ИННОВАЦИОННЫИ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА
УДК 332.143
анализ государственной поддержки инновационной деятельности в регионах россии
Л. и. БУШУ ЕВАг доктор экономических наук, профессор, декан факультета управления E-mail: [email protected]
а. а. напалков,
аспирант кафедры менеджмента и маркетинга
E-mail: [email protected] Сыктывкарский государственный университет
В статье приведены результаты анализа особенностей развития инновационно активных регионов России во взаимосвязи с различными формами государственной поддержки. Предложена классификация форм государственной поддержки по видам поддерживающих подсистем, которая позволяет систематизировать положительный опыт регионов в области поддержки инноваций, а также повысить обоснованность и адресность финансовой, организационной, технической и правовой поддержки инновационных проектов в регионах. На примере Республики Коми предложены схемы определения форм господдержки, широко используемых и не получивших развития в регионе. Эти схемы позволяют сформулировать возможные направления развития единой инновационной политики региона, а также определить формы поддержки конкретных инновационных проектов, приоритетных для региона.
Ключевые слова: инновационно активные регионы, формы государственной поддержки, государственные закупки инновационной продукции.
Инновационная деятельность — важный аспект развития современных государств и их регионов. В настоящее время ясно, что без развития инноваций
ни одно государство не сможет оставаться на высоких позициях мировой арены в возрастающей конкурентной среде. Государство оказывает поддержку инновациям не только на федеральном, но и на региональном уровне. В рамках данного научного исследования рассмотрены формы поддержки инновационной деятельности в различных регионах России.
Рассмотрим наиболее инновационно развитые регионы. Существует несколько методик оценки развития региона в сфере инноваций. Исходя из этого, появляются различные рейтинги инновационного развития. Например, по исследованию, проведенному Научно-исследовательским институтом «Высшая школа экономики», первые места занимают Москва, Санкт-Петербург, Пермский край, Нижегородская область, Чувашская Республика, Калужская, Новосибирская, Московская и Томская области (табл. 1).
В соответствии с рейтингом Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) лидером, как и в прошлом году, стала Москва, второе место занял Санкт-Петербург, на третьем месте — Татарстан (табл. 2).
Таблица 1
Рейтинг инновационного развития субъектов РФ в 2012 г.
№ п/п Регион Ранг Российский региональный инновационный индекс
1 Москва 1 0,569
2 Санкт-Петербург 2 0,548
3 Нижегородская область 3 0,515
4 Пермский край 4 0,496
5 Чувашская Республика 5 0,483
6 Калужская область 6 0,477
7 Новосибирская область 7 0,473
8 Московская область 8 0,472
9 Томская область 9 0,463
10 Воронежская область 10—11 0,462
11 Республика Татарстан 10—11 0,462
12 Республика Башкортостан 12 0,461
13 Ульяновская область 13 0,457
14 Свердловская область 14 0,450
15 Самарская область 15 0,440
16 Ярославская область 16 0,439
Источник: представлено НИИ «Высшая школа экономики» [11].
Таблица 2
Итоговая таблица рейтинга инновационной активности регионов РФ [3]
Место в рейтинге в 2012 г. Субъект РФ Место в рейтинге 2011 г. Индекс инновационной активности
Очень высокая инновационная активность
1-е г Москва 1-е 0,8339
2-е г Санкт-Петербург 3-е 0,3789
Высокая инновационная активность
3-е Республика Татарстан 2-е 0,3383
4-е Нижегородская область 4-е 0,3253
5-е Томская область 5-е 0,2115
6-е Самарская область 6-е 0,2104
7-е Московская область 19-е 0,1075
8-е Алтайский край 9-е 0,1068
9-е Новосибирская область 7-е 0,1055
10-е Пензенская область 10-е 0,1011
11-е Республика Башкортостан 8-е 0,0993
12-е Тюменская область 11-е 0,0948
13-е Тверская область 15-е 0,0913
14-е Хабаровский край 14-е 0,0882
15-е Саратовская область 13-е 0,0885
16-е Владимирская область 17-е 0,0869
17-е Тульская область 12-е 0,0845
18-е Челябинская область 16-е 0,0764
19-е Ханты-Мансийский автомный округ — Югра 20-е 0,0739
В основе рейтингов лежат разные методологические принципы, однако лидерами в сфере инноваций становятся практически одни и те же регионы.
Если говорить в целом по годам, то, по мнению президента НАИРИТ Ольги Усковой, «2012-й год был наиболее активным в сфере инноваций за последние годы. Безусловно, сказались усилия государства, направленные на развитие этой сферы» [4].
Государственная поддержка инновационной деятельности на уровне регионов играет не последнюю роль. В данном случае целесообразно рассмотреть формы поддержки, которые существуют в вышеперечисленных регионах. Формы поддержки инновационной деятельности в этих субъектах Российской Федерации сводятся к следующим мероприятиям (рис. 1).
ы 00
Общие формы поддержки
i
i §
СП §
§
ь.1
Организация проведения экспертиз инновационных проектов, результатов научных исследований и экспериментальных разработок
Рис. 1. Государственная поддержка инновационной деятельности в регионах РФ
№
§
аз
(Л) (Л) (Л)
i
аз
Ы О
Формы государственной поддержки инноваций в Республике Коми
э
Открытые
< <
э
Премия Правительства Республики Коми в области научных исследований
Премия Правительства Республики Коми за достижения в области внедрения инноваций
Финансирование инновационных проектов
Гранты в связи с началом предпринимательской деятельности
< <
-с
Субсидии на оказание услуг для субъектов инновационной деятельности, в том числе по разработке бизнес-планов инновационных проектов
Субсидии на реализацию мероприятий по созданию и развитию инновационной инфраструктуры
Налоговые льготы для субъектов инновационной деятельности
Проведение мониторинга применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности для установления права на получение налоговых льгот
Республиканский конкурс инновационных проектов «Инновации в экономике, управлении и образовании Республики Коми»
Рис. 2. Формы государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Коми
Как показывает анализ данных (рис. 1), государственная поддержка инновационной деятельности представлена в России в многообразных формах, которые могут быть условно разделены на 4 группы: организационную, техническую, финансовую и правовую поддержку.
Финансовая представлена наиболее многочисленными формами государственной поддержки (9 форм). Причем такие формы, как предоставление субсидии, налоговых льгот, развитие инфраструктуры, используются в большинстве инновационно активных регионов. В условиях современной экономики невозможно осуществлять развитие инновационной деятельности предприятия без финансовых вливаний. Это касается малых, средних и даже крупных предприятий экономики. Однако, как отмечают многие исследователи, основной проблемой инновационного развития России и ее регионов является слаборазвитая инфраструктура.
Инновационные организации и физические лица с инновационной идеей, особенно на начальном этапе своей деятельности, сталкиваются с такими вопросами, как запатентовать свою идею, является ли идея новой в своем роде, как оформить бизнес-план проекта, куда обратиться за технической поддержкой и т. д. Поэтому немаловажную роль играют правовые и технические виды государственной поддержки.
Республика Коми осуществляет следующие меры по поддержке инновационной деятельности в регионе (рис. 2).
Такие формы поддержки, как предоставление в соответствии с действующим законодательством инвестиционных налоговых кредитов и государственных гарантий инновационным предприятиям, могут реализовываться в рамках поддержки инвестиционной деятельности предприятий. Поэтому субъекты инновационной деятельности
также могут участвовать в конкурсном отборе проектов на получение форм поддержки в виде инвестиционных налоговых кредитов и предоставления государственных гарантий. Данные формы поддержки реализуются в рамках постановления Правительства Республики Коми от 19.12.2008 № 359/1 «О реализации закона Республики Коми «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах» (в ред. от 22.03.2013 № 77) [5] и постановления Правительства Республики Коми от 31.12.2010 № 522 «О мерах по реализации закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Коми»» (в ред. от 04.03.2013 № 55) [6]. Налоговые льготы предоставляются также в рамках поддержки инноваций в регионе.
Таким образом, в Республике Коми реализуются практически все формы поддержки, представленные в других регионах страны. Однако не все меры поддержи инноваций реализуются в открытой форме. Например, организация проведения экспертиз инновационных проектов, результатов научных исследований и экспериментальных разработок входит в процедуры осуществления грантовой поддержки на начало предпринимательской деятельности и финансирования инновационной деятельности, однако как отдельная форма поддержки она отсутствует. Помощь в патентовании можно получить при такой форме поддержки, как субсидии на оказание услуг для субъектов инновационной деятельности, однако она обособленно не предоставляется в Республике Коми.
Следует представить список тех форм государственной поддержки инноваций, которые в Республике Коми отсутствуют:
1) предоставление бюджетных ссуд на реализацию научных, научно-технических и инновационных программ и проектов;
2) приобретение за счет средств областного бюджета научной, научно-технической и инновационной продукции;
3) размещение государственного заказа на закупку продукта, созданного в результате инновационной деятельности.
Бюджетная ссуда (кредит) — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам
или другому бюджету на возвратной и возмездной основах [1].
Бюджетная ссуда предприятиям была недавно отменена Правительством Республики Коми как форма поддержки деятельности предприятий.
Вторая и третья формы поддержки представляют собой один и тот же инструмент государственной политики — стимулирование спроса на инновационную продукцию. Необходимость в системе управления государственным и муниципальным заказом на продукцию инновационной деятельности научно обоснована. Данная система целесообразна в связи с соответствием инновационной политики общепринятым экономическим тенденциям развития стран, сфер экономики и регионов.
Многие ученые и политики признают важность развития инновационной деятельности через систему государственных закупок.
Среди регионов России систему государственных закупок инновационной продукции осуществляют Республика Татарстан, Алтайский и Хабаровский края.
Закон Республики Татарстан от 02.08.2010 № 63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» [8] определил размещение государственного заказа на закупку продукта, созданного в результате инновационной деятельности, как форму государственного регулирования инновационной деятельности. Статистические данные, представленные в табл. 3, отражают положительное влияние применения этой формы поддержки инноваций.
Все показатели отражают положительную динамику в развитии инноваций после принятия закона 2010 г. С 2010 г. число организаций, занимающихся инновационной деятельностью, увеличилось на 32 %, затраты на технологические инновации выросли в 3 раза.
Закон Алтайского края от 14.09.2006 № 95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае» [7] регламентирует механизм государственных закупок инновационной продукции (табл. 4).
Нетрудно заметить, что показатели по инновационной деятельности увеличились в 2006— 2007 гг., когда был принят закон Алтайского края от 14.09.2006 № 95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае».
По закону Хабаровского края от 04.07.2000 № 222 «Об инновационной деятельности в Хабаровском крае» [9] к прямой поддержке относится
Таблица 3
Основные показатели инновационной деятельности в Республике Татарстан в 2007—2012 гг. [19
Показатель инновационной деятельности 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Число организаций, занимающихся инновационной деятельностью, ед. 117 122 124 128 169 173
Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций, % 14,1 14,3 14,5 14,9 18,1 19,1
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг инновационно активных предприятий, % 23,5 22,9 25,2 21,2 20,2 18,4
Затраты на технологические инновации, млн руб., в фактически действовавших ценах 18 893 23 731 8 262 14 351 44 166 38 101
Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг инновационно активных предприятий, % 3,8 4,1 1,6 1,9 4,6 2,57
Таблица 4
Основные показатели инновационной деятельности в Алтайском крае в 2005—2012 гг. [18]
Показатель инновационной деятельности 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Объем инновационных товаров, работ, услуг в фак- 4 698 7 366 5 342 6 956 5 484 5 741 5 831 5 830
тических ценах (без НДС, акцизов и других анало-
гичных платежей), млн руб.
Число предприятий, занимавшихся инновационной 49 63 68 48 59 49 66 63
деятельностью, ед.
Затраты предприятий на технологические, марке- 549 1 278 1 480 994 698 1 103 2 871 3 574
тинговые и организационные инновации по видам
деятельности, млн руб.
Таблица 5
Основные показатели инновационной деятельности в Хабаровском крае [20]
Показатель инновационной деятельности 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Внутренние затраты на исследования и разработки, млн руб.; до 1998 г — млрд руб. 23,2 37,0 55,8 47,4 87,8 159,3
Число использованных передовых технологий, ед. — — 27 36 248 410
организация закупок наукоемкой продукции для краевых нужд на конкурсной основе (табл. 5).
После принятия закона Хабаровского края от 04.07.2000 № 222 «Об инновационной деятельности в Хабаровском крае» некоторые показатели инновационной деятельности в регионе выросли примерно в 2 раза [16].
Показатели динамики инновационной активности по числу передовых технологий в рассмотренных ранее регионах приведены на рис. 3.
Число разработанных передовых производственных технологий после принятия соответствующих законов об инновационной деятельности, содержащих такую форму поддержки, как государственные закупки инновационной продукции, в Республике Татарстан увеличилось на 41,6 %, в Алтайском крае — в 2,5 раза по сравнению с годом, предшествующим году принятия данных
законов. В Хабаровском крае подобный закон аналогично дает стимулирование развитию инноваций.
Для подтверждения положительного влияния государственных закупок инновационной продукции на показатели инновационной деятельности проведен корреляционный анализ между этими показателями в рамках одного региона, например, Республики Татарстан. Объемы государственных (муниципальных) закупок инновационной продукции в этом регионе следующие:
- август—декабрь 2010 г. — 5 545 000 руб.;
- 2011 г. — 37 453 000;
- 2012 г. — 29 329 567 руб. [16].
Теснота связи между показателями затрат на государственные закупки и инновационной активности (табл. 6) изучалась с помощью коэффициентов корреляции.
50 45 40 35 30 25 20 15 10 -5 -0
•Республика Татарстан '
•Алтайский край '
■Хабаровский край
Рис. 3. Число разработанных передовых производственных технологий по субъектам РФ [21]
По данным табл. 6 определены следующие коэффициенты корреляции:
- между затратами на технологические инновации и затратами на государственные (муниципальные) закупки — 0.97,
- между числом организаций, занимающихся инновационной деятельностью, и затратами на государственные (муниципальные) закупки — 0.99,
- между удельным весом организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций и затратами на государственные (муниципальные) закупки инновационной продукции — 0.98.
Таким образом, осуществление государственных закупок инновационной продукции в Татарстане благоприятно повлияло на развитие инноваций в регионе.
Анализ данных подтверждает, что принятие нормативно-правовых актов в сфере инноваций, регламентирующих размещение государственного заказа на закупку продукта, созданного в результате
инновационной деятельности, благоприятно повлияло на показатели инновационной сферы, что говорит о целесообразности принятия подобной формы поддержки в регионах, где она на данный момент отсутствует.
При этом поднимаются вопросы о проблемах, возникающих при размещении государственного заказа на инновационную продукцию.
Выступая на заседании комиссии Правительства РФ по высоким технологиям и инновациям, В. В. Путин отметил, что государственные закупки не ориентируют поставщиков на инновационное развитие. В. В. Путин считает, государственные закупки должны включать инновационный компонент [15].
Проблемы состоят в том, что в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регламентирующем государственные и муниципальные закупки, самым главным критерием определения победителя торгов является цена, которая не учитывает дальнейших расходов по обслуживанию и эксплуатации. Как правило, инновационная продукция имеет не только высокую цену, но и требует значительных эксплуатационных расходов. Поэтому на практике организация, предложившая продукцию, которая является инновационной по сравнению с продукцией других участников торгов, вряд ли станет победителем. А значит, государство в системе государственных закупок ставит скрытые барьеры для реализации инновационной продукции.
Еще одной важной проблемой является то, что ни Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О
Таблица 6
Динамика затрат на технологические инновации и затрат на государственные (муниципальные) закупки инновационной продукции в Республике Татарстан в 2010—2012 гг.
Показатель инновационной деятельности 2010 2011 2012
Затраты на технологические инновации в фактически действовавших ценах, млрд руб. 14,351 44,166 38,101
Количество организаций, занимающихся инновационной деятельностью 128 169 173
Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций, % 149,9 18,1 19,1
Государственные (муниципальные) закупки инновационной продукции, млн руб. 5,545 37,453 39,329
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ни федеральная контрактная система не дают четкого определения инновации и инновационной продукции. «Согласно Закону № 223-ФЗ, критерии отнесения к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти», несмотря на то, что законодательство уже обязывает участие как минимум 5 % инновационной продукции в торгах, признаки и критерии инноваций не установлены [14].
Таким образом, начальный этап развития инноваций через систему государственных закупок связан со многими проблемами, включая законодательные пробелы.
Однако необходимо выделить отрасли инновационной продукции, спрос на которые на первоначальном этапе могло бы обеспечить государство. Рассмотрим приоритетные направления развития региона на примере Республики Коми.
К таким сферам можно отнести приоритетные направления развития региона, определяемые Стра-
тегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.2013 № 45 (в ред. от 22.03.2013 № 88) [12], а именно:
- энергоэффективность и нетрадиционные энергоресурсы, включая энергосберегающие технологии, информационные технологии и системы;
- биотехнологию и медицину;
- химические технологии, новые материалы и покрытия;
- системы машин и технологий нового поколения, экологию и рациональное природопользование.
В табл. 7 приведены примеры проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития Республики Коми, а также обоснования необходимости их государственной поддержки.
В сфере энергоэффективности и нетрадиционных энергоресурсов можно обеспечить государственный заказ на такой проект, как «Советчик диспетчера по послеаварийному поиску схемы восстановления электроснабжения распределительной
Таблица 7
Примеры проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития Республики Коми
Приоритетные направления развития Республики Коми Инновационные проекты обоснование необходимости государственной и муниципальной поддержки через государственный заказ
Энергоэффективность и нетрадиционные энергоресурсы Советчик диспетчера по послеава-рийному поиску схемы восстановления электроснабжения распределительной сети Финансовая выгода. Энергетическая безопасность региона
Информационные технологии и системы Электронная аналого-цифровая подпись Финансовая выгода. Безопасность в информационных технологиях. Развитие электронного документооборота
Биотехнология и медицина Получение физиологически активных пектинов Стратегическая выгода. Повышение уровня здоровья граждан
Диагностика «легочного сердца» Повышение уровня здоровья граждан
Антиоксиданты на основе природных лигнинов Повышение уровня здоровья граждан
Производство нового природного фунгицидного препарата для сельского хозяйства из хвои ели Рост урожая. Продовольственная безопасность. Финансовая выгода. Экологическая выгода
Химические технологии, новые материалы и покрытия Технология изготовления трещи-ностойкой корундовой керамики и абразивов с использованием огнеупорных бокситов Финансовая выгода. Создание новых рабочих мест
Нано- и субмикроразмерное штапельное волокно чистого алюмооксидного состава (нано-волоксал) Финансовая выгода. Создание новых рабочих мест
Окончание табл. 7
Приоритетные направления развития Республики Коми Инновационные проекты обоснование необходимости государственной и муниципальной поддержки через государственный заказ
Системы машин и технологий нового поколения Комплексная интерактивная система обучения и подготовки водителей самоходных безрельсовых транспортных средств Повышение безопасности на дорогах
Экология и рациональное природопользование Комплекс для очистки нефтяных резервуаров от придонных остатков Экологическая безопасность. Финансовая выгода
От бесхлорной отбелки целлюлозы — к отбелке с замкнутым водопользованием Экологическая безопасность. Создание новых рабочих мест
Анаэробная очистка сточных вод целлюлозно-бумажной промышленности Экологическая безопасность. Создание новых рабочих мест
сети». Этот проект предназначен для повышения энергоэффективности электроэнергетической системы, в частности, надежности электроснабжения потребителей в послеаварийном режиме. Проект «Электронная аналого-цифровая подпись» относится к сфере ИТ-безопасности и, в частности, к корпоративным приложениям для эффективного управления цифровыми подписями сотрудников и клиентов. Изобретение позволяет решить ряд проблем, препятствующих широкому применению цифровой подписи в бизнесе и в быту, позволяет сделать подпись на поверхности экрана компьютера.
К сфере «Биотехнология и медицина» можно отнести такой проект, как «Получение физиологически активных пектинов», научная новизна которого заключается в получении пектинов, обладающих иммуномодулирующим действием, что позволяет использовать их в составе пероральных вакцин, а также ингредиентов функциональных продуктов питания с антиаллергическим и противовоспалительным действием.
К этой же сфере относится проект «Диагностика «легочного сердца». В результате реализации проекта повышается точность электрокардиографической диагностики заболеваний сердца у пациентов кардиологического профиля, а также у групп риска: жителей Севера и горных районов.
Рассмотрим более подробно проект «Производство нового природного фунгицидного препарата для сельского хозяйства из хвои ели». В соответствии с описанием проект направлен на реализацию задач в соответствии с приоритетами экономического и социального развития Республики Коми. Препарат существенно укрепляет иммунную систему расте-
ний, повышает их выносливость к биотическим и абиотическим стрессам. Стимулирующее действие препарата в большей степени проявляется при неблагоприятных почвенно-климатических условиях. Растения лучше сохраняют завязи, особенно в экстремальных условиях (заморозки, засуха, перепады температур). Используемое сырье: крупнотоннажные отходы лесозаготовок [17]. Масштабная реализация данного проекта на территории Республики Коми будет способствовать повышению объемов сбора урожая вследствие увеличения скорости роста сельскохозяйственных культур и развития иммунитета к вредителям. Реализация проекта целесообразна сразу для нескольких сегментов: агропромышленный комплекс, лесопромышленный комплекс, защита окружающей среды. Стоимость данного вещества составляет 261,5 руб./л [10].
В одном из районов Республики Коми картофель пострадал от жары. «Если план по району составляет 87 га, на сегодняшний день убрано всего 22 га. Урожай тоже невелик — 100 ц/га, тогда как в прошлые годы он был до 190 ц/га» [2]. Гибель картофеля можно было предотвратить, если бы применялся препарат «Вэрва». На 1 га сельскохозяйственный угодий необходимо 3—20 г действующего активного вещества или в стоимостном выражении — 5,23 руб. [10]. Таким образом, 287,65 руб. необходимо было бы потратить на приобретение препарата, чтобы спасти урожай (55 га х 5,23 руб. = 287,65 руб.). Выручка составила бы 2 970 000 руб. Выгода приобретения данного средства через государственный заказ очевидна.
Таким образом, несмотря на наличие проблем в применении, такой инструмент поддержки ин-
новаций, как система государственных и муниципальных закупок, перспективен в регионах страны, включая Республику Коми.
Однако для осуществления инновационного прорыва необходимо разработать систему государственной поддержки инновационной деятельности в регионе. Такая система должна предусматривать конкретные организационные, финансовые, правовые и технические формы поддержки инновационных проектов, приоритетных для региона, а также развитие научно-технологических парков и инновационной инфраструктуры.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2103 N° 145-ФЗ (в ред. от 03.11.2013).
2. Кузнецова Н. В Коми картофель пострадал от колорадского жука // Красное Знамя. 2010. С. 13—14.
3. НАИРИТ подводит итоги Рейтинга инновационной активности регионов 2012.
4. НАИРИТ подводит итоги Рейтинга инновационной активности регионов 2012. Инновационная активность регионов растет.
5. О реализации закона Республики Коми «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах»: постановление Правительства Республики Коми от 19.12.2008 № 359/1 (в ред. от 22.03.2013 № 77). URL: http://econom. rkomi. ru/econom_rkomi/mvesticii/ gospod/otbor/.
6. О мерах по реализации закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» и о признании утратившими силу некоторых постановлений
Правительства Республики Коми: постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2010 № 522 (в ред. от 04.03.2013 № 55). URL: http:// econom. rkomi. ru/econom_rkomi/investicii/npa_inv/ npa_rk/poryad_ocenki/.
7. Об инновационной деятельности в Алтайском крае: закон Алтайского края от 14.09.2006 № 95-ЗС (утратил силу).
8. Об инновационной деятельности в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от 02.08.2010 № бЗ-ЗРТ.
9. Об инновационной деятельности в Хабаровском крае: закон Хабаровского края от 04.07.2000 № 222.
10. Производство нового природного фунги-цидного препарата для сельского хозяйства из хвои ели: бизнес-план инновационного проекта ООО «Вэрва». 2012.
11. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ. URL: http://www. hse. ru/primarydata/rir2012.
12. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года: постановление Правительства Республики Коми от 27.03.2013 № 45 (в ред. от 22.03.2013 № 88). http:// econom. rkomi. ru/econom_rkomi/investicii/npa_inv/ npa_rk/invest_privlekat/.
13. Узбекова А. Картошка в России подорожала в 2 раза.
14. URL: http://boi-mt. ru/fullelectro/18864.
15. URL: http://www. nedelya. ru/view/66849.
16. URL: http://www. zakupki. gov. ru.
17. URL: http://verva-ntp. narod. ru/.
18. URL: http://akstat. gks. ru/.
19. URL:http://tatstat. gks. ru/.
20. URL: http://habstat. gks. ru.
21. URL: http://www. gks. ru/.