Научная статья на тему 'Разновидность индивидуального подхода при отборе в спортивные секции по вольной борьбе'

Разновидность индивидуального подхода при отборе в спортивные секции по вольной борьбе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
361
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / SPECIALIZATION / ОТБОР В БОРЬБЕ / SELECTION FOR WRESTLING / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / DEFINING PHYSICAL ABILITIES / ПРОГНОЗЫ / СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / SPORTS ORIENTATION / PROGNOSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Винниченко А. А., Козляков А. В.

Развитие детского и юношеского спорта, а также проведение Всемирной юношеской Олимпиады требует от специалистов в области спорта новых подходов не только при отборе, но и с целью сохранения одаренного контингента, доведения до высокого уровня, мастерства. В работе раскрываются вопросы правильной ориентации и отбора, что ведет к решению глобальных задач, которые стоят перед тренерами юношей сборной команды России по вольной борьбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Винниченко А. А., Козляков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCES IN AN INDIVIDUAL APPROACH WHILE CHOOSING ATHLETES INTO SPORTS FREE STYLE WRESTLING SECTIONS

The development of children and youthful sport, and also holding the World-wide youthful Olympiad demands from skilled sports specialists new approaches not only in choosing but also in keeping gifted contingent. And for all that it is important to achieve high leveleed mastery. Problems of correct orientation and selection are revealed in the paper. It leads to solving such global tasks which coaches of teenagers of the free-style wrestling unifi ed team of Russia come across.

Текст научной работы на тему «Разновидность индивидуального подхода при отборе в спортивные секции по вольной борьбе»

РАЗНОВИДНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ОТБОРЕ В СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

Профессор А. А. Винниченко,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, А. В. Козляков,

Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар

Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161

Развитие детского и юношеского спорта, а также проведение Всемирной юношеской Олимпиады требует от специалистов в области спорта новых подходов не только при отборе, но и с целью сохранения одаренного контингента, доведения до высокого уровня, мастерства.

В работе раскрываются вопросы правильной ориентации и отбора, что ведет к решению глобальных задач, которые стоят перед тренерами юношей сборной команды России по вольной борьбе.

Ключевые слова: специализация, отбор в борьбе, определение физических способностей, физические качества, прогнозы, спортивная ориентация.

Практика современного детского и юношеского спорта показывает, что вопросы спортивной ориентации и отбора должны быть строго индивидуализированы. Не оправдывают себя мероприятия по «массовому» отбору на основе каких-либо тестовых упражнений. Это связано с тем, что любой практически реализуемый набор тестов не может в достаточной степени учитывать индивидуальные особенности юных борцов. Кроме того, для эффективного отбора необходимо предварительно подготовить юных спортсменов. Это также позволяет выявить индивидуальные задатки и способности, которые в дальнейшем могут быть развиты.

Причем следует отметить, что индивидуальные задатки и способности могут в полной мере проявить себя на разных этапах подготовки.

Анализ подготовки и выступлений российских спортсменов на крупнейших соревнованиях, а также многолетний практический опыт работы показывает, что выдающихся результатов добиваются лишь индивиды, обладающие ярко выраженными способностями, наиболее полно проявившимися именно в данном виде спорта.

Правильная ориентация при последующем отборе будут способствовать повышению эффективности подготовки спортсменов высокой квалификации.

Следует отметить значительный вклад в изучение теоретических и методических аспектов спортивного отбора и ориентации работ В. К. Бальсевича; М. С. Бриля; В. М. Волкова, В. П. Филина; А. А. Гужаловско-го, С. В. Калмыкова, Св. В. Калмыковой; П. З. Сирис, П. М. Гайдарска; Г. С. Туманяна; В. Б. Шварца, С. В. Хрущёва и др.

Спортивный отбор - система организационных, педагогических, социальных и медико-биологических мероприятий и методов исследования, на основе которых выявляются задатки и способности учащихся для углубленной специализации в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация - вид социальной ориентации детей и подростков для занятий тем или иным видом спорта.

Проблема отбора в спортивной борьбе, как в и других видах спорта, очень актуальна. В настоящее время имеется несколько работ, рассматривающих отдельные вопросы отбора в борьбе.

Педагогические аспекты отбора изучались М. С. Брилем, В. П. Филиным, С. С. Грошенковым, С. В. Калмыковым, Св. В. Калмыковой, В. И. Филипповичем, И. М. Туревским и др. При этом П. З. Сирис, П. М. Гайдар-ска считают педагогическое направление в разработке методов организации отбора ведущим звеном, которое объединяет всю совокупность данных, полученных специалистами других направлений.

В дальнейшем Б. А. Подливаев, В. М. Игуменов на основе экспериментальных исследований пришли к следующим выводам:

1. Предварительный отбор и зачисление мальчиков в ДЮСШ следует проводить после сравнения результатов выполнения ими упражнений, характеризующих уровень развития физических и волевых качеств. Отда-

вать предпочтение следует тем, кто имеет лучшие показатели в силе.

2. Выявить наиболее способных борцов можно лишь в конце первого года занятий, сопоставляя результаты изменения уровня физического развития и результаты, показанные в соревнованиях по пятиборью.

3. Не отсеивая никого к концу учебного года, тренер должен в дальнейшем уделять равное внимание всем занимающимся и обеспечить необходимые условия для дальнейшего спортивного роста наиболее способных ребят.

Б. А. Подливаев, И. В. Шинелов и В. М. Игуменов считают, что проблема отбора в спортивной борьбе предполагает три взаимосвязанных и в то же время самостоятельных аспекта:

- отбор юношей в секцию борьбы;

- отбор кандидатов в сборные команды;

- отбор спортсменов для участия в крупнейших международных соревнованиях.

Трудно поверить в существование одного качества, совершенство которого предопределит успех всех борцов. Маловероятно существование и комплекса качеств, взаимосвязанных по степени развития.

Авторы констатируют, что отбор детей, который осуществляется в настоящее время в борьбе, неприемлем для ребенка. Система отбора должна предполагать не отсев детей из той или иной группы видов спорта, а целенаправленное сообразное перераспределение их по видам, где мальчики могли бы наиболее ярко проявить свои способности.

О. П. Юшков заостряет внимание на необходимости всестороннего изучения личности спортсмена-борца, чтобы на основе полученных показателей прогнозировать успех в спортивной деятельности.

В настоящее время растет количество исследований, касающихся вопросов отбора и ориентации в рамках начальной спортивной подготовки. В работах В. К. Бальсевича, В. М. Волкова, В. П. Филина и других показано, что успешность спортивной деятельности тесно связана с уровнем развития психофизических и моторных способностей человека, проявление которых в спорте тесно связано с функциональными и морфологическими особенностями.

Международная федерация FILA рекомендует начинать занятия борьбой с 8-летнего возраста. Причем, по данным А. Э. Катулина, Э. М. Мамедова, анкетирование тренеров показало, что более 50% из них при определении пригодности подростка руководствуются внешними признаками. Около 60% придают немаловажное значение врожденным, природным, физическим качествам и способностям; 40% считают необходимым при отборе детей учитывать силу, 40% - быстроту, 40% - координационные способности, 39% - гибкость, 18% -умение сохранять равновесие.

Все тренеры едины в том, что хорошее здоровье -одно из непременных условий отбора детей в секции по борьбе.

Тренеры для определения физических способно-

стей широко используют также контрольные упражнения: лазание по канату, подтягивание на перекладине, сгибание - разгибание рук в упоре лежа, приседания на одной и двух ногах, а в некоторых случаях поднимание штанги или отрыв партнера от ковра или пола различными захватами.

Силу определяют умением подростка выполнять 8-10 подтягиваний и 12-15 сгибаний - разгибаний рук в упоре лежа.

Скоростные качества определяются при беге на 4060 м. Оценкой быстроты служат быстрота и ловкость, проявляемые при игре в футбол, а также умение быстро проводить упрощенные приемы с партнерами или с тренировочным манекеном.

По умению детей становиться на борцовский мост из стойки или из положения лежа на спине судят о гибкости, а по умению выполнять кувырки, имитацию приемов борьбы - о координационных способностях.

Отбор спортсменов как раздел работы тренера по борьбе подразделяется на три взаимообусловленные и в то же время относительно самостоятельные части:

1) спортивная ориентация (начальный отбор детей) с целью обнаружения их потенциальных способностей к определенным видам спорта (в частности, к конкретному виду единоборства);

2) комплектование сборных команд;

3) спортивный отбор (отбор кандидатов в сборные команды).

Для реализации задач отбора необходимо решить частные проблемы:

• определить идеальный тип спортсмена (модель олимпийского чемпиона);

• сделать прогноз темпов роста спортивных достижений (основная задача);

• провести классификацию отбираемых спортсменов на более и менее одарённых;

• выбрать форму организации процесса отбора.

В. М. Игуменов, Б. А. Подливаев рекомендуют:

- при отборе детей в секцию необходимо просматривать как можно больше ребят, при этом следует учитывать индивидуальные особенности;

- не торопиться с выводом о непригодности того или иного ребенка, ибо его способности могут раскрыться в процессе занятий борьбой и тренировок;

- периодически проводить с детьми первого года обучения внутригрупповые контрольные соревнования для сравнения динамики становления борцовских способностей и качеств. При этом можно использовать контрольные упражнения.

Известный болгарский специалист Р. Петров рекомендует, чтобы отбор осуществлялся не как заурядный акт, основанный на комплексе тестов, а как систематическое и продолжительное исследование, в котором должны найти свое место и наблюдения тренера, и его педагогические эксперименты. Выводы должны основываться не только на врожденных качествах спортсмена, но и на его способности обучаться. Особое внимание следует уделять этике отбора.

Подвижные игры, играя важнейшую роль в развитии детей, в последнее время стали широко использоваться как эффективное средство в тренировочном процессе в различных видах спорта. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тренировке, в которой подвижные игры занимают большое место, а также с ранней специализацией в различных видах спорта. Специализированные подвижные игры - это такие игры, в содержание которых входят специфические элементы вида спорта и формируются необходимые спортсмену физические качества. Посредством этих игр тренер осуществляет последовательное обучение как технике, так и тактике борьбы.

Включение специализированных подвижных игр в подготовку юных борцов вольного стиля проходит в рамках утвержденной программы на тренировочных занятиях.

Проведение игры осуществляется в три этапа: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и награждение победителей.

Подготовка кигре - это этап, направленный на формирование у борцов необходимых (технико-тактических) действий, достаточных для полноценного участия в игре, это подготовительные упражнения, обеспечивающие формирование необходимых игровых действий. Создание проблемной игровой ситуации позволяет моделировать такие условия поединка, освоение которых подготавливает борца к будущим ситуациям в борьбе. Наблюдения за ходом игры и поведением играющих. Усвоение игры и поведение детей во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею.

Необходимо начать игру организованно и своевременно. Игра начинается по сигналу. Надо научить детей сознательно соблюдать правила игры. В процессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играющих. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их. Необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры надо учитывать настроение играющих. Руководителю нужно учитывать наиболее опасные моменты в игре. Важно, чтобы игры вызывали положительные эмоции. Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме:

1) название игры (можно сказать с какой целью игра проводится);

2) роли играющих и их расположение на площадке;

3) ход игры;

4) цель игры (кто будет назван победителем);

5) правила игры.

Предполагается больше внимания при отборе юных борцов уделять изучению свойств нервной системы, которые являются врожденными индивидуальными особенностями человека. Надежность психики и ее устойчивость к экстремальным воздействиям являются важным показателем при отборе и играют большую роль в дальнейшем совершенствовании (Х. И. Юсупов).

Кроме того, не меньшее внимание следует уделять и физическим качествам. Несмотря на то что уровень физического развития спортсменов в результате регулярных тренировок значительно повышается, все же рано или поздно наступает такой момент, когда этот рост прекращается. У каждого спортсмена имеется свой предел функциональных возможностей, дойти до которого он еще может, но перейти его - нет.

К причинам отсева относятся: в первую очередь, ярко выраженный и очень слабый тип нервной системы. Скрыть свою слабость от других на ковре почти невозможно, этим и объясняется уход с ковра. Затем уходят те, кто слаб в физическом отношении. И, наконец, многие из начинающих спортсменов прекращают тренироваться из-за того, что их нервная система не справляется с той нагрузкой, которая возникает в дни соревнований.

Р. А. Пилоян, И. В. Кузьмина определяют целеустремленность как важный компонент, влияющий на успешное выступление спортсмена. Каждый борец, участвуя в соревнованиях, стремится победить, но чаще побеждает тот, у кого эта цель четко сформирована. Поэтому целеустремленность может служить одним из критериев отбора спортсменов.

Некоторые тренеры проводят отбор во время соревнований, устраиваемых для всех желающих заниматься борьбой. Всего 16% опрошенных тренеров учитывают при отборе морально-волевые качества ребят: трудолюбие, бойцовский характер, желание заниматься борьбой, волю, настойчивость и т. д.

Большинство тренеров считают возможным участие в первых соревнованиях через 4-6 месяцев после начала занятий борьбой. Оптимальное количество соревнований в году для 10-11-летних - 4-5, для 12-15-летних - 5-6 раз. Количество поединков соревновательного характера для 10-11-летних - 4-5 раз в месяц, для 12-13-летних - 5-6. 84% тренеров считают возможным совместное обучение 10-11-летних с 12-13-летними борцами.

Ведущие тренеры страны применяют богатый арсенал методов отбора в группы начального обучения, но в этом процессе нет единого системного подхода.

По данным Г. С. Туманяна, при отборе следует учитывать следующие факторы:

1. Наличие обостренного чувства чести и самолюбия. Дети, обладающие этими качествами (в случае, если они не выражены гипертрофированно отрицательно), выдерживают трудности спортивной деятельности и способны постоянно ставить и решать все более трудные задачи.

2. Близость расположения места жительства от основной тренировочной базы. Это позволяет меньше тратить времени и энергии на переезды и, соответственно, чаще, продолжительнее и эффективнее тренироваться.

3. Высокий уровень выносливости. Для высоких спортивных достижений необходима выносливость. Это качество трудно тренируемо, так как во многом об-

условлено наследственностью. При наличии достаточной выносливости экономичнее выполняются тренировочные задания, выдерживаются большие нагрузки, быстрее происходит восстановление. Все это способствует выполнению большого объема тренировочной работы и достижению высоких результатов в соревнованиях.

4. Координационная одаренность. Борец в поединках выполняет множество разнообразных движений в различных условиях опоры и различных плоскостях. Это требует хорошей координации. Успешное совершенствование этих качеств находится в зависимости от координационной одаренности.

5. Высокорослость. Есть основание считать, что высокий рост способствует высоким спортивным достижениям. Важно знать, что длина тела является стабильной характеристикой человека. Так, доля наследственности по показателям длины составляет 91%, а по весу тела 78%. Поэтому по величине длины тела в возрасте 8-12 лет можно предсказать рост взрослого человека, так как к 12-ти годам мальчик достигает 88% своей будущей длины тела.

6. Принадлежность к спортивной семье. Немецкие и японские ученые установили, что у 50% детей выдающихся спортсменов можно ожидать наличие выраженных способностей. Так, у детей 7-13 лет генетически обусловлены на 93,4% максимальные величины потребления кислорода, на 85,9% максимальная ЧСС и на 81,4% - максимальная концентрация лактата крови.

Для тренера-практика представляет интерес нижеследующее:

- эффективность применяемых в практике тестов и их прогностическая значимость;

- основные причины отсева борцов.

Были проведены исследования, в которых приняли участие 25 школьников в возрасте 10-12 лет. Занятия проводились по общепринятой программе.

В начале учебного года были проведены контрольные испытания по общепринятым в практике отбора нормативам: изучение физического развития, физической подготовленности, координационных способностей и функционального состояния организма.

Кроме того, изучались особенности поведения детей в условиях соревновательного поединка и командных игр с элементами борьбы.

Физическое развитие определялось по основным антропометрическим показателям во врачебно-физкультурном диспансере. Физическая подготовленность характеризовалась по показателям: бег на 20 м с высокого старта, прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз), подтягивание на перекладине, бег на 300 м, время специальной эстафеты.

Соревновательные поединки проводились по измененным правилам, продолжительность их, а также командных видов борьбы - два периода по одной минуте с 30-секундным перерывом.

К занятиям были допущены все испытуемые, не

имевшие отклонений в состоянии здоровья. На основе полученных результатов был сделан предварительный прогноз успеваемости обучения каждого из мальчиков. В дальнейшем проводились наблюдения для определения эффективности и надежности предложенных тестов для отбора и прогнозирования.

Спортивную борьбу как вид единоборства характеризуют непосредственный контакт с противником, лимит времени, сложность восприятия пространственно-временных факторов, оперативный характер мышления, повышенный эмоциональный фон деятельности, постоянная нацеленность на решение различных тактических задач, ситуации, связанные с быстрым переходом от атакующих действий к защитным и т. д. Поэтому при такой специфичности борьбы нельзя отдавать предпочтение какому-либо одному физическому качеству (что возможно, допустим, в тяжелой атлетике).

Включая соревновательные поединки в качестве одного из критериев первоначального отбора, мы полагали, что результаты их будут иметь высокую прогностическую значимость. Однако выяснилось, что соревновательные поединки не должны использоваться в качестве критериев для первоначального отбора, поскольку результаты борьбы характеризуют в большей мере определенную предварительную подготовленность, а не потенциальные возможности детей. Кроме того, во время поединков дети излишне скованы, закрепощены, что не дает возможности объективно оценить их способности.

Наблюдения показали, что командные виды борьбы наиболее интересны с точки зрения надежности при отборе и прогнозировании. Условия игры способствуют полному проявлению психических, физических и двигательных возможностей детей. Поэтому при отборе необходимо применять подвижные спортивные игры.

Естественно, ранняя специализация в спортивной борьбе обязательна, т. к. Международная федерация любительской борьбы (FILA) проводит первенство мира среди кадетов и юниоров.

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов - отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.

Спортивный отбор представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Эффективный отбор может быть осуществлен на основе длительных комплексных исследований, которые предполагают анализ личности спортсмена в целом и его спортивных способностей на основе педагогических, медико-биологических, психологических и антропометрических критериев отбора.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой проводится выбор наиболее подходящей для него спор-

тивной деятельности. Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности - задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, - задача спортивного отбора.

Качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Волков, В. М., Филин, В. П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

2. Гужаловский, А. А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 9.

3. Игуменов, В. М., Подливаев, Б. А. Спортивная борьба: учебное пособие. - М., 1993. - 240 с.

4. Ларионов, Г. Е. Планирование и организация учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки юных борцов. - Омск, 1996.

5. Морозов, А. А. Спортивно-профессиональная ориентация борцов: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Новиков, А. А. Основы спортивного мастерства. - М., 2003. - 208 с.

7. Селуянов, В. Н., Шестаков, М. П. Определение одаренности и поиск талантов в спорте. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 112 с.

8. Туманян, Г. С. Спортивная борьба. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 163 с.

9. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 64 с.

10. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта. -М.: Физкультура и спорт, 1987. - С. 68-78.

11. Филин, В.П., Домин, Н. А. Возрастные особенности физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 176 с.

12. Шулика, Ю. А. Классификация и терминология техники спортивной борьбы: учебник для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

13. Юшков, О. М. Новое в системе подготовки детей, занимающихся спортивной борьбой // Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 6. - С. 37-40.

DIFFERENCES IN AN INDIVIDUAL APPROACH WHILE CHOOSING ATHLETES INTO SPORTS FREE STYLE WRESTLING SECTIONS

Vinnichenko A., Professor

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Kozlyakov A.,

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

The development of children and youthful sport, and also holding the World-wide youthful Olympiad demands from skilled sports specialists new approaches not only in choosing but also in keeping gifted contingent. And for all that it is important to achieve high leveleed mastery. Problems of correct orientation and selection are revealed

in the paper. It leads to solving such global tasks which coaches of teenagers of the free-style wrestling unified team of Russia come across.

Key words: specialization, selection for wrestling, defining physical abilities, physical qualities, prognoses, sports orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.