Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования'

Уголовная ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2186
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КВАЛИФИКАЦИЯ / НАРУШЕНИЕ / СВОБОДА СОБРАНИЙ / БЕСПОРЯДКИ / CRIME / RESPONSIBILITY / QUALIFICATIONS / FREEDOM OF ASSEMBLY / INFRINGEMENT / RIOTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вдовиченко Ксения Геннадьевна

В статье рассматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 2121 УК РФ «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal liability for multiple violations of the established order of organization or holding of assembly, meeting, demonstration, procession or picket

The article discusses the signs of the crime under art. 2121 of the Criminal code of the Russian Federation «Multiple violation of the established order of organization or holding of assembly, meeting, demonstration, procession or picket».

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»

Вдовиченко Ксения Геннадьевна

соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

(тел.: +78612584050)_

Уголовная ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

В статье рассматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 2121 УК РФ «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Ключевые слова: преступление, ответственность, квалификация, нарушение, свобода собраний, беспорядки.

K.G. Vdovichenko, Competitor of a Chair of Criminal Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584050.

Criminal liability for multiple violations of the established order of organization or holding of assembly, meeting, demonstration, procession or picket

The article discusses the signs of the crime under art. 2121 of the Criminal code of the Russian Federation «Multiple violation of the established order of organization or holding of assembly, meeting, demonstration, procession or picket».

Key words: crime, responsibility, qualifications, infringement, freedom of assembly, rioting.

Мировые тенденции возрастания протестной активности граждан неизбежно влияют и на современное российское общество. Как известно, последние годы ознаменовались рядом акций протеста, в том числе и крупных, в той или иной форме. При этом вряд ли может быть поставлен под сомнение и тот факт, что нередки случаи злоупотребления правом на свободу мирных собраний, которые деструктивные силы используют для достижения своих политических целей.

В связи с этим реакцией законодателя выступил ряд изменений и нововведений в нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации и проведения публичных массовых мероприятий. В их числе особое место занимает новая норма отечественного уголовного законодательства об ответственности за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 2121 УК РФ).

Традиционно появление новых уголовно-правовых предписаний сопровождается необ-

ходимостью научно-методического обеспечения соответствующей правоприменительной деятельности.

В силу включения законодателем ст. 2121 УК РФ в гл. 24 разд. IX УК РФ имеются основания полагать, что родовым объектом данного преступления выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением общественной безопасности и общественного порядка. В свою очередь, видовой объект состава преступления, предусмотренного ст. 2121 УК РФ, образуют «общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности населения, нормальной деятельности организаций, учреждений и предприятий, общественного порядка, интересов личности, общества и государства» [1, с. 5].

Определяя непосредственный объект состава неоднократного нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, необходимо отметить, что это преступление обладает некоторыми схожими характеристиками с составом массовых беспо-

124

рядков. Данный вывод обусловливается тем, что рассматриваемая уголовно-правовая норма, очевидно, ориентирована на предотвращение массовых беспорядков на ранней стадии, т.е. это своего рода средство раннего предупреждения.

В ходе проведенного нами исследования преступлений в сфере организации и проведения публичных массовых мероприятий было установлено, что основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 212 УК РФ, выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением общественного порядка в процессе организации и проведения публичного массового мероприятия. В качестве дополнительных непосредственных объектов данного преступления могут выступать общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением здоровья человека, а также отношения собственности.

По нашему мнению, специфика уголовно-правового запрета, сформулированного в ст. 2121 УК РФ, свидетельствует о том, что непосредственный объект данного преступления идентичен основному непосредственному объекту состава массовых беспорядков. Основное различие заключается в том, что неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования не нарушает какой-либо дополнительный объект. Угроза общественным отношениям, возникающим в связи с обеспечением здоровья человека, а также отношениям собственности, в результате совершения исследуемого преступления является чрезмерно отдаленной, что не позволяет обозначить данные общественные отношения в качестве дополнительного непосредственного объекта.

Состав неоднократного нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования не характеризуется каким-либо предметом преступления, не являются обязательными и признаки потерпевшего от преступления.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 2121 УК РФ, выражается в нарушении установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно. При этом закон в примечании к ст. 2121 УК РФ раскрывает понятие неоднократности. В силу этой нормы нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается

нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.

В связи с этим установление признаков объективной стороны состава преступления, закрепленного ст. 2121 УК РФ, предполагает, в первую очередь, выявление не менее чем трехкратного привлечения лица к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ в течение ста восьмидесяти дней.

Названная норма административного законодательства регламентирует ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Разновидностями таких нарушений являются следующие деяния:

1) организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия;

2) нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения);

3) нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, повлекшее причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния;

4) нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, повлекшее причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния;

5) участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения,

125

транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры;

6) организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды;

7) иное нарушение организатором или участником публичного мероприятия установленного порядка организации и проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Следует отметить, что в одном из постановлений Конституционного Суда РФ подчеркивается необходимость установления причинно-следственной связи между указанными нарушениями и их вредом: административная ответственность за повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия или организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка, если соответствующие действия (бездействие) организатора такого мероприятия не содержат уголовно наказуемого деяния, не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагается наступление административной ответственности за предусмотренные административные правонарушения только при наличии причинно-следственной связи между виновными противоправными действиями (бездействием) организатора публичного мероприятия или иного массового мероприятия, повлекшего нарушение общественного порядка, и наступившими последствиями в виде причинения вреда здоровью человека или имуществу [2].

Для возникновения уголовной ответственности по ст. 2121 УК РФ необходима констатация не менее трех фактов привлечения лица к административной ответственности за перечисленные правонарушения. Примечательно,

что ранее неоднократность в уголовном праве толковалась как наличие не менее двух фактов определенных деяний [3, с. 65].

Анализируемый признак объективной стороны состава неоднократного нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования подразумевает установление документально подтвержденных случаев привлечения лица к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ. Здесь действует административная преюдиция, ввиду которой правоприменитель при квалификации содеянного по ст. 2121 УК РФ руководствуется наличием ранее принятых административно-процессуальных решений.

Вместе с тем, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 2121 УК РФ, включает в себя, помимо обозначенных предшествующих обстоятельств, и факт нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, последовавший за ранее совершенными административными правонарушениями. Такое нарушение может быть выражено в несоблюдении любых правил организации и проведения публичного массового мероприятия. Это нарушение подразумевает как деяния, описанные в ст. 20.2 КоАП РФ, так и не указанные в данной норме административного законодательства.

Наличие в тексте диспозиции ст. 2121 УК РФ ссылки на порядок организации и проведения публичного массового мероприятия позволяет утверждать, что она изложена бланкетным способом. Установление факта нарушения должно быть основано на выявлении несоблюдения лицом конкретных предписаний законодательства.

Порядок организации и проведения публичного массового мероприятия регламентирован Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [4]. При этом перечень возможных нарушений данного нормативно-правового акта является довольно широким. Например, в силу положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не может быть организатором публичного массового мероприятия лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.38,

126

19.3, 20.1-20.3, 20.18, 20.29 КоАП РФ, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Следовательно, например, если лицо в течение предшествующих ста восьмидесяти дней привлекалось к ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ более трех раз, то факт начала организации этим лицом публичного массового мероприятия уже подлежит квалификации как неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 2121 УК РФ). Данный аспект весьма значим с позиции определения момента окончания изучаемого преступления. Таковым при соблюдении иных необходимых условий может выступать момент начала организации публичного массового мероприятия.

Субъектом преступления, запрещенного ст. 2121 УК РФ, может выступать любое вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. При этом, исходя из буквального толкования положений уголовного и административного законодательства, субъектом этого преступления может быть как организатор, так и участник публичного массового мероприятия.

С субъективной стороны исследуемое преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. О возможности совершения преступления, предусмотренного ст. 2121 УК РФ, только с прямым умыслом свидетельствует тот факт, что оно имеет формальную законодательную конструкцию объективной стороны [5, с. 68]. Наступления каких-либо общественно опасных последствий для признания данного преступления оконченным не требуется.

Устанавливая признаки субъективной стороны состава преступления, регламентированного

ст. 2121 УК РФ, необходимо определить, что лицо осознавало общественную опасность неоднократного нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и желало действовать таким образом. Мотивы и цели совершения рассматриваемого преступления на квалификацию содеянного не влияют.

На основании изложенного представляется целесообразным сделать следующие основные выводы:

1) непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 2121 УК РФ, образуют общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением общественного порядка в процессе организации и проведения публичного массового мероприятия;

2) объективная сторона состава преступления, установленного ст. 2121 УК РФ, включает в себя два основных элемента:

а) наличие не менее трех фактов привлечения лица к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ в течение предшествующих ста восьмидесяти дней;

б) нарушение регламентированного Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядка организации и проведения публичного массового мероприятия;

3) субъектом неоднократного нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования может выступать любое вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста; такое лицо может быть как организатором, так и участником публичного массового мероприятия; субъективная сторона выражается в прямом умысле.

1. Чучаев А.И., Грачева Ю.В., Задоян А.А. Преступления против общественной безопасности: учеб.-практ. пособие. М., 2010.

2. По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко: постановление Конституционного Суда РФ от 14 февр. 2013 г. № 4-П // Собр. законодательства РФ. 2013. № 8. Ст. 868.

1. ChuchaevA.I., Gracheva Yu.V., Zadoyan A.A. Crimes against public security: study and practice manual. Moscow, 2010.

2. On the case about the verification of constitutionality of the Federal law «On amending the Russian Federation Code of administrative offences and the Federal law "On assemblies, meetings, demonstrations, processions and picket"» in connection with the request of the group of deputies of the State Duma and the complaint of the citizen E.V. Savenko: resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of Febr. 14, 2013 № 4-P // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2013. № 8. Art. 868.

127

3. Плотникова М.В. Множественность преступлений: соотношение ее разновидностей. М, 2004.

4. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2485 (в посл. ред. Федерального закона от 4 окт. 2014 г. № 292-ФЗ).

5. Рарог А. И. Настольная книга судьи по квалификации преступлений: практ. пособие. М, 2006.

3. Plotnikova M. V. Multiplicity of crimes: the ratio of its varieties. Moscow, 2004.

4. On assemblies, meetings, demonstrations, processions and picket: fed. law of June 19, 2004 № 54-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2004. № 25. Art. 2485 (in the amended with Federal law of Oct. 4, 2014 № 292-FL).

5. Rarog A.I. Handbook of judge of the qualification of the offence: guide-book. Moscow, 2006.

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.