Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на успешность учебной и регулярность тренировочной деятельности школьников'

Анализ факторов, влияющих на успешность учебной и регулярность тренировочной деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
138
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / GENERAL SECONDARY SCHOOL / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА / CHILDREN-YOUTH SPORTS SCHOOL / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / SUCCESS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пушкарный М.Ю., Кошаева М.В.

В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность учебной и тренировочной деятельности спортсменов, занимающихся в детских спортивных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пушкарный М.Ю., Кошаева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FACTORS INFLUENCING BOTH ON THE SCHOOL CHILDRENS SUCCESSFUL LEARNING ACTIVITY AND ON THE REGULARITY OF THEIR TRAINING ACTIVITY

Factors infl uencing on the success of both learning and training activity of athletes going in for sport at children sports school are examined in the paper.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на успешность учебной и регулярность тренировочной деятельности школьников»

FORMING TOLERANCE IN 5 GRADE PUPILS IN THE PERIOD OF THEIR ADAPTATION TO THE TEACHING PROCESS AT A SECONDARY SCHOOL

Novikova E., Post-Graduate Student, Balandin V., Doktor of Pedagogics, Professor

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

The complex of pedagogical conditions for forming Key words: tolerance, pedagogical conditions, tolerance in 5-grade pupils is represented in the paper. components, mobile-gaming activity.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ И РЕГУЛЯРНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель М. Ю. Пушкарный, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар Почетный работник общего образования РФ, директор СОШ №57 М. В. Кошаева Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161

В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность учебной и тренировочной деятельности спортсменов, занимающихся в детских спортивных школах.

Ключевые слова: среднеоб-разовательная школа, детско-юношеская спортивная школа, учебный процесс, тренировочный процесс, успешность обучения.

Одной из важных задач, стоящих перед спортивными школами, спортивными секциями, государственными и общественными учреждениями, спортивными клубами и другими организациями, работающими в сфере физической культуры и спорта, является увеличение чис-

ла занимающихся детей, подростков и молодежи с целью профилактики наркомании, алкоголизма и преступности, оздоровления подрастающего поколения, подготовки призывной молодежи к службе в Вооруженных Силах России и дальнейшей трудовой деятельности.

В этой связи перед спортивными школами стоят задачи по увеличению набора в группы начальной подготовки, сохранения контингента в учебно-тренировочных группах, что позволит проводить более тщательный отбор на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Наряду с этим, для формирования гармонично развитой личности необходимо обеспечить освоение

ребенком программы среднеобразовательной школы, дающей возможность дальнейшего профессионального роста.

Родители школьников, занимающихся в спортивных секциях, зачастую вынуждены решать вопросы, связанные с успешностью учебной или тренировочной деятельности за счет времени, уделяемого одной из сторон. Такой подход не рационален и не влияет положительно на развитие ребенка. Решение подобных задач требует усилий всех заинтересованных сторон.

Каждый этап спортивной подготовки ограничивается определенными возрастными рамками, которые характеризуются не только физиологическими, но и социологическими особенностями развития занимающихся, без их учета затруднительно рассчитывать на высокие показатели в учебном и тренировочном процессех.

Особенно остро эти вопросы стоят в видах спорта с ранней специализацией, тем более что спорт высших достижений за последние 10-20 лет значительно «помолодел». Ярким примером служат гимнастические виды спорта: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика, прыжки на батуте и т. д. В этих видах спорта выход на оптимальный уровень спортивной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов приходится на период 14-17 лет. Весомым доказательством важности для спортивной карьеры данного возрастного отрезка является решение о проведении юношеских Олимпийских игр с 2010 года.

Юный спортсмен, для того чтобы стать полноценной личностью в современном обществе, должен не только гармонично развиваться физически, но и получить среднее образование должного уровня, которое позволит продолжить обучение с целью освоения избранной профессии с тем, чтобы занять достойное место в обществе.

Наибольшее влияние на формирование личности ребенка, занимающегося спортом, имеют родители, среднеобразовательная школа и детско-юношеская спортивная школа, решающие свой спектр задач, которые в совокупности должны привести к положительному результату. Ведущую и определяющую роль играют родители, а вот взаимодействие между общеобразовательной и спортивной школой, в большинстве случаев, к сожалению, слабое.

Учебная программа среднеобразовательных школ насыщена и для её освоения требуется серьезное усердие. Интервьюирование тренеров детско-юношеских школ показало, что чаще всего при снижении успеваемости в средней школе родители юного спортсмена запрещают ему посещать тренировочные занятия до улучшения оценок, считая, что у ребенка будет больше времени на учебу. Такой подход влияет на снижение спортивной подготовленности, что влечет за собой снижение спортивных результатов, разочарование в спортивной деятельности и, как следствие, - ребенок прекращает занятия спортом.

Одним из вариантов решения таких вопросов явля-

ется формирование спортивных классов. Однако практика показывает, что данное решение не оправдывает себя в начальной школе, так как большой процент зачисленных в спортивный класс прекращает занятия в конкретной спортивной школе в течение учебного года по различным причинам. Имеющиеся спортивные классы в средних и старших классах средней школы создаются для спортсменов, показавших хорошие результаты на соревнованиях с перспективами роста спортивного мастерства в конкретном виде спорта. Такая форма тоже имеет свои негативные стороны, например: переезд в другой регион, отрыв от дома, адаптация в новом коллективе и т. п.

Для выявления путей решения выше обозначенных проблем необходим комплексный анализ мнений с всесторонним выявлением мотивов, задач и вопросов на каждом этапе подготовки юного спортсмена. Такой подход даст возможность найти пути взаимодействия между общеобразовательной школой, спортивной школой, юным спортсменом и его родителями. Это позволит выявить варианты улучшения учебного и тренировочного процесса, что повлияет на гармоничное формирование личности юных спортсменов.

С этой целью нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 213 спортсменов - учащихся 36 среднеобразовательных школ г. Краснодара - № 2, 3, 8, 12, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 30, 31, 34, 35, 36, 39, 41, 44, 47, 48, 55, 57, 64, 66, 71, 78, 89, 90, 92, 93, 95, 100, 101.

Из всех опрошенных - 82 занимаются в группах начальной подготовки и 131 имеет следующие спортивные разряды: 3 юношеский разряд - 10 человек; 2 юношеский разряд - 20 человек; 1 юношеский разряд - 7 человек; 3 взрослый разряд - 7 человек; 2 взрослый разряд - 13 человек; 1 взрослый разряд - 43 человека; КМС - 22 человека; МС - 9 человек.

Вопросы, заданные с целью выяснения причин выбора занятий данным видом спорта, показали следующее.

На вопрос «Почему выбрали именно этот вид спорта?» давались следующие ответы:

- понравилось - 106 человек (49,8%);

- привели - 20 человек (9,4%);

- интересно - 17 человек (8%);

- захотелось - 10 человек (4,7%);

- для оздоровления - 8 человек (3,8%);

- по стопам родителей - 5 человек (2,3%) (рис. 1).

На вопросы о времени, затрачиваемом на дорогу от

дома до спортивной школы, от дома до среднеобразо-вательной школы, от среднеобразовательной школы до спортивной школы, ответы распределились следующим образом.

Дорога от дома до спортивной школы:

- от 5 до 30 минут - 159 человек (74,6%);

- от 35 до 50 минут - 26 человек (12,2%);

- от 1 часа и более - 28 человек (13,2%).

Дорога от дома до среднеобразовательной школы:

- от 5 до 30 минут - 190 человек (89,2%);

- от 35 до 50 минут - 9 человек (4,2%);

- от 1 часа и более - 14 человек (6,6%).

Дорога от среднеобразовательной школы до спортивной школы:

- от 5 до 30 минут - 176 человек (82,6%);

- от 35 до 50 минут - 23 человека (10,8%);

- от 1 часа и более - 14 человек (6,6%) (рис. 2).

Рисунок 1. Причины выбора данного вида спорта

Рисунок 2. Количество времени, затраченного ребенком на дорогу

Рисунок 3. Количество времени, затраченного на выполнение домашнего задания

173 опрошенных ребенка (81,2%) учатся в первую смену и 40 (18,8%) - во вторую. Данный факт свидетельствует о том, что работающие родители в большинстве случаев не имеют возможности встречать из школы и сопровождать ребенка на тренировку.

Вышеприведенные данные говорят о том, что подавляющее большинство опрошенных занимаются в спортивных школах, расположенных вблизи от дома и средне образовательной школы. Учитывая, что опреде-

ляющую роль в занятости ребенка играют родители, которые заинтересованы в том, чтобы он был под присмотром педагогов, можно сделать вывод, что ведущим фактором при выборе спортивной школы является близость её расположения от дома и среднеобразовательной школы, а также интерес ребенка к данному виду двигательной активности.

Одним из важных факторов, влияющих на регулярность занятий ребенка спортом, является его успе-

ваемость в среднеобразовательной школе. На вопрос «Сколько времени занимает выполнение домашнего задания?» ответы распределились следующим образом:

- от 1 до 4 часов - 174 опрошенных (81,7%);

- от 40 до 50 минут - 4 опрошенных (1,9%);

- от 5 до 30 минут - 35 опрошенных (16,4%) (рис. 3).

Большинство занимающихся затрачивают на выполнение домашнего задания от 1 до 4 часов. Учитывая, что дорога от школы до дома и от дома до спортивной школы у более 80% спортсменов занимает 1,5-2 часа, следовательно, это больше половины времени, необходимого для выполнения домашнего задания.

На вопрос «Освоение каких предметов вызывает у вас затруднения?» были получены следующие ответы:

- русский язык - 45 опрошенных (21,1%);

- математика (алгебра, геометрия) - 43 опрошенных (20,2%);

- иностранный язык - 28 опрошенных (13,1%);

- физика - 23 опрошенных (10,8%).

Организовав для спортсменов возможность оставаться в школе до спортивной тренировки в течение полутора - двух часов и обеспечив помощь учителя в изучении предметов, вызывающих затруднение можно более рационально организовать график деятельности ребенка и значительно «подтянуть» его успеваемость.

Особенно важна поддержка учителей среднеобразовательной школы в средних и старших классах, так как именно в этот период спортсмены наиболее часто выезжают на соревнования и тренировочные сборы, следовательно, пропускают уроки, снижается успеваемость.

На вопрос «Берете ли вы в среднеобразовательной школе задания на время поездок на соревнования и

тренировочные сборы?» 112 опрошенных (52,6%) ответили отрицательно и 101 (47,4%) - положительно.

На вопрос «Помогают ли вам выполнять школьные задания в период соревнований и тренировочных сборов?» 139 (65,3%) опрошенных ответили отрицательно и 74 (34,7%) ответили положительно. То есть, только половина опрошенных в период отъезда старается осваивать школьную программу и только трети из них оказывается в этом помощь.

Наряду с этим, 162 (76%) опрошенных ответили утвердительно на вопрос «Умеете ли вы пользоваться персональным компьютером и Интернетом?». Следовательно, при наличии соответствующих программ спортсмены могут выполнять задания через Интернет.

Резюмируя вышеизложенное, для улучшения учебного и тренировочного процесса можно рекомендовать:

- обращать внимание при наборе в группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ на учащихся начальных классов близлежащих среднеобразовательных школ;

- организовывать консультации и дополнительные занятия после уроков в среднеобразовательной школе за 1,5-2 часа до тренировки по наиболее «трудным» предметам: русскому языку, математике (алгебре, геометрии), иностранному языку и физике;

- организовывать питание и отдых перед тренировочными занятиями;

- использовать существующий опыт образовательных учреждений удаленного обучения через Интернет, создание тестирующих компьютерных программ, позволяющих спортсменам выполнять задания учителей во время отъезда на соревнования и тренировочные сборы, а учителям контролировать их выполнение.

ANALYSIS OF FACTORS INFLUENCING BOTH ON THE SCHOOL CHILDREN'S SUCCESSFUL LEARNING ACTIVITY AND ON THE REGULARITY OF THEIR TRAINING ACTIVITY

Pushkarni M., Candidate of Pedagogics, Senior Teacher Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Koshaeva M., Honoured Worker of General Education of RF, Director of GSS №57 Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

Factors influencing on the success of both learning and Key words: general secondary school, children-youth training activity of athletes going in for sport at children sports school, learning process, training process, success of sports school are examined in the paper. education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.