Научная статья на тему 'Анализ грантовой государственной поддержки инновационных проектов в Республике Коми'

Анализ грантовой государственной поддержки инновационных проектов в Республике Коми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ГРАНТЫ / СУБСИДИЯ / ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФРАСТРУКТУРА / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушуева Людмила Игоревна, Напалков Алексей Александрович

Государственная поддержка инновационной деятельности один из рычагов воздействия на инновационную сферу. Анализ государственной поддержки в регионе на примере Республики Коми, представленный автором, дает представление о механизме конкурсного отбора проектов. Данные, полученные в ходе анализа, позволят субъектам инновационной деятельности грамотно обосновывать целесообразность реализации инновационных проектов, а также прогнозировать решение комиссии по поводу предоставления или непредоставления субсидии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of state grant support of innovative projects in the Republic of Komi

The state support of innovative activities is one of the leverages for influencing the innovation sphere. The author has analysed state support in a region (evidence from the Republic of Komi) thus shedding light on the mechanism of competitive selection of projects. The data obtained enables the participants of innovative activities to justify properly the expediency of implementation of innovative projects, and also to predict the decisions of the commission concerning to provision of subsidies or refusal to provide thereof.

Текст научной работы на тему «Анализ грантовой государственной поддержки инновационных проектов в Республике Коми»

на линии отбора

анализ грантовой государственной поддержки

инновационных проектов в республике коми

_Аннотация

Государственная поддержка инновационной деятельности - один из рычагов воздействия на инновационную сферу. Анализ государственной поддержки в регионе на примере Республики Коми, представленный автором, дает представление о механизме конкурсного отбора проектов. Данные, полученные в ходе анализа, позволят субъектам инновационной деятельности грамотно обосновывать целесообразность реализации инновационных проектов, а также прогнозировать решение комиссии по поводу предоставления или

непредоставления субсидии. _

Ключевые слова: инновационные проекты, гранты, субсидия, гранто-вая поддержка, государственная поддержка, субъекты инновационной деятельности, инфраструктура, научно-производственный потенциал

Развитие инновационной деятельности во всех сферах экономики является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами государственной власти Республики Коми. Сегодня научно-инновационный потенциал Республики Коми представлен развитой сетью научных и образовательных организаций, высококвалифицированными кадрами, крупными и малыми инновационно активными организациями, наличием широкого спектра научных и инновационных разработок во всех отраслях экономики республики.

Двигатель обновления

Важную роль в развитии инновационного потенциала республики играет государственная поддержка инноваций.

Утверждена и ежегодно в период с 2010-2012 гг. реализовалась республиканская целевая программа «Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми», в рамках которой предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на информационную поддержку инновационной

Бушуева

Людмила Игоревна

д-р экон. наук, профессор, декан факультета управления

Напалков

АлексейАлександрович

аспирант кафедры менеджмента и маркетинга [email protected]

Сыктывкарский

государственный

университет

деятельности; повышение имиджа инновационных организаций; повышение инновационной культуры, а также финансовую поддержку инновационной деятельности, в том числе:

• предоставление субъектам инновационной деятельности налоговых льгот на прибыль и на имущество организаций в части средств, зачисляемых в бюджет Республики Коми;

• финансирование инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе;

• предоставление субсидий на компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности, связанных с оказанием на безвозмездной основе услуг для субъектов инновационной деятельности, в том числе по разработке бизнес-планов проектов;

• предоставление за счет средств бюджета Республики Коми субсидии на компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности, связанных с началом предпринимательской деятельности в сфере инноваций (гранты);

• субсидии на реализацию мероприятий по созданию и развитию инновационной инфраструктуры. Эффективность механизма государственной поддержки целесообразно рассмотреть через различные показатели поддержанных проектов.

_ Такие формы поддержки, как предоставление субсидий на компенсацию части затрат субъектов _ инновационной деятельности, связанных с оказанием на безвозмездной основе услуг для субъектов инновационной деятельности, и субсидии на реализацию мероприятий по созданию и развитию инновационной инфраструктуры, являются косвенными мерами поддержки инновационной активности в регионе.

_ Гранты в связи с началом предпринимательской

_ деятельности в сфере инноваций являются одной

из основных форм государственной поддержки.

_ Данный вид поддержки реализуется Министерством

_ экономического развития Республики Коми с

_ 2011 г., поэтому ее эффективность можно проана-

_ лизировать за 2 года (см. табл. 1).

_ В соответствии с постановлением Правительства

_ Республики Коми от 21.03.2011 № 66 средства субсидии распределяются в порядке рейтинговых мест, которые заняли инновационные проекты.

_важную роль

_в развитии

_инновационного

_потенциала

_республики играет

_государственная

_поддержка инноваций

ти

Финансовые показатели субъектов инновационной деятельности, получивших государственную поддержку в виде грантов на начало предпринимательской деятельности*

2011 г. 2012 г.

№ субъекта ин- 1 2 3 4 5 6 7 8

новационном де-

ятельности

Отрасль Инфор- Прочие Детские Ком- Техноло- Образо- Мебель Мине-

маци- произ- игрушки пью- гии для вание ральные

онные водства терные безопас- удобре-

техно- техно- ности ния

логии логии автомобиля

Чистая прибыль 1508 1250 278238 5786 1373 798 2209 6856

(млн руб.)

Индекс рентабель- 4,08 1,43 43,8 1,069 3,15 0,98 5 9,59

ности инвестиции

(вычисляется как

отношении прибы-

ли к инвестициям)

Срок окупаемости 44 34 2 29 22 21 9,8 4

(мес.)

Социальная эф- 5 9 28 19 5 6 3 1,5

фективность (раб.

мест)

Размер среднем 18500 9578 23163 12859 19827,14 14003 27043 19555,6

зарплаты (руб.)

Бюджетная эф- 37 79 1 19 34 39 32 26

фективность (мес.)

Рейтинговые места 2 1 3 5 4 8

* Составлена на основании бизнес-планов субъектов инновационной деятельности, участвовавших в получении государственной поддержки.

В 2011 г. средства субсидии распределялись не по рейтинговым местам, а по тому, соответствует ли инновационный проект критериям отбора или нет. Тогда же было больше бюджетных средств, заложенных на цели государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Коми, требуемых субъектами инновационной деятельности. Соответственно, проблем с нехваткой бюджетных средств не возникало. Хотя при распределении рейтинговых мест большую роль играют экспертные заключения, места распределились согласно прогнозным финансо-

вым показателям. По итогам конкурсного отбора инновационных бизнес-проектов за счет средств бюджета предоставлены субсидии 6 субъектам инновационной деятельности на общую сумму 3 млн руб.

тто

гранты в связи

_с началом

предпринима-

_тельской

деятельности в

—из основных форм

_государственной

_поддержки

креативна

Конкурс рассудит

Максимальная сумма гранта составляет 500 000 руб. Однако, на наш взгляд, для поддержки некоторых проектов этого недостаточно. Сумма государственной субсидии должна зависеть от конкретных проектов, от потребностей в их производстве и реализации. Кроме того, в соответствии с таблицей 1, субъект инновационной деятельности (СИД) № 8, производящий минеральные удобрения, обладает лучшими финансовыми показателями даже по сравнению с предприятием № 4, производящим компьютерные технологии: по показателю «чистая прибыль» на 18,5% превосходит предприятие № 1, производящее информационные технологии, в 8,97 раз - по показателю «рентабельность»; в 7,25 раз быстрее окупится проект, на 7 месяцев меньше потребуется возврата бюджетных средств. Однако в соот-ствии с рейтинговыми местами данный проект ходится ниже СИД № 4, занявшего первое место. случае если средств, заложенных в бюджете на эти цели, было бы недостаточно, проект в области минеральных удобрений остался бы без средств поддержки со стороны государства. Следующая форма поддержки, которую хотелось бы рассмотреть, финансирование инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе. Субсидия предоставляется СИД, по которому комиссией принято решение о соответствии СИД и представленных им документов и инновационного проекта условиям предоставления субсидии, а также если инновационный проект набрал максимальное количество баллов и соответственно занял первое рейтинговое место. «В случае если сумма субсидии, планируемая для реализации проекта, занявшего первое рейтинговое место, меньше суммы средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Коми на текущий финансовый год, субсидия предоставляется также субъектам инновационной деятельности, инновационные проек-

2014, № 2(86)

Финансовые показатели субъектов инновационной деятельности, участвующих в конкурсном отборе на получение государственной поддержки в виде финансирования в 2012 г.*

№ получателей 1 2 3 4 5 6 7 8

государственной

поддержки

Отрасль Быто- Детские Образова- Биотех- Мебель Горноруд- Текс- ИТ-

вые игрушки тельные нологии ный комп- тильная техно-

товары услуги лекс промышленность логии

Чистыи дискон- 400 411 7 2 308 523 5 -

тированный (приведенный) доход (№У), млн руб.

Внутренняя норма рентабельности (доходности) (ВД,% 48 393 470 55 127 30 183

Дисконтированный 11 22 3 50 19 9 73 -

срок окупаемости проекта фРВР),

мес.

Индекс рентабель-ности(доходности) 0,9 190 3 2 8 3,04 3,2 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инвестиций (Р1)

Коэффициент бюджетной эффек- 3,5 60 27 1,08 6 9,59 0,003 -

тивности (К6Юдэф)

Социальная эффек- 7 4 5 1 5 3 3 -

тивность (Сэф)

Актуальность про- 31 24,2 24,4 22,1 25,2 24,5 23,2 -

екта, баллы

Наличие рыночной 10 10 10 8 9 10 10 -

потребности в

результатах иннова-

ционного проекта, баллы

Новизна научно- 37 48 42 15 34 46 43 -

технических реше-

ний проекта, баллы

Возможность 44 47 35 33 12 31 21 -

коммерциализации проекта, баллы

Экономическая 42 56 50 40 48 44 41 -

целесообразность

реализации проекта, баллы

Рейтинговые места 2 1 3 7 6 4 5 8

* Составлена на основании бизнес-планов субъектов инновационной деятельности, участвовавших в получении государственной поддержки.

-рейтинговые места ты которых заняли второе и (при наличии средств)

_распределяются последующие рейтинговые места» [1].

_не только В данном случае порядок распределения средств

_с точки зрения субсидии аналогичен порядку по грантам.

_инновационности Характерность данного метода распределения

_и финансовых средств состоит в том, что рейтинговые места

_показателей распределяются не только с точки зрения инно-

_предприятия, вационности и финансовых показателей пред_но с учетом приятия, но с учетом субъективных мнений экс_субъективных пертов и оценки органов исполнительной власти.

_мнений экспертов Предприятия, которые несут убытки в своей

_и оценки органов деятельности, могут получить более высокие рей_исполнительной тинговые места по сравнению с теми предпри-

_власти ятиями, которые показывают стабильно высокие

_ финансовые результаты.

_ Средства субсидии получили первые 7 предпри-

_ ятий. Исходя из отраслей субъектов инновацион-

_ ной деятельности, можно утверждать о степени их

_ инновационности. В данном случае государство

_ выделяет средства субсидии на развитие предприятий текстильной промышленности, но обделяет субсидиями биотехнологии. Эксперты определили овизну проекта из области детских игрушек выше «логичного показателя проекта биотехнологий.

По планке непредвзятости

Проблема государственной поддержки лежит именно в механизме распределения рейтинговых мест, а значит, и средств субсидий. Субъект инновационной деятельности может обозначить в бизнес-плане, на который ссылаются органы исполнительной власти, любые финансовые показатели, которые не будут граничить с реальностью. Например, исходя из таблицы № 2 СИД № 1, производящий бытовые товары, отразил в своем бизнес-плане показатель чистого дисконтированного дохода, при этом ставка дисконтирования достигает несколько сотен процентов, что маловероятно. Такие высокие финансовые показатели могут быть лишь в сфере наркоторговли и продажи оружия. Хотя степень «реальности» финансовых показателей проектов оценивается при их анализе экспертами и органами исполнительной власти, дающими экспертные и отраслевые заключения по проектам, финансовые показатели не могут не повлиять на суммарные баллы по проекту.

I

При максимальной приближенности к объективности оценки инновационных проектов при принятии решения о предоставлении или непредоставлении государственной поддержки предприятию здесь невозможно избежать наличия субъективного мнения экспертов, органов исполнительной власти, а также искаженных прогнозных финансовых показателей по проектам. Во всем мире важным механизмом поддержки инновационной активности являются налоговые льготы по тем проектам или по тем предприятиям, в которых внедряются инновации. Среди научных кругов существуют определенные мнения против внедрения налоговых льгот для стимулирования развития инноваций. К примеру, предприятия и частные лица могут разрабатывать и внедрять инновационные бизнес-проекты вне зависимости от того, предоставляется им льгота или нет. В этом случае факт предоставления льготы не повлияет на активность отдельно взятой фирмы в сфере инноваций, но уменьшит ее налоговые потери.

Без активности нет эффективности

В Республике Коми за все последние годы ни одно предприятие не воспользовалось такой формой государственной поддержки. Причинами отсутствия эффективности налоговых льгот предположительно могут быть следующие:

1) ни одно из представленных в Республике Коми, разрабатывающих и (или) внедряющие инновационные проекты, не подпадают под данную форму поддержки;

2) потенциальные субъекты инновационной деятельности не знают о такой форме поддержки;

3) законодательство в сфере налогообложения для субъектов инновационной деятельности крайне сложно для понимания.

Первая причина не является основной, т.к. в постановлении Правительства Республики Коми от 19.12.2008 № 359/1, регламентирующем данную форму поддержки, нет специфических ограничений и требований для субъектов инновационной деятельности, которые бы сводили эффективность данной формы поддержи на ноль. Требования к субъектам инновационной деятельности анало-

требования

к субъектам

инновационной

деятельности

аналогичны

требованиям

относительно

иных форм_

государственной поддержки_

на основании

_говорить о низкой

кономической

субъектов

_инновационной

деятельности в целом

иио П

гичны требованиям относительно иных форм государственной поддержки. Вторая причина маловероятна, т.к. информация о льготах по налогообложению в сфере инноваций размещается на сайте Министерства экономического развития Республики Коми, научно-инновационном портале и на портале предпринимательства Республики Коми.

Рассмотрим такую причину, как сложность данной формы поддержки. Перечень требуемых для получения поддержки документов и этапы получения поддержки по налоговым льготам не отличаются от иных видов поддержки. В получении налоговых льгот могут участвовать только юридические лица, которые были созданы государственными научными организациями и высшими учебными заведениями, что существенно ограничивает круг потенциальных получателей поддержки. На основании базы инновационных проектов, подобных организаций на территории Республики Коми наберется не больше 30.

«чиной отсутствия эффективности здесь можно звать низкую экономическую активность тех бъектов инновационной деятельности, которые огут подать заявку на получение налоговых льгот. На основании количества заявок на получение государственной поддержки можно говорить о низкой экономической активности субъектов инновационной деятельности в целом. В соответствии с вышеизложенным можно выделить основные проблемы инновационной сферы республики:

1) низкая экономическая активность субъектов инновационной деятельности;

2) небольшое количество субъектов инновационной деятельности, воспользовавшихся государственной поддержкой;

3) наличие в оценке инновационных проектов субъектов инновационной деятельности, претендующих на получение государственной поддержки, субъективного мнения экспертов, органов исполнительной власти, а также искаженных прогнозных финансовых показателей по данным проектам.

Чем обусловлен грант

В заключение хотелось бы выделить параметры,

по которым компания, реализующая инновацион- _

ный проект, может получить наивысшие баллы для _

получения гранта [2]: _

1) научно-технический уровень проектов должен _

быть выше мировых аналогов; _

2) при решении научно-технической проблемы _

достигается совершенно новый научно-техничес- _

кий результат; _

3) результат интеллектуальной деятельности дол- _

жен быть юридически защищен патентом; _

4) проект должен быть экологически безопасен; _

5) реализации проекта позволит развиваться _

целой отрасли; _

6) проект повлияет на развитие смежных отрас- _

лей; _

7) имеется рыночная потребность в реализации _

проекта; _

8) финансовые показатели должны быть следую- _

щими: чистая прибыль > 0; индекс рентабельности _

инвестиций > 2; срок окупаемости до 3 лет; созда- _

ние рабочих мест больше 11, причем в районах _

сельской местности республики; средняя заработ- _

ная плата выше 75% от прожиточного минимума _

того района, где реализуется проект; период воз- _

врата субсидии в бюджет за счет налогов до 2 лет. _

Компании, претендующие на получение высоких _

рейтинговых мест в сфере государственной подде- _

ржки в форме финансирования, должны обладать _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

следующими показателями [3]: _

1) инновационный проект должен соответство- _

вать приоритетам экономического и социально- _

го развития Республики Коми, обозначенным в _

Стратегии социально-экономического развития _

Республики Коми на период до 2020 г. ; _

2) проект должен соответствовать приоритетным _

направлениям инновационных и научно-техни- _

ческих разработок и внедрения их в производство; _

3) результаты проекта имеют существенное влия- _

ние на развитие и повышение конкурентоспособ- _

ности смежных отраслей промышленности; _

4) имеется высокая рыночная потребность в реа- _

лизации проекта; _

5) научно-технический уровень ожидаемых _

результатов проекта выше мировых аналогов; _

6) имеется правовая защищенность в виде патен- _

тов и приказов о ноу-хау; _

_инновационный

проект должен

приоритетам экономического

развития Республики

_Коми, обозначенным

_в Стратегии

_социально-

_экономического

_развития Республики

_Коми на период

_до 2020 г.

7) проект является экологически безопасным;

8) квалификация исполнителей проекта обеспечивает выполнение всего объема работ с требуемым качеством;

9) анализ рынка и эффективность схемы коммерциализации результатов разработки проведены на высоком уровне;

10) имеются сведения о намерениях потенциальных инвесторов осуществить инвестиции в инновационный проект субъекта инновационной деятельности;

11) представлены сведения о наличии потенциальных заказчиков, покупателей;

12) наличие экспериментальной и производственной базы позволяет выполнить весь объем работ с требуемым качеством;

13) финансовые показатели должны быть следующими: чистый дисконтированный (приведенный) доход > 10; внутренняя норма рентабельности (доходности) > ставка рефинансирования Центрального банка РФ на дату проведения оценки экономической целесообразности реализации

новационного проекта; дисконтированный ~~ окупаемости проекта < 36 мес.; индекс рента-льности (доходности) инвестиций > 2; коэффициент бюджетной эффективности > 1.

Вывод

Вышеперечисленные показатели и критерии позволят набрать высокие баллы по проекту, что повысит вероятность получения гранта на начало предпринимательской деятельности в сумме 500 тыс. руб. или субсидию в виде финансирования в размере 2 млн руб. за счет средств государственного бюджета.

Литература

1. Постановление Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 418 «Об утверждении государственной программы Республики Коми «Развитие экономики».

2. Приказ Министерства экономического развития Республики Коми от 19.04.2013 № 125 «О проведении в 2013 году конкурсного отбора инновационных бизнес-проектов субъектов инновационной деятельности, претендующих на получение за счет

средств республиканского бюджета Республики Коми субсидии на компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности, связанных с началом предпринимательской деятельности в сфере инноваций (гранты)».

3. Приказ Министерства экономического развития Республики Коми от 24.12.2012 № 502 «Об утверждении форм документов, необходимых для предоставления государственной поддержки инновационной деятельности в форме финансирования инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе».

Ludmila I. Bushueva

Doctor of Science, Economics, Professor, Dean of the Faculty of Management, Syktyvkar State University

AlekseyA. Napalkov

Postgraduate student, Academic Department of Management and marketing, Syktyvkar State University

Analysis of state grant support of innovative projects in the Republic of Komi

_Abstract

The state support of innovative activities is one of the leverages for influencing the innovation sphere. The author has analysed state support in a region (evidence from the Republic of Komi) thus shedding light on the mechanism of competitive selection of projects. The data obtained enables the participants of innovative activities to justify properly the expediency of implementation of innovative projects, and also to predict the decisions of the commission concerning to provision of subsidies or refusal to provide thereof.

Keywords: innovative projects, grants, subsidy, grant support, state support, participants of innovative activities, infrastructure, development and production potential

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.