Научная статья на тему 'Оценка координационных способностей девушек-курсантов Кузбасского института ФСИН России'

Оценка координационных способностей девушек-курсантов Кузбасского института ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / CADETS / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATION ABILITIES / ПСИХОМОТОРИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / PSYCHOMOTORICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Анна Николаевна, Варинов Владислав Владимирович

В статье рассматривается профессиональная деятельность личного состава ФСИН России, как деятельность, требующая больших физических, психологических и моральных сил в тяжелых, подчас экстремальных условиях, связанных с риском и опасностью для жизни и здоровья. При этом указывается неуклонный рост числа женщин военнослужащих, для которых эти условия особенно сложные. Именно поэтому необходимо внедрить в процесс обучения будущих офицеров-женщин ФСИН России средств и методов совершенствования физических качеств, в частности координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенова Анна Николаевна, Варинов Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF COORDINATION ABILITIES OF GIRLS CADETS OF KUZBASS INSTITUTE OF FSIN OF RUSSIA

The article deals with the professional activity of personnel of the FSIN of Russia, as an activity that requires great physical, psychological and moral strength in severe, sometimes extreme conditions, connected with risk and danger to life and health. At the same time, the number of women servicemen is steadily growing, for which these conditions are particularly complex. That is why it is necessary to introduce means and methods for improving coordination abilities in the training of future female officers of the FSIN of Russia.

Текст научной работы на тему «Оценка координационных способностей девушек-курсантов Кузбасского института ФСИН России»

Педагогика

УДК 378.172

кандидат педагогических наук, доцент кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки Аксенова Анна Николаевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки Варинов Владислав Владимирович

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Новокузнецк)

ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ КУЗБАССКОГО

ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается профессиональная деятельность личного состава ФСИН России, как деятельность, требующая больших физических, психологических и моральных сил в тяжелых, подчас экстремальных условиях, связанных с риском и опасностью для жизни и здоровья. При этом указывается неуклонный рост числа женщин военнослужащих, для которых эти условия особенно сложные. Именно поэтому необходимо внедрить в процесс обучения будущих офицеров-женщин ФСИН России средств и методов совершенствования физических качеств, в частности координационных способностей.

Ключевые слова: курсанты, физическая подготовка, координационные способности, психомоторика, профессиональная подготовка.

Annotation. The article deals with the professional activity of personnel of the FSIN of Russia, as an activity that requires great physical, psychological and moral strength in severe, sometimes extreme conditions, connected with risk and danger to life and health. At the same time, the number of women servicemen is steadily growing, for which these conditions are particularly complex. That is why it is necessary to introduce means and methods for improving coordination abilities in the training of future female officers of the FSIN of Russia.

Keywords: cadets, physical training, coordination abilities, psychomotorics, vocational training.

Введение. Основной задачей, стоящей перед высшей школой ФСИН России является выпуск офицеров, способных ориентироваться в различных сферах профессиональной деятельности, владеющих знаниями, умениями и навыками достаточными для решения сложного комплекса правовых, психолого-педагогических, социально-политических и управленческих проблем. Как отмечает Уткин С.И., профессиональная деятельность личного состава требует мобилизации как физических, так и психофизиологических резервов, готовности к четким, грамотным, координированным действиям, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, зачастую, находить быстрое правильное решение в экстремальных условиях, связанных с риском и опасностью для жизни и здоровья [8].

Формулировка цели статьи. Теоретически обосновать необходимость внедрения в образовательный процесс дисциплин по физической подготовке курсантов ФСИН России программного материала, позволяющего совершенствовать координационные способности курсантов. Для этого необходимо провести качественную и количественную оценку координационных способностей курсантов, учитывая возрастные и гендерные особенности развития.

Изложение основного материала статьи. Развитию и совершенствованию профессиональных навыков и умений курсантов ФСИН способствует физическая подготовка. Физическая подготовка в процессе обучения курсантов влияет не только на развитие и совершенствование общей и специальной выносливости, силы, быстроты, но и способствует совершенствованию таких морально-психологических качеств, как воля к победе, лидерских качеств, уверенность, настойчивость, самообладание в стрессовых ситуациях и др. Поэтому, в системе обучения курсантов, физическая подготовка рассматривается как составляющая профессиональной подготовки, способствующая успешному выполнению оперативно-служебных задач, требующих высокой работоспособности, быстроты действия, силы и смелости в обеспечении личной безопасности, пространственной ориентации в незнакомой обстановке, ловкости и т.д. [3, 8].

Исследования служебной деятельности сотрудников ФСИН показали необходимость повышенных требований к уровню развития двигательных, в том числе координационных способностей, умений и навыков. Поэтому высокий уровень координации движений - важнейший фактор, способствующий успешному выполнению сотрудниками задач оперативно-служебной, розыскной деятельности [3, 7].

По мнению ведущих ученых, координационные способности (КС) являются интегральными способностями всей двигательной сферы и занимают одно из центральных мест в программе физической подготовки курсантов, в то же время уровень их развития, по сравнению с другими основными двигательными качествами, у абитуриентов и курсантов является одним из наиболее низких. Так, по данным С.И.Уткина, 19,4% абитуриентов вузов МВД, 15% курсантов 1-2 курса, 26,5% курсантов 4 курса испытывают трудности с развитием у себя координационных способностей. При этом 28,8% курсантов считают, что им труднее всего из программы по физической подготовке выполнить упражнения на ловкость [5, 8].

Координационные способности проявляются при выполнении всех технических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью. От координационных способностей зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема. Высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей дает возможность быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.

В.К. Бальсевич, В.И.Лях, Е.П. Ильин считают, что координационные способности - это, во-первых, способность целесообразно координировать движения - согласовывать, соподчинять, организовывать в единое целое при воспроизведении новых двигательных действий. Во-вторых, это способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или при переключении на новое действие в соответствии с требованиями меняющихся условий. Любое переключение, как и другие составляющие, тесно взаимосвязаны с психическими функциями вниманием, восприятием, мышлением, памятью [1, 4, 5].

Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у курсантов способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела. Развитие координационных способностей в процессе подготовки курсантов ФСИН - это совершенствование координации движений, а главное способность быстро перестраивать двигательную активность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями. Координация зависит от четкой и соразмерной работы мышц, в которой строго согласованы различные по силе и времени мышечные напряжения, что отражается на способности к перестроению двигательных действий, способности к согласованию движений, способности к реагированию, способность к дифференцированию параметров движений.

В работах В.К. Бальсевича, В.И.Ляха дается характеристика специальных проявлений координационных способностей. Так, способность к реакциям представляется как координационная способность, проявляемая в быстром реагировании на определенное задание, сигнал. Способность к ритму есть координация двигательных действий в рамках заданного ритма. Способность к равновесию - это координационная способность к целенаправленному и быстрому решению двигательных задач на ограниченной площади или в положении неустойчивого динамического равновесия. Способность к ориентировке понимается в пространственно-временном поле. Координационные способности рассматриваются авторами как целостные психомоторные образования при выполнении определенных действий [1, 5].

В научно-методической литературе сведений о психомоторных особенностях курсантов девушек и юношей явно недостаточно. Тогда как без информации о характере протекания внутренних механизмов координационных проявлений у курсантов, в зависимости от психических функций и состояний организма, невозможно построение научно - обоснованных программ по физической подготовке.

Особенно неоднозначная ситуация сложилась с обучением девушек курсантов. С одной стороны увеличивается число девушек, поступающих в военные вузы. Так, к 2008 году количество вузов Министерства Обороны, занимающихся подготовкой военнослужащих женского пола увеличилось до 17, в том числе набор осуществили такие вузы как Рязанское училище ВДВ, военно-морской институт имени адмирала Ф. Ушакова, Ставропольской военный институт связи и Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж). Количество девушек-курсантов в Кузбасском институте ФСИН России (г. Новокузнецк) за 2012-2017г. в среднем составило 23,7% от общего количества курсантов [7, 8].

При этом, требования, предъявляемые на занятиях по физической подготовке, не учитывают гендерных различий. Как отмечают сами девушки-курсанты, так и преподаватели дисциплин по физической подготовке, сложнее всего выполнять сложнокоординированные упражнения боевых приемов борьбы, прикладной гимнастики.

Поэтому, именно совершенствование координационных способностей, умений к быстрым, точным, согласованным движениям будет содействовать формированию уверенности в своих силах при выполнении специальных упражнений в боевых приемах борьбы, преодолении препятствий, при этом повышается порог различных пространственных восприятий, внимание, мышление и память [2].

На основе анализа научно-методической литературы по координационным и психомоторным способностям, в своих исследованиях мы сочли возможным рассматривать координационные способности как составляющие физической подготовки, в частности, для разработки и подбора методов и средств, отражающих проявления различных видов координации - реагирующей способности, способности к сохранению максимального темпа движений, кинестетической способности, способности к ориентации в пространстве и способности к сохранению равновесия. Учитывая важность координационных способностей в сфере профессиональной подготовки девушек курсантов ФСИН, на наш взгляд, требуется существенное решение вопроса подбора и применения средств и методов педагогического воздействия с целью совершенствования координационных способностей, что является одной из задач физической подготовки курсантов ФСИН.

С этой целью, для определения уровня развития базовых координационных способностей проведено комплексное тестирование девушек курсантов Кузбасского института ФСИН России в возрасте 18-22 лет с использованием стандартных методов оценки координационных способностей. Все использованные тесты рекомендованы для проведения педагогического контроля за уровнем координационных способностей студенческой молодежи, обучающихся в вузах страны. Уровень развития координационных способностей у девушек курсантов оценивался по нормативным критериям, рекомендуемым учебной программой для студентов высших учебных заведений [2, 6].

Анализ результатов тестирования базовых координационных способностей показали разный уровень проявления координационных способностей у девушек курсантов, обучающихся в Кузбасском институте ФСИН России.

Способность к реакции имеет большое значение в процессе координации движений, т.к. она является пусковым механизмом к началу всех координационных влияний. Несвоевременное реагирование может привести к запаздыванию управляющих влияний и рассогласованию между актом координации и конкретной динамической ситуации, на которую он направлен [5]. Для определения уровня развития реагирующей способности использовались следующие тесты: тест « Ловля линейки», тест на спортивную реакцию. Выявлено, что хорошие показатели теста «Ловля линейки» у 68% девушек, низкие показатели наблюдались у 17,8%. В тесте на спортивную реакцию высокие результаты показали 49% курсантов, низкий уровень показали 15 % курсантов.

Усвоение курсантами оптимального ритма и темпа движений невозможно без «обостренного чувства времени». «Чувство времени» - это умение тонко воспринимать временные параметры, распределять свои действия в строго заданный промежуток времени. Показана зависимость субъективного отчета времени от индивидуально-типологических особенностей человека - личного темпа, скорости и медлительности, психических процессов равномерности и неравномерности их. Установлена зависимость оценки времени движения от затраченных усилий: чем больше энергии требует движение, тем больше человек недооценивает время своего движения. Для определения способности к сохранению максимального темпа движений или ритмической способности использовался Теппинг- тест и тест «Дриблинг - набивание мяча».

Высокий уровень развития ритмической способности (тест «Дриблинг - набивание мяча») был выявлен у 61% курсантов, средний - у 30% и только у 9% девушек отмечен низкий результат. Теппинг-тест показал следующие результаты - высокий уровень у 47,5%, средний у 51% курсантов.

Изучение кинестетической способности, как способности к точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию различных параметров движений проводилось с использованием таких тестов как воспроизведение заданной величины мышечного усилия при прыжке в длину с места - «Тест на воспроизведение 50% от максимального прыжка в длину». Ошибки воспроизведения мышечного усилия в разной степени отмечены у каждого курсанта. При этом, только 36,7% показали высокие результаты, 23% показали низкий результат.

Пространственная чувствительность способствует обеспечению точности и целесообразности двигательных действий. Способность к ориентации в пространстве определялась тестами «Попадание в цель» и «Лабиринт». Результаты, отражающие высокий уровень способности к ориентации в пространстве в тесте «Лабиринт» отмечаются у 62% курсантов, средний уровень - 26%, низкий - у 12%. В тесте «Попадание в цель» 48% курсантов показали высокий результат и 26% - низкий уровень способности к ориентации в пространстве.

Хороший уровень способности к сохранению равновесия (тест Ромберга «пяточно-носочное положение»), статическое равновесие (проба «Аист), динамическое равновесие (ходьба по гимнастической скамейке) показали все девушки, что свидетельствует о высоком функциональном состоянии двигательного анализатора и двигательных центров.

Обобщая полученные данные по исследованию координационных способностей у курсантов, следует отметить, что в среднем хорошие результаты просматриваются у 68% курсантов по способности к ориентации в пространстве, способности к реагированию, сохранению статического и динамического равновесия и в меньшей степени развита способность к воспроизведению мышечного усилия.

Для более высокого результата необходимо создание условий совершенствования координационных способностей на занятиях по физической подготовке курсантов. Наибольший эффект в совершенствовании координационных способностей обеспечивают такие сложнокоординационные виды спорта как прикладная гимнастика, спортивные игры - волейбол и баскетбол, борьба и др. Блоки по развитию и совершенствованию координационных способностей необходимо применять в начале основной части занятия до появления чувства усталости, на фоне эмоционального подъема.

Координационная сложность заданий для курсантов должна быть связана с увеличением числа физических упражнений, повышающих требования к точности, быстроте, целесообразности, экономичности и стабильности выполнения технических приемов в одно и то же время.

Для хорошо подготовленных курсантов можно использовать усложненную форму физических упражнений и двигательных действий - исключение зрительного контроля (с закрытыми глазами), уменьшение площади опоры (бег или ходьба по бревну, выполнение упражнения на одной ноге и др.), удлинение времени сохранения неустойчивой позы, а также сохранение равновесия на фоне раздражения вестибулярного аппарата (повороты, кувырки и др.).

Для курсантов с низким уровнем развития этого качества применять упрощенную форму упражнений с использованием большего количества разнообразных упражнений в течение большего времени.

На основе проведённого исследования представляется возможным сделать следующие практические рекомендации:

1. Главное при подборе упражнений - создать условия пространственно-временной и альтернативной неопределённости (достаточно вариативные), чтобы эти условия не были однотипными и привычными. Необходимо ставить занимающихся в ситуации, требующие от них проявления сообразительности, находчивости, способности к действиям в непредвиденных обстоятельствах.

3. Совершенствование координационных способностей у курсантов ФСИН рекомендуется осуществлять в следующей последовательности: вначале привычные простые упражнения, приёмы и действия, выполняемые в обычном режиме. Затем эти же упражнения, приемы и действия в необычных (непривычных) сочетаниях - с закрытыми глазами, из непривычных исходных положений, с уменьшением площади опоры и т.д. Затем следует разучивание новых упражнений из учебной программы в стандартных условиях, далее совершенствование этих упражнений в усложнённых и неожиданных условиях. Все упражнения следует выполнять в следующей последовательности: вначале правильно, затем быстро, рационально и находчиво.

4. Количество упражнений, порядок их прохождения, дозировку, время разучивания новых упражнений выбирает руководитель занятия с учётом задач занятия и подготовленности группы. При этом желательно с каждым занятием вводить новый элемент тренировки, избегать «рутины».

5. Величина пульса для достижения тренировочного эффекта должна составлять 130-150 уд/мин. При разучивании новых упражнений, приемов и действий несколько меньше - 90-110 уд/мин.

6. Развитие и совершенствование координационных способностей следует проводить в тесной связи с развитием других двигательных качеств, особенно скоростных и скоростно-силовых, для чего можно воспользоваться вариантами координационных упражнений.

7. Для диагностики и контроля за уровнем развития координационных способностей у курсантов ФСИН могут быть использованы предложенные нами тесты и нормативы.

Выводы. Считаем, что высокий уровень развития координации движений как важнейший фактор физической подготовки будет способствовать успешному выполнению задач профессиональной деятельности девушек курсантов.

Литература:

1. Бальсевич, В.К. Кинезиология: монография / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 540 с.

2. Быков, В.А. Теоретико-методологическое обоснование комплексной системы спортивной подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры / В.А. Быков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №2. - С. 50-54.

3. Звягинцев, М.В. Физическое воспитание курсантов как составная часть воспитательного процесса [Текст] / М.В. Звягинцев, М.Б. Пичугин // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып.56. - Ч.8. - 356 с.

4. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: учеб. для вузов / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - С. 8.

5. Лях, В.И. Координационные способности в спорте: теории, модели, направления настоящих и будущих исследований / В.И. Лях // Моделирование управлением движений человека: сб. науч. тр. / под ред. М.П. Шестакова, А.Н. Аверкина. - М.: Спорт Академ Пресс, 2005. - С. 158-202.

6. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений. - М., 2000. - С. 8-12, 16-17.

7. Стулов, В.В. Воспитание профессионально важных координационных способностей у курсантов военных институтов инженерного профиля. Автореф. дисс.., Малаховка, 2005. - 24 с.

8. Уткин, С.И. Формирование боевой готовности курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях. Автореф. Дисс.., М., 2004. - 26 с.

Педагогика

УДК 37:004

аспирант Алексеенко Владимир Валерьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены и описаны некоторые факторы, влияющие на развитие информатизации образования. Дано понятие информатизации, информатизации образования.

Ключевые слова: факторный анализ, фактор, информатизация образования, информационная грамотность, технологизация, информационное общество.

Annotation. The article gives an overview of the factors that influence the process of education informatization. The author interprets the notion of factor-analisys and presents its peculiarities when the method is used in psychological and pedagogical studies. Such factors as society technologization, the development of digital economy, overall increasing level of people's information literacy are named as prevailing factors that influence the process of education informatization.

Keywords: factor-analisys, factor, education informatization, information literacy, technologization, information society.

Введение. В стремительно развивающемся мире для того, чтобы человек соответствовал происходящим изменениям, образование должно непрерывно сопровождать его на протяжении всей жизни. Понятие «образование» в законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» звучит как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» [10], т.е. удовлетворение образовательных потребностей, которые существуют в период получения этого образования. Образование должно включать в себя не только знания, приобретенные в прошлом, или способы развития специфических личностных функций обучающегося для возможного их применения в будущем, но и знания, умения и навыки, соответствующие настоящему времени. Внутреннее противоречие образования заключается в необходимости его соответствия современным потребностям и невозможности осуществления данного требования из-за временного разрыва между новой, постоянно накапливающейся информацией и ее фиксацией.

Мы живем в обществе, основным производственным ресурсом которого стали знания и информация и которое все отчетливее проявляет черты информационного общества - сетевой принцип функционирования, виртуальный характер, спонтанная «блиповая» форма подачи информации. В информационном обществе трансформируется глубинная структура информации. Э. Тоффлер говорит о культуре информационного общества как о блип-культуре, основанной на «блипах» информации: объявлениях, командах, обрывках новостей, которые не поддаются классификации. При этом потребители информации не имеют возможности заимствовать готовую модель реальности, а должны сами конструировать ее.

Информатизация - основной фактор, кардинально влияющий на развитие современной системы образования. Информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или новых цифровых технологий [11, 9]. Следует отметить, что сам термин «информатизация образования» до сих пор не четко оформлен и в разных источниках имеет разное содержательное наполнение. Встречается разнообразие интерпретаций понятия от «комплекса социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями» до «процесса, направленного на реализацию замысла повышения качества содержания образования посредством замены традиционных технологий обучения на более эффективные» [1; 5].

Информатизация образования (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует, во-первых, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникативных сетей; во- вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; в-третьих, разработка методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, различные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; в-четвертых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых [2].

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является выявление и обоснование основных факторов, влияющих на развитие информатизации образования.

Изложение основного материала статьи. Процесс развития информатизации образования необратим и существуют факторы, которые являются движущей силой, стимулирующей данное развитие.

Фактор - (лат. - делающий, производящий) - обстоятельство, ситуация, выступающие движущей силой развития каких-либо явлений, стимулирующие это развитие. Фактор делается причиной изменения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.