Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ'

АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Химия / компетенция / диаграмма Венна / кластер / вызов / осмысление / размышление / мотивация / интерактивный метод / синквейн / инсерт / мозговой штурм / учебная дискуссия. / Chemistry / competence / Venn diagram / cluster / challenge / comprehension / reflection / motivation / interactive method / cinquain / insert / brainstorming / educational discussion.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отамирзаев, Самаджон Олимжон Угли, Джураева, Дилдора Умаржановна

В статье на примере предмета химия приведены методические указания по проведению лабораторных работ с использованием интерактивных методов. Наряду с этим, разработана модель интерактивного урока по предмету химия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND USE OF INTERACTIVE METHODS IN PERFORMING LABORATORY WORKS IN CHEMISTRY

In the article, on the example of the subject of chemistry, methodological instructions for conducting laboratory work using interactive methods are given. Along with this, a model of an interactive lesson on the subject of chemistry has been developed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ

Отамирзаев Самаджон Олимжон угли,

Наманганский инженерно-строительный институт, Республика Узбекистан, г.Наманган Джураева Дилдора Умаржановна Наманганский инженерно-строительный институт, Республика Узбекистан, г.Наманган

АННОТАЦИЯ

В статье на примере предмета химия приведены методические указания по проведению лабораторных работ с использованием интерактивных методов. Наряду с этим, разработана модель интерактивного урока по предмету химия.

Ключевые слова: Химия, компетенция, диаграмма Венна, кластер, вызов, осмысление, размышление, мотивация, интерактивный метод, синквейн, инсерт, мозговой штурм, учебная дискуссия.

In the article, on the example of the subject of chemistry, methodological instructions for conducting laboratory work using interactive methods are given. Along with this, a model of an interactive lesson on the subject of chemistry has been developed.

Keywords: Chemistry, competence, Venn diagram, cluster, challenge, comprehension, reflection, motivation, interactive method, cinquain, insert, brainstorming, educational discussion.

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь мирового сообщества сегодня полна больших перемен и различных недоразумений. С течением времени изменяются и совершенствуются сформированные за многие годы способы и условия производства.

Основной тенденцией, наблюдаемой в последние десятилетия, является неуклонное повышение значения образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Одним из важных факторов развития любой страны становится образовательная инфраструктура, выделившаяся в отдельную отрасль

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

организации и управления социально-экономическими процессами государственного масштаба.

Произошла переориентация почти всех сфер народнохозяйственного комплекса. Директивные принципы планирования заменены на индикативные принципы, производственная сфера стала выпускать продукцию с ориентиром не на спущенные с центра государственные планы, а на рынок, который формируется из потребностей и спроса населения.

В настоящее время в условиях глобализации экономического процесса основной задачей является развитие всех отраслей экономики Республики Узбекистан на основе интенсивного масштабного инвестирования. В связи с этим основной задачей системы образования является подготовка высококвалифицированных специалистов для высокотехнологичных производственных предприятий. Подготовка таких специалистов зависит от квалификации высших учебных заведений, наличия современных знаний и умения использовать высокие современные педагогические технологии.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact". "Inter" - это "взаимный", "act" - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, студента и компьютера.

Интерактивное обучение-это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Хотелось бы отметить важность применения интерактивных методов обучения с позиций рыночной экономики, поскольку эти методы развивают качества, требуемые работодателями, и общественные навыки, необходимые для общего развития человека.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В рамках основы критического мышления, ниже приведена методика проведения лабораторного занятия с интерактивными методами по предмету химия на тему «Определение скорости химической раекции»:

Модел интерактивного урока.

1. Подготовка-10 минут. Определяется посешаемость. Группа делиться на подгруппи по 5-6 человек. Объявляется тема лабораторной работы. Даётся рекомендации по стратегию «ЗУХ» (Знаю, узнал, хочу знать).

2. Вызов-10 минут. При этом используется мозговой штурм т.е. преподаватель проверяет готовность студентов для проведения лабораторную работу.

3. 0смысление-30 минут. При этом студенты под наблюдением преподавателя выполняют лабораторную работу, записывают, проанализируют результаты исследования и построит нужную диаграмму. Каждая подгруппа по отдельности выполняет лабораторную работу.

4. Размышление-20 минут. На этом этапе урока для укрепления теоретических знаний используется следующие интерактивные стратегии: Синквейн, Свободное письмо, Инсерт, Кластер, Категориальный обзор, Оставьте за мной последнее слово, Трехступенчатое интервью, Концептуальная карта, Т-схема, Чтение и реакция на прочитанное и другие. Например стратегия диаграмма Венна позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух аспектов, имеющих различные и общие черты.

5. Задание на дом-10 минут. Студентам раздаются задание по самостоятельной работы, рекомендуется ознакомиться с ними и отвечают на возникшие при этом вопросы. Дается список литературы с указанием страниц, спрашивают мнение студентов о проведенном уроке и урок заканчивается.

Хотелось бы отметить важность применения современных технологий обучения с позиции рыночной экономики, поскольку эти методы развивают

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

качества, требуемые работодателями, и общественные навыки, необходимые для общего развития человека.

Интерактивные методы обучения дают реальную возможность создать в аудитории атмосферу партнерства. Преподаватель, получивший в руки технологию, основанную на интерактивных методах, а не готовые рецепты хороших занятий, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям и принятию нестандартных и ответственных решений.

Сегодняшних студентов ожидает будущее, отличное от того, которое предстояло предыдущему поколению. Они будут трудиться у работодателей, которые ожидают от своих служащих умения учиться, обладания эффективными навыками восприятия устной речи, письма и вычисления; творческого мышления и умения решать проблемы; эффективно работать в группах, обеспечивать лидерство; подходить к заданиям с уверенностью, мотивацией и способностью ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом готовя современных специалистов в отличии от прошлого мы должны учитывать новые требования предъявляемые рыночной экономикой и частным предпринимательством частного производства. Это является неотъемлемым требованием времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение отметим, что использование интерактивных методов позволяет решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных методов в процессе занятия, как показывает практика, снимает нервную нагрузку студентов, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Интерактивный метод обеспечивает взаимодействие между студентами и преподавателями, которое вызывает положительные эмоции и удовлетворение процессом обучения.

REFERENCES

1. Djuraeva D. ADDING THE CRIME OF INTERNATIONAL TERRORISM INTO THE STATUTE OF INTERNATIONAL CRIMINAL COURT: DEFINITION,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

BENEFITS TO JUSTICE AND OBSTACLES : дис. - Central European University, 2010.

2. УктамовД.А.,ДжураеваД.У.ПОЛУЧЕНИЕМИКРОЭЛЕМЕНТСОДЕРЖАЩЕ ГО НИТРОФОСА НА ОСНОВЕ ТЕРМОКОНЦЕНТРАТА И ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ ГИДРОМЕТАЛЛУРГИИ //Universum: технические науки. - 2020. - №. 12-4 (81). - С. 82-85.

3. ATAMIRZAEVA, S., & JURAEVA, D. INTERFAOL IN THE ORGANIZATION OF THE SCIENCE OF ECOLOGY USING METHODS. ЭКОНОМИКА, 55-57.

4. Umarjonovna D. D., Olimjon o'g'li O. S. O'QUV MAQSADLARI IERARXIYASI TARTIBIDAGI DARSNING TA'LIM SAMARADORLIGIGA TA'SIRI. - 2022.

5. Umarjonovna, D. D., & Gulomjonovna, Y. Y. (2022). CHALLENGES OF FOOD SECURITY. Conferencea, 505-507.

6. Джураева, Дилдора, and Шерхон Кадирхужа оглы Эргашходжаев. "РОЛЬ ЗЕЛЕНЫХ РАСТЕНИЙ В ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ." Conferencea (2022): 62-63.

7. Бахриддинов Н. С., Мамадалиев Ш. М., Джураева Д. У. Современный Метод Защиты Озонового Слоя //CENTRAL ASIAN JOURNAL OF MEDICAL AND NATURAL SCIENCES. - 2022. - Т. 3. - №. 3. - С. 1-4.

8. Отамирзаев О. У., Вахобова С. К. Применение информационных технологий в самостоятельной работе студентов //Science Time. - 2017. - №. 2 (38). - С. 274-279.

9. Отамирзаев О.У., Зокирова Д.Н. Тажриба машгулотларини мустакил урганишга ундовчи таълим бериш оркали олиб бориш // "Замонавий таълим" ("Современное образование") илмий-амалий оммабоп журнали (Узбекистон). -2018. - №. 3.

10. Отамирзаев О.У., Шарипов Ф.Ф. Методика проведения лабораторных занятий с интерактивными методами // Science Time. - 2017. - №. 2. - С. 270-

11. Отамирзаев О.У., Вахобова С.К. «Назарий электротехника» фанидан «Уч фазали узгарувчан ток занжирлари» мавзусини укитишда кейс-стади методидан фойдаланиш // "Замонавий таълим" ("Современное образование") илмий-амалий оммабоп журнали (Узбекистон). - 2018. - №. 5.

273.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 7 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

12. Отамирзаев О. У., Зокирова Д. Н. «Электр ёритиш» фанини укитишда «Бумеранг» методидан фойдаланиш //Современное образование (Узбекистан). -2019. - №. 3 (76). - С. 37-41.

13. Отамирзаев О. У., Зокирова Д.Н. MUSTAQIL О^АККША ШБОУСШ ТАЪ1М ВЕЯКН USULLARI УА ULARNING SAMARADORLIGI.

14. Зокирова Д. Н. ТАЛАБАЛАРГА МУСТАЩЛ УРГАНИШГА УНДОВЧИ ТАЪЛИМ БЕРИШДА КАСБИЙ ВА УМУМТАЪЛИМ ФАНЛАРИНИНГ ИНТЕГРАЦИЯСИ //Современное образование (Узбекистан). - 2021. - №. 6 (103). - С. 24-28.

15. Отамирзаев О.У. ТАЛАБАЛАРНИНГ МУСТАКДЯ ФИКРЛАШЛАРИНИ ШАКЛЛАНТИРИШ УСУЛЛАРИ ВА УЛАРНИНГ ТАДЛИЛИ //Современное образование (Узбекистан). - 2021. - №. 11 (108). - С. 9-13.

16. Отамирзаев О. У. и др. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА «БУМЕРАНГ» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ //Научное знание современности. - 2021. - №. 6. - С. 1417.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.