УДК 378.016
А.М. ПУГАЧЕВА
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ РОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛОБАЛЬНОГО ЗЕЛЕНОГО КЛИМАТИЧЕСКОГО ФОНДА (ЗКФ)
Пугачева Анна Михайловна, студент, Кафедра алтаистики и китаеведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается посредническая роль Республики Корея в международных переговорах по борьбе с изменением климата и ее влияние на деятельность глобального Зеленого климатического фонда (ЗКФ).
Целью данной работы является анализ роли Республики Корея в реализации повестки Зеленого климатического фонда (ЗКФ) и выявление дальнейших перспектив для укрепления ее позиции в качестве «зеленого» лидера в переговорах по борьбе с изменением климата.
В ходе исследования удалось выяснить, что лишь с 2008 года Республика Корея начала занимать активную позицию в переговорах по борьбе с изменением климата, выиграв тендер на размещение Секретариата ЗКФ. Корее удалось перейти от статуса развивающейся страны, получающей официальную помощь в развитии (ОПР), к статусу страны-донора и закрепиться на международной арене в качестве «средней» силы в переговорах по борьбе с изменением климата. Однако несмотря на все дипломатические усилия для того, чтобы Республика Корея смогла продемонстрировать истинное лидерство в качестве «зеленого лидера», ей необходимо выйти за рамки дипломатической риторики и усердно работать над развитием стратегии «зеленого роста» на национальном уровне. Значимость данной работы заключается в том, что ее можно использовать как базу для дальнейших исследований в области климатической дипломатии. Работа базируется на общенаучном инструментарии.
Ключевые слова и фразы: изменение климата, Республика Корея, дипломатия, ЗКФ.
ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмнш
Для цитирования: Пугачева А.М. Посредническая роль Республики Корея в деятельности Зеленого климатического фонда (ЗКФ) // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 1. С. 109-115.
MMIMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMIMMNM
А.Ы. PUGACHEVA
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia
THE INTERMEDIARY ROLE OF THE REPUBLIC OF KOREA IN THE GLOBAL GREEN CLIMATE FUND (GCF)
Anna M. Pugacheva, student, Department of Altaic and Sinology, Kazan (Volga region) Federal University E-mail: [email protected]
Abstract. The article discusses the role of Korea in international climate change negotiations and its impact on the global Green Climate Fund (GCF).
The purpose of this paper is to analyze the Republic of Korea's role in the Green Climate Fund (GCF) agenda and identify further prospects for strengthening its position as a green leader in climate change negotiations. The study found that it was only in 2008 that the Republic of Korea began to take an active role in cli-mate change negotiations by winning the bid to host the GCF Secretariat. Korea was able to move from being a developing country receiving official development assistance (ODA) to be a donor country and to gain a foothold in the international arena as the "middle" power in climate change negotiations. However, despite all diplomatic efforts, if the Republic of Korea is to demonstrate true leadership as a green leader, it must go beyond diplomatic rhetoric and work hard to develop
a green growth strategy at the national level. The significance of this work is that it can be used as a basis for further research on climate diplomacy. The work is based on general scientific tools. Keywords and phrases: climate change, Republic of Korea, diplomacy, GCF.
For citation: Pugacheva A.M. The intermediary role of the Republic of Korea in the global Green Climate Fund (GCF) // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2, № 1. P. 109-105.
Введение
Зеленый климатический фонд (ЗКФ) - это глобальный фонд, созданный для поддержки инициатив по сокращению выбросов парниковых газов в развивающихся странах и адаптации к последствиям изменения климата. До создания ЗКФ существовало множество глобальных фондов, включая Фонд для наименее развитых стран (ФНРС) и Специальный фонд для борьбы с изменением климата (СФБИК), управляемые Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), Адаптационный фонд (АФ) в рамках Киотского протокола и созданные Всемирным банком климатические инвестиционные фонды (КИФ), но все они сталкивались с проблемами, связанными с управлением и распределением финансов. Однако с недавних пор международное сообщество стало воспринимать изменение климата как серьезную проблему, и, поскольку растет необходимость оказания целенаправленной и эффективной поддержки наиболее уязвимым государствам, появилась необходимость в крупномасштабном фонде, который занимался бы исключительно вопросами изменения климата. С этой целью после проведения Конференции по изменению климата КС-13 Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (КС-13 РКИК ООН) началось активное обсуждение вопроса о создании нового финансового механизма для поддержки развивающихся стран.
Таким образом, целью данной работы является анализ деятельности Зеленого климатического фонда, который был создан, как новый финансовый механизм для поддержки развивающихся стран в борьбе с изменением климата. Кроме того, цель данной работы: определить роль Республики Корея в деятельности фонда и в международных переговорах по борьбе с изменением климата.
Одними из наиболее значимых публикаций для написания данной работы стали Рамочные конвенции ООН об изменении климата и работы корейского исследователя Ким Сан Джина. Текст базируется на общенаучном инструментарии.
Результаты исследования
Впервые разработка ЗКФ была задокументирована в ходе Конференции по изменению климата КС-15 в Копенгагене в 2009 году. Учреждение Копенгагенского зеленого климатического фонда в целях оказания поддержки развивающимся странам было предложено в Копенгагенском соглашении. Документ говорил о привлечении краткосрочного фонда в размере 30 млрд. долл. США в период 2010-2012 гг. для оказания помощи нуждающимся государствам, таким как наименее развитые страны (НРС) и африканские страны, и долгосрочного фонда в размере 100 млрд. долл. США ежегодно до 2020 г. за счет грантов развитых стран для поддержки мер по смягчению последствий выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата в развивающихся странах. Однако Копенгагенское соглашение не было официально принято из-за разногласий в переговорах между государствами-членами.
Лишь в 2010 году во время Конференции по изменению климата КС-16 в Канкуне было принято решение о создании ЗКФ. Все вопросы, связанные с ЗКФ, включенные в Канкунские соглашения, в точности соответствовали вопросам, изложенным в Копенгагенском соглашении. Было решено, что в период 2010-2012 гг. будут привлечены 30 млрд. долл. США для осуществления быстрого стартового финансирования в поддержку мер по смягчению последствий изменения климата и адаптации, а в долгосрочной перспективе 100 млрд. долл. США [1, с. 10-12]. В Канкуне были определены основные направления деятельности ЗКФ, включая создание Совета ЗКФ, назначение временного доверительного управляющего, создание профессионального секретариата и учреждение Временного комитета в составе 40 членов [2, с. 16-18]. Затем в 2011 году во время Конференции по изменению климата КС-17 в Дурбане был учрежден ЗКФ в форме международной организации с правосубъектностью, а также созданы управленческие и институциональные механизмы ЗКФ [3, с. 55-56].
Однако несмотря на все международные усилия по борьбе с изменением климата Республика Корея до 2010 года занимала пассивную позицию в данном вопросе. Во время принятия Киотского протокола Корея была отнесена к категории «развивающихся стран», под которой понимались не экономически слаборазвитые страны, а страны, которые, как считалось, несли меньшую "историческую ответственность" за проблему изменения климата по сравнению с развитыми странами.
Лишь с 2008 года дипломатия Кореи в области изменения климата продемонстрировала значительные сдвиги, установив «Низкоуглеродистый зеленый рост» в качестве национальной стратегии при президентском сроке Ли Мён Бака (2008-2013), был создан Президентский комитет по «зеленому» росту, объявлена Национальная стратегия «зеленого» роста и Пятилетний план, а также определены целевые показатели по сокращению выбросов парниковых газов в разбивке по секторам. Кроме того, за рубежом Республика Корея создала международную организацию под названием Глобальный институт зеленого роста (ГИЗР), учредила инициированный правительством научно-исследовательский институт «зеленых» технологий, Центр «зеленых» технологий - Корея (ЦЗТТ-К), предложила стратегию «Рио + 20» по «зеленому» росту. Также, Республика Корея выдвинула подход «я первый», таким образом показав пример в сокращении выбросов парниковых газов, несмотря на свой статус развивающейся страны, которая освобождена от обязательств РКИК ООН [3, с. 19-25].
Когда в конце 2010 года было принято решение о создании ЗКФ в Канкуне, Корея приступила к рассмотрению вопроса о размещении у себя его секретариата. В ходе КС-17 в Дурбане Республика Корея официально объявила о своем намерении принять у себя ЗКФ [4, с. 30-35].
Страна понимала проблемы, с которыми сталкиваются как развивающиеся, так и развитые страны, поэтому могла выступать как связующее звено между двумя данными группами. Символическая роль Кореи в качестве «моста» между развитыми и развивающимися странами в рамках ЗКФ является одной из наиболее сильных ее сторон. Республике Корея удалось перейти от статуса развивающейся страны, получающей ОПР, к статусу страны-донора. Также, Корея является образцом в реагировании на изменение
климата с тех пор, как она приняла стратегию «Низкоуглеродный зеленый рост» (НУРР) в качестве своего национального видения. Кроме того, большинство международных организаций, связанных с охраной окружающей среды, сконцентрированы в Европе и Северной Америке. Однако в Азии нет ни одной подобной организации. Также, несмотря на то что Корея признана развивающейся страной, она добровольно согласилась внести в ЗКФ 40 млн. долл. США. В итоге Республика Корея стала победителем в тендере на размещение Секретариата ЗКФ. В общей сложности шесть стран подали заявки на размещение Секретариата ЗКФ: Германия, Мексика, Намибия, Польша, Республика Корея и Швейцария [5, с. 15].
Было несколько причин выбора Республики Корея членами Совета ЗКФ. Во-первых, страна пообещала предоставить ЗКФ статус независимого юридического лица с помощью мер, предусмотренных внутренним законодательством. Во-вторых, это была развивающаяся страна, обязавшаяся внести в ЗКФ крупную сумму в размере 2 миллионов долларов США. В-третьих, Секретариат РКИК ООН базировался в Бонне, Германия, поэтому преобладающим требованием было размещение Секретариата ЗКФ далеко от Бонны. В-четвертых, в регионе, частью которого является Корея, будет наблюдаться самый высокий экономический рост в мире и, соответственно, самый высокий рост выбросов парниковых газов [6, с. 14]. Корея, которая впервые в своей истории была выбрана в качестве принимающей стороны секретариата международной организации, считала, что ее внутренние и внешние усилия по обеспечению «зеленого» роста, наконец, получили высокую оценку со стороны международного сообщества. Республика Корея приняла «Закон о поддержке введения в действие Зеленого климатического фонда», а 30 июля 2013 года обнародовала этот закон, подписав с ЗКФ соглашение о штаб-квартире, которое было ратифицировано Национальной ассамблеей 27 августа [7]. Все эти меры были приняты для выполнения, данного Республикой Кореей обещание предоставить ЗКФ статус юридического лица или признать его прерогативы, а также обеспечить разнообразную помощь.
ЗКФ был создан с целью мобилизации огромных средств для обеспечения адекватного их распределения в целях оказания помощи раз-
вивающимся странам в сокращении выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата. ЗКФ также должен осуществлять надзор и оценку общей процедуры.
Во время администрации Пак Кын Хе (20132017) произошли некоторые изменения в отношении к проблеме изменения климата. Во время выступления на Саммите ООН по климату в сентябре 2014 года президент Пак вновь подтвердила, что Корея обязуется сократить выбросы и принять ведущую роль в сотрудничестве по изменению климата. Она подчеркнула, что реагирование на изменение климата должно восприниматься не как бремя, а скорее, как возможность искать новые альтернативные источники энергии [9, с. 10]. Также во время президентства Пак Кын Хе министерство иностранных дел создало «Отдел климатической дипломатии» и «Отдел зеленой экономики и экологической дипломатии».
Тем не менее, регрессивные цели по смягчению уровня выбросов на 2030 год вызвали общественные дебаты и противоречили высказыванию президента. В 2015 году Корея обнародовала долгосрочный план по смягчению уровня выбросов, состоящий из четырех сценариев: снижение на 14,7%, 19,2%, 25,7% и 31,3% ниже уровня обычного хода деятельности (ОХД), что не соответствовало цели, поставленной в 2009 году [4, стр. 18-20]. Предлагаемые сценарии вызвали общественные дебаты между эко-активистами и правительством. Экологические группы выступили в защиту принципа «не отступать», поддерживая мнение о том, что цель должна быть выше, чем предыдущая. С другой стороны, правительство отметило, что сценарии не идут вразрез с принципом «не отступать», поскольку только развитые страны были уполномочены ограничивать выбросы в рамках Киотского протокола, в то время как развивающиеся страны должны ставить реалистичные цели и быть уверенными в их достижении. В конечном итоге, правительство Кореи установило показатель на 2030 год в 37% и представило его в РКИК ООН 30 июня 2015 года, аргументируя данный показатель оценкой ожидаемого влияния снижения выбросов на темпы роста ВВП [4, стр. 18-20]. Тем не менее, цель вызвала отрицательную реакцию, была воспринята как регресс и возвращение к предыдущей политике, приоритизирующей промышленное развитие.
Это резко контрастировало с корейской дипломатией в области изменения климата в 2009 году,
когда она зарекомендовала себя как «средняя сила» с точки зрения своего влияния на проблему изменения климата. Корея уже получила внимание и поддержку со стороны мирового сообщества за свое лидерство в области изменения климата и любое отступление теперь подвергалось критике.
На сегодняшний день также остается сомнительным, приведет ли курс нынешнего президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина к сокращению доли энергетического сектора в угольной и ядерной энергетике, увеличению количества возобновляемых источников энергии и уровню сокращения выбросов парниковых газов, необходимого для достижения климатического обязательства страны на 2030 год (НДЦ), не говоря уже о сокращении выбросов в соответствии с долгосрочной целью Парижского соглашения. Южная Корея подписала Парижское соглашение 22 апреля 2016 года и ратифицировала его 3 ноября 2016 года. Ее НДЦ предлагает цель по сокращению выбросов парниковых газов на 37% по сравнению по сравнению с ОХД в 842 метрических тонн в эквиваленте диоксида углерода в год (842 млн. т. С02/год) в 2030 году [10].
Также, третий генеральный план до 2040 года, принятый администраций Мун Чжэ Ина в июне 2019 года, вместе с планом энергетического сектора на 2017 год до 2030 года направлен на увеличение доли возобновляемой электроэнергии до 20% к 2030 году и на 30-35% к 2040 году [10]. Повышение целевого показателя для возобновляемых источников энергии стало позитивным признаком того, что правительство готово принять более суровые меры для решения проблемы изменения климата. Однако, если план будет полностью реализован, то он только стабилизирует, а не сократит выбросы, так как структура выработки электроэнергии в Южной Корее в соответствии с этим планом будет по-прежнему сильно зависеть от энергии, работающей на ископаемом топливе.
В целом, Южной Корее по-прежнему необходимо существенно постараться для достижения цели Парижского соглашения. Правительству нужно значительно усилить свою политику. Предполагается, что осуществляемая в настоящее время политика приведет к уровню выбросов в 727-786 Мт С02-экв/год в 2030 году (на 150155% выше уровня 1990 года). Также, на уголь по-прежнему будет приходиться более трети про-
изведенной электроэнергии в 2030 году, что противоречит поставленной в Парижском соглашении температурной цели 1,5 ° С, которая требует поэтапного отказа от угля в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к 2030 году и к 2050 году во всем мире [10].
В недавно принятой «дорожной карте» выбросов парниковых газов (GHG roadmap) на 2030 год Южная Корея предоставляет подробную информацию о целевых показателях сокращения в конкретных секторах, а также о мерах реализуемой политики. В строительном секторе план упоминает об укрепление стандартов выдачи разрешений на строительство новых зданий, содействие "зеленой" реконструкции, определении новых круговых бизнес-моделей и расширении поставок возобновляемой энергии. Для промышленного сектора план сосредоточен на мерах по повышению энергоэффективности и совершенствованию промышленных процессов, а также на продвижении экологически чистого сырья и топлива [10].
Выводы
Корея, как страна, которая первой выступила за «зеленый» рост и добилась дипломатических успехов в качестве «средней силы» в вопросах изменения климата, приняв у себя Секретариат ЗКФ, должна, в первую очередь, придерживаться норм и ценностей, которые предложила международному сообществу во время администрации Ли Мен Бака. Если Республика Корея хочет взять на себя ведущую роль в области финансирования деятельности, связанной с изменением климата, ей необходимо сначала четко определить свое национальное видение. Стране следует перестать использовать преимущества ЗКФ на благо своих национальных интересов, а серьезно подумать о том, как может распространять свои климатические нормы по всему миру при помощи ЗКФ. Для этого, прежде всего, необходима сильная политическая позиция в области изменения климата. Различные политические меры должны быть разработаны и реализованы: выделение специального бюджета для развития Сондо в качестве платформы для обмена знаниями и кластера климатического финансирования; создание правительственной организации, на которую будет возложена миссия по развитию и расширению транспортной инфраструктуры; развитие коммуникационной и энергетической
инфраструктуры в пределах Сондо; создание научно-исследовательского комплекса, специализирующегося на низкоуглеродных технологиях; разработка вспомогательных механизмов для обучения климатическому финансированию; разработка стимулов, таких как налоговые льготы для соответствующих отраслей промышленности; создание законов и нормативных актов для контроля за спекуляций на рынке недвижимости.
Также, Республика Корея может использовать ЗКФ для передачи своих ноу-хау в области изменения климата развивающимся странам с учетом опыта перехода из развивающейся страны в развитую. Корея сможет предоставить соответствующие технологии, ресурсы и рабочую силу, таким образом создавая условия для инвестиций и создавая проекты по адаптации к изменению климата в развивающихся странах. Такая деятельность позволит Корее продемонстрировать свою приверженность стратегии «зеленого роста» развивающихся стран и поддержит активное участие многих стран мира в деятельности ЗКФ.
Однако такой план является наиболее идеалистическим. ЗКФ является недавно созданной организацией, поэтому организация еще не имеет качественных решений для многих проблем, с которыми сталкивается. Для успешного функционирования фонда требуется мобилизация огромных ресурсов как развитых, так и развивающихся стран. Однако более устойчивая мобилизация ресурсов неизбежно требует участия частного сектора. Кроме того, фонд преследует множество целей разнообразных целей: от создания благоприятных условий для инвестиций развивающихся стран до сокращение глобальных выбросов парниковых газов. Это создает как возможности, так и вызовы для Республики Корея, позиционирующей себя как «средняя сила» в переговорах в области изменения климата.
До сих пор Корея выступала за концепцию «зеленого» роста и распространяла ее в международном сообществе как национальный бренд [11, с. 78]. Однако для того, чтобы Республика Корея смогла продемонстрировать истинное лидерство в качестве средней силы, ей необходимо выйти за рамки дипломатической риторики и усердно работать над развитием стратегии «зеленого роста» на национальном уровне.
Если Республика Корея продолжит руководствоваться лишь национальными интересами, а не серьезно думать о том, как взять на себя
ведущую роль в налаживании связей между развитыми и развивающимися странами в качестве страны, принимающей у себя ЗКФ, то она обречена столкнуться с противоречиями, вызывающими обеспокоенность международного
сообщества. Более того, если Корее не удастся обеспечить устойчивое экологически чистое производства в своей стране, то ей будет сложно сохранять свой статус «зеленого лидера» в области климатической дипломатии.
Список литературы
1. Governing Instrument - Текст: электронный // Green Climate Fund: сайт. - 2011. - URL: https://www. greendimate.fund/sites/default/files/document/goveming-instmmentpdf (дата обращения: 26.11.2020)
2. United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC). 2011. Report of the Conference of the Parties on Its Sixteenth Session, Held in Cancun from 29 November to 10 December 2010 / - Текст: электронный // UNFCC.int: сайт. - 2011. - URL: https://unfccc.int/resource/docs/2011/cop17/eng/07.pdf (дата обращения: 25.11.2020)
3. United Nations Framework Convention on Climate Change. 2012. Report of the Conference of the Parties on Its Seventeenth Session, Held in Durban from 28 November to 11 December 2011 / - Текст: электронный // UN-FCC. int: сайт. - 2012. - URL: https://unfccc.int/resource/docs/2011/cop17/eng/09a01.pdf (дата обращения: 25.11.2020)
4. Kim Sungjin. South Korea's Climate Diplomacy: Analysis Based on the Perspective of 'Middle Pow-er Diplomacy / Kim, Sungjin. - Текст: электронный // East Asia Institute Middle Power Diplomacy Initiative. - 2014. - № 5. -С. 1-43. - URL: https://www.files.ethz.ch/isn/185178/16.10.2014.pdf (дата обращения: 26.11.2020)
5. Selection of the Host Country of the Fund - Текст: электронный // Green Climate Fund: сайт. - 2012. - URL: https://www.greenclimate.fund/sites/default/files/document/gcf-b01-12-09.pdf (дата обращения: 26.11.2020)
6. Ministry of Economy and Finance: сайт. - Сеул, 2013. - URL: https://english.moef.go.kr/ (дата обращения: 25.11.2020). - Текст: электронный.
7. Report of the Host Country Evaluation Committee - Текст: электронный // Green Climate Fund: сайт. - 2012. -URL: https://www.greenclimate.fund/sites/default/files/document/gcf-b02-12-04.pdf (дата обращения: 26.11.2020)
8. Schalatek Liane. Setting the Course: The Third Meeting of the Green Climate Fund Board Lays the Ground-work for Key Decisions later This Year / Schalatek Liane. - Текст: электронный // Heinrich Boll Stiftung. Wash-ington D.C: сайт. - 2013. - URL: https://us.boell.org/sites/default/files/boell_gcf_bm3_setting_the_course.pdf (дата обращения: 27.11.2020)
9. Climate Summit Bulletin / - Текст: электронный // ISSD: сайт. - 2014. - URL: https://enb.iisd.org/download/ pdf/sd/crsvol172num18e.pdf (дата обращения: 26.11.2020)
10. Tracker Climate Action South Korea - 2020. - URL: https://climateactiontracker.org/ (дата обращения: 25.11.2020). - Текст: электронный.
11. Kim Sungjin. Korea and the Green Climate Fund: Expectations and Limitations of Seoul's new Role in World Climate Protection / Kim Sungjin. - Текст: электронный // Environmental Policy in South Korea - С. 45-83. - URL: https://www.kas.de/c/document_library/get_file?uuid=fed0972c-632a-d45e-f389-2da279071e5f&groupId=262738 (дата обращения: 26.11.2020)
References
1. Governing Instrument - Текст: электронный // Green Climate Fund: сайт. - 2011. - URL: https://www. greenclimate.fund/sites/default/files/document/governing-instrument.pdf (дата обращения: 26.11.2020)
2. United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC). 2011. Report of the Conference of the Parties on Its Sixteenth Session, Held in Cancun from 29 November to 10 December 2010 / - Текст: электронный // UNFCC.int: сайт. - 2011. - URL: https://unfccc.int/resource/docs/2011/cop17/eng/07.pdf (дата обращения: 25.11.2020)
3. United Nations Framework Convention on Climate Change. 2012. Report of the Conference of the Parties on Its Seventeenth Session, Held in Durban from 28 November to 11 December 2011 / - Текст: электронный // UN-FCC. int: сайт. - 2012. - URL: https://unfccc.int/resource/docs/2011/cop17/eng/09a01.pdf (дата обращения: 25.11.2020)
4. Kim Sungjin. South Korea's Climate Diplomacy: Analysis Based on the Perspective of 'Middle Pow-er Diplomacy / Kim, Sungjin. - Текст: электронный // East Asia Institute Middle Power Diplomacy Initiative. - 2014. - № 5. -С. 1-43. - URL: https://www.files.ethz.ch/isn/185178/16.10.2014.pdf (дата обращения: 26.11.2020)
5. Selection of the Host Country of the Fund - Текст: электронный // Green Climate Fund: сайт. - 2012. - URL: https://www.greenclimate.fund/sites/default/files/document/gcf-b01-12-09.pdf (дата обращения: 26.11.2020)
6. Ministry of Economy and Finance: сайт. - Сеул, 2013. - URL: https://english.moef.go.kr/ (дата обращения: 25.11.2020). - Текст: электронный.
7. Report of the Host Country Evaluation Committee - Текст: электронный // Green Climate Fund: сайт. - 2012. -URL: https://www.greenclimate.fund/sites/default/files/document/gcf-b02-12-04.pdf (дата обращения: 26.11.2020)
8. Schalatek Liane. Setting the Course: The Third Meeting of the Green Climate Fund Board Lays the Ground-work for Key Decisions later This Year / Schalatek Liane. - Текст: электронный // Heinrich Boll Stiftung. Wash-ington D.C: сайт. - 2013. - URL: https://us.boell.org/sites/default/files/boell_gcf_bm3_setting_the_course.pdf (дата обращения: 27.11.2020)
9. Climate Summit Bulletin / - Текст: электронный // ISSD: сайт. - 2014. - URL: https://enb.iisd.org/download/ pdf/sd/crsvol172num18e.pdf (дата обращения: 26.11.2020)
10. Tracker Climate Action South Korea - 2020. - URL: https://climateactiontracker.org/ (дата обращения: 25.11.2020). - Текст: электронный.
11. Kim Sungjin. Korea and the Green Climate Fund: Expectations and Limitations of Seoul's new Role in World Climate Protection / Kim Sungjin. - Текст: электронный // Environmental Policy in South Korea - С. 45-83. - URL: https://www.kas.de/c/document_library/get_file?uuid=fed0972c-632a-d45e-f389-2da279071e5f&groupId=262738 (дата обращения: 26.11.2020)
Дата поступления /Received 01.12.2020 Дата принятия в печать /Accepted 18.01.2021
© Пугачева А.М., 2021 © Pugacheva A.M., 2021