Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ООО «ВКОНТАКТЕ»'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ООО «ВКОНТАКТЕ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ООО «ВКОНТАКТЕ»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Полянская Ольга Алексеевна, Аленина Елена Эдуардовна, Зюлина Вера Витальевна

В статье рассмотрены современные проблемы корпоративного управления ООО «ВКонтакте». В целом за период с 2015 г. по 2020 г. выполнялось «золотое правило экономики». Это свидетельствует о динамичности развития организации и укрепления ее финансовой устойчивости. Финансовое положение ООО «ВКонтакте» на 01.01.2021 позволяет быть уверенными в своевременном выполнении обязательств в соответствии с договорами. Риск наступления банкротства минимален.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Полянская Ольга Алексеевна, Аленина Елена Эдуардовна, Зюлина Вера Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF CORPORATE MANAGEMENT OF VKONTAKTE LLC

This article deals with modern problems of corporate governance of VKontakte LLC. In general, for the period from 2015 to 2020, the “golden rule of the economy” was observed. This indicates the dynamic development of the organization and strengthening its financial stability. The financial position of VKontakte LLC as of 01/01/2021 allows you to be sure of the timely fulfillment of obligations in accordance with the agreements. The risk of bankruptcy is minimal.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ООО «ВКОНТАКТЕ»»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_8_684 УДК 316.35

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ООО «ВКОНТАКТЕ»

Филатов Владимир Владимирович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва, Россия, e-mail: filatov_vl@ mail.ru

Полянская Ольга Алексеевна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, учета и анализа хозяйственной деятельности, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: Polyanskaya_78@mail.ru

Аленина Елена Эдуардовна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, Московский политехнический университет, г. Москва, Россия, e-mail: e-alenina@mail.ru

Зюлина Вера Витальевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Московский политехнический университет, г. Москва, Россия, e-mail: vera_zuylina@pochta.ru

В статье рассмотрены современные проблемы корпоративного управления ООО «ВКонтакте». В целом за период с 2015 г. по 2020 г. выполнялось «золотое правило экономики». Это свидетельствует о динамичности развития организации и укрепления ее финансовой устойчивости. Финансовое положение ООО «ВКонтакте» на 01.01.2021 позволяет быть уверенными в своевременном выполнении обязательств в соответствии с договорами. Риск наступления банкротства минимален.

Ключевые слова: управленческий анализ; принципы корпоративного управления; ООО «ВКонтакте».

UDC 316.35

MODERN PROBLEMS OF CORPORATE MANAGEMENT

OF VKONTAKTE LLC

Filatov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Commerce and Service, Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, e-mail: filatov_vl@mail.ru

Polyanskaya Olga Alekseevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics, Accounting and Analysis of Economic Activities, St. Petersburg State Forest Engineering University named after S.M. Kirov, St. Petersburg, Russia, e-mail: Polyanskaya_ 78@mail. ru

Alenina Elena Eduardovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Management Department, Moscow Polytechnic University, Moscow, Russia, e-mail: e-alenina@ mail.ru

Zyulina Vera Vitalievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, Moscow Polytechnic University, Moscow, Russia, e-mail: vera_zuylina@pochta.ru

This article deals with modern problems of corporate governance of VKontakte LLC. In general, for the period from 2015 to 2020, the "golden rule of the economy" was observed. This indicates the dynamic development of the organization and strengthening its financial stability. The financial position of VKontakte LLC as of 01/01/2021 allows you to be sure of the timely fulfillment of obligations in accordance with the agreements. The risk of bankruptcy is minimal.

Keywords: managerial analysis; corporate governance principles; LLC VKontakte.

«ВКонтакте» (международное название: VK) - российская социальная сеть со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Сайт доступен на 89 языках; особенно популярен среди русскоязычных пользователей. «ВКонтакте» позволяет пользователям отправлять друг другу сообщения, создавать собственные страницы и сообщества, обмениваться изображениями, тегами, аудио- и видеозаписями, играть в «браузерные» игры [4]».

Запущенный 10 октября 2006 года, ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». По данным на август 2017 года, среднесуточная аудитория составляет более 80 млн посетителей, зарегистрировано более 460 млн пользователей. По данным SimilarWeb от 1 января 2021 года, сайт «ВКонтакте» занимал 15 место по популярности в мире [1].

Так как в корпорации есть и плюсы, и минусы, то рассмотрим их более детально, чтобы выявить основные тенденции в развитии социальной сети. Основными достоинствами корпорации «ВКонтакте» считаются: доступ к аудио- и видеоресурсам; приложения, игры, подарки и место для размещения рекламы; лента новостей, наличие официальных мобильных приложений; полноценная биржа рекламы для сообществ; создание маркет-платформы и добавление стикеров; умная лента, рекомендации, истории, денежные переводы и расширенный раздел музыки «ВКонтакте»; голосовые и видеозвонки, система хранения денежных средств vk-pay,

реформа приватности в социальной сети, платформа qr-кодов [4].

Итак, рассматривая плюсы социальной сети, можно выявить постепенные тенденции в развитии платформы. Корпорация годами собирала многомиллионную аудиторию путем введения новых полезных функций в свой сервис [7].

Авторские права. Проблемы корпорации лежат еще в ноябре 2010 года, когда «ВКон-такте» был назван вторым сайтом в списке нелегальных распространителей музыки, опубликованном Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний. По заявлению Ассоциации «эти сайты-мошенники набивают карманы своих операторов (при условии оплаты за трафик), не платя правообладателям контента» [9]. Возглавил список китайский поисковик Baidu. К претензиям ассоциации присоединился и Белый Дом, включив «ВКонтакте» в список ресурсов, потворствующих пиратству. Решением данной проблемы было введение платной подписки на прослушивание музыки. Она предполагалась, как средство, которое оставляло функционал аудио, при этом часть средств отчислялась авторам своих произведений. Таким образом, «ВКонтакте» миновали проблемы с авторскими правами и распространением «нелегальной» музыки [2].

Безопасность. Наряду с другими социальными сетями «ВКонтакте» часто называют одним из самых удобных источников для извлечения информации и поиска персональных данных. В частности, банковские агенты используют социальные сети для поиска должников (в 2018 году НБКИ договорилось

с Mail.ru Group о возможности на платной основе анализировать пребывающие в соцсе-ти профили заемщиков), а служба судебных приставов рассылает уведомления должникам о возбуждении против них дел. Дабы решить проблемы приватности и безопасности в своей социальной сети, «ВКонтакте» ввела «реформу приватности», она подразумевала шифрование звонков, возможность скрывать свой профиль, некоторые данные и содержание сообществ. Таким образом, корпорация огородила пользователей от злоумышленников, которые использовали «дыры» в безопасности ресурса [3].

Сбои и проблемы в работе социальной сети. Как и любой ресурс в Интернете, сайт «ВКонтакте» подвержен риску оказаться недоступным по причине технических сложностей. В случае с популярными ресурсами сбои в работе сайта даже на короткое время вызывают реакцию пользователей [8]. В истории «ВКонтакте» насчитывается несколько заметных сбоев в работе, в результате которых сайт был недоступен на протяжении нескольких часов. Так, 25 июля 2010 года произошел один из самых продолжительных сбоев: более четырех часов сайт оставался недоступен из-за отключения электричества в «дата-центре». Еще один сбой имел место 27 июля 2014 года: тогда

в результате аварии в одном из «дата-центров» сайт также оказался недоступен для пользователей. 4 августа 2015 года сайт «ВКонтакте» оставался недоступным в течение более двух часов [5]. По данным пресс-службы компании, причиной неполадок стал физический разрыв кабеля, соединяющего «дата-центры». Позднее было сообщено, что причиной сбоя стало «фатальное стечение ряда обстоятельств». Дабы предотвратить подобные случаи, «ВКонтакте» создало отдел волонтеров, сообщество которых стало называться VK Testers. Там люди тестировали версии приложения, сайта или отдельных его функций. Предполагается, что ответственные пользователи, попавшие в данную программу, будут «репортить» все баги и моменты, когда сервис не работает, а сотрудники корпорации будут проверять данные баги и быстро их устранять. Таким образом, на се -годняшний день, сбоев в работе «ВКонтакте» более не наблюдалось.

Стоимость нематериальных активов за исследуемый период возросла на 181807 тыс. руб. и составила 192286 тыс. руб. Наибольшее увеличение нематериальных активов наблюдалось в период с 01.01.2019 по 01.01.2020, при этом наибольшего значения за весь период стоимость НМА достигла 01.01.2019 и составила 499615 тыс. руб. (рис. 1).

Рисунок 1 - Динамика изменения активов

Как видно из приведенной диаграммы на рис. 2, пассив баланса по состоянию на 01.01.2021 состоит из капитала и резервов, долгосрочных обязательств, краткосрочных обязательств. При этом собственный капитал составляет 68,16 % от общей стоимости источников имущества организации, долгосрочные обязательства находятся на уровне 0,11 % от стоимости имущества, удельный вес краткосрочных обязательств равен 31,73 %.

В период с 01.01.2016 по 01.01.2021 уровень общей ликвидности возрос на 0,474 и составил 2,696. Таким образом, ликвидные активы значительно превышают по сумме все известные текущие обязательства. Это указывает на тенденцию наращивания бюд-

жетной массы и полную платежеспособность организации [10].

Значение коэффициента абсолютной ликвидности за период с 01.01.2016 по 01.01.2021 снизилось на 0,341 и составило 0,846, то есть платежеспособность организации снизилась. Однако она была в состоянии немедленно выполнить свои текущие обязательства за счет денежных средств 01.01.2016 на 118,7 %, а 01.01.2021 84,6 %. Максимального значения (369,4 %) абсолютная ликвидность достигала на 01.01.2019, а наименьшего значения (84,6 %) на 01.01.2021. Среднее значение коэффициента абсолютной ликвидности по отрасли, к которой относится ООО «ВКон-такте», составляет на 01.01.2021 0,71. Таким образом, абсолютная ликвидность больше средней по отрасли (рис. 3).

Рисунок 2 - Динамика изменения пассивов

Значение коэффициента текущей ликвидности на 01.01.2021 по сравнению с 01.01.2016 увеличилось на 0,482 и составило 2,706, то есть платежеспособность возросла, и на 01.01.2021 организация, реализуя свои ликвидные активы по балансовой стоимости, могла погасить текущие обязательства на 270,6 %, в то время как на 01.01.2016 этот показатель составил 222,4 %. Максимальная текущая ликвидность в 643,9 % достигалась на 01.01.2019, а минимальная (222,4 %) на 01.01.2016. Среднее значение показателя по отрасли на 01.01.2021 составляет 1,31. Таким

образом, текущая ликвидность больше средней по отрасли.

К концу периода на 01.01.2021 анализируе -мый показатель коэффициента маневренности функционирующего капитала возрос, что говорит об ухудшении структуры баланса организации. Сравнение величины коэффициента маневренности функционирующего капитала на конец анализируемого периода (01.01.2021) со средней по отрасли (0,338) по -казало, что она меньше среднеотраслевой на 0,281.

Рисунок 3 - Динамика коэффициентов ликвидности

На протяжении всего анализируемого периода в ООО «ВКонтакте» увеличилась доля оборотных средств в активах на 28,7 % и составила 81,2 %. За анализируемый период уровень данного показателя достиг оптимального значения для организации. Среднее значение доли оборотных средств в отрасли на 01.01.2021 составляет 43,8 %, что меньше на 37,4 %, чем в ООО «ВКонтакте».

Расчетное значение коэффициента утраты платежеспособности (1,106) на 01.01.2021 свидетельствует, что в течение трех месяцев, с учетом сложившихся тенденций, ООО «ВКонтакте» имеет реальную возможность не утратить свою платежеспособность.

За анализируемый период с 01.01.2016 по 01.01.2021 увеличилась доля средств, предназначенных для погашения долгов, на 28,7 пункта и составила 81,2 %. Это говорит о росте возможностей ООО «ВКонтакте» обеспечивать бесперебойную работу, рассчитываясь с кредиторами. Максимального значения мобильность всех средств (92,2 %) достигала на 01.01.2018, а наименьшего значения (52,5 %) на 01.01.2016 [11].

К концу анализируемого периода доля абсолютно готовых к платежу средств в общей сумме средств, направляемых на погашение краткосрочных долгов, уменьшилась на 22,1 пункта и составила 31,3 % от общей суммы оборотных активов организации. Наибольшего значения (75,3 %) данный показатель

достигал на 01.01.2020, а наименьшего значения (31,3 %) на 01.01.2021.

При этом по состоянию на 01.01.2021 за счет собственных оборотных и долгосрочных заемных средств покрывается на 30142,3 % меньше запасов и затрат, чем в начале периода. Наибольшего значения (6241564,6 %) данный показатель достигал на 01.01.2017, а наименьшего значения (3006,6 %) на 01.01.2021 [12].

При этом наблюдается снижение показателя коэффициента имущества производственного назначения, что является отрицательной характеристикой для предприятия. Максимального значения в 0,476 уровень коэффициента достигал 01.01.2016, а минимального (0,08) - 01.01.2018.

В последнем анализируемом периоде наблюдается снижение доли постоянных активов, финансируемых за счет долгосрочных заемных источников с 0,8 % до 0,6 %. Таким образом, стоимость использования внеоборотных активов уменьшилась. При этом максимального значения (0,9 %) данный показатель достигал по состоянию на 01.01.2018, а минимального значения (0 %) на 01.01.2016.

Максимального значения коэффициент автономии (0,876) достигал на 01.01.2019, а наименьшего значения (0,682) на 01.01.2019. По состоянию на 01.01.2021 доля долгосрочных обязательств в структуре заемного капитала возросла на 0,2 процентных пункта и

составляла 0,3 %. При этом в течение этого периода коэффициент структуры заемного капитала достигал 0,5 %, что на 99,6 процентных пункта выше значения на 01.01.2021. Таким образом, возросло финансирование внеоборотных активов, а зависимость от кра -ткосрочных обязательств, требующих срочного погашения, снизилась. Однако максимальное значение финансовой устойчивости бизнеса наблюдалось на 01.01.2019.

В начале анализируемого периода, на

01.01.2016, организация относится к абсолютному типу устойчивости, так как запасы и затраты намного меньше источников, предназначенных для их финансирования.

По состоянию на 01.01.2021 по сравнению с 01.01.2016 финансовое положение на предприятии не изменилось. Финансовая устойчивость также оценивается как абсолютная. ООО «ВКонтакте» не зависит от внешних кредиторов, запасы и затраты полностью покрываются собственными ресурсами.

Рисунок 4 - Динамика изменения наличия собственных оборотных средств

На 01.01.2021 ООО «ВКонтакте» не достигались условия абсолютной ликвидности баланса. В течение всего анализируемого периода условия абсолютной ликвидности баланса достигались 01.01.2020, 01.01.2019, 01.01.2018, 01.01.2017, 01.01.2016 (рис. 4).

Обязательства в пассиве баланса полностью покрываются активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств. Таким образом, ликвидность баланса на начало анализируемого периода можно охарактеризовать как абсолютную (рис. 5, 6).

Продолжительность оборота мобильных средств возросла на 58 дн. За счет замедления оборачиваемости оборотного капитала в конце анализируемого периода организация недополучило прибыли на сумму -810471,7 тыс. руб. Величина дополнительно привлека-

емых в оборот оборотных средств в результате замедления оборачиваемости составила 4268870,9 тыс. руб.

При этом продолжительность нахождения капитала в активах организации возросла на 6 дн. и составила за 2020 г. 200 дн. Наибольшего значения коэффициент общей оборачиваемости капитала 1,801 достиг за 2020 г., а наименьшего значения 1,025 дн. - за 2018 г. (рис. 7).

Коэффициент оборачиваемости нематериальных активов концу анализируемого периода снизился на -650,595 и составил 79,91 оборотов, то есть уменьшился дополнительный доход на рубль капитала, вложенного в нематериальные активы. Наибольшая эффективность отдачи нематериальных активов (1174,954) наблюдалась за 2016 г., а минимальная (46,635) - за 2019 г.

Рисунок 5 - Структура активов

Рисунок 6 - Структура пассиво

201 5 201 S 201 7 201 3 201 Э 2020

коэффициент оборачиваемости средств в расчетах оборачиваемость кредиторской задолженности коэффициент оборачиваемости денежных средств

Рисунок 7 - Динамика коэффициентов оборачиваемости

Фондоотдача за исследуемый период возросла на 16-189 тыс. руб. и составила 23588 тыс. руб. Значительное увеличение фондоотдачи произошло в период с 01.01.2020 по 01.01.2021, когда эффективность основных средств увеличилась на 0,653 тыс. руб. и со-

ставила 1,801 тыс. руб. Максимального значения 1,801 тыс. руб. фондоотдача достигла за 2020 г. [13].

В ООО «ВКонтакте» к концу анализируемого периода этот показатель меньше, чем в начале, на каждый рубль инвестированных

собственных средств приходится 2,402 руб. выручки от продаж. Максимального значения (2,402) этот показатель наблюдался за 2020 г., а минимального (1,192) - за 2018 г.

Себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг), приходящаяся на один рубль материальных запасов, возросла на 38,793 руб. и составила 38,793. Срок хранения запасов снизился на 9 дн. Наибольшего значения срок хранения запасов (9 дн.) достиг за 2020 г., а наименьшего значения (1 дн.) - за 2016 г.

В течение всего анализируемого периода максимальный срок погашения кредиторской задолженности (48 дн.) составил за 2018 г., а минимальный (46 дн.) - за 2016 г. Величина соотношения дебиторской и кредиторской задолженности за 2020 г. равна 1,322, таким образом, дебиторская задолженность превышает кредиторскую на 32,2 %. В течение всего анализируемого периода максимального значения (2,381) показатель достигал за 2018 г., а минимального (1,182) - за 2016 г. [14].

Скорость оборота денежных средств за анализируемый период возросла на 11,781, до 66,97 оборота в год, за счет увеличения суммы выручки от реализации.

Совокупная длительность операционного цикла организации в отчетном периоде составляла 72 дн. При этом в течение 48 дн.

он обслуживался капиталом поставщиков, а в течение 24 дн. - за счет иных источников. Такими источниками, как правило, являются собственные средства организации, а также краткосрочные кредиты банков. Имеет место увеличение операционного цикла, что свидетельствует о снижении эффективности организации. Наименьшего значения операционный цикл составлял 55 дн. за 2016 г.

Длительность финансового цикла организации составила 24 дн., это период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с оплаты за сырье, материалы и полуфабрикаты и заканчивая получением денег за отгруженную продукцию. За анализируемый период финансовый цикл сократился, что является положительной тенденцией. Минимальной величины в 9 дн. финансовый цикл достигал за 2016 г. (рис. 8).

В отчетный период доходы организации возросли на 18407180 тыс. руб. и составили 26727494 тыс. руб. При этом доходы от обычных видов деятельности возросли на 18553294 тыс. руб., или 233,58 %; проценты к получению возросли на 4866 тыс. руб., или 6,44 %; доходы от участия в других организациях равны нулю; прочие доходы снизились на 150980 тыс. руб., или 50,05 %.

Рисунок 8 - Операционный цикл

В отчетном периоде в составе доходов организации преобладали доходы от обычных видов деятельности. Их удельный вес составлял 99,14 %. Расходы ООО «ВКонтакте» возросли на 11448878 тыс. руб. и состави-

ли 17280901 тыс. руб. При этом расходы по обычным видам деятельности возросли на 11631993 тыс. руб., или 209,58 %; проценты к уплате снизились на 33021 тыс. руб., или 100 %; прочие расходы снизились на 150094

тыс. руб., или 60,28. В отчетном периоде в составе расходов организации преобладали расходы по обычным видам деятельности 99,43 %.

В анализируемом периоде предприятие увеличило размер зарабатываемой валовой прибыли. Рост прибыли на 267,2 % продиктован изменением выручки, и на 167.23 % -изменением себестоимости. Увеличение прибыли от продаж на 6921301 тыс. руб. произошло за счет роста валовой прибыли. Рост общей бухгалтерской прибыли на 6958302

тыс. руб. произошел за счет роста полученной прибыли от продаж на 99,47 % и роста сальдо прочих доходов и расходов на 0,53 % (рис. 9).

В отчетном периоде на формирование чистого результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия оказывали влияние следующие факторы: рост прибыли до налогообложения - 115,22 %, увеличение суммы уплаченных налогов из прибыли -15,22 %.

Рисунок 9 - Динамика показателей прибыли

В целом за период с 2015 г. по 2020 г. выполнялось «золотое правило экономики». Это свидетельствует о динамичности развития организации и укрепления ее финансовой устойчивости. ООО «ВКонтакте» наращивает свой экономический потенциал (темп роста активов 240,64 %). Объем выручки растет быстрее экономического потенциала, что свидетельствует о повышении эффективности использования ресурсов организации. Чистая прибыль увеличивается быстрее объема выручки и совокупного капитала. В частности, если анализировать в разрезе каждого года, то в течение всего анализируемого периода «золотое правило экономики» никогда не выполнялось.

Величина дохода, полученного организацией, приходящаяся на каждый рубль вложений в ее активы, в конце анализируемого периода снизилась на 0,127 руб. и составила

181,7 коп. на рубль полученных средств (рис. 10).

При этом на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы, за 2020 г. приходится 2,423 руб. дохода, что на 0,159 руб. меньше, чем за 2015 г. Наибольшая доходность собственного капитала (2,423 руб.) наблюдалась за 2020 г., а минимальная (1,214 руб.) - за 2018 г.

Доходные поступления, приходящиеся на каждый рубль привлеченных средств, за 2020 г. снизились на 0,605 руб., то есть до уровня 726,4 коп. на рубль заемных средств. Наибольшая доходность заемного капитала (8,163 руб.) наблюдалась за 2017 г., а минимальная (7,264 руб.) - за 2020 г.

Увеличение показателя рентабельности совокупных активов к концу анализируемого периода на 6,1 % свидетельствует о растущем спросе на товары и о накоплении активов, что является положительным.

Рисунок 10 - Динамика показателей доходности

Для сравнения: рентабельность активов в среднем по отрасли и сопоставимому размеру выручке составляет 0,235 %. Имеет место хорошая эффективности использования имущества ООО «ВКонтакте» при сравнении с другими организациями данной группы.

Эффективность использования внеоборотного капитала к концу анализируемого пе -риода возросла на 284 %, что отражает рост масштаба бизнеса организации.

Коэффициент рентабельности оборотного капитала в конце анализируемого периода - за 2020 г. снизился на 13,3 и составил 62,7 %, что говорит о снижении эффективности использования оборотного капитала и увеличении вероятности возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности, росте степени коммерческого риска (рис. 11).

э.2-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.4

1.6

0.8

- 3.922

- 3.302 2

1.032 __ 'Ц"76 у.эоу _ЩА 0,5$5 0.451 ШЭ И.Ш

I I I I I

2015

2016

2017

201!

2019

2020

в - рентабельность совокупных в - рентабельность внеоборотного в - рентабельность оборотного

активов капитала капитала

Рисунок 11 - Динамика показателей рентабельности

С точки зрения собственников, важнейшей оценкой эффективности вложения средств является наличие прибыли на вложенный капитал. В конце анализируемого периода - за 2020 г. рентабельность собственного капитала увеличилась на 12,7 пунктов, то есть отдача на инвестиции собственников возросла, что увеличило инвестиционную привлекательность данной организации. Наибольшая рентабельность собственного капитала (0,72 руб.) наблюдалась за 2020 г., а минимальная (0,436 руб.) - за 2018 г.

В конце анализируемого периода - за 2020 г. - отмечается рост показателя рентабельности перманентного капитала на 12,9 %, что, несомненно, является положительным результатом.

Прибыль, приходящаяся на каждый рубль привлеченных средств, за 2020 г. возросла на 0,162 руб., т.е. до уровня 242,5 коп. на рубль заемных средств. Наибольшая рентабельность заемного капитала (3,35 руб.) наблюдалась за 2019 г., а минимальная (2,425 руб.) - за 2020 г.

В конце анализируемого периода прибыль

с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, составила 54,2 %, что на 11,1 пункта выше, чем в начале, - за 2015 г. Таким образом, эффективность производственной деятельности (окупаемость издержек) возросла.

Значение показателя рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг за 2020 г. составило 54,2 % при средней по отрасли за этот период 8,5 %. Окупаемость из -держек к концу анализируемого периода возросла на 11,8 коп. чистой прибыли на рубль совокупных затрат. К концу анализируемого периода рентабельность производств составила 80,2 %.

В рассматриваемом случае в течение все -го анализируемого периода отмечается рост показателя рентабельности продаж на 5,1 %, что, несомненно, является положительным результатом. Максимальная рентабельность продаж 0,469 руб. наблюдалась за 2019 г., а минимальная 0,352 руб. - за 2020 г.

К концу анализируемого периода доля валовой прибыли в выручке при этом снизилась на 43,8 % и составила 56,2 %.

Рисунок 12 - Динамика показателей прибыли

На конец анализируемого периода (01.01.2021) ООО «ВКонтакте» относится к первому классу финансовой устойчивости.

Организация имеет отличное финансовое состояние. Практически отсутствует риск взаимоотношений партнеров с данной организацией.

В течение всего анализируемого периода организация имеет хороший запас финансовой устойчивости, позволяющий быть уверенным в возврате заемных средств.

Величина чистых активов на 01.01.2021 увеличилась по сравнению с положением на 01.01.2016 на 4559410 тыс. руб. и составила

8533219 тыс. руб., что свидетельствует об увеличении активов, не обремененных обязательствами, на 53,43 %.

Размер уставного капитала оставался постоянным в течение всего анализируемого

периода. Исходя из этого можно говорить об абсолютной финансовой устойчивости и абсолютной платежеспособности организации. Финансовое положение ООО «ВКонтакте» на 01.01.2021 позволяет быть уверенными в

Рисунок 13 - Динамика чистых активов

своевременном выполнении обязательств в соответствии с договорами. Риск наступления банкротства минимален.

В конце анализируемого периода (за 2020 г.) положительный эффект финансового рычага, равный 29,651 %, говорит о том, что рентабельность совокупного капитала выше средневзвешенной цены заемных ресурсов. Таким образом, разность между стоимостью заемных средств и доходностью совокупного капитала позволяет увеличить рентабель-

ность собственного капитала. При таких условиях выгодно увеличивать плечо финансового рычага, то есть доли заемного капитала.

В целом минусы популярной социальной сети с лихвой окупаются ее плюсами. Как бы то ни было, социальная сеть - всего лишь оболочка для общения, от которой, конечно, зависит многое, но сделать общение интересным не поможет ни одна самая совершенная система - на это способны только вы сами.

Список литературы _

1. Абаев А.Л., Алексунин В.А., Гуриева М.Т., Корчагова Л.А., Малыгин А.В., Парамонова Т.Н., и др. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для бакалавров. М., 2019.

2. Асланова И.В., Бабкин А.В., Блажевич О.Г, Богачкова Л.Ю., Болдырев В.А., Борщ Л.М. и др. Кластеризация цифровой экономики: теория и практика. СПб., 2020.

3. Безпалов В.В. Механизм реструктуризации системы управления промышленным предприятием. М.: Кно-Рус, 2013. С. 169.

4. «ВКонтакте»: [сайт]. URL: https://vk.com (дата обращения: 10.05.2021).

5. Вакуленко Р.Я., Стоюхина Н.Ю. Зачем предпринимателям психология? // Креативная экономика. 2007. № 1 (1). С. 33-41.

6. Ксенофонтова Х.З. Корпоративный менеджмент. М., 2020.

7. Ксенофонтова Х.З. Механизм развития компетенций управленческого персонала предприятия корпоративного типа // Российское предпринимательство. 2013. № 2 (161). С. 91.

8. Ксенофонтова Х.З. Построение моделей компетенций управленческого персонала на предприятиях корпоративного типа // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г Белинского. 2011. № 24. С. 331-335.

9. Рамазанов И.А., Кравежина Л.Е. Интегрированные коммуникации как основа современного подхода предприятий к планированию и рациональному использованию медиаресурсов // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 21. С. 3885-3894.

10. Gumerov A.V., Mukhomorova I.V., Sadykova R.R., Fatikhova L.E., Chikisheva N.M., Simonova L.M., Alenina E.E. The program "client's voice" as a tool of business structure innovations. Journal of Sustainable Development, 2015, t. 8, No. 3, рр. 263-270.

11. Kuznetsov V.A., Alenina E.E., Mochalova T.S. Optimization of technological processes of manufacturing and repairing of parts based on the power of the processes performed // Proceedings of the 7th International Conference on Industrial Engineering (ICIE 2021). ICIE: International Conference on Industrial Engineering. Челябинск, 2022, рр. 616-624.

12. Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Cheglov V.P., Krasil'nikova E.A., Nikishin A.F. Retail transformation under the influence of digitalisation and technology development in the context of globalization // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 2021, t. 7, No. 1, рр. 1-21.

13. Tatarenko V.N., Polyanskaya O.A., Schaitarova O.E., Tereshchenko S.V., Melentieva N.I. Synergetics of subject-object interactions in the context of the digital paradigm. В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2. Ser. «II All-Russian Scientific-Technical Conference "Digital Technologies in Forest Sector"» 2021, р. 012032.

14. Vasil'eva L.P., Polyanskaya O.A., Tereshchenko S.V., Khartanovich K.V., Milenkiy A.V. Digital technologies in the economy: opportunities and threats // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2. Ser. «II All-Russian Scientific-Technical Conference "Digital Technologies in Forest Sector"» 2021, р. 012036.

15. Panasenko S.V., Ramazanov I.A., Bragin L.A., Boykova A.V., Surdina A.V. Regional e-commerce development in the context of the Covid-19 pandemic // Revista GEINTEC: Gestao, Inovagao e Tecnologias, 2021, t. 11, No. 4, рр. 455-466.

References _

1. Abaev A.L., Aleksunin V.A., Gurieva M.T., Korchagova L.A., Malygin A.V., Paramonova T.N., and others. Marketing in industries and spheres of activity. Textbook for bachelors. M., 2019.

2. Aslanova I.V., Babkin A.V., Blazhevich O.G., Bogachkova L.Yu., Boldyrev V.A., Borsch L.M., etc. Clustering of the digital economy: theory and practice. St. Petersburg, 2020.

3. Bezpalov V.V. The mechanism of restructuring the management system of an industrial enterprise. Publishing house: M.: Knorus, 2013, p.169.

4. VKontakte: [website]. URL: https://vk.com Accessed: 05/10/2021).

5. Vakulenko R.Ya., Stoyukhina N.Yu. Why do entrepreneurs need psychology? Creative economy, 2007, No. 1 (1), pp. 33-41.

6. Ksenofontova H.Z. Corporate management. M., 2020.

7. Ksenofontova H.Z. The mechanism of development of competencies of management personnel of a corporate-type enterprise. Russian entrepreneurship, 2013, No. 2 (161), p. 91.

8. Ksenofontova H.Z. Building models of managerial personnel competencies at corporate-type enterprises. News of the Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky, 2011, No. 24, pp. 331-335.

9. Ramazanov I.A., Kravezhina L.E. Integrated communications as the basis of the modern approach of enterprises to planning and rational use of media resources. Russian entrepreneurship, 2015, vol. 16, No. 21, pp. 3885-3894.

10. Gumerov A.V., Mukhomorova I.V., Sadykova R.R., Fatikhova L.E., Chikisheva N.M., Simonova L.M., Alenina E.E. The program "client's voice" as a tool of business structure innovations. Journal of Sustainable Development, 2015, t. 8, No. 3, рр. 263-270.

11. Kuznetsov V.A., Alenina E.E., Mochalova T.S. Optimization of technological processes of manufacturing and repairing of parts based on the power of the processes performed. Proceedings of the 7th International Conference on Industrial Engineering (ICIE 2021). ICIE: International Conference on Industrial Engineering. Челябинск, 2022, рр. 616-624.

12. Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Cheglov V.P., Krasil'nikova E.A., Nikishin A.F. Retail transformation under the influence of digitalisation and technology development in the context of globalization. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 2021, t. 7, No. 1, рр. 1-21.

13. Tatarenko V.N., Polyanskaya O.A., Schaitarova O.E., Tereshchenko S.V., Melentieva N.I. Synergetics of subject-object interactions in the context of the digital paradigm. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2. Ser. «II All-Russian Scientific-Technical Conference "Digital Technologies in Forest Sector"» 2021, р. 012032.

14. Vasil'eva L.P., Polyanskaya O.A., Tereshchenko S.V., Khartanovich K.V., Milenkiy A.V. Digital technologies in the economy: opportunities and threats. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2. Ser. «II All-Russian Scientific-Technical Conference "Digital Technologies in Forest Sector"» 2021, р. 012036.

15. Panasenko S.V., Ramazanov I.A., Bragin L.A., Boykova A.V., Surdina A.V. Regional e-commerce development in the context of the Covid-19 pandemic. Revista GEINTEC: Gestao, Inovagao e Tecnologias, 2021, t. 11, No. 4, рр. 455-466.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.