Научная статья на тему 'Развитие системы школьной прессы Томской области: тенденции и проблемы'

Развитие системы школьной прессы Томской области: тенденции и проблемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
299
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / MEDIA EDUCATION / SCHOOL PRESS / DIFFERENTIATED APPROACH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Безукладникова София Сергеевна

В данной статье рассматриваются современные тенденции и проблемы организации и выпуска школьных изданий в русле медиаобразования на материале прессы Томской области. Анализируются перспективы дальнейшего развития школьной прессы и предлагаются пути преодоления ее типичных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the school system press the Tomsk Region: Trends and Challenges

This article discusses the current trends and problems of the organization and production of school newspapers and journals in the mainstream media education on the material of the press of the Tomsk region. The prospects of further development of school press and suggests ways to overcome its typical problems.

Текст научной работы на тему «Развитие системы школьной прессы Томской области: тенденции и проблемы»

Раздел VIII.

Молодые учёные:

первые исследовательские опыты

УДК 070

С. С. Безукладникова

Томский государственный университет

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ПРЕССЫ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

В данной статье рассматриваются современные тенденции и проблемы организации и выпуска школьных изданий в русле медиаобразования на материале прессы Томской области. Анализируются перспективы дальнейшего развития школьной прессы и предлагаются пути преодоления ее типичных проблем.

Ключевые слова: медиаобразование, школьная пресса, дифференцированный подход.

This article discusses the current trends and problems of the organization and production of school newspapers and journals in the mainstream media education on the material of the press of the Tomsk region. The prospects of further development of school press and suggests ways to overcome its typical problems.

Keywords: media education, school press, differentiated approach

ПОИСКИ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ в организации выпуска школьных газет и журналов, анализ многолетнего опыта деятельности в этой сфере остаются актуальными, практически значимыми исследовательскими задачами. Развитие школьных изданий сегодня должно опираться на теорию моделирования и проектирования СМИ, необходимо использовать не только традиционные формы работы, но и современные, в частности, возможности медиаобразования. Это позволит осуществлять дифференцированный подход к развитию школьных СМИ, вырабатывать новые формы взаимодействия изданий с различными аудиторными группами, моделировать газеты и журналы с учетом особенностей учебных заведений (например, гимназий, лицеев с гуманитарным или же математическим уклоном и т.д.). А также отвечать на вызовы меняющегося информационного про-

странства: формировать культуру обращения учащихся с медийными продуктами, навыки самостоятельного создания медиаконтента, начиная с младшего школьного возраста.

Современное многообразие форм обучения определяет многообразие форматов школьных изданий, различное взаимодействие издателей и аудиторных групп, поэтому нет возможности унифицировать проектирование школьных изданий. Методологическим подспорьем в решении данной проблемы является системный и функционально-матричный подход к комплексному моделированию изданий [1], теория и практика меди-аобразования.

Медиаобразование может быть рассмотрено как «процесс развития личности с помощью средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники». [2] Сфера медиаобразования активно разрабатывается исследователями. Появились специализированные издания (например, журнал «Медиаобразование»), проводятся конференции («Медиаграмотность и медиаобразование: цифровые медиа для будущего», НИУ ВШЭ и др.), подготовлены диссертации по проблемам данного направления. Проблематика медиаобразования отражена в работах Е.Л. Вартановой, И.В. Жилавской, И.А. Фатеевой и др. Однако акцент в большинстве научных работ ставится на комплексном подходе к процессу образования через медиасредства, развитие медиа-

Раздел VIII. Молодые учёные: первые исследовательские опыты

175

грамотности. В фокусе нашего научного интереса — школьные СМИ, их специфика и возможности. В этом отношении примечательна работа С.В. Лебедевой, где рассматривается потенциал современных школьных изданий и перспективы развития газет и журналов, которые выпускаются в образовательных учреждениях [3]. Л.Г. Капустина комплексно рассматривает детские газеты как самостоятельный тип издания [4]. Анализируя школьные издания Томска, В.Н. Титова предлагает способы трансформации шаблонных представлений о журналистике при формировании детского медиапро-дукта [5].

Медиаобразовательная основа функционирования школьных СМИ служит средством погружения школьников в проблемы медиакоммуникации и фактором профессионализации их деятельности. Переход школьной прессы на качественно новый уровень организации и исполнения является важным шагом в ее развитии. Однако методологическая база школьной прессы разработана слабо, отсутствуют масштабные обобщения опыта работы школьных СМИ в регионах и в целом по стране.

В то же время существуют внешний и внутренний запросы на развитие темы школьных СМИ в нашем регионе.

Внешний запрос определяется включением медиа-образовательного компонента в основные программы развития отечественного образования (ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.), выделением финансирования на оборудование медиацентров школ в рамках различных целевых программ («Цифровая школа», «Доступная среда» и др.). Причем развитие школьных СМИ вписывается также в концепцию усиления естественнонаучного профиля образовательных учреждений России, так как предполагает обучение работе с техникой, развитие логического и критического мышления, стимулирует познавательную активность школьников.

Внутренний запрос школ на методологическое обоснование работы школьных СМИ определяется тем, что школьная газета, журнал, сайт, канал, ме-диацентр перестали быть «инициативой единиц». В частности, в Томской области процесс выпуска газеты или телевизионной программы организуется классом (газета «PRO лицей» лицей №1 им. А.С. Пушкина г. Томска), параллелью классов (газета «Школьные вести», МБОУ «Зырянская СОШ»), является «визитной карточкой» образовательного учреждения (альманах «Воскресные чтения» МАОУ «Северский физико-математический лицей», газета «7 О'clock» МАОУ лицей №7 г. Томска, журнал «На фоне Пушкина» лицея №1 им. А.С. Пушкина, газета «Корона» ОГБОУ кадетская школа-интернат «Северский кадетский корпус») или района (газета «Время творчества» МБОУДО Карга-сокский ДДТ). При этом территориальный фактор расположения учебного заведения не является определяющим: в Томской области наиболее эффективно

работающий медиацентр расположен в самом удаленном районе, а не в областном центре. Это газета «Кутерьма» МБОУ ДОД ЦДОД г.о. Стрежевой, самое «титулованное» школьное издание по итогам всероссийских и региональных конкурсов.

Наиболее сильные медиацентры формируются в том случае, когда идея создания качественного школьного СМИ поддерживается всеми участниками образовательного процесса. Зачастую школьная редакция — это единственный способ администрации узнать реальное положение дел, мнения учеников и учителей по разным вопросам, а для школьников — заявить о своих интересах, проблемах, применить творческие способности. Многие ученики впервые узнают о новых возможностях учебных учреждений из школьной газеты или при работе над номером.

Еще одна общая тенденция, которую отмечают в своих работах многие исследователи, — школьные СМИ становятся элементом статуса учреждения. Эта тенденция является одной из ведущих и в развитии детской прессы в Томской области, что показывает, в частности, анализ заявок на участие в областном фестивале-конкурсе детско-юношеских СМИ «Солнечный парус-2015».

В работе над созданием медиаконтента начинает использоваться мультимедийный инструментарий. Это отражается в типологии школьных СМИ: разрабатываются конвергентные проекты школьных порталов с фото-, видеоконтентом, аудиоподкаста-ми (МАОУ «Заозерная СОШ» с углубленным изучением отдельных предметов №16 г. Томска; МБОУ ДОД ЦДОД г.о. Стрежевой); представлено в содержательном наполнении: внедрение инфографики как постоянной рубрики (МАОУ «Заозерная СОШ» с углубленным изучением отдельных предметов №16 г. Томска; журнал «На фоне Пушкина» лицея №1 им. А.С. Пушкина, газета «7 О'clock» МАОУ лицей №7 г. Томска), перекрестное содержание с сайтом, применение передовых способов дизайна и монтажа полос (МАОУ «Северский физико-математический лицей» — проект «Не стоит село без праведника, а город без святого» в Культурно-просветительском журнале-альманахе «Воскресные чтения» №5, МАОУ лицей №7 г. Томска газета «7 O'Clock»; журнал «На фоне Пушкина» лицея №1 им. А.С. Пушкина; МБОУ-ДОД ЦДОД г. о. Стрежевой — специальный выпуск газеты «Кутерьма», МАОУ «СОШ №2» г. Колпашево — газета «Чапаевка, 38») и др.

Налицо стремление школьной прессы преодолеть барьер некачественного, произвольного подхода к планированию и выпуску продукции, принять методологические обоснования и следовать им для выпуска медиапродукта высокого качества. Задача исследователей этого направления — разработать универсальные критерии и рекомендации создания и выпуска медиапродукции, в которых были бы заложены возможности варьирования под разные типы редакций, а также обеспечить доступ к этой методической базе

всех медиацентров и редакций, желающих развивать данное направление дополнительного образования в своем учебном учреждении.

Также наметилась необходимость анализа изменений статуса и назначения школьной прессы Томской области. На сегодняшний день различаются типологические статусы медиапродуктов (газета, журнал, альманах, спецвыпуск, листок, журнальное приложение к газете, интернет-версия, медиахолдинг), разнообразны целевые аудитории, на которые ориентируются СМИ (для старших или младших школьников; для учеников, учителей и родителей; для абитуриентов; для жителей городского района или района области); различается их целевое назначение (площадка для самовыражения; средство отчета и мониторинга деятельности образовательного учреждения; информационный, образовательный ресурс; средство профориентации и др.).

Приведенные наблюдения и выводы основаны не только на анализе научной литературы и личных наблюдениях автора, но и на основе выполнения ряда медиа-проектов в различных образовательных учреждениях Томска и области. Это создание и организация работы школьного медиацентра, школьного журнала, школьной газеты, газеты среднего профессионального учреждения, районного спецвыпуска, организация профильного журналистского отряда в детском лагере, организация смены юных журналистов в детском лагере, серия мастер-классов для школьных редакций и медиацентров по журналистике, разработка программы дополнительного образования по основам журналистики для средних и старших классов.

По итогам выполнения этих проектов была обозначена проблемная ситуация постановки новых задач в дифференцированном подходе к созданию школьных СМИ. Предлагается выделить три направления дифференцированного подхода (в качестве основы для дальнейшего терминологического уточнения): любительское (произвольная подготовка издания силами школьников), околопрофессиональное (подготовка медиапродукта с опорой на специализированную литературу силами школьников и руководителя проекта) и профессиональное (выпуск продукции с привлечением профессионалов медиасферы, курирующих его разработку, производство и выпуск). Эти направления можно использовать в качестве опоры при составлении программ, подготовке методических пособий с пошаговыми инструкциями для любительских школьных СМИ, семинаров и мастер-классов для околопрофессиональных школьных изданий, семинаров и конкурсов с более серьезными требованиями для профессиональных школьных изданий.

Необходимо отметить, что обозначился региональный запрос на формирование профессионального сообщества медиатренеров, руководителей школьных редакций. Ежегодно растет число медиапроектов на базе школ, появляются новые кружки и секции в учреждениях дополнительного образования. Для эффективной деятельности им необходима методологическая основа и образцы удачного опыта в русле данного направления. Работа по систематизации опыта, накопленного школьными СМИ Томской области, представляется важной исследовательской задачей.

Литература

1. Мясников Ю. Н. Технология матричного комплексного проектирования прессы региона: учебное пособие / Ю.Н. Мясников — Томск: учебно-экспериментальное издательство, 2013.

2. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, ме-диапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. / Таганрог: Изд-во Таганрог. гос.пед. ин-та, 2010. http://referatdb.ru/ ¡г^огта^ка/зоз15/т<1ех.№т1 (просмотрен 17.10.2015).

3. Лебедева С.В. Школьные издания как фактор развития медиаоб-разования в современной России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. / Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2014, — 27 с.

4. Капустина Г.Л. Современная детская газета как тип издания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. / Воронеж: изд-во Воронежского государственного университета, 2014, 2012 с.

5. Титова В. Н. Шаблонные подходы и потенциал нешаблонности в издании ювенильных газет // Журналистский ежегодник. — 2014. — С. 70-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.