УДК 338.465.4
Повышение энергосбережения и модернизация водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях на примере города Таганрога
Я. А. Налесная,
ТТИ ЮФУ, доцент, кандидат экономических наук
В статье приводятся результаты обследования ряда муниципальных предприятий коммунального хозяйства Российской Федерации. Предлагаются варианты решения актуальных проблем водоснабжения: неэффективная система транспортировки воды к потребителям, потери воды на всех этапах транспортировки, способы достижения экономичного расхода воды.
Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, водоснабжение, водоотведение, канализация, экономический эффект.
Уменьшение потерь воды - самый доступный и самый эффективный метод энергосбережения в водопроводно-канализационном хозяйстве. Снижение потерь воды позволяет существенно уменьшить её добычу. Также в настоящее время большинство социальных объектов - школ, больниц, детских дошкольных учреждений, организаций общественного питания и предприятий промышленности, выпускающих продукты питания, - используют неочищенную воду. В продукты питания попадают опасные элементы и химические соединения, содержащие хлороорганику, болезнетворные штаммы и токсины. Снижение издержек, повышение качества услуг водоснабжения и водоотведения, формирование инвестиционной привлекательности водопроводно-канализационного хозяйства, модернизация водопроводов и уличных водопроводных сетей позволили бы предотвратить перебои с водоснабжением, устранить потери воды и, как следствие, избежать значительного повышения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.
В результате обследования ряда муниципальных предприятий коммунального хозяйства Российской Федерации, проведённых специалистами ЗАО «РЭС», были выделены типовые проблемы, которые характерны, в том числе, для г. Таганрога [1]:
1) технические:
- основные фонды сильно изношены, следствием чего является низкая надёжность работы систем и высокая угроза возникновения аварий;
- в большинстве водоканалов используются энергоёмкие и трудозатратные технологии, в результате тарифы на услуги сильно зависят от повышения цен на электроэнергию и уровня зарплаты персоналу;
- уровень автоматизации производственных процессов очень низкий;
- приборный учёт объёмов потребления воды из системы коммунального водоснабжения у абонентов жилого сектора практически отсутствует;
2) институциональные:
- на всех уровнях (федеральном, региональном и местном) отсутствует чёткое нормативно-право-
вое регулирование процедур разработки, согласования и утверждения тарифов, которые бы гарантировали компенсацию водоканалу затрат на оказание услуг;
- отсутствует практика заключения собственником систем водоснабжения и канализации с водоканалом сервисных контрактов;
- отсутствуют национальные стандарты с требованиями, которым должна соответствовать управляющая компания, претендующая на получение в управление систем коммунального водоснабжения и водоотведения;
- отсутствуют критерии и процедуры отбора управляющих компаний для управления системами водоснабжения и водоотведения, отсутствуют системы мониторинга, показатели и индикаторы для оценки их деятельности;
- отсутствует конкуренция среди управляющих компаний за право получения в управление муниципальных систем водоснабжения и водоотведения;
3) финансово-экономические:
- существующие схемы выставления счетов и получения платежей за оказанные услуги в жилищном секторе через муниципальные службы (дирекции) заказчика (организации, отвечающие за выставление населению счетов и сбор платежей за коммунальные услуги) не обеспечивают оплату счетов, выставленных водоканалами за оказанные ими услуги; взыскание этих сумм в судебном порядке практически невозможно, что ведёт к банкротству водоканалов;
- существует значительное перекрестное субсидирование тарифов для одних групп потребителей (население) за счёт повышения тарифов для других групп (прочие потребители), что не стимулирует льготных потребителей сокращать объёмы водопо-требления и ведёт к удорожанию стоимости услуг для остальных групп потребителей;
- существующий уровень тарифов на услуги водоканалов не только не обеспечивает возвратность инвестиций, но часто не покрывает текущие затраты на оказание водоканалами услуг;
- водоканалы не всегда получают из бюджетов в полном объёме компенсацию предоставленных населению льгот при оказании услуг;
- системы бюджетирования, финансового моделирования и прогнозирования в большинстве водоканалов не используются;
- инвестиционная привлекательность пока находится на очень низком уровне;
4)управленческие и кадровые:
- организационная структура в большинстве водоканалов не обеспечивает чёткое разделение функций и делегирование полномочий;
- бизнес-процессы практически ни в одном водоканале не имеют описания, в результате должностные инструкции для персонала имеют только общий характер;
- уровень компетенции управленческих кадров в водоканалах недостаточен для эффективного управления в рыночных условиях;
- отсутствуют стандарты и программы подготовки и переподготовки, а также оценки уровня квалификации управленческого персонала в водоканалах;
- отсутствует мотивация персонала водоканалов в эффективном использовании ресурсов и сокращении затрат на оказание услуг;
- отсутствует практический опыт работы большинства водоканалов с международными финансовыми организациями.
Особенно актуальными проблемами водоснабжения г. Таганрога остаются проблема чистой воды и неэффективные системы транспортировки её к потребителям, когда ранее подготовленная вода становится вновь не соответствующей указанным нормам. Вынужденное применение временно согласованных санитарных норм питьевого водоснабжения, превышающих нормативы СанПиН, приводит к невозможности обеспечения потребителей качественной водой.
Наряду с ростом загрязнения водных источников серьёзного внимания требует проблема экономии пресных вод, потери которых только при транспортировке от источников до водопотребителей достигают 41 %. Основными причинами являются высокая степень износа сетей и, как следствие, аварийность (1 авария в год на 1 км сетей). В настоящее время в муниципальном образовании г. Таганрога сложилась очень сложная ситуация с состоянием водопроводных сетей. Степень износа систем коммунального водоснабжения на 1.04.2011 г. составляет 44,5 %, со 100 % износом - 24,3 %. Протяжённость аварийных сетей водопровода с каждым годом увеличивается, и на сегодняшний день заменены около 285 км водопроводных сетей.
Также одной из причин потери воды является низкий уровень приборного учёта у потребителей (водомерами учитывается 52 % объёма потребленной воды). По данным МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога, потери воды в 2010 г. составили 38,2 % к отпуску в сеть. При этом доля расхода воды на технологические нужды организации коммунального комплекса в процентах от объёма выработки составляет 4,5 %.
Таким образом, фактически только 61,8 % воды используется населением и предприятиями города.
Тыс 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
Т 35986,8 36527,8 Д77__
I1 -Р ЛР
21439 3 —^И 22078 —^■ 22296,2
I М Т1
2008
2009
2010
I Подъем воды
'Реализация воды
Рис. 1. Динамика подъёма и реализации воды МО в 2008-2010 гг.
Потери воды при производстве, транспортировке и реализации можно сократить до 20-25 %, т. е. в два раза, за счёт инвестиций в замену сетей и за счёт организации учёта воды у потребителей.
Как видно из рис. 1, объём потребления воды в Таганроге также неуклонно растёт. Темп роста объёма потребления в 2009 г. составил 102,9 %, в 2010 г. -100,9 %. Несмотря на то, что объём потребления воды, расчёты за которую осуществляются с использованием приборов учёта (в части МКД - с использованием коллективных приборов учёта), также растёт, хотя и незначительно в 2009 г. - 100,1 %, в 2010 г. -100,8 %, его доля в общем объёме воды, потребляемой на территории МО, снижается с 51,85 % в 2008 г. до 50,4 % в 2010 г.
Тыс. м3 25000,0
20000,0 15000,010000,05000,0 0
21438,9
22077,8
22296,3
11116,3
11137,1
11237,3
2008
2009
2010
С Объем потребления воды МО
Объем потребления воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета
Рис. 2. Динамика потребления воды МО в 2008-2010 гг.
Поставленная цель экономии воды может быть достигнута осуществлением следующих мероприятий:
- составление водного баланса системы водоснабжения;
- проведение энергоаудита на основных объектах системы водоснабжения.
Суммарное потребление воды объектами социальной сферы г. Таганрога за 2008 г. согласно данным, предоставленным МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога», составило - 1 414,9 тыс. м3, за 2009 г. -1 362,0 тыс. м3, в 2010 г. - 1 338,66 тыс. м3.
3
м
м
16000001 1400000' 1200000' 100000' 800000' 600000 400000 200000 0
14139°° 1362000 1338660
Рис. 3. Динамика потребления воды бюджетными учреждениями г. Таганрога в 2008—2010 гг.
При этом, как видно из рис. 3, наблюдается тенденция уменьшения потребления воды БУ. В 2009 г. темп снижения составил 96 %, в 2010 г. - 98,2 % с постепенным вводом в эксплуатацию энергосберегающих технологий. Однако имеет место потребление воды, расчёты за которую осуществляются без приборов учёта (доля таких расчётов порядка 17,7 %).
Следует отметить, что обеспеченности потребителей приборами учёта водоснабжения в жилых домах (без учёта многоквартирных домов) достаточно низкая (из 4 494,4 тыс. м3 потреблённой в 2010 г. воды расчёты за 2 044,8 тыс. м3 (45,5 %) осуществлялись с помощью приборов учёта). Самая низкая обеспеченность потребителей приборами учёта воды наблюдается в многоквартирном жилом секторе. По данным МУП «Управления «Водоканал» г. Таганрога, в 2010 г. доля воды, отпускаемой через приборы учёта, составила 37 % (3 573,6 тыс. м3).
Ожидаемый результат от реализации предложенных мероприятий к 2021 г. - максимальное обеспечение бесперебойного снабжения населения питьевой водой, удовлетворяющей требованиям стандарта качества, и в количествах, соответствующих гигиеническим требованиям, а также создание за счёт эффективного водоотведения благоприятного экологического состояния населенных пунктов. Реализация предложенных основных мероприятий и заданий позволит достичь значительной суммарной экономической, социальной и экологической эффективности.
12000000 10000000 -8000000 6000000 4000000 2000000
2008
2009
2010
° Объем воды, потребляемой в жилых домах МО, ч/с (индивидуального ЖФ)
п Объем воды, потребляемой в жилых домах МО, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета
Объем воды, потребляемой в многоквартиных домах МО
Объем воды, потребляемой в многоквартиных домах МО, расчеты за которую п осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета
Объем воды, потребляемой в многоквартиных домах МО, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета
Рис. 4. Динамика потребления воды в жилищном фонде г. Таганрога в 2008-2010 гг.
Общие затраты на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в части водоснабжения составят:
- в бюджетном секторе - 13,983 млн руб.;
- в жилищном фонде - 109,352 млн руб.;
- в системе коммунальной инфраструктуры -744,82 млн руб. (см. табл.).
В бюджетном секторе экономический эффект от проводимых мероприятий в первую очередь может быть получен за счёт экономии на оплате услуг по водоснабжению. Экономический эффект от мероприятий в области водоснабжения в результате проведения мероприятий экономии воды по бюджетному сектору составит:
- за счёт установки приборов учёта воды -0,662 млн руб. в год или до 10 % величины оплаты за потребление воды в общей структуре затрат на коммунальные услуги. В результате установки приборов в 2008-2010 гг. экономия воды в бюджетном секторе составила в среднем 2,75 % (3,8 % в 2009 г. и 1,8 % в 2010 г.). В соответствии со ст. 24 п. 1 главы 7 261-ФЗ обязывает бюджетные учреждения снижать ежегодное потребление энергоресурсов не менее чем на 3 %. Расчётная экономия за 11 лет действия мероприятий составит 7,282 млн руб.
Затраты на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в части водоснабжения
Сектор Годы Всего, млн руб.
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Бюджетный сектор, млн руб. 2,214 1,903 2,450 1,520 0,878 0,818 0,818 0,818 0,818 0,878 0,818 13,983
Жилищный фонд, млн руб. 38,143 54,651 1,971 1,971 2,477 1,871 1,871 1,871 1,977 1,271 1,271 109,352
Система коммунальной инфраструктуры, млн руб. 62,605 70,979 79,562 79,558 79,558 79,558 79,558 79,558 45,492 44,192 44,192 744,82
3
м
шнЕРашРЕтуршшшБЕШШЕтитшэншршшэФФЕШшвютишЬ 25
- за счёт замены трубопроводов водонесущих сетей - 2,4 млн руб.
Стоимость перекладки - 6,092 млн руб.; текущая аварийность сетей водоснабжения - 0,5 аварии на 1 км сетей в год в целом по предприятию. Перекладка участка сети позволит снизить этот показатель до 0,3 аварии на 1 км в год. Стоимость ликвидации одной аварии и её последствий - 1,7 млн руб. Срок жизни проекта определяется из нормативного срока службы трубопровода - 25 лет.
Таким образом, общие затраты на проведение мероприятий в области водоснабжения в бюджетной сфере за счёт бюджета города составят 13,983 млн руб., экономический эффект равен 3,062 млн руб. в год, период окупаемости составит 1,5 года.
Экономический эффект от мероприятий в области водоснабжения в результате проведения мероприятий экономии воды по жилищному сектору: только за счёт установки индивидуальных счётчиков в квартирах и сокращения непроизводительных потерь и утечек воды возможна экономия используемых водных ресурсов до 30 %, что позволит сократить расход электроэнергии на 15-18 % и значительно снизить капиталовложения в строительство мощностей сооружений забора, подготовки питьевой воды, очистки сточных вод. Основную часть затрат программы (в частности, установку общедомовых счётчиков учёта воды) предлагается возместить за счёт средств собственников (нанимателей) жилья на условиях рассрочки платежа до 5 лет [2].
Затраты на проведение мероприятий в области водоснабжения в результате проведения мероприятий по экономии воды по жилищному фонду составят 31,34 млн руб.
Экономический эффект от мероприятий в области водоснабжения в результате проведения мероприятий экономии воды по коммунальному сектору достигается:
- внедрением систем частотного регулирования в приводах электродвигателей в системах вентиляции, на насосных станциях и других объектах с переменной нагрузкой (даёт экономию электроэнергии 4070 %, на насосных станциях дополнительно по теплу 20 %, по воде 15-20 %. Окупаемость 3-18 мес.);
- внедрением систем оборотного водоснабжения (снижается расход воды до 95 %, окупаемость до 1 года) [3].
Затраты на проведение мероприятий в области водоснабжения в результате проведения мероприятий по экономии воды по системам коммунальной инфраструктуры составят 744,82 млн руб.
1. Мероприятия в области повышения энергоэффективности систем водоснабжения ЖКХ:
- сокращение использования воды на собственные нужды в водозаборных станциях;
- оптимизация работы системы водоснабжения. Диспетчеризация и автоматизация управления сетями;
- установка на ответвлениях сети датчиков и регуляторов сетевого давления;
- установка счётчиков расхода воды на входах объектов водопотребления;
- установка технологических водомеров на проблемных ответвлениях.
Так в качестве водосберегающих мероприятий, проводящихся в многоквартирном доме, можно выделить:
- установку общедомовых счётчиков воды;
- установку квартирных счётчиков расхода воды;
- установку счётчиков расхода воды в помещениях, имеющих обособленное потребление;
- установку стабилизаторов давления (понижение давления и выравнивание давления по этажам);
- установку экономичных душевых сеток;
- установку в квартирах клавишных кранов и смесителей;
- установку шаровых кранов в точках коллективного водоразбора;
- установку двухсекционных раковин;
- установку двухрежимных смывных бачков;
- использование смесителей с автоматическим регулированием температуры воды;
- регулярное информирование жителей о состоянии расхода воды и мерах по его сокращению.
2. Мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по бюджетному сектору в области водоснабжения:
- установка приборов учёта (холодного водоснабжения);
- техническое обслуживание приборов учёта;
- замена трубопроводов водонесущих сетей;
- замена сантехнического оборудования и приборов;
- замена насосного оборудования на энергоемкое оборудование с более высоким КПД.
3. Мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по системам коммунальной инфраструктуры:
- замена насосного регулирующего оборудования, установка частотных преобразователей на насосной станции 2-го подъёма Миусского водопровода и на ПНС по ул. Ленина;
- монтаж узлов учёта сырой воды на насосной станции 2-го подъёма «Донвод», х. Недвиговка;
- капитальный ремонт энергооборудования на насосных станциях 1-го, 2-го подъёмов;
- капитальный ремонт насосных агрегатов на насосных станциях 2-го, 3-го подъёмов, очистных сооружениях Донского водопровода;
- замена магистральных сетей водопровода по г. Таганрогу;
- замена насосного оборудования на энергоемкое оборудование с более высоким КПД.
Выводы
Анализ экономических и технических условий предоставления и потребления энергетических ресурсов муниципальным образованием г. Таганрога позволил сформировать проблемы эффективного использования воды:
- высокая степень износа водопроводных сетей и их аварийность;
- большие объёмы потерь воды;
- очень низкий уровень автоматизации производственных процессов;
- низкий уровень приборного учета у потребителей, ведущий к потерям воды (водомерами учитывается 52 % объёма потребленной воды);
- проблема обеспечения населения чистой водой из-за повышенного загрязнения водоисточников.
Традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными, поэтому водопроводные сооружения
не всегда обеспечивают надежную подготовку и подачу населению питьевой воды гарантированного качества.
Эффективность потребления будет обеспечена выполнением мероприятий по совершенствованию управления в сфере оказания услуг по водоснабжению и водоотведению. Следовательно, эта эффективность будет определяться повышением уровня жиз-необеспеченности населения, снижением заболеваемости людей, а в связи с этим и снижением экономических потерь.
Литература
1. Возможные пути решения проблем предприятий ЖКХ в условиях недостаточного бюджетного финансирования на примере предприятий водоканализационного хозяйства (ВКХ) // Информационный центр реформы ЖКХ.
2. Федеральный закон РФ № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ст. 13 п. 12 [Электронный ресурс]. Код доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132518.
3. Портал-энерго [Электронный ресурс]. Код доступа: http://portal-energo.ru/.
Energy saving technologies improvement and modernization of water supply and consumers wastewater disposal in municipal formations on the example of Taganrog
Ya. A. Nalesnaya,
Taganrog Institute of Technology, Southern Federal University, Associate Professor, PhD
The article presents the results of municipal utilities survey of the Russian Federation. Proposes ways of solution of water supply actual problems: the provision of clean water, inefficient transportation system of water to consumers, prevention of water losses at all stages of transportation, ways of economical water consumption.
Keywords: energy efficiency, energy saving, water supply, water drainage, sewerage, economic effect.