз» данный агентский решается путем мотивирования менеджера. Акционеры вынуждены были временно вмешаться в оперативное управление компанией [14].

Таким образом, данная проблема несовпадения взглядов между тремя основными категориями корпоративного управления есть и будет оставаться актуальной, так как играет важную роль психология человека, но чтобы ограничить количество конфликтов, собственник должен всегда помнить свою триединую задачу, которая заключается в делегировании менеджеру достаточной ответственности, передаче необходимых полномочий, позволяющих менеджеру развивать позитивные стратегии, а также в сохранении за собой контроля с возможностью блокировки опасных для компании действий со стороны менеджера. А менеджер в свою очередь должен придерживаться триединой задачи, которая заключается в желании занять предполагаемый пост, в согласии с целями корпорации и в выборе правильных способов достижения этих целей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, у маркетплейса ООО «Вайлдберриз» существует проблема неэффективного взаимодействия владельцев компании и топ-менеджеров. Часто между ними происходят конфликты, которые приводят к увольнению большого количества работников, о чем говорится в новостных сводках. Как следствие, владелец теряет ценных специалистов, и эффективность работы компании снижается.

Также на основе проведенного исследования можно сделать еще один вывод: для «ООО «Вайлдберриз» не характерна агентская проблема корпоративного управления вследствие отсутствия внешних собственников и неразвитости механизмов корпоративного управления. Решение агентской проблемы возможно на базе развития механизмов корпоративного управления.

Список литературы

1. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник для бакалавров. М., 2019.

2. Кластеризация цифровой экономики: теория и практика. СПб., 2020.

3. Вакуленко Р. Я., Стоюхина Н. Ю. Но не может зачем предпринимателям психология? // Креативная экономика. 2007. № 1 (1). С. 33-41.

4. Ксенофонтова Х. З. Корпоративный менеджмент. М., 2020.

5. Ксенофонтова Х. З. Механизм развития компетенций управленческого персонала предприятия корпоративного типа // Российское предпринимательство. 2013. № 2 (161). С. 91.

6. Ксенофонтова Х. З. Построение моделей компетенций управленческого персонала на предприятиях корпоративного типа // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г Белинского. 2011. № 24. С. 331-335.

7. Рамазанов И. А. Матричный метод исследования и прогнозирования цен потребительских товаров на основе традиций потребления // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 1. С. 99-114.

8. Рамазанов И. А., Кравежина Л. Е. Интегрированные коммуникации как основа современного подхода предприятий к планированию и рациональному использованию медиаресурсов // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 21. С. 3885-3894.

9. Проектирование информационных систем управления бизнес-процессами торговых предприятий мебельной и печатной продукцией. Курск, 2022.

10. Ksenofontova K. Some key features of top manager competency development model in industrial companies. Quality - Access to Success. 2020. Т. 21. № 179. С. 37-39.

11. Nosov V.V., Tindova M.G., Ramazanov I.A., Poletaeva L.P., Avdotjin V.P. Assessing natural resources using knowledge-based information processing tools. Journal of Physics: Conference Series. 2020. С. 012009.

12. Panasenko S.V., Ramazanov I.A., Bragin L.A., Boykova A.V., Surdina A.V. Regional e-commerce development in the context of the Covid-19 pandemic. Revista GEINTEC: Gestao, Inovagao e Tecnologias. 2021. Т. 11. № 4. С. 455-466

13. Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Cheglov V.P., Krasil'nikova E.A., Nikishin A.F. Retail transformation under the influence of digitalisation and technology development in the context of globalization. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. Т. 7. № 1. С. 1-21.

14. Zhichkin K.A., Nosov V.V., Abdulragimov I.A., Zhichkina L.N., Ramazanov I.A., Kotyazhov I.A. the food security concept as the state support basis for agriculture. Agronomy Research. 2021. Т. 19. № 2. С. 629-637.

References

1. Marketing in industries and spheres of activity : textbook for bachelors. M., 2019.

2. Clustering of the digital economy: theory and practice. St. Petersburg., 2020.

3. Vakulenko R. Ya., Stoyukhina N. Yu. But why should entrepreneurs need psychology? Creative Economy. 2007. No. 1 (1). pp. 33-41.

4. Ksenofontova H. Z. Corporate management. M., 2020.

5. Ksenofontova H. Z. The mechanism of development of competencies of managerial personnel of a corporate-type enterprise. Russian entrepreneurship. 2013. No. 2 (161). p. 91.

6. Ksenofontova H. Z. Building models of managerial personnel competencies at corporate-type enterprises. Izvestiya Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky. 2011. No. 24. pp. 331-335.

7. Ramazanov I. A. Matrix method of research and forecasting of prices of consumer goods based on consumption traditions. Russian entrepreneurship. 2016. Vol. 17. No. 1. pp. 99-114.

8. Ramazanov I. A., Kravezhina L. E. Integrated communications as the basis of the modern approach

of enterprises to planning and rational use of media resources. Russian entrepreneurship. 2015. Vol. 16. No. 21. pp. 3885-3894.

9. Design of information systems for managing business processes of commercial enterprises of furniture and printed products. Kursk, 2022.

10. Ksenofontova K. Some key features of the competence development model of top managers in industrial companies. Quality is the way to success. 2020. Vol. 21. No. 179. pp. 37-39.

11. Nosov V.V., Tindova M.G., Ramazanov I.A., Poletaeva L.P., Avdotin V.P. Assessment of natural resources using knowledge-based information processing tools. Journal of Physics: Conference Series. 2020. p. 012009.

12. Panasenko S.V., Ramazanov I.A., Bragin L.A., Boikova A.V., Surdina A.V. Development of regional

e-commerce in the context of the Covid-19 pandemic. Revista GEINTEC: Development, implementation and technologies. 2021. Vol. 11. No. 4. pp. 455-466

13. Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Cheglov V.P., Krasilnikova E.A., Nikishin A.F. Transformation of retail trade under the influence of digitalization and technology development in the context of globalization. Journal of Open Innovation: Technology, Market and Complexity. 2021. Vol. 7. No. 1. pp. 1-21.

14. Zhichkin K.A., Nosov V.V., Abdulragimov I.A., Zhichkina L.N., Ramazanov I.A., Kotyazhov I.A. The concept of food security as the basis of state support for agriculture. Agronomic research. 2021. Vol. 19. No. 2. pp. 629-637.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.