Введение
Основой столь стремительного роста экономики Республики Корея в течении продолжительного времени в послевоенные годы стало интенсивное развитие изначально ее легкой промышленности, а вскоре и быстрая индустриализация. Таким образом, менее чем за 50 лет некогда бедная Японская колония, получившая значительные повреждения в ходе Второй мировой войны, встала в один список с государствами, владеющими самыми крупными экономиками мира. Однако урбанизация и высокие темпы индустриального развития стали основными причинами, повлекшими за собой определенные экологические проблемы в стране, наличие и воздействие на различные сферы жизни, которых постепенно сподвигали корейское правительство на внедрение «зеленых» принципов в экономическую политику государства. Так, уже в 2008 году Республика Корея стала одной из первых стран нашей планеты, которая приняла модель «зеленого» роста в качестве основной стратегии последующего развития государства, а уже в 2020 году на смену раннее принятым эколого-экономическим планам правительством был утвержден «Новый зеленый курс», включивший в себя обновленный список основных направлений и инвестиционных проектов, ориентированных на более эффективное продвижение страны к «зеленой» экономике и решению ее насущных эколого-экономических вопросов [1].
Результаты исследования
«Новый зеленый курс» – это стратегический план, который был тщательно сформирован после анализа предыдущих попыток реализации стратегии «зеленого» роста в регионе, и в отличие от предыдущих мер политики заключается в том, чтобы в полной мере реагировать на климатический кризис и пытаться искоренить бедность и социальное неравенство [2, с. 24]. Таким образом, были сформулированы основные преимущества, недостатки, возможности и угрозы «Нового зеленого курса», а в последствии исходя из этих пунктов были выделены три основных направления обновленной стратегии: «зеленое» низкоуглеродное и децентрализированное энергоснабжение, «зеленый» переход инфраструктуры, а также инновации в «зеленую» промышленность (Таблица 1).
Таблица 1
Сущность «Нового зеленого курса» [3]
Направление Проекты Бюджет (в трлн. вон) (к 2022 году) Бюджет (в трлн. вон) (к 2025 году) Создание рабочих мест (в тысячах)
Итог 19,6 42,7 659
«Зеленый» переход инфраструктуры Промежуточный итог 6,1 12,1 387
Превращение общественных объектов в здания с нулевым потреблением энергии 2,6 6,2 243
Восстановление наземных, морских, и городских экосистем 1,2 2,5 105
Построение системы управления чистой и безопасной водой 2,3 3,4 39
Низкоуглеродное и децентрализированное энергоснабжение Промежуточный итог 10,3 24,3 209
Построение интеллектуальной ети для более эффективного управления энергопотреблением 1,1 2,0 20
Продвижение использования возобновляемых источников энергии и поддержка правильного перехода 3,6 9,2 38
Расширение поставок электромобилей и водородных автомобилей 5,6 13,1 151
Инновации в «зеленую» промышленность Промежуточный итог 3,2 6,3 63
Продвижение перспективного бизнеса, ведущего к «зеленой» индустрии, и созданию низкоуглеродных и «зеленых» промышленных комплексов 2,0 3,6 47
Закладывание основы для «зеленых» инноваций через исследования и разработки (НИОКР), и финансовый сектор 1,2 2,7 16
«Зеленый» переход инфраструктуры – это создание в будущем благоприятной окружающей среды для комфортного сосуществования человека и природы (с инвестициями в 30,1 триллионов вон, включая 12,1 триллионов, которые будут получены к 2025 году из государственной казны, для создания 387 000 дополнительных рабочих мест) [4, с. 26].
Одним из эколого-экономических проектов, относящихся к этому направлению стало превращение общественных объектов в здания с нулевым потреблением энергии. Оборудование на возобновляемых источниках энергии и высокоэффективная изоляция будут использоваться для того, чтобы сделать здания общественного пользования экологичными и энергоэффективными. Цель проекта – преобразовать 225 000 жилых домов, 440 общественных детских садов и 1 148 объектов культуры в инновационные «зеленые» объекты [4, с. 26].
Энергоэффективность старых школьных зданий, включая как минимум 2 890 зданий начальных, средних и старших классов, будет повышена за счет установки солнечных панелей и экологически чистой изоляции. Этот проект будет финансироваться как за счет государственных финансов, так и через государственно-частное партнерство (ГЧП) по методу «строительства-передачи-аренды» (BTL). Кроме того, будут задействованы финансы нового общественного фонда SOC. В дополнение к этому к 2024 году будет завершен план по обеспечению покрытия Wi-Fi в 380 000 классных комнатах для интеграции цифровых компонентов в учебную среду в дальнейшем для решения других насущных эколого-экономических, технологических и социальных вопросов страны [5].
Следующий важный проект данного направления – это восстановление наземных, морских и городских экосистем путем проведения комплексной диагностики климатических и экологических проблем города в 25 регионах Кореи к 2022 году будут интегрированы специальные индивидуальные решения, основанные на экологических технологиях и ИКТ [4, с. 26].
Из 630 гектаров леса будут созданы особые городские зеленые насаждения, которые в последствии будут выступать в качестве некого природного защитного барьера от мелкой «желтой» пыли. Более того, будут посажены 216 лесоучастков в непосредственной близости от жилых объектов и 370 возле школ для отделения тротуаров от улиц. Здоровье экосистем будет восстановлено в 16 национальных парках, 25 поврежденных городских территориях и 4,5 км2 приливов [4, с. 26].
Последним, но не менее важным проектом стало построение системы управления чистой и безопасной водой. Вся обновленная система водоснабжения за счет использования ИКТ и ИИ перейдет в разряд «умного» управления. Цель проекта – преобразовать 48 межрегиональных и 161 местных систем водоснабжения [4, с. 27].
К 2022 году на 15 очистных сооружениях будут добавлены специальные интеллектуальные компоненты, а до 2024 года в 10 особых точках страны будет опробован проект интеллектуального управления сточными водами, контролирующий наводнения в городах и запах сточных вод. Для улучшения качества воды и предотвращения протечек будут реконструированы 12 водоочистных сооружений межрегионального водоснабжения и старые водопроводные трубы (3332 км к 2024 году) [6].
Следующим важным направлением «Нового зеленого курса» стало низкоуглеродное и децентрализованное энергоснабжение. Это направление подразумевает под собой подготовку к сдвигу парадигмы в сторону энергетики будущего путем активного инвестирования в научно-исследовательские центры, которые способствуют использованию устойчивой и возобновляемой энергии по всей стране (с инвестициями в 35,8 триллионов вон, включая 24,3 триллионов, которые будут получены к 2025 году из государственной казны для создания 209 000 дополнительных рабочих мест) [4, с. 28].
Первый важный проект этого направления – создание интеллектуальной сети для более эффективного управления энергопотреблением. Усовершенствованная измерительная инфраструктура (AMI), представляющая собой интегрированную систему интеллектуальных счетчиков, которая обеспечивает двустороннюю связь между поставщиками и потребителями, будет предоставлена 5 миллионам жилищ в целях распределения и экономии энергии [7, с. 14-15].
Экологически чистая система производства электроэнергии будет создана в 42 островных регионах Республики для сокращения выбросов загрязняющих веществ от дизельных генераторов. Уже сейчас объекты возобновляемой энергии установлены в 34 из 42 заявленных точек, в трех регионах установлены новые объекты для улучшения качества воздуха, и в пяти высокоэффективные гибридные генераторы. Воздушные кабели, обеспечивающие электроэнергию или связь, будут заменены подземными кабелями на территории школ и других нуждающихся областях (к 2025 году инвестиции в этот проект составят 2 триллиона вон) [4, с. 28].
Кроме этого, одним из проектов этого направления стало содействие в использовании возобновляемых источников энергии. Так, в рамках этой инициативы будет оказана поддержка для измерения ветровых условий и проведения технико-экономических обоснований в 13 регионах страны с целью поиска мест для крупномасштабных морских ветряных электростанций с плавающим или фиксированным дном. Демонстрационные комплексы будут создаваться поэтапно. Будет введено совместное использование выгод для проектов возобновляемой энергии. Более высокая поддержка по кредитам на возобновляемые источники энергии будет предоставлена участвующим резидентам сельскохозяйственных территорий и промышленных комплексов. Будет также оказана поддержка 200 000 домохозяйств в отношении объектов возобновляемой энергии, установленных в жилых или коммерческих зданиях для частного использования [4, с. 28].
Обновленный переход будет обеспечен для тех регионов, которые предвидят трудности, связанные с сокращением использования угольной энергии и других традиционных источников, поддерживая их адаптацию к сектору возобновляемых источников энергии (например, «зеленая» мобильность, цифровое управление возобновляемой энергией, платформа для морских ветроэнергетических установок и т.д.).
И последним проектом данного направления стало расширение в использовании электромобилей и водородных автомобилей. Будут поддержаны предоставление 1,13 миллионов электромобилей, включая легковые автомобили, автобусы и грузовые машины, а также установка 15 000 устройств для их быстрой зарядки и 30 000 устройств медленной зарядки [4, с. 29]. Кроме этого, будет оказано содействие в поставках 200 000 автомобилей на водороде, включая легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили, а также обеспечена установка 450 особых зарядных устройств. Более того, будут созданы заводы по производству топливных элементов и другая инфраструктура для интеграции «зеленых» автомобилей [8, c. 5].
Ко всему прочему, будет оказана поддержка в утилизации старых автомобилей с дизельными двигателями и переходе на сжиженный нефтяной газ (утилизация 1 160 000 дизельных автомобилей и строительной техники, а также 32 000 сельскохозяйственных машин; и перевод 135 000 грузовых и 88 000 школьных автобусов на СНГ) [4, с. 29].
Конечным направлением «Нового зеленого курса» стали инновации в «зеленой» индустрии. Инновации в «зеленой» индустрии – это поиск областей «зеленой» индустрии, которые стратегически решают проблемы изменения климата и окружающей среды, и формирование инфраструктуры в поддержку этого для создания условий для инноваций (с инвестициями в 7,6 триллионов вон, включая 6,3 триллионов, которые будут получены к 2025 году из государственной казны, для создания 63 000 дополнительных рабочих мест) [4, с. 30].
Первым важным проектом этого направления стало содействие ведущим в области «зеленой» промышленности предприятиям и создание низкоуглеродных и «зеленых» промышленных комплексов. Для 123 МСП в экологическом и энергетическом секторах будет отслеживаться и поддерживаться весь процесс разработки новых бизнес-единиц (от НИОКР, тестирования и коммерциализации) [9, c.87-89]. Так, к 2022 году будет создан «зеленый город для стартапов» – концентрированный комплекс, который поможет улучшить экологическую, транспортную и жилую инфраструктуру государства.
«Зеленый интегрированный кластер» будет создан как региональный центр, который будет поддерживать технологическое развитие, тестирование, производство и маркетинг в пяти ведущих областях, которые включают чистый воздух, биоматериалы, гидротермальную энергию, будущие ресурсы отходов и переработку ресурсов. Чтобы обеспечить мониторинг и контроль производства и потребления энергии в режиме реального времени, будут созданы 10 интеллектуальных энергетических платформ на основе микросети. Эти платформы позволяют собирать данные на основе ИКТ, визуализировать потоки энергии и управлять интегрированным центром управления электричеством. Поддержка объектов, предотвращающих образование мелкой пыли, будет оказана 9 000 малых предприятий, 100 умным экологическим заводам и 1750 чистым заводам, постепенно уменьшающим процент загрязнений [4, с. 31].
Более того, еще одним проектом данного направления стало создание основ для «зеленых» инноваций с помощью научно-исследовательского и финансового секторов. В рамках этого проекта уже к 2023 году будет заложена основа для тестирования и поддержки коммерциализации крупномасштабного использования и хранения углерода (CCUS), а также будет разработана технология производства химического сырья и других полезных материалов из CO2 [9, c. 132-133].
Меры по борьбе с мелкой пылью будут усилены за счет разработки технологии комплексного управления мелкой пылью в Северо-Восточной Азии на основе регионального сотрудничества. В целях содействия вторичному использованию ресурсов будет оказана поддержка в разработке технологий восстановления (например, разборка и повторная сборка старых электрических материалов и оборудования, двигателей и выхлопных систем специальных транспортных средств и т. д.) и технологий по сбору и утилизации редких материалов. Ко всему прочему, для этого проекта будет предоставлен особый заем в размере 1,9 триллионов вон, включая инвестиции для предотвращения загрязнения окружающей среды предприятиями, и будет создан совместный фонд государственного и частного секторов на сумму 215 миллиардов вон для дальнейшего развития «зеленого» бизнеса.
Выводы
Таким образом, «Новый зеленый курс» Республики Корея – это вех в планировании политики «зеленого» роста в Восточной Азии. Амбиции и масштабы новой стратегии действительно впечатляют, и если правительство страны продолжит развиваться в этом обновленном видении и мобилизовать свои передовые технологии, финансовый сектор и талантливых граждан, то у Кореи есть все шансы в скором времени не только достичь того же уровня эколого-экономического развития, что и у большинства скандинавских стран, общеизвестных лидеров в реализации «зеленой» политики, но и значительным образом обойти их [10, c. 104].
Список литературы
1. Song, S. Korea rises to 4th place in international patent finding / S. Song / Текст: электронный // TheHoreaHerald: [сайт]. – 2021. – URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20210304001050 (дата обращения: 30.08.2022).
2. Koen, V. OECD Economic Surveys: Korea / V. Koen, C. André, J. Beom и др. – Paris: Economic and Review Committee, 2020. – 57 с.
3. Chowdhury, S. South Korea’s Green New Deal in the year of transition / S. Chowdhury / Текст: электронный // UNDP: [сайт]. – 2021. – URL: https://www.undp.org/blog/south-koreas-green-new-deal-year-transition (дата обращения: 30.08.2022).
4. Korean New Deal: National Strategy for a Great Transformation. – Текст: электронный // MOEF: [сайт]. – 2020. – 61 с. – URL: https://english.moef.go.kr/pc/selectTbPressCenterDtl.do?boardCd=N0001&seq=4948 (дата обращения: 30.08.2022).
5. Park, S. Strengths and Limitations of the Korean Green New Deal / S. Park / Текст: электронный // Hong Kong Boel: [сайт]. – 2021. – URL: https://hk.boell.org/en/2021/04/08/strengths-and-limitations-korean-green-new-deal (дата обращения: 30.08.2022).
6. South Korea Clean Water Access 2002-2021. – Текст: электронный // Macrotrends.net: [сайт]. – URL: https://www.macrotrends.net/countries/KOR/south-korea/clean-water-access-statistics#:~:text=South%20Korea%20clean%20water%20access%20for%202017%20was%2098.21%25%2C%20a,a%200.11%25%20increase%20from%202015 (дата обращения: 30.08.2022).
7. Lee, J. Green New Deal Policy of South Korea: Policy Innovation for a Sustainability Transition / J. Lee, J. Woo. – Seoul: Seoul National University, 2020. – 17 с.
8. 안희민. 한국 재생에너지 동향과 대응정책 / 안희민. – 서울: 한국화경산업기술원, 2020. – 16 с.
9. 이정찬. 친환경•에너지 전환도시를 위한 그린 뉴딜 추진 방안 연구 / 이정찬, 박종순, 안승만 и др. – 세종: 국토연구원, 2020. – 197 с.
10. Prakash, V. Winning the Green New Deal: Why We Must, How We Can / V. Prakash, G. Girgenti. – NY: Simon & Schuster, 2020. – 235 с.
References
1. Song, S. Korea rises to 4th place in international patent finding / S. Song / Tekst: jelektronnyi // TheHoreaHerald: [sajt]. – 2021. – URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20210304001050 (data obrashheniya: 30.08.2022).
2. Koen, V. OECD Economic Surveys: Korea / V. Koen, C. André, J. Beom i dr. – Paris: Economic and Review Committee, 2020. – 57 s.
3. Chowdhury, S. South Korea’s Green New Deal in the year of transition / S. Chowdhury / Tekst: jelektronnyi // UNDP: [sajt]. – 2021. – URL: https://www.undp.org/blog/south-koreas-green-new-deal-year-transition (data obrashheniya: 30.08.2022).
4. Korean New Deal: National Strategy for a Great Transformation. – Tekst: jelektronnyi // MOEF: [sajt]. – 2020. – 61 s. – URL: https://english.moef.go.kr/pc/selectTbPressCenterDtl.do?boardCd=N0001&seq=4948 (data obrashheniya: 30.08.2022).
5. Park, S. Strengths and Limitations of the Korean Green New Deal / S. Park / Tekst: jelektronnyi // Hong Kong Boel: [sajt]. – 2021. – URL: https://hk.boell.org/en/2021/04/08/strengths-and-limitations-korean-green-new-deal (data obrashheniya: 30.08.2022).
6. South Korea Clean Water Access 2002-2021. – Tekst: jelektronnyi // Macrotrends.net: [sajt]. – URL: https://www.macrotrends.net/countries/KOR/south-korea/clean-water-access-statistics#:~:text=South%20Korea%20clean%20water%20access%20for%202017%20was%2098.21%25%2C%20a,a%200.11%25%20increase%20from%202015 (data obrashheniya: 30.08.2022).
7. Lee, J. Green New Deal Policy of South Korea: Policy Innovation for a Sustainability Transition / J. Lee, J. Woo. – Seoul: Seoul National University, 2020. – 17 s.
8. 안희민. 한국 재생에너지 동향과 대응정책 / 안희민. – 서울: 한국화경산업기술원, 2020. – 16 s.
9. 이정찬. 친환경•에너지 전환도시를 위한 그린 뉴딜 추진 방안 연구 / 이정찬, 박종순, 안승만 и др. – 세종: 국토연구원, 2020. – 197 s.
10. Prakash, V. Winning the Green New Deal: Why We Must, How We Can / V. Prakash, G. Girgenti. – NY: Simon & Schuster, 2020. – 235 s.