Ирина Анатольевна Фатеева
Челябинский государственный университет
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА КОММЕРЧЕСКОЙ ОСНОВЕ
В статье предпринимается попытка проанализировать процесс коммерциализации современного медиаобразования школьников. Автор выделяет разные формы коммерциализации и высказывает мнение об общей доле медиаобразовательных проектов, задействующих коммерческие механизмы выпуска и распространения.
Ключевые слова: массовое медиаобразование школьников, коммерциализация, печатные издания, Реестр школьной прессы.
В центре нашего внимания в статье будет массовое образование школьников. Массовым, в противоположность профессиональному, принято называть такое образование в области массмедиа, которое имеет целью подготовку не медиапрофессионалов, а грамотных медиапо-требителей. ЮНЕСКО считает, что массовое медиаобразование должно быть направлено в первую очередь на молодежь в возрасте от 12 до 18 лет [1]. В современных российских реалиях это средние и старшие школьники и первокурсники вузов и других учреждений профессионального образования. За рубежом же в большинстве стран это только школьники, поскольку в учреждениях среднего образования там учатся как правило 12 лет. В соответствии с западной традицией мы в данной статье будем говорить только о медиаобразовании школьников, оставляя за рамками нашего рассмотрения студентов младших курсов.
Что касается коммерческой основы медиао-бразования, то имеются в виду такие медиао-бразовательные формы (и структуры), в которых школьники задействованы на платной основе. Мы утверждаем, что в России наблюдается тенденция к коммерциализации массового медиаобразования школьников (коммерциализация профессионального медиаобразо-вания произошла еще в 1990-е годы). Данная тенденция обусловлена двумя основными обстоятельствами.
1) Ни в новом проекте Закона об образовании и предложенных для обсуждения стандартах школьного обучения, ни в аналогичных действующих документах медиаобразователь-ная тематика практически не представлена как входящая в круг обязательных для усвоения детьми дидактических единиц; а это значит, к сожалению, что в реальных условиях рассчитывать на широкое распространение оплаченного государством медиаобразования школьни-
ков не приходится. Это, кстати, противоречит международным тенденциям. Так, в 2009 году Европейский парламент принял Резолюцию о введении обязательного медиаобразования для школьников и учителей стран Европейского Союза. Это означает, что в Европе, вслед, например, за Канадой и Австралией, школьникам теперь будет в обязательном порядке преподаваться медиаобразовательный компонент. Как, впрочем, это уже происходит, к примеру, в скандинавских странах и в Венгрии. В России же ситуация такова, что нужно приветствовать предпринимателей и менеджеров от образования, заботящихся о предоставлении школьникам медиазнаний и медиаумений, пусть и на небесплатной для них основе.
2) Производство СМИ, даже детских, всегда имеет экономическую сторону, т.е. требует денег. В благополучные времена затраты на выпуск детских и молодежных СМИ покрывались теми образовательными учреждениями, которые инициировали их создание. Сейчас эти структуры (школы, учреждения дополнительного образования и т.д.) живут в состоянии бюджетного дефицита и, соответственно, экономят на всем, в том числе на СМИ. В таких условиях детская журналистика либо должна перестать существовать, либо она вынуждена коммерциализироваться.
Объектом нашего рассмотрения будет как раз процесс коммерциализации детских СМИ, иными словами - медиаобразователь-ных проектов, на базе которых осуществляется практико-ориентированное массовое медиао-бразование школьников. В данной работе мы ограничимся только печатными проектами, и тому есть несколько причин. Во-первых, это наиболее развитый вид детских СМИ. Даже если брать только школьные газеты, это уже даст нам большое количество изданий. По данным журнала «Лицейское и гимназическое
образование», обнародованным несколько лет назад, «каждая третья школа страны старается осуществить собственный издательский проект» [3. С. 84]. Во-вторых, «доступ» к печатным информальным изданиям исследователю получить гораздо легче, чем к материалам электронных СМИ, которые нигде не собраны, не систематизированы, не хранятся, т.к. обеспечить все это в отношении локальных непрофессиональных электронных СМИ довольно трудно и, на первый взгляд, лишено смысла. На самом деле, это далеко не бессмысленное занятие, просто не нашедшее пока своего энтузиаста. Тогда как «хранилища» печатных молодежных изданий существуют. Они и обеспечили наше пилотное исследование необходимой эмпирической базой.
Охарактеризуем ее подробнее. Это в первую очередь созданный в Интернете и потому общедоступный Реестр школьной прессы (RSPR -Russian School Press Reester), обязанный своим рождением тому самому журналу «Лицейское и гимназическое образование», который вот уже в течение 10 лет проводит ставший довольно популярным конкурс на лучшее школьное издание, в котором участвуют не только собственно школьные проекты, но и межшкольные, городские и другие подростковые и молодежные издания. Зарегистрироваться в данном реестре [4] можно только по прошествии года с момента выхода первого номера издания. На сегодня в реестре зарегистрировано 2308 изданий, принадлежащих 1450 школьным издательствам. Их стандартизированные самохарактеристики также представлены на сайте в открытом доступе. Это богатый свод данных о тиражах, форматах, периодичности, «прописке», способе печати и распространения, о «возрасте», редакционном составе, руководителях проектов и т.д.
Подобными каталогами стали обзаводиться и другие конкурсы. Так, например, с 2009 года ежегодно проводится учрежденный факультетом журналистики МГУ совместно с Союзом журналистов России всероссийский конкурс «Лучшее школьное издание». По итогам состязания оргкомитет выпускает CD-диски, наглядно репрезентирующие победителей и участников конкурса [5]. На диске 2009 года можно почерпнуть информацию о 153 изданиях со всей страны (Гран-при в тот год взяла газета «Зеркало» из школы № 9 г. Находка), на диске 2010 года - о 174. Второй диск более ценен еще и потому, что на нем представлены постранично - в тех компьютерных программах, в которых
реально верстаются газеты - отдельные номера (1-5) каждого издания за 2010 год.
В дополнение к перечисленному мы имели возможность анализировать те издания, которые участвовали в других форумах молодежных СМИ благодаря очному участию в их программе. Причем это как региональные челябинские форумы (областные «Журналины», конкурсы, организованные вузами: ЧелГУ -под названием «ЮнГа+», а также ЮУрГУ - под названием «ЖираСМИк»; в них как правило участвует около 70 редакций), так и всероссийские и даже международные. Например, в начале 2011 года мы посетили Международный фестиваль «Волжские встречи 22», в котором очно участвовало примерно 60 редакций, в том числе 40 печатных изданий.
Таким образом, познакомившись в последние годы с несколькими сотнями детских и молодежных газет, мы считаем себя вправе утверждать, что процесс коммерциализации коснулся значительного их числа. В каких конкретных формах он проявляется?
Простейший случай - скрытая коммерциализация медиаобразования. Речь идет, например, о негосударственных образовательных учреждениях, в которых непосредственно за занятия в медиакружке денег могут и не брать, но само по себе обучение в них платное, а значит, и за функционирование газеты в том числе родители уже расплатились «на входе». Как известно, процент негосударственных школ в нашей стране невелик. Невелико и количество тех платных школ, в которых функционируют школьные газеты. Так, по статистике Реестра школьной прессы, из 1160 школ-издателей негосударственных всего 40 (3,5 %). Отметим также, что и по качеству газеты негосударственных школ не особенно впечатляют. Как правило, собственно медиаобразовательная составляющая там очень слабая; это проекты, для которых характерен явный уклон в традицию корпоративных СМИ, т.е. они сознательно используются как имиджевый инструмент, якобы способный привлечь в школу «лишних» клиентов.
Другой случай коммерциализации - функционирование в «бесплатных» школах платных образовательных услуг, в том числе медийной тематики. К сожалению, какой-либо статистики по поводу количества таких проектов не существует. Но ясно, что это более распространенное явление, чем газета в негосударственной школе. Знаменательно, что за деньги «сбываются» не только медиаобразовательные
услуги, но и производимые силами школьников медиапродукты. Так, по признаниям руководителя медиацентра Курганского областного лицея для одаренных детей А.А. Васильева, данной структурой и ее руководителем решительно взят курс на зарабатывание денег. Начали с фотостудии: за декабрь 2010 года «наторговали» на фотоработах учащихся 6 000 рублей, при этом позаботились о юридической стороне дела и заключают с «юными фотографами» (или их законными представителями?) договора, благодаря которым надеются избежать каких-либо претензий с их стороны (все выручаемые с распечатки фотографий деньги идут исключительно в кассу лицея, никаких вознаграждений ребята не получают). Есть замысел подобную стратегию распространить на другие коллективы, входящие в медиацентр лицея (видеостудия, сайт, газета).
Самый вероятный вариант развития событий в лицее на ближайшее будущее - обретение газетой тиража и его продажа. И курган-цы здесь отнюдь не одиноки. По статистике Реестра школьной прессы, значительная часть школьных изданий распространяется за деньги: из 2108 изданий, предоставивших данные по этому показателю, бесплатно распространяется 1474, за 6-10 рублей - 302, за 11-20 рублей
- 52, за 21-50 рублей - 34, за 51-100 рублей -17, свыше 100 рублей - 12, по цене до 5 рублей
- 106, по свободной цене - 111. Таким образом, 30 % выпускаемых детьми газет - платные.
И наконец самый значительный сектор коммерциализированных подростковых СМИ - это проекты, выпускаемые частными структурами, специально созданными для предоставления медиаобразовательных услуг детям. Они могут учреждаться в форме ООО, или АНО, или ИП; могут быть «холдингами» (т.е. выпускать СМИ разных видов) или «точечными»; могут инициироваться представителями образовательного сообщества или медийщиками. Только в Челябинске таких структур за 2008-2010 годы возникло несколько: Челябинская областная школа кино и телевидения (директор П.Ф. Сумской), Информационно-образовательный центр «Медиаобраз» (руководитель И.А. Фатеева), образовательные компании «Формат-ТВ» (генеральный директор У.В. Солопова), «Дети и идеи» (руководитель Е.Г. Есина). Знаменательно, что медиапедагогами во всех компаниях являются люди, вполне компетентные в сфере практической журналистики. В «Формат-ТВ» это действующие и бывшие тележурналисты
ГТРК «Южный Урал» В.Ю. Холмс, Н.В. Фу-никова, УВ. Солопова и др, в «Детях и идеях»
- журналисты печатных и электронных СМИ города Е. Кузнецова, А. Гусенкова, Е. Есина и др., в Областной школе кино и телевидения
- челябинские телевизионщики П.Ф. Сумской, Л.П. Отрыванова, Л.Ф. Окунева и др. В истории очень часто коммерциализация какой-то сферы имеет следствием ее профессионализацию (вспомним ту же историю русской журналистики 1830-х годов!). По существу именно это мы и наблюдаем сейчас в сфере медиаобра-зовательных проектов.
Сосредоточимся, однако, и здесь только на печатных проектах. Вновь обратимся к каталогу конкурсных работ премии «Лучшее школьное издание», учрежденной факультетом журналистики МГУ. Из 12 номинаций, «разыгранных» в 2010 году, две «достались» именно коммерческим структурам. И какие номинации: «Гран-при» и «За лучший дизайн!»
Гран-при получила «Молодежная газета. Липецк». Это проект Молодежного информационно-образовательного центра, возглавляемого Алексеем Орешниковым. Газета представляет собой ежемесячное 16-страничное издание формата А3, распространяющееся тиражом 700 экземпляров. Делается под руководством профессионального журналиста: имея базовое педагогическое образование, А.М. Орешников в настоящее время является главным редактором информационно-справочного портала LRNews.ru. Тексты для газеты пишут липецкие старшеклассники, осваивающие в МИОЦ азы журналистики: занятия в центре проходят 2 раза в неделю на базе одной из средних школ Липецка и стоят 3 000 рублей в месяц. На момент участия в конкурсе в редакции было 17 человек в возрасте 15-17 лет, учащихся 9-11 классов.
Приглашая потенциальных слушателей в МИОЦ, «Молодежная газета» так рассказывает о его деятельности: «Занятия организованы в форме творческой мастерской. Учащиеся в течение года проходят теоретическую и практическую подготовку по следующим направлениям:
- теория журналистики (теле-, радио-, печатные СМИ);
- основы издательского дела;
- реклама и PR.
Занятия в МИОЦ ведут выдающиеся профессионалы, работающие в ведущих СМИ Липецка, преподаватели факультетов журнали-
стики. В течение девяти месяцев ребята смогут принять участие в создании информационного сайта, газеты и телевизионных сюжетов. Во время обучения учащиеся будут получать редакционные задания, посещать фестивали, конкурсы, конференции - одним словом, будут жить полной жизнью журналиста ... По окончании курса обучения наши выпускники получают все необходимые навыки и умения для работы в СМИ, им оказывается помощь в трудоустройстве».
Имеющая муниципальные корни (с 2006 по 2009 год липецкая юношеская газета функционировала под названием «Все свои» при городском Доме детского творчества и выходила тиражом 900 экземпляров), липецкая «Моло-дежка» стала частным проектом А. Орешнико-ва и сейчас активно использует коммерческие механизмы выхода и распространения: продается в розницу, печатает рекламу, набирая для этого штат рекламных агентов. А с начала 2010 года на последней полосе она стала печатать следующее объявление, свидетельствующее о переходе на один из наиболее прогрессивных организационно-финансовых способов существования изданий:
В Липецке стартует уникальный молодежный проект!
Не устраивает уровень печатных СМИ? Создай свою идеальную газету!
Войди в совет директоров «Молодежной газеты» и участвуй в процессе ее создания: от выбора темы материалов и редакционной политики до назначения и увольнения журналистов.
Формируй общественное мнение вместе с нами!
Для этого нужно:
1. Зарегистрироваться vkontakte.ru и вступить в группу: «Молодежная газета. Липецк».
2. Заплатить ежемесячный членский взнос -от 500 до 10 000 рублей (сумма влияет на процент получаемой прибыли).
3. Принимать участие в голосованиях и обсуждениях (формат газеты, периодичность, выбор тем материалов, состав журналистов, редакционная политика, финансовые, организационные и другие вопросы, связанные с деятельностью издания и т.д.).
Читатель - это сила! Пришло твое время решать, какой должна быть молодежная пресса! Присоединяйся к нам! Твой голос может оказаться решающим!
Не ошибемся, если скажем, что для российского медиаобразования это первый опыт использования приемов медиаменеджмента такого уровня. Это смелый и дерзкий эксперимент, представляющий несомненный интерес как для науки, так и для практики, и не только медиаобразовательной!
Что касается приза «За лучший дизайн», его получила газета, учредителем и издателем которой является Школа журналистского мастерства при поддержке средней школы № 9 г. Казань (директор Т.Н. Вафина). Это ежемесячная городская школьная газета <^агшеклассники», получившая свидетельство о регистрации периодического издания в сентябре 2009 года (тираж - 2 500 экз.). На момент участия в конкурсе в редакции «состояло» 15 человек с 6-го по 11 класс, а также один первокурсник журфака КГУ. Дизайнер газеты - Азат Гаязов. Продвигая свои услуги, Школа журналистского мастерства из Казани обещает «подготовить в вузы по специальностям: «журналистика», «пиар», «связи с общественностью»; обеспечить публикацию материалов в газетах; обучить навыкам работы в печатных, радио и телевизионных СМИ». Так же как в МИОЦ г. Липецка, занятия в Школе проходят два раза в неделю на базе одной из средних школ города.
Подведем итог всему вышесказанному. Мы убедились в том, что процесс коммерциализации медиаобразовательных услуг действительно идет. Причем учредители и организаторы продают как сами услуги (образовательные программы) - подрастающему поколению, так и результаты медиадеятельности детей - и рекламодателям (например, челябинская газета «ИнтерMEDIA», активно печатающая имиджевую рекламу образовательных и досуговых учреждений города), и населению (это мы видели на примере медиацентра Курганского областного лицея для одаренных детей). Из всех форм «платного медиаобразования» наиболее значимым и перспективным, вне всякого сомнения, является сектор частных автономных структур, заслуженно добивающихся признания как у детей, так и у членов жюри различных медиаобразовательных конкурсов. А общая доля проектов, использующих коммерческие инструменты, на наш взгляд, составляет сегодня порядка 35 %. И, наверное, будет расти.
Примечания
1 Рекомендации Севильской конференции «Медиаобразование молодежи» (ЮНЕСКО,
2002) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / / www. unesco.ru/rus/p ages/bythemes/sta-sya26012005152727.php
2 Европейский парламент принял Резолюцию о введении обязательного медиаобразования для школьников и учителей стран Европейского Союза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.of.ru/mediaeducation/news.asp?ob_ no=51090
3 Чайковская, А. Школьная газета. Формула успеха [Текст] / А. Чайковская // Лицейское и гимназическое образование. 2004. №2. С.84-86.
4 URL: www.portal.lgo.ru/rspr/catalogRSPR.html
5 См., например: Каталог конкурсных работ премии «Лучшее школьное издание 2009». -М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. - 321 с.