Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБОРОТОМ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ»'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБОРОТОМ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРУЖИЕ / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ОРУЖИЯ / БОЕПРИПАСЫ / ПАТРОНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич, Ахметов Ерлан Кадиржанович

Сформировавшаяся в последнее время социальная напряженность в обществе, кризис в экономике, медицине, политике, социальной сфере, снижение авторитета государственных органов отражается на росте преступности, повышении степени общественной опасности отдельных ее видов. Одной из актуальных проблем современного общества является состояние преступности в сфере оборота оружия. Незаконный оборот оружия способствует росту преступности в стране и в мире, в том числе и организованным ее формам, представляет реальную угрозу общественной безопасности. Незаконный оборот оружия в настоящее время вызывает множество проблем, связанных с нелегальным производством оружия, его контрабандным перемещением через государственную границу, нелегальной торговлей оружием, в том числе снабжением оружием организованных преступных групп, банд и сообществ, а также приготовлением и совершением преступными сообществами, в частности экстремистскими и террористическими группами, тяжких преступлений. Незаконный оборот и ненадлежащее использование огнестрельного оружия неразрывно связаны с этими преступными организациями и сетями: как пособники насильственных преступлений, как инструменты для достижения власти и как прибыльные товары торговли, которые подпитывают вооруженные конфликты, преступность и небезопасность. Часто различные формы преступности переплетаются, например, торговля людьми, огнестрельным оружием и наркотиками. Авторы исследования, проанализировав действующий Закон, регулирующий государственный контроль за оборотом отдельных видов оружия, пришли к выводу о его относительной стабильности и эффективности. Ими предложено раскрыть понятие «боеприпас» и «патрон», расширить понятийный аппарат разновидностей патронов, рассмотреть вопрос о введении ответственности сотрудников лицензионно-разрешительной системы, а также о принятии нового Закона в связи с изменением и дополнением почти 90% положений Закона и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич, Ахметов Ерлан Кадиржанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN «ON STATE CONTROL OVER THE CIRCULATION OF CERTAIN TYPES OF WEAPONS»

The recently formed social tension in society, the crisis in the economy, medicine, politics, social sphere, the decline in the authority of state bodies is reflected in the growth of crime, the increase in the degree of public danger of certain types of it. One of the urgent problems of modern society is the state of crime in the sphere of arms trafficking. Illegal arms trafficking contributes to the growth of crime in the country and in the world, including its organized forms, and poses a real threat to public security. Illegal arms trafficking currently causes many problems related to the illegal production of weapons, their smuggling across the State border, illegal arms trade, including the supply of weapons to organized criminal groups, gangs and communities, as well as the preparation and commission of serious crimes by criminal communities, in particular extremist and terrorist groups. The illicit trafficking and misuse of firearms are inextricably linked to these criminal organizations and networks: as accomplices of violent crimes, as tools for achieving power, and as lucrative trade goods that fuel armed conflicts, crime and insecurity. Often, various forms of crime are intertwined, for example, human trafficking, firearms and drugs. The authors of the study, having analyzed the current Law regulating state control over the turnover of certain types of weapons, came to the conclusion about its relative stability and effectiveness. They proposed to reveal the concept of «ammunition» and «cartridge», to expand the conceptual apparatus of the types of cartridges, to consider the introduction of responsibility of employees of the licensing and licensing system, as well as the adoption of a new Law in connection with the amendment and addition of almost 90% of the provisions of the Law, etc.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБОРОТОМ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ»»

УДК 351.753

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБОРОТОМ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ»

Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич

И.о. руководителя отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, кандидат юридических наук, гНур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: boss.kz2008@mail.ru

Ахметов Ерлан Кадиржанович,

Старший научный сотрудник отдела анализа эффективности законодательства Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр права,

гНур-Султан, Республика Казахстан;e-mail: e.akhmetov@adilet.gov.kz

Аннотация. Сформировавшаяся в последнее время социальная напряженность в обществе, кризис в экономике, медицине, политике, социальной сфере, снижение авторитета государственных органов отражается на росте преступности, повышении степени общественной опасности отдельных ее видов.

Одной из актуальных проблем современного общества является состояние преступности в сфере оборота оружия. Незаконный оборот оружия способствует росту преступности в стране и в мире, в том числе и организованным ее формам, представляет реальную угрозу общественной безопасности.

Незаконный оборот оружия в настоящее время вызывает множество проблем, связанных с нелегальным производством оружия, его контрабандным перемещением через государственную границу, нелегальной торговлей оружием, в том числе снабжением оружием организованных преступных групп, банд и сообществ, а также приготовлением и И совершением преступными сообществами, в частности экстремистскими и террористи- q ческими группами, тяжких преступлений.

Незаконный оборот и ненадлежащее использование огнестрельного оружия неразрыв- А но связаны с этими преступными организациями и сетями: как пособники насильственных £ преступлений, как инструменты для достижения власти и как прибыльные товары тор- о говли, которые подпитывают вооруженные конфликты, преступность и небезопасность. Д Часто различные формы преступности переплетаются, например, торговля людьми, ог- Е нестрельным оружием и наркотиками. Ь

Авторы исследования, проанализировав действующий Закон, регулирующий государ- В ственный контроль за оборотом отдельных видов оружия, пришли к выводу о его от- И носительной стабильности и эффективности. Ими предложено раскрыть понятие Р «боеприпас» и «патрон», расширить понятийный аппарат разновидностей патронов, О рассмотреть вопрос о введении ответственности сотрудников лицензионно-разреши- О тельной системы, а также о принятии нового Закона в связи с изменением и дополнением И почти 90% положений Закона и др. О

Ключевые слова: эффективность законодательства, правовой анализ, государствен- ^ ный контроль, оружие, огнестрельное оружие, отдельные виды оружия, боеприпасы, па- И троны.

К

NJ О NJ

о

X

IN

о

IN

CL

< z

CL

о в X

X

«ЖЕКЕЛЕГЕН КАРУ ТУРЛЕРШЩ АЙНАЛЫМЫНА МЕМЛЕКЕТТ1К БАКЫЛАУ ЖАСАУ ТУРАЛЫ» КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ЗАЦЫНЬЩ ТИ1МД1Л1Г1Н ТАЛДАУ

Кайрат Еслямкали^лы Исмагулов

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц цылмыстыц, цылмыстыц iс ЖYргiзу, цылмыстыц атцару цуцыгы бвлiмiнiц басшысы м. а., зац гылымдарыныц кандидаты, Казацстан Республикасы, Нур-Султан; e-mail: boss.kz2008@mail.ru

Ерлан Кад1ржан^лы Ахметов

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц зацнаманыц тшмдтгт талдау бвлiмiнiц ага гылыми цызметкерi, цуцыц магистрi, Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы; e-mail: e.akhmetov@adilet.gov.kz

Аннотация. Соцгы уацытта цогамда цалыптасцан элеуметтш шиелетс, экономика-дагы, медицинадагы, саясаттагы, элеуметтт саладагы дагдарыс, мемлекеттт органдар беделгнгц твмендеуг цылмыстыц всугне, оныц жекелеген турлертщ цогамдыц цаутттк децгешнщ жогарылауына эсер етед1.

Казгргг цогамныц взектг мэселелергнгц бгрг-цару айналымы саласындагы цылмыстыц жагдайы. Карудыц зацсыз айналымы елдегг жэне элемдегг цылмыстыц, оныц гшгнде оныц уйымдасцан нысандарыныц всу1не ыцпал етед1, цогамдыц цау1пс1зд1кке нацты цаут твн-д1ред1.

Кару-жарацтыц зацсыз айналымы цаз1рг1 уацытта царуды зацсыз внд1румен, оныц мем-лекеттт шекара арцылы контрабандалыц цозгалысымен, царуды зацсыз сатумен, оныц 1ш1нде уйымдасцан цылмыстыц топтарды, бандалар мен цогамдастыцтарды цару-жа-рацпен цамтамасыз етумен, сондай-ац цылмыстыц цогамдастыцтардыц, атап айтцанда экстремисты жэне террористы топтардыц, ауыр цылмыстардыц дайындауымен жэне жасауымен байланысты квптеген проблемаларды тудырады.

Атыс царуын зацсыз пайдалану жэне дурыс пайдаланбау осы цылмыстыц уйымдар-мен жэне желтермен тыгыз байланысты: зорлыц-зомбылыцтыц жацтаушылары ретт-де, билжке жету цуралы реттде жэне царулы цацтыгыстарды, цылмыс пен цаутсгздгк-тг цамтамасыз ететт пайдалы сауда тауарлары реттде. Квб1несе цылмыстыц эртурл1 формалары б1р-б1р1мен байланысты, мысалы, адам саудасы, атыс царуы жэне еЫртю.

Зерттеу авторлары жекелеген цару турлертщ айналымына мемлекеттж бацыла-уды реттейтт цолданыстагы зацды талдап, оныц салыстырмалы турацтылыгы мен тшмдшт туралы цорытындыга келд1. Олар «оц-дэр1лер» жэне «патрон» угымдарын ашуды, патрондар турлертщ тужырымдамалыц аппаратын кецейтуд1, лицензиялыц-руц-сат беру жуйеЫ цызметкерлертщ жауапкершшгт енг1зуд1, сондай-ац зац ережелертщ

о

m О

< 90%-sa жуыц взгepуi мeн mолыцmыpылуынa бaйлaныcmы жaцa зaц цaбылдaуды жзж m.6.

^Е цapacmыpуды ycbmdbi.

< Tyüíh свздер: зaцнaмaныц muiмдiлiгi, ЦYЦыцmыц maлдaу, мeмлeкemmiк бй^ылоу, цapу, Ь ambic цоpyhi, жeкeлeгeн цоpy mYpлepi, o^dapuep, nampондap.

-Q

с;

ш

tí q

о

X

о <

СП

s=

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN «ON STATE CONTROL OVER THE CIRCULATION OF CERTAIN TYPES OF WEAPONS»

Ismagulov Kairat Eslyamkalievich

Acting head of the Department of Criminal, Criminal Procedure, Criminal Executive Law of the Institute of Legislation and Legal Information k of the Republic of Kazakhstan, Candidate of Law, Nur-Sultan,

Republic of Kazakhstan; e-mail:boss.kz2008@mail.ru

Akhmetov Yerlan Kadirzhanovich

Senior Researcher of the Department of Analysis of the Effectiveness of Legislation of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, master of law, Nur-Sultan, the Republic of Kazakhstan; e-mail: e.akhmetov@adilet.gov.kz

Abstract. The recently formed social tension in society, the crisis in the economy, medicine, politics, social sphere, the decline in the authority of state bodies is reflected in the growth of crime, the increase in the degree ofpublic danger of certain types of it.

One of the urgent problems of modern society is the state of crime in the sphere of arms trafficking. Illegal arms trafficking contributes to the growth of crime in the country and in the world, including its organized forms, and poses a real threat to public security.

Illegal arms trafficking currently causes many problems related to the illegal production of weapons, their smuggling across the State border, illegal arms trade, including the supply of weapons to organized criminal groups, gangs and communities, as well as the preparation and commission of serious crimes by criminal communities, in particular extremist and terrorist groups.

The illicit trafficking and misuse of firearms are inextricably linked to these criminal organizations and networks: as accomplices of violent crimes, as tools for achieving power, and as lucrative trade goods that fuel armed conflicts, crime and insecurity. Often, various forms of crime are intertwined, for example, human trafficking, firearms and drugs.

The authors of the study, having analyzed the current Law regulating state control over the turnover of certain types of weapons, came to the conclusion about its relative stability and effectiveness. They proposed to reveal the concept of «ammunition» and «cartridge», to expand the conceptual apparatus of the types of cartridges, to consider the introduction of responsibility of employees of the licensing and licensing system, as well as the adoption of a new Law in connection with the amendment and addition of almost 90% of the provisions of the Law, etc.

Keywords: efficiency of legislation, legal analysis, government control, weapons, firearms, certain types of weapons, ammunition, cartridges. С

Н

DOI: 10.52026/2788-5291 2021 66 3 83 *

— — — — s

И

Т

имеют не идейную, а криминальную основу. Т

За псевдорелигиозной риторикой скрывает- З

ся преступная деятельность, подрывающая О

основы общества. Это атака на мир и ста- о

бильность в нашей стране. Это испытание А

на прочность нашей государственности и Л

гражданской зрелости. Т

Мы должны совершенствовать наше зако- а

нодательство с целью нейтрализации прояв- s

лений религиозного радикализма и экстре- А

мизма. Мы должны также совершенствовать °

антитеррористическое законодательство. о

Государство должно пресекать экстремизм И

и радикализм, откуда бы они ни исходили». ф

Согласно статистическим данным за М

2010-2020 гг., в Республике Казахстан заре- >

гистрировано 18 217 уголовных правонару- S

шений, связанных с незаконным оборотом S

огнестрельного оружия (2010 г. - 1048, 2011 S

- 1409, 2012 - 1745, 2013 - 2448, 2014 - 2068, (

6

1 Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 дека- о бря 2012 года. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства // https://adilet.zan. 1 kz/rus/docs/K1200002050

Введение

В Послании Президента народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»1 одним из приоритетов обозначено дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии. В частности, в Стратегии подчеркивается: «Мы создали сильную, современную, обороноспособную армию, эффективную правоохранительную систему, которые обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

Государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Особую озабоченность вызывает угроза так называемого религиозного экстремизма...

Экстремизм и терроризм в Казахстане

IN

о

IN

CL

< z

CL

о 6 x

о

CO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

in <

< CO

ь

Ш £

О X

0 <

сп

1

X

ь

2015 - 2069, 2016 - 1843, 2017 - 1543, 2018 - 1402, 2019 - 1374, 2020 - 1268).2

Уголовные правонарушения в сфере оборота оружия, а также их влияние на состояние преступности в целом вынуждают граждан принимать дополнительные меры по обеспечению своей безопасности, в том числе и незаконные. Последние годы свидетельствуют о растущем стремлении обычных граждан защититься любыми средствами, не надеясь на государственные структуры, что проявляется в приобретении нелегального оружия и патронов как более эффективном и по ряду показателей экономичном способе реализовать свое право на самозащиту.

Борьба с правонарушениями в сфере оборота оружия в системе деятельности государственных органов занимает значительное место, что обусловлено двойной превенцией. Одновременно с предупреждением незаконных действий в отношении предметов вооружения предупреждаются тяжкие последствия, которые могут наступить при противоправном применении оружия.

Согласно вышеотмеченной Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на постоянной основе проводится работа по совершенствованию законодательной и организационной базы для выявления и пресечения предпосылок религиозного экстремизма и терроризма. Актуализированы законодательные нормы в сфере оборота оружия и охранной деятельности, регулирования миграции. Ужесточены меры уголовного наказания за террористическую и экстремистскую деятельность. Приоритетной целью является обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия (в том числе, боеприпасов (патронов)) на территории Республики Казахстан регулируются Законом «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» от 30 декабря 1998 года (далее - Закон).

Методы. В статье использованы формально-логические и диалектические методы, сравнительно-правовой, эмпирический анализ, а также количественные, качествен-

2 Источник - Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан @ При копировании рекомендуется использовать ссылку на источник. https://www.gov.kz/memleket/entities/ pravstat?lang=kk

3 Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 N150-ФЗ (последняя редакция). Российская Федерация // http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 12679/

ные и специальные методы научного исследования.

Результаты и обсуждение

При анализе Закона выявлены типичные дефекты, способствующие формированию различной практики применения действующего законодательства:

В преамбуле указано, что «Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Республики Казахстан, и направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану объектов окружающей среды, ресурсов, развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Положения настоящего Закона распространяются также на оборот боеприпасов (патронов).».

Боеприпасы/патроны к оружию являются одной из самостоятельных составных частей оружия. Важность данной части указано в самом Законе, где по всему тексту используется словосочетание «патронов к нему».

Справочно:

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации «Об оружии»3 от 13 декабря 1996 года даны следующие понятия «боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышиб-ной заряды либо их сочетание», а также «патрон - устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение».

В статье 1 Закона понятие «боеприпасы» и «патроны» объединены в одно - «устройства или предметы, конструктивно предназначенные для выстрела из оружия соответствующего вида и поражения цели (далее

- патроны)».

Вместе с тем, понятие «патрон» закреплено в Приказе Министра внутренних дел Республики Казахстан от 1 июля 2019 года № 602 «Об утверждении Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему», который гласит, что «патрон

- устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое

при помощи гильзы средства инициирования (капсюль), метательный заряд (порох охотничий) и метаемое снаряжение (пуля, дробь)».

В Постановлении Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года «Об утверждении Правил оборота вооружения и военной техники»4 дано следующее понятие «боеприпасы - компоненты вооружения, непосредственно предназначенные для поражения живой силы, техники и объектов инфраструктуры, разрушения строений (укреплений), а также средства, имитирующие указанные компоненты;».

Таким образом, как показывает мониторинг НПА, существует разделение этих понятий.

По нашему мнению, в российском законодательстве правильно конкретизированы, детализированы и закреплены на уровне Закона составные части оружия.

Для исключения разночтения, появляющиеся в правоприменительной практике, а также в целях уточнения и конкретизации понятийного аппарата необходимо:

1) название Закона изложить в следующей редакции «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия, боеприпасов (патронов) к нему»;

2) в статье 1 Закона «Основные понятия, используемые в настоящем Законе» раскрыть понятие «боеприпас» и «патрон» по отдельности;

3) в связи с изменением и дополнением почти 90% положений Закона рассмотреть вопрос о принятии нового Закона.

Подпункт 13) статьи 1 анализируемого Закона не полностью раскрывает определение понятия боеприпасов (патронов), конструктивно предназначенных для выстрела из оружия соответствующего вида.

Предлагается расширить понятийный аппарат разновидностей патронов, к примеру:

1) патрон травматического действия -устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного гладкоствольного оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение травматического действия и не предназначенное для причинения смерти человеку;

2) патрон газового действия - устройство, предназначенное для выстрела из газового оружия или огнестрельного оружия

ограниченного поражения, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, снаряженное слезоточивыми или раздражающими веществами и не предназначенное для причинения смерти человеку;

3) патрон светозвукового действия -устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового или сигнального оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования и снаряжение светозвукового действия и не предназначенное для поражения живой или иной цели;

4) сигнальный патрон - устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного оружия или сигнального оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение для подачи светового, дымового или звукового сигнала и не предназначенное для поражения живой или иной цели;

5) охолощенные патроны - патроны к огнестрельному оружию с отверстием в гильзе, извлеченным метательным зарядом и использованным средством инициирова-ния.5

Статья 24 Закона посвящена награждению оружием.

«1. Наградным является оружие, полученное гражданами Республики Казахстан на основании Указа Президента Республики Казахстан, постановления Правительства Республики Казахстан.

Граждане Республики Казахстан могут получить наградное оружие на основании наградных документов глав иностранных государств, глав и членов правительств иностранных государств.

Разрешение на хранение и ношение наградного оружия гражданами Республики Казахстан выдается уполномоченным органом в сфере контроля за оборотом оружия.

Наградным не может быть оружие, позволяющее вести огонь очередями с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, а также запрещенное настоящим Законом к обороту на территории Республики Казахстан.

2. В случае смерти собственника наградного оружия, указанное оружие сдается органам внутренних дел.

3. Наградное оружие может быть пе-

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

>

го О го О

X

е о

2 А

П.

4 Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года № 896 «Обутверждении Правил оборота вооружения и военной техники» // https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000896

Федеральный закон РФ «Об оружии» (с изменениями на 3 августа 2018 года) / doc/71905530/

' https://www.garant.ru/products/ipo/prime/

к> о к>

гм о гм

IX

< IX

о в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

т

1

редано для хранения в музеи после соответствующей перерегистрации и переделки оружия органами внутренних дел.».

Наряду с этим, Глава 6 Приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 01 июля 2019 года «Об утверждении Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему»6 (далее - Правила) регламентирует порядок награждения оружием.

Вместе с тем, пункт 32 Правил гласит, что «32. Награждение боевым оружием, осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года № 896 «Об утверждении Правил оборота вооружения и военной техники» (далее - Правила оборота вооружения и военной техники).

К наградному относится огнестрельное короткоствольное нарезное оружие, полученное гражданами Республики Казахстан на основании Указа Президента Республики Казахстан, постановления Правительства Республики Казахстан, а также оружие, полученное гражданами Республики Казахстан на основании приказов должностных лиц, представительных и исполнительных органов, до вступления в силу Закона, имевших право награждать именным оружием, на которое в установленном законодательством порядке органами внутренних дел выдано разрешение на его ношение и хранение.».

В пункте 37 Правил закреплено, что «наградное огнестрельное оружие в семидневный срок регистрируется в Министерстве внутренних дел Республики Казахстан для получения разрешение на его хранение и ношение.».

Ни в Законе, ни в других НПА нет четкого определения, что является наградным оружием. Нет определения и наградного «холодного» оружия, а также критерии при определении его «боевым».

Также, в Правилах оборота вооружения и военной техники указано, что «Наградное боевое оружие и патроны к нему не могут быть объектом продажи, мены, дарения и наследования.» (пункт 66).

В пункте 6 статьи 1 Закона дано понятие «6) оборот оружия - производство, сборка, переделка, реализация (торговля), передача, дарение, награждение, наследование, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка,

использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Республики Казахстан и вывоз его из Республики Казахстан.

В связи с этим необходимо:

1) для исключения отсылочных и бланкетных норм требуется закрепить в статье 1 Закона понятие «наградное боевое оружие»;

2) исключить награждение оружием из понятия «оборот оружия»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) по всему тексту Закона слова «наградное оружие» заменить словом «наградное боевое оружие»;

4) статью 24 Закона дополнить пунктом 4 следующего содержания «4. Награждение боевым оружием, осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года № 896 «Об утверждении Правил оборота вооружения и военной техники».

Указанный ранее пункт 66 Правил оборота вооружения и военной техники закрепляет положение о том, что «Наградное боевое оружие и патроны к нему не могут быть объектом продажи, мены, дарения и наследования.».

В соответствии со статьей 24 Закона основанием для награждения оружием является Указ Президента Республики Казахстан либо постановление Правительства Республики Казахстан. Награждение боевым оружием является одной из форм поощрения граждан Республики Казахстан за заслуги перед государством, воинскую доблесть, достижения в области обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт 64 Правил оборота вооружения и военной техники).

Справочно:

Последним известным примером является награждение по постановлению Правительства Республики Казахстан 28.04.2020 года Талгата Мусабаева огнестрельным нарезным оружием, который совершил третий космический полет в качестве командира космического корабля «Союз ТМ-32» в 2001 году7.

Как указано в пункте 68 Правил оборота вооружения и военной техники в случае смерти собственника наградного боевого оружия, указанное оружие близкими родственниками в месячный срок сдается органам внутренних дел.

Вместе с тем, порядок дарения, насле

^ 6 Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 1 июля 2019 года № 602 «Об утверждении Правил оборо-зс та гражданского и служебного оружия и патронов к нему» //https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1900018961 С 7 Первому космонавту Казахстана вручили наградное оружие, от 28 апреля 2020 // Служба новостей телека-т нала «Хабар» на сайте www.khabar.kz,https://khabar.kz/ru/news/obshchestvo/item/123486-pervomu-kosmonavtu-

kazakhstana-vruchili-nagradnoe-oruzhie

дования гражданского оружия и патронов к нему закреплен в главе 5 Правил, которая гласит, что «регистрация (перерегистрация) оружия, полученного в дар либо по наследству, производится органами внутренних дел в соответствии с гражданским законодательством на основании документов, подтверждающих законность дарения или вступления в наследство при наличии у принимающего лица разрешения на приобретение соответствующего оружия или лицензий на его коллекционирование или экспонирование.».

Так, приобрести оружие, в том числе при вступлении в права наследования, в Казахстане можно только при наличии лицензии на его хранение. У наследников, никогда не сталкивавшихся с оружием, возникает проблема, что делать с оружием, полученным по наследству.

Между правом наследования и правом пользования оружием существует большая разница. Вступление в наследство по завещанию и по закону разрешения не требует. Но это не означает, что автоматически будет получено право на владение оружием.

Процедура регистрации и перерегистрации оружия, полученного по наследству закреплены в Законе и в НПА, однако, не ясным остается позиция законодателя о запрете наследования наградным оружием.

Ведь в случае, если наследник получит все разрешительные документы, лицензию и т.п., то необходимо разрешить наследовать и наградное оружие, доставшееся от родителя за верное и достойное служение государству, но только близким родственникам.

Еще одним спорным моментом является положение о сдаче наградного оружия после смерти владельца.

Так, в статье 24 Закона указано, что в случае смерти собственника наградного оружия, указанное оружие сдается органам внутренних дел.

Как ранее было указано, пункт 68 Правил оборота вооружения и военной техники гласит, что в случае смерти собственника наградного боевого оружия, указанное оружие близкими родственниками в месячный срок сдается органам внутренних дел.

Законодателем не предусмотрено, что на практике возможно сложится ситуация, когда владелец наградного боевого оружия может не иметь близких родственников и некому будет сдавать это оружие после его смерти в органы внутренних дел.

8 Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан по организации деятельности подразделений органов вну служебного оружия»

Предлагается:

1) исключить положение о невозможности наследования наградным оружием и изложить пункт 66 Правил оборота вооружения и военной техники в следующей редакции «Наградное боевое оружие и патроны к нему не могут быть объектом продажи, мены, дарения.»;

2) предусмотреть положение о получении компенсации стоимости наградного боевого оружия в случае изъятия или добровольной сдачи в установленном законодательством порядке;

3) предусмотреть положение об изъятии наградного боевого оружия после смерти владельца органами внутренних дел в связи с отсутствием близких родственников.

Одним из факторов, способствующих росту незаконного оборота оружия, является слабая профилактическая и контрольная деятельность служб лицензионно-разреши-тельной системы (ЛРС), которыми своевременно не выявляются нарушения, связанные с ненадлежащим хранением огнестрельного оружия.

В соответствии со статьей 30 Закона должностные лица органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право производить осмотр оружия в местах хранения. Е

Согласно пункту 78 Инструкции по ор- Н ганизации деятельности подразделений ор- К ганов внутренних дел по контролю в сфере н оборота гражданского и служебного оружи- Т я8«проверки владельцев гражданского ору- У жия по месту жительства проводятся не реже 5 одного раза в год, за исключением проверок, К проводимых ОВД в период проведения опе- о ративно-профилактических мероприятий.». Д

В связи с этим по каждому факту хище- Е ния огнестрельного оружия необходимо Ь проводить проверочные мероприятия для В выяснения степени ответственности сотруд- И ников ЛРС. о

При выявлении фактов небрежного хра- § нения владельцами оружия (в открытом § месте, в нерабочем сейфе либо вообще его 5 отсутствие, в непредусмотренных поме- Н щениях, в автомобилях и т.п.) наряду с от- о ветственностью владельцев предлагается а рассмотреть вопрос об ответственности со- И трудников ЛРС в порядке ст. 200 УПК РК ° за непринятие мер по устранению обсто- № ятельств, способствовавших совершению 5 преступления (неразъяснение владельцам 66

•г 29 марта 2016 года № 313 «Обутверждении Инструкции о енних дел по контролю в сфере оборота гражданского и 1

гм о гм

IX

< IX

о в х

о

со О

сп <

< сп

ь .0

ш £

ч О X

0 <

т

1

х

ь

условий хранения оружия, непроведение регулярных проверок, непринятие своевременных мер профилактического характера по устранению недостатков по хранению оружия и т. д.).

Подпункт 6) статьи 1 Закона предусматривает, что оборот оружия - это производство, сборка, переделка, реализация (торговля), передача, дарение, награждение, наследование, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Республики Казахстан и вывоз его из Республики Казахстан.

Указанное определение действует только в отношении самого оружия. Однако следует учитывать также основные части огнестрельного оружия.

В этой связи органу-разработчику рекомендуется подпункт 6) статьи 1 Закона изложить в следующей редакции: «оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия это производство, сборка, переделка, реализация (торговля), передача, дарение, награждение, наследование, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Республики Казахстан и вывоз его из Республики Казахстан».

Законом не регулируются правоотношения, возникающие при сбыте антикварного оружия, его копий и реплик.

Действующая нормативная классификация гражданского оружия не предусматривает специальную классификацию старинного (антикварного) оружия и не позволяет применить к нему классификацию оружия самообороны, спортивного, охотничьего или сигнального оружия.

Следует отметить, что множество предметов, подпадающих под категорию антикварного оружия, существенно различаются по своему убойному (травмирующему) потенциалу, привлекательности с позиции криминального использования и возможным последствиям неосторожного обращения. Это обстоятельство не находит своего отражения в правовом режиме антикварного оружия и дифференциации уголовной и административной ответственности за нарушения правил его оборота, использования и хранения.

Для полного охвата и контроля правоотношений, возникающих при обороте антикварного оружия, его копий и реплик

предлагается проработать вопрос путем законодательного закрепления.

Рекомендуется дополнить статью 5 Закона подпунктом 5), следующего содержания:

«5) оружие, используемое в культурных и образовательных целях:

оружие, имеющее культурную ценность;

старинное (антикварное) оружие;

копии старинного (антикварного) оружия;

реплики старинного (антикварного) ору-

^жия,...»

Также необходимо в статью 1 анализируемого Закона «Основные понятия, используемые в настоящем Законе» внести единообразное определение понятиям «Антикварное оружие», «Копия старинного (антикварного) оружия», «Реплика старинного (антикварного) оружия». К примеру:

1) антикварное оружие (огнестрельное оружие, изготовленное до 1899 года, за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы унитарными патронами центрального боя) и оружие, имеющее культурную ценность, по решению комиссии может передаваться в натурные коллекции оперативно-криминалистических подразделений или музеи Министерства внутренних дел, департаментов внутренних дел городов Астаны, Алматы, областей и на транспорте;

2) копия старинного (антикварного) оружия - оружие, изготовленное по оригиналу либо чертежам образца старинного (антикварного) оружия при условии точного или масштабного воспроизведения его конструкции, внешнего вида и художественного оформления, не включающее подлинные части антикварного или иных видов оружия;

3) реплика старинного (антикварного) оружия - оружие, изготовленное по оригиналу, чертежам либо описанию образца старинного (антикварного) оружия с творческим варьированием конструкции, внешнего вида или художественной отделки, представляющее культурную ценность как образец художественного творчества и декоративно-прикладного искусства.9

Рекомендуется в статье 7 анализируемого Закона установить также запрет на ношение огнестрельного оружия в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или интоксикации иного типа.

Предлагается добавить запрет напрода-жу или передачу патронов к гражданскому оружию лицам, не владеющим на законном основании таким гражданским оружием.

Также предлагается дополнить статью 7

9 Федеральный закон РФ «Об оружии» / docs.cntd.ru/document/9034380

' Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов https:/

Закона подпунктом, где устанавливается запрет на хранение патронов к гражданскому оружию лицами, не владеющими на законном основании таким гражданским оружием.

Рекомендации в Показателях 9., 10. и 11. необходимо реализовать в целях личной и общественной безопасности, а также во избежание нарушения правил безопасного обращения с оружием.

Заключение

По итогам анализа можно сделать вывод, что рассматриваемый Закон является относительно стабильным, так как в среднем в него вносились изменения и дополнения один раз в год. За все время действия Закона большому количеству изменений подверглись статьи 29 «Компетенция органов внутренних дел в сфере оборота гражданского и служебного оружия» (14 изменений); статья 15 «Право на приобретение оружия гражданами Республики Казахстан»(10 изменений); статья 19 «Приостановление, возобновление и прекращение действия разрешений, а также отказ в их выдаче» и статья 7 «Запреты, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия и патронов к нему» (по 9 изменений).

За весь период действия Закона не подвергались изменениям и дополнениям 4 статьи: статья 2 (Законодательство Республики Казахстан в сфере государственного контроля за оборотом отдельных видов оружия); статья 8 (Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему); статья 24 (Награждение оружием) и статья 33 (Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом).

Выявлены отдельные противоречия и недостатки, для устранения которых предлагается:

Рассмотреть и внести поправки в анализируемый Закон (общего характера): изложить название Закона в следующей редакции «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия, боеприпасов (патронов) к нему» либо рассмотреть вопрос о принятии нового Закона в связи с изменением и дополнением почти 90% его положений; раскрыть понятие «боеприпас» и «патрон» в Законе;

Расширить понятийный аппарат разновидностей патронов;

Дополнить Закон по видам оружия: закрепить в Законе понятие «наградное боевое оружие»; исключить награждение оружием из понятия «оборот оружия»; заменить слова «наградное оружие» словом

«наградное боевое оружие»; дополнить статью 24 Закона пунктом 4 следующего содержания «4. Награждение боевым оружием, осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года № 896 «Об утверждении Правил оборота вооружения и военной техники»;

Рассмотреть в анализируемом Законе следующие предложения: предусмотреть положение о получении компенсации стоимости наградного боевого оружия в случае изъятия или добровольной сдачи в установленном законодательством порядке; положение об изъятии наградного боевого оружия после смерти владельца органами внутренних дел в связи с отсутствием близких родственников; исключить положение о невозможности наследования наградным оружием с исключением его из пункта 66 Правил оборота вооружения и военной техники невозможности.

Рассмотреть вопрос о введении ответственности сотрудников лицензионно-раз-решительной системы.

Подпункт 6) статьи 1 Закона изложить в следующей редакции: «оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия это производство, сборка, переделка, реализация (торговля), передача, дарение, награждение, наследование, приобретение, Е коллекционирование, экспонирование, учет, Н хранение, ношение, перевозка, использова- К ние, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на Н территорию Республики Казахстан и вывоз Т его из Республики Казахстан». У

Дополнить Закона положением, регули- 5 рующим правоотношения, возникающие К при сбыте антикварного оружия, его копий о и реплик ДД

Внести единообразное определение по- Е нятиям «Антикварное оружие», «Копия ста- Ь ринного (антикварного) оружия», «Реплика В старинного (антикварного) оружия» в ста- И тью 1 анализируемого Закона. о

Установить запрет на ношение огне- В стрельного оружия в состоянии алкогольно- О го, наркотического опьянения или интокси- 5< кации иного типа. Ф

Добавить запрет на продажу или переда- о чу патронов к гражданскому оружию ли- а цам, не владеющим на законном основании И таким гражданским оружием. о

Дополнить статью 7 Закона подпунктом, № где устанавливается запрет на хранение па- 5 тронов к гражданскому оружию лицами, не 66 владеющими на законном основании таким 00 гражданским оружием. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.