Научная статья Original article УДК 37:911.373.2
DOI 10.55186/25876740_2022_6_2_29
АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ РЕГИОНА
ANALYSIS OF THE FUNCTIONING OF THE EDUCATION SYSTEM IN
RURAL AREAS OF THE REGION
Жиляков Д.И., кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов ФГБОУ ВО Курская ГСХА, [email protected]
Новосельский С.О., кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
Лисицина Ю.В., аспирант ФГБОУ ВО Курская ГСХА, [email protected]
Коротков П.О., аспирант кафедры бухгалтерского учета и финансов ФГБОУ ВО Курская ГСХА, [email protected]
Оласунканми Т.О., аспирант кафедры бухгалтерского учета и финансов ФГБОУ ВО Курская ГСХА
Zhilyakov D.I., candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting and finance, Kursk State Agricultural Academy, [email protected]
Novoselsky S.O., candidate of economic sciences, associate professor, [email protected]
Lisitsina Yu.V., post-graduate student, Kursk State Agricultural Academy, ylisitsyna@gmail .com
Korotkov P.O., post-graduate student of the department of accounting and finance, Kursk State Agricultural Academy, [email protected]
Olasunkanmi T.O., post-graduate student, department of accounting and finance, Kursk State Agricultural Academy
Реферат. В статье представлена ретроспективная оценка функционирования региональной системы образования, как в целом, так и в разрезе сельских территорий. В статье рассмотрены теоретические взгляды ученых на функционирование системы образования как важнейшего элемента всей системы социально-экономического развития региона. Выделены основные аспекты существенной значимости образования для социально-экономического развития региона, такие как: наличие качественной системы образования выступает драйвером для повышения уровня инновационной активности в регионе, адаптивность региональной образовательной среды помогает сформировать текущую структуру рынка труда максимально соответствующую запросам региональной экономики, использование уникальных и продвинутых образовательных программ способствует формированию узкоспециализированных специалистов, которые имеют повышенных уровень востребованности в наукоемких отраслях, построение качественной системы образования способствует снятию определенного уровня социальной напряженности в гражданском обществе. Авторами в работе выполнен ретроспективный анализ функционирования системы образования Курской области, а также выделены векторы расширения потенциала регионального образовательного пространства на селе. Сделан вывод о том, что расширение потенциала и возможностей страны во многом зависят от качества функционирования образовательной системы, так как в рамках неё формируются компетенции граждан, используемые во всех сферах народного хозяйства, а также происходит строительство общественного сознания
культурно-нравственной достаточности, нацеленного на защиту национальных интересов и прогрессивное развитие. Строительство единого образовательного пространства помимо всего прочего должно учитывать специфику развития сельских территорий, которая характеризуется неравномерностью распределения населения и присутствием значительного числа социально-экономических проблем. Расширение потенциала образовательного механизма непосредственно в сельской местности будет способствовать росту уровня жизни населения, снижению социальной напряженности, а также повышению привлекательности данных экосистем для поставленного проживания граждан.
Annotation. The article presents a retrospective assessment of the functioning of the regional education system, both in general and in the context of rural areas. The article considers the theoretical views of scientists on the functioning of the education system as the most important element of the entire system of socioeconomic development of the region. The main aspects of the essential importance of education for the socio-economic development of the region are highlighted, such as: the presence of a high-quality education system acts as a driver for increasing the level of innovative activity in the region, the adaptability of the regional educational environment helps to form the current structure of the labor market as much as possible corresponding to the needs of the regional economy, the use of unique and advanced educational programs contributes to the formation of highly specialized specialists who have an increased level of demand in knowledge-intensive industries, the construction of a high-quality education system helps to remove a certain level of social tension in civil society. The authors in the work carried out a retrospective analysis of the functioning of the education system of the Kursk region, and also identified vectors for expanding the potential of the regional educational space in the countryside. It is concluded that the expansion of the country's potential and opportunities largely depend on the quality of the functioning of the educational system, since within it the competencies of citizens used in all spheres of the national economy are formed, as well as the construction of public consciousness of cultural and moral sufficiency, aimed at protecting national interests and progressive
development. The construction of a unified educational space, among other things, should take into account the specifics of the development of rural areas, which is characterized by an uneven distribution of the population and the presence of a significant number of socio-economic problems. Expanding the potential of the educational mechanism directly in rural areas will contribute to an increase in the standard of living of the population, a decrease in social tension, as well as an increase in the attractiveness of these ecosystems for the set residence of citizens.
Ключевые слова: образование, сельские территории, региональное образование, Курская область, система образования.
Key words: education, rural areas, regional education, Kursk region, education system.
Введение. В контексте существующих геополитических вызовов все большую значимость приобретает продуманная образовательная политика государства, которая должны быть ориентирована на минимизацию текущих проблем и строительство актуальных долгосрочных перспектив. В этой связи стратегической задачей государства является выстраивание эволюционной траектории развития образовательной системы, которая бы обеспечивала подготовку не только высококвалифицированных кадров, но формирование исторической национальной идентичности россиянина в эпоху глобализации общественных отношений. Решение данной задачи становится возможным в рамках создания единого образовательного пространства страны, ориентированного на использование передовых образовательных технологий и реализацию инновационных проектов в образовательной среде. Фундаментальной основой построения единого образовательного пространства служит прогрессивное развитие региональной системы образования. Наиболее актуальные приоритеты образовательной политики формулируются на федеральном уровне, но их практическая адаптация осуществляется непосредственно на местах, то есть в регионах. В этой связи реализация региональных программ развития образования имеет крайне важное значение
для построения качественного и эффективного образовательного пространства в масштабах страны в целом. Значительное влияние на трансформацию системы образования на текущем этапе ее развития оказывает пандемия, спровоцированная covid-19. В условиях жесткой санитарно-эпидемиологической обстановки образовательным организациям страны приходится решать сложные задачи, направленные на предоставление качественного обучающего контента. Преодоление отмеченных сложностей требует проявления гибкости в области образовательной политики, а также активного внедрения современных образовательных методик, основных на использовании цифровых технологий.
Цель данной работы заключается в проведении ретроспективной оценки функционирования системы образования в сельских территориях региона. Достижение данной цели становится следствием решения следующего перечня задач:
- обосновать актуальность развития региональной системы образования как в целом, так и с учетом социально-экономической специфики сельских территорий;
- представить результаты ретроспективный анализ функционирования системы образования Курской области в том числе в разрезе показателей сельского образования;
- сфокусировать векторы расширения потенциала регионального образовательного пространства на селе.
Материал и методика исследования. Для решения стоящих в работе задач и достижения общей цели будет использован комплексный аппарат объективных методов научного исследования. Одним из наиболее ключевых методов, используемых при выполнении данной работы станет метод обобщения и синтеза, который позволит уточнить сущность и конкретизировать особенности функционирования образовательной системы региона. Использование метода выборочного наблюдения создаст фундамент формирования репрезентативной статической совокупности, необходимой для
проведения требуемого объема расчетов. Для комплексной диагностики образовательной системы будут использованы статистические показатели, раскрывающие динамику и особенности образовательных процессов как в целом в Курской области, так и в сельских территориях региона. Применение методов экономического анализа позволит сформировать объективный информационный базис для достоверных выводов относительно текущих закономерностей существования образовательного механизма. Использование метода научного обобщения аккумулирует ключевые итоги работы, которые сформируют комплексное мнение относительно специфики образовательных процессов как в целом в регионе, так и с учетом особенностей сельских территорий.
Результаты исследования.Образование выступает важнейшим элементом всей системы социально-экономического развития региона и оказывает определяющее влияние на динамику основных его показателей. Данный вывод находит свое подтверждение в широком спектре материалов научных публикаций различных авторов, среди которых можно отметить статьи Ю.А. Ананьевой [1, с.22], Е.Г. Григорьевой [2, с.35] и Е.Г. Поздеевой [3, с.257]. Комплексное обобщение материалов представленных выше научных работ создает возможность сфокусировать основные аспекты существенной значимости образования для социально-экономического развития региона:
- наличие качественной системы образования выступает драйвером для повышения уровня инновационной активности в регионе. Присутствие образовательных кластеров и технопарков создает пространство для формирования творческих замыслов и их дальней реализации. Рост уровня инновационной активности региона в свою очередь выступает актуальным фактором инвестиционной привлекательности территории, что ведет к росту деловой активности и созданию дополнительных рабочих мест, а также интенсификации финансовых потоков различной направленности;
- адаптивность региональной образовательной среды помогает сформировать текущую структуру рынка труда максимально соответствующую
запросам региональной экономики. Решение данной задачи может происходить как в рамках модернизации уже существующих образовательных программ, так и в рамках разработки и внедрения широкого перечня программ профессиональной переквалификации. Успешность данного вектора образовательной политики способствует не только снижению уровня безработицы, но приводит к стимулированию трудовой активности рабочего населения территории;
- использование уникальных и продвинутых образовательных программ способствует формированию узкоспециализированных специалистов, которые имеют повышенных уровень востребованности в наукоемких отраслях промышленности. В свою очередь развитие наукоемкого промышленного кластера региона имеет важное значение для формирования величины добавочной стоимости валового регионального продукта. Наличие уникальной научной образовательной базы позволяет в регионе осваивать новые технологии, обеспечивающие производство высоко конкурентной продукции. Решение данной задачи в рамках функционирования регионального образовательного пространства создает кадровый научный фундамент для развития высокотехнологичных отраслей и повышения финансовой привлекательности территории;
- построение качественной системы образования способствует снятию определенного уровня социальной напряженности в гражданском обществе. В данном контексте необходимо в первую очередь говорить о таком критерии развития регионального образовательного пространства как «охват» жителей образовательными программами разного уровня. В первую очередь проблемные аспекты, приводящие к росту уровня социальной напряженности, связаны с уровнем охвата дошкольным и общим образованием соответствующих возрастных категорий детей. Наличие очередей в детские сады и средние образовательные учреждения оказывают самое негативное влияние на показатели социального развития территории и уровня удовлетворенности граждан политикой региональных властей. В этой связи
ключевой вектор реализации образовательной политики в системе управляющего механизма регионального менеджмента должен быть направлены на максимизацию охвата граждан программами дошкольного и общего образования.
Важная роль системы образования отмечается и в контексте культурно-нравственного развития территории. К такому выводу приходят в материалах своих научных работ Г.Б. Голуб [4, с.7] и Е.С. Прыткова[5, с.33]. Научные взгляды указанных авторов имеет идентичный сущностный характер и акцентируют свое внимание на том, что расширение потенциала и возможностей страны во многом зависят от качества функционирования образовательной системы, так как в рамках неё формируются компетенции граждан, используемые во всех сферах народного хозяйства, а также происходит строительство общественного сознания культурно-нравственной достаточности, нацеленного на защиту национальных интересов и прогрессивное развитие. Расширяя научный фундамент представленных выше авторов, Е.Н. Лепяхова[6, с.393] делает вывод о том, что в контексте существующих геополитических вызовов все большую значимость приобретает продуманная образовательная политика государства, которая должны быть ориентирована на минимизацию текущих проблем и строительство актуальных долгосрочных перспектив. Таким образом, развитие системы образования является одним из векторов повышения уровня национальной безопасности государства. На рисунке 1 сгруппировать основные составляющие актуальности развития региональной системы образования.
Рисунок 1 - Основные составляющие актуальности развития региональной
системы образования
Высокий уровень значимости системы образования можно отметить относительно стимулирования предпринимательской активности на территории региона. Рост уровня предпринимательской активности на территории региона становится возможным только при наличии качественной образовательной среды, так как для ведения эффективной предпринимательской деятельности необходимо обладать углубленными компетенциями в различных сферах социально-экономической деятельности. В свою очередь формирование и повышение степени выраженности личных, профессиональных и деловых компетенций граждан может быть реализовано только в рамках регионального образовательного кластера.
Свои особенности имеет развитие образовательных процессов в сельских территориях, которые должны быть в безальтернативном порядке учтены при построении системы государственного регулирования в данном аспекте. С учетом научной позиции авторов [7, с.70] к числу наиболее актуальных специфических характеристик функционирования образовательного механизма в сельских территориях можно отнести:
- значительную неравномерность распределения населения. Населенные пункты в сельской местности достаточно далеко расположены друг от друга, что требует создания логистических маршрутов доставки обучающихся к
местам проведения занятий. Кроме того, отток молодежи и снижение общего уровня рождаемости на селе минимизируют актуальность присутствия отдельных образовательных локаций и приводят к закрытию сельских школ в связи с недостаточностью контингента обучающихся;
- низкий уровень технической оснащенности учебного процесса. Если в городских образовательных учреждениях степень цифровизации образовательной деятельности имеет устойчивую тенденцию к росту, то в сельской местности использование актуальных информационных технологий в рамках предоставления образовательного контента носит локальный характер;
- присутствие широкого спектра социально-экономических проблем, которые в значительной степени усложняют труд педагогов и способствуют «утечке» квалифицированных кадров из сельских образовательных учреждений. Наличие указанной тенденции существенно снижает качество образовательного процесса на селе, так как средний уровень квалификации работников образовательного пространства значительно меньше, чем в городских агломерациях;
- малая общественная и финансовая привлекательность трудовой деятельности педагога в сельских территориях не способствует формированию инициатив в ракурсе личностного профессионального развития и углубления соответствующих компетенций.
Далее в работе проведем исследование ключевых показателей развития системы дошкольного образования Курской области. На рисунке 2 рассмотрим динамику численности указанных образовательных организаций [8].
International agricultural journal 2/2022
350 300 250 200 150 100 50 0
302
304
305
2017 год
2018 год
2019 год
306
fr-T-rl
307
2020 год
2021 год
□ Дошкольные организации, всего, штук
□ Дошкольные организации в городах, штук
□ Дошкольные организации в сельской местности, штук
Рисунок 2 - Динамика численности организаций дошкольного образования в
Курской области
Из представленной на рисунке информации можно сделать общий вывод о присутствии положительных тенденций в развитии региональной системы дошкольного образования. Основанием для данного вывода служит факт, свидетельствующий о росте общей численности дошкольных образовательных учреждений на территории Курской области в течение рассматриваемого периода. В тоже время стоит отметить, что данное увеличение происходит более медленными темпами по сравнению с ожиданиями общественности и потребностями демографической ситуации.
В общей сложности за период 2017-2021 годов количество дошкольных образовательных организаций в региональном масштабе увеличилось на 1,65%. В 2021 году количество организаций дошкольного типа в образовательном пространстве Курской области составило 307 единиц. При этом стоит отметить, что цепной прирост исследуемого показателя носит ежегодный характер, что свидетельствует о стабильности внимания региональных и местных властей к данной проблеме, а его наибольшее значение (0,65 %) отмечается в 2017-2018 году. Положительным моментом выступает увеличение количества
дошкольных организаций не только в городах региона, но и на территории сельских поселений Курской области. Количество дошкольных учреждений в городском образовательном сегменте Курской области в 2021 году по сравнению с 2017 годом выросло на 1,67% и по итогам обозначенного в работе периода их численность составляет 185 единиц. Аналогичная динамика формируется и при исследовании изменения численности дошкольных организаций в сельском сегменте образовательной среды региона: за период 2017-2021 года статистическая совокупность указанных объектов выросла на 1,68%, и по итогам 2021 года составила 122 учреждения.
Актуальным сегментом образовательного пространства Курской области является начальное, основное и среднее образование. Динамика организаций, составляющих данный сегмент в региональном разрезе, представлена на рисунке 3 [8].
Исследование выбранной статистической совокупности показывает присутствие отрицательных тенденций в сегменте начального, основного и среднего образования, которые выражаются в первую очередь в сокращении численности подобного рода образовательных учреждений. Основным негативным последствием выявленной динамики выступает уменьшение масштаба охвата образовательными процессами всей территории Курской области. В 2021 году по сравнению с 2017 годом количество организаций в региональном сегменте начального, основного и среднего образования сократилось на 4,55 % и составило 525 единиц.
600
500
400
300
200
100
550
542
Prr;
539
534
525
2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
□ Организации начального, основного и среднего образования, всего, штук
□ в том числе: в городах, штук
□ в сельской местности, штук
Рисунок 3 - Организации начального, основного и среднего образования
Курской области
Ключевая причина сокращения общего числа организаций начального, основного и среднего образования в Курской области заключается в уменьшении количества данных учреждений в сельской местности. Присутствие устойчивой тенденции сокращения числа сельских школ оказывает наиболее негативное влияние на доступность образовательного процесса на территории региона. За период 2017-2021 годов количество школ в сельской местности Курской области сократилось на 6,8%. Одной из причин данной отрицательной характеристики функционирования образовательного пространства региона служит демографическая обстановка на селе, которая характеризуется урбанизационными процессами.
Изменение численности организаций начального, основного и среднего образования в городском сегменте образовательного пространства Курской области характеризуется положительным приростом, величина которого за период 2017-2021 годов составляет 1,31%. По итогам 2021 года количество образовательных учреждений рассматриваемого формата в городском сегменте
0
образовательного пространства Курской области составило 155 штук, а в сельской местности - 370 штук.
Для оценки динамики охвата образовательной средой населения Курской области на рисунке 4 рассмотрим изменение численности обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего образования [8].
120
100
80
60
40
20
110,2
28,3
114,3
116,4
117,9
27,4
87,2
27,1
27
26,9
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
□ Общая численность обучающихся, тыс. чел.
□ в том числе: в городах, тыс. чел.
□ в сельской местности, тыс. чел.
Рисунок 4 - Численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего образования в Курской области Анализ выбранной статистической совокупности показывает присутствие положительной тенденции роста численности обучающихся в организациях начального, основного и общего образования в рамках образовательного пространства Курской области. Отмеченное обстоятельство свидетельствует о повышении масштабов охвата образовательными программами жителей региона. Кроме того, определенное положительное влияние оказали позитивные сдвиги в демографической ситуации в области, связанные с прохождением демографической ямы. В 2021 году по сравнению с 2017 годом численность обучающихся в рамках рассматриваемых образовательных
0
программы в Курской области увеличилась на 6,99% и на конец отчетного периода значение показателя составило 117,9 тысяч человек.
Ключевой причиной растущей динамики выступает увеличение численности обучающихся по программам начального, основного и общего образования в городском сегменте образовательного пространства Курской области, которая характеризуется приростом показателя за пять лет на 11,11%. Выявленный показатель прироста носит достаточно существенный характер и усиливает нагрузку на кадровый состав городских школ области. Обратная динамика характерна для школ сельских школ, число обучающихся в которых стремительно сокращается.
Безусловно, основная причина данного процесса заложена в негативной демографической ситуации на селе, которая характеризуется интенсивным оттоком жителей, особенно молодого возраста. За период 2017-2021 годов численность обучающихся в сельских школах по базовым образовательным программам сократилась на 4,95%. По оценкам большинства специалистов присутствующая тенденция с течением времени будет только усиливаться, что потребует разработки и адаптации новых инструментов образовательной политики в сельском сегменте образовательной среды Курской области. В целом можно отметить, что система школьного образования характеризуется присутствием положительных тенденций в городском образовательном сегменте регионального образовательного пространства и отдельными негативными фактам в сегменте сельского образования.
Для выявления наиболее существенных проблем развития образовательной среды Курской области обратимся к результатам опроса общественного мнения, которые представлены на рисунке 5 [9].
Неэффективность
управления и финансирования 13,3%
Несоотстветствие структуре рынка труда 15,3%
Развитие образования на селе 33,5%
Недостаточность материально-технического обеспечения 17,8%
Квалификация педагогических кадров 20,1%
Рисунок 5 - Обобщение результатов ответов респондентов на вопрос: «Что является основной проблемой развития системы образования Курской
области?»
Результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что наиболее актуальной проблемой функционирования образовательного пространства Курской области является развитие системы дошкольного и общего образования в сельском сегменте региональной образовательной среды. Приоритетность и наибольшую актуальность данной проблематики отметили 33,5% респондентов от общего числа выборочной совокупности. Среди прочих проблемных аспектов функционирования образовательного пространства Курской области, формирующих потенциальные угрозы, можно выделить снижение общего уровня качества образования, рост вероятности трансляции некачественного образовательного контента в рамках тех или иных образовательных программ, снижение профессиональной подготовки и уровня выраженности профессиональных компетенций кадрового состава системы образования, уменьшение уровня востребованности классического образования на рынке труда при формировании рынка компетенций, сокращение
вовлеченности населения в образовательные процессы и снижение совокупного уровня грамотности общества.
Заключение. Развитие системы образования оказывает существенное влияние на широкий спектр вопросов функционирования социально-экономической среды региона. К числу наиболее значимых составляющих актуальности развития региональной системы образования необходимо отнести аккумуляцию инновационного потенциала территории, трансформацию рынка труда с учетом вариативности социально-экономической конъюнктуры, уменьшение социальной напряженности в общественной среде, создание научной базы для активизации наукоемких производств, генерацию национального культурно-нравственного фона в условиях геополитической нестабильности, формирование продвинутых компетенций для роста предпринимательской активности. В образовательном пространстве Курской области присутствует ряд положительных аспектов, и отмечаются отдельные негативные моменты.
Положительной характеристикой региональной образовательной среды выступает увеличение числа дошкольных учреждений и численности их персонала. В контексте сказанного необходимо отметить, что рост численности образовательных организаций подобного типа не в полной мере отвечает запросам гражданского общества и потребностям существующей демографической конъюнктуры. Исследование развития школьного образования в Курской области выявило ряд негативных моментов в сегменте сельского образования, которые характеризуются как уменьшением численности образовательных учреждений, так и сокращением количества педагогических кадров. Фундаментальная причина данного факта заложена в негативной демографической ситуации на селе, которая характеризуется интенсивным оттоком жителей, особенности молодого возраста. По оценкам большинства специалистов присутствующая тенденция с течением времени будет только усиливаться, что потребует разработки и адаптации новых
инструментов образовательной политики в сельском сегменте образовательной среды Курской области.
Список использованных источников
1. Ананьева Ю.А. Система управления образованием на муниципальном уровне на примере городского округа Самары [Текст]/ Ю.А. Ананьева, Г.Н. Гродская // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - №60-6. - С.21-24.
2. Григорьева Е.Г. Оценка влияния региональных факторов социально-экономического развития на структуру кадров системы общего образования [Текст]/ Е.Г. Григорьева, Л.А. Новопашина, Д.В. Кузина //Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2021. - №2 (66). -С.33-37.
3. Поздеева Е.Г. Цифровизация и социальное пространство: проблемные проекции на сферу образования [Текст]/ Е.Г. Позднева // Информация-Коммуникация-Общество. - 2019. - Т.1. - С.256-261
4. Голуб Г.Б. Адаптивное управление системой высшего образования в регионе [Текст]/ Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган // Almamater (Вестник высшей школы). -2020. - №2. - С.6-12.
5. Прыткова Е.С. Совершенствование системы регионального управления сферой образования [Текст]/ Е.С. Прыткова, Э.Н. Щеголева // OeconomiaetJus. - 2020. - №2. - С.31-35.
6. Лепяхова Е.Н. Совершенствование системы управления качеством образования Ставропольского края [Текст]/ Е.Н. Лепяхова, Е.Ю. Ребий, А.В. Щербакова // В сборнике: Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. Сборник научных трудов. - 2019. - С.393-395
7. Новосельский С.О. Оценка развития сельского хозяйства Курской области в условия международных санкций [Текст]/ С.О. Новосельский, Ю.Л. Петрачкова, М.В. Шатохин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - №5. - С.69-72
8. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - [Электронный ресурс]. -URL: https://kurskstat.gks.ru (дата обращения 27.03.2022)
9. Официальный сайт Всероссийского центра оценки общественного мнения (ВЦИОМ). - URL: https://wcюm.m/(дата обращения 27.03.2022)
10. Петрушина О.В. Личностные качества преподавателя вуза / О.В. Петрушина, А.Н. Агибалова // Сборник научных трудов участников Международной конференции. Миссия современного преподава-теля: духовность, патриотизм, профессия. - 2015. - С. 51-54.
11. Водолазская, Н. В. Направления и перспективы развития некоторых видов социально-экономических систем / Н. В. Водолазская, Е. В. Сухомлинова // Современная экономика: актуальные проблемы, задачи и траектории развития : Материалы II Все-российской (национальной) научно-практической конференции, Курск: КГСХА, 2021. - С. 201-208.
12. Новосельский С.О. Управление социальной сферой муниципального образования [Текст]/ С.О. Новосельский, Э.В. Сукманов, С.П. Голованова // Научный вестник Крыма. - 2016. - №3 (3). - С.13
13. Петрушина О.В. Самоорганизация социально-экономических систем: взгляд из прошлого / О.В. Петрушина, А.Л. Афонина // Современные тенденции сельскохозяйственного производства в мировой экономике. - 2016. -С. 656-658.
14. Харченко Е.В. Тенденции и перспективы развития высшего аграрного образования в изменяющихся геополитических условиях / Е.В. Харченко, Д.И. Жиляков // Современная экономика: актуальные проблемы, задачи и траектории развития. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курск. - 2020. - С. 3-7.
15. Жиляков Д.И. Оценка эффективности государственного регулирования устойчивого развития сельских территорий / Д.И. Жиляков // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2021. - № 1. - С. 96-101.
16. Петрушина, О. В. Адаптация иностранных студентов как условие развития системы экспорта услуг российского высшего образования / О. В. Петрушина, О. В. Пигорева // Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве : сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, Курск, 28-29 мая 2020 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. - С. 253-258..
17. Мешков А.В. Систематизация составляющих цифровой экономики в современной рыночной среде / А. В. Мешков, И. А. Бондарева, Н. В. Водолазская, А. В. Ярошенко, Е.Д. Охрименко // Инновационные перспективы Донбасса, 2020. - С. 186 -190.
18. Зуйкова В.В. Анализ показателей социально-экономического развития региона / В.В. Зуйкова, А.А. Соклаков // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. Сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2019. - С. 186-190.
19. Петрушина, О. В. Формирование благоприятной социальной среды в поликультурном образовательном пространстве / О. В. Петрушина // Эффективность применения инновационных технологий и техники в сельском и водном хозяйстве : Сборник научных трудов международной научно-практической онлайн конференции, посвященной 10-летию образования Бухарского филиала Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, Курск, 25-26 сентября 2020 года / Отв. редактор Т.Х. Жураев. - Курск: 2020. - С. 511-513.
20. Хаустова Т.В., Соклаков А.А. Анализ финансовых и организационных условий использования механизмов государственно-частного партнерства в системе социального обеспечения Курской области // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2018. - № 2 (77). - С. 119-127.
Spisok ispol'zovannykh istochnikov
1. Anan'eva YU.A. Sistema upravleniya obrazovaniem na munitsipal'nom urovne na primere gorodskogo okruga Samary [Tekst]/ YU.A. Anan'eva, G.N. Grodskaya // Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. - 2020. - №60-6. - S.21-24.
2. Grigor'eva E.G. Otsenka vliyaniya regional'nykh faktorov sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya na strukturu kadrov sistemy obshchego obrazovaniya [Tekst]/ E.G. Grigor'eva, L.A. Novopashina, D.V. Kuzina //Regional'naya ehkonomika i upravlenie: ehlektronnyi nauchnyi zhurnal. - 2021. - №2 (66). - S.33-37.
3. Pozdeeva E.G. Tsifrovizatsiya i sotsial'noe prostranstvo: problemnye proektsii na sferu obrazovaniya [Tekst]/ E.G. Pozdneva // InformatsiYA-KommunikatsiYA-Obshchestvo. - 2019. - T.1. - S.256-261
4. Golub G.B. Adaptivnoe upravlenie sistemoi vysshego obrazovaniya v regione [Tekst]/ G.B. Golub, E.YA. Kogan // Almamater (Vestnik vysshei shkoly). -2020. - №2. - S.6-12.
5. Prytkova E.S. Sovershenstvovanie sistemy regional'nogo upravleniya sferoi obrazovaniya [Tekst]/ E.S. Prytkova, EH.N. Shchegoleva // OeconomiaetJus. -2020. - №2. - S.31-35.
6. Lepyakhova E.N. Sovershenstvovanie sistemy upravleniya kachestvom obrazovaniya Stavropol'skogo kraya [Tekst]/ E.N. Lepyakhova, E.YU. Rebii, A.V. Shcherbakova // V sbornike: Upravlenie v usloviyakh global'nykh mirovykh transformatsii: ehkonomika, politika, pravo. Sbornik nauchnykh trudov. - 2019. -S.393-395
7. Novosel'skii S.O. Otsenka razvitiya sel'skogo khozyaistva Kurskoi oblasti v usloviya mezhdunarodnykh sanktsii [Tekst]/ S.O. Novosel'skii, YU.L. Petrachkova, M.V. Shatokhin // Vestnik Kurskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akademii. - 2017. - №5. - S.69-72
8. Ofitsial'nyi sait Territorial'nogo organa Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Kurskoi oblasti. - [Ehlektronnyi resurs]. -URL: https://kurskstat.gks.ru (data obrashcheniya 27.03.2022)
9. OfitsiaTnyi sait Vserossiiskogo tsentra otsenki obshchestvennogo mneniya (VTSIOM). - URL: https://wciom.ru/(data obrashcheniya 27.03.2022)
10. Petrushina O.V. Lichnostnye kachestva prepodavatelya vuza / O.V. Petrushina, A.N. Agibalova // Sbornik nauchnykh trudov uchastnikov Mezhdunarodnoi konferentsii. Missiya sovremennogo prepodava-telya: dukhovnost', patriotizm, professiya. - 2015. - S. 51-54.
11. Vodolazskaya, N. V. Napravleniya i perspektivy razvitiya nekotorykh vidov sotsial'no-ehkonomicheskikh sistem / N. V. Vodolazskaya, E. V. Sukhomlinova // Sovremennaya ehkonomika: aktual'nye problemy, zadachi i traektorii razvitiya : Materialy II Vse-rossiiskoi (natsional'noi) nauchno-prakticheskoi konferentsii, Kursk: KGSKHA, 2021. - S. 201-208.
12. Novosel'skii S.O. Upravlenie sotsial'noi sferoi munitsipal'nogo obrazovaniya [Tekst]/ S.O. Novosel'skii, EH.V. Sukmanov, S.P. Golovanova // Nauchnyi vestnik Kryma. - 2016. - №3 (3). - S.13
13. Petrushina O.V. Samoorganizatsiya sotsial'no-ehkonomicheskikh sistem: vzglyad iz proshlogo / O.V. Petrushina, A.L. Afonina // Sovremennye tendentsii sel'skokhozyaistvennogo proizvodstva v mirovoi ehkonomike. - 2016. - S. 656-658.
14. Kharchenko E.V. Tendentsii i perspektivy razvitiya vysshego agrarnogo obrazovaniya v izmenyayushchikhsya geopoliticheskikh usloviyakh / E.V. Kharchenko, D.I. Zhilyakov // Sovremennaya ehkonomika: aktual'nye problemy, zadachi i traektorii razvitiya. Materialy Vserossiiskoi (natsional'noi) nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kursk. - 2020. - S. 3-7.
15. Zhilyakov D.I. Otsenka ehffektivnosti gosudarstvennogo regulirovaniya ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii / D.I. Zhilyakov // Vestnik Kurskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akademii. - 2021. - № 1. - S. 96-101.
16. Petrushina, O. V. Adaptatsiya inostrannykh studentov kak uslovie razvitiya sistemy ehksporta uslug rossiiskogo vysshego obrazovaniya / O. V. Petrushina, O. V. Pigoreva // Otkrytie russkogo mira: prepodavanie russkogo yazyka kak inostrannogo i obshcheobrazovatel'nykh distsiplin v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve : sbornik nauchnykh statei II Mezhdunarodnoi
nauchno-prakticheskoi konferentsii, Kursk, 28-29 maya 2020 goda. - Kursk: Yugo-Zapadnyi gosudarstvennyi universitet, 2020. - S. 253-258..
17. Meshkov A.V. Sistematizatsiya sostavlyayushchikh tsifrovoi ehkonomiki v sovremennoi rynochnoi srede / A. V. Meshkov, I. A. Bondareva, N. V. Vodolazskaya, A. V. Yaroshenko, E.D. Okhrimenko // Innovatsionnye perspektivy Donbassa, 2020. - S. 186 -190.
18. Zuikova V.V. Analiz pokazatelei sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya regiona / V.V. Zuikova, A.A. Soklakov // Klasternye initsiativy v formirovanii progressivnoi struktury natsional'noi ehkonomiki. Sbornik nauchnykh trudov 5-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 2-kh tomakh. - 2019. - S. 186-190.
19. Petrushina, O. V. Formirovanie blagopriyatnoi sotsial'noi sredy v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve / O. V. Petrushina // Ehffektivnost' primeneniya innovatsionnykh tekhnologii i tekhniki v sel'skom i vodnom khozyaistve : Sbornik nauchnykh trudov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi onlain konferentsii, posvyashchennoi 10-letiyu obrazovaniya Bukharskogo filiala Tashkentskogo instituta inzhenerov irrigatsii i mekhanizatsii sel'skogo khozyaistva, Kursk, 25-26 sentyabrya 2020 goda / Otv. redaktor T.KH. Zhuraev. - Kursk: 2020. -S. 511-513.
20. Khaustova T.V., Soklakov A.A. Analiz finansovykh i organizatsionnykh uslovii ispol'zovaniya mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sisteme sotsial'nogo obespecheniya Kurskoi oblasti // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. - 2018. - № 2 (77). - S. 119-127.
© Жиляков Д.И., Новосельский С.О., Лисицына Ю.В., Короткое П.О., Оласунканми Т.О.2022. International agricultural journal, 2022, №2, 902-924.
Для цитирования: Жиляков Д.И., Новосельский С О., Лисицина Ю.В., Коротков П О., Оласунканми Т.О. Анализ функционирования системы образования в сельских территориях региона//International agricultural journal, 2022. № 902-924.