УДК 338.2
И.Ф. ХАКИМОВА
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ: НОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ КУРС
Хакимова Ильвина Филюсовна, студент, Кафедра международных экономических отношений,
Казанский (Приволжский) федеральный университет
E-mail: [email protected]
Аннотация. Целью исследования является изучение процесса перехода Республики Кореи к зеленой экономике, а также рассмотрения недавно принятого «Нового зеленого курса» и его перспектив реализации. В ходе исследования была рассмотрена стратегия «Зеленого роста», сформированная в 2008 году и его результаты реализации. А также был дан краткий обзор на «Новый зеленый курс», который был принят в 2020 году. Основной вывод, который можно сделать из исследования, это то, что у Республики Кореи есть мощный потенциал для реализации в дальнейшем данной политики зеленого роста в виде финансирования и инновационного развития, однако главной проблемой может стать именно постановка иных целей развития экономики будущим правительством.
Ключевые слова и фразы: Южная Корея, зеленая экономика, новый зеленый курс, зеленый рост.
нннннннннннннннннннннннннннннннш
Для цитирования: Хакимова И.Ф. Зеленая экономика Республики Кореи: новый зеленый курс // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 3. С. 208-212.
I.F. KHAKIMOVA
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia
GREEN ECONOMY OF THE REPUBLIC OF KOREA: A GREEN NEW DEAL
Ilvina F. Khakimova, student, Department of International Economic Relations,
Kazan (Volga region) Federal University E-mail: [email protected]
Abstract. The study aim is to consider the process of the Republic of Korea's transition to a green economy, as well as to consider the recently adopted Green New Deal and its prospects for implementation. In the course of the study, the strategy of "Green Growth", formed in 2008, and its implementation results were considered. Also was given brief overview on the "Green New Deal", which was adopted in 2020. The main conclusion that can be drawn from the study is that the Republic of Korea has a powerful potential for the implementation of this green growth policy in the future in the form of financing and innovative development, but the main problem may be precisely the setting of other economic development goals by the future government.
Keywords and phrases: South Korea, green economy, Green New Deal, green growth.
For citation: Khakimova I.F. Green economy of the Republic of Korea: a green new deal // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2, № 3. P. 208-212.
Введение
Современный этап знаменуется переходом многих стран на путь зеленых технологий и отказа от модели экономики, которая вызывает дефи-
цит ресурсов и создает широко распространенные угрозы для окружающей среды и здоровья человека. За последнее десятилетие концепция зеленого роста была продвинута на различных меж-
дународных форумах, таких как ОЭСР, ЮНЕП, Всемирный банк, на встречах G8 и G20, и также стала стратегическим приоритетом для многих правительств. В этом контексте Республика Корея стала первой страной в мире, которая сделала стратегию зеленого роста национальной.
Южная Корея пыталась достичь своей энергетической безопасности за счет увеличения предложения низкоуглеродных энергоресурсов, в том числе ядерной энергии, и развития отрасли зеленой энергетики. Подчеркивая синергию между низкоуглеродными мерами и экономической конкурентоспособностью, стратегии зеленого роста также вызвали сильный промышленный подъем в секторе возобновляемых источников энергии, который продемонстрировал особый акцент на стороне «роста» в дополнение к «защитной» стороне устойчивого развития.
Однако южнокорейская стратегия зеленого роста сталкивается с рядом проблем. «Нисходящие» стратегии зеленого роста пришлось скорректировать в соответствии с меняющейся администрацией и политическими приоритетами. Кроме того, переход от видения политики к ее практической реализации также поставил задачи как для правительства, так и для смежных отраслей.
В этом исследовании рассматривается эволюция политики зеленого роста Южной Кореи с 2008 года, а также недавно объявленный «Новый зеленый курс» и перспективы ее реализации.
Результаты исследования
Эволюция зеленого роста Республики Кореи (2008-2018)
Благодаря мощному импульсу, созданному президентской инициативой, с 2008 года в Южной Корее реализуется амбициозный план зеленого роста. В 2009 году комитет подготовил и опубликовал Национальную стратегию зеленого роста, долгосрочную программу зеленого роста до 2050 года, а также были сформированы пятилетние планы до 2013, 2018 и 2023 года. Существовало 10 направлений политики, направленных на достижение этих целей, и 50 программных программ, также охватывающих эти области. Пятилетние планы, помимо прочего, предусматривали выделение 2% годового ВВП на политику и проекты зеленого роста. Результатами данных пятилеток стало создание Глобального института зеленого роста и размеще-
ние Зеленого климатического фонда в Сонгдо. Данная стратегия также помогла стимулировать расширение интеллектуальных сетей и побудили корейские компании разрабатывать экологические технологии. А такие крупные южнокорейские компании как Samsung и Huyndai проводят политику устойчивости, становясь «зелеными лидерами». Также стоит отметить и эффективность зеленых платежей, ведь с момента запуска в 2011 году было выдано в общей сложности 14,35 миллиона зеленых карт, что привело к сокращению выбросов на 1,96 миллиона тонн CO2.
Таблица 1
Список стран по эмиссии CO2 на душу населения в тоннах за 2000 по 2020 год [4]
2000 2005 2010 2015 2020
9,5 11,4 11,6 12,6 13,6
Тем не менее, анализируя приведенные данные в таблице, можно сделать вывод, что в Южной Корее по-прежнему наблюдается рост выбросов парниковых газов. На Южную Корею приходится всего 2 процента от общего объема выбросов углекислого газа в мире, но в 2020 году она была восьмым по величине источником выбросов углекислого газа в мире и пятым по величине источником выбросов на душу населения. Недавнее исследование по климатическому анализу заключило, что обязательства Южной Кореи в рамках Парижского соглашения недостаточно для удовлетворения «добросовестного бремени» стандарта, и что он должен более чем в два раз его сократить с 34 процентов до 74 процентов.
«Новый зеленый курс»
Во время недавних выборов в Национальное собрание Южной Кореи президент Мун Чжэ Ин и правящая Демократическая партия Кореи (ДПК) поддержали идею реализации «Нового зеленого курса». «Новый зеленый курс» является частью более крупного пакета «Нового курса» администрации Муна, который включает «Цифровой Новый курс» и предназначен для подготовки экономики Южной Кореи к экономическому росту после спада, вызванного СОУГО-19.
Вместо того, чтобы заменить зеленую политику Ли, администрация Муна надеется обновить ее. В соответствии с планом, выдвинутым ДПК на выборах, Южная Корея обязуется достичь нулевых выбросов к 2050 году и принять закон
Khakimova I.F. GREEN ECONOMY OF THE REPUBLIC OF KOREA: A GREEN NEW DEAL
для поддержки этой цели. Он также прекратит финансирование строительства угольных электростанций за рубежом и поставит цель сократить количество мелкой пыли внутри страны на 40 процентов к 2040 году. План также предусматривает создание учебного центра, чтобы помочь рабочим перейти на зеленые рабочие места. В среднесрочной и долгосрочной перспективе план предусматривает введение налога на выбросы углерода для финансирования «Нового зеленого курса».
Однако «Новый зеленый курс» - не первая попытка администрации Муна проводить более экологичную энергетическую политику. В июне 2019 года был опубликован «Третий энергетический план Южной Кореи». Новый план призывает к увеличению производства возобновляемой энергии до 20 процентов к 2030 году и от 30 до 35 процентов к 2040 году, а также к снижению зависимости Южной Кореи от угля.
Администрация Муна также предприняла важные шаги для поддержки развития водородной экономики. Одним из ключевых элементов стало разработка водородных транспортных средств; Южная Корея надеется произвести к 2030 году 500 000 автомобилей на водородных топливных элементах для экспорта и внутреннего потребления. «Новый зеленый курс» продолжит поддерживать стремление Южной Кореи развивать водород в качестве источника энергии.
Чтобы поддержать растущее использование водородных транспортных средств, администрация Муна недавно объявила, что построит серию новых заводов по производству водорода, которые будут способны поставлять достаточно водорода для заправки 49000 автомобилей или 760 автобусов.
Южная Корея также предпринимает шаги для более широкого поощрения разработки экологически чистых автомобилей. Общественные организации закупают в среднем 15 000 автомобилей в год, из них около 28 процентов покупок составляют экологически чистые модели. Начиная с 2021 года, 80 процентов транспортных средств, приобретаемых общественными организациями, должны быть экологически чистыми, а к 2030 году 90 процентов всех транспортных средств, принадлежащих государственным организациям, должны быть экологически чистыми.
Чтобы поддержать растущее использование водородных транспортных средств, администра-
ция Муна недавно объявила, что построит серию новых заводов по производству водорода, которые будут способны поставлять достаточно водорода для заправки 49000 автомобилей или 760 автобусов.
Южная Корея также предпринимает шаги для более широкого поощрения разработки экологически чистых автомобилей. Общественные организации закупают в среднем 15 000 автомобилей в год, из них около 28 процентов покупок составляют экологически чистые модели. Начиная с 2021 года, 80 процентов транспортных средств, приобретаемых общественными организациями, должны быть экологически чистыми, а к 2030 году 90 процентов всех транспортных средств, принадлежащих государственным организациям, должны быть экологически чистыми.
Южная Корея также расширяет свою систему ограничения выбросов загрязнителей воздуха. Система определяет годовые уровни выбросов для каждого предприятия каждые пять лет и в настоящее время охватывает только Сеул. Его планируется расширить, чтобы охватить большую часть остальной части страны.
Администрация Муна могла бы рассмотреть и другие шаги по сокращению выбросов парниковых газов либо через «Новый зеленый курс», либо отдельно. В 2015 году Сеул запустил Корейскую схему торговли выбросами (KETS), которая в настоящее время является третьей по величине торговой схемой в мире. KETS в настоящее время находится на втором этапе торговли разрешениями на выбросы, а третий этап должен начать работу в 2021 году. Ожидается, что на третьем этапе будут установлены более строгие ограничения на выбросы и будут введены другие реформы в систему. Расширение отраслей, охватываемых KETS, увеличение предельных значений выбросов в соответствии со стандартами, установленными в Зеленом новом курсе, или связи с другими торговыми схемами могли бы помочь администрации использовать KETS в качестве инструмента для сокращения выбросов Южной Кореи сверх ее текущих обязательств по Парижскому соглашению и достичь нулевых чистых выбросов углерода к 2050 году.
Южная Корея также могла бы рассмотреть возможность установления даты поэтапного отказа от использования двигателей внутреннего сгорания в транспортных средствах, чтобы поддержать разработку экологически чистых транс-
портных средств и уменьшить загрязнение воздуха. У этого шага есть глобальный прецедент. Великобритания собирается запретить продажу двигателей внутреннего сгорания к 2035 году, а Франция намерена сделать то же самое к 2040 году. Китай также рассматривает вопрос о запрете. Поскольку Китай стремится доминировать на рынке электромобилей, могут быть серьезные конкурентные экономические причины для более глубокой приверженности экологически чистым автомобилям.
Южной Корее также необходимо будет пересмотреть использование угля. Хотя предлагаемый «Новый зеленый курс» устранит финансирование новых угольных электростанций за рубежом и прекратит их строительство внутри страны, он не обязывает Южную Корею полностью свернуть свои собственные существующие угольные электростанции. В мире, переходящем к более экологичным технологиям, которые также снижаются в цене, самый высокий в мире риск нео-купаемых активов при продолжающемся использовании угля находится в Южной Корее.
Выводы
В заключении стоит сказать, что переход к «зеленой» экономике не будет быстрым. Подобно более ранним усилиям администрации Муна по продвижению водорода в качестве альтернативного источника топлива, для успеха «Нового зеленого курса» потребуется долгосрочная поддержка будущих администраций. По нашему мнению, если приоритетной целью Республики Кореи в течение 30 лет останется направленность на создание «Зеленой экономики», то все ожидаемые результаты будут достигнуты. Доказательным фактом может стать инновационный успех Республики Кореи, ведь именно высокая концентрация сил на данной сфере дало результаты в виде глобального лидерства по инновационному индексу, где создание и использование зеленых технологий способствовали успеху в данной отрасли.
Список литературы
1. Каргина, Ю. И. «Зеленая экономика»: Опыт реализации Южной Кореи / Ю. И. Каргина // Поколение будущего: взгляд молодых ученых. Сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции, Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 150-153. - Текст: непосредственный.
2. Токарева, О. С. Политика по сокращению выбросов парниковых газов в рамках южнокорейской стратегии «зеленого роста» / О. С. Токарева // The Newman in Foreign policy, 2017. №35 (79). - С. 86-91. - Текст: непосредственный.
3. Lee, Kevin. Korean Banks Introduce Credit Card that Accrues "Eco-Points" // Lee Kevin. - Текст: электронный // The Korea Bizwire. - 2020. - URL: http://koreabizwire.com/korean-banks-introduce-credit-card-that-accrues-eco-points/70834 (дата обращения: 17.02.2021).
4. World Bank. - 2020. - URL: http://data.worldbank.org/indicator/EN.ATM.CO2E.PC/ (дата обращения: 19.02.2021). - Текст: электронный
5. Kim, Jeong-Su. Climate change experts say S. Korea is lagging in efforts to reduce carbon emissions // Kim Jeong-Su. - Текст: электронный // Hankyoreh. - 2018. - URL: http://english.hani.co.kr/arti/english_edition/e_ international/944954.html (дата обращения: 15.02.2021).
6. Hyup Lee, Jisuk Woo. Green New Deal Policy of South Korea: Policy Innovation for a Sustainability Transition// Jae-Hyup Lee, Jisuk Woo. - Текст: электронный // MDPI. - 2020. - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/12/23/10191/pdf (дата обращения: 17.02.2021).
7. Lim Sung-hyun, Cho Jeehyun. S. Korea determined to promote hydrogen economy with fuel-cell car // Lim Sung-hyun, Cho Jeehyun. - Текст: электронный // Pulse News Korea. - 2020. - URL: https://pulsenews.co.kr/view. php?year=2019&no=35953 (дата обращения: 15.02.2021).
8. Lee, Kevin. Korean Banks Introduce Credit Card that Accrues "Eco-Points" // Lee Kevin. - Текст: электронный // The Korea Bizwire. - 2020. - URL: http://koreabizwire.com/korean-banks-introduce-credit-card-that-accrues-eco-points/70834 (дата обращения: 17.02.2021).
9. The Korea Emissions Trading Scheme, Asian Development Bank - 2020. - URL: [https://www.adb.org/sites/ default/files/publication/469821/korea-emissions-trading-scheme.pdf (дата обращения: 19.02.2021). - Текст: электронный.
10. Joe, Mcalsen. China to ban petrol and diesel cars, state media report // Joe Mcalsen. - Текст: электронный //, Independent. - 2019. - URL: https://www.independent.co.uk/news/world/asia/china-petrol-diesel-car-ban-gasoline-productionsales-electric-cabinet-official-state-media-a7938726.html (дата обращения: 18.02.2021).
Khakimova I.F. GREEN ECONOMY OF THE REPUBLIC OF KOREA: A GREEN NEW DEAL
References
1. Kargina, Ju. I. «Zelenaja jekonomika»: Opyt realizacii Juzhnoj Korei / Ju. I. Kargina // Pokolenie budushhego: vzgljad molodyh uchenyh. Sbornik nauchnyh statej 8-j Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj konfe-rencii, Jugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2019. - S. 150-153. - Tekst: neposredstvennyj.
2. Tokareva, O. S. Politika po sokrashheniju vybrosov parnikovyh gazov v ramkah juzhnokorejskoj strategii «zelenogo rosta» / O. S. Tokareva // The Newman in Foreign policy, 2017. №№35 (79). - S. 86-91. - Tekst: neposredstvennyj.
3. Lee, Kevin. Korean Banks Introduce Credit Card that Accrues "Eco-Points" // Lee Kevin. - Tekst: jelek-tronnyj // The Korea Bizwire. - 2020. - URL: http://koreabizwire.com/korean-banks-introduce-credit-card-that-accrues-eco-points/70834 (data obrashhenija: 17.02.2021).
4. World Bank. - 2020. - URL: http://data.worldbank.org/indicator/EN.ATM.CO2E.PC/ (data obrashhenija: 19.02.2021). - Tekst: jelektronnyj
5. Kim, Jeong-Su. Climate change experts say S. Korea is lagging in efforts to reduce carbon emissions // Kim Jeong-Su. - Tekst: jelektronnyj // Hankyoreh. - 2018. - URL: http://english.hani.co.kr/arti/english_edition/e_ international/944954.html (data obrashhenija: 15.02.2021).
6. Hyup Lee, Jisuk Woo. Green New Deal Policy of South Korea: Policy Innovation for a Sustainability Transition// Jae-Hyup Lee, Jisuk Woo. - Tekst: jelektronnyj // MDPI. - 2020. - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/12/23/10191/pdf (data obrashhenija: 17.02.2021).
7. Lim Sung-hyun, Cho Jeehyun. S. Korea determined to promote hydrogen economy with fuel-cell car // Lim Sung-hyun, Cho Jeehyun. - Tekst: jelektronnyj // Pulse News Korea. - 2020. - URL: https://pulsenews.co.kr/view. php?year=2019&no=35953 (data obrashhenija: 15.02.2021).
8. Lee, Kevin. Korean Banks Introduce Credit Card that Accrues "Eco-Points" // Lee Kevin. - Tekst: jelek-tronnyj // The Korea Bizwire. - 2020. - URL: http://koreabizwire.com/korean-banks-introduce-credit-card-that-accrues-eco-points/70834 (data obrashhenija: 17.02.2021).
9. The Korea Emissions Trading Scheme, Asian Development Bank - 2020. - URL: [https://www.adb.org/sites/ default/files/publication/469821/korea-emissions-trading-scheme.pdf (data obrashhenija: 19.02.2021). - Tekst: jelektronnyj.
10. Joe, Mcalsen. China to ban petrol and diesel cars, state media report // Joe Mcalsen. - Tekst: jelektron-nyj //, Independent. - 2019. - URL: https://www.independent.co.uk/news/world/asia/china-petrol-diesel-car-ban-gasoline-productionsales-electric-cabinet-official-state-media-a7938726.html (data obrashhenija: 18.02.2021).
Дата поступления /Received 01.03.2021 Дата принятия в печать /Accepted 19.04.2021
© Хакимова И.Ф., 2021 © Khakimova I.F., 2021