Научная статья на тему 'Оценка результатов инновацонного развития регионов: меры государственной поддержки'

Оценка результатов инновацонного развития регионов: меры государственной поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
996
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АИРР / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / REGION / STATE SUPPORT OF AIRR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иода Елена Васильевна, Чекмачев Иван Юрьевич, Иода Юлия Владимировна, Чиркина Мария Васильевна

Современное состояние национальной экономики сегодня напрямую зависит от степени развития инновационной деятельности в регионах. В целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения, государство оказывает поддержку развитию инновационной деятельности. Анализ инновационного развития регионов, проводимый Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР), свидетельствует о существенной дифференциации по основным показателям инновационной деятельности, что обусловлено региональными различиями в исходных условиях инновационного развития и спецификой инновационной среды в регионах. В соответствии с законом государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки. Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принимаемой Правительством Российской Федерации. Региональное законодательство в инновационной сфере на сегодняшний день демонстрирует большое разнообразие в вопросах определения форм государственной поддержки инновационной деятельности. Организация системы государственной поддержки инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации находится в стадии формирования. Субъектам инновационной деятельности в регионах присущ ряд проблем, к основным из которых можно отнести: несовершенство федерального и регионального законодательства в сфере инновационной деятельности; отсутствие спроса на инновационную продукцию; недостаток собственных средств; недостаточный уровень государственной поддержки в части налоговых льгот за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы; недостаточный уровень государственной финансовой поддержки (субсидии, бюджетные кредиты, государственные гарантии и т. д.); недостаточный уровень государственной организационно-информационной поддержки инновационной деятельности (неразвитость инновационной инфраструктуры, слабое информационное сопровождение, недостаток консультационной и экспертной помощи, недостаток конкурсов инновационных проектов, отсутствие реестров инновационной продукции, компаний и т. д.); определенные административные барьеры (длительность, затратность, сложность процедур регистрации бизнеса, лицензирования, сертификации, стандартизации и др.). В сложившейся ситуации целесообразно рассматривать различные региональные модели инновационного развития, и, соответственно, говорить не об эффективности проводимой государственной поддержки инновационной деятельности, а о ее специфике для каждой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иода Елена Васильевна, Чекмачев Иван Юрьевич, Иода Юлия Владимировна, Чиркина Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF RESULTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT REGIONS: MEASURES OF THE STATE SUPPORT

The current state of national economy directly depends today on extent of development of innovative activity in regions. For modernization of the Russian economy, ensuring competitiveness of domestic goods, works and services in the Russian and world markets, improvements of quality of life of the population, the state gives support to development of innovative activity. The analysis of innovative development of regions which the Association of Innovative Regions of Russia (AIRR) carries out, testifies to essential differentiation on main indicators of innovative activity that regional distinctions in initial conditions of innovative development and specifics of the innovative environment in regions cause. According to the law subjects of the state support can carry out the state support of innovative activity. Purposes and main directions of the state support of innovative activity appear within Strategy of innovative development of the Russian Federation accepted by the Government of the Russian Federation. The regional legislation in the innovative sphere shows a big variety in questions of definition of forms of the state support of innovative activity today. The organization of system of the state support of innovative activity in subjects of the Russian Federation is in a formation stage. In regions a number of problems is inherent in subjects of innovative activity, to basic of which it is possible to carry: imperfection of the federal and regional legislation in the sphere of innovative activity; lack of demand for innovative production; lack of own means; insufficient level of the state support in part of tax privileges at the expense of budgets of all levels of the budgetary system; insufficient level of the state financial support (subsidies, budgetary credits, state guarantees etc.); insufficient level of the state organizational and information support of innovative activity (backwardness of innovative infrastructure, weak information maintenance, lack of the consulting and expert help, lack of competitions of innovative projects, absence of registers of innovative production, companies etc.); certain administrative barriers (duration, cost intensity, complexity of procedures of registration of business, licensing, certification, standardization, etc.). In circumstances it is expedient to consider various regional models of innovative development, and, respectively, don't speak about efficiency of the carried-out state support of innovative activity, and about its specifics for each model.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов инновацонного развития регионов: меры государственной поддержки»

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ: МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

ИОДА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЧЕКМАЧЕВ ИВАН ЮРЬЕВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ИОДА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЧИРКИНА МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Современное состояние национальной экономики сегодня напрямую зависит от степени развития инновационной деятельности в регионах. В целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения, государство оказывает поддержку развитию инновационной деятельности. Анализ инновационного развития регионов, проводимый Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР), свидетельствует о существенной дифференциации по основным показателям инновационной деятельности, что обусловлено региональными различиями в исходных условиях инновационного развития и спецификой инновационной среды в регионах. В соответствии с законом государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки. Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принимаемой Правительством Российской Федерации. Региональное законодательство в инновационной сфере на сегодняшний день демонстрирует большое разнообразие в вопросах определения форм государственной поддержки инновационной деятельности. Организация системы государственной поддержки инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации находится в стадии формирования. Субъектам инновационной деятельности в регионах присущ ряд проблем, к основным из которых можно отнести: несовершенство федерального и регионального законодательства в сфере инновационной деятельности; отсутствие спроса на инновационную продукцию; недостаток собственных средств; недостаточный уровень государственной поддержки в части налоговых льгот за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы; недостаточный уровень государственной финансовой поддержки (субсидии, бюджетные кредиты, государственные гарантии и т. д.); недостаточный уровень государственной организационно-информационной поддержки инновационной деятельности (неразвитость инновационной инфраструктуры, слабое информационное сопровождение, недостаток консультационной и экспертной помощи, недостаток конкурсов инновационных проектов, отсутствие реестров инновационной продукции, компаний и т. д.); определенные административные барьеры (длительность, затратность, сложность процедур регистрации бизнеса, лицензирования, сертификации, стандартизации и др.). В сложившейся ситуации целесообразно рассматривать различные региональные модели инновационного развития, и, соответственно, говорить не об эффективности проводимой государственной поддержки инновационной деятельности, а о ее специфике для каждой модели.

Ключевые слова инновации, инновационная деятельность, регион, государственная под держка АИРР.

Перспективы экономического роста России в первую очередь связаны с совершенствованием научной и технической базы и выходом на мировой

рынок с высокотехнологичной продукцией, усилением степени государственной поддержки наукоемких сфер национальной экономики, налаживанием

системы правового регулирования инновационной деятельности [1].

Инновационная деятельность может быть определена как комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Инновационная деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям [2].

Принято различать несколько видов инноваций:

- технические - появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

- технологические - возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

организационно-управленческие - связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

- информационные - решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

- социальные - направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.

Государственная поддержка инновационной деятельности состоит из совокупности мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответст-

вии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

- программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

- доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

- защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

- приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;

- обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности [2].

В соответствии с законом, государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются в рамках Стратегии инновационного разви-

тия Российской Федерации, принимаемой Правительством РФ [2].

Понятие «государственная поддержка инновационной деятельности» на уровне субъектов РФ трактуют по-разному.

Так, в одних законах субъектов РФ государственная поддержка инновационной деятельности понимается, как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, например, Архангельская, Нижегородская, Орловская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Алтайский край, Республика Карелия.

В других субъектах РФ используется определение «меры поддержки инновационной деятельности», подразумевающая совокупность законодательных, экономических и организационных действий органов государственной власти субъекта РФ, направленных на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, например, Чеченская Республика, Саратовская область, Самарская область [3].

Основными формами государственной поддержки инновационной деятельности являются [4]:

1. Предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей.

В частности, для отдельных категорий субъектов инновационной деятельности налоговое законодательство предусматривает предоставление определенного вида налоговых льгот исходя из особого (специального) характера их деятельности. Например, ст. 9 Федерального закона от 28.09.2010 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» предусмотрено дополнение части второй Налогового кодекса РФ ст. 145.1, в которой для участников проекта установлено освобождение от уплаты НДС в течение 10 лет [4].

Предполагается, что прямое указание на осуществление государством поддержки инновационной деятельности в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей способствует дальнейшему развитию и совершенствованию правовых механизмов финансового стимулирования и обеспечения инновационной деятельности.

2. Предоставление образовательных услуг.

Специфика главенствующей роли научных знаний в инновационных процессах предъявляет более высокие требования к уровню квалификации работников, а значит - к качеству подготовки кадров. В связи с этим, сегодня на первое место выходит подготовка кадров по новым приоритетным направлениям развития техники и технологий, экономики и управления, повышение роли дополнительного профессионального образования, формирование у работников умений вырабатывать инновации самостоятельно, в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его в своей работе.

3. Предоставление информационной поддержки.

Для реализации научно-технической и инновационной деятельности (как не для каких других видов деятельности) необходимо соответствующее информационное обеспечение. Стратегически важным ресурсом становится информация о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций, информация о рыночной конъюнктуре в соответствующих сегментах, о патентах и ноу-хау, о предложениях на научно-технические и экспериментальные услуги. В данном контексте возрастает необходимость создания и развития различных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, и на этой основе осуществления полноценного информационного обеспечения и информационной поддержки инновационной деятельности.

4. Важную роль в стимулировании инновационной деятельности играет предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации. Проектный подход в развитии инноваций связан с определенными сложностями отдельных организационных аспектов. Это, в свою очередь, требует квалифицированной помощи при документальном оформлении инновационного проекта.

5. Формирование спроса на инновационную продукцию.

Современная экономика предполагает строго рациональные позиции соотношения доходов и расходов, организацию общественной деятельности, направленную на получение прибыли. Государство бесспорно участвует в формировании спроса на рынке, реализуя свою экономическую функцию, применяя властно-распорядительные рычаги управления. Это особенно важно для рынка интеллектуальных благ, рынка инновационной продукции, для

которых сегодня характерным является недостаточность опыта и практики формирования, а самое главное - что требуется разработка специальных механизмов для его активного развития и функционирования.

Все это становится ориентиром при разработке правотворческих актов, с одной стороны, представляет самостоятельное средство реализации экономической функции государства, а с другой - самостоятельное средство государственного регулирования инновационных отношений наряду с иными средствами и инструментами экономического и административного характера.

6. Финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал).

Отдельные мероприятия в направлении предоставления мер финансовой поддержки уже активно реализуются. Бесспорно, это является важным и действенным стимулом на пути развития инновационной деятельности. Например, предоставление гранта легализует поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок, осуществляясь путем предоставления денежных и иных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданам и юридическим лицам, получившим право на предоставление грантов в установленном порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. К таким мерам относятся гранты Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, учрежденные Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» [5]. Выделение грантов Правительства РФ осуществляется в форме субсидий, предоставляемых российским образовательным учреждениям высшего профессионального образования, на базе которых будут осуществляться научные исследования.

Кроме того, предоставление денежных средств в форме грантовой поддержки предусматривается и ведомственными нормативно-правовыми актами.

Большинство законов субъектов Российской Федерации отражают формы государственной поддержки инновационной деятельности в соответствие с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [6].

В данном контексте важно отметить активность региональных органов государственной власти в создании правовых основ государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности.

Одной из наиболее значимых и приоритетных мер государственной поддержки инновационной деятельности является налоговое стимулирование, направленное на поощрение исследований, развитие науки и технологий, создание благоприятного инновационного климата. Налоговое стимулирование доказало свою эффективность в ведущих мировых державах, достигших значительных результатов на пути построения инновационной экономики. Отдельные мероприятия в данном направлении принимаются и в нашей стране. Подтверждением этому являются нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие введение налоговых льгот, распространяющихся на организации, занимающиеся освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Определение в региональном законодательстве налоговых мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности основывается на закрепленных в Налоговом кодексе РФ возможностях снижения налоговых ставок налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации [7].

Возвращаясь к вопросам региональной специфики, важно отметить, что ряд субъектов РФ имеют отдельные законы о государственной поддержке инновационной деятельности (Калужская область, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ Югра, Алтайский край, Свердловская область), другие же - включают поддержку в законы об инновационной деятельности (Омская, Курганская, Пензенская, Кемеровская области, Республика Дагестан) и инновационной политике (Новосибирская, Орловская области).

Следует заметить, что в большинстве законов субъектов РФ говорится о формах государственной поддержки, (Самарская, Брянская, Мурманская области и др.) есть упоминание о мерах (Нижегородская область, Республика Башкарстан), о направлениях (Пензенская область), о формах и условиях (Иркутская область, Республика Татарстан), о формах и мерах (Республика Коми). При этом содержания данного перечня в целом совпадает. Также следует, что не существует единообразия в определение категории, определяющей содержание данной совокупности действий органов государственной власти субъектов РФ.

Встречаются в некоторых субъектах Российской Федерации формы государственной поддерж-

ки, которые, по сути, не являются таковыми. Например, закон Омской области от 13 июля 2004 года № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области» к государственной поддержке инновационной деятельности относит разработку, утверждение и реализацию целевых программ Омской области в соответствии с федеральным и областным законодательством; контроль за целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета на организацию и осуществление инновационной деятельности; проведение аккредитации инновационно-технологических центров. Данные формы являются полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Другими словами, имеет место подмена категорий: полномочия, а по сути, обязанности органов власти рассматриваются как формы государственной поддержки.

В некоторых субъектах Российской Федерации в качестве формы государственной поддержки указывается и создание инновационных и венчурных инновационных фондов (Архангельская область, Нижегородская область, Республика Коми, Самарская область). Подобные фонды могут финансироваться как из регионального бюджета, так и из негосударственных источников, следовательно, данную форму поддержки нельзя считать в чистом виде государственной.

Анализ законодательства отражает проблему классификации форм государственной поддержки. Так, в большинстве законов субъектов Российской Федерации формы государственной поддержки не систематизированы, а приводится лишь их перечень. Можно отметить лишь несколько субъектов, где формы государственной поддержки разграничиваются. Например, в законе Нижегородской области устанавливаются различные меры государственной поддержки: для субъектов инновационной деятельности и для субъектов инфраструктуры инновационной деятельности на ее территории. Закон Самарской области предусматривает формы государственной финансовой поддержки инновационной деятельности (ст. 11) и государственной организационной поддержки инновационной деятельности (ст. 12) [8].

Необходимо отметить, что в получении государственной поддержки присутствуют административные барьеры. В большинстве законов субъектов РФ государственная поддержка предоставляется тем субъектам инновационной деятельности, инновационные проекты которых прошли экспертизу или экспертизу и конкурсный отбор, либо кто имеет аккредитацию.

Наверное, при отсутствии соответствующего качества правовой регламентации, прозрачности и открытости проводимых процедур данный подход уязвим для коррупционных проявлений. В то же время те субъекты инновационной деятельности, которые не прошли экспертизу, конкурсный отбор, остаются без государственной поддержки. Они могут рассчитывать на формы, которые не требуют бюджетного финансирования, а это, например, такая форма государственной поддержки, как нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности.

Такая форма государственной поддержки, как предоставление налоговых льгот, в ряде субъектов РФ предоставляется лишь при условии прохождения экспертизы, аккредитации субъекта инновационной деятельности. Некоторые авторы считают, что предоставление налоговых льгот субъектам инновационной деятельности уменьшает размеры налоговых поступлений в соответствующие бюджеты. Субъекты, желающие уменьшить размеры уплачиваемых налогов, применяют различного рода «серые» налоговые схемы минимизации и оптимизации налогообложения, сомнительным образом обналичивают денежные средства с расчетных счетов организаций. Злоупотребления правами в сфере налоговых правоотношений существуют вне зависимости от наличия или отсутствия налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности. Следовательно, такого рода опасения по уменьшению налоговых поступлений в бюджеты является малоубедительным [9].

Таким образом, на сегодняшний день региональное законодательство в инновационной сфере демонстрирует большое разнообразие в вопросах определения форм государственной поддержки инновационной деятельности. Организация системы государственной поддержки инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации находится в стадии формирования. Существующие проблемы административно-правового характера (определение понятия государственной поддержки инновационной деятельности; выявление наиболее значимых их форм, классификации; ограниченный доступ к предоставлению государственной поддержки; наличие административных барьеров в ее получении) уменьшают эффективность организации системы государственной поддержки инновационной деятельности.

Для субъектов инновационной деятельности в регионах присущ ряд проблем. Анализ проблем в сфере инновационной деятельности проводился экспертами АИРР с целью выявления первостепенных потребностей субъектов инновационной деятельности по устранению барьеров, препятствующих их деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Проблемы инновационной деятельности в регионах АИРР* [8]

№ Проблема Количество респондентов, ед.

1 Несовершенство федерального и регионального законодательства в сфере инновационной деятельности 4

2 Отсутствие спроса на инновационную продукцию 17

3 Недостаток собственных средств 79

4 Недостаточный уровень государственной поддержки в части налоговых льгот за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы 20

5 Недостаточный уровень государственной финансовой поддержки (субсидии, бюджетные кредиты, государственные гарантии и т. д.) 17

6 Недостаточный уровень государственной организационно-информационной поддержки инновационной деятельности (неразвитость инновационной инфраструктуры, слабое информационное сопровождение, недостаток консультационной и экспертной помощи, недостаток конкурсов инновационных проектов, отсутствие реестров инновационной продукции, компаний и т. д.) 3

7 Административные барьеры (длительность, затратность, сложность процедур регистрации бизнеса, лицензирования, сертификации, стандартизации и др.) 17

8 Нет никаких проблем -

*Для анализа использовались проблемы, имеющие наибольший удельный вес среди других проблем

Анализ состояния инновационной деятельности в регионах участников АИРР показал, что в структуре инновационных предприятий доминируют малые (82 %), а также присутствуют крупные предприятия (6 %), средние (6 %) и индивидуальные предприниматели (6 %) (рис. 1).

Большинство малых предприятий является резидентами Новосибирской области, Тюменской области, Томской области, Самарской области, Республики Татарстан, Красноярского края, Республики Мордовия.

12 10 8 6 4 2 0

-V

/ // / / / // ,<// /У**//*//J////

«Г

Ж

общественные организации

вузы, НИИ, НОЦ

инновационные предприятия

Рис. 1. Структура респондентов по регионам и видам организаций [8]

т 9 № 12 2014 social and economic phenomena and processes

Крупные и средние предприятия являются представителями Ульяновской области, Самарской области, Алтайского края, Пермского края, Липецкой области, Иркутской области, Республики Мордовия, а индивидуальные предприниматели - Тюменской области, Алтайского края, Томской области и Республики Мордовия. Вузы, НИИ и НОЦ являются представителями трех регионов - Ульяновская область, Алтайский край, Республика Башкортостан, общественные органи-

зации и организации инновационной инфраструктуры также являются резидентами Алтайского края, Самарской области, Калужской области и Республики Башкортостан.

Ядро проблемного поля составляет недостаток собственных средств организаций, выраженными проблемами являются отсутствие спроса на инновационную продукцию, административные барьеры, недостаточный уровень налоговых льгот и финансовой поддержки (рис. 2).

Отсутствие спроса на инновационную продукцию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недостаточный уровень господдержки и в части налоговых льгот

Недостаточный уровень финансовой поддержки

Административные барьеры

Рис. 2. Проблемное поле в сфере инновационной деятельности в регионах АИРР [8]

Проведенный экспертами АИРР анализ позволяет сформировать представление о сложившейся ситуации в инновационной сфере регионов.

В Республике Башкортостан - недостаток собственных средств (70 % опрошенных), недостаточный уровень государственной поддержки в части налоговых льгот (60 %), недостаточный уровень государственной финансовой поддержки (60 %). В законе республики Башкартостан установлена финансовая поддержка в следующих формах: налоговые льготы, бюджетный кредит, налоговый и инвестиционный налоговый кредит, государственные премии и гранты, льготы по арендной плате, долевое участие в уставном капитале, субсидирование (инновационных проектов, патентования, расходов на производство товаров, работ, услуг, участие в выставках, ярмарках, страхование). Действуют льготы по налогу на имущество и УСН.

В Республике Мордовия - недостаток собственных средств (80 %), отсутствие спроса на инновационную продукцию(40 %) и администра-

тивные барьеры (40 %). Налоговые льготы представляются по налогу на прибыль, налогу на имущество, УСН. Базовый закон в сфере инновационной деятельности отсутствует.

В Республике Татарстан - недостаток собственных средств (100 %). Для поддержания финансового благополучия субъектов инновационной деятельности в Законе Республики Татарстан предусмотрено финансирование НИОКР, инновационных проектов, льготы по аренде имущества, инвестирование средств в создание и развитие субъектов инновационной деятельности, налоговые льготы, финансирование подготовки и повышения квалификации кадров (ст.17-18). Налоговые льготы представляются по налогу на прибыль, налогу на имущество, УСН.

В Алтайском крае - недостаток собственных средств (70), отсутствие спроса на инновационную продукцию (44,4 %). В Законе Алтайского края к мерам, решающим проблемы недостатка собственных средств, можно отнести субсидии и налоговые льготы, однако субсидии предоставляются только по двум направлениям компенса-

ции расходов - разработка и внедрение продукции, НИОКР, реализация кластерных проектов и начало предпринимательской деятельности в сфере инноваций (ст. 9). Формирование спроса на инновационную продукцию указано в законе как форма господдержки, при этом конкретные меры, раскрывающие данную норму, сводятся к организационно информационным - выставки, ярмарки, конференции (ст. 14), госзаказ на инновационную продукцию не предусмотрен. В 2013-2014 гг. государственная поддержка по предоставлению льгот по налогам и сборам, зачисляемым в краевой бюджет, не предоставлялась.

В Красноярском крае - недостаток собственных средств (90 %) и недостаточный уровень государственной финансовой поддержки (80 %). Законом Красноярского края в этой части предусмотрены налоговые льготы и финансовое обеспечение (субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал). В качестве направлений субсидирования указаны: реализации инновационных проектов, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, оказание консультационных, информационных, бухгалтерских и иных услуг (ст. 3-4). Действует налоговая льгота только по УСН.

В Пермском крае - недостаток собственных средств (50 %), недостаточный уровень государственной поддержки в части налоговых льгот за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы (50 %). В Законе Пермского края устанавливается господдержка в виде налоговых льгот и финансового обеспечения (субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал) (ст. 9). Действуют налоговые льготы только по УСН и налогу на имущество.

В Иркутской области - недостаток собственных средств (80 %). Закон Иркутской области предусматривает предоставление налоговых льгот, льгот по арендной плате, субсидий по следующим направлениям: выполнение НИОКР, маркетинговые исследования и организация рынков сбыта, создание и развитие инновационной инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров, технологическое переоснащение, производство новой или усовершенствованной продукции. Действуют налоговые льготы по УСН, налогу на прибыль, налогу на имущество.

В Калужской области - недостаток собственных средств (85 %) и недостаточный уровень налоговых льгот (71 %). Закон Калужской области устанавливает предоставление налоговых льгот, субсидий (направления субсидирования не раскрыты), бюджетных кредитов, гарантий Ка-

лужской области и займов и фонда поддержки малого предпринимательства (ст. 5). Действует льгота только по налогу на имушество.

В Липецкой области - недостаток собственных средств (80 %). В Законе Липецкой области предусмотрены субсидии на развитие инновационной деятельности (без указания конкретных направлений), льготы по арендной плате и налоговые льготы (ст. 6). Действуют максимальные налоговые льготы (с минимальными налоговыми ставками) по налогу на прибыль, УСН, налог на имущество, транспортный налог.

В Новосибирской области - несовершенство федерального и регионального законодательства в сфере инновационной деятельности (40 %), отсутствие спроса на инновационную продукцию (40 %), недостаток собственных средств (40 %). Решения данных проблем предусмотрено Законом Новосибирской области: в качестве финансовой поддержки предоставляются субсидии (трансфер и коммерциализация технологий, процентные ставки по кредитам, финансирование проектов, развитие инновационной инфраструктуры, использование оборудования, подготовка учредительных документов и бизнес-планов), льготы по аренде имущества, налоговые льготы (ст. 15, 16, 17). Предусмотрена отдельная статья по размещению госзаказа на выполнение работ, оказание услуг субъектами инновационной деятельности (ст. 20). Действуют льготы только по налогу на прибыль.

В Самарской области - недостаток собственных средств (70 %), административные барьеры (длительность, затратность, сложность процедур регистрации бизнеса, лицензирования, сертификации, стандартизации и др.) (60 %). В Законе Самарской области предусмотрены меры по финансовой поддержке субъектов инновационной деятельности: субсидирование процентных ставок по кредитам, приобретение оборудования за счет средств бюджета, налоговые льготы, льготы по аренде, премии и гранты в области науки и техники (ст. 11). Направления субсидирования, снижающие затратность процедур лицензирования, сертификации, стандартизации, не предусмотрены. Действуют налоговые льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и УСН.

В Томской области - административные барьеры (длительность, затратность, сложность процедур регистрации бизнеса, лицензирования, сертификации, стандартизации и др.) (70 %), отсутствие спроса на инновационную продукцию (60 %). В Законе Томской области отсутствует норма, устанавливающая формирование спроса на

инновационную продукцию как меры поддержки, госзаказ не предусмотрен. Субсидии на компенсацию части затрат на лицензирование, сертификацию, стандартизацию, патентование также отсутствуют (ст. 7).

В Тюменской области - недостаток собственных средств (60 %), недостаточный уровень государственной финансовой поддержки (субсидии, бюджетные кредиты, государственные гарантии и т. д.) (30 %). В Законе Тюменской области из мер, повышающих финансовую состоятельность субъектов инновационной деятельности, отмечаются налоговые льготы, инвестиционные налоговые кредиты, субсидии (при этом конкретные направления субсидирования не указаны) и бюджетные инвестиции (ст. 6). При этом, по информации региона, налоговые льготы для субъектов инновационной деятельности не действуют.

В Ульяновской области наиболее значимыми являются недостаток собственных средств (43 %), недостаточный уровень государственной организационно-информационной поддержки инновационной деятельности (43 %), недостаточный уро-

вень государственной поддержки в части налоговых льгот за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы (29 %), отсутствие спроса на инновационную продукцию (29 %). Действует льгота по УСН. Базовый закон в сфере инновационной деятельности отсутствует.

Из используемых и потенциально используемых мер по поддержке инновационной деятельности в регионах наиболее распространенными стали субсидирование проектов НИОКР и коммерциализация инновационных разработок (19,2 %), конкурсы инновационных предпринимательских проектов (18,4 %), субсидии в форме грантов и именных стипендий (18,4 %). Отмечается ряд мер, которые продекларированы в нормативных правовых актах регионов АИРР, однако опыт их использования субъектами инновационной деятельности из числа респондентов отсутствует. К ним относятся: субсидирование затрат по продвижению товаров и услуг за пределы РФ. Однако к данным мерам у инновационных субъектов и нет желания обращаться в будущем, данные меры остаются невостребованными (табл. 2).

Таблица 2

Используемые и потенциально используемые меры поддержки инновационной деятельности в регионах АИРР* [8]

Меры Количество респондентов, ед.

Пользовался за прошедшие два года Хотел бы воспользоваться в ближайшие два года

Налоговые льготы инновационным предприятиям - 53

Субсидирование проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок 24 64

Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам 4 6

Субсидирование лизинговых платежей - -

Субсидирование развития инновационной инфраструктуры 8 20

Субсидии в форме грантов и именных стипендий 23 16

Субсидирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности 5 16

Субсидирование использования специализированного и уникального оборудования - 5

Субсидирование расходов на сертификацию по международным стандартам ISO, OHSAS, TL и патентование - 4

Субсидирование затрат по продвижению товаров и услуг за пределы РФ - -

Государственные гарантии кредитования инновационных предприятий - 5

Конкурсы инновационных предпринимательских проектов 23 13

Информационная и консультационная поддержка инновационных предприятий 13 4

Содействие в привлечении инвесторов - 17

*Для анализа использовались меры государственной поддержки, имеющие наибольший удельный вес.

Среди неиспользуемых мер отмечаются четыре - налоговые льготы инновационным предприятиям, субсидирование расходов на сертификацию по международным стандартам ISO, OHSAS, TL и патентование, государственные гарантии кредитования инновационных предприятий, содействие в привлечении инвесторов, которые обладают существенным потенциалом использования, несмотря на их невостребованность в прошлом периоде. Особое внимание следует уделить налоговым льготам, которыми субъекты инновационной деятельности хотели бы пользоваться, но не имели возможности сделать это в предыдущем периоде, что предполагает необходимость расширения практики применения налогового стимулирования в регионах АИРР.

В Республике Башкортостан наиболее популярными мерами являются субсидии в форме грантов и именных стипендий (100 %), субсидирование развития инновационной инфраструктуры (70 %), налоговые льготы инновационным предприятиям (60 %).

В Республике Мордовия - налоговые льготы инновационным предприятиям (80 %), субсидирование проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок (90 %), субсидирование использования специализированного и уникального оборудования (50 %).

В Республике Татарстан - субсидирование проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок (40 %), информационная и консультационная поддержка инновационных предприятий (40 %), содействие в привлечении инвесторов (60 %), субсидирование расходов на сертификацию по международным стандартам ISO, OHSAS, TL и патентование (40 %).

В Алтайском крае - субсидии в форме грантов и именных стипендий (70 %), конкурсы инновационных предпринимательских проектов (55 %), налоговые льготы инновационным предприятиям (90 %), субсидирование проектов НИ-ОКР и коммерциализации инновационных разработок (90 %).

В Красноярском крае - субсидирование проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок (70 %), содействие в привлечении инвесторов (60 %), государственные гарантии (50 %), налоговые льготы инновационным предприятиям (50 %).

В Пермском крае - субсидирование проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок (100 %), субсидирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности (66 %),

информационная и консультационная поддержка инновационных предприятий (66 %).

В Иркутской области - субсидирование проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок (60 %), субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам (60 %).

В Калужской области - субсидирование проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок (57 %), субсидирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности (40 %).

В Липецкой области - субсидирование развития инновационной инфраструктуры (80 %), налоговые льготы инновационным предприятиям (50 %), субсидирование проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок (50 %).

В Новосибирской области - субсидирование проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок (60 %), налоговые льготы инновационным предприятиям (50 %), содействие в привлечении инвесторов (50 %).

В Самарской области - субсидирование проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок (90 %), субсидии в форме грантов и именных стипендий (40 %), конкурсы инновационных предпринимательских проектов (60 %), налоговые льготы инновационным предприятиям (80 %).

В Томской области - конкурсы инновационных предпринимательских проектов (50 %), субсидии в форме грантов и именных стипендий (50 %), налоговые льготы инновационным предприятиям (70 %), субсидирование проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок (70 %), субсидирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности (70 %).

В Тюменской области - конкурсы инновационных предпринимательских проектов (90 %), информационная и консультационная поддержка инновационных предприятий (90 %), налоговые льготы инновационным предприятиям (80 %), субсидирование проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок (70 %), субсидии в форме грантов и именных стипендий (60 %).

В Ульяновской области - субсидирование проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок (86 %), субсидирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации (71 %), субсидирование развития инновационной инфраструктуры (86 %).

Наряду с традиционными мерами государственной поддержки особый интерес вызывает, к примеру, экспонирование, презентации и иные формы продвижения научной, научно-технической

и инновационной продукции на международные рынки, установление механизмов поддержки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, созданной субъектами инновационной деятельности, по сравнению с аналогичной продукцией иностранных производителей, субсидируемой соответствующими государствами.

Резюме: как представляется, наибольший эффект в развитии научной и инновационной деятельности на региональном уровне, должно принести формирование механизмов инвестирования сферы научно-технической и инновационной деятельности (инновационные и венчурные фонды для финансового обеспечения инновационных проектов). Данная задача реализуется фондами посредством участия в разработке программ развития поддержки инновационной деятельности; целевого финансирования инновационных проектов; поиска и привлечения финансовых средств для оказания финансово-материальной поддержки субъектов инновационной деятельности; осуществления страхования инновационных коммерческих и внедренческих рисков в страховых компаниях; оказания маркетинговых, консультативных и управленческих услуг представителям инновационного предпринимательства; инвестирования научно-технических исследований инновационных производств [10].

Важную роль в развитии инновационной деятельности в регионах призвана сыграть Ассоциация инновационных регионов России.

Результаты анализа инновационного развития регионов АИРР свидетельствуют о существенной дифференциации по основным показателям инновационной деятельности, что обусловлено региональными различиями в исходных условиях инновационного развития и спецификой инновационной среды в регионах. В сложившейся ситуации целесообразно рассматривать различные региональные модели инновационного развития, и, соответственно, говорить не об эффективности проводимой государственной поддержки инновационной деятельности, а о ее специфике для каждой модели. Основной элемент начала реализации инновационного процесса - генерация идеи. На практике выделяют два источника генерации идеи: первый - вузы, институты академий наук, отраслевые институты; второй - крупные корпорации, промышленные комплексы, имеющие в своем составе структурные научные подразделения. Отсюда процессы инновационного развития классифицируют по виду соответствующей научной базы: инновационные процессы, замыкающиеся на академическую, отраслевую, заводскую

и вузовскую науку; инновационное предпринимательство и т. п.

Деятельность АИРР направлена на повышение эффективности законодательного обеспечения и проводимой инновационной политики в регионах; тиражирование ориентиров и положительных примеров типовых задач инновационной сферы в различных регионах; на подготовку рекомендаций по совершенствованию законодательства в инновационной сфере.

Литература

1. Друева А. А. Государственное стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2012. № 3. С. 4.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»: федер. закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_-LAW_14 9218/?frame=4#p640

3. Зубарева А. Н. О поддержке инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 672-675. URL: http://www.moluch.ru.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

5. О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования: постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 220. URL: http://www.consultant.ru/document/

6. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru-/document/ cons_ doc_LAW_149218/?frame=4#p640

7. Грибанов Д. В. Государственная поддержка инновационной деятельности в современном законодательстве // Бизнес, Менеджмент и Право. 2013. № 1.

8. Отчет о состоянии законодательства в сфере инновационной деятельности в регионах АИРР. Томск, 2013. URL http://www.i-regions.org/upload/finaltomska-irrnasait.pdf

9. Буртовой М. Ю. Административно-правовое регулирование инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации: автореф. диа ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 32.

10. Бортник И. М., Сорокина А. В. Рекомендации регионам АИРР по результатам рейтингов инновационных регионов // Инновации. 2014. № 7 (189).

References

1. Druyeva А. А. Gosudarstvennoye stimulirovaniye innovatsionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federatsii // Bezopasnost' biznesa. 2012. № 3. S. 4.

2. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj politike» Federal'nyj zakon ot 21.07.2011 № 254-FZ. URL: http:

//www.consultant.ru/document/cons_doc_-LAW_149218/ ?frame=4#p640

3. Zubareva А. N. O podderzhke innovatsionnoj deyatel'nosti v sub"yektakh Rossijskoj Federatsii // Molodoj uchenyj. 2014. № 8. S. 672-675. URL: http://www.moluch.ru.

4. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federatsii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 № 117-FZ // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 2000. № 32. St. 3340.

5. O merakh po privlecheniyu vedushchikh uchenykh v rossijskiye obrazovatel'nye uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya: postanovleniye Pravitel'stva RF ot 09.04.2010 № 220. URL: http:// www.consultant.ru/document/

6. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj politike: feder. zakon ot 23.08.1996 № 127-FZ. URL:

http://www.consultant.ru-/document/ cons_ doc_LAW_ 149218/?frame=4#p640

7. Gribanov D. V. Gosudarstvennaya podderzhka innovatsionnoj deyatel'nosti v sovremennom zakonodatel'stve // Biznes, Menedzhment i Pravo. 2013. № 1.

8. Otchet o sostoyanii zakonodatel'stva v sfere innovatsionnoj deyatel'nosti v regionakh AIRR. Tomsk, 2013. URL http://www.i-regions.org/upload/finaltomska-irrnasait.pdf

9. Burtovoj M. Yu. Administrativno-pravovoye regulirovaniye innovatsionnoj deyatel'nosti v sub"yektakh Rossijskoj Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2011. S. 32.

10. Bortnik I. M., Sorokina A. V. Rekomendatsii regionam AIRR po rezul'tatam rejtingov innovatsionnykh regionov // Innovatsii. 2014. № 7 (189).

* * *

ASSESSMENT OF RESULTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT REGIONS: MEASURES OF THE STATE SUPPORT

IODA ELENA VASILYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

CHEKMACHEV IVAN YURYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

IODA YULIA VLADIMIROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

CHIRKINA MARIYA VASILYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The current state of national economy directly depends today on extent of development of innovative activity in regions. For modernization of the Russian economy, ensuring competitiveness of domestic goods, works and services in the Russian and world markets, improvements of quality of life of the population, the state gives support to development of innovative activity. The analysis of innovative development of regions which the Association of Innovative Regions of Russia (AIRR) carries out, testifies to essential differentiation on main indicators of innovative activity that regional distinctions in initial conditions of innovative development and specifics of the innovative environment in regions cause. According to the law subjects of the state support can carry out the state support of innovative activity. Purposes and main directions of the state support of innovative activity appear within Strategy of innovative development of the Russian Federation accepted by the Government of the Russian Federation. The regional legislation in the innovative sphere shows a big variety in questions of definition of forms of the state support of innovative activity today. The organization of system of the state support of innovative activity in subjects of the Russian Federation is in a formation stage. In regions a number of problems is inherent in subjects of innovative activity, to basic of which it is possible to carry: imperfection of the federal and regional legislation in the sphere of innovative activity; lack of demand for innovative production; lack of own means; insufficient level of the state support in part of tax privileges at the expense of budgets of all levels of the budgetary system; insufficient level of the state financial support (subsidies, budgetary credits, state guarantees etc.); insufficient level of the state organizational and information support of innovative activity (backwardness of innovative infrastructure, weak information maintenance, lack of the consulting and expert help, lack of competitions of innovative projects, absence of registers of innovative production, companies etc.); certain administrative barriers (duration, cost intensity, complexity of procedures of registration of business, licensing, certification, standardization, etc.).

T 9 № 12 2014 social and economic phenomena and processes

In circumstances it is expedient to consider various regional models of innovative development, and, respectively, don't speak about efficiency of the carried-out state support of innovative activity, and about its specifics for each model.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: innovations, innovative activity, region, state support of AIRR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.