Chanturiya Lamara Raulievna, Sergienko Irina Nikolaevna TECHNOLOGY ORGANIZATION OF MEDIA EDUCATION ..
pedagogical sciences
УДК 373
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0045
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© 2019
Чантурия Ламара Раулиевна, магистрант института искусств Сергиенко Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки института искусств Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, д. 83; e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается технологическое обеспечение организации медиаобразования старшеклассников в учреждениях среднего общего образования. Данная проблема заняла центральное место в исследовании автора, обучающегося в магистратуре и курирующего медиацентр в Гимназии № 1 г.Саратова. Школьный медиацентр - важная медиаструктура в современной школе. Средствами медиацентра образовательное учреждение может решать и коммуникативные, и имиджевые, и воспитательно-образовательные и, конечно же, медиа-образовательные задачи. В МАОУ «Гимназия № 1 Октябрьского района г.Саратова» деятельность медиацентра охватывает выпуск печатных медиапродуктов и создание школьного телевидения усилиями старшеклассников. Медиаобразование старшеклассников в гимназии - это процесс формирования у юношей полноценного восприятия медиатекстов, креативных, творческих умений на материале медиа, эффективность которого было решено повысить с помощью внедрения специально разработанной технологии, представленной в данной статье. В ее составе были выделены блоки целеполагания, планирования, подготовки и проведения, оценки и коррекции. Представленная технология организации медиаобразования старшеклассников позволяет достаточно наглядно представить всю совокупность и последовательность действий преподавателя и обучающихся при ее применении. Для обеспечения реализации данной технологии в педагогической практике был разработан диагностический инструментарий оценки степеней достижения целей медиабразования. В процессе мониторинга были использованы следующие инструменты: экспертиза конечного медиапродукта профессионалами или независимыми экспертами, анкетирование учащихся и администрации образовательного учреждения. Положительная динамика исследуемого процесса доказала эффективность предложенной технологии.
Ключевые слова: медиаобразование, общеобразовательная школа, гимназия, педагогическая технология, старшеклассники, масс-медиа, школьное телевидение, школьное печатное издание, мониторинг, среднее общее образование, медиацентр.
TECHNOLOGY ORGANIZATION OF MEDIA EDUCATION OF PUPILS
© 2019
Chanturiya Lamara Raulievna, graduate student of the Institute of Arts Sergienko Irina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Musical and Tool Preparation Institute of Art Saratov State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses the technological support of the organization of media education of high school students. This problem has taken a central place in the study of the author, a student in the magistracy and supervisor of the media center in gymnasium № 1 of Saratov. Media center is an important media structure in a modern school. By means of a media center, an educational institution can solve both communicative, image, educational and, of course, media educational tasks. In MAOU «Gymnasium № 1 of Saratov» the activities of the media center include the production of printed media products and the creation of school television by the efforts of high school students. Media education of high school students in the gymnasium is the process of formation in young men of a full-fledged perception of media texts, creative skills on the media material, the effectiveness of which was decided to increase through the introduction of a specially developed technology presented in this article. In the structure of technology, there were allocated blocks of goal-setting, planning, preparation and implementation, evaluation and correction. The presented technology of the organization of media education of high school students allows you to quite clearly present the totality and sequence of actions of the teacher and pupil in its application. To ensure the implementation of this technology in educational practice, diagnostic tools were developed for assessing the degree of achievement of media education goals. The following tools were used in the monitoring process: examination of the final media product by professionals or independent experts, questionnaires of students and the administration of an educational institution. The positive dynamics of the studied process proved the effectiveness of the proposed technology.
Keywords: media education, secondary school, gymnasium, pedagogical technology, high school students, mass media, school television, school print, monitoring, secondary general education, media center.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Телевидение, радио, пресса, кинематограф, интернет, компьютерные игры и другие средства массовой информации прочно вошли в жизнь каждого цивилизованного человека. Взрослые и, тем более, дети ежедневно взаимодействуют с масс-медиа, все глубже погружая свое сознание в стихийный информационный поток и виртуальную реальность. Родителям и учителям сложно контролировать влияние медиаинформации на развитие личности подрастающего поколения, так как возможности информационного рынка растут и время, которое дети проводят с гаджетами, в последнее десятилетие превосходит время, проведенное в учебных заведениях под контролем взрослых. Заботясь об информационной безопасности учащихся, каждое учебное заведение старается обеспечить благоприятную почву для развития медиаграмотности всех участников учебного процесса.
Актуальность решения данной задачи подчеркивается в нормативно-правовых документах: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), Национальная образовательная инициатива «Наша новая Школа», Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»».
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В педагогической науке исследованию в области медиаобразования посвящено много работ, как зарубежных ученых (Б. Бахмаер, Э. Бевор, К. Бэзэлгэт, Д. Бэкингем, Ж. Гонне, Ж. Жакино, Л. Мастерман, Х. Нейзито, Э. Харт и др.), так и трудов отечественных авторов (О.А. Баранов, Л.С. Зазнобина,
178
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Чантурия Ламара Раулиевна, Сергиенко Ирина Николаевна ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ...
В.А. Матанис, С.Н. Пензин, А.В. Спичкин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, И.В. Челышева, А.В. Шариков и др.). Историей проблемы медиаобразования занимались А.А. Новикова, А.В. Федоров, А.В. Шариков, И.В. Челышева и др. Процесс внедрения медиаобразования в учебный процесс школы и вуза интересовал Л.М. Баженову, О.А. Баранова, Е.А. Бондаренко, С.И. Гудилину, А.А. Журина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова и
A.В. Федорова. Несмотря на наличие перечисленных исследований, на сегодняшний день недостаточно представлены эмпирические разработки, как в области организации школьного печатного издания, так и в области создания старшеклассниками телевидения в учреждениях среднего общего образования.
Формирование целей статьи (постановка задания). Необходимость решения проблемы определила цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию организации медиаобразования старшеклассников. Апробация и внедрение результатов осуществлялись в ходе проведения экспериментального исследования в МАОУ «Гимназия №1 Октябрьского района г.Саратова».
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие «технология» занимает одно из центральных мест в современной педагогической науке, хотя сущность данной категории в разных странах раскрывают неодинаково. В некоторых странах слово «технология» используют исключительно при описании технических средств обучения и способов их применения в образовании. В России сложились иные традиции в трактовке технологии. Во-первых, по-мнению Н.О. Яковлевой, у нас накоплено более трехсот формулировок данного понятия, а также различных вариаций технологии с другими терминами. Например, технология обучения, образовательная технология, воспитательная технология, педагогическая технология и т.д. То есть детальное изучение каждой дефиниции обогащает и углубляет понимание самой педагогической технологии. Во-вторых, у нас принято подчеркивать ее системность, иначе говоря, представлять характер связей между множеством элементов, образующих саму педагогическую технологию как единое целое. И, в-третьих, проводятся параллели с понятием «модель», подчеркивая способность педагогической технологии к прогнозу и отображению фрагмента действительности с целью его изучения. Рассмотрев труды отечественных ученых (Н.В. Борисова [2], В.М. Монахов [3, 4], В.Н. Воронин [5] , Б.Т. Лихачев [6],
B.П. Беспалько [7], М.В. Кларин [8], Г.К. Селевко[9], М.М. Левина [10], Н.А. Морева [11]), занимающихся проблемой определения категории «педагогическая технология», было уточнено, что под ней понимают алгоритм действий участников образовательного процесса, направленный на достижение какой-либо цели при помощи различных педагогических средств (форм, методов, приемов и т.д.).
Участниками нашей технологии являются старшеклассники (члены медиацентра гимназии), куратор проекта (старший вожатый) и преподаватели различных предметных областей (учителя русского языка и литературы, журналистики). Соответственно, все их действия будут направлены на достижение медиаобразователь-ных целей. Осуществляться они будут в рамках деятельности медиацентра гимназии как формы внеурочной работы.
При разработке технологии организации медиаобра-зования старшеклассников были определены принципы, позволяющие объединить весь набор процедур в единую педагогическую систему. К этим принципам были отнесены: диагностическое целеобразование, гибкость, прагматизм, алгоритмируемость, паритетность, результативность [12]. Диагностическое целеобразование является основным положением для построения технологии, которое определяет наличие целей, диагностируе-
мых не только учителями, кураторами и детьми, но и независимыми экспертами в сфере прессы и телевидения. Гибкость технологии позволит обеспечить ей быструю адаптацию к меняющимся условиям социально-воспитательной деятельности в конкретной образовательной организации. Принцип прагматизма дает возможность применения продуктов медиацентра в социально-воспитательной работе общеобразовательного учреждения, например, в деятельности заместителя директора по социально-воспитательной работе, в работе классных руководителей, психологов, социальных педагогов и других. За способность технологии к адаптации в любой образовательной организации отвечает алгоритмируе-мость. Паритетность курирует взаимодействие между участниками образовательных отношений, отличающееся уважением друг к другу. Последний принцип - результативность - это способность технологии привести к запланированным целям, в нашем случае, к повышению качества медиаобразования.
Рассмотренные принципы позволили разработать технологию организации медиаобразования старшеклассников, в составе которой были выделены блоки це-леполагания, планирования, подготовки и проведения, оценки и коррекции [12].
1. Блок целеполагания предполагает определение трех групп целей: стратегические, тактические и оперативные. В основе стратегических целей лежит запрос общества на медиаобразование детей в современном мультиинформационном мире. Например, приобретение обучающимися умений и навыков работы с материалом и информацией, формирования у них способности экспериментирования, интерпретации и создания ме-диатекстов и способности разрешать проблемы в сфере профессиональных занятий, воспитание личной ответственности за результат своей деятельности, развитие способностей к анализу, формирование личностной позиции участника медиацентра в процессе создания ме-диапродукта и т.п. Тактическими целями являются привитие интереса к работе с медиатекстами, вооружение обучающихся приемами поисково-познавательной деятельности, необходимыми для его изучения, развитие умений самостоятельного поиска знаний, их анализа и обобщения и др. К оперативным целям относятся цели еженедельных занятий медиацентра, которые куратор проекта и преподаватели проводят в форме деловых игр.
2. Блок планирования определяет действия преподавателя по выбору:
- содержания медиапродукта. Он может быть обусловлен запросом администрации (пропаганда здорового образа жизни, создание единой информационной среды, сохранение традиций РФ, подтверждение престижа школы и др.);
- формы организации аудиторных и внеаудиторных занятий с членами медиацентра по направлениям работы: проведение тренингов на сплочение коллектива, встреча с экспертами в области медиасферы, посещение медиафорумов, подготовка материала (постановка задачи перед журналистами для подготовки сюжета, выявление круга интересов корреспондентов, выбор локаций для съёмок сюжета и обложки журнала, взятие интервью, поиск и анализ информации, фото- и видеосъемка, написание статей, проведение опросов и т.п.), создание готового медиапродукта (журнала, видеосюжетов, альманахов, газет и др.);
- средств для создания готового медиапродукта (компьютеры, программное обеспечение, выход в глобальную сеть интернет, планшеты, фото и видео аппаратура, печатные станки, микрофоны, осветительное оборудование, хромакей, флэш-накопительные носители, брошюраторы, ламинаторы, бумага, инструменты для резки бумаги). Выбор осуществляется в зависимости от оснащенности материальной базы учебного заведения;
- методов организации работы медиацентра (интервью, упражнения, беседа, опрос и т.д.). Выбор зависит от
Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3(28)
179
Chanturiya Lamara Raulievna, Sergienko Irina Nikolaevna pedagogical
TECHNOLOGY ORGANIZATION OF MEDIA EDUCATION ... sciences
конечной цели создаваемого медиапродукта.
3. Блок подготовки и проведения включает в себя:
- подготовку обучающихся к созданию медиапро-дукта в часы самостоятельной работы, содержанием которой могут быть их следующие действия: обработка новостей, написание информационных заметок на различные темы; подбор, анализ и систематизация материала для написания статей; подготовка интервью, умение правильно составлять вопросы и работать на пресс-конференции, а также иных пиар-мероприятиях в рамках образовательного учреждения; моделирование оформления и композиции газеты, журнала; подготовка материалов для школьного сайта и т.д. Полнота и последовательность мероприятий определяется степенью подготовленности обучающихся к созданию медиапро-дукта;
- проведение заседания медиацентра (групповая работа обучающихся по решению возникших проблем в процессе создания медиапродукта, анализ и обобщение полученных результатов, формулирование выводов).
4. Блок оценки и коррекции предполагает:
- оценку степени достижения всех трех целей (стратегических, тактических и оперативных) и анализ причин, не позволяющих добиться намеченных целей. Процесс оценки осуществляется администрацией, экспертами, преподавателями, обучающимися по трехбалльной шкале: «0» - цели не достигнуты, «1» - цели достигнуты частично и «2» - цели достигнуты полностью;
- проведение необходимой коррекции технологии, которая осуществляется в направлении всех трех групп целей, в подготовке к занятию по технологии преподавателя и обучающихся, в проведении заседаний медиа-центра. Процесс коррекции осуществляется на основании анализа причин, не дающих добиться обозначенных целей.
Представленная технология организации медиао-бразования старшеклассников позволяет достаточно наглядно представить всю совокупность и последовательность действий куратора, преподавателей и обучающихся при ее применении.
В целях проверки эффективности данной технологии в педагогической практике был разработан диагностический инструментарий оценки степеней достижения целей медиобразования. Так как диапазон целей, который может быть достигнут с помощью медиаобразования очень широк, нам был необходим такой диагностический инструментарий, который мог бы оценить эффективность организации медиаобразования старшеклассников в гимназии, но при этом был достаточно простым в использовании. В результате был выбран следующий путь решения этой проблемы - проведение мониторинга эффективности организации медиаобразования старшеклассников. Основная цель мониторинга - это проверка эффективности технологии. Участники мониторинга - старшеклассники (члены медиацентра гимназии), администрация в лице заместителя директора по воспитательной работе, профессионалы в сфере прессы и телевидения. Сроки и частота проведения мониторинга - первый сбор данных в декабре 2017 года, второй сбор данных в декабре 2018 года. Для проведения мониторинга нами были разработаны и использованы следующие инструменты: экспертиза конечного медиапродукта профессионалами или независимыми экспертами, анкетирование учащихся и администрации образовательного учреждения.
Анализ и обработка данных мониторинга осуществлялись с помощью онлайн-сервиса Google для создания форм обратной связи, онлайн-тестирования и опросов. Для определения значимости полученных результатов мы использовали метод математико-статистического анализа двухвыборочный t-критерий Стьюдента для зависимых выборок, позволяющий проверить гипотезу о различиях между значениями на первом и последнем сборе данных у одних и тех же участников мониторин-180
га, то есть с временным интервалом в 1 год. При критических значениях p<0.05=2.1 и p<0.01=2.88 полученное эмпирическое значение t составляет 3 и находится в зоне значимости. Как видим, эмпирическое значение критерия больше критического значения (3 > 2.88), соответствующего уровню статистической значимости 0.01. Использование t-критерия Стьюдента для определения достоверности результатов экспериментального исследования позволило установить наличие статистически значимого влияния разработанной технологии на организацию медиаобразования старшеклассников гимназии. Полученные результаты экспериментальной работы, отражающие положительную динамику исследуемого процесса, свидетельствуют об эффективности технологии организации медиаобразования старшеклассников в МАОУ «Гимназия № 1 Октябрьского района г.Саратова».
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Медиаобразование в России существует уже больше столетия. В образовательных организациях медиаобразование протекает в двух направлениях. Первое направление является органичной частью конкретного учебного предмета и определяется как интегрированное медиаобразование. Это вид в рамках нашего исследования не рассматривался и поэтому остается перспективой дальнейших изысканий. Цель второго направления медиаобразования - социокультурного - это приобщение человека к мировой культуре через массовую печать, телевидение, радио и кино. Именно этот вид был рассмотрен в технологии организации медиаобразования старшеклассников. По данным журнала «Лицейское и гимназическое образование», каждая третья современная школа старается осуществить собственный издательский проект и создать отдельную медиаструктуру - школьное издательство или школьный медиацентр. Эффективная работа меди-ацентра выводит школу на высокий уровень конкурентоспособности и повышает эффективность внешней и внутренней коммуникации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2003. 345 с.
2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 146 с.
3. Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 17-22.
4. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: ВГПУ, 1995. 276 с.
5. Воронин В.Н. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе. Тольятти: ТГПУ, 1999. 240 с.
6. Лихачев Б.Т. Педагогика: учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1993. 430 с.
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
8. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1986. 80 с.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 260 с.
10. Левина М.М. Технология обучения, ее место и роль в структуре дидактического знания // Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам. М.: Прометей, 1991. С. 6-9.
11. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие. М.: ИЦ «Академия», 2005. 432 с.
12. Валеева О.А. Технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2017. 167 с.
Статья поступила в редакцию 30.05.2019
Статья принята к публикации 27.08.2019
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)