Научная статья на тему 'Совершенствование правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых культурно-зрелищных мероприятий'

Совершенствование правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых культурно-зрелищных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2027
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / MAINTENANCE OF PUBLIC ORDER / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SECURITY / МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / MASS EVENTS / КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенистый А. В.

В статье рассматриваются проблемы правовой регламентации проведения массовых, культурно-просветительных, развлекательных, рекламных и других зрелищных мероприятий, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при их проведении, вносятся предложения по совершенствованию правового регулирования данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семенистый А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Legal Regulations of Maintenance of Public Order and Public Security In the Course of Mass Cultural Events and Shows

The paper considers the issues related to the legal regulation of the running mass cultural events and shows, maintenance of public order and public security. The author makes proposals on the improvement of the legal regulation in this area.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых культурно-зрелищных мероприятий»

А.В. СЕМЕНИСТЫЙ,

заместитель начальника кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

л

<

и н S

1

<

а

X о о

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

62

Совершенствование правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых культурно-зрелищных мероприятий

В статье рассматриваются проблемы правовой регламентации проведения массовых, культурно-просветительных, развлекательных, рекламных и других зрелищных мероприятий, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при их проведении, вносятся предложения по совершенствованию правового регулирования данной сферы.

Охрана общественного порядка, общественная безопасность, массовые мероприятия, культурно-зрелищные мероприятия, совершенствование правового регулирования.

Культурно-массовые, политические, спортивные и другие зрелищные мероприятия проводятся в нашей стране в закрытых помещениях и на открытых площадках, в целях организации отдыха граждан и обеспечения их пользования благами культуры. Такие мероприятия, как правило, являются важными общественными событиями и привлекают внимание большого числа зрителей и участников.

Любое нарушение общественного порядка, проявления насилия и хулиганского поведения зрителей и участников, угроза экстремистских действий и террористических актов в местах проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий вызывает огромный общественный резонанс. В этой связи существует объективная необходимость создания административно-правового механизма предотвращения и пресечения противоправных действий до и после, а также непосредственно в ходе проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий.

Законодательное регулирование необходимо для определения статуса самих объектов проведения культурно-зрелищных массовых мероприятий, а также зон, находящихся в непосредственной близости от них, мест публичной трансляции проводимых мероприятий, транспортных объектов.

На заседании Оперативного штаба МВД России по профилактике правонарушений особо подчеркивалась необходимость совершенствования правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых культурно-зрелищных мероприятий [7].

В соответствии с п. 6 ст. 12. Федерального закона РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 25 июня 2012 г.) сотрудники полиции обязаны обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок; оказывать в соответствии с российским законодательством содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий [2]. Для реализации этой обязанности в состав полиции включены подразделения, организации и службы, на которые возлагается обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в частности, в местах проведения массовых мероприятий [6].

Для правильной организации деятельности полиции по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка во время проведения массовых мероприятий с участием значительного количества граждан необходимо учитывать их вид, назначение и особенности [16, с. 94-99].

Следует обратить внимание на то, что в отличие от собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий полицией оказывается лишь содействие, т. е. помощь, поддержка в обеспечении безопасности пребывания граждан и поддержании общественного порядка. Таким образом, в дан-

ном случае основная ответственность за состояние порядка и безопасности только в местах проведения массовых мероприятий возлагается на организаторов мероприятия, а не на органы внутренних дел.

Однако в настоящее время данная норма Федерального закона РФ «О полиции» не реализуется. Как показывает практика, организаторы спортивных и зрелищных мероприятий зачастую не предпринимают активных действий по исполнению своих обязанностей в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах, где проводят мероприятия.

В этой связи необходимо учитывать опыт других стран, где полиция находится за пределами мест проведения спортивных и зрелищных мероприятий и появляется там только тогда, когда организаторам массовых мероприятий требуется помощь [19, с. 39]. При этом сверхурочная (ненормированная) работа привлеченных к охране порядка полицейских оплачивается организаторами посредством перечисления денег на специальный счет полиции, поскольку именно эти лица получают прибыль от проведения массовых спортивных, зрелищных, развлекательных, рекламно-коммерческих и других мероприятий.

Для того чтобы указанная норма Федерального закона РФ «О полиции» стала работать, необходимо принять ряд нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и проведения спортивно-массовых, зрелищных, культурно-просветительных, развлекательных, рекламных и других мероприятий на территории Российской Федерации. Обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в местах проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий должна быть возложена на организаторов указанных мероприятий, а также на собственников спортивных, культурно-зрелищных и других сооружений в законном порядке.

Соответственно, нормативными правовыми актами должны быть внесены изменения и в Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, устанавливающие ответственность организаторов указанных мероприятий, а также собственников спортивных, культурно-зрелищных и других сооружений за непринятие мер или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Причем ответственность должна быть установлена дифференцированно, в зависимости от наступивших или возможных последствий.

Следует заметить, что в настоящее время на федеральном уровне законодательно урегулированы лишь вопросы организации и проведения публичных мероприятий общественно-

политической направленности и мероприятий религиозного характера [3; 4], но отсутствуют адресные федеральные правовые установления (акты), определяющие единый подход к обеспечению безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения спортивно-массовых, культурно-зрелищных, рекламно-коммер-ческих и других массовых мероприятий.

Вместе с тем законодательством большинства зарубежных стран урегулированы вопросы, связанные с обеспечением безопасности таких мероприятий [17, с. 64—70].

В российской нормативной правовой базе также должны присутствовать законодательные положения и системные требования по регулированию правоотношений, возникающих при проведении массовых культурно-зрелищных мероприятий между организаторами, администрацией зрелищных сооружений, с одной стороны, субъектами охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности — с другой стороны, а также между зрителями либо участниками. Это поможет в полном объеме обеспечить правопорядок и общественную безопасность, своевременно предупредить преступления и нарушения общественного порядка.

Учитывая отсутствие федеральных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы, возникающие при обеспечении правопорядка и общественной опасности в период проведения культурно-зрелищных массовых мероприятий, в целях улучшения организации подготовки и проведения культурно-зрелищных массовых мероприятий, обеспечения охраны общественного порядка и безопасности их участников и зрителей, ряд органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления урегулировали данную область общественных отношений своими правовыми актами. Указанные мероприятия именуются в этих нормативных правовых актах по-разному: культурно-массовые, театрально-зрелищные, культурно-зрелищные, культурно -просветительные, массовые развлекательные и т. п. Но в них речь идет только о мероприятиях, связанных с организацией массового отдыха граждан и пользования ими благами культуры [18, с. 17-19].

Нормативное регулирование ответственности организаторов и собственников помещений, предусмотренных для проведения массовых мероприятий, как на уровне субъектов России, так и на муниципальном уровне правомерно. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов ст. 72 Конституции Российской Федерации относит общие вопросы культуры и спорта; вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

63

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

64

безопасности; защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения общественной безопасности [1]. Кроме того, согласно ст. 14-16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 16 октября 2012 г.) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, участие в профилактике терроризма и экстремизма относится к вопросам, которые решаются на уровне поселения, муниципального района, городского округа, т. е. местного значения [5]. В качестве примера можно привести региональные и муниципальные правовые акты Санкт-Петербурга и Москвы, Ставропольского края, Ленинградской, Белгородской областей, муниципального образования «Бескудниковское» в г. Москве, г. Люберцы, Химкинского района Московской области и др. [8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15].

Накопленный опыт законодательной работы нуждается в обобщении для последующего использования при подготовке нормативных актов в тех субъектах Российской Федерации, где эти вопросы до настоящего времени не урегулированы, и для применения при подготовке нормативного правового акта федерального уровня, например, Федерального закона РФ «О порядке проведения культурно-массовых и зрелищных мероприятий в Российской Федерации».

Такой закон должен носить адресный характер, поскольку законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях не может быть автоматически перенесено для регулирования проведения других видов массовых мероприятий, поскольку каждый вид таких мероприятий имеет свои особенности.

Применительно к проведению культурно-массовых, зрелищных мероприятий следует отметить, что они могут быть объектом только самостоятельного правового регулирования. Как указывает А.Н. Песков, такие мероприятия в большей степени связаны с оказанием услуг в творческой сфере, со специфическим составом потребителей этих услуг и специальными договорными отношениями. Например, заказчиком охранных услуг при проведении культурно-зрелищных мероприятий нередко выступают представители артистов, творческие коллективы и т. п. Поэтому существуют очень большие различия между организацией обеспечения безопасности на объектах спорта

и культуры. Так, процедуры обеспечения правопорядка в киноконцертном зале и на стади не имеют принципиальные отличия и требуют разных правовых подходов и механизмов правового регулирования. Однако, по-видимому, нельзя исключать из будущего законопроекта случаи, когда спортивные объекты могут использоваться в культурно-зрелищных целях и в силу этого имеется необходимость использования общих стандартов безопасности [19, с 5-39].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В будущем законе необходимо дать определения понятиям «культурно-зрелищное массовое мероприятие», «объект проведения культурно-зрелищного массового мероприятия», отразить характеристику, права и обязанности организатора мероприятия, администрации зрелищных сооружений, субъектов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, зрителей, посетителей, участников и иных лиц, органов исполнительной власти. Должна быть регламентирована обязанность и порядок уведомления организатором органа исполнительной власти о намечаемом проведении мероприятия, порядок рассмотрения уведомления и принятия решения о согласии либо отказе в согласии на проведение культурно-зрелищного массового мероприятия, порядок приостановления или прекращения мероприятия. Необходимо установить минимальное количество граждан - посетителей мероприятия для квалификации его как культурно-зрелищного массового, включая открытые места, доступные для посещения неопределенному кругу лиц, так как в региональном законодательстве это число варьируется.

После принятия закона вопросы и порядок оказания сотрудниками полиции в соответствии с российским законодательством содействия организаторам зрелищных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий должны быть регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации, в котором необходимо отразить конкретные вопросы оказания содействия полицией, в отдельных случаях - на договорной (возмездной) основе.

Порядок организации и тактики деятельности органов внутренних дел в период подготовки и проведения культурно-зрелищных массовых мероприятий должен быть определен ведомственным нормативным актом МВД Российской Федерации.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 (в ред. от 25 июня 2012 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (в ред. от 8 июня 2012 г.) // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.

4. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 1 июля

2011 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 16 октября

2012 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

6. Вопросы организации полиции: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1336.

7. Протокол заседания Оперативного штаба МВД России по профилактике правонарушений от 4 октября 2012 г. № 12. URL: http://www.mvd.ru/news/show_114015/ (дата обращения: 06.11.2012).

8. Об общественном порядке и безопасности при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге: распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 9 декабря 2000 г. № 1284-р (в ред. от 4 мая 2003 г.) // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2001. № 1.

9. Временное положение о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве: распоряжение мэра Москвы от 5 октября 2000 г. № 1054-РМ) // Вестник мэрии Москвы. 2000. № 27 (октябрь).

10. Об обеспечении общественного правопорядка и безопасности при проведении на территории Ставропольского края культурно-просветительных, театрально-зрелищных и спортивных мероприятий: постановление Правительства Ставропольского края от 4 июня 2010 г. № 168-п // Ставропольская правда. 2010. 9 июня.

11. Об утверждении Примерного положения о порядке организации и проведения культурно-массовых, театрально-зрелищных мероприятий и фейерверков на территории муниципального района (городского округа) Ленинградской области: распоряжение правительства Ленинградской области от 26 июля 2007 г. № 296-р // Вестник правительства Ленинградской области. 2007. № 55.

12. Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий на территории Белгородской области: постановление правительства Белгородской области от 24 августа 2004 г. № 103-пп // Белгородские известия. 2004. 17 сент.

13. Положение о порядке установления, организации и проведения местных праздничных и иных зрелищных мероприятий во внутригородском муниципальном образовании Бескудниковское в городе Москве и участия в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий: решение муниципального собрания «Бескудниковское» в г. Москве от 24 декабря 2009 г. № 1/5 // Наше Бескудниково. 2010. 29 апр.

14. О порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в Химкинском районе: распоряжение главы Химкинского района МО от 25 июня 2004 г. № 730-р // Химкинские новости. 2004. 17 июля.

15. О Порядке проведения культурно-массовых, зрелищных мероприятий в городе Люберцы: постановление администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района МО от 28 августа 2009 г. № 1471-ПА // Люберецкая панорама. 2010. 14 янв.

16. Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). М., 2012.

17. Артюхов Ю.С. Проведение публичных акций, спортивных и иных массовых мероприятий: задачи обеспечения правопорядка // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 6.

18. Малеина М.Н. Организация проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий в открытых общественных местах: основные понятия, правовое регулирование // Культура: управление, экономика, право. 2008. № 4.

19. Песков А.Н. О разработанном МВД России законопроекте «Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации» // Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 2.

E-mail: [email protected]

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.