Научная статья на тему 'Анализ факторов среды предприятия (pest- и space-анализы) акционерного общества «Водоканал» города Якутска Республики Саха (Якутия)'

Анализ факторов среды предприятия (pest- и space-анализы) акционерного общества «Водоканал» города Якутска Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1267
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ СРЕДЫ (ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ) ПРЕДПРИЯТИЯ / PEST АНАЗИЗ / SPAСE АНАЛИЗ / СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ДАННОМ РЫНКЕ / ФАКТОРЫ / ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАСЛИ / ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТАБИЛЬНОСТЬ СРЕДЫ / ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ФИРМЫ / ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратов А.В.

Статья посвящена различным факторам внешней и внутренней среды предприятия АО «Водоканал» г. Якутска. Сделан анализ экономических возможностей предприятия АО «Водоканал». Выявлены сильные и слабые стороны предприятия на исследуемом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панкратов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов среды предприятия (pest- и space-анализы) акционерного общества «Водоканал» города Якутска Республики Саха (Якутия)»

Справочно-правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: ht:tp://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=Ш056.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 9/99: утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (ред. от 06.04.2015) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс». -Режим доступа: ht:tp://base.consultantш/cons/cgi/onHne.cgi?req=doc;base= LAW;n=179199.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (PEST- И SPACE-АНАЛИЗЫ) акционерного ОБЩЕСТВА «ВОДОКАНАЛ» ГОРОДА ЯКУТСКА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

© Панкратов А.В.*

Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова Финансово-экономический институт, г. Якутск

Статья посвящена различным факторам внешней и внутренней среды предприятия АО «Водоканал» г. Якутска. Сделан анализ экономических возможностей предприятия АО «Водоканал». Выявлены сильные и слабые стороны предприятия на исследуемом рынке.

Ключевые слова: факторы среды (внешней и внутренней) предприятия; PEST аназиз; SPACE анализ; сильные и слабые стороны предприятия на данном рынке; Факторы, определяющие привлекательность отрасли. Факторы, определяющие стабильность среды; факторы, определяющие конкурентное преимущества фирмы; факторы, определяющие финансовое положение фирмы.

Акционерное общество «Водоканал», в дальнейшем именуемое Общество, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

Новый Устав был принят Годовым общим собранием акционеров АО «Водоканал» Распоряжением МИЗО РС (Я) № Р-761от «11» июня 2015 г. В новом Уставе указано, что «Водоканал» является непубличным обществом, так как его акции не размещаются и не обращаются согласно условий, установленных законами о ценных бумагах [4].

* Магистрант кафедры «Экономика и управление производством». Научный руководитель: Спиридонова Розалия Филипповна, старший преподаватель кафедры «Экономика и управление производством».

АО «Водоканал» осуществляет водоотведение, реализацию потребителям услуг водопровода и канализации, очистку сточных вод, установку и эксплуатацию узлов учета потребляемой воды и сбрасываемых сточных вод, учет потребляемой населением и организациями воды и сточных вод.

Рассмотрим факторы дальнего окружения внешней среды и их проявления. Методика PEST анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении SWOT анализа компании. PEST анализ является аббревиатурой следующих показателей отрасли: политические (Р), экономические (Е), социально-культурные (S) и технологические (Т).

Таблица 1

Качественный PEST-анализ [1, с. 165]

PEST-факторы Что дает возможность Что дает угрозу

Экономические Уровень доходов населения Э1 Стабильный уровень доходов потребителей определяет покупательскую способность При снижении доходов, потребители стремятся сокращать расходы

Колебание валютных курсов Э2 При выгодном уровне цен, есть возможность увеличить прибыль Колебание курсов валют не всегда в пользу рубля

Инфляция Э3 Рост цен на свою продукцию может стабилизировать деятельность Существует возможность получения меньшей прибыли при том же объеме реализации услуг что и в прошлый отчетный период

Политические Деятельность правительства П1 Законодательно защищены права потребителей и производителей Изменение законов

Технологические Технологии Т1 Появление нового оборудование более модернизированного Удорожание оборудования

Социокульту рные Активность потребителей, социальная мобильность С1 Активность потребителей способствует развитию предприятия для соответствия их потребностям Снижение активности ведет к падению прибыли

Возрастающие потребности населения С2 Потребитель становится более требовательным к сервису Рост издержек на удовлетворение потребностей

Экологические Состояние окружающей среды Эк1 Потребители хотят быть уверены что, качество воды высокое и предприятие не загрязняет окружающую среду Ужесточение норм ведет к росту издержек

Вывод: Из табл. 1 следует, что наиболее значимые факторы дальнего окружения для АО «Водоканал» г. Якутска - это экономические и социокультурные, так как они непосредственно влияют на развитие предприятия, возможности его расширения и на потребительский спрос.

Количественная оценка ведется экспертно автором по трехбалльной шкале. В таблице 2 буквой Х обозначена важность фактора для

отрасли, буквой Y влияние на организацию, буквой Ъ - направленность влияния, которое может быть положительным или отрицательным (отрицательное обозначено знаком «минус»), в последней колонке перечисленные значения перемножаются для определения степени важности фактора для организации.

Таблица 2

Количественный PEST-анализ [1, с. 132]

Факторы Важность Влияние Направленность Степень важности

для отрасли - Х на организацию - Y влияния - Z S = X-Y-Z

Политические 2 1 -1 -2

Экономические 3 2 -1 -6

Социокультурные 3 1 -2 -6

Технологические 2 1 -1 -2

Экологические 2 1 -1 -2

Наибольшая степень важности у экономических и социальных факторов, в настоящее время они имеют отрицательное влияние АО «Водоканал» г. Якутска.

SPACE-анализ дает возможность выявить сильные и слабые стороны предприятия на данном рынке, а также возможные угрозы со стороны конкурентов, наметить меры их упреждения. В методе SPACE-анализа оцениваются четыре группы факторов:

- факторы, определяющие привлекательность отрасли (табл. 3);

- факторы, определяющие стабильность среды (табл. 4);

- факторы, определяющие конкурентное преимущества фирмы (табл. 5);

- факторы, определяющие финансовое положение фирмы (табл. 6).

Каждый фактор оценивается экспертно по определенной шкале, представленный в таблицах. В качестве эксперта выступил автор работы.

Таблица 3

Факторы, определяющие привлекательность отрасли [2, с. 165]

Факторы min шкала max

Потенциал роста низкий 0 1 2 3 4 5 6 высокий

Потенциальная прибыль низкая 0 1 2 3 4 5 6 высокая

Финансовая стабильность низкая 0 1 2 3 4 5 6 высокая

Технологические ноу-хау простые 0 1 2 3 4 5 6 сложные

Использование ресурсов неэффективное 0 1 2 3 4 5 6 эффективные

Капиталоемкость высокая 0 1 2 3 4 5 6 низкая

Легкость вхождения на рынок легко 0 1 2 3 4 5 6 сложно

Производительность низкая 0 1 2 3 4 5 6 высокая

Среднее значение 32 / 8 = 4

Таблица 4

Факторы, определяющие стабильность среды [2, с. 163]

Факторы min шкала max

Технологические изменения много 0 1 2 3 4 5 6 мало

Темп инфляции высокий 0 1 2 3 4 5 6 низкий

Вариация спроса большая 0 1 2 3 4 5 6 малая

Разброс цен продуктов конкурентов большой 0 1 2 3 4 5 6 малый

Барьеры для вхождения на рынок мало 0 1 2 3 4 5 6 много

Давление конкурентов высокое 0 1 2 3 4 5 6 малое

Эластичность спроса эластичный 0 1 2 3 4 5 6 неэластичный

Среднее значение 22 / 7 = 3,14

Таблица 5

Факторы, определяющие конкурентное преимущества фирмы [2, с. 162]

Факторы min шкала max

Доля рынка малая 0 1 2 3 4 5 6 большая

Качество продукта низкая 0 1 2 3 4 5 6 превосходная

Стадия жизненного цикла продукта поздняя 0 1 2 3 4 5 6 ранняя

Цикл замены продукта переменный 0 1 2 3 4 5 6 фиксированный

Приверженность потребителей низкая 0 1 2 3 4 5 6 высокая

Использование производственных мощностей у конкурентов max 0 1 2 3 4 5 6 min

Технологические ноу-хау малая 0 1 2 3 4 5 6 большая

Степень вертикальной интеграции низкая 0 1 2 3 4 5 6 высокая

Среднее значение 31 / 8 = 3,87

Таблица 6

Факторы, определяющие финансовое положение фирмы [2, с. 162]

Факторы min шкала max

Отдача от вложений низкая 0 1 2 3 4 5 6 высокая

Финансовые рычаги несбалансированные 0 1 2 3 4 5 6 сбалансированные

Ликвидность несбалансированные 0 1 2 3 4 5 6 сбалансированные

Степень удовлетворения потребности в капитале низкая 0 1 2 3 4 5 6 высокая

Поток платежей в пользу фирмы малые 0 1 2 3 4 5 6 большой

Простота выхода с рынка трудно 0 1 2 3 4 5 6 легко

Рискованность бизнеса высокая 0 1 2 3 4 5 6 низкая

Оборачиваемость запасов медленная 0 1 2 3 4 5 6 быстрая

Среднее значение 29 / 8 = 3,625

После анализа каждого экспертного листа берется среднее арифметическое значение для составления матрицы SPACE-анализа (рисунок 1).

После получения общих оценок ключевых критериев строим вектор рекомендованного стратегии развития предприятия в системе координат SPACE. Расшифровка аббревиатур:

ПО - привлекательность отрасли (среднее значение из табл. 3); СО - стабильность среды (среднее значение из табл. 4);

КП - конкурентное положение (среднее значение из табл. 5); ФС - финансовое состояние (среднее значение из табл. 6). Начало вектора находится в точке начала координат, конец вектора - в точке А с координатами:

Х = ПО - КП = 4 - 3,8 = 0,2; У = ФС - СО = 3,6 - 3,14 = 0,4.

Фмиамсогып потенциал (ГЗ) Высоким

Стабильность обстлноми

Рис. 1. 8РЛСБ-анализ

Для компании характерно агрессивное состояние на рынке.

Это состояние типично в привлекательной отрасли промышленности с незначительной неопределенностью обстановки. Компания получает конкурентные преимущества, которые она может сохранить и приумножить с помощью финансового потенциала. Угрозы незначительны, необходимо сконцентрироваться на обеспечении интересов. Механизмы направлены на:

- Расширение производства и продаж;

- Освоение новых секторов рынка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Расширение сервиса.

Список литературы:

1. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент. - М.: Проспект, 2011. -224 с.

2. Фляйшер К.Стратегический и конкурентный анализ. - М.: Бином, 2009. - 541 с.

3. Годовой отчет компании АО «Водоканал».

4. Официальный сайт компании АО «Водоканал» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vodokanal.ya1.ru.

ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Федоренко А.О.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Основным принципом построения бюджетной системы РФ является принцип сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита. Сбалансированность бюджета имеет особое социально-экономическое значение. Несбалансированность даже небольшой части региональных бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе бюджетного финансирования, порождает неплатежи у хозяйствующих субъектов.

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов [5, гл. 5, ст. 33].

Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период [5, гл. 13, ст. 92]. Что касается дефицита бюджета субъекта РФ, то он устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете.

* Студент 4 курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.