Научная статья на тему 'Шаблонные подходы и потенциал нешаблонности в издании ювенильных газет'

Шаблонные подходы и потенциал нешаблонности в издании ювенильных газет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
426
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАБЛОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЮВЕНИЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ТОМСК / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ / НАИВНЫЙ ПОДХОД / ТРАНСФОРМАЦИЯ / STANDARD PRESENTATIONS / UVENAL JOURNALISM / MEDIAEDUCATION / TOMSK / AMATEUR EDITIONS / NAIVE APPROACH / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Титова Валентина Николаевна

Данная статья предлагает рассмотреть ювенильную журналистику с точки зрения шаблонных подходов и наивных представлений издателей о продукте журналистской деятельности, выделить систематические ошибки издателей, разобраться в их первоначальных причинах. Автор представляет опыт томских самодеятельных изданий, сумевших преодолеть шаблонные представления, а также предлагает конкретные способы, позволяющие осознать, трансформировать и совершенствовать существующие шаблонные, наивные представления о журналистике и вывести детский медиапро-дукт на профессиональный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Титова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standart approaches and potencial of unbanality are in edition of uvenile newspapers

This article suggests to consider uvenal journalism from the point of view of standard approaches and naive presentations of publishers about the product of journalistic activity, to distinguish the bias errors of publishers, understand their primary reasons. An author presents experience of Tomsk amateur editions managing to overcome standard presentations, and also offers certain methods, allowing to realize, transform and perfect existent standard, naive presentation about journalism and to show out child's mediaproduct on a professional level.

Текст научной работы на тему «Шаблонные подходы и потенциал нешаблонности в издании ювенильных газет»

УДК 070

В.Н. Титова

Томский государственный университет

ШАБЛОННЫЕ ПОДХОДЫ И ПОТЕНЦИАЛ НЕШАБЛОННОСТИ В ИЗДАНИИ ЮВЕНИЛЬНЫХ ГАЗЕТ

Данная статья предлагает рассмотреть ювенильную журналистику с точки зрения шаблонных подходов и наивных представлений издателей о продукте журналистской деятельности, выделить систематические ошибки издателей, разобраться в их первоначальных причинах. Автор представляет опыт томских самодеятельных изданий, сумевших преодолеть шаблонные представления, а также предлагает конкретные способы, позволяющие осознать, трансформировать и совершенствовать существующие шаблонные, наивные представления о журналистике и вывести детский медиапро-дукт на профессиональный уровень.

Ключевые слова: шаблонные представления, ювенильная журналистика, медиаобразование, Томск, самодеятельные издания, наивный подход, трансформация.

This article suggests to consider uvenal journalism from the point of view of standard approaches and naive presentations of publishers about the product of journalistic activity, to distinguish the bias errors of publishers, understand their primary reasons. An author presents experience of Tomsk amateur editions managing to overcome standard presentations, and also offers certain methods, allowing to realize, transform and perfect existent standard, naive presentation about journalism and to show out child's mediaproduct on a professional level.

Keywords: standard presentations, uvenal journalism, mediaeducation, Tomsk, amateur editions, naive approach, transformation.

Сталкиваясь с детскими самодеятельными

изданиями на протяжении многих лет, мы замечали необъяснимое и не очень приятное для самих изданий сходство. Несмотря на то, что они выпускаются в разных школах и разными людьми, такие издания часто однообразны и похожи как братья-близнецы. Экспертизы, анализ изданий, многолетнее общение с редакциями и редакторами позволили более системно заметить, рассмотреть и систематизировать устойчивые шаблоны, клише, стереотипы, свойственные ювенильной журналистике. Именно так предлагает называть самодеятельные школьные газеты и журналы исследователь Д.И. Косолапова [1]. Исследователь выделяет издания для детей, созданные руками детей, в отдельное направление, достойное внимания и более пристального рассмотрения. Термин «ювенильная журналистика» нам близок и видится соответсву-ющим, поскольку самодеятельные школьные издания имеют определенные цели, отличные от взрослых изданий и изданий «взрослых для детей», и развиваются

по своим законам, которые отчасти и являются причиной рассматриваемого нами однообразия.

Известный тренер федерального масштаба по мультимедийной журналистике О. Силантьева в дискуссии на конференции «Новые медиа — новое общество» (Новосибирск, ИРП-Сибирь, 2013 год) выразилась по этому поводу следующим образом: «Я не люблю школьные газеты. любой продукт для пользователя должны делать профессионалы». С ней невозможно не согласиться, если посмотреть на ювенильные издания с точки зрения пользователя и продукта для пользователя. Как правило, газеты и журналы этой категории достаточно низкого качества. Но смотрит ли таким взглядом на них издатель? (См. илл. 1).

Конечно, уровень качества изданий оставляет желать лучшего, и можно скептически относиться к детским газетам, но это не изменит факта: они существуют и восстребованы. Сегодня, в эпоху интернета, когда целевая аудитория рассматриваемых изданий снабжена современными гаджетами и быстро осваивает новые способы коммуникации, в школах и клубах продолжают возникать и развиваться газеты. Мониторинг Районного центра развития образования Томской области (РЦРО ТО) в августе 2012 года показал цифру 144 печатных издания по области (городские школьные газеты в большинстве своем не были учтены в этом мониторинге в связи со спецификой работы центра, это еще порядка 20 изданий). Поэтому нам кажется особенно важным уделять внимание данному виду деятельности.

Автор этой статьи в свое время сам руководил юве-нильным изданием и на протяжении уже более десятка лет контактирует с разнообразными детскими СМИ в качестве консультанта. А последние три года (2012, 2013 и 2014) выступал экспертом в номинации «Периодическая печать» в конкурсе «Формат Медиа» (РЦРО ТО), благодаря чему было комплексно проанализировано суммарно около 100 изданий ювенильного направления — газеты школ, учебных учреждений дополнительного образования, клубов Томска и Томской области.

Нам видится, что проблема шаблонности, однообразия ювенильных изданий не в наличии шаблона как такового, а в неосознанности этих шаблонных подходов, в наивности и неосознанности представлений о продукте журналистской деятельности. Проще гово-

ПУЛЬС П 15 Это интересно 7

Петряева Анна, 5 А ¡тасс ИзВеСТНОе О ТаЙНОМ

Рождество на Руси всегда считалось самым радостным и ожидаемым временем года. В долгие зимние вечера, когда у людей, наконец-то появлялось свободное время, а Рождество ассоциировалось с чудом, к которому может прикоснуться любой человек, и зародились рождественские гадания. Я познакомлю вас с некоторыми из них. Гздание на будущее со свечами. Вам потребуются миска с водой, половинки от скорлупы грецкого ореха, в количестве равном числу гадающих, и столько же небольших свечей или их кусочков. Свечи нужно вставить в скорлупки, зажечь их и пустить плавать в миску. Девушка, у которой свеча сгорит первой, первой из гадающих выйдет замуж, соответственно та девушка, у которой свеча сгорит последней, и замуж выйдет последней. Если у кого скорлупка со свечой утонула, той девушке и вовсе замуже мне бывать.

Можно гадать и не только на рождество, но и просто так. Например, на кошке. Если у вас есть кошка, то посадите кошку в другую комнату и ^^В задайте про себя вопрос, на который можно ответить ДА или НЕТ, 1 потом необходимо позвать её и внимательно посмотреть, с какой

лапы войдёт кошка - если справой то ответ ДА, а если елевой то ответ НЕТ.

А звали,

а, 5А кла

• В тропических лесах Индонезии растёт дерево кеппел. Его плоды так душисты, что человек, который их попробовал, приобретает запах фиалок.

В тропических лесах Юго-восточного Китая обнаружены неизвестные науке деревья. Их кора в засушливое время года покрывается мелкими кристалликами соли, настоящее дерево-солонка' Эти кристаллики можно собирать для приготовления пищи

• Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. [ а Самая маленькая птичка, живущая у нас - королёк - уничтожает до 10 миллионов мелких насекомых в год.

• Самая маленькая птица в мире - пчелиная колибри, обитающая на Кубе. Весит она 1,6 грамма, зато машет крыльями с частотой до 1000 взмахов в минуту!

• В Индии живёт интересное растение Калир - канда, которое ещё называют «обмани желудок». Съев всего 1-2 листочка этого растения, человек чувствует сытость на протяжении целой недели,

несмотря на то, что в составе листьев нет питательных веществ. Лчм?' '.

• Чёрный стриж может находиться в воздухе 2-4 года. В течение

всего этого времени он спит, пьёт и ест Молодой стриж, вставший на крыло, пролетает 500 000 км, прежде чем впервые приземлиться.

• На Панамском перешейке есть деревья, которые имеют не обычные, округлые, а четырёхгранные стволы

• Самые тяжёлые летающие птицы - это американские дрофы Описаны дрофы весом до 19 кг. Есть неподтвержденные сведения о {

Иллюстрация 1.

Две эти страницы из разных газет демонстрируют наглядное сходство. Страницы газет разных школ и разных городов невозможно идентифицировать, колонтитулы, изредка встречающиеся на с траницах газет, не спасают.

ря, дело в качестве используемых и воспроизводимых ювенильными изданиями шаблонов и стереотипов.

В нашем исследовании мы пунктирно разделили шаблонные представления на подвиды: типологические, содержательно-тематические, стилистические, графические — соответственно композиционно-графической модели издания. Такое формальное разделение позволяет более пристально рассмотреть отдельные виды клише и проследить причины возникновения тех или иных стереотипов действия.

Кроме того, разбираясь в причинах удручающего однообразия, мы поговорим о передовом опыте и приведём примеры выхода за рамки привычных представлений, намечая пути трансформации используемых образцов и представлений о продукте журналистской деятельности.

Типологические шаблоны

Итак, к типологическим шаблонам мы отнесли стереотипы, связанные с типологией издания, с выбором типа издаваемой газеты. Основным типологическим шаблоном можно считать тип газеты общего назначения, который в большинстве своем неосознанно выбирают редакции, подражая одновременно и общественно-политическим изданиям, и развлекательным. Выбор этого шаблона более наглядно прослеживается на содержательно-тематическом и жанрово-компози-ционном уровнях, просто бросается в глаза на уровне графическом, но опираясь на теорию комплексного моделирования Ю.Н. Мясникова [2], мы видим, что корни шаблонов следующих уровней следует искать именно здесь — в типологии. Также к типологическим мы относим шаблонный подход к выбору названия, отражающего концепцию всего издания, и шаблон периодичности (выбор регулярности выхода номера).

Ответы ювенильных изданий на типоформирую-щие вопросы — кто, для кого и зачем (издатель, аудитория, целевое назначение) — размыты, расплывчаты, запутаны и неосознанны, в связи с этим редакции издают свое СМИ для всех и одновременно ни для кого, обо всем и порой ни о чём.

Сначала же попробуем ответить на типоформирую-щие вопросы. Кто? Как и во взрослой журналистике, в ювенильном сегменте мы можем наблюдать учредителя (как правило, администрация школы) и издателя (редакция газеты — учитель и ученики), представленных разными субъектами. Их интересы и взаимоотношения сильно влияют на тип издания, а в ювенильной журналистике эти интересы часто приходят в противоречие, в отличие от взрослой журналистики, где издатель все-таки придерживается целей и задач учредителя (в противном случае он может перестать быть издателем). В нашем случае суровое противостояние часто приводит к гибели самого издания, газета просто перестает суще-

Иллюстрация 2.

Инфографика мотивации подростков

нравится, интересно! высказать свое мнение

хотят стать журналистами

считают свою газету полезной обществу

развиваются новые люди участие в жизни школы

участие в конкурсах

приятно видеть свои статьи напечатанными

30%

5% Щ 5% 5% 3%

Щ 2%

Иллюстрация 3.

Пример выхода за рамки типологического шаблона — листовки «Дом на Набережной поздравляет».

ГАЗЕТА ТОМСКОГО ГУМАНИТАРНОГО ЛИЦЕЯ

ДОМ НА НАБЕРЕЖНОЙ

Крепак Олег, 113 группа

* Гран-при на областном молодежном форуме «Новое поколение: кадровый резерв XXI века»

Я уз на л о форуме случайно - увидел ^ объявление в Северской библиотеке. Решил попробовать» отправил одну из историй, которые пишу в свой б лог. Отправил и забыл. Неожиданно мне сообщают, что я прошел городской этап и буду представлен на области в номинации «Я - автор». Удивился. Обрадовался. В назначенный день явился в Северскую Гимназию, где проходил форум. Та к как б вло мно го направлений, рак гуманитарных ниук, так и техничесиих, длилось это несоолько днсй. Прослушивание в номинации «Я - авиор» проходило в пэооддний день, как раз перед награжденнам победителей. Нас леловек 12-15. Разный возрант и тематика. Формат был такой: обътвляют тебя, выходешь, говоришь, кто ты, откуда , где учишься е что

ПОЗДРАВЛЯЕТ

. Зачитываешь свою работу, после чего выслушиваешь мнения жюри. В жюри сидело три эксперта: литератор, поэтесса и прозаик, как я понял. Интересно было то, что каждый из них судил со своей точки зрения. Имени их, как водится, я не запомнил. Получилось, что я выходил последним. Прочитал, выслушал критику. Посоветовали писать дальше, публиковаться. Затем члены жюри подвели итоги, нас наградили дипломами 1,2, 3 степени и гран-при. Я взял один из гран-при по направлению «художественный текст», также были номинации «поэзия» и «публицистика». На форуме были представлены школы Томска и Се-верска. Где-то в середине апреля в Томске пройдет презентация журнала «Ключевое слово», в котором можно будет увидеть работы победителей .

Работу Олега можно прочитать в его блоге, ссылка в группе лицея (http:// vk.com/club645161). А это небо ль шой отрывок: «Было ли страшш о? -было. Но с каждой минутой! меньше. Вид этих взидслых успокаивал. 13 коште концов, не все ли равно, какуми-рать: от смерча или от насчастного счу-ча яд? - Смерть будет смертью, какой бы она ое была. Просто в карой-то момент посетило такое безразличие, сплкой-ствие, безмитежность.. тОднонадцати-летний я, туинсдцатилетний брат, неизвестные приветливые люди, голый пляж и бурное мире...»

ГАЗЕТА ТОМСКОГО ГУМАНИТАРНОГО ЛИЦЕЯ

ДОМ НА НАБЕРЕЖНОЙ

Аксиненко Диана, 132 группа

* Международный детский и юношеский конкурс-фестиваль, диплом 2-ой степени

* Призер муниципильного этапа Всероссийской олимпиады по об-ществознанию

* 4 место в региональном этапе Всероссийской олимпиады по об-ществознанию

Конкурс назывался «Сибирь жигае т з вёзды». Я уч; в номинации «Воиал академический» от музыкальной школы №1. Это быо международный конкурс, постому участников было много как с различных му-г нашего города, так и в другнх населённых пунктов у теперь уже вкпомнить, каких точно). Я исполняла «Песню Ильи-нишны» из трагедии Н.В. Кукольника «КнязьХолмский» (на музыку М.И.

(ув ы, н

ПОЗДРАВЛЯЕТ

Глинки) и Der Frühling В.А. Моцарта. Прошло неплохо весьма, конкурс был в зале ТГУ очень хорошем зале с прекрасной акустикой, так что я получила удовольствие от нахождения на сцене.

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. Всё началось с первого места в школьном туре, хотя для меня это было довольно неожиданно: на мой взгляд, в нашей параллели есть люди, которые знают этот предмет не хуже меня, возможно, даже в чём-то и лучше. Но что же, я приняла этот результат с радостью для себя после некоторых секунд оцепенения :) Далее меня направили на муниципальный тур олимпиады. Это несколько странно, но большинство вопро тор в этом туре показа-оось мне во многом пнаще, чем на школьном этапе. Мною было занято четвёртое место, я оказслась в числе; призёров, что, впрьчем, опять же меня удивило. После я отпуаутлась на региональны й этап, ни на учжтое онсеорбаосусчжиетныев аряа,ссичбиотсыпвеацяи, -ибо специально пр актиорcки нс готовил-сь и наде-яласо в основном на свои уже и меющиеся знантя. В этом тура я также заняла четвёртое месно, ото иeмнаио огорчило меня, ведь чётвёртое - эио же почти реизо.^ое третье... , ич евтовоёбрщтоее, чмеетсвтёор т-ооенмо,е снтао м- оойн о, на мой взгляд, гораздо обиднее, чем шестое-вось-мее, например .

Если сильно поросить Диану, мы сможем устроить её мини-концерт:)

ствовать, поскольку не расставлены акценты в ответе на вопрос «кто определяет политику редакции: администрация или ученики?». И здесь мы логично подходим к цели издания.

Зачем? Рассматривая целевое назначение юве-нильного издания, мы также наблюдаем противоречивый клубок мотивов и интересов. «Издатели»-подрост-ки преследуют свои цели. Исследование Д.И. Косола-повой представляет нам мотивации подростков-участников редакций школьных СМИ [3] (См. илл. 2).

Большая часть подростков — 30% — отвечают «интересно, мне это нравится!». Другие мотивы: подготовиться к поступления на ФЖ, высказать свое мнение, увидеть свои тексты напечатанными (самовыражение, профориентация, самоопределение, общение) — это личные цели и мотивы.

«Учредитель»-администрация же заинтересована в презентационном издании или в предоставлении услуги профориентирования. Вроде бы противоречия нет: одни хотят стать журналистами, другие хотят создать для них условия. В жизни же это часто выглядит следующим образом. Администрация часто хочет видеть презентационное издание, возлагая на газету представительскую функцию — газета становится бумажной презентацией школы. А старшеклассники хотят научиться высказывать свою точку зрения, влиять на общественную жизнь, говорить о неприятном, вскрывать несправедливости и конфликты и выносить их на широкое обсуждение, возлагая на издание ком-муникционную функцию, функцию организатора общественного диалога. Какая из этих функций должна быть основной? На этот вопрос каждое издание должно отвечать честно и индивидуально. Это облегчит дальнейшее понимание деятельности издания.

Понятно, что в презентационном издании ребята часто не могут писать о проблемах, драках, несправедливостях и точках напряжения в школьной жизни. В одной из наблюдаемых нами гимназических газет ребятам удалось переломить ситуацию и настоять на криминальной рубрике путем долгого и упорного написания проблемных текстов — завуч по воспитательной работе сдалась. Теперь ребята пишут и «линчуют» проблемы открыто. В другой томской гимназии администрация уверена, что газета должна отражать только позицию администрации, в проблемных ситуациях материалы «надиктовывались», правились, позиция другой стороны представлялась «неверной» по определению. В гимназии работал факультатив по журналистике, но о журналистике ли тогда идет речь? Здесь школьная газета выступает в роли корпоративного издания, а редакция в роли пиар-службы. Стоит говорить честно и называть такой факультатив PR-факультативом.

Индивидуальные цели отдельных личностей не являются типоформирующими во взрослой журналистике, здесь же мы видим влияние на тип издания именно личных целей издателя (самовыражение) и учредителя (самопрезентация).

Зачем школьное издание аудитории? Какие информационные потребности оно собирается удовлетворять? Такие вопросы, как правило, не возникают и не обсуждаются, впрочем, как и вопрос для кого издается газета. Считается, что это и так понятно — для школьников. Но типоформирующий фактор «читатель» также вносит путаницу в ответ на вопрос «какой должна быть школьная газета?». Целевых аудиторных групп у школьной газеты сразу несколько: ученики младшего, среднего и старшего звена (у этих групп разные жизненные интересы и информацион-

Иллюстрация 4. «Облако слов» (доступно по ссылке http://www.tagxedo.com/ artful/d6be2e8fol984oe7) выделяет размером шрифта наиболее часто встречающиеся слова и позволяет наглядно представить данный шаблон.

ные потребности), учителя, администрация школы, родители. Итого минимум шесть аудиторных групп, информационные интересы и потребности которых различны и противоречивы, различны ценности и привычки, а также различен уровень владения навыком работы с информацией: материалы для учеников младшего и старшего звена, чтобы заинтересовать их, должны создаваться с учетом их интересов и возможностей. Как это сделать на страницах одной газеты, выходящей четыре раза в год?

Такое расслоение всех типоформирующих факторов не позволяет сформировать единственную четкую, понятную и правильную модель школьной газеты, позволяющую удовлетворить все эти интересы. Становится совершенно ясен и объясним шаблонный выбор типа «газета общего назначения», «для всех и обо всем», поскольку важные вопросы типа при возникновении издания не прорабатываются и не осознаются. Мы видим, что количество вариантов ответов на поставленные вопросы значительно больше одного во всех пунктах, и в каждом конкретном случае должна возникать особая, уникальная, соответствующая учреждению модель издания. Практика показывает, что осознанный ответ даже на один из типоформирующих вопросов позволяет изданию приобрести индивидуальное узнаваемое лицо.

Так, примером выхода за рамки типологического шаблона можно назвать спецпроект «Дом на Набережной поздравляет». Тип данного медиапродукта — листовка. Целью данного спецпроекта редакция назвала рассказ о достижениях учащихся. хочется заметить, что инициатива создания проекта принадлежит одной из учениц, которая восхитилась достижениями одноклассника, решила узнать, а как с победами у других

ребят лицея, и рассказать об этом общественности. В итоге вышло 6 листовок, на которых 9 ребят от первого лица рассказывают о своих победах. (См. илл. 3).

Еще один пример — медиахолдинг Северской гимназии. Здесь осознанно ответили на вопрос «для кого?», и в определенный период существовало одновременно несколько изданий, направленных на разные аудитории: «Переменка» — новостной оперативный листок (события, короткие заметки) для младших школьников, «Большая перемена» — многополосник с большими по объему текстами и с уклоном в аналитику для старшеклассников, «Два крыла» — представительский журнал-альманах, совместный труд учителей и учеников для самих учеников, учителей, а также родителей и гостей школы. Разные цели — разные продукты. Возможно, необходимо отметить, что Северская гимназия долгие годы сотрудничала с факультетом журналистики ТгУ. Вмешательство профессионалов-журналистов налицо, хотя от выбора шаблонного названия, о котором мы поговорим далее, не уберегло (выбор названия для газеты был осуществлен раньше вмешательства профессионалов и разработки сложной модели).

Следующим типологическим шаблоном мы считаем шаблон выбора названия. С помощью ресурса Tagxedo нами был проанализирован каталог реестра школьной прессы России (http://portal.lgo.ru/rspr/index.htm), который насчитывает более 3000 изданий. (См. илл. 4).

Анализ реестра школьной прессы России показал, что слово «перемена» — наиболее популярное имя для школьной газеты («Перемена», «Переменка», «Большая перемена»), далее в списке «школьные вестники» и «вести». Самые часто встречающиеся слова: перемена — 259 (переменка — 167), школьная — 336, школьный — 297, вестник — 277, школьные — 212, большая —

Иллюстрация 5. Страница газеты «КорОНа» (Северский кадетский корпус, г. Северск)

Газета СеВерского кадетского корпуса

Автнр рис

"|КОрОНА"_Газета СеВерского кадетского корпуса_№ 7(8) 2013

Редакцт

Щптл- А.С.Соаавав, ВН. Щптт

199, вести — 177, жизнь 158 и т.д. Имя издания — это отражение его концепции, и причина шаблонного выбора названия видится нам в неартикулированности цели и концепции издания.

Интуитивно стараясь выделиться, отойти от шаблона, но не осознавая своих целей, издатели ищут просто красивое слово и порой впадают в другую крайность. Так, некоторое недоумение вызвала встретившаяся газета «Четвертинка». Слово созвучно со словом «четверть», но несет оно совсем иную смысловую нагрузку и вызывает очень неоднозначные ассоциации. В этом случае название остается просто красивым (или не очень: школополитен, e-news) словом.

Неосознанность основных типологических признаков ведет к неопределенности в признаках дополнительных. Один из них — периодичность издания. Обычно школьные газеты выходят один раз в четверть — четыре раза в год.

Какая должна быть периодичность? Какая она школе нужна? Почему именно раз в четверть? Срабатывает принцип «успеть собрать хоть какой-то материал», набрать на номер? Или принцип — «так принято»? Периодичность выхода определяется, подражая коллегам из соседних школ? Почему никто не берется подражать ежедневным газетам?

хотя когда издатели решаются на другую периодичность, осознав предварительно цели издания, получаются очень вдохновляющие эксперименты. газета «КорОНа» (КОРпус Особого НАзначения — название концептуальное, хотя и взято не из военной среды) Се-верского кадетского корпуса (г. Северск) выходит еженедельно. Для ювенильной журналистики — это редкость. Формат газеты — 2 полосы А4. В конце каждой четверти все номера собираются в подшивку (См. илл. 5).

Выбранная жанрово-композиционная модель в этом издании также достойна внимания, на примере газеты «КорОНа» мы можем наблюдать влияние осознанного типологического шаблона на шаблоны других уровней и на общее качество издаваемого медиапро-дукта — переход шаблона в модель издания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержательно-тематич еские шаблоны

К данному виду шаблонов мы отнесли шаблон выбора темы и содержания отдельного медиапродукта — для ювенильной журналистики характерен шаблон традиционных праздников как основной темы номера. Сюда же хочется отнести способ использования познавательно-справочной информации.

Большая часть полос школьных газет посвящена традиционным праздникам, которые располагаются в конце четвертей: первая четверть (октябрь) — День учителя; вторая четверть (декабрь) — Новый год; третья четверть (март) — гендерные праздники 8 Марта и 23 Февраля плюс День влюбленных (14 февраля); четвертая четверть (май) — День Победы и выпускной.

С организационной точки зрения такая временная привязка очень удобна, это некий жесткий внешний дедлайн, который позволяет соблюдать периодичность раз в четверть. Но с точки зрения содержательной темы праздников выносятся в заглавные неоправданно. Большие объемы газет посвящены истории праздников разных стран, размышлениям о том, что подарить, публикации списков именинников и другой информации, полученной из интернета, в то время как обычная повседневная жизнь уходит на второй план. В итоге номера изданий разных школ невозможно идентифицировать по содержанию, вот одна из причин единообразия.

Иллюстрация 6. Обложка и разворот спецпроекта «Дом на Набережной: Сен-тябрёвка» Томского гуманитарного лицея.

ломает этот шаблон спецпроект «Дом на Набережной: Сентябрёвка» (Томский гуманитарный лицей, сентябрь 2013) — это прекрасный пример выхода за рамки содержательно-тематического шаблона. В данном случае ребята, готовившие журнал к выпуску, выбрали узкую тему для выпуска: одно событие — ежегодный выезд лицеистов за город, который называется «сентябрёвка». Этой 20-летней традиции лицея и посвящен весь номер. Тема определяет всю организацию номера: в названии появляется слово «сентябрёвка», а материалы номера со всех стороны рассматривают это мероприятие: событийный ряд, история возникновения традиции, фоторепортаж, интервью с героями — яркими личностями, проявившими себя на выезде, опрос участников. В результате этот номер не спутаешь ни с одним другим изданием.

Выход за рамки шаблона на уровне выбора темы для материала демонстрирует газета «Школьная вселенная» (Асино). Пользуясь методом опроса (очень подходящим для начинающих), редакция подготовила материал о поцелуях. Вопрос «Можно ли целоваться в школе?» задавали учащимся 1 и 4 классов. Над формой подачи материала и версткой данной полосы стоило бы еще подумать (наблюдается использование графических шаблонов). Несмотря на это, получился живой и любопытный материал, вызвавший интерес и у читателей, и у экспертной комиссии конкурса.

Жанрово-композиционные шаблоны

К жанрово-композиционным шаблонам мы относим некоторые способы организации и упаковки выбранного содержания и рассматриваем здесь используемые ювенильными изданиями жанры и рубрики. В качестве шаблонов мы выделили шаблонные пред-

ставления о конкретных жанрах, использование познавательно-справочной информации как самостоятельного материала и устаревшие рубрики.

Для освещения повседневной жизни чаще всего выбирается шаблон новостной страницы общественно-политической газеты (как правило, она располагается на второй-третьей полосе, как и во взрослых изданиях). Новостями такие материалы можно назвать очень условно, за редким исключением это хронологическое перечисление происходящего сухим языком, что называется, «голые факты». Вышедшие спустя три-пять месяцев после события, они утрачивают оперативность и перестают быть собственно «новостями». При периодичности раз в четверть ювенильная журналистика несколько теряет свою информационную функцию. Целью информационного материала в данном случае становится фиксация, сохранение для истории, отражение авторского взгляда на событие, что больше свойственно зарисовкам и жанрам аналитического характера. К сожалению, этими жанрами наши школьники не владеют, с этим мы сталкиваемся в работе Школы молодого журналиста, действующей многие годы при факультете. Ребята пишут сухим газетным языком новостных лент, никак не проявляя собственного взгляда на событие, все детали и подробности остаются за кадром.

Особого шаблона удостоился жанр интервью — это любой текст, оформленный в форме «вопрос-ответ». Материалы почти не выходят за рамки расшифровки состоявшейся беседы.

Познавательно-справочная информация в юве-нильной журналистике занимает значительное место и часто выступает самостоятельным материалом, основным текстом. В то время как во взрослой журна-

листике подобного рода тексты носят исключительно вспомогательный, дополнительный характер, в школьной газете инструкция по обращения со спичками может размещаться на первой полосе газеты («Сибмир-ский вестник», МБОУ Куяновской СОШ), как заглавный материал номера. Такой же самостоятельный характер может носить психологическая информация о том, как справиться со стрессом, как подготовиться к ЕТЭ. Это несомненно важная содержательно для подростков информация, но жанрово она совершенно не соответствует формату газеты, в качестве самостоятельного материала такой вид текста встречается в справочниках и руководствах, откуда и заимствован. От газеты же мы ждем конкретных историй.

На страницах ювенильной журналистики все еще встречается рубрика «передовица» («Сибмирский вестник», МБОУ Куяновской СОШ). Материалы, попадающие на первую полосу, не являются передовицей по жанру. Здесь может быть размещен отчет о проделанной работе, справочно-познавательная информация (инструкции по обращению со спичками), рассказ о выпускниках — всегда в разном жанре и стиле. Рубрика называется так только по факту попадания на первую полосу, формально, что еще раз говорит о шаблонном подходе, подходе подражания, не улавливающем сути.

В качестве интересного опыта в данном разделе хочется представить жанрово-композиционную модель еженедельной газеты «КорОНа» Северского кадетского корпуса. Все рубрики в этом издании — постоянные: «Событие недели», «герой недели», «Фото недели». Отличный вариант фиксирования событийного ряда — рубрика «Военная хроника». лента коротких сообщений появляется в каждом выпуске, имеет постоянный объем и строго закреплена на второй (она же последняя) полосе в левой колонке сверху. В данном случае мы можем говорить об осознанном, разработанном и продуманном жанрово-композиционном шаблоне, который, возможно, требует некоторой корректировки, но уже его наличие поднимает издание на совершенно иной уровень качества издания, эффективности работы редакции и взаимодействия с читателем. Это как раз пример того, как разработанная устойчивая модель издания помогает создавать газету чаще, чем один раз в четверть.

Графические шаблоны

Шаблонные представления графического уровня наглядны, шаблонный подход к изданию газеты проявляется в полном объеме. Как ни парадоксально это звучит, но графическим шаблоном ювенильной журналистики можно назвать отсутствие шаблонов верстки и разработанной графической модели издания.

Становится понятно, как происходит ошаблони-вание: почему внешний вид изданий настолько однообразен? графический уровень проявляет, делает наглядным уровень содержательный. Издателями шаблонно выбираются выделительно-разделительные

средства и графические элементы для содержания номеров: новогодний выпуск — снежинки, осенние номера — листочки, 9 Мая — гвоздики и звезды, выпускной — колокольчики и бантики. Поскольку картинки берутся в основном из одних и тех же клипартовых подборок (редкая редакция может похвастаться своим художником, даже если в школе есть кружок рисования), как следствие, страницы разных газет выглядят одинаково (посмотрите еще раз на иллюстрацию 1). Шаблонные картинки из клипарта, шаблонные выделительные средства, взятые из предлагаемых программами наборов, — выбор их остается неосознанным, не наблюдается внутренней связи, и как результат — пестрый аляпистый стиль, который правильнее назвать отсутствием стиля.

На этом уровне особенно проявляется отсутствие специальных профессиональных навыков, необходимых для производства медиапродукции: работа с фотографией, верстка, иллюстрирование. Ювенильные редакции используют для верстки неспециализированные программы (Word, Power Point, Publisher, Corel Draw) и порой достигают высокого мастерства, газеты, сверстанные в Word, выглядят достойно! Но чаще всего это тянет за собой следующий бич — WordАrt, который делает идентичными заголовки газет. Поскольку осознанного отношения к выбору шрифтов и системы в их использовании также нет. Это то, чему стоит обучать и начинающих журналистов, и их руководителей.

Как правило, проблемы с графической моделью можно решить только с помощью профессионала. Сотрудничество с факультетом журналистики или взрослой газетой, вмешательство студента-журналиста или кураторство журналиста-практика сразу сказывается и на внешнем виде издания, и на его содержании.

Журнал «Черновик» Бакчарской средней школы тому яркий пример (См. илл. 7). Инициирован и сверстан тогда еще 11-классником, учащимся заочной школы журналистов при ФЖ ТТУ, а ныне студентом факультета журналистики Никитой Пушкиным. Концепция журнала — проба пера — отражается в названии и дальше проявляется в оформлении. Кляксы, рукописные шрифты, рваные края — все это подчеркивает основную мысль — это эксперимент, якобы черновой вариант журнала, репетиция, пробное школьное издание, которое можно будет переписать на чистовик позже. Самоирония находит отражение в графической модели, которая в свою очередь поддерживает содержание. хотя отношение к журналу очень серьезное, и многие страницы носят очень чистовой вариант.

Подведем итоги. Низкий уровень определенного процента ювенильных изданий кроется в непрояснённой типологической модели (кто? для кого? зачем?) и неосознанном выборе неподходящего для издания типологического шаблона — чаще всего газеты общего назначения с элементами развлекательно-познавательной тематики. Страдают и содержание, и внешний вид издания, отсутствует узнаваемость, поскольку гра-

<эскиз>

ХАРЧЕНКО

УЧИТЕЛЬ

ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

|

Ж

яр

шш1

--

а

<вармония>

'Ч'45

АКАДЕМИК

Когда человека

из жизни

Иллюстрация 7. Обложка и внутренние полосы журнала «Черновик» (Бакчарская средняя школа).

фическое лицо очень сложно проявить без типологической и тематической определенности.

Но мы видим, что шаблонные представления, свойственные ювенильной журналистике и рассмотренные нами (выбор типа газеты общего назначения, выбор названия и периодичности издания), способны трансформироваться и совершенствоваться при должном уровне внимания и осознанности деятельности. Осознание собственной деятельности, а также вдумчивые и честные ответы на типоформирующие вопросы позволяют изданию стать индивидуальным, создать свой индивидуальный образец уровня качества, стать узнаваемым и уникальным в своем роде, выработать свои собственные шаблоны и ориентиры. Так, руководители изданий, присутствовавшие на разборе работ по итогам конкурса в 2012 году и вместе с комиссией задумавшиеся над этими вопросами, в следующем 2013 году представили на конкурс уже совершенно иные проекты, которые мы и представили, как способы трансформации («КорОНа», «Дом на Набережной», «Черновик»).

Ювенильным изданиям недостаточно избавляться от шаблонных представлений, нужно осознавать, трансформировать и совершенствовать существующие представления о продукте журналистской деятельности, вырабатывая свои собственные шаблоны, образцы, переводя их на уровень модели издания. И в этом им, несомненно, нужна помощь специалистов, и здесь мы вплотную подходим к вопросу о необходимости подготовки медиапедагогов.

коммуникаций // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2010. Вып. 6 (12). С. 191-196.

2. Мясников Ю.Н. Технология матричного комплексного проектирования прессы региона : учебное пособие. Томск : Учебно-экспериментальное издательство, 2013. 164 с.

3. Косолапова Д.И. Мотивы участия подростков в юнкоровской деятельности // Ломоносов — 2008. М. : Изд-во МГУ, 2008. С. 23-25.

Литература

1. Косолапова Д.И. Ювенильная журналистика в системе массовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.