Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативная компетенция в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования'

Информационно-коммуникативная компетенция в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATION-COMMUNICATIVE COMPETENCE / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / КОМПЬЮТЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА / COMPUTER-ORIENTED ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алёшин Владимир Владимирович

Показана необходимость исследования возможностей развития информационно-коммуникативной компетенции (ИКК) педагогов в сфере дополнительного образования (ДО). Систематизированы теоретические основы подготовки педагогов ДО. Уточнен набор профессиональных компетенций педагога ДО. Обобщены подходы к определению ИКК. Установлена роль ИКК в профессиональной деятельности педагогов ДО и выявлена структура данной компетенции. Предложены пути развития ИКК педагогов ДО посредством организации компьютерно-ориентированной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION

The necessity of investigating the possibilities of development of information and communicative competence (ICC) of teachers in the sphere of additional education (AE) is shown. The theoretical bases for the training of pedagogues are systematized. The set of professional competencies of the pedagogue is updated. The approaches to the definition of ICC are generalized. The role of the ICC in the professional activity of AE teachers has been established, and the structure of this competence has been revealed. The ways of development of AE teachers ICC through the organization of a computer-oriented environment are suggested.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативная компетенция в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования»

Педагогика

УДК 371.398: 371.333

аспирант Алёшин Владимир Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина» (г. Елец)

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Показана необходимость исследования возможностей развития информационно-коммуникативной компетенции (ИКК) педагогов в сфере дополнительного образования (ДО). Систематизированы теоретические основы подготовки педагогов ДО. Уточнен набор профессиональных компетенций педагога ДО. Обобщены подходы к определению ИКК. Установлена роль ИКК в профессиональной деятельности педагогов ДО и выявлена структура данной компетенции. Предложены пути развития ИКК педагогов ДО посредством организации компьютерно-ориентированной среды.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетенция, дополнительное образование, профессиональная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, компьютерно-ориентированная среда.

Annotation. The necessity of investigating the possibilities of development of information and communicative competence (1СС) of teachers in the sphere of additional education (AE) is shown. The theoretical bases for the training of pedagogues are systematized. The set of professional competencies of the pedagogue is updated. The approaches to the definition of ICC are generalized. The role of the ICC in the professional activity of AE teachers has been established, and the structure of this competence has been revealed. The ways of development of AE teachers ICC through the organization of a computer-oriented environment are suggested.

Keywords: information-communicative competence, additional education, professional activity, information and communication technologies, computer-oriented environment.

Введение. Подготовка педагогов дополнительного образования (ДО) началась в России только в 1998 г. в образовательных организациях среднего профессионального образования, с возможностью получения специализации в вузах. Соответственно, сегодня сложилась ситуация, при которой не менее 30-35% занятых в сфере ДО педагогов, либо не имеют профессионального педагогического образования, либо не отвечают современным тенденциям информатизации образовательного пространства. Поэтому возникает необходимость подготовки специалистов, которые обладали бы не только организаторскими способностями и широкими современными знаниями, но и могли бы решать нестандартные задачи в условиях динамично трансформирующейся внешней среды, в том числе с применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Такие личностные качества совместно с имеющимися умениями, знаниями и навыками (компетенциями) становятся базой для формирования и развития иных адекватных современному этапу развития общества компетенций. Следовательно, набор профессиональных компетенций педагога ДО должен включать информационно-коммуникативную компетенцию (ИКК).

Материалы, характеризующие понятие ИКК, представлены работами Богдановой А.В., Витухновской А.А., Воронцовой Э.М., Завьялова А.Н., Кагермазовой Л.Ц., Кодзокова А.Х., Поповой Л.М., Штырова А.В. и др. Однако в данных исследованиях не достаточно изучена роль ИКК в деятельности педагогов ДО, не охарактеризована структура данной компетенции и способы развития. Соответственно, актуальность выбранной темы исследования заключается в необходимости исследования возможностей развития ИКК педагогов в сфере ДО.

Формулировка цели статьи. Целью работы является определение места и структуры ИКК в профессиональной деятельности педагогов ДО. Для достижения цели решались задачи:

- систематизации теоретических основ подготовки педагогов ДО;

- уточнения набора профессиональных компетенций педагога ДО;

- обобщения подходов к определению ИКК;

- установления роли ИКК и ее структуры в профессиональной деятельности педагогов ДО.

Изложение основного материала статьи. Согласно профессиональному стандарту педагога ДО [1],

педагогическая деятельность в сфере ДО преследует следующие цели:

- организация деятельности обучающихся лиц по усвоению знаний, а также по формированию компетенций и умений;

- обеспечение достижения обучающимися лицами нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ;

- создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации [1].

Кроме этого, профессиональный стандарт возлагает на преподавателей ДО работу по организации и проведению исследований рынка услуг ДО, а также требует обеспечить развитие социального партнерства и продвижения оказываемых услуг. Иными словами, профессиональная деятельность выходит за рамки сугубо преподавательской. Современный педагог ДО должен не только отлично знать свой предмет и организовать его методическое обеспечение, уметь преподать его учащимся лицам и организовать их работу, но и отслеживать все новые веяния и существующие тенденции в своей предметной области, уметь рекламировать себя и свой предмет, привлекать новых учеников и т.д.

Вне зависимости от предметной области деятельности, любой педагог ДО, помимо знаний и профессионально важных качеств, должен обладать рядом профессиональных и общих компетенций. Естественно, в качестве основных компетенций можно отметить - четкое понимание сути и общественной значимости своей профессиональной деятельности, проявление к ней устойчивого и искреннего интереса, самостоятельность в формулировке задач личностного и профессионального развития, осознанность необходимости регулярного повышения своей квалификации и самообразования, знание основ психологии и педагогики. Важной компетенцией является способность выполнять профессиональную деятельность в условиях постоянного обновления ее содержания и целей, смены технологий на более современные, работать

в нестандартных ситуациях и оценивать риски, а также использовать все доступные ИКТ для совершенствования своей профессиональной деятельности.

Одновременно, необходимым является развитие потенциала педагога ДО посредством регулярного поддержания учебного процесса, который бы стимулировал индивида и предоставлял ему возможность формирования навыков и ценностей, получения знаний. Кроме того, педагогу ДО необходимо использование подхода life-long learning (обучение на протяжении жизни) с пониманием того, что будет с удовольствием, уверенностью и креативностью применяться в профессиональной деятельности [2].

Соответственно, необходимость саморазвития педагогов ДО, применения ИКТ и дистанционных технологий в образовательной сфере и в области продвижения услуг ДО требует формирования ИКК. Существует несколько подходов российских и зарубежных авторов к определению отдельных элементов ИКК. Многие зарубежные исследователи объединяют понятия информационной грамотности и информационной компетентности [3]. Под информационной грамотностью подразумевается возможность индивида искать и идентифицировать, оценивать и применять информацию из разных источников, способность осознавать необходимость в информации в целом, а также ориентироваться в информационных системах, ресурсах и потоках. Данное качество описывается как одно из обязательных требований к педагогу [4]. Сегодня в понятие информационной грамотности включено также владение технологическими методами организации и хранения представленной на разнообразных цифровых носителях информации.

Второй нюанс заключается в том, что понятия компьютерной грамотности и компьютерной компетентности вместе с понятием медиакомпетентности в некоторых работах отождествляют с ИКК, связывают исключительно с умениями применять ИКТ и с навыками работы с современной компьютерной техникой. В отечественной учебно-методической литературе также можно встретить такие термины, как «информационная компетентность» и «компьютерная компетентность». Информационная компетентность означает способность добывать необходимую информацию, а также обрабатывать и применять ее в практической деятельности. Она предполагает наличие следующих умений и навыков:

- получение и обработка информации;

- предоставление результата обработки в удобном для себя и других пользователей виде;

- демонстрация понимания полученной информации;

- формулировка выводов и принятие решения в условиях неопределенности.

В свою очередь понятие «компьютерная компетентность» определяет готовность педагога применять разнообразные программные средства для переработки полученной информации.

На стыке этих понятий Попова Л.М. формирует понятие собственно «информационно-коммуникативной компетентности», под которым она устанавливает способность индивида выполнять поиск и переработку найденной им информации при помощи информационных технологий, выполнять критический анализ этой информации и на основе этого уже делать любые выводы и принимать решения в условиях неопределенности [5].

В то же время Кодзоков А.Х и Кагермазова Л.Ц. под ИКК понимают способность самостоятельного выполнения работ в информационно-коммуникативном пространстве. Сюда же ученые относят умения осуществлять передачу информации в процессе диалога и взаимодействия в образовательной среде, отыскивать и применять вербальные и невербальные средства коммуникации в образовательном пространстве, рефлексировать педагогическую позицию в конкретной ситуации взаимодействия «учитель-ученик» [6]. Завьялов А.Н. отмечает, что ИКК представляет собой способность индивида демонстрировать умения и знания, отношения и навыки в сферах компьютерной грамотности и информационной подготовки [7]. Некоторые исследователи рассматривают ИКК в основном как элемент информационной культуры, и, как следствие, неотъемлемую часть общей культуры личности [8].

Согласно исследованиям Сороко Н.В. [9], ИКК представляет собой результат различных способностей индивида, в связи с чем, данная компетенция может быть структурирована на два основных компонента, которые включают в себя определенные умения, способности и знания. Компоненты структуры ИКК могут быть представлены следующим образом:

1) Знания:

- конкретные навыки применения в своей работе компьютерной техники;

- понимание особенностей информационных потоков в своей предметной области;

- ответственность личности в отношении применения ИКТ;

- знание основ информационной безопасности и эргономики.

2) Способности и умения:

- работать со сведениями разного рода;

- получать информацию в понятном виде из различных источников;

- критически подходить к оценке любых сведений;

- использовать ИКТ в собственной профессиональной деятельности.

Рассматривая ИКК как одну из сторон профессиональной деятельности современного педагога, можно выделить в ее составе три взаимосвязанных компонента:

1. Предметный, который предполагает четко установленный уровень подготовленности педагога к выполнению информационной деятельности;

2. Социальный, который включает в себя лидерские качества, умение работать в команде, свободно общаться в устной и письменной форме. Сюда же относится заключающийся в понимании и принятии ценностей жизни, истории и культуры, социального взаимодействия аспект, который называется аксиологическим;

3. Личностный, который опирается на такие качества, как организованность, целеустремленность, способность нести ответственность за свои действия [10].

В свою очередь, предметная составляющая ИКК педагога ДО должна включать три составляющих:

- когнитивную - совокупность знаний основных принципов и идей информатики;

- креативную - наличие общих интеллектуальных способностей и творческих качеств, важных для любого вида деятельности;

- операционально-технологическую - владение современными навыками использования ИКТ.

В структуру креативной составляющей ИКК необходимо включить интеллектуальные качества, которые помогают эффективно применять информационные технологии в нетипичных сложных ситуациях, понимать

возможные последствия этого применения и применяются не только в педагогической деятельности. В некоторой мере данные качества можно представить как сформулированные в контексте информационной деятельности своеобразные «навыки жизни». К числу таких качеств можно отнести:

- способность управлять сложностью при решении задач;

- способность выстраивать логические рассуждения;

- способность проверять полученное решение и т.д.

Отметим, что элементы ИКК педагога ДО не могут быть рассмотрены в изоляции друг от друга, поскольку они совокупно представляют собой интегрированное динамичное образование и только в этом случае можно говорить об ИКК как о самостоятельном качестве или явлении.

Для развития ИКК необходимо создание компьютерно-ориентированной среды, при формировании которой необходимы следующие педагогические условия:

- внедрение инновационных, в том числе и педагогических ИКТ;

- высокий уровень информационной культуры участников образовательного процесса обучения;

- активная деятельность способных к адекватной самооценке субъектов образовательного процесса;

- обеспечение необходимыми для процесса обучения ИКТ;

- свободный доступ к ресурсам Интернета.

При этом требуется отметить тот факт, что такая среда в случае повышения квалификации педагогов ДО может быть охарактеризована как система разного рода ресурсов (научно- и учебно-методических, информационно-образовательных и учебных, просветительских и т.д.), которые созданы на базе применения современных технологий - телекоммуникационных и педагогических, информационных и других. Эта система реализует открытый доступ к различным образовательно-информационным ресурсам и ориентирована на максимальное удовлетворение запросов обучающихся на высокое качество образования. Она также обеспечивает мониторинг качества образования и предлагает возможность дистанционного развития ИКК педагогов.

Выводы. Таким образом, профессиональная компетентность педагога ДО в целом представляет собой систему, выстроенную на ряде следующих компетенций: методологическая и исследовательская, презентационная и психолого-педагогическая, акмеологическая и эмоциональная, коммуникативная и ИКК.

Под ИКК в данной работе понимается комплекс сформированных личностных качеств, которые обеспечивают гибкость и адаптивность к изменениям, а также эффективность профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества в ходе овладения информационными и коммуникативными компетенциями с применением ИКТ.

ИКК является одной из ключевых компетентностей современного педагога ДО и проявляется она в деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации. Проявление ИКК у педагогов ДО обеспечивает для них возможности жить и трудиться в информационном обществе, а также использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией в профессиональной сфере деятельности.

Структура ИКК включает предметную, социальную и личностную составляющую, где первая включает когнитивные, креативные и операционно-технологические компоненты. Пути развития ИКК педагогов ДО включают в себя: организацию компьютерно-ориентированной среды; самостоятельную работу по изучению ИКТ; изучение профильных курсов при помощи дистанционного образования; интеграцию ИКТ в педагогическую практику.

Литература:

1. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.20l5 N 38994) Консультант Плюс, 1997-2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186767/b8c0fc6affc0768557a07d839a889c1a7b80d14f/ (дата обращения: 12.04.2018).

2. Longworth N. and Davies W.K. Lifelong Learning: New Vision, New Implications, New Roles for People, Organizations, Nations and Communities in the 21st Century. London: Kogan Page. 1996. Р. 179.

3. Johnston B., Webber S. Information literacy as an academic discipline: an action research approach to developing a credit bearing class for business undergraduates // Proceedings of the 3rd British Nordic Conference on Library and Information Studies. Boras, University College of Boras, 1999. Р. 183-197.

4. Digest E. Information Literacy and Teacher Education [Электронный ресурс]. URL: www.ericdigests.org/1999-2/information.htm (дата обращения: 12.04.2018).

5. Попова Л.М. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического колледжа в процессе изучения информатики [Электронный ресурс]. URL: http://открытыйурок.рф/ статьи/510835/ (дата обращения: 12.04.2018).

6. Кодзоков А.Х., Кагермазова Л.Ц. Формирование комуникативной компетентности у студентов в поликультурной образовательной среде // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5 (27). С. 151-154.

7. Завьялов А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере СПО): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тюмень, 2005. 17 с.

8. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 41-55.

9. Сороко Н.В. Современные стратегии развития информационно-коммуникационной компетентности учителей в условиях компьютерно-ориентированной среды в международном измерении // ОТО. 2013. №1. С. 699-736.

10. Богданова А.В. Состав и условия формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов педагогических специальностей // Вектор науки ТГУ. 2010. №4. С. 305-308.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Алешугина Елена Анатольевна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ

ВУЗА

Аннотация. Поскольку современное образование строится в рамках компетентностного подхода, то в статье рассматриваются методы и средства, которые необходимы при оценке компетенций. Они могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными методами и средствами. Также было установлено определение понятия «результаты обучения». Определены отличия компетенции как результата обучения, от других результатов. Рассмотрены факторы, которые следует учитывать при разработке фонда оценочных средств. Выделены методы и средства оценки сформированности компетенций. Отмечено, что оценить компетентность возможно только в действии и при условии высокой мотивации носителя этого качества для достижения должного результата. Этот процесс является достаточно сложным, поэтому требуются аутентичные способы оценивания. Каждая высшая школа стремится к оптимизации своих процессов, и оценивание не является исключением, поэтому в статье рассмотрена электронная платформа Moodle как средство, предоставляющее большой и эффективный инструментарий в этой области.

Ключевые слова: образовательные результаты, компетентностный подход, компетенции, компетентность, фонд оценочных средств, методы оценки, средства оценки, профессиональное образование, специалист, выпускник.

Annotation. As modern education is built within the competence approach, the article looks at the methods and tools that are needed in the assessment of competencies. They can be used alone or in combination with traditional methods and means. The definition of the term "learning outcomes" was also established. Distinctions of the competence as a result of training, from other results are determined. The factors that should be taken into account when developing the fund of valuation means are considered. Methods and means for assessing the formation of competencies are singled out. It is noted that it is possible to evaluate competence only in action and under the condition of high motivation of the bearer of this quality to achieve the proper result. This process is rather complicated, therefore, authentic methods of evaluation are required. Each higher school seeks to optimize its processes, and evaluation is no exception, so the article discusses the electronic platform Moodle as a tool that provides a large and effective toolkit in this field.

Keywords: educational results, competence approach, competences, competence, fund of valuation tools, assessment methods, assessment tools, vocational education, specialist, graduate.

Введение. Современная педагогическая наука формируется под влиянием компетентностного подхода, установленным ФГОС, традиционное обучение уходит на второй план и как следствие должен меняться и корректироваться процесс контроля знаний студентов. Актуальность рассматриваемой темы бесспорна, поскольку формирование самостоятельного высококвалифицированного специалиста в значительной степени зависит от грамотности создания условий, позволяющих решать специальные задачи, связанные с оцениванием знаний обучающихся.

Формулировка цели статьи. Обобщить и дополнить сведения о методах и средствах оценивания образовательных результатов студентов высшего учебного заведения. Для этого необходимо решить следующие задачи: выделить определение понятия «результаты обучения»; установить факторы, которые следует учитывать при разработке фонда оценочных средств; выделить методы и средства оценки сформированности компетенций.

Изложение основного материала статьи. Под результатами обучения мы будем понимать ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выражающихся с помощью знаний, умений, навыков, компетенций, которые показывают, что студент или выпускник должен продемонстрировать по окончанию части или всей образовательной программы [1].

Результаты обучения определяются для того, чтобы цели обучения были как можно более диагностичными, появилась возможность отслеживания процесса их достижения и своевременной корректировки при необходимости еще в процессе обучения. Формулировка ожидаемых результатов осуществляется преподавателем и в соответствии с требованиями заинтересованных сторон, то есть в этом процессе участвует государство, определившее требования ФГОС, работодатели и студенты [2].

Благодаря строго обозначенным результатам обучения:

- студент легко ориентируется в том, что ему необходимо сделать и понимает что от него требуется, он видит критерии, на которые стоит ориентироваться в процессе обучения;

- преподаватель сосредотачивает внимание и усилия на достижении конкретного результата для его адекватной оценки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- потенциальные работодатели могут иметь ясное представление о реальных возможностях выпускников [3].

Компетентностный подход заставляет развивать у студентов умения, которые они смогут применить в конкретной ситуации самостоятельно, учитывая при этом ценностные приоритеты и сформированную на их основе систему жизненных отношений.

Рассматривая компетенцию как результат обучения стоит выделить ее отличия от других результатов:

- это, прежде всего, интегрированный результат;

- существует возможность решения целого класса задач;

- компетенция, в отличие от знания, имеет форму деятельности;

- компетенция совершенствуется в процессе интеграции с другими компетенциями через осознание общей основы деятельности, то есть она переносима и связывается с целым классом предметов воздействия;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.