Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОГО РОСТА» В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ И ЕГО ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ'

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОГО РОСТА» В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ И ЕГО ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
климат и окружающая среда / зеленый рост / зеленая экономика / изменение климата / низкоуглеродная экономика / Республика Корея / climate and environment / green growth / green economy / climate change / low carbon economy / Republic of Korea

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Анастасия Андреевна

В данной статье рассматривается положение «зеленого роста» как одной из основополагающих доктрин правительства Республики Корея в современных условиях. Актуальность темы исследования обусловлена идеей «зеленого роста» как способа стимулирования экономического роста и развития при обеспечении сохранности природных активов в условиях ограниченности ресурсов, от которых зависит общественное благополучие. Принято уделять особое внимание модели становления «зеленого роста» в Республике Корея, поскольку эта страна была одной из первых в Азии, решившая установить эту концепцию как новую форму экономического процветания. В работе было рассмотрено и выявлено текущее состояние «зеленого роста» в стране, его недостатки и дальнейшее направление действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF “GREEN GROWTH” FORMATION IN THE REPUBLIC OF KOREA AND ITS CURRENT STATE

This article examines the position of “green growth” as one of the fundamental doctrines of the government of the Republic of Korea in the current environment. The relevance of the topic of research is due to the idea of green growth as a way to promote economic growth and development while ensuring the preservation of natural assets in the context of limited resources on which the public welfare depends. It is customary to pay particular attention to the model of the emergence of green growth in the Republic of Korea, as this country was one of the first in Asia to decide to establish this concept as a new form of economic prosperity. The paper reviewed and identified the current state of green growth in the country, its shortcomings and the way forward.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОГО РОСТА» В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ И ЕГО ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ»

Введение

Во время своей инаугурации в 2008 году президент Ли Мен Бак объявил «низкоуглеродный зеленый рост» в качестве новой философии национального экономического развития Республики Корея, подчеркнув, что бережное отношение к окружающей среде может стимулировать экономический рост. Эта политика была мотивирована «тройным кризисом», связанным с изменением климата, сильной зависимостью от импорта энергоносителей и экономическим спадом. Быстрая индустриализация и экономический рост, основанный на углеродоемких отраслях промышленности, таких как сталелитейная, нефтехимическая и автомобильная, значительно увеличили энергопотребление и выбросы парниковых газов в Республике Корея, из-за чего страна находилась под международным давлением, требующим сократить эти выбросы.

Столкнувшись с мировым кризисом 2008 года в сочетании с тем, что старые трудоемкие отрасли больше не гарантировали высоких темпов роста, правительство искать новые двигатели роста для корейской экономики. Признавая, что стратегия коричневого роста, принятая в Республике Корее, не способна решить экономический застой и экологические проблемы, 15 августа 2008 года президент Ли Мен Бак объявил «низкоуглеродный зеленый рост» в качестве новой парадигмы долгосрочного развития страны.

После неудачной политики «низкоуглеродного зеленого роста» Ли Мен Бака термин «зеленый рост» пропал из поля южнокорейского общества, вновь появившись и став одной из основных парадигм правительства Мун Чжэ Ина. Президент Мун установил «Зеленый новый курс» и стремился проводить политику углеродной нейтральности. Однако нельзя сказать, что у Мун Чжэ Ина получилось в полной мере реализовать концепцию «зеленого роста» во время своего президентского срока. Все же стоит отметить его вклад в создание новых проектов, направленных на защиту экологии.

Целью работы является рассмотрение хронологическое становление идей «зеленого роста» в Республике Корея. В мировом сообществе принято считать позиции «зеленой экономики» в южнокорейском обществе образцовой, но стоит отметить ее объективные проблемы и недостатки, которые заключаются в том, что экологическая повестка во многом рассматривается как пропагандистская риторика в предвыборных кампаниях, что не дает многим проектам реализоваться в полной мере по причине недостаточного финансирования или нежелания политиков контролировать производственные процессы.

В работе применены аналитический, историко-социальный и сравнительный методы исследования. Аналитический метод использован для определения состояния «зеленого роста» в Республики Корея и выявления недостатков при формировании модели экологичной экономики. Историко-социальный метод исследования применен с целью выявления и изучения особенностей становления «зеленого роста» в стране. Сравнительный метод помог при выявлении отношения к «зеленому росту» при смене президентов в стране.

В качестве основных источников использовались: работа «Политика правительства Мун Чжэ Ина в области энергетического перехода: упор на обещание покончить с атомной энергетикой и углем» (문재인 정부 에너지 전환 정책의 경로 고착: 탈원전・탈석탄 공약을 중심으로) [1], которая использовалась автором для проведения анализа «зеленой» политики Мун Джэ Ина; в книге «Зеленый переход: ценности и стратегии устойчивого экологического общества» (녹색전환: 지속 가능한 생태 사회를 위한 가치와 전략) [2] подробно рассматривается понятие «зеленого перехода» в Республике Корея, его текущее положение, а также авторы дают прогнозы на будущее экологизации в стране.

Результаты исследования

Термин «зеленая экономика» относится к экономической системе, в которой экономическое процветание и экологическая устойчивость идут рука об руку. Другими словами, она фокусируется на экологизации экономической системы посредством системных изменений. Инвестиции в экологические ресурсы и услуги, включая стабильный климат, биоразнообразие, чистый воздух и воду, могут стать возможностями для получения прибыли, рабочих мест и роста, а не затратами и бременем для экономики. С другой стороны, «зеленый рост» – это процесс экологизации традиционной экономической системы и стратегия перехода к «зеленой» экономике. Таким образом, «зеленый рост» – это стимулирование экономического роста и развития, позволяющее природным активам продолжать обеспечивать ресурсы и экологические услуги, от которых зависит благополучие всех людей на планете. Для достижения этой цели необходимо стимулировать инвестиции и инновации для поддержки устойчивого роста и создания новых экономических возможностей.

Поскольку индустриализация поставила многие страны на путь быстрого экономического роста, использование экологически небезопасных промышленных процессов привело к постоянному увеличению выбросов углекислого газа вплоть до сегодняшнего дня, что ведет к продолжению глобального потепления. Глобальное потепление привело к таким изменениям климата, как таяние снега на замерзшей земле, частые ливни и засухи. После критического анализа типичного роста и развития, «зеленая экономика» и «зеленый рост» были предложены в качестве альтернативы устоявшейся традиционной модели производства, которая до сих пор была основой экономического процветания. После принятия Киотского протокола началось внедрение и реализация «низкоуглеродного зеленого роста». В Республике Корея эта стратегия стала новым видением роста, а долгосрочные планы реализации стратегий зеленого роста были разработаны в государственной политике и активизированы в экономике и обществе страны.

15 августа 2008 года, по случаю 60-летия Республики Корея, стратегия «низкоуглеродного зеленого роста» была объявлена новой национальной парадигмой на следующие 50 лет. Главным результатом этого видения является переход от традиционной модели развития, ориентированной на количественный рост для быстрого увеличения национального дохода, к новой модели роста, основанной на повышении качества для процветания. Традиционная модель привела к значительному росту доходов страны: ВНД на душу населения составлял 120 долларов США в 1962 году и 120 долларов США в 2008 году [3]. Несмотря на успех первого подхода, Республика Корея решила сосредоточиться на сокращении использования ископаемого топлива в целях защиты окружающей среды, что привело к появлению термина «низкоуглеродный зеленый рост».

Президент Ли Мен Бак и его администрация выработали план «зеленого роста», направленный на развитие «зеленой» инфраструктуры и экономического роста за счет сокращения использования ископаемого топлива, но при этом рассматривалась взаимосвязь между ростом и выбросами углерода на устойчивой основе. Расширение ядерной энергетики является ключевой частью плана «зеленого роста», направленного на снижение зависимости от ископаемых видов топлива и уменьшение зависимости страны от импорта. Помимо установления курса на «зеленую экономику», ожидалось, что план «зеленого роста» позволит значительно увеличить рост экономики [4].

Для более эффективной реализации стратегии «низкоуглеродного зеленого роста» в июле 2009 года была разработана «Национальная стратегия зеленого роста», которая была создана с целью реализации различными правительственными организациями, промышленностью и гражданским обществом, что позволило бы распространить идеи «зеленой экономики» в массах. Кроме того, в 2010 году был официально опубликован «Закон о низкоуглеродном зеленом росте». Смысл этого закона заключался в предоставлении возможность правительству провести политику «зеленого роста». В краткосрочной перспективе действуют пятилетние планы по реализации «зеленого роста», в рамках которых правительство будет ежегодно выделять около 2% ВВП на реализацию планов и проектов зеленого роста. Эти планы и проекты включают строительство различных экологичных инфраструктур и расходы на исследования и разработку «зеленых» технологий [5].

Так, квинтэссенцией политики установления «зеленой экономики» во время президентствования Ли Мен Бака стал «Проект по обслуживанию четырех крупных рек» по улучшению бассейнов четырех крупных рек Кореи, а именно рек Ханган, Нактонган, Кымган и Йонсанган. Проект был выдвинут в качестве основы «зеленого роста» и был призван стимулировать экономику за счет оживления строительной отрасли, а также предотвратить ущербы от паводков, охранять водные ресурсы, улучшить качество воды, создать прибрежные комплексные пространства и поощрять региональное развитие. Впервые в истории Республики Корея правительство занялось будущим имиджем содействия развитию технологий сокращения выбросов парниковых газов и приняло вышеупомянутый «Закон о низкоуглеродном зеленом росте».

Рис. 1. Выбросы парниковых газов в процентах [6]

Однако экономика страны росла умеренными темпами, а выбросы парниковых газов также продолжали увеличиваться. Более того, из графика выбросов парниковых газов видно, что в 2010 году национальные выбросы парниковых газов подскочили более чем на 6% по сравнению с предыдущим. Поскольку бывший президент Ли был приговорен к тюремному заключению за растрату средств и взяточничество и заключен в тюрьму, считалось, что жизнеспособность «зеленого роста» иссякла.

План «зеленого роста» также не смог добиться значительного экономического развития. Одним из основных компонентов «зеленого роста» является цель создания рабочих мест, но не было никаких показателей или отчетов о создании рабочих мест. План «зеленого роста» критикуют также из-за того, что финансировались не проекты по реализации «зеленой инфраструктуры», а на обычные строительные проекты, к которым также относили «Проект по обслуживанию четырех крупных рек».

Администрация Ли Мен Бака рассматривала возможности «зеленой экономики» как возможность быстро улавливать подстроиться под изменения в международном сообществе. Из-за нерациональной стратегии результатом «Проекта по обслуживанию четырех крупных рек» также стал провал. «Проект по обслуживанию четырех крупных рек» находится в процессе свертывания. В 2017 году было выявлено, что президент Ли Мен Бак недостаточно вмешивался в дела проекта, пустив его на самотек, обнаружилось несоответствие стандартам качества воды, также при создании проекта скрывалась информация о рисках, таких как водоросли, по приказу Ли Мен Бака.

Следующий президент Пак Кын Хе выступала за «креативную экономику» для экономического роста страны, а не за «зеленый рост» и также редко использовала сам термин. Он перестал быть главным приоритетом, и был перенесен в огромное количество областей политики, потеряв свою жизнеспособность. ОЭСР в 2017 году установила, что меры Южной Кореи по сокращению выбросов парниковых газов были недостаточными, а «зеленый» рост регрессировал [7]. Тем не менее, 111 из 330 проектов «креативной экономики» (33,6%) можно было квалифицировать как проекты «зеленого роста» предыдущего правительства: 94 проекта были идентичны проектам «зеленого роста», включая их названия и содержание, а 17 проектов изменили только названия [8]. Другими словами, даже под видом мер «креативной экономики» осуществлялись проекты «зеленого роста».

Однако установление «зеленой экономики» как национальной политики привлекла внимание при администрации Мун Чжэ Ина. Именно из-за бушующей в 2019 году пандемии коронавируса, когдв мировое сообщество начало переориентироваться на «зеленый рост» для борьбы с COVID-19 и климатическим кризисом, а также для способствования экономическому росту. В 2020 году президент Мун объявил о политике «Зеленый новый курс», которая является эталоном европейского «Зеленого курса», и заявил, что к 2050 году будет достигнута углеродная нейтральность [1]. Инициатива «зеленого курса» Муна помог вывести южнокорейскую экономику на экологичный и справедливый путь к восстановлению. Однако долгосрочный характер этой экономической политики означает, что будет практически невозможно оценить ее результаты до того, пока они не будут реализованы к 2050 году.

Сосредоточившись на «зеленом росте», правительство Мун Чжэ Ина стремилось стимулировать экономику замкнутого цикла, увеличить долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе, сократить выбросы газа и развивать «зеленую» инфраструктуру и промышленность, что схоже с политикой президента Ли Мен Бака. Эти инициативы направлены на долгосрочную перспективу и должны быть сохранены при смене президентов. В отличие от проектов времен Ли Мен Бака, администрация Мун Чжэ Ина проложила путь к тому, чтобы Республика Корея действительно перешла к более экологичной модели экономического роста. Все же стоит отметить недостаток «Зеленого нового курса», который заключается в его нехватке финансировании: выделяется только 65 млрд. долл. США на сокращение выбросов углекислого газа примерно на 12 млн. тонн к 2025 году, что соответствует примерно 5 000 долл. США за тонну [2].

Одним из главных камней преткновения на пути общего энергетического перехода страны является то, что Республика Корея сосредоточилась исключительно на быстром экономическом росте. Почти полный импорт ископаемого топлива был ключевой частью этого экономического успеха страны в прошлом. Республика Корея также является крупным игроком в продвижении ископаемых видов топлива по всему миру. До недавнего времени она финансировала угольные электростанции, особенно в Юго-Восточной Азии. На верфях страны также производятся многие суда, перевозящие ископаемое топливо. Учитывая мощь интересов ископаемого топлива, неудивительно, что Республика Корея имеет столь низкие показатели по включению возобновляемых источников энергии в общее производство электроэнергии. В 2021 году доля возобновляемых источников энергии в Южной Корее составляло всего 12,5% [9], когда Средний показатель для стран ОЭСР составляет более 30% [10], а у ближайших Японии и Китая этот показатель приближается к 20% [11].

Сегодня страна пытается определить альтернативный подход к экономическому успеху и альтернативную энергетическую политику. Энергетическая политика администрации Мун Чжэ Ина, которая напрямую касается углеродной нейтральности, продвигалась под такими названиями, как «возобновляемая энергия 3020» или «преобразование энергии» и политика «углеродной нейтральности». Как указано в репрезентативных названиях политики, цели и основное содержание энергетической политики заключаются в одновременном поэтапном отказе от угля и ядерной энергии, чтобы к 2030 году достичь 20% доли производства возобновляемой энергии вместо сокращенного использования угля или атомной энергетики. В конечном счете, эти меры должны достичь углеродной нейтральности к 2050 году [1].

Несмотря на положительные намерения и общей политической направленности на экологичность, которая начала особенно поддерживаться в южнокорейском обществе благодаря президенту Муну, политик «углеродной нейтральности» нельзя сказать, что она не имеет недостатков. В свою очередь эти противоречия могут негативно сказаться на экономику страны в будущем. Во-первых, поскольку атомная энергетика остается самым дешевым видом производства электроэнергии в Республике Корее, любой внезапный отказ от нее приведет к скачку цен на электроэнергию. Это может оказать негативное влияние на энергоемкие отрасли промышленности, такие как сталелитейная, которые продолжают играть важную роль в экономике страны.

Во-вторых, если Республика Корея хочет сохранить свою энергетическую безопасность при одновременном сокращении выбросов парниковых газов, она вряд ли сможет полагаться исключительно на природный газ и возобновляемые источники без атомной энергии. Страна столкнулась с проблемой увеличения импорта газа из России, что не кажется идеальной стратегией, учитывая растущую политическую напряженность между Россий ближайшим союзником Южной Кореи – США.

В отличие от Мун Чжэ Ина, новый президент Юн Сок Ель поддерживает использование атомной энергии. Ожидается, что президент Юн будет проводить политику, отличную от политики правительства Мун Чжэ Ина в области климата и энергетики. С момента вступления в должность президент Юн подтвердил, что его правительство поддерживает энергетический переход Республики Кореи и ключевые отрасли промышленности, такие как водородная и основные минералы, несмотря на первоначальные опасения по поводу его предвыборной риторики о том, что возобновляемая энергия не имеет смысла. Правительство Юна выдвинуло концепцию «углеродно-нейтрального и зеленого роста», а также подробную стратегию продвижения для достижения «углеродной нейтральности» к 2050 году. План состоит в том, чтобы создать «Комитет по углеродно-нейтральному зеленому росту» и продвигать использование ядерной энергии и технологических инноваций для достижения «углеродно-нейтральной», глобальной ключевой нации [12].

Стратегия содействия углеродно-нейтральному зеленому росту отличается от политики предыдущего правительства тем, что она сосредоточена на разработке конкретных и действенных планов и практикует углеродную нейтральность под руководством частного сектора и местных органов власти. В частности, планируется повысить осуществимость политики за счет разумного сокращения выбросов парниковых газов на основе сбалансированного энергетического баланса, такого как расширение атомных электростанций и гармония с возобновляемыми источниками энергии, а также прозрачной и систематической регулярной системы управления реализацией.

В области «зеленой экономики» можно найти две национальные задачи, которые выработала администрация Юн Сок Еля. Они состоят в том, чтобы создать основу для создания рабочих мест путем обеспечения энергетической безопасности, создания новых энергетических отраслей и новых рынков, а также модернизации ключевых отраслей, таких как обрабатывающая промышленность.

Выводы

Таким образом, проанализировав подходы разных президентов к «зеленому росту», можно сделать вывод, что в текущей трактовке стратегии «зеленого роста» Республики Корея имеет впечатляющие цели и демонстрационные проекты, но она больше ориентирована на экономический рост и национальную промышленную конкурентоспособность, чем на действительно «зеленый» план для корейской экономики и общества. Более того, стоит отметить недостаточный контроль за соблюдением протоколов проектов, а также недостаточность их финансирования.

Политика «зеленого роста» требует иного подхода, сочетающего соображения энергоэффективности и безопасности с низкоуглеродными и низкозагрязняющими системами, а также приверженности справедливости и демократическому участию общества. Несмотря на то, что при Мун Чжэ Ине на методы «зеленого роста» обратили именно из-за общественных настроений, граждане высказывают недовольство текущим положением дел. Подходы в энергетическом секторе, такие как повышение эффективности, внедрение возобновляемых источников энергии, использование децентрализованных энергетических систем и расширение участия людей в принятии решений в области энергетики и эксплуатации энергетических систем, могут сочетаться с другими подходами, такими как изменение землепользования для содействия более сбалансированному и менее затратному землепользованию, увеличение производства и использования местных продуктов питания и изменение образа жизни, в то время как правительство страны фокусируется в основном на «денуклеаризации».

Администрация Юна должна стремиться к укреплению позиции Кореи как страны-лидера в области климатической политики. В частности, Республика Корея должна пересмотреть направление своей «политики зеленого роста» с учетом решение проблемы изменения климата и управление биоразнообразием и экосистемными услугами.

Список литературы

1. Джин, Сан Хен. Политика правительства Мун Чжэ Ина в области энергетического перехода: упор на обещание покончить с атомной энергетикой и углем / Сан Хен Джин – Текст: электронный // 한국학술지인용색인 Korea Citation Index: сайт. – 2021 – 5 окт. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002762636 (дата обращения: 22.01.2024). – Режим доступа: открытый. – Текст: электронный.

2. Чхве, Бенду. Ценности и стратегии устойчивого экологического общества «Зеленый переход» / Чхве Бенду, Ку Дован, Ким Суджин – Издательство Академии Ханул, 2021. – С. 528. – ISBN 978-89-460-7231-2 93300. – Текст: непосредственный.

3. GDP (current US$) Korea, Rep. // World Bank: сайт. – URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=KR (дата обращения: 22.01.2024).

4. Jones, S. Korea’s Green Growth Strategy: Mitigating Climate Change and Developing New Growth Engines / Randall S. Jones. – Текст: электронный // OECD library: сайт. – 2011. – 29 авг. – URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5kmbhk4gh1ns-en.pdf?expires=1674845227&id=id&accname=guest&checksum=A00CDF4DBB28E954960DB5A13175C0CE (дата обращения: 22.01.2024).

5. Oh, D. Green Finance in the Republic of Korea: Barriers and Solutions / Deokkyo Oh, Sang-Hyup Kim. – Текст: электронный //Asian Development Bank Institute: сайт. – 2018. – 7 нояб. – URL: https://www.adb.org/publications/green-finance-korea-barriers-and-solutions (дата обращения: 22.01.2024).

6. CO2 emissions (kt) – Korea, Rep. // World Bank сайт. – URL: https://data.worldbank.org/indicator/EN.ATM.CO2E.KT?locations=KR (дата обращения: 22.01.2024).

7. OECD (2017), OECD Environmental Performance Reviews: Korea 2017 // OECD library: сайт. – 2017. – URL: https://read.oecd-ilibrary.org/environment/oecd-environmental-performance-reviews-korea-2017_9789264268265-en#page15 (дата обращения: 22.01.2024).

8. Lee, K.Y. (2014). A Study on Assignment Legislation of Transformation on Green Growth / K.Y. Lee – Text: direct // The Journal of Law. – Vol. 22, №. 3, С. 159-181.

9. Ки, Мин-до. Правительство снижает долю выработки новой и возобновляемой энергии к 2030 году до 21,6%. // 한겨레: сайт. – Сеул, 2022. – URL: https://www.hani.co.kr/arti/society/environment/1065687.html (дата обращения: 22.01.2024). – Режим доступа: открытый. – Текст: электронный.

10. OECD (2023), Renewable energy (indicator) // OECD data: сайт. – 2023. – URL: https://data.oecd.org/energy/renewable-energy.htm (дата обращения: 22.01.2024).

11. Share of renewable energy in electricity production in China and Japan from fiscal year 2012 to 2021 // Statista: сайт. – 2023. – URL: https://www.statista.com/statistics/745908/china-&-japan-share-of-renewables-in-electricity-production (дата обращения: 22.01.2024).

12. Правительство Юна объявляет о концепции и стратегии продвижения углеродно-нейтрального зеленого роста // 대한민국 정책브리핑: сайт. – Сеул, 2022. – URL: https://www.korea.kr/docViewer/skin/doc.html?fn=15bebcd6294fa31559795ffd589dd3fd&rs=/docViewer/result/2022.10/26/15bebcd6294fa31559795ffd589dd3fd (дата обращения: 26.01.2024). – Режим доступа: открытый. – Текст: электронный.

References

1. Dzhin, San Hen. Politika pravitel'stva Mun Chzhje Ina v oblasti jenergeticheskogo perehoda: upor na obeshhanie pokonchit' s atomnoj jenergetikoj i uglem / San Hen Dzhin – Tekst: jelektronnyj // 한국학술지인용색인 Korea Citation Index: sajt. – 2021 – 5 okt. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002762636 (data obrashhenija: 22.01.2024). – Rezhim dostupa: otkrytyj. – Tekst: jelektronnyj.

2. Chhve, Bendu. Cennosti i strategii ustojchivogo jekologicheskogo obshhestva “Zelenyj perehod” / Chhve Bendu, Ku Dovan, Kim Sudzhin – Izdatel'stvo Akademii Hanul, 2021. – S. 528. – ISBN 978-89-460-7231-2 93300. – Tekst: neposredstvennyj.

3. GDP (current US$) Korea, Rep. // World Bank: sajt. – URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=KR (data obrashhenija: 22.01.2024).

4. Jones, S. Korea’s Green Growth Strategy: Mitigating Climate Change and Developing New Growth Engines / Randall S. Jones. – Tekst: jelektronnyj // OECD library: sajt. – 2011. – 29 avg. – URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5kmbhk4gh1ns-en.pdf?expires=1674845227&id=id&accname=guest&checksum=A00CDF4DBB28E954960DB5A13175C0CE (data obrashhenija: 22.01.2024).

5. Oh, D. Green Finance in the Republic of Korea: Barriers and Solutions / Deokkyo Oh, Sang-Hyup Kim. – Tekst: jelektronnyj //Asian Development Bank Institute: sajt. – 2018. – 7 nojab. – URL: https://www.adb.org/publications/green-finance-korea-barriers-and-solutions (data obrashhenija: 22.01.2024).

6. CO2 emissions (kt) – Korea, Rep. // World Bank sajt. – URL: https://data.worldbank.org/indicator/EN.ATM.CO2E.KT?locations=KR (data obrashhenija: 22.01.2024).

7. OECD (2017), OECD Environmental Performance Reviews: Korea 2017 // OECD library: sajt. – 2017. – URL: https://read.oecd-ilibrary.org/environment/oecd-environmental-performance-reviews-korea-2017_9789264268265-en#page15 (data obrashhenija: 22.01.2024).

8. Lee, K.Y. (2014). A Study on Assignment Legislation of Transformation on Green Growth / K.Y. Lee – Text: direct // The Journal of Law. – Vol. 22, №. 3, С. 159-181.

9. Ki, Min-do. Pravitel'stvo snizhaet dolju vyrabotki novoj i vozobnovljaemoj jenergii k 2030 godu do 21,6%. // 한겨레: sajt. – Seul, 2022. – URL: https://www.hani.co.kr/arti/society/environment/1065687.html (data obrashhenija: 25.01.2023). – Rezhim dostupa: otkrytyj. – Tekst: jelektronnyj.

10. OECD (2023), Renewable energy (indicator) // OECD data: sajt. – 2023. – URL: https://data.oecd.org/energy/renewable-energy.htm (data obrashhenija: 22.01.2024).

11. Share of renewable energy in electricity production in China and Japan from fiscal year 2012 to 2021 // Statista: sajt. – 2023. – URL: https://www.statista.com/statistics/745908/china-&-japan-share-of-renewables-in-electricity-production (data obrashhenija: 22.01.2024).

12. Pravitel'stvo Juna ob#javljaet o koncepcii i strategii prodvizhenija uglerodno-nejtral'nogo zelenogo rosta // 대한민국 정책브리핑: sajt. – Seul, 2022. – URL: https://www.korea.kr/docViewer/skin/doc.html?fn=15bebcd6294fa31559795ffd589dd3fd&rs=/docViewer/result/2022.10/26/15bebcd6294fa31559795ffd589dd3fd (data obrashhenija: 22.01.2024). – Rezhim dostupa: otkrytyj. – Tekst: jelektronnyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.