УДК 327
Н.В. СЕНЯКИНА, А.А. СУСЛОВ
Волгоградский государственный университет г. Волгоград, Россия
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ
Сенякина Наталия Владимировна, студент,
Кафедра истории и международных отношений,
Волгоградский государственный университет
E-mail: [email protected]
Суслов Алексей Александрович, канд. философских наук,
Руководитель НОЦ «Центр исследования Кореи «Корееведение»,
Волгоградский государственный университет
E-mail: [email protected]
Аннотация. В XXI веке ведущие экономики мира глобально стремятся к декарбонизации, что также поддерживает и Республика Корея. Экологическая политика Сеула концептуально закладывалась в национальных стратегиях развития государства. Особенно активно это начало развиваться с 2008 г., что продолжается и в 2022 г. Республика Корея сумела достичь определенных научных и практических результатов в развитии экологической повестки и «зеленой экономики», в последующем взявшей на себя обязательно помогать развивающимся странам в достижении подобных результатов, что повышает международный престиж страны и выводит ее на новый уровень.
Ключевые слова и фразы: Республика Корея, экологическая политика, национальная стратегия, экология, «зеленая экономика».
Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Базовой университетской программы исследований Кореи через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2019-OLU-2250001).
Для цитирования: Сенякина Н.В., Суслов А.А. Экологическая политика Республики Корея в XXI веке // Корееведение в России: направление и развитие. 2023. Т. 4. № 1. С.
N.V. SENYAKINA, A.A. SUSLOV
Volgograd State University, Volgograd, Russia
ENVIRONMENTAL POLICY OF THE REPUBLIC OF KOREA IN THE XXI CENTURY
Senyakina Natalia Vladimirovna, student,
Department of History and International Relations,
Volgograd State University
E-mail: [email protected]
Suslov Alexey Aleksandrovich, Ph.D. philosophical sciences,
Head of the REC “Korean Research Center “Korean Studies”,
Volgograd State University
E-mail: [email protected]
Abstract. In the XXI century, the world's leading economies are globally striving for decarbonization, which is also supported by the Republic of Korea. Seoul's environmental policy was conceptually laid down in the national development strategies of the state. This has been developing especially actively since 2008, which continues in 2022. The Republic of Korea has managed to achieve certain scientific and practical results in the development of the environmental agenda and the "green economy", which subsequently undertook to help developing countries achieve such results, which increases the international prestige of the country and takes it to a new level.
Keywords and phrases: Republic of Korea, environmental policy, national strategy, ecology, "green economy".
Acknowledgments: This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).
For citation: Senyakina N.V., Suslov A.A. Environmental policy of the Republic of Korea in the XXI century // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2023. Vol. 4, № 1.
Введение
Республика Корея на сегодняшний день является передовой экономикой мира, занимая 10 место в рейтинге стран с развитой экономикой. Правительство Республики Корея проводит активную экологическую политику и несет серьезную ответственность за экологические последствия в своей стране, а также помогает и другим странам минимизировать экологические угрозы, с помощью своих новейших корейских технологий. Южная Корея спонсирует и разрабатывает проекты в области охраны окружающей среды и экологии, как и другие ведущие страны, что является одним из направлений экологической политики государства. Одним из министерств, занимающихся вопросами экологии и окружающей среды является Министерство окружающей среды Республики Корея, в чьи задачи входит поддержание мер по созданию благоприятных условий для граждан страны, развитие сотрудничества по линии министерств, в том числе и на международном уровне. Основные направления деятельности Министерства окружающей среды, еще с 2010 г. нацелены на решение вопросов, связанных с загрязнением воды; атмосферы; формирование экологического сознания; управление отходами; развитие концепции «экологически безопасный рост», которая пытается найти способ балансировать между экономикой и экологией; сохранение биоразнообразия в пределах природоохранных зон; охрана здоровья человека; развитие международного сотрудничества и мониторинг за изменением климата.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы охарактеризовать экологическую политику Республики Корея в XXI веке и ее особенности. В данной работе были использованы общенаучный метод и метод сравнительного анализа.
Результаты исследования
Экологические проблемы в Корее имеют свою давнюю историю, начиная с прошлого столетия 1970-ых гг., когда страна перешла на новый экономический путь развития – индустриализации, где первичен был экономический интерес государства. Вопросы экологии, в тот период времени, оставались на втором плане, что и имеет свое логическое объяснение.
С течением времени, правительство Южной Кореи определяло свои экономические приоритеты, в которые как раз входила экологическая политика и меры по охране окружающей среды. Одной из центральных проблем экологии является загрязнение воздуха. Проводилось множество исследований на данную тему. Ключевым вопросом в данной проблеме считается первоначальный источник загрязнения: исходит он от отечественных производственных комплексов или переносится с соседних государств? Как показали исследования НАСА, загрязнение воздуха осуществляется преимущественно корейской стороной из-за выбросов отходов в воздух от промышленного сектора, но также значительная часть загрязняется соседями. Еще с 1990-ых гг. существует проблема загрязнения воды, которая также в свою очередь нанесла ущерб прибрежным и речным экосистемам. Южная Корея в своей промышленности использует ядерную энергию, что создает более высокий риск к последующему загрязнению окружающей среды, а также требует более тщательной подготовки к утилизации ядерных отходов, что создает немаловажные проблемы.
В 2019 г. Корейский институт окружающей среды провел исследование, касательно отношения корейцев к проблеме экологии в их стране. Выборка составила три тысячи человек и были определены острые экологические проблемы, по мнению жителей. Исследователи выделили топ-5 экологических проблем, из которых первое место заняла проблема загрязнение воздуха мелкодисперсной пылью и другими химическими веществами; второе место изменение климата и проблема мусора; третье место респонденты дали проблеме использования бытовых химикатов, которые несут огромный ущерб здоровью людей; четвертое заняла проблема загрязнения воды и последнее место занял микропластик. В связи с этим, респонденты указали, что необходимо коллективно бороться с экологическими проблемами через добровольное участие граждан, ужесточение требований по охране природы, уголовной и административной ответственности за загрязнение окружающей среды, а также привлекать инвестиции в экологические проекты и зеленые технологии.
Экологическая повестка тесно связана с экономикой, а сегодня она аффилирована с темой «зеленая экономика», «зеленый рост», которую активно продвигает правительство Кореи. На протяжении двадцати лет были разработаны национальные стратегии и концепции об охране окружающей среды и решении экологических проблем, объявленные разными президентами Республики Корея. Например, с 2005-2014 гг. был запущен «Первый генеральный план контроля качества воздуха в столичном Сеуле», целью которого являлось уменьшение выбросов и выхлопов химических газов, исходящих от машин, заводов и других источников. Далее данный план был дополнен и модернизован, а в последующем включал в себя расширение деятельности по сокращению газов в других городах страны и срок реализации был установлен с 2015 по 2024 г.
Правительство Республики Корея на ранних этапах задумалось о развитии национальных концепций «зеленой экономики». Каждый корейский президент вносил значительный вклад в развитие нормативной базы и в формирование национальных зеленых стратегий. Впервые данный курс был объявлен в 2008 г. Ли Мен Баком. Цель данного курса обозначала сделать страну к 2020 г. одной из передовых государств, использующих зеленые технологии и плавный переход национальной экономики на «низкоуглеродный зеленый рост». Для достижения данной цели были предприняты следующие меры: издан Указ Президента «О создании Президентского комитета по зеленому росту», «Национальная стратегия зеленого роста до 2050 г.» от июля 2009 г., стратегия пятилетнего плана экономического развития 2009-2013 гг., поддержка бизнеса, перешедшего на использование «зеленой экономики», созданы в 2011-2012 гг. «Корейский доверительный фонд зеленого роста», «Глобальный институт зеленого роста», «Центр зеленых технологий», которые оказали огромное влияние на переход страны на русло новой экономики и которые также получили статус международного уровня.
Корейское правительство активно развивало и развивает свой научный потенциал. Основное внимание уделяется развитию нанотехнологий, космических разработок, сенсорных сетей, полупроводникам, искусственному интеллекту и другим, указывалось в плане, включающем в себя пункт по реализации и финансированию «стратегической карты коммерциализации зеленых технологий». То есть, научная деятельность нацелена на достижение экономического развития и избавления сырьевой зависимости от иностранных поставщиков в рамках развития зеленых технологий, при этом решаются экологические проблемы государства. Чтобы продвигать и поддерживать зеленый бизнес, правительство с 2010 по 2013 гг. разработало и приняло Законы «о развитии устойчивой транспортной логистики»; «о поощрении строительства и использования интеллектуальных сетей», «о поддержке зеленого строительства»; «о распределении и торговле квотами на выбросы парниковых газов, «о стимулировании покупки экологически чистых продуктов».
С 2012 по 2017 гг. при президентстве следующего правителя Пак Кын Хе зеленый курс был продолжен, но имел некоторые отличия от его предшественника. Основное отличие состояло в том, что Пак Кын Хе уделял большее вниманию на достижение конкретной цели – вывести страну в ряды лидеров по использованию в экономике зеленых технологий, а также создать меры по обеспечению энергетической безопасности и прикладывать усилия борьбы с изменением климата. Действующим в то время правительством были разработаны «Второй пятилетний план зеленого роста» сроком с 2013-2018 гг., за ним последовал и «Третий генеральный план развития энергетики» от 2019 г., который был нацелен на переход к возобновляемым источникам до 2030-2040 гг. Итогом данной экологической политики стало то, что южнокорейские компании, на примере «Hyundai Motor Group», стали активно инвестировать в зеленую экономику, проводить разработки по развитию и использованию водородной энергетики в автомобильных, химических и других областях.
Следующим президентом, продолжающим развитие «зеленой экономики» стал Мун Чжэ Ин. Он объявил, что Республика Корея станет углеродно нейтральной всего за 30 лет. Это является действительно амбициозным планом, так как Китай заявил, что достигнет данный показатель к 2060 г., Япония к 2050 также, как и Корея. Что касается стратегических мер, то Мун Чжэ Ин одобрил в 2020 г. «Генеральный план цифровой трансформации», в 2019 г. «Третий генеральный план развития энергетики», характеризующийся стремлением к увеличению на 20% к 2030 г. использования возобновляемых энергоносителей и на 10-15% выше к следующему десятилетию.
Новое правительство в 2022 г. при президенте Юн Сок Еля безусловно продолжает логику развития «зеленой экономики». Но для Республики Корея также актуален и перспективен Арктический регион (Северный морской путь), куда корейская сторона активно финансирует, стремясь стать полноправной участницей Арктического совета будучи находясь в статусе неарктической державы. И в декабре 2022 г. был объявлен «План стимулирования деятельности в полярных регионах в 2023-2027 гг». Деятельность в рамках данного плана будет нацелена на расширение своего присутствия в регионе, проведение научно-исследовательской деятельности, в целях изучения экологии региона, изменения климата, сохранения экосистемы Арктики, также планируется строительство ледокола нового поколения и открытие третьей постоянной станции в глубине материка.
Проводя сравнение между южнокорейскими стратегиями и экологической политикой при правлении четырех, по больше мере трех, правителей можно сделать общий логический вывод, что Республика Корея крайне заинтересована в развитии зеленых технологий и переходе на «зеленую экономику», так как это позволяет уйти от зависимости поставок энергоресурсов, понизить выбросы углекислого газа и других вредных химических элементов в атмосферу, также это развитие технологий, которые Корея экспортирует развивающимся странам. По сути, Ли Мен Бак заложил нормативную базу экологической зеленой политики, концептуально ее обозначив в своих планах и национальных стратегиях. Пак Кын Хе делал акцент на вопросы энергетической безопасности страны, предоставляя широкие возможности бизнесу, перешедших на использование зеленых технологий. Мун Чжэ Ин дополнил экологическую политику научной стратегией цифрового развития технологий, а также задал курс будущим политикам в достижении цели к 2050 г. углеродной нейтральности. Действующий президент уже определил будущее экологической политики, уже существуют заявления, но пока полноценно представить картину следующих действий Республики Корея на данный момент затруднительно. В целом, результаты данной экологической политики колоссальны и видны на сегодняшний год.
Выводы
В ходе исследования была достигнута цель, которая состояла в том, чтобы охарактеризовать экологическую политику Республики Корея в XXI веке и ее особенности. Экологическая повестка, сохранение окружающей среды и переход на «зеленую экономику» на сегодняшний день является общемировым позитивным трендом, за которым следует и Республика Корея. Цели, к достижению которых стремится Корея – стать углеродной нейтральной, минимизировать энергетическую зависимость и снизить выбросы парниковых газов. Результатами экологической политики стало восстановление большего процента окружающей среды, развитие «зеленых городов» и промышленности. Одним из важных моментов национальных стратегий в области экологии считается содействие повышению экологического воспитания населения, его бережное отношение к окружающей среде, формирование позитивного образа перехода на «зеленую экономику». Исходя из исследования, проводимая политика Сеулом гарантирует повышение роли Республики Корея на международной арене, как передовой страны сумевшей достичь высоких экономических показателей с использованием зеленых технологий за такое короткое историческое время.
Список литературы
1. Клочкова, Е. Р. Обзор экологической политики в Республике Корея в 2014-2019 гг. / Е. Р. Клочкова. – Текст: непосредственный // Казанский вестник молодых ученых. Серия: Политические науки. – 2020. Т.4, вып.2. – С. 155-161. @@ Klochkova, E. R. Environmental Policy Review in the Republic of Korea in 2014-2019. / E. R. Klochkova. – Text: direct // Kazan Bulletin of Young Scientists. Series: Political sciences. – 2020. V.4, issue 2. – S. 155-161.
2. Смит, Б. Экологические проблемы Республики Корея / С. Бретт. – Текст: электронный. – 2019. – 7 апр. – URL: https://evolvelium.com/ecology/ekologicheskie-problemy-yuzhnoy-korei/ (дата обращения: 21.12.2022). @@ Smith, B. Ecological problems of the Republic of Korea / S. Brett. – Text: electronic. – 2019. – 7 April. – URL: https://evolvelium.com/ecology/ekologicheskie-problemy-yuzhnoy-korei/ (date of access: 21.12.2022).
3. Адриянов, В. Зеленая экономика Республики Корея / В. Адреянов. – Текст: электронный. – 2022. – 6 нояб. – URL: https://proza.ru/2022/11/06/433 (дата обращения: 22.12.2022). @@ Adrianov, V. Green Economy of the Republic of Korea / V. Adrianov. – Text: electronic. – 2022. – 6 Nov. – URL: https://proza.ru/2022/11/06/433 (date of access: 22.12.2022).
4. Штефан, Е. Главная экологическая проблема в Корее-качество воздуха / Е. Штефан. – Текст: электронный. – 2020. – 12 июл. – URL: https://evgeny-shtefan.com/2020/07/12/главная-экологическая-проблема-в-кор (дата обращения: 21.12.2022). @@ Stefan, E. The main environmental problem in Korea is air quality / E. Stefan. – Text: electronic. – 2020. – 12 Jul. – URL: https://evgeny-shtefan.com/2020/07/12/main-environmental-problem-in-kor (date of access: 12/21/2022).
5. Буздин, А. А. Принятие экологического стандарта ISO 14001 в Южной Корее: ресурсный фактор или институциональное давление? / А. А. Буздин. – Текст: электронный. – 2014. – 24 дек. – URL: https://social.hse.ru/news/140077509.html (дата обращения: 23.12.22). @@ Buzdin, A. A. Adoption of the environmental standard ISO 14001 in South Korea: a resource factor or institutional pressure? / A. A. Buzdin. – Text: electronic. – 2014. – 24 Dec. – URL: https://social.hse.ru/news/140077509.html (date of access: 23.12.22).
6. Официальный сайт Государственной Думы РФ. – Текст: электронный. – URL: http://duma.gov.ru/news/14052/ (дата обращения: 23.12.2022). @@ Official site of the State Duma of the Russian Federation. – Text: electronic. – URL: http://duma.gov.ru/news/14052/ (date of access: 23.12.22).
7. Махлярчук, А. Южная Корея / А. Махлярчук. – Текст: электронный. – URL: https://pandia.ru/text/80/069/23530.php (дата обращения 24.12.2022). @@ Makhlyarchuk, A. South Korea / A. Makhlyarchuk. – Text: electronic. – URL: https://pandia.ru/text/80/069/23530.php (date of access: 24.12.22).
8. В Южной Корее приостановят работу восьми загрязняющих воздух электростанций. – Текст: электронный. – 2017. – 16 мая. – URL: https://densegodnya.ru/ecologya/article_post/v-yuzhnoy-koreye-priostanovyat-rabotu-vosmi-zagryaznyayushchikh-vozdukh-elektrostantsiy (дата обращения: 25.12.2022). @@ South Korea suspends eight air-polluting power plants. – Text: electronic. – 2017. – May 16. – URL: https://densegodnya.ru/ecologya/article_post/v-yuzhnoy-koreye-priostanovyat-rabotu-vosmi-zagryaznyayushchikh-vozdukh-elektrostantsiy (date of access: 25.12.22).
9. Сигул, Я. Подготовка к «зеленому росту»: почему экономическое развитие Кореи не приводит к ухудшению экологической обстановки / Я. Сигул. – Текст: электронный. – URL: https://www.unido-russia.ru/archive/num7/art7_10/ (дата обращения: 21.12.2022). @@ Sigul, Y. Preparing for Green Growth: Why Korea's Economic Development Doesn't Lead to Environmental Deterioration / Y. Sigul. – Text: electronic. – URL: https://www.unido-russia.ru/archive/num7/art7_10/ (date of access: 21.12.22).
10. Корея станет углеродно нейтральной за 30 лет. – Текст: электронный. – 2020. – 4 нояб. – URL: https://greenpeace.ru/news/2020/11/04/koreja-stanet-uglerodno-nejtralnoj-za-30-let/ (дата обращения: 25.12.2022). @@ Korea will become carbon neutral in 30 years. – Text: electronic. - 2020. – 4 Nov. – URL: https://greenpeace.ru/news/2020/11/04/koreja-stanet-uglerodno-nejtralnoj-za-30-let/ (date of access: 25.12.2022).
11. Кирьянов, О. Южная Корея обнародовала пятилетний план деятельности в Арктике и Антарктиде / О. Кирьянов. – Текст: электронный. – 2022. 5 дек. – URL: https://rg.ru/2022/12/05/iuzhnaia-koreia-obnarodovala-piatiletnij-plan-deiatelnosti-v-arktike-i-antarktike.html (дата обращения: 25.12.2022). @@ Kiryanov, O. South Korea unveiled a five-year plan for activities in the Arctic and Antarctic / O. Kiryanov. – Text: electronic. – 2022. 5 Dec. – URL: https://rg.ru/2022/12/05/iuzhnaia-koreia-obnarodovala-piatiletnij-plan-deiatelnosti-v-arktike-i-antarktike.html (date of access: 25.12.2022).
Дата поступления / Received
Дата принятия в печать / Accepted
©Сенякина Н.В., Суслов А.А., 2023
©Senyakina N.V., Suslov A.A.,2023