Научная статья на тему 'Анализ готовности образовательного учреждения к созданию школьного медиа-холдинга (из опыта МБОУ города Иркутска СОШ №76)'

Анализ готовности образовательного учреждения к созданию школьного медиа-холдинга (из опыта МБОУ города Иркутска СОШ №76) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИА-ХОЛДИНГ / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / ШКОЛА / MEDIA EDUCATION / MEDIA COMPETENCE / MEDIA HOLDING / MEDIA TECHNOLOGIES / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худайбердиева Наталья Викторовна

В статье дается анализ готовности общеобразовательного учреждения СОШ № 76 к созданию школьного медиахолдинга. Представлены предпосылки: кадровый потенциал школы, материально-техническая база, система дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the readiness of educational High school № 76 for the creation of the school media holding and presents prerequisites such as human resources capacity of the school, material and technical basis, the system of additional education.

Текст научной работы на тему «Анализ готовности образовательного учреждения к созданию школьного медиа-холдинга (из опыта МБОУ города Иркутска СОШ №76)»

что составляло 23,2 тыс. человек. В будущем немецкая община будет играть заметную роль в жизни России.1 Так что история повторяется.

Послесловие

Написав данную статью, преследую цель - проследить и предвидеть направление в развитии миграционных процессов, свойственных периоду глобализации. Мы исчерпали эмиграцию высококвалифицированных специалистов, у нас их больше нет. А если и есть, они пригодятся у нас. Более того, предлагая освоить российское село, призываю обратить внимание на органическую связь времен, столь необходимую для понимания современной действительности. Турки восстановили Германию, а китайцы по просьбе американцев освоили США. Это история. Я отдаю отчет в том, что многим не нравится такая идея. А как быть? Население растет, земли не хватает. Как кормить народ? Ближайшее время мы не сможем обеспечить население достойной работой, люди будут уезжать на заработки. Вижу пока единственный выход - освоить российское село. Если не таджики, то придут китайцы или другие. Но мы-то жили вместе и понимаем друг друга. У нас цели благородные, а не геополитические.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Худайбердиева Наталья Викторовна

Заместитель директора по УВР МБОУ города Иркутска СОШ №76, г. Иркутск, Россия

УДК 373.51 ББК 74.2

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К СОЗДАНИЮ ШКОЛЬНОГО МЕДИАХОЛДИНГА (ИЗ ОПЫТА МБОУ ГОРОДА ИРКУТСКА СОШ № 76)

В статье дается анализ готовности общеобразовательного учреждения СОШ № 76 к созданию школьного медиахолдинга. Представлены предпосылки: кадровый потенциал школы, материально-техническая база, система дополнительного образования.

Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетентность; медиа-

холдинг; медиатехнологии; школа.

THE ANALYSIS OF READINESS OF EDUCATIONAL INSTITUTION FOR THE CREATION OF SCHOOL MEDIA HOLDING (BASED ON THE EXPERIENCE OF IRKUTSK HIGH SCHOOL № 76)

The article analyzes the readiness of educational High school № 76 for the creation of the school media holding and presents prerequisites such as human resources capacity of the school, material and technical basis, the system of additional education.

1 В.О. Ключевский. Курс русской истории. Ч. 5, М.: «Мысль» 1989. С. 288.

Keywords: media education; media competence, media holding; media technologies; school.

В российской системе значительные изменения связаны с развитием медиа-информационных технологий как благоприятных условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Основная ценность современного общества - информация. Эта особенность и организация деятельности с учетом этого нашла отражение в основных положениях таких федеральных целевых программ, как «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», Федеральная целевая программа развития образования 2011 - 2015 годы и др.

1.Государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»: государственная поддержка программ для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод.

2.«Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 годы»: использование в образовании информационных коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов; создание целостной электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования.

3. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (программа 2020)»: расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий.

Все это свидетельствует о необходимости и актуальности медиаобразования, которое теперь признано государством, востребовано как научное направление в педагогике.

В связи с последним отметим, что педагогический процесс активно и необратимо меняется под влиянием консолидации информационнообразовательных ресурсов, использования инфокоммуникационных технологий, организации единого образовательного пространства на базе использования современных компьютерных технологий: содержательно, организационно и методически.

Проблемы использования медиа в школьном образовании решаются в рамках исследований А.В. Шарикова, А.В. Федорова, Л.А. Ивановой и др. Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность/медиакомпетентность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета [Федоров, 2005].

Медиаобразование как наука начала складываться в конце XX века. Появившаяся совсем недавно, и в то же время пройдя длительный период «испытаний» (долгое время необходимость введения медиаобразования в непрерывное образование, от детского сада до вуза подвергалось сомнению, а само медиаобразование оставалось уделом немногочисленных энтузиастов), в первой четверти XXI в. данное направление в педагогике оформилось в виде стройной и строгой системы научного знания и достигло, наконец, этапа, когда можно подводить итоги, выявлять закономерности, определять пути его дальнейшего развития [Иванова, 2011].

Существенный вклад в массовое медиаобразование в России вносят сотрудники нескольких лабораторий Российской академии образования. Так, в последние годы создана сеть школьных медиатек, разработан ряд интереснейших сетевых творческих проектов школьников - этими направлениями работы руководит Е.Н. Ястребцева. А ее коллеги Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, Е.В. Якушина, С.И. Гудилина, А.А. Журин, К.М. Тихомирова, О.Ю. Латышев много лет занимаются организацией медиаобразовательной работы в московских школах.

Особое внимание привлекает опыт педагогов из Санкт-Петербурга по созданию медиа-холдинга как универсального средства оптимизации педагогического процесса в школе № 13 Невского района. Ими создан школьный медиахолдинг на базе ОУ в условиях сетевого взаимодействия, социокультурной и кросс-культурной деятельности образовательных учреждений Невского района.

Содержательно педагогический процесс обогащается за счет использования ресурсов информации (электронные учебники, виртуальные лаборатории и т.д.). В организационном аспекте - развивается дистанционное обучение, реализующее принципы открытого образования. При этом должна учитываться специфика учебного процесса на основе использования телекоммуникаций, психолого-педагогические особенностей применения компьютерных и медиа-информационных технологий.

Интересен опыт экспериментальной работы формирования ГГ-компетенций учащихся 5-7 классов, в ходе эксперимента обучающиеся научились понимать роль компьютера и информационных технологий для себя и в целом для общества, у обучающихся сформировалась потребность нового типа социального осознания учебы и мира, субъективное отношение к изучению компьютера и информационных технологий, способность к использованию ЗУН в области информатики и ИКТ не только на уроках, но и в жизненных ситуациях и практической деятельности, а это уже компетенции. Результаты позволяют сделать вывод: разработанная методика формирования 1Т-компетенций дает положительный эффект [Осокина, 2013].

Системное внедрение в работу школы новых информационных технологий, как показывает опыт, открывает возможность качественного совершенствования нового этапа воспитательного процесса, позволяет вплотную подойти к разработке информационно-образовательной среды, обладающей высокими учебно-воспитательными возможностями. Эти возможности связаны, прежде

всего, с формированием информационной культуры человека, которая включает в себя не столько набор прикладных знаний, сколько владение методами и технологией работы с информацией, навыками поиска, передачи, обработки и ее анализа, т.е. связаны с развитием медиаобразовательных компетенций. Для современного информационного общества эти навыки становятся ключевыми.

Можно ли в школе развивать медиаобразовательные комптенции? Можно ли соединить образование и школьный медиахолдинг? Чтобы опыт, приобретенный в школе, становился основой для самостоятельной исследовательской и творческой работы: статьи, газеты, интервью, телевизионной передачи, учебного фильма и т.п.?

С желанием ответить на эти вопросы, с учетом тенденций развития образования в нашей стране педагоги МБОУ города Иркутска СОШ № 76 приступили к разработке проекта «Школьный медиахолдинг как фактор влияния на качество социокультурной среды образовательного учреждения».

Предпосылки к разработке данного проекта в школе имеются.

Так, одним из направлений деятельности в школе на данном этапе является система творческих проектов, темы для которых предлагают как сами ученики, так и учителя, а утверждает специальный «художественный совет». На базе заявок и предложений, исходя из воспитательных задач, которые решаются в данный момент и в перспективе, строится работа. Составляется календарный план работы по выпуску творческих проектов, разрабатывается система контроля над их выполнением, выделяются лучшие работы.

Школа обладает уникальным кадровым потенциалом для эффективной реализации данного проекта. Почти в каждом методическом объединении есть лидер (победитель конкурсов, участник проектов) и молодые перспективные коллеги. Учителей школы отличает активная жизненная позиция, стремление к развитию профессионального потенциала. Школа является постоянной базой проведения городских семинаров и окружных предметных олимпиад. Однако проблемой является в целом взаимодействие между методическими объединениями и выработка единой стратегии развития кадрового потенциала, и в частности, недостаточная компетенция учителей в вопросах медиаобразования: от принятия концептуальных идей до владения медиатехнологиями.

К ресурсам создания школьного медиахолдинга относим систему дополнительного образования школы: 3 структурных подразделения «Радуга», «Юный геолог», «Школа», объединяющих работу 16 кружков и секций.

Уже существующий опыт деятельности клубов на базе школы позволяет выделить эту форму внеурочной деятельности как одну из наиболее эффективных. Клуб отличает от кружка и секции возможностью разновозрастного состава и включения успешных выпускников школы, более глубокая эмоциональная привязанность к общему делу и другим участникам клуба. В итоге происходит формирование личности с адекватной самооценкой, создается противовес «уличному» пространству.

На базе школы ведет свою работу детско-юношеский военно-спортивный клуб «Патриот». Работа клуба строится на основе авторской программы граж-

данско-патриотического воспитания «Воспитание гражданина и патриота», разработанной руководителем клуба. Эффективность работы демонстрирует английский клуб «Happy Nation». Идея, положенная в его основу, была очень простой: разновозрастная группа школьников собирается согласно английской традиции на чай и обсуждает различные актуальные и интересные ученикам темы, разыгрывает сценки из реальной жизни. Но все общение происходит строго на английском языке.

Для совершенствования данного направления деятельности школы в рамках заявленного проекта необходимо организовать четкий мониторинг дополнительных образовательных потребностей обучающихся и их родителей, а также выстраивать межкружковые связи, интегрировать их содержание и методы.

На сегодняшний день школа обладает незначительными информационными ресурсами, в том числе, поддерживаемыми технически и организационно. Сайт школы № 76 с выходом на информационный портал (http://school_76.br.ru/), электронный журнал «Дневник.ру» (http:// dnevnik.ru//). Школьная газета «Школьный звонок», школьный радиоцентр, школьное издательство, локальная информационная сеть.

В школе функционирует радиоточка: каждую среду идет вещание. Пока это только оперативные объявления, изменения в расписаниях занятий и т. п., концерты по внутренним заявкам, поздравления с днём рождения и праздничными датами.

В школе есть техническое оборудование школьного пресс-центра: стационарные компьютеры, ноутбук, цифровые видеокамеры, фотоаппарат, диктофон, микрофоны, доступ в интернет, программное обеспечение в рамках «Первой помощи». Данного оборудования, конечно, недостаточно и многое ребята делают дома на своем оборудовании. Занятия в школьном пресс-центре существенно расширяют поле творческой деятельности ребят, активизирует познавательную мотивацию обучающихся, расширяет круг общения. Этому активно способствует работа юнкоровцев на Всероссийском портале школьной прессы. Уже два года подряд наши ребята, Малеванова Мария и Кюн Анастасия, становятся дипломантами городского конкурса творческих работ «Острое перо».

К проблемам данного аспекта деятельности школы, требующим решения в рамках разрабатываемого проекта в том числе, отнесем определение четкой структуры информационных и технических ресурсов, их обогащение.

Итак, имеющиеся предпосылки и перспективы развития МБОУ города Иркутска СОШ № 76 ставят перед разработчиками задачу превращения школьного эксперимента в сквозной общешкольный проект, в реализации которого, в том или ином качестве, примет участие вся школа - педагоги, родители, школьники.

Как считает большинство педагогов и сами школьники, создание школьного медиахолдинга — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала: создание телевизионных программ, радио передач, газетных выпусков позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре направлений человеческой деятельности -

от гуманитарного до технического, продемонстрировать публично результаты своей работы.

Таким образом, все программы Школьного медиахолдинга должны будут сопряжены с жизнью школы и учебными дисциплинами.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что уровень готовности МБОУ СОШ № 76 г. Иркутска, в том числе управленческий аспект, к проектированию школьного медиахолдинга определен как стартовый, т.е мотивация к созданию медиахолдинга у педагогического коллектива, материально-технический уровень находится на допустимом уровне. К основным проблемам первой очереди для создания медиахолдинга отнесем: корректирование учебного плана в вариативной части, развитие сетевого взаимодействия и социального партнерства, повышение уровня медиакомпетентности педагогов. Одним из первых шагов по решению обозначенных проблем считаем создание проекта программы школьного медиахолдинга как программного обеспечения управления развитием образовательного учреждения и его социокультурной среды в частности.

Библиографический список

1.Иванова, Л. А. Проблема формирования медиакомпетентности будуще-

го учителя назрела и требует обсуждения [Электронный ресурс] / Л. А. Иванова // Magister Dixit : электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2011. - №1. - URL :

http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/ivanoval.a._0.pdf (дата обращения: 10.08.2013).

2.Федоров, А. В. Медиаобразование будущих педагогов [Электронный ресурс] / А. Федоров. - Таганрог : Изд-во Кучма, 2005. - 314 c. - URL : http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=110888 (дата обращения:

12.08.2013).

3.Осокина, О. М. Некоторые аспекты формирования IT-компетенций учащихся 5-7 классов [Электронный ресурс] / О. М. Осокина. - 2012. -URL : http://brstu.ru/static/unit/journal_2/index.php_(дата обращения:

17.11.2013).

КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЯЗЫКОВОЙ АКТУАЛИЗАЦИИ Иванова Татьяна Васильевна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков для специальных целей ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия

УДК 811.11 - 112 ББК 81.00

ПРЯМОЙ И НЕПРЯМОЙ ШАНТАЖ: ПРОСТРАНСТВО СОПРЯЖЕНИЯ

В статье рассматривается феномен blackmail через призму теории непрямой коммуникации. Вслед за теорией постулируется идея о возможности классификации шантажа как прямого и непрямого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.