Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ АУДИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ'

ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ АУДИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аветисян Борис Рафаелович, Аветисян Карэн Рафаелович

Рассмотрен вопрос правового регулирования аудиальных информационных воздействий в ходе проведений массовых мероприятиях с целью обеспечения общественного порядка и безопасности. Проведен анализ нормативно-правовой базы. Представлены предложения по совершенствованию законодательства в части регулирования аудиальных информационно-психологических воздействий. Указана необходимость дополнения Федерального закона «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях». Обосновано установление административно-правовой ответственности за противоправное аудиальное воздействие в контексте порядка организации собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований перед случаями совершения действий (бездействия), повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Определена проблематика введения части 3.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение условий, определяющих интенсивность, направленность и содержание аудиального и непосредственно музыкального сопровождения при проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аветисян Борис Рафаелович, Аветисян Карэн Рафаелович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL RESPONSIBILITY FOR SOCIALLY DANGEROUS AUDIO INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL INFLUENCES

The legal regulation of the influence of auditory information during public events to ensure public order and security is discussed. Analysis of the regulatory framework is made. Proposals on the improvement of legislation in the regulation of auditory information and psychological influences are presented. It is pointed out that the Federal Law “On Assemblies, Rallies, Processions and Picketing” should be supplemented. It is justified to establish administrative legal responsibility for illegal audio effects in the context of the procedure for holding meetings, rallies, demonstrations, processions and picketing before cases of the commission of actions (inaction) that caused harm to human health or property if these actions (inaction) do not contain criminal punishment. The issues of introduction of part 3.1 of article 20.2 of the Code of the Russian Federation of Administrative Offenses providing responsibility for violating the conditions determining intensity, direction and maintenance of audio and musical accompaniment directly during assemblies, rallies, demonstrations, processions or picketing is identified.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ АУДИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ»

УДК 343.2.7

ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ АУДИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

© Б.Р. Аветисян1-1, К.Р. Аветисян2-1

1)1 Академия Генеральной прокуратуры РФ

117638, Российская Федерация, г. Москва, ул. Азовская, 2, корп. 1 E-mail: [email protected]

2) Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя

117437, Российская Федерация, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12 E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрен вопрос правового регулирования аудиальных информационных воздействий в ходе проведений массовых мероприятиях с целью обеспечения общественного порядка и безопасности. Проведен анализ нормативно-правовой базы. Представлены предложения по совершенствованию законодательства в части регулирования аудиальных информационно-психологических воздействий. Указана необходимость дополнения Федерального закона «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях». Обосновано установление административно-правовой ответственности за противоправное аудиальное воздействие в контексте порядка организации собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований перед случаями совершения действий (бездействия), повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Определена проблематика введения части 3.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение условий, определяющих интенсивность, направленность и содержание аудиаль-ного и непосредственно музыкального сопровождения при проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Ключевые слова: аудиальные информационные воздействия; обеспечение общественного порядка; механизм административно-правого регулирования; возможности аудиальных информационных воздействий

Рассмотрим возможности административно-правового регулирования информационных аудиальных сопровождений. В главе 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» содержится статья 20.2. «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирова-

ния». Но положения указанной статьи не предусматривают возможности привлечения к ответственности за неправомерные аудиальные воздействия на участников массовых мероприятий1.

В целях формирования полноценного нормативного регулирования аудиального воздействия при проведении массовых мероприятий непосредственных дополнений требует Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»2. Так, специальное законодательство не содержит ни регулятивных, ни охранительных норм, связанных с неправомерным аудиальным воздействием. Ввиду этого нормативное закрепление использования аудиального сопровождения массовых мероприятий как средства воздействия на индивидуальное и массовое сознание в целях обеспечения общественного порядка и безопасности должно быть осуществлено в первую очередь в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В части 3 статьи 7 этого закона «Уведомление о проведении публичного мероприятия» предлагается внести одним из пунктов перечень заявленных технических, аудиальных и программно-аппаратных средств, с указанием их параметров и характеристик. Непредставление данного перечня должно служить основанием к отказу или запрету в проведении массового мероприятия. Статью 11 «Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия» необходимо дополнить условиями, определяющими интенсивность, направленность и содержание аудиального и непосредственно музыкального сопровождения.

Дополнение специального закона о публичных мероприятиях позволит поднять вопрос о дополнении соответствующих положений КоАП РФ, однако, такое введение может привести к проблемам излишнего, дублирующего правового регулирования.

Предположим дополнение статьи 20.2 частью 3.1 следующего содержания: «Нарушение условий, определяющих интенсивность, направленность и содержание аудиального и непосредственно музыкального сопровождения при проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» с указанием санкций.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2 О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.

Введение нового положения именно в качестве части 3.1 может быть обусловлено структурой статьи 20.2 КоАП РФ. Так, часть 1 предусматривает ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 20.2. Часть 2 - за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев проведения несанкционированных мероприятий. Часть 3 предусматривает ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 статьи 20.2, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения). Часть 4 - за действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Иные части статьи 20.2 КоАП РФ предполагают ответственность за проведение массовых мероприятий в неустановленных местах, повторное совершение правонарушений, связанных с организацией публичных мероприятий. Поэтому представляется логичным установление административно-правовой ответственности за противоправное аудиальное воздействие в контексте порядка организации собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований перед случаями совершения действий (бездействия), повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Проблематика введения части 3.1 статьи 20.2 КоАП РФ может заключаться в квалификации деяний, предусмотренных данными предложениями, с частью 4 статьи 20.2, содержащей в объективной стороне причинение вреда здоровью человека, что также может быть результатом опасного для здоровья аудиального воздействия.

Более того, такая же проблема может возникнуть при соотношении правонарушений, предусмотренных частями 1 -3 статьи 20.2 КоАП РФ, с предлагаемой частью 3.1. Указанная проблематика связана с тем, что внесение изменений в специальный закон о порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования позволит

квалифицировать нарушение условий, определяющих интенсивность, направленность и содержание аудиального и непосредственно музыкального сопровождения по частям статьи 20.2 КоАП РФ, предусматривающих нарушение порядка проведения указанных мероприятий. Поэтому введение специальных норм о неправомерном аудиальном воздействии при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования в КоАП РФ может стать излишним и привести к проблемам правоприменения.

Одновременно с этим в КоАП РФ необходимо предусмотреть ответственность за общественно опасное аудиальное воздействие при проведении массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах. Несмотря на то, что КоАП РФ содержит статью 20.2.2 «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка», неправомерное ауди-альное воздействие предлагается предусмотреть в качестве самостоятельного состава в главе 13 КоАП РФ «Административные правонарушения в области связи и информации», которую предлагается дополнить новой статьей. Однако ее содержание и меры ответственности могут быть предусмотрены только в результате введения на законодательном уровне условий и пределов информационно-психологического, включая аудиальное, воздействия на массовое сознание. При этом нарушение условий аудиального воздействия при массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах может быть квалифицировано дополнительно по специальному составу предусмотренной статьи, введенной в главе 13 КоАП РФ.

Также неправомерное аудиальное воздействие может быть совмещено с нарушением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (статья 6.17 КоАП РФ), что может потребовать введения специальных норм в Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»1. Но введение таких норм создаст также избыточное правовое регулирование, если в системе законодательства будут предусмотрены условия допустимого аудиального воздействия и в законодательстве об административных правонарушениях будет предусмотрена ответственность за нарушение соответствующих условий.

1 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

В статье 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» обращается внимание на «специальные средства» - компьютерные файлы и программы, содержащие скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье». В этой статье могут быть обозначены и аудиальные воздействия на аудиторию средства массовой информации. Внедрение норм о предотвращении неправомерного аудиального воздействия в массмедиа представляется возможным даже в условиях отсутствия специальных норм об условиях допустимости рассматриваемого влияния [1].

Резюмируя проведенный анализ административно-правовой ответственности за общественно опасные аудиальные информационно-психологические воздействия на массовую аудиторию, мы пришли к следующим выводам.

Действующее законодательство содержит нормы, создающие условия для распространения информации по различным каналам. Одновременно с этим законом созданы меры по охране от информации, способной негативно воздействовать на личность, общество и государство, но в условиях отсутствия системного регулирования информационно-психологического, в том числе аудиального, воздействия законом не предусмотрены непосредственные основания для привлечения виновных лиц за общественно опасное воздействие на массовую аудиторию, равно как воздействие на индивидуальном уровне.

Отдельного внимания требует неправомерное аудиальное воздействие, осуществляемое средствами массовой информации, а также при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

По первому поводу предлагается внести дополнения в статью 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации», предусмотрев в качестве специальных средств наряду с компьютерными файлами и программами, содержащими скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, аудиальное воздействие.

По второму поводу, касающемуся проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, предлагается дополнить специальный закон следующими положениями:

- дополнить содержание уведомления о проведении публичного мероприятия перечнем заявленных технических, аудиальных и программно-аппаратных средств с указанием их параметров и характери-

стик (отсутствие или непредоставление такого уведомления должно являться основанием для отказа или запрета в проведении массового мероприятия);

- дополнить статью о материально-техническом и организационном обеспечении проведения публичного мероприятия условиями, определяющими интенсивность, направленность и содержание ауди-ального и непосредственно музыкального сопровождения (нарушение подобных условий должно стать основанием для привлечения к административно-правовой ответственности за нарушения порядка проведения массовых мероприятий, причинение вреда здоровью граждан в результате подобных нарушений за исключением случаев, если совершенные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).

Для создания условий привлечения к административно-правовой ответственности лиц, виновных за общественно опасные аудиальные информационно-психологические воздействия на массовую аудиторию, необходимо разработать и принять специальные нормы об условиях допустимости такого воздействия. Такие условия позволят определить неправомерное аудиальное воздействие в целом, относящееся в том числе к различным сферам и группам лиц, например, в случаях массового скопления граждан или в отношении детей.

Список литературы

1. Черникова В.Е. Манипуляция массовым сознанием как феномен информационного общества // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 141144.

Поступила в редакцию 19.02.2017 г. Отрецензирована 20.03.2017 г. Принята в печать 04.09.2017 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Аветисян Борис Рафаелович - аспирант, кафедра уголовно-правовых дисциплин. Академия Генеральной прокуратуры РФ, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аветисян Карэн Рафаелович - адъюнкт, кафедра информационной безопасности учебно-научного комплекса информационных технологий. Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Для цитирования

Аветисян Р.Б., Аветисян К.Б. Правовая ответственность за общественно опасные аудиальные информационно-психологические воздействия // Актуальные проблемы государства и права. 2017. Т. 1. № 2. С. 107-114.

UDC 343.2.7

LEGAL RESPONSIBILITY FOR SOCIALLY DANGEROUS AUDIO INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL INFLUENCES

© B.R. Avetisyan1-1, K.R. Avetisyan2)

1)1 Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation Bldg. 1, 2 Azovskaya St., Moscow, Russian Federation, 117638 E-mail: [email protected]

2) Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot

12 Academician Volgin St., Moscow, Russian Federation, 117437 E-mail: [email protected]

Abstract. The legal regulation of the influence of auditory information during public events to ensure public order and security is discussed. Analysis of the regulatory framework is made. Proposals on the improvement of legislation in the regulation of auditory information and psychological influences are presented. It is pointed out that the Federal Law "On Assemblies, Rallies, Processions and Picketing" should be supplemented. It is justified to establish administrative legal responsibility for illegal audio effects in the context of the procedure for holding meetings, rallies, demonstrations, processions and picketing before cases of the commission of actions (inaction) that caused harm to human health or property if these actions (inaction) do not contain criminal punishment. The issues of introduction of part 3.1 of article 20.2 of the Code of the Russian Federation of Administrative Offenses providing responsibility for violating the conditions determining intensity, direction and maintenance of audio and musical accompaniment directly during assemblies, rallies, demonstrations, processions or picketing is identified.

Keywords: audio information influences; providing a public order; mechanism of the administrative and legal regulation; opportunities of audio information influences

References

1. Chernikova V.E. Manipulyatsiya massovym soznaniem kak fenomen informatsionnogo obshchestva [The manipulation of the mass consciousness as a phenomenon of the information society]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and Practice of Social Development, 2015, no. 3, pp. 141-144. (In Russian).

Received 19 February 2017 Reviewed 20 March 2017 Accepted for press 4 September 2017 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Avetisyan Boris Rafaelovich - Post-graduate Student, Department of Criminal Law Disciplines. Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Avetisyan Karen Rafaelovich - Post-graduate Student in a Military College, Department of Information Security of Educational and Scientific Complex of Information Technologies. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

For citation

Avetisyan B.R., Avetisyan K.R. Pravovaya otvetstvennost' za obshchestvenno opasnye audial'nye informatsionno-psikhologicheskie vozdeystviya [Legal responsibility for socially dangerous audio information and psychological influences]. Aktual'nye problemy gosu-darstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2017, vol. 1, no. 2, pp. 107-114. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.