Научная статья на тему 'Анализ факторов развития информатизации образования'

Анализ факторов развития информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION INFORMATIZATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / INFORMATION LITERACY / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / TECHNOLOGIZATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / FACTOR-ANALISYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеенко Владимир Валерьевич

В статье представлены и описаны некоторые факторы, влияющие на развитие информатизации образования. Дано понятие информатизации, информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеенко Владимир Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE FACTORS INFLUENCING THE EDUCATION INFORMATIZATION

The article gives an overview of the factors that influence the process of education informatization. The author interprets the notion of factor-analisys and presents its peculiarities when the method is used in psychological and pedagogical studies. Such factors as society technologization, the development of digital economy, overall increasing level of people''s information literacy are named as prevailing factors that influence the process of education informatization.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов развития информатизации образования»

6. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений. - М., 2000. - С. 8-12, 16-17.

7. Стулов, В.В. Воспитание профессионально важных координационных способностей у курсантов военных институтов инженерного профиля. Автореф. дисс.., Малаховка, 2005. - 24 с.

8. Уткин, С .И. Формирование боевой готовности курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях. Автореф. Дисс.., М., 2004. - 26 с.

Педагогика

УДК 37:004

аспирант Алексеенко Владимир Валерьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены и описаны некоторые факторы, влияющие на развитие информатизации образования. Дано понятие информатизации, информатизации образования.

Ключевые слова: факторный анализ, фактор, информатизация образования, информационная грамотность, технологизация, информационное общество.

Annotation. The article gives an overview of the factors that influence the process of education informatization. The author interprets the notion of factor-analisys and presents its peculiarities when the method is used in psychological and pedagogical studies. Such factors as society technologization, the development of digital economy, overall increasing level of people's information literacy are named as prevailing factors that influence the process of education informatization.

Keywords: factor-analisys, factor, education informatization, information literacy, technologization, information society.

Введение. В стремительно развивающемся мире для того, чтобы человек соответствовал происходящим изменениям, образование должно непрерывно сопровождать его на протяжении всей жизни. Понятие «образование» в законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» звучит как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» [10], т.е. удовлетворение образовательных потребностей, которые существуют в период получения этого образования. Образование должно включать в себя не только знания, приобретенные в прошлом, или способы развития специфических личностных функций обучающегося для возможного их применения в будущем, но и знания, умения и навыки, соответствующие настоящему времени. Внутреннее противоречие образования заключается в необходимости его соответствия современным потребностям и невозможности осуществления данного требования из-за временного разрыва между новой, постоянно накапливающейся информацией и ее фиксацией.

Мы живем в обществе, основным производственным ресурсом которого стали знания и информация и которое все отчетливее проявляет черты информационного общества - сетевой принцип функционирования, виртуальный характер, спонтанная «блиповая» форма подачи информации. В информационном обществе трансформируется глубинная структура информации. Э. Тоффлер говорит о культуре информационного общества как о блип-культуре, основанной на «блипах» информации: объявлениях, командах, обрывках новостей, которые не поддаются классификации. При этом потребители информации не имеют возможности заимствовать готовую модель реальности, а должны сами конструировать ее.

Информатизация - основной фактор, кардинально влияющий на развитие современной системы образования. Информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или новых цифровых технологий [11, 9]. Следует отметить, что сам термин «информатизация образования» до сих пор не четко оформлен и в разных источниках имеет разное содержательное наполнение. Встречается разнообразие интерпретаций понятия от «комплекса социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями» до «процесса, направленного на реализацию замысла повышения качества содержания образования посредством замены традиционных технологий обучения на более эффективные» [1; 5].

Информатизация образования (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует, во-первых, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникативных сетей; во- вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; в-третьих, разработка методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, различные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; в-четвертых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых [2].

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является выявление и обоснование основных факторов, влияющих на развитие информатизации образования.

Изложение основного материала статьи. Процесс развития информатизации образования необратим и существуют факторы, которые являются движущей силой, стимулирующей данное развитие.

Фактор - (лат. - делающий, производящий) - обстоятельство, ситуация, выступающие движущей силой развития каких-либо явлений, стимулирующие это развитие. Фактор делается причиной изменения,

определяющей ее характер и отдельные черты. Различают факторы: ведущие и вспомогательные; прямые и косвенные; внешние и внутренние; социальные, экономические, политические, психологические, педагогические и другие. Иногда «фактор» идентифицируют с понятиями «условия», «причина», «основа».

Факторный анализ (Г.Айзенк, Р.Кеттел, Ч.Спирмен, Л.Терстоун) является: 1) методом математической многомерной статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов; 2) комплексом аналитических методов, позволяющих выявить скрытые (латентные) признаки, а также причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи; 3) инструментом моделирования, построения модели факторов.

В первых двух случаях метод применяется для «конденсирования» тестовых оценок, сведения их к относительно малому числу независимых переменных и для выделения факторов, необходимых для описания индивидуальных различий тестовых результатов [7].

Факторный анализ может носить не только количественный, но и более простой - качественный характер, что более свойственно при его применении в гуманитарных науках. В этом случае, на основе качественного анализа строятся разного рода модели факторов, которые влияют на развитие какого-либо процесса или явления.

H.В. Софронова отмечает, что факторный анализ в педагогических исследованиях крайне редко используется для описания элементов педагогических систем в виде переменных. Как правило, их представляют в категориях качественных характеристик и словесно. Поэтому в педагогических исследованиях больше распространен когнитивный анализ факторов, цель которого - выявить наиболее существенные (базисные) факторы, характеризующие «пограничный» слой взаимодействия объекта и внешней среды, и установить качественные (причинно-следственные) связи между ними [8].

С целью выявления факторов, в наибольшей степени влияющих на развитие информатизации образования, нами было проведено анкетирование, в котором приняло 54 человека (преподаватели вузов, студенты, учителя школ). Первоначально, респондентам предлагалось перечислить сами факторы, а затем проранжировать их по степени влияния на развитие информатизации образования.

В списке факторов, перечисленных респондентами, отмечались следующие: технологизация общества; становление информационной экономики; повышение общей информационной грамотности населения; доступность информационно-коммуникационных технологий; развитие современных информационных и телекоммуникационных технологий (электронная почта, телеконференции, ICQ общение и др.); информационные революции; появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании; развитие и повсеместное использование электронных моделей средств обучения; формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах учебного процесса; порождение новых подходов к управлению учебным заведением и оценке качества педагогического труда; глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе; развитие инновационной инфраструктуры.

При ранжировании данных факторов среди первых трех оказались: технологизация общества, становление информационной (цифровой) экономики, повышение общей информационной грамотности населения.

Охарактеризуем каждый из выделенных факторов развития информатизации образования.

I. Технологизация общества.

Технологизация современного мира в условиях глобализации мировых процессов достигла высочайшей ступени. Искусственные интеллектуальные системы используются практически во всех сферах жизнедеятельности человека и кардиальным образом трансформируют условия его существования.

С каждым годом происходит устойчивый рост масштабов применения искусственных интеллектуальных систем в повседневной жизни.

Современная повседневность состоит из продуктов технической цивилизации, от которых невозможно абстрагироваться, в связи с чем, техническое как таковое становится важнейшим фактором формирования ценностных ориентиров человека. В связи с этим возникает необходимость философского осмысления новой, малоизученной проблемы взаимодействия человека с искусственными интеллектуальными системами как соотношение категорий «естественное» - «искусственное» и последствий их применения.

Термин «интеллект» (intelligence) происходит от латинского «intellectus», что означает ум, разум, рассудок, мыслительные способности человека. Соответственно искусственный интеллект (ИИ, он же artificial intelligence - AI в зарубежной литературе) обычно трактуется как свойство автоматических систем брать на себя отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних воздействий [6].

2. Становление информационной (цифровой) экономики.

Всестороннее развитие информационной экономики в России большинство специалистов связывает с действием:

1) информатизации - стремительного развития и внедрения во все сферы жизнедеятельности современного общества информационных технологий и продуктов;

2) образования - становления и развития современной системы образования, которая ориентирована как на воспроизводство человеческого капитала, так и на активное потребление информационных продуктов и технологий;

3) науки - реализации и финансовой поддержки фундаментальных и прикладных научных исследований, как в информационном секторе, так и в информационно-потребляющих отраслях;

4) культуры - активизации процессов формирования и повышения информационной культуры населения страны;

5) государства - повышения внимания государственных и региональных структур управления к проблемам образования и науки, основным исследованиям в информационном секторе;

6) корпоративности - возникновения и развития корпоративных структур, которые обладают существенными финансовыми, материальными, кадровыми и техническими ресурсами для осуществления и развития инновационной деятельности в рамках информационного рынка;

7) права - современные тенденции формирования правового государства не могут не сказываться и на процессах формирования цивилизованного рынка информационных продуктов и технологий в России;

8) профессионализма - фактора, который определяет баланс спроса и предложения на специалиста, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. При этом главным требованием к специалисту все чаще становится владение современными информационно-коммуникационными технологиями [3].

3. Повышение общей информационной грамотности населения.

Современная тенденция нового общества характеризуется как движение от узких специалистов к «фундаменталистам», которые способны адаптироваться к новой технике. На данный момент формируется информационное общество, общество с развитой системой надомного труда. Работа для большинства людей в таком обществе должна быть вариативной, неповторяющейся и ответственной, требующей от индивида способности свободы действий, оценки, суждения. Информационное общество - это гражданское общество на базе развития индивидуальной интеллектуальной собственности. В таком обществе видоизменяются и социальные отношения, на место классовой дифференциации приходит дифференциация профессиональная, а вертикаль взаимоотношений вытесняется системой непосредственных связей между людьми, причем предпочтение отдается развитию неформальных контактов и коммуникаций [4].

В информационном обществе происходит сдвиг человеческого бытия в сторону культуры, которая все больше и больше проникает во все стороны жизни человека, выдвигается в центр общественных процессов.

Информационное общество - это такое общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обусловливают перспективы экономического развития и экономических изменений, а также качество жизни, в результате чего формируется новое информационное сознание.

Выводы. Современные ценности информационного общества дают возможность задуматься над вопросом, каким должно быть современное образование. Ответ на этот вопрос заложен в самой характеристике информационного общества.

Прежде всего, необходимо фундаментальное образование. Принцип фундаментализации направляет содержание дисциплин на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Фундаментальное образование - это та база, которая впоследствии даст возможность варьировать виды деятельности, менять профессии, саморазвиваться, повышать квалификацию.

Система повышения квалификации и переподготовки занимает достойное место в информационном обществе в связи с активной динамичностью развития этого общества.

Таким образом, информационное общество предъявляет более высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы.

Поэтому своеобразность информационного общества и переход к такому обществу обусловливают необходимость кардинальных изменений в системе образования.

Подводя итоги, можно сказать, что развитие информатизации образования напрямую зависит от многих факторов, которые взаимосвязаны между собой, но наиболее влиятельными оказываются перечисленные выше. На наш взгляд, влияние данных факторов будет нарастать, что приведет к более интенсивному развитию процесса информатизации образования.

Литература:

1. Алексеенко В.В. Педагогическая деятельность в условиях информатизации образования // Гуманитарные исследования. Вестник ОмГПУ. - 2016. - № 4 (13). - С. 72-74.

2. Бородина Н.А., Богданова И.Б. Особенности осуществления государственной политики в области информатизации образования в современной России // Инженерный вестник Дона. 2012. № 1 (19). С. 100-106.

3. Губайдуллина Д.М., Барт Л.В. Факторы информатизации. Эволюция и факторы формирования информационной экономики в России. Креативная экономика, 2010, № 5, с. 55-59.

4. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества. Журнал «Инновации в образовании» №3. Издательство Современного гуманитарного университета (Москва), 2005. С. 5 - 12.

5. Диких Э.Р. Подготовка студентов бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2014. - 24 с.

6. Ивушкина Е.Б., Калмыкова О.М. Технологизация современного общества. Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 346-349.

7. Национальная педагогическая энциклопедия http://didacts.ru/termin/faktor.html (Дата обращения: 05.03.2018 г.).

8. Софронова Н.В. Методики анализа педагогических систем. Фундаментальные исследования. 2013. № 11-3. С. 578-583.

9. Суханов П.В. Педагогическая концепция развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01, Кострома 2013 г.

10. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

11. Фоктов Д.А. Современные информационные технологии // Научный электронный архив. -Электронный ресурс: econf.rae.ru/article/6086.

Педагогика

УДК 371.398: 371.333

аспирант Алёшин Владимир Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина» (г. Елец)

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Показана необходимость исследования возможностей развития информационно-коммуникативной компетенции (ИКК) педагогов в сфере дополнительного образования (ДО). Систематизированы теоретические основы подготовки педагогов ДО. Уточнен набор профессиональных компетенций педагога ДО. Обобщены подходы к определению ИКК. Установлена роль ИКК в профессиональной деятельности педагогов ДО и выявлена структура данной компетенции. Предложены пути развития ИКК педагогов ДО посредством организации компьютерно-ориентированной среды.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетенция, дополнительное образование, профессиональная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, компьютерно-ориентированная среда.

Annotation. The necessity of investigating the possibilities of development of information and communicative competence (1СС) of teachers in the sphere of additional education (AE) is shown. The theoretical bases for the training of pedagogues are systematized. The set of professional competencies of the pedagogue is updated. The approaches to the definition of ICC are generalized. The role of the ICC in the professional activity of AE teachers has been established, and the structure of this competence has been revealed. The ways of development of AE teachers ICC through the organization of a computer-oriented environment are suggested.

Keywords: information-communicative competence, additional education, professional activity, information and communication technologies, computer-oriented environment.

Введение. Подготовка педагогов дополнительного образования (ДО) началась в России только в 1998 г. в образовательных организациях среднего профессионального образования, с возможностью получения специализации в вузах. Соответственно, сегодня сложилась ситуация, при которой не менее 30-35% занятых в сфере ДО педагогов, либо не имеют профессионального педагогического образования, либо не отвечают современным тенденциям информатизации образовательного пространства. Поэтому возникает необходимость подготовки специалистов, которые обладали бы не только организаторскими способностями и широкими современными знаниями, но и могли бы решать нестандартные задачи в условиях динамично трансформирующейся внешней среды, в том числе с применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Такие личностные качества совместно с имеющимися умениями, знаниями и навыками (компетенциями) становятся базой для формирования и развития иных адекватных современному этапу развития общества компетенций. Следовательно, набор профессиональных компетенций педагога ДО должен включать информационно-коммуникативную компетенцию (ИКК).

Материалы, характеризующие понятие ИКК, представлены работами Богдановой А.В., Витухновской А.А., Воронцовой Э.М., Завьялова А.Н., Кагермазовой Л.Ц., Кодзокова А.Х., Поповой Л.М., Штырова А.В. и др. Однако в данных исследованиях не достаточно изучена роль ИКК в деятельности педагогов ДО, не охарактеризована структура данной компетенции и способы развития. Соответственно, актуальность выбранной темы исследования заключается в необходимости исследования возможностей развития ИКК педагогов в сфере ДО.

Формулировка цели статьи. Целью работы является определение места и структуры ИКК в профессиональной деятельности педагогов ДО. Для достижения цели решались задачи:

- систематизации теоретических основ подготовки педагогов ДО;

- уточнения набора профессиональных компетенций педагога ДО;

- обобщения подходов к определению ИКК;

- установления роли ИКК и ее структуры в профессиональной деятельности педагогов ДО.

Изложение основного материала статьи. Согласно профессиональному стандарту педагога ДО [1],

педагогическая деятельность в сфере ДО преследует следующие цели:

- организация деятельности обучающихся лиц по усвоению знаний, а также по формированию компетенций и умений;

- обеспечение достижения обучающимися лицами нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ;

- создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации [1].

Кроме этого, профессиональный стандарт возлагает на преподавателей ДО работу по организации и проведению исследований рынка услуг ДО, а также требует обеспечить развитие социального партнерства и продвижения оказываемых услуг. Иными словами, профессиональная деятельность выходит за рамки сугубо преподавательской. Современный педагог ДО должен не только отлично знать свой предмет и организовать его методическое обеспечение, уметь преподать его учащимся лицам и организовать их работу, но и отслеживать все новые веяния и существующие тенденции в своей предметной области, уметь рекламировать себя и свой предмет, привлекать новых учеников и т.д.

Вне зависимости от предметной области деятельности, любой педагог ДО, помимо знаний и профессионально важных качеств, должен обладать рядом профессиональных и общих компетенций. Естественно, в качестве основных компетенций можно отметить - четкое понимание сути и общественной значимости своей профессиональной деятельности, проявление к ней устойчивого и искреннего интереса, самостоятельность в формулировке задач личностного и профессионального развития, осознанность необходимости регулярного повышения своей квалификации и самообразования, знание основ психологии и педагогики. Важной компетенцией является способность выполнять профессиональную деятельность в условиях постоянного обновления ее содержания и целей, смены технологий на более современные, работать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.