Научная статья на тему 'РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное энергетическое сотрудничество / Республика Корея / энергетическая безопасность / возобновляемые источники энергии / низкоуглеродная энергетика / international energy cooperation / Republic of Korea / energy security / renewable energy / low-carbon energy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Огородникова Анастасия Александровна

В статье рассматривается международная деятельность Республики Корея в рамках системы глобального энергетического сотрудничества. Основное внимание уделяется взаимодействию страны с профильными межправительственными организациями (Международное энергетическое агентство (IEA), Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA)) и форматам стратегического двустороннего партнерства Кореи с государствами Персидского залива – ведущими экспортерами энергоносителей в мире, в частности Саудовской Аравией, ОАЭ и Катаром. Соответствующую международную деятельность автор вписывает в контекст перехода Кореи к низкоуглеродной энергетике, призванного снизить зависимость страны от импорта энергоносителей и обеспечить выполнение ряда национальных экологических задач. В заключение отмечается, что на современном этапе Республика Корея, реализуя политику «Нового зеленого курса», успешно сочетает форматы многостороннего и двустороннего энергетического диалога в интересах национального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Огородникова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPUBLIC OF KOREA IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL ENERGY COOPERATION

The article considers the international activities of the Republic of Korea within the system of global energy cooperation. The main attention is paid to the country's interaction with specialized intergovernmental organizations (International Energy Agency (IEA), International Renewable Energy Agency (IRENA)) and the formats of Korea's strategic bilateral partnership with the Gulf States – the world's leading energy exporters, in particular Saudi Arabia, UAE and Qatar. The author places these international activities in the context of Korea's low-carbon energy transition, which is designed to reduce the country's dependence on energy imports and meet a number of national environmental objectives. In conclusion, it is noted that at the present stage the Republic of Korea, implementing the policy of the “Green New Deal”, successfully combines the formats of multilateral and bilateral energy dialog in the interests of national development.

Текст научной работы на тему «РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Введение

В настоящее время глобальный рынок энергоносителей претерпевает существенные изменения, связанные с ростом геополитической напряженности в отдельных регионах мира. Вследствие этого все большее число стран признает важность диверсификации своих внешнеэкономических связей и усиления межгосударственного диалога в сфере энергетики как в рамках двусторонних форматов, так и на площадках профильных международных межправительственных организаций.

Под влиянием этих процессов и некоторых глобализационных тенденций энергетический ландшафт мира трансформируется в сторону формирования системы международного энергетического сотрудничества – совокупности межгосударственных и международных соглашений, инициатив и программ, а также создания новых энергетических институтов [1, С. 81]. Данная система призвана способствовать взаимодействию стран для решения ряда важных задач, таких как усиление энергетической безопасности на региональном и глобальном уровне, смягчение последствий климатических изменений, обеспечение эффективного и устойчивого развития.

Международные энергетические институты и Республика Корея

В результате энергетического кризиса 1973 года, который затронул все мировое сообщество, многие страны приняли новый энергетический курс, ставший в дальнейшем ключевым элементом их внешней политики. Основной целью данного направления стало обеспечение национальной энергетической безопасности. Под обеспечением энергетической безопасности в данном случае понимается долговременное, прочное и экономически эффективное обеспечение государств различными видами энергии, способствующее устойчивому экономическому и социальному развитию на глобальном уровне при минимальном экологическом ущербе [2, С. 9].

Промышленно развитые страны, в число которых входят Республика Корея, Китай, США, Япония, Индия и другие, являющиеся основными потребителями и импортерами энергоносителей, объединены в рамках нескольких энергетических институтов. Примером соответствующей диалоговой площадки может выступать Международное энергетическое агентство (IEA) – межправительственная организация, которая формирует аналитические данные по всемирному энергетическому сектору и стремится координировать энергетическую политику государств-членов [3]. Как международный энергетический институт, взаимосвязанный с Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), IEA было создано для предотвращения мировых энергетических кризисов, обеспечения надежных поставок энергии и повышения энергоэффективности. Стремясь обеспечить безопасность энергоснабжения страны, Республика Корея присоединилась к IEA в 2002 году. Благодаря этому стратегическому шагу Корея получила возможность принимать эффективные решения в сфере энергетики, основываясь на анализе комплексных данных и практических рекомендациях, полученных от агентства. Кроме того, как участник IEA Южная Корея также имеет возможность обмениваться опытом с другими странами, получать доступ к передовым технологиям и продвигать свои интересы в области международной энергетической политики.

Следует отметить, что в настоящее время роль IEA в системе международного энергетического сотрудничества возросла и охватывает не только энергетику, связанную с использованием традиционных источников, таких как нефть, уголь и природный газ, но и более экологичные виды возобновляемой энергии (гидроэнергию, солнечную энергию, энергию ветра, геотермальную энергию), биотопливо, ядерную энергию и водород [3]. Сотрудничество Кореи и IEA по вопросам использования альтернативных видов энергии привело к разработке проекта по реформированию рынка электроэнергии для достижения “Net zero emissions”. Целью данного проекта в первую очередь является анализ усовершенствований структуры рынка для реализации нулевых выбросов в энергетическом секторе Кореи в соответствии с долгосрочными целями страны по декарбонизации [4].

Ввиду того, что проблема изменения климата в XXI в. привлекает все большее внимание, IEA активно сотрудничает с Международным агентством по возобновляемым источникам энергии (IRENA). В силу того, что IRENA является первой международной организацией, которая уделяет внимание исключительно регенеративной энергетике, основной задачей агентства является внедрение и использование возобновляемых источников энергии среди промышленно развитых и развивающихся стран [5]. Республика Корея, как страна, заинтересованная в развитии возобновляемой энергетики, активно сотрудничает с IRENA для поддержки исследований и разработок технологий возобновляемой энергетики. В рамках этого сотрудничества Корейский институт экономики энергетики (KEEI) установил партнерские отношения с IRENA для изучения трансграничного обмена энергией и его влияния на переход к более чистым источникам энергии в Северо-Восточной Азии. Поскольку Корея, также как Китай и Япония, заинтересована в низкоуглеродной энергетике, совместное исследование двух институтов показало, что регион обладает значительным потенциалом для развития неисчерпаемых источников энергии и служит доказательством того, что оптимизация производства и распределение энергии приведет к сокращению выбросов и поспособствует повышению энергетической безопасности [6].

Помимо развития двустороннего партнерства, Международное агентство по возобновляемым источникам энергии также обеспечивает платформу для сотрудничества между странами-участниками, в результате которого происходит обмен знаниями в области технологий альтернативной энергетики [4]. Подтверждением этого служит совместная деятельность Китая и Кореи в рамках выдвинутой IRENA инициативы «Коридор чистой энергии» о развитии технологий солнечной и ветровой энергии. В контексте данного сотрудничества страны финансируют проекты по строительству солнечных и ветряных электростанций в NEA, а также работают над созданием взаимосвязанных энергосистем, что благотворно влияет на энергетическую безопасность и облегчает доступ к чистой и доступной электроэнергии [7].

Таким образом, Республика Корея, взаимодействуя с международными энергетическими институтами IEA и IRENA, играет важную роль в продвижении возобновляемой энергетики и развитии комплексного международного сотрудничества в сфере энергетики посредством реализации совместных проектов и исследований.

Республика Корея и система межгосударственного энергетического диалога

Республика Корея принадлежит к группе новых индустриальных стран (НИС), энергетический сектор которых в значительной степени зависит от импорта энергоносителей. Согласно данным, опубликованным консалтинговым агентством “Enerdata” в ежегодном сборнике «Мировая энергетическая и климатическая статистика», в 2022 году Корея являлась восьмым по величине импортером первичной энергии [8], что обусловлено недостаточным количеством природных ресурсов внутри страны. Указанный фактор делает экономику страны чувствительной к росту цен на энергоносители и перебоям в поставках.

В соответствии с глобальными трендами на «зеленую экономику» и «углеродную нейтральность» в 2020 году администрацией бывшего Президента Республики Корея Мун Чже Ина была выдвинута инициатива «Нового зеленого курса» – долгосрочная стратегия по достижению индикаторов углеродной нейтральности к 2050 году [9, С. 21]. В настоящий момент действующее правительство РК уделяет приоритетное внимание развитию инноваций, которые позволят ускорить переход к низкоуглеродной энергетике, а также ставит амбициозные цели по увеличению возобновляемой электроэнергии до 20 % к 2030 году и до 30-35 % к 2040 году [10, С. 150]. Сеул продолжает предпринимать шаги по диверсификации поставок энергоносителей и повышению энергетической безопасности, однако для поддержки национальных отраслей промышленности, которые являются драйвером роста экономики страны, предпринимаемых действий оказывается недостаточно. По данным Управления энергетической информации, в 2022 году наиболее используемыми источниками энергии в Республике Корея были нефть, уголь и природный газ, на долю которых суммарно приходилось более 85 % общего потребления первичной энергии [11].

Основными стратегическими партнерами Кореи в сфере энергетики являются страны Персидского залива, в частности Королевство Саудовская Аравия (КСА), Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Катар. Импорт сырой нефти и сжиженного природного газа (СПГ) в РК из региона Ближнего Востока составляет 73,5 % и 40 % импорта соответственно [12].

Ключевым партнером Республики Корея на Ближнем Востоке, по данным Корейской ассоциации международной торговли, является Королевство Саудовская Аравия (КСА). В 2022 году более 30 % импорта нефти пришлось на долю КСА [13]. Помимо этого Южная Корея продолжает укреплять отношения с Саудовской Аравией как один из ее ключевых партнеров в реализации национальной политики “Vision 2030”, направленной на снижение зависимости экономики КСА от нефтяной отрасли. В 2022 году лидеры стран (бывший Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин и де-факто правитель Саудовской Аравии наследный принц Мухаммед ибн Салман Аль Сауд) на «Инвестиционном форуме Саудовской Аравии и Кореи по интеллектуальным инновациям и росту» пришли к соглашению о строительстве водородной экосистемы. Также были подписаны соглашения между саудовским Aramco и южнокорейскими KEPCO, S-Oil, POSCO, Hyundai Oilbank, H2Korea и LOTTE Fine Chemical о совместных исследованиях в возобновляемой энергетики и переработки аммиака в водород [14]. В октябре 2023 года во время двустороннего инвестиционного форума между Корейской национальной нефтяной корпорацией (KNOC) и Saudi Aramco был заключено соглашение о создании совместного резерва сырой нефти в размере 5,3 миллиона баррелей на базе хранения KNOC в городе Ульсан. По условиям данного соглашения Южная Корея будет иметь приоритетные права на покупку нефти в случае перебоев в спросе и предложении на рынке сырой нефти [15].

Сеул также устанавливает прочные стратегические отношения с Абу-Даби, который является третьим по величине поставщиком сырой нефти среди стран Ближнего Востока, на что указывают данные, приведенные в таблице.

Таблица 1

Импорт сырой нефти Республики Корея из стран Ближнего Востока (единица измерения: млн баррелей) [16]

Страна-экспортер Январь–Сентябрь 2022 год Январь–Сентябрь 2023 год Изменение (%)

Саудовская Аравия 263,35 265,51 ↑ 0,82

Кувейт 91,72 84,30 ↓ 8,10

ОАЭ 63,22 78,17 ↑ 23,65

Ирак 64,88 64,92 ↑ 0,06

Катар 38,24 57,75 ↑ 51,02

Обе страны укрепляют сотрудничество по ключевым вопросам энергетической сферы, а именно мирной атомной энергетике и чистой энергетике. В январе 2023 года странами был организован саммит, в результате которого лидеры стран договорились о создании Всеобъемлющего стратегического энергетического партнерства для укрепления сотрудничества в ключевых энергетических секторах, включая нефть и СПГ, стратегические запасы сырой нефти, возобновляемые источники энергии, водород и его побочные продукты [17].

Помимо нефти, как энергетический ресурс для Республики Корея, представляет важность СПГ, одним из основных поставщиком которого является Катар. Реализуя стратегию «Нового зеленого курса» и переход к более чистым энергоносителям, правительство Южной Кореи установило прочные связи с Катаром. Так, с 2013 года и по настоящее время страны подписали несколько договоров о поставках СПГ, которые сыграли важную роль в сотрудничестве Кореи и Катара в сфере энергетики. В качестве примера устойчивых двусторонних отношений выступает соглашение между Корейской газовой корпорацией (KOGAS) и Qatar Petroleum (QatarEnergy), подписанное в 2021 году при сроке действия 20 лет. В соответствии с условиями данного контракта QatarEnergy будет ежегодно поставлять KOGAS 2 млн тонн СПГ, начиная с января 2025 года, после окончания предыдущего долгосрочного договора между двумя компаниями [18].

Несмотря на то, что Ближневосточный регион играет значительную роль в энергетическом секторе страны с точки зрения импорта нефти и СПГ, Южная Корея укрепляет сотрудничество в области энергетики, в том числе ядерной, с США. В апреле 2023 года стороны подписали 13 соглашений с целью проведения совместных исследований и разработок, связанных в первую очередь с секторами экологичной энергетики. В их число вошли соглашение о совместном продвижении чистых месторождений по улавливанию и хранению водорода и углерода между Exxon Mobil и SK Materials; соглашение о содействии производству чистого аммиака и низкоуглеродистых материалов между Exxon Mobil и Korea National Oil Corp [19].

Заключение

Результатом глобальных изменений рынка энергоресурсов в первые десятилетия XXI в. стало формирование системы международного энергетического сотрудничества. Республика Корея, являясь одной из стран, вовлеченных в этот трансформационный процесс и осознающих важность перехода к низкоуглеродной энергетике, реализует свою стратегию «Нового зеленого курса» в рамках многостороннего и двустороннего международного диалога, преимущественно со своими основными стратегическими партнерами в данном секторе. Однако Корея все еще нуждается в крупномасштабном импорте энергоносителей до момента достижения целей, обозначенных во внешнеполитическом курсе страны, в чем мы могли убедиться, используя статистические данные международных энергетических организаций. В связи с этим Корея сочетает разные подходы, предпринимая усилия по укреплению национальной энергетической безопасности и переходу к альтернативным источникам энергии, одновременно с установлением надежного партнерства с ведущими странами-экспортерами традиционных источников энергии.

Список литературы

1. Исаков, И.И. Энергетическое сотрудничество государств в рамках международных организаций (институтов) / И.И. Исаков – Текст: непосредственный // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. – 2010. – №2. – С. 81-85.

2. Жизнин, С.З. Российская энергетическая дипломатия и международная энергетическая безопасность (геополитика и экономика) / С.З. Жизнин. – Текст: непосредственный // Балтийский регион. – 2010. – № 1. – С. 8-21.

3. International Energy Agency // IEA [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/energy-system (дата обращения: 21.11.2023).

4. Reforming Korea's Electricity Market for Net Zero Report Launch // IEA [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/events/reforming-korea-s-electricity-market-for-net-zero-report-launch (дата обращения: 21.11.2023).

5. International Renewable Energy Agency // IRENA [Электронный ресурс]. URL: https://www.irena.org/ (дата обращения: 21.11.2023).

6. Renewable Energy and Electricity Interconnections for a Sustainable Northeast Asia // IRENA [Электронный ресурс]. URL: https://www.irena.org/Publications/2021/May/Renewable-Energy-and-Electricity-Interconnections-for-a-Sustainable-Northeast-Asia (дата обращения: 21.11.2023).

7. Chung, H.J. Energy Cooperation Between China and South Korea in the Context of “Carbon Neutrality”: A Focus on New and Renewable Energy / Hae Jo Chung, Liekai Bi. – Текст: непосредственный // Journal of Global and Area Studies. – 2023. – № 7 (2). – С. 33-54.

8. Yearbook 2023 // World Energy and Climate Statistics [Электронный ресурс]. URL: https://yearbook.enerdata.net/crude-oil/crude-oil-balance-trade-data.html (дата обращения: 21.11.2023).

9. Минаев, А.П. Политика «углеродной нейтральности» Республики Корея / А. П. Минаев, Я. В. Агафонова – Текст: непосредственный // Восточный альманах : сборник научных статей. – 2022. – №6. – С. 20-34.

10. Роженцева, М.И. Энергетическое будущее Кореи за альтернативными источниками энергии / М.И. Роженцева – Текст: непосредственный // Корееведение в России: направление и развитие. – 2022. – №3. – С. 148-152.

11. SOUTH KOREA // U.S. Energy Information Administranion [Электронный ресурс]. URL: https://www.eia.gov/international/data/country/KOR (дата обращения: 21.11.2023).

12. Fossil fuels in South Korea – Statistics & Facts // Statista [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/topics/10651/fossil-fuels-in-south-korea/#topicOverview (дата обращения: 21.11.2023).

13. Services // Aramco Korea [Электронный ресурс]. URL: https://korea.aramco.com/en/creating-value/service (дата обращения: 21.11.2023).

14. Aramco signs 10 agreements during Saudi-Korean Investment Forum // Aramco [Электронный ресурс]. URL: https://www.aramco.com/en/news-media/news/2022/aramco-signs-10-agreements-during-saudi-korean-investment-forum (дата обращения: 21.11.2023).

15. Aramco Asia Korea joined to support the signing of 5 agreements with leading Korean companies during Saudi-Korean Investment Forum // Aramco Korea [Электронный ресурс]. URL: https://korea.aramco.com/en/news-media/news/2023/saudi-korean-investment-forum (дата обращения: 21.11.2023).

16. Oil Information // Korea National Oil Corporation [Электронный ресурс]. URL: https://www.knoc.co.kr/ENG/sub03/sub03_6_2.jsp (дата обращения: 21.11.2023).

17. Results of Korea-UAE Summit // Office of the President Republic of Korea [Электронный ресурс]. URL: https://eng.president.go.kr/briefing/Wa3NVDGx?page=11 (дата обращения: 21.11.2023).

18. South Korea signs 20-year LNG deal with Qatar // Nasdaq [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasdaq.com/articles/south-korea-signs-20-year-lng-deal-with-qatar-2021-07-12 (дата обращения: 21.11.2023).

19. 한-미국 SMR•청정수소 MOU 13건 // 경제외교 활용포털 [Электронный ресурс]. URL: https://president.globalwindow.org/kz.info.MouDetail.do?mou_seq=1533 (дата обращения: 21.11.2023).

References

1. Isakov, I.I. Jenergeticheskoe sotrudnichestvo gosudarstv v ramkah mezhdunarodnyh organizacij (institutov) / I.I. Isakov – Tekst: neposredstvennyj // Vestnik RUDN. Serija: Juridicheskie nauki. – 2010. – №2. – S. 81-85.

2. Zhiznin, S.Z. Rossijskaja jenergeticheskaja diplomatija i mezhdunarodnaja jenergeticheskaja bezopasnost' (geopolitika i jekonomika) / S.Z. Zhiznin. – Tekst: neposredstvennyj // Baltijskij region. – 2010. – № 1. – S. 8-21.

3. International Energy Agency // IEA [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.iea.org/energy-system (data obrashhenija: 21.11.2023).

4. Reforming Korea's Electricity Market for Net Zero Report Launch // IEA [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.iea.org/events/reforming-korea-s-electricity-market-for-net-zero-report-launch (data obrashhenija: 21.11.2023).

5. International Renewable Energy Agency // IRENA [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.irena.org/ (data obrashhenija: 21.11.2023).

6. Renewable Energy and Electricity Interconnections for a Sustainable Northeast Asia // IRENA [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.irena.org/Publications/2021/May/Renewable-Energy-and-Electricity-Interconnections-for-a-Sustainable-Northeast-Asia (data obrashhenija: 21.11.2023).

7. Chung, H.J. Energy Cooperation Between China and South Korea in the Context of “Carbon Neutrality”: A Focus on New and Renewable Energy / Hae Jo Chung, Liekai Bi. – Tekst: neposredstvennyj // Journal of Global and Area Studies. – 2023. – № 7 (2). – S. 33-54.

8. Yearbook 2023 // World Energy and Climate Statistics [Jelektronnyj resurs]. URL: https://yearbook.enerdata.net/crude-oil/crude-oil-balance-trade-data.html (data obrashhenija: 21.11.2023).

9. Minaev, A.P. Politika “uglerodnoj nejtral'nosti” Respubliki Koreja / A. P. Minaev, Ja. V. Agafonova – Tekst: neposredstvennyj // Vostochnyj al'manah : sbornik nauchnyh statej. – 2022. – №6. – S. 20-34.

10. Rozhenceva, M.I. Jenergeticheskoe budushhee Korei za al'ternativnymi istochnikami jenergii / M.I. Rozhenceva – Tekst: neposredstvennyj // Koreevedenie v Rossii: napravlenie i razvitie. – 2022. – №3. – S. 148-152.

11. SOUTH KOREA // U.S. Energy Information Administranion [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.eia.gov/international/data/country/KOR (data obrashhenija: 21.11.2023).

12. Fossil fuels in South Korea – Statistics & Facts // Statista [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.statista.com/topics/10651/fossil-fuels-in-south-korea/#topicOverview (data obrashhenija: 21.11.2023).

13. Services // Aramco Korea [Jelektronnyj resurs]. URL: https://korea.aramco.com/en/creating-value/service (data obrashhenija: 21.11.2023).

14. Aramco signs 10 agreements during Saudi-Korean Investment Forum // Aramco [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.aramco.com/en/news-media/news/2022/aramco-signs-10-agreements-during-saudi-korean-investment-forum (data obrashhenija: 21.11.2023).

15. Aramco Asia Korea joined to support the signing of 5 agreements with leading Korean companies during Saudi-Korean Investment Forum // Aramco Korea [Jelektronnyj resurs]. URL: https://korea.aramco.com/en/news-media/news/2023/saudi-korean-investment-forum (data obrashhenija: 21.11.2023).

16. Oil Information // Korea National Oil Corporation [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.knoc.co.kr/ENG/sub03/sub03_6_2.jsp (data obrashhenija: 21.11.2023).

17. Results of Korea-UAE Summit // Office of the President Republic of Korea [Jelektronnyj resurs]. URL: https://eng.president.go.kr/briefing/Wa3NVDGx?page=11 (data obrashhenija: 21.11.2023).

18. South Korea signs 20-year LNG deal with Qatar // Nasdaq [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.nasdaq.com/articles/south-korea-signs-20-year-lng-deal-with-qatar-2021-07-12 (data obrashhenija: 21.11.2023).

19. 한-미국 SMR•청정수소 MOU 13건 // 경제외교 활용포털 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://president.globalwindow.org/kz.info.MouDetail.do?mou_seq=1533 (data obrashhenija: 21.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.