Научная статья на тему 'К вопросу о государственной поддержки инновационного процесса в России'

К вопросу о государственной поддержки инновационного процесса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
811
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарук Е.А., Мироненко О.В.

В статье представлены понятие и цель государственной поддержки инновационного процесса, основные функции государственных органов в инновационной сфере, принципы государственной поддержки инновационной деятельности. Проанализированы государственные институты поддержки инновационного предпринимательства в России. На основе проведенного исследования выявлены основные инструменты регулирования государством инновационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончарук Е.А., Мироненко О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственной поддержки инновационного процесса в России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х

профилакториев сократилось на 30%, а число коек в них - на 20% [4].

Российские курорты отличаются разнообразием медицинских профилей. У нас лечат сердечнососудистые, нервные, желудочно-кишечные, кожные, гинекологические, эндокринные, почечные и прочие заболевания, есть как однопрофильные, так и многопрофильные курорты. Разнообразие природных условий России позволяет выбрать необходимую здравницу в различных регионах страны, поэтому курорты используют различные природные лечебные факторы и самые современные медицинские методики. Список использованной литературы:

1. Архипов А.Е. Модель контурного пакетирования как основа формирования конкурентомобильности санаторно-курортного комплекса // Российское предпринимательство. - 2011. - №9-2. С. 110 - 114.

2. Архипов А.Е. Новая парадигма разработки коммуникационного комплекса санаторно-курортного предприятия // European Social Science Journal. - 2011. - №3 (6). - С. 336 - 342.

3. Лучина Н.А., Климова Т.В., Севрюков И.Ю. Рынок услуг России: современные тенденции спроса // Теоретический и практический взгляд на современное состояние науки: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Кемерово: КузГТУ, 2015. - С. 182 - 184.

4. Нюренбергер Л.Б., Архипов А.Е. Имидж как ведущий компонент нематериальных активов санаторно-курортного предприятия // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2011. -№3. - С. 219 - 228.

5. Севрюков И.Ю. Эволюция концепции маркетинга туристских услуг //Туризм в современном мире: направления и тенденции развития: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. - Хабаровск: ДВГУПС, 2013. - С. 221 - 225.

© Галыгина Р.Д., Квита Г.Н., Иванова Д.О., 2017

УДК 330

Е.А. Гончарук

магистрант ДВГУПС г.Хабаровск, РФ E-mail: goncharuk-kate@mail.ru О.В. Мироненко Доцент ДВГУПС г. Хабаровск, РФ E-mail: mirono1983@mail.ru

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО

ПРОЦЕССА В РОССИИ

Аннотация

В статье представлены понятие и цель государственной поддержки инновационного процесса, основные функции государственных органов в инновационной сфере, принципы государственной поддержки инновационной деятельности. Проанализированы государственные институты поддержки инновационного предпринимательства в России. На основе проведенного исследования выявлены основные инструменты регулирования государством инновационной сферы.

Ключевые слова Инновации, инновационный процесс, государственная поддержка.

Государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность [3, с. 1].

Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения [3, с. 1].

Роль государства в инновационной деятельности проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, возникающих в инновационной сфере. К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относят:

• аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

• координация инновационной деятельности;

• стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, ведение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

• создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

• кадровое обеспечение инновационной деятельности;

• формирование научно-инновационной инфраструктуры;

• институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

• обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

• повышение общественного статуса инновационной деятельности;

• региональное регулирование инновационных процессов;

• регулирование международных аспектов инновационных процессов [2, с. 787].

Государственная поддержка инновационной деятельности основывается на принципах: программного подхода и измеримости целей; доступности этой поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства; опережающего развития инновационной инфраструктуры; публичности оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; приоритетности дальнейшего развития результатов инновационной деятельности; защиты частных интересов и поощрения частной инициативы; приоритетного использования рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности; обеспечения эффективности государственной поддержки для целей социально-экономического развития РФ и субъектов РФ; целевого характера использования бюджетных средств [1, с. 2].

Согласно Федеральному закону № 254 «О внесении изменений в Федеральный Закон « О науке и государственной научно-технической политике, государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах: предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей; предоставления образовательных услуг; предоставления информационной поддержки; предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации; формирования спроса на инновационную продукцию; финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал); реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ; поддержки экспорта; обеспечения инфраструктуры; в формах, не противоречащих законодательству РФ [1, с. 2; 3, с. 2].

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как прямыми, так и косвенными методами. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию [5, с. 42].

Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так и специфические: таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др. [5, с. 48].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Наряду с прямым финансированием важным инструментом государственной поддержки является стимулирование инновационной деятельности через налоговую систему. В обобщенном виде можно выделить три группы налоговых инструментов, стимулирующих инновации:

1. освобождение от налогов государственных и частных некоммерческих организаций (налоги на добавленную стоимость, на имущество, на землю, а также отмена таможенных пошлин при импорте научного оборудования и т. п.);

2. налоговые льготы, стимулирующие компании к увеличению расходов на исследования и разработки;

3. налоговые льготы для начинающих компаний на ранних этапах их деятельности.

На сегодняшний день для поддержки инновационного развития, государство создало следующие государственные институты поддержки инновационного предпринимательства:

1 Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» создана для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий. Она выступает соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом.

2 ОАО «Российская венчурная компания» (далее - «РВК»). Представляет собой государственный фонд и институт развития РФ, основными целями деятельности являются стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного (рискового) инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов.

3 Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - государственная некоммерческая организация. В Фонд направляются 1,5 процента средств федерального бюджета на науку. Основными задачами данного фонда является формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности (в приоритете малые наукоемкие предприятия), развитие науки и формирование национальной инновационной системы (активное вовлечение объектов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета), вовлечение молодежи в инновационную деятельность.

4 Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд Сколково) обеспечивает формирование полного цикла инновационного процесса, включающего в себя образование и научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки и коммерциализацию их результатов.

5 Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы основан с целью удовлетворения потребностей малых инновационных предприятий в финансовых ресурсах и создание на территории города Москвы благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в научно-технической сфере. Основная задача Фонда - обеспечить доступ малых инновационных предприятий к источникам внебюджетного финансирования (от 10 до 120 млн. рублей) для реализации венчурных проектов.

6 Фонд содействия кредитованию малого бизнеса города Москвы. Данный фонд создан с целью развития системы гарантирования кредитов, займов и отношений лизинга субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы.

7 Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности (МФПК). Целью фонда является подготовка и обучение руководителей и представителей малого и среднего бизнеса, участвующих в реализации экономической политики Правительства Москвы, повышение их профессионального мастерства и, как следствие, уровня конкурентоспособности в рыночных условиях.

8 ОАО «Московская венчурная компания» - институт развития города Москвы, созданный в целях финансирования высокотехнологичных компаний на начальной стадии развития, а также вывода продукции (услуг) проектных компаний на отечественный и зарубежные рынки [1, с. 2-4].

Активная политика государства в целях развития инноваций так же проводится и на Дальнем Востоке. Для субъектов Дальнего Востока это налоговые льготы или бюджетная поддержка. В каждом субъекте такая государственная поддержка документально оформлена в виде Постановлений Правительства республики (Республика Саха (Якутия)), законов субъектов (Амурская область, Камчатский край), Постановлений губернатора области (Сахалинская область) и т.д.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Так же на территории региона создан Фонд финансовой поддержки промышленности Хабаровского края. Фонд участвует в финансировании программ развития предприятий, наращивающих объемы промышленного производства, внедряющие передовые технологии, осваивающих новые виды продукции.

В настоящее время в экономике России реальная величина финансирования инновационных процессов в интеллектуальной и материальной сфере в 3,5 раза меньше, чем величина этих же показателей1990 г. Данное финансирование крайне деформировано, что свидетельствует о кризисной ситуации в данной сфере.

По объему внутренних расходов на НИОКР (примерно 5% ВВП) СССР входил в число мировых лидеров. Концентрация огромных ресурсов позволила добиться технологического прорыва в целом ряде отраслей ВПК, включая атомную и авиакосмическую промышленность, приборостроение. Сейчас в России этот показатель составляет примерно 1% ВВП.

По прогнозам стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Россия в ближайшие десять лет должна увеличить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки более чем в два раза (2,5-3% ВВП) [4].

Среднее распределение средств из бюджетов на НИОКР на разработку программного обеспечения и сервисов выросло с 54 % до 59 % в период с 2010 по 2015 ггг., и ожидается, что этот показатель увеличится до 63 % в 2020 г.

В то же время среднее распределение средств из бюджетов на НИОКР на разработку продукции сократилось до 41 % (с 46 % в 2010 году), и ожидается, что этот показатель снизится до 37 % к 2020 году (таким образом, общее снижение за эти десять лет составит 19 %) [4].

Таким образом, эффективная инновационная деятельность является инструментом, при помощи которого государство может преодолеть спад в экономике страны, организовать работу внутреннего рынка и в дальнейшем выйти на мировой рынок высокотехнологичной продукции.Несмотря на весомое число уже существующих механизмов государственной поддержки инновационного процесса, масштаб используемых на практике крайне мал. Существующая проблема объясняется неточностью теоретических основ, что и препятствует развитию и достижению целей формирования инновационной экономики. Список использованной литературы:

1. Акименко,И.О., Иванова,К.М. Государственная поддержка инновационного развития: IV Международная студенческая электронная научная конференция" СТУДЕНЧЕСКИМ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2012".

2. Воробьева, И.М. Государственная поддержка инновационной деятельности // Молодой ученый. - 2015. -№11. - С. 787-791.

3. О внесении изменений в Федеральный Закон « О науке и государственной научно-технической политике» [Текст]: Федеральный закон от 21 июл. 2011 г. № 254-ФЗ.

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс]. http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70006124/

5. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник / Р.А. Фатхутдинов. - СПб., 2011. - 39-40.

© Гончарук Е.А., Мироненко О.В., 2017

УДК 657.6

Горбунова Анна Александровна

магистрант, Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

г. Оренбург, РФ E-mail: anechka.gorbunova@list.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности осуществления аудиторской проверки организации малого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.