66 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
го срока. В обсуждении этого вопроса должны принять сотрудник отдела кадров, наставник, непосредственный руководитель. Само обсуждение можно провести заочно, без присутствия нового сотрудника, чтобы избежать негативных психологических переживаний. Но с выводами он должен быть ознакомлен в обязательном порядке. При этом оценивается его первый опыт работы: нужно раскрыть имеющиеся недостатки, остановиться на способах их устранения, а также подробно рассмотреть сильные стороны и достижения молодого специалиста. Цель этой беседы - формирование у нового сотрудника ощущения важности его работы, заинтересованности коллектива в его успехах, поддержки его усилий.
По нашему мнению, применение вышеописанного метода позволит, если не полностью решить проблемы с кадровыми ресурсами в системе здравоохранения Красноярского края, то улучшить ситуацию в значительной мере поможет однозначно.
Список литературы:
1. Менеджер здравоохранения [Электронный ресурс]. - 2014. - № 3. -Режим доступа: http://www.idmz_site.nsf/pages/mz2014_03.html (дата обращения: 02.06.2015).
2. Петрова Н.Г. Современные проблемы менеджмента в здравоохранении // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 4.
3. Шишкин С.В. Российское здравоохранение: мотивация врачей и общественная доступность / Отв. ред. С.В. Шишкин. - М.: Независимый ин-т соц. политики, 2010.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ план развития и критерии ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ В ОБЛАСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ, НА ПРИМЕРЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ВОДОКАНАЛ» (ГОРОД ЯКУТСК, РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ))
© Панкратов А.В.*
Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
Статья посвящена анализу развития и критериям эффективности управления крупным предприятием в сфере оказания услуг по потребле-
* Магистрант кафедры Экономики и управление производством. Научный руководитель: Спиридонова Р.Ф., старший преподаватель кафедры Экономики и управления производством.
Менеджмент
67
нию воды. Составлен SNW-анализ, составлена матрица Гайсера, сделан стратегический план развития АО «Водоканал».
Ключевые слова: SNW-анализ, матрица Гайсера, стратегический план развития предприятия.
Государственное унитарное предприятие «Водоканал» г. Якутска основано в 1941 году. 29.09.39 года было принято Постановление ОК ВКП (б) о строительстве горводопровода в г. Якутске по обеспечению города хозяйственной питьевой водой, а также для противопожарных нужд. В отличие от «Водоканалов» других городов работа в условиях Крайнего Севера более сложна и трудоемка [7].
Акционерное общество «Водоканал», в дальнейшем именуемое Общество, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом [9].
АО «Водоканал» осуществляет водоотведение, реализацию потребителям услуг водопровода и канализации, очистку сточных вод, установку и эксплуатацию узлов учета потребляемой воды и сбрасываемых сточных вод, учет потребляемой населением и организациями воды и сточных вод [7].
Проведем оценку эффективности менеджмента с помощью SNW-анализа.
Главная задача SNW-анализа - это выявление «актива» (S) и «пассива» (W) предприятия. А задача разрабатываемой стратегии развития - использование актива для нейтрализации и устранения пассива (см. табл. 1).
SNW-анализ
Таблица 1
№ п/п Значимые параметры* S N W
1. Обучение персонала Х
2. Условия труда Х
3. Мотивация и стимулирование персонала Х
4. Текучесть кадров Х
5. Квалификация персонала Х
6. Оценка качества работы персонала Х
7. Социальный пакет Х
8. Организация планирования Х
9. Уровень технической оснащенности Х
10. Информационное обеспечение Х
11. Качество выпускаемой продукции Х
12. Организация маркетинга на предприятии Х
13. Производственные площади Х
14. Организационная структура предприятия Х
15. Состояние охраны труда Х
16. Оборудование Х
68 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Окончание табл. 1
№ п/п Значимые параметры* S N W
17. Объемы производства Х
18. Ассортимент выпускаемой продукции Х
19. Численность персонала Х
20. Заработанная плата Х
21. Имидж (деловая репутация) предприятия Х
22. Психологический климат в коллективе Х
23. Специфичность продукции Х
24. Уровень себестоимости Х
25. Ценовая политика Х
26. Объемы продаж Х
27. Сроки выполнения заказов Х
28. Зависимость от поставщиков Х
29. Ориентация на потребителя Х
30. Стратегия развития предприятия Х
По результатам анализа можно сделать следующие выводы. К слабым позициям предприятия относятся:
- отсутствие системы обучения персонала;
- нет оценки качества работы персонала;
- низкая организация планирования;
- слабое информационное обеспечение;
- низкая организация маркетинга на предприятии;
- несформированный имидж компании;
- специфичность продукции, возврат товаров;
- себестоимость продукции выше, чем у основных конкурентов;
В завершении стратегического анализа необходимо с помощью использования матрицы Г айсера выявить и проранжировать все проблемы и трудности в деятельности компании АО «Водоканал» (см. табл. 2).
Матрица Гайсера
Таблица 2
Уровни управления и проявления проблем Суть проблем Признаки проявления проблемы Рекомендации по методам решения и ожидаемые результаты
1. Организация: ОАО «Водо-канал-Якутск» Высокий уровень издержек Повышение затрат на функционирование компании Перевод части функций на аутсорсинг, за счет чего снизятся затраты на персонал и налоговых выплат
2. Подразделение организации: Производственный отдел Рост аварий, поломок Несоответствие фактических результатов запланированным Регулярное повышение уровня квалификации Введение поощрений за отсутствие аварий и наказаний за частое количество аварий
3. Индивидуум: Производственный рабочий Низкая мотивация Рост аварийных ситуаций Увеличение числа рабочих
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что существенная проблема системы управления - высокий уровень издержек. На
Менеджмент
69
уровне отдела сбыта - основной проблемой является снижение объемов продаж, на уровне специалиста - низкая мотивация.
Определены важнейшие задачи, реализация которых позволит вывести системы водоснабжения и водоотведения на качественно высокий уровень. Основные направления развития предприятия включают в себя следующий комплекс мер:
- снижение непроизводительных потерь воды;
- повышение надежности системы водоснабжения;
- увеличение суточного объема подачи воды;
- реконструкция существующих и строительство новых водопроводных и канализационных сетей;
- обеспечение комплекса стандартов качества питьевой воды;
- повышение качества и экологической безопасности систем очистки сточных вод;
- совершенствование договорных отношений по предоставлению услуг;
- совершенствование системы менеджмента;
В целях реализации Федерального Закона № 261-ФЗ в обществе разрабатывается стратегия приборного учета воды, которая позволит представлять заинтересованным сторонам точную и достоверную информацию по водопользованию в соответствии с установленной периодичностью и при оптимальных затратах. Основные элементы стратегии приборного учета воды включают:
Оценка реальной ситуации в области приборного учета воды (данных о количестве, типах, возрасте и установке существующих приборов учета воды). Это потребует инвентаризации приборов учета воды, поскольку без этой информации не возможно оценить реальные требования к программе совершенствования приборного учета;
Анализ технических факторов, включая порядок выбора типов приборов учета воды, их калибра и схем установки в различных водомерных узлах;
Планирование изменений и усовершенствований в организации снятия показаний, ремонта и технического обслуживания приборов учета воды;
Подготовка сметы затрат на реализацию стратегии приборного учета воды;
Реорганизация системы сбора данных в соответствии с потребностями в информации и требованиями к отчетности;
Предоставление точных сведений о потреблении и приборах учета воды специалистам, принимающим участие в расчете водохозяйственного баланса и в работе по контролю неучтенных потерь воды;
Выбор ключевых индикаторов эффективности работы в сфере приборного учета воды, которые позволят осуществлять мониторинг достигнутых результатов и предпринимать необходимые корректирующие действия, с
70 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
тем, чтобы обеспечить реализацию преимуществ приборного учета в полном объеме.
Таблица 3
Стратегический план развития АО «ВОДОКАНАЛ» на 3 года [1, с. 167; 2, с. 212]
Факторы Наилучший сценарий Оптимальный сценарий Наихудший сценарий
Экономический и социально политический сценарий 1. Облегчение налогового бремени 1. Достаточно стабильное налоговое право 1. Увеличение налогового бремени
2. Стабильность и лояльность местной администрации 2. Постоянный контакт с местной администрацией 2. Смена власти в местной администрации, отсутствие налаженных контактов
3. Высокий темп роста доходности бизнеса 3. Среднее развитие конкуренции в отрасли 3. Потеря конкурентных преимуществ
4. Установка нового оборудования, внедрение новых услуг, технологий 4. Постепенное выбывание устаревшего оборудования, замена его новым 4. Моральное и физическое устаревание автопарка, отсутствие новых разработок
5. Быстрый рост благосостояния населения и демографический рост 5. Стабильная демографическая ситуация, индексация доходов населения 5. Демографический спад, снижение уровня жизни населения
6. Укрепление курса рубля 6. Небольшие колебания в курсе рубля 6. Падение курса рубля
7. Резкий рост потребительской активности населения 7. Планомерный рост потребительской активности населения 7. Спад потребительской активности населения
Внешняя эффективность (доля на рынке) Вырастает в 2 раза Увеличивается на 5-10 % Стремится к 0
Внутренняя эффективность (ресурсы, резервы) Наличных ресурсов хватает для расширенного развития производства, растет финансовая устойчивость, нет текучести кадров Достаточно ресурсов и резервов для ведения хозяйственной деятельности, минимальные задолженности по кредитам Наличных ресурсов не хватает на покрытие расходов, задолженности перед бюджетом по налогам, перед работниками по заработной плате и тп.
Стратегическое управление (действия) 1. Разработка стратегии захвата 1. Применение стратегии горизонтальной диверсификации 1. Применение стратегии сбора урожая и ухода с рынка
2. Вложение свободных денежных средств в инновации 2. Достижение лидерства по издержкам для будущих вложений в новые продукты 2. Отсутствие свободных денежных средств, трудности с погашением долгов
3. Применение ценовых методов конкуренции с повышением роста качества сервиса 3. Поддержка паритета между собственными товарами и конкурентными 3. Потеря качества за счет удешевление производства
4. Расширение розничной сети и сервиса 4. Расширение номенклатуры продукции и услуг 4. Сокращение номенклатуры продукции
Проанализировав состояние внутреннего потенциала организации можно прийти к выводу, что в целом состояние внутренней среды АО «Водоканал» находится на среднем уровне, максимальную оценку имеет продуктовый портфель организации, являющийся сильной стороной, минимальную -ресурсы, используемые ею.
Особое опасение вызывает низкая оценка финансовых и информационных ресурсов, являющихся основными слабыми сторонами организации. Недостаток ресурсов вызван общим кризисом предприятия, и требует не-
Менеджмент
71
медленного решения данной проблемы, так как при отсутствии ресурсов невозможно проводить эффективную деятельность и вести стратегическое развитие организации.
Список литературы:
1. Гальчина О.Н. Учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами / О.Н. Гальчина, В.Г. Широбоков, Д.В. Павлов // Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организаций: материалы IV-й Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч.; Воронеж, 2011. - Ч. 2. - С. 40-42.
2. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии: учебное пособие для вузов / Т.П. Любанова, Ю.А. Мясоедова, Ю.А. Олейникова. -М.: МарТ, 2009. - 400 с.
3. Дятловская И. Мосты в будущее [Электронный ресурс] // Журнал «& Стратегии». - Режим доступа: http://www.cfm.ru/management/strategy/plan/ bridge_future.shtml.
4. Внутренний трудовой распорядок АО «Водоканал».
5. Внутренний регламент деятельности АО «Водоканал».
6. Годовой отчет компании АО «Водоканал».
7. Официальный сайт компании АО «Водоканал» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vodokanal.ya1.ru/.
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
© Пономарев А.С.*
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону
Данная статья посвящена изучению структуры компетенций менеджеров логистических комплексов, принимающих участие в разработке логистических стратегий. В исследовании, на основе применения методики «Структурированного интервью» в отношении 19 директоров логистических комплексов компаний-производителей, 12 менеджеров среднего звена, был сделан вывод о компетенции «аналитические способности», как наиболее выраженной и имеющей отношение к разработке стратегий компании. Было определено «узкое место» в стратегическом процессе компаний, которое заключается в отсутствии в почти половине компаний формализованного процесса разработки стратегий.
Аспирант.