УДК 342.924 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2021-3-190-193
АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АКУСТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Карэн Рафаелович АВЕТИСЯН, преподаватель кафедры информационной безопасности учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя [email protected]
Аннотация. В статье отражен правовой анализ акустического сопровождения массовых мероприятий, рассматриваются стадии механизма правового регулирования акустического сопровождения массовых мероприятий, анализируются актуальные направления нормотворческой детальности сегодня. Отсутствие надлежащего правового регулирования в дальнейшем, при высоких темпах развития технологий, повлечет разноплановые сложности, которые связаны с допустимостью информационного воздействия на здоровье и психику людей.
Необходимость в формировании комплексной информационно-психологической безопасности личности, общества и государства в целом выступает первостепенной и одной из ключевых задач, вытекающих из документов стратегического планирования. Не учитывается потенциал акустического сопровождения при обеспечении общественного порядка, в защите прав и интересов личности, общества и государства.
На сегодняшний день обеспечение общественного порядка и безопасности, в частности, при проведении публичных и массовых мероприятий: демонстраций, шествий, пикетирований, исходя из практики событий как зарубежном, так и в нашей стране, является первостепенной задачей по сохранению государственности.
Ключевые слова: правовое регулирование, безопасность, массовые мероприятия, акустическое сопровождение.
Annotation. The article presents a legal analysis, the acoustic accompaniment of events, discusses the stages of the mechanism of legal regulation of electronic track events, reflected actual trends in normative detail today which regulation (this area of social relations). The lack of proper legal regulation in the future, with high rates of technology development, will entail diverse difficulties that are associated with the permissibility of information impact on people's health and psyche. The need to form a comprehensive information and psychological security of the individual, society and the state as a whole is the first and one of the key tasks arising from the strategic planning documents. The potential of acoustic accompaniment is not taken into account when ensuring public order, protecting the rights and interests of individuals, society and the state. Today, ensuring public order and security, in particular during public and mass events: demonstrations, pickets, based on the practice of events both abroad and in our country, is a priority task for preserving statehood.
Keywords: legal regulation, security, mass events, acoustic accompaniment.
Развитие нормативно-правового регулирования того или иного вопроса теория права непосредственно связывает с категорией механизма правового регулирования. Следует признать, что данная категория многогранна и выражена в плюрализме мнений и концепций по поводу ее определения и содержания.
При изучении данного вопроса предмет нормативно-правового регулирования следует рассматривать как конкретные общественные отношения, а не всю их совокупность. Механизм правового регулирования выделяет потенциальных субъектов правоотношений, определяет их признаки в специальных нормах, указывает на об-
№ 3/2021
стоятельства, с которыми связывается действие юридических норм, определяет варианты возможной деятельности.
Стадии механизма правового регулирования
Рассматривая стадии механизма правового регулирования, полагаем, что будет верным согласиться с Л.А. Морозовой, выделяющей четыре стадии механизма правового регулирования [8].
Рассмотрим данные стадии с точки зрения развития регулирования и правоприменения норм, затрагивающих акустическое сопровождение массовых мероприятий.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О полиции», сотрудник полиции имеет право применять световые и акустические специальные средства.
Нормативные основы акустического сопровождения массовых мероприятий на сегодняшний день имеют фрагментарный характер. Можно констатировать недостаточность правового регулирования и отсутствие специального закона или комплекса норм, системно регулирующих условия и пределы акустического сопровождения массовых мероприятий.
Данная проблема на законодательном уровне поднималась в конце 90-х — начале 2000-х годов, когда в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона «Об информационно-психологической безопасности»1. Законопроект предусматривал в качестве объекта регулирования отношения, возникающие в связи с информационно-психологическими воздействиями на человека, группу лиц, население, а также их защитой от негативных последствий такого воздействия.
Проект федерального закона «Об информационно-психологической безопасности» имел существенные недостатки в части юридической техники, что нашло отражение в заключении Правового управления нижней палаты парламента. Как само название, так и содержание законопроекта не находились в полном согласовании.
Кроме того, во многих статьях законопроекта используются выражения и термины, например, «...осуществляется государством в лице ... органов государственной власти, органов местного самоуправления», «негативное информационно-психологическое воздействие», «нега-
тивные последствия для психики человека», «утрата способности к . нравственной самоидентификации человека», «блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека», «манипуляция общественным сознанием», «традиционные устои общества», «духовное пространство» «экспорт и импорт методов ...», не отражающие в полной мере их юридического содержания.
Данные вопросы до сих пор не находятся в системном правовом регулировании и отражены в законодательстве неполноценно. Тем не менее при рассмотрении акустического сопровождения массовых мероприятий следует выделить собственно само акустическое сопровождение. Отметим, что производится именно акустический расчет по уровням звукового давления. Причем следует понимать саму природу волны (звуковой), которая описывается как распространение упругих волн механических колебаний в той или иной среде. Отсюда следует понимать, что акустическое сопровождение массовых мероприятий может быть представлено как распространение упругих волн механических колебаний с заданными параметрами посредством заявленных средств материально-технического обеспечения.
Концептуальным моментом при рассмотрении механизма административно-правового регулирования акустического сопровождения массовых мероприятий выступает технический компонент с соответствующими характеристиками, такими, как интенсивность звуковой волны, ее частота, иные параметры. При превышении установленного законодательством Российской Федерации уровня звукового давления, а также иных пределов параметров звуковой волны акустическое сопровождение будет определено как вредоносное, несущее угрозу жизни и здоровью людей.
Нормативная основа должна создать условия для развития организационной составляющей, определить структуру и функции институтов публичной власти и гражданского общества, задействованных в данном направлении, что будет непосредственно содействовать реализации положений документов стратегического планирования, в частности, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. В рамках надлежащего нормативного регулирования свое развитие должна получить технологическая составляющая, способствующая свободному и безопасному информационному обмену внутри общества, содейство-
№ 3/2021
вать предотвращению и предупреждению угроз безопасности.
Установление природы (интенсивность звуковой волны, частота, время / продолжительность и др.) акустического сопровождения массовых мероприятий определяет и условия для привлечения к ответственности за общественно опасное акустическое сопровождение, опасность которого необходимо устанавливать в соответствии с законодательством РФ, а также международными и отечественными стандартами.
Подводя итоги рассмотрению природы акустического сопровождения массовых мероприятий как объекта правового регулирования, полагаем возможным выделить само понятие акустического сопровождения массовых мероприятий.
Под этим понятием следует понимать распространение упругих волн механических ко-лебаний2 с заданными субъектом параметрами посредством заявленных средств материально-технического обеспечения.
Формирование нормативных основ позволит обеспечивать надлежащую институционализа-цию обеспечения безопасности при сопровождении массовых мероприятий, отражая специфику применения технических средств и систем как объекта правового регулирования в дальнейших стадиях рассматриваемого механизма, выступающих в качестве правоотношений на основании юридических фактов с наделением участников правами и обязанностями, а также в случае необходимости их контроля.
Первой стадией механизма правового регулирования является именно формирование нормативной основы.
Правовая составляющая должна содействовать совершенствованию противодействия угрозам безопасности личности, общества и государства, а также защите публичных и частных интересов. В данном случае правовое регулирование акустического сопровождения как потенциально опасного в виду специфики его реализации, а именно, превышения параметров звуковых волн, установленных законодательством Российской Федерации, отражает фрагментарный характер регулирования данной системы общественных отношений3.
Вторая стадия механизма правового регулирования включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов или их состава. В рамках юридических фактов стороны приобретают меру индивидуального поведения,
состоящую из конкретных прав и обязанностей. Этой стадии может предшествовать применение права, без которого не могут возникнуть правоотношения, хотя применение права является факультативной стадией, так как оно не всегда носит обязательный характер для возникновения правоотношений. Нормы права в совокупности с юридическими фактами образуют конкретные правила поведения для участвующих в правоотношениях субъектов.
Рассмотрим диспозицию ст. 13.15 КоАП РФ, в рамках которой законодатель четко прописывает действие субъекта в виде изготовления и распространения информации (на сегодняшний день актуально обсуждать формат компьютерных файлов), содержащей вставки, оказывающие вредное влияние на здоровье человека. Под вредным влиянием следует понимать не только содержание, по его смысловой нагрузке, но и соответствующие физические параметры воспроизводимого звукового сигнала (волны).
Вставками могут быть воспроизводимые аудио файлы на соответствующей аппаратуре, используемой в ходе массовых мероприятий и не заявленной в рамках ст. 11 «Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия» Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, что несет в себе скрытую угрозу личной безопасности граждан и способствует нарушению общественного порядка.
Реализацию субъективных прав и юридических обязанностей принято определять третьей стадией механизма правового регулирования. Реализация прав и обязанностей выражается в таких формах, как: соблюдение (запретов), исполнение (обязанностей), использование (прав) и применение (норм) права. В случаях, когда на данной стадии имеются препятствия для реализации прав и обязанностей, возникает необходимость в четвертой стадии, носящей факультативных характер, а именно, в контроле использования прав и исполнения обязанностей или защите прав и интересов субъектов правоотношений. Необходимо учитывать общественные отношения, социальные связи; отношения между субъектами, находящимися в рамках механизма правового регулирования; а также их поведение, выраженное в форме действий или бездействия при решении данного вопроса.
№ 3/2021
1 Проект федерального закона № 99114515-2 «Об информационно-психологической безопасности» // http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= PRJ&n=42883
2 СНиП II-12-77. Защита от шума. Дата введения 197807-01 // https://docs.cntd.ru/document/871001211
3 Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
Библиографический список
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирова-
ниях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
5. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // http:// base.garant.ru/71556224/
6. Проект федерального закона № 991145152 «Об информационно-психологической безопасности» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=42883
7. СНиП II-12-77. Защита от шума. Дата введения 1978-07-01 // https://docs.cntd.ru/ document/871001211
8. Морозова ЛЛ. Теория государства и права: Учебник. М., 2010. С. 374—375.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Оксамытный В.В. Общая теория государства и права.
3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.
Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.
Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.
№ 3/2021