Научная статья на тему 'Стратегический план развития и критерии эффективности управления предприятием, оказывающим услуги населению в области потребления воды, на примере акционерного общества «Водоканал» (город Якутск, Республика Саха (Якутия))'

Стратегический план развития и критерии эффективности управления предприятием, оказывающим услуги населению в области потребления воды, на примере акционерного общества «Водоканал» (город Якутск, Республика Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SNW-АНАЛИЗ / МАТРИЦА ГАЙСЕРА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратов А.В.

Статья посвящена анализу развития и критериям эффективности управления крупным предприятием в сфере оказания услуг по потреблению воды. Составлен SNW-анализ, составлена матрица Гайсера, сделан стратегический план развития АО «Водоканал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панкратов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический план развития и критерии эффективности управления предприятием, оказывающим услуги населению в области потребления воды, на примере акционерного общества «Водоканал» (город Якутск, Республика Саха (Якутия))»

66 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

го срока. В обсуждении этого вопроса должны принять сотрудник отдела кадров, наставник, непосредственный руководитель. Само обсуждение можно провести заочно, без присутствия нового сотрудника, чтобы избежать негативных психологических переживаний. Но с выводами он должен быть ознакомлен в обязательном порядке. При этом оценивается его первый опыт работы: нужно раскрыть имеющиеся недостатки, остановиться на способах их устранения, а также подробно рассмотреть сильные стороны и достижения молодого специалиста. Цель этой беседы - формирование у нового сотрудника ощущения важности его работы, заинтересованности коллектива в его успехах, поддержки его усилий.

По нашему мнению, применение вышеописанного метода позволит, если не полностью решить проблемы с кадровыми ресурсами в системе здравоохранения Красноярского края, то улучшить ситуацию в значительной мере поможет однозначно.

Список литературы:

1. Менеджер здравоохранения [Электронный ресурс]. - 2014. - № 3. -Режим доступа: http://www.idmz_site.nsf/pages/mz2014_03.html (дата обращения: 02.06.2015).

2. Петрова Н.Г. Современные проблемы менеджмента в здравоохранении // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 4.

3. Шишкин С.В. Российское здравоохранение: мотивация врачей и общественная доступность / Отв. ред. С.В. Шишкин. - М.: Независимый ин-т соц. политики, 2010.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ план развития и критерии ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ В ОБЛАСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ, НА ПРИМЕРЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ВОДОКАНАЛ» (ГОРОД ЯКУТСК, РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ))

© Панкратов А.В.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Статья посвящена анализу развития и критериям эффективности управления крупным предприятием в сфере оказания услуг по потребле-

* Магистрант кафедры Экономики и управление производством. Научный руководитель: Спиридонова Р.Ф., старший преподаватель кафедры Экономики и управления производством.

Менеджмент

67

нию воды. Составлен SNW-анализ, составлена матрица Гайсера, сделан стратегический план развития АО «Водоканал».

Ключевые слова: SNW-анализ, матрица Гайсера, стратегический план развития предприятия.

Государственное унитарное предприятие «Водоканал» г. Якутска основано в 1941 году. 29.09.39 года было принято Постановление ОК ВКП (б) о строительстве горводопровода в г. Якутске по обеспечению города хозяйственной питьевой водой, а также для противопожарных нужд. В отличие от «Водоканалов» других городов работа в условиях Крайнего Севера более сложна и трудоемка [7].

Акционерное общество «Водоканал», в дальнейшем именуемое Общество, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом [9].

АО «Водоканал» осуществляет водоотведение, реализацию потребителям услуг водопровода и канализации, очистку сточных вод, установку и эксплуатацию узлов учета потребляемой воды и сбрасываемых сточных вод, учет потребляемой населением и организациями воды и сточных вод [7].

Проведем оценку эффективности менеджмента с помощью SNW-анализа.

Главная задача SNW-анализа - это выявление «актива» (S) и «пассива» (W) предприятия. А задача разрабатываемой стратегии развития - использование актива для нейтрализации и устранения пассива (см. табл. 1).

SNW-анализ

Таблица 1

№ п/п Значимые параметры* S N W

1. Обучение персонала Х

2. Условия труда Х

3. Мотивация и стимулирование персонала Х

4. Текучесть кадров Х

5. Квалификация персонала Х

6. Оценка качества работы персонала Х

7. Социальный пакет Х

8. Организация планирования Х

9. Уровень технической оснащенности Х

10. Информационное обеспечение Х

11. Качество выпускаемой продукции Х

12. Организация маркетинга на предприятии Х

13. Производственные площади Х

14. Организационная структура предприятия Х

15. Состояние охраны труда Х

16. Оборудование Х

68 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Окончание табл. 1

№ п/п Значимые параметры* S N W

17. Объемы производства Х

18. Ассортимент выпускаемой продукции Х

19. Численность персонала Х

20. Заработанная плата Х

21. Имидж (деловая репутация) предприятия Х

22. Психологический климат в коллективе Х

23. Специфичность продукции Х

24. Уровень себестоимости Х

25. Ценовая политика Х

26. Объемы продаж Х

27. Сроки выполнения заказов Х

28. Зависимость от поставщиков Х

29. Ориентация на потребителя Х

30. Стратегия развития предприятия Х

По результатам анализа можно сделать следующие выводы. К слабым позициям предприятия относятся:

- отсутствие системы обучения персонала;

- нет оценки качества работы персонала;

- низкая организация планирования;

- слабое информационное обеспечение;

- низкая организация маркетинга на предприятии;

- несформированный имидж компании;

- специфичность продукции, возврат товаров;

- себестоимость продукции выше, чем у основных конкурентов;

В завершении стратегического анализа необходимо с помощью использования матрицы Г айсера выявить и проранжировать все проблемы и трудности в деятельности компании АО «Водоканал» (см. табл. 2).

Матрица Гайсера

Таблица 2

Уровни управления и проявления проблем Суть проблем Признаки проявления проблемы Рекомендации по методам решения и ожидаемые результаты

1. Организация: ОАО «Водо-канал-Якутск» Высокий уровень издержек Повышение затрат на функционирование компании Перевод части функций на аутсорсинг, за счет чего снизятся затраты на персонал и налоговых выплат

2. Подразделение организации: Производственный отдел Рост аварий, поломок Несоответствие фактических результатов запланированным Регулярное повышение уровня квалификации Введение поощрений за отсутствие аварий и наказаний за частое количество аварий

3. Индивидуум: Производственный рабочий Низкая мотивация Рост аварийных ситуаций Увеличение числа рабочих

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что существенная проблема системы управления - высокий уровень издержек. На

Менеджмент

69

уровне отдела сбыта - основной проблемой является снижение объемов продаж, на уровне специалиста - низкая мотивация.

Определены важнейшие задачи, реализация которых позволит вывести системы водоснабжения и водоотведения на качественно высокий уровень. Основные направления развития предприятия включают в себя следующий комплекс мер:

- снижение непроизводительных потерь воды;

- повышение надежности системы водоснабжения;

- увеличение суточного объема подачи воды;

- реконструкция существующих и строительство новых водопроводных и канализационных сетей;

- обеспечение комплекса стандартов качества питьевой воды;

- повышение качества и экологической безопасности систем очистки сточных вод;

- совершенствование договорных отношений по предоставлению услуг;

- совершенствование системы менеджмента;

В целях реализации Федерального Закона № 261-ФЗ в обществе разрабатывается стратегия приборного учета воды, которая позволит представлять заинтересованным сторонам точную и достоверную информацию по водопользованию в соответствии с установленной периодичностью и при оптимальных затратах. Основные элементы стратегии приборного учета воды включают:

Оценка реальной ситуации в области приборного учета воды (данных о количестве, типах, возрасте и установке существующих приборов учета воды). Это потребует инвентаризации приборов учета воды, поскольку без этой информации не возможно оценить реальные требования к программе совершенствования приборного учета;

Анализ технических факторов, включая порядок выбора типов приборов учета воды, их калибра и схем установки в различных водомерных узлах;

Планирование изменений и усовершенствований в организации снятия показаний, ремонта и технического обслуживания приборов учета воды;

Подготовка сметы затрат на реализацию стратегии приборного учета воды;

Реорганизация системы сбора данных в соответствии с потребностями в информации и требованиями к отчетности;

Предоставление точных сведений о потреблении и приборах учета воды специалистам, принимающим участие в расчете водохозяйственного баланса и в работе по контролю неучтенных потерь воды;

Выбор ключевых индикаторов эффективности работы в сфере приборного учета воды, которые позволят осуществлять мониторинг достигнутых результатов и предпринимать необходимые корректирующие действия, с

70 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

тем, чтобы обеспечить реализацию преимуществ приборного учета в полном объеме.

Таблица 3

Стратегический план развития АО «ВОДОКАНАЛ» на 3 года [1, с. 167; 2, с. 212]

Факторы Наилучший сценарий Оптимальный сценарий Наихудший сценарий

Экономический и социально политический сценарий 1. Облегчение налогового бремени 1. Достаточно стабильное налоговое право 1. Увеличение налогового бремени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Стабильность и лояльность местной администрации 2. Постоянный контакт с местной администрацией 2. Смена власти в местной администрации, отсутствие налаженных контактов

3. Высокий темп роста доходности бизнеса 3. Среднее развитие конкуренции в отрасли 3. Потеря конкурентных преимуществ

4. Установка нового оборудования, внедрение новых услуг, технологий 4. Постепенное выбывание устаревшего оборудования, замена его новым 4. Моральное и физическое устаревание автопарка, отсутствие новых разработок

5. Быстрый рост благосостояния населения и демографический рост 5. Стабильная демографическая ситуация, индексация доходов населения 5. Демографический спад, снижение уровня жизни населения

6. Укрепление курса рубля 6. Небольшие колебания в курсе рубля 6. Падение курса рубля

7. Резкий рост потребительской активности населения 7. Планомерный рост потребительской активности населения 7. Спад потребительской активности населения

Внешняя эффективность (доля на рынке) Вырастает в 2 раза Увеличивается на 5-10 % Стремится к 0

Внутренняя эффективность (ресурсы, резервы) Наличных ресурсов хватает для расширенного развития производства, растет финансовая устойчивость, нет текучести кадров Достаточно ресурсов и резервов для ведения хозяйственной деятельности, минимальные задолженности по кредитам Наличных ресурсов не хватает на покрытие расходов, задолженности перед бюджетом по налогам, перед работниками по заработной плате и тп.

Стратегическое управление (действия) 1. Разработка стратегии захвата 1. Применение стратегии горизонтальной диверсификации 1. Применение стратегии сбора урожая и ухода с рынка

2. Вложение свободных денежных средств в инновации 2. Достижение лидерства по издержкам для будущих вложений в новые продукты 2. Отсутствие свободных денежных средств, трудности с погашением долгов

3. Применение ценовых методов конкуренции с повышением роста качества сервиса 3. Поддержка паритета между собственными товарами и конкурентными 3. Потеря качества за счет удешевление производства

4. Расширение розничной сети и сервиса 4. Расширение номенклатуры продукции и услуг 4. Сокращение номенклатуры продукции

Проанализировав состояние внутреннего потенциала организации можно прийти к выводу, что в целом состояние внутренней среды АО «Водоканал» находится на среднем уровне, максимальную оценку имеет продуктовый портфель организации, являющийся сильной стороной, минимальную -ресурсы, используемые ею.

Особое опасение вызывает низкая оценка финансовых и информационных ресурсов, являющихся основными слабыми сторонами организации. Недостаток ресурсов вызван общим кризисом предприятия, и требует не-

Менеджмент

71

медленного решения данной проблемы, так как при отсутствии ресурсов невозможно проводить эффективную деятельность и вести стратегическое развитие организации.

Список литературы:

1. Гальчина О.Н. Учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами / О.Н. Гальчина, В.Г. Широбоков, Д.В. Павлов // Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организаций: материалы IV-й Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч.; Воронеж, 2011. - Ч. 2. - С. 40-42.

2. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии: учебное пособие для вузов / Т.П. Любанова, Ю.А. Мясоедова, Ю.А. Олейникова. -М.: МарТ, 2009. - 400 с.

3. Дятловская И. Мосты в будущее [Электронный ресурс] // Журнал «& Стратегии». - Режим доступа: http://www.cfm.ru/management/strategy/plan/ bridge_future.shtml.

4. Внутренний трудовой распорядок АО «Водоканал».

5. Внутренний регламент деятельности АО «Водоканал».

6. Годовой отчет компании АО «Водоканал».

7. Официальный сайт компании АО «Водоканал» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vodokanal.ya1.ru/.

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

© Пономарев А.С.*

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

Данная статья посвящена изучению структуры компетенций менеджеров логистических комплексов, принимающих участие в разработке логистических стратегий. В исследовании, на основе применения методики «Структурированного интервью» в отношении 19 директоров логистических комплексов компаний-производителей, 12 менеджеров среднего звена, был сделан вывод о компетенции «аналитические способности», как наиболее выраженной и имеющей отношение к разработке стратегий компании. Было определено «узкое место» в стратегическом процессе компаний, которое заключается в отсутствии в почти половине компаний формализованного процесса разработки стратегий.

Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.