Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В СРЕДНИЕ ШКОЛЫ'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В СРЕДНИЕ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
социокультурной компетентности / мобилизовать полученные знания / интеллектуальную / нравственных и эстетических чувств

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулмахмадова Сафаргул Мирмахмадовна, Гулова Зебуниссо Амирхоновна, Ибрагимова Мосафар Бобомуродовна, Хомидов Дилшод, Баротова Робия Хайдаровна

В данной статье рассмотрено метод проектов, разработанный американским ученым У. Килпатриком. Метод проектов неразрывно связан с понятием социокультурной компетентности, означающую способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации и объединяющую в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования. Социокультурный подход преследует цели развития личности обучающегося, воспитания у него нравственных и эстетических чувств, освоения знаний и опыта для осуществления различных видов деятельности, а также охрану и укрепление физического и психологического здоровья обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулмахмадова Сафаргул Мирмахмадовна, Гулова Зебуниссо Амирхоновна, Ибрагимова Мосафар Бобомуродовна, Хомидов Дилшод, Баротова Робия Хайдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В СРЕДНИЕ ШКОЛЫ»

Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2021 - 5.81

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ УЧЕБНОГО

ПРОЕКТА В СРЕДНИЕ ШКОЛЫ

КУЛМАХМАДОВА САФАРГУЛ МИРМАХМАДОВНА

Преподаватель кафедры ПКАЯ, Бохтарского государского уневериситета им Носира Хусрава

ГУЛОВА ЗЕБУНИССО АМИРХОНОВНА

Преподаватель кафедры ПКАЯ, Бохтарского государского уневериситета им Носира Хусрава

ИБРАГИМОВА МОСАФАР БОБОМУРОДОВНА

Преподаватель кафедры ПКАЯ, Бохтарского государского уневериситета им Носира Хусрава

ХОМИДОВ ДИЛШОД

Преподаватель кафедры ПКАЯ, Бохтарского государского уневериситета им Носира Хусрава

БАРОТОВА РОБИЯ ХАЙДАРОВНА

Преподаватель кафедры МПИЯ,Бохтарского государского уневериситета им Носира Хусрава

НОРОВА ФАРЗОНА

Преподаватель кафедры ПКАЯ, Бохтарского государского уневериситета им Носира Хусрава

Аннотация В данной статье рассмотрено метод проектов, разработанный американским ученым У. Килпатриком. Метод проектов неразрывно связан с понятием социокультурной компетентности, означающую способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации и объединяющую в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования. Социокультурный подход преследует цели развития личности обучающегося, воспитания у него нравственных и эстетических чувств, освоения знаний и опыта для осуществления различных видов деятельности, а также охрану и укрепление физического и психологического здоровья обучающегося.

Ключевые слова: социокультурной компетентности, мобилизовать полученные знания, интеллектуальную, нравственных и эстетических чувств.

Для наиболее точного выявления уровня эффективности метода проектов во время образовательного процесса нами был проведен эксперимент. Данный эксперимент проводился в процессе производственной практики на базе МАОУ СОШ № 5 города Бохтар. Нами были определены 2 группы, которые мы включили в эксперимент. Одна из групп 9 «Б» класс являлась экспериментальной и насчитывала 16 обучающихся в возрасте от 15-16 лет. Другая группа 9 «В» класс стала контрольной группой, состоящей из 15 учеников того же возраста. Проводимый нами эксперимент состоял из трех этапов:

1) констатирующий

2) формирующий

3) контрольный

Первый этап, констатирующий, проходил в сентябре 2022 года. Его целью было определение уровня имеющихся знаний, обучающихся обеих групп по теме "London". Для этого нами был разработан так называемый входной тест, содержащий 5 вопросов открытого и закрытого типа. Для выявления уровня имеющихся знаний, обучающихся до осуществления проектной деятельности в рамках темы " London" нами был выдвинут главный и единственный критерий оценивания выполненного задания.

Представленные результаты стали показателем низкого уровня знаний обучающихся по теме "London". Исходя из результатов этого анализа, преподаватель обозначил новую цель —

формирование и последующее развитие социокультурной компетентности обучающихся в области исторической и культурной значимости города London.

Следующий этап, формирующий, содержал в себе весь ход создания задуманного проекта. На данном этапе проводилась работа по формированию и развитию знаний и умений, обучающихся в рамках темы " Hello, London!". Задача экспериментальной группы состояла в разработке проекта - квеста по теме «Достопримечательности Лондона» для других классов параллели. Обучающиеся использовали дополнительные ресурсы, материалы и пособия (энциклопедии, словари и сеть Интернет) для создания заданий и станций квеста. После проведения отборочного этапа — голосования, в котором участвовали все обучающиеся класса, были выбраны наиболее интересные места отмеченных ими на карте города Лондон с готовыми заданиями: загадками, викторинами и ребусами.

Проект был апробирован параллельными классами 9 «А» и 9 «В». После успешного завершения всех этапов, нами были проведены контрольный тест и анкетирование на определение уровня мотивации и полученных знаний в ходе разработки квеста. Таким образом, все обучающиеся обеих групп были вовлечены в учебный экспериментальный процесс.

В то время, как на формирующем этапе в экспериментальной группе осуществлялась проектная деятельность, контрольная группа занималась по традиционной методике и действующей учебной программе. Подводя итог, можно сказать, что оба метода являются по своему эффективными для развития социокультурной компетентности обучающихся, так как результаты обеих групп обучающихся, усвоивших новый для них учебный материал лингвострановедческого характера, не снизились, а, напротив, улучшились. Однако, несмотря на этот факт, в экспериментальной группе процент обучающихся, успешно выполнивших задание повысился больше, чем у обучающихся контрольной группы. Таким образом, можно заключить, что метод проекта является одним из наиболее эффективных методов обучения иностранному языку, формирования и развития социокультурной компетентности обучающихся и создания необходимой мотивационной атмосферы в ходе образовательного процесса. Работа над проектом включала три этапа: начальный, основной и заключительный. Анализ полученных результатов показал, что метод проектов способствовал развитию страноведческих и лингвострановедческих знаний, обучающихся о реалиях страны изучаемого языка. Исходя из данных, которые были отображены на диаграммах, уровень социокультурной компетентности экспериментальной группы оказался выше, чем уровень В свете современных тенденций обучение иностранным языкам предполагает интегративный подход. Это означает, что в образовательном процессе необходимо решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного характера. Обучающиеся, вступая в социокультурное взаимодействие с представителями других культур, испытывают трудности в понимании смысла коммуникации в силу несформированность умения пользоваться информацией, пропуская ее через свой культурный опыт.

Для наиболее эффективного и продуктивного формирования социокультурной компетентности необходимо выявить механизмы, средства и условия формирования социокультурной компетенции обучающихся в процессе освоения ими социокультурного информационного образовательного пространства, который объединяет информационные ресурсы, духовно-нравственные нормы и ценности, особенности менталитета. Наиболее известными средствами формирования социокультурной компетентности является метод проектных работ, сравнительно-сопоставительный метод и др.

Принимая во внимание особенности формирования и развития социокультурной компетентности, в нашей исследовательской работе мы обозначили несколько этапов, необходимых для осуществления проектной деятельности как средства формирования социокультурной компетентности. Нами было выяснено, что для успешного создания проекта необходимо соблюдать верную последовательность его выполнения.

В ходе нашей работы мы осуществили проектную деятельность в рамках темы "Hello, London!" в разделе " London ". Обучающиеся разработали квест по достопримечательностям города Лондона из 15 докладов выбрав согласованно 7 наиболее интересных для изучения исторических мест, отметив их местоположение на карте города. Кроме того, ученики создали систему заданий для каждого этапа квеста. Проект-квест был апробирован параллельными классами 9 "A" и 9 "В". Представленная проектная деятельность была проведена обучающимися на основе полученных из различных источников знаний об истории развития города Лондон, структуре этих знаний и выборе подходящих лексических средств, изученных в классе. После завершающего этапа проектной деятельности мы провели сравнительный анализ результатов обучающихся до создания проекта и после него. Для этого нами был проведен эксперимент, заключавшийся в том, чтобы на основе контрольных заданий определить уровень лингвострановедческих знаний по данной теме у обучающихся 9 класса до начала осуществления проектной деятельности и после ее окончания. На основе полученных данных мы сравнили в процентном соотношении уровень знаний экспериментальной и контрольной группы. Результат развития социокультурной компетентности в рамках представленной темы оказался выше у обучающихся экспериментальной группы. Кроме того, нами было проведено анкетирование обучающихся экспериментальной группы по окончании проектной деятельности. Согласно полученным данным, уровень мотивации был также на высоком уровне. Необходимо отметить также, что при анализе учебно-методического комплекта на предмет его эффективности при формировании социокультурной компетентности школьников средних классов, нами учитывались многие стороны. Мы рассматривали материалы на наличие в нем речевого материала разного уровня, в том числе аутентичных текстов для аудирования и чтения, которые должны содержать страноведческие сведения по географии, истории, социальной жизни, элементы языковой культуры народов, говорящих на изучаемом языке и страноведческие сведения применительно к ситуациям общения.

А также было выявлено, способствуют ли данные материалы формированию основ таджикской гражданской идентичности учащихся, формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе знакомства с историей, жизнью людей разных стран, овладению навыками адаптации в динамично изменяющемся и мире.

Рассмотрев возможности внедрения проектной деятельности в образовательный процесс, мы выяснили, что проект может использоваться как одна из форм внеаудиторной работы, служить альтернативным способом организации учебной программы и интегрироваться в традиционную систему обучения иностранному языку.

Выбранный нами проект представлял собой подходящий вариант интеграции данной методики в образовательном процессе по причине того, что предоставлял возможность использования материала учебного курса для организации самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся. Данный проект имел следующие характеристики: практическая направленность, творческая составляющая, явная координация, внутренний характер контактов, групповая работа и краткий период проведения. Анализ полученных результатов показал, что метод проектов способствовал развитию страноведческих и лингвострановедческих знаний, обучающихся о реалиях страны изучаемого языка. Исходя из данных, которые были отображены на диаграммах, уровень социокультурной компетентности экспериментальной группы оказался выше, чем уровень обучающихся в контрольной группе, а обучающиеся экспериментальной группы оказались более мотивированы к изучению различных исторических и культурных тем страны изучаемого языка. В свете современных тенденций обучение иностранным языкам предполагает интегративный подход. Это означает, что в образовательном процессе необходимо решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного характера. Обучающиеся, вступая в социокультурное взаимодействие с представителями других культур,

испытывают трудности в понимании смысла коммуникации в силу сформированности умения пользоваться информацией, пропуская ее через свой культурный опыт.

Для наиболее эффективного и продуктивного формирования социокультурной компетентности необходимо выявить механизмы, средства и условия формирования социокультурной компетенции, обучающихся в процессе освоения ими социокультурного информационного образовательного пространства, который объединяет информационные ресурсы, духовно-нравственные нормы и ценности, особенности менталитета. Наиболее известными средствами формирования социокультурной компетентности является метод проектных работ, сравнительно-сопоставительный метод и др.

Метод проектов неразрывно связан с понятием социокультурной компетентности, означающую способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации и объединяющую в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования. Социокультурный подход преследует цели развития личности обучающегося, воспитания у него нравственных и эстетических чувств, освоения знаний и опыта для осуществления различных видов деятельности, а также охрану и укрепление физического и психологического здоровья обучающегося. Важным аспектом социокультурной компетентности является ее роль при социализации обучающихся. Благодаря формированию и развитию данного вида компетентности решается проблема преодоления индивидуальных и групповых барьеров, так же, как и межкультурной дистанции. Все эти цели могут быть достигнуты посредством осуществления проектной деятельности.

Так, нами был учтен один из важнейших компонентов социокультурной компетентности — психологический. Поскольку ведущим видом деятельности обучающихся средней школы является общение, нами был выбран групповой проект для создания наиболее благоприятной атмосферы во время осуществления проектной деятельности. Такие проекты способствуют повышению уверенности обучающихся, развитию их коммуникабельности и умению сотрудничать. А также любые проекты позволяют развить умение поиска наилучших путей решения проблемы или задачи, тем самым развивая исследовательские умения обучающихся. Все вышеупомянутые факторы подтверждают взаимосвязь социальной компетентности и метода проектов.

Изучив в ходе данной исследовательской работы главные черты формирования социокультурной компетентности в средней школе, а также проанализировав психологические особенности обучающихся, мы смогли проверить учебно-методический комплект по английскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений, «Happy English.ru» авторов К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман на предмет наличия в нем достаточного количества культуроведческой информации для развития исследуемого вида компетентности учащихся средней школы.

В список ключевых моментов, взятых за основу для выявления преимуществ и недостатков содержания программы анализируемого учебно-методического комплекса были включены: содержание в текстах страноведческих сведений по географии, истории, социальной жизни, элементов языковой культуры народов, говорящих на изучаемом языке и страноведческих сведений;

Принимая во внимание особенности формирования и развития социокультурной компетентности, в нашей статье мы обозначили несколько этапов, необходимых для осуществления проектной деятельности как средства формирования социокультурной компетентности. Нами было выяснено, что для успешного создания проекта необходимо соблюдать верную последовательность его выполнения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1) Андреева, И. Эмоциональная компетентность в работе учителя/И. Андреева //Педагогическая техника. -2006. -№2. -С.74-86.

Баранова О. И., Кубрак А. А., Методы и средства обучения английскому языку в начальной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/761/1708 (дата обращения30.10.2016)

2) Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р.М. Баскаев//Инновации в образовании. -2007.- №1.-С.10-15.

3) Блинов, Л.В. Социально-профессиональная компетентность личности - продукт межкультурного взаимодействия/ Л.В. Блинов, В.Л. Недорезова // Педагогическое образование и наука.-2008.-№1.-С.52-56.

4) Василовская А. И. Метод проектов на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://festival.1september.ru/articles/501897/ (дата обращения 27.05.2017).

5) Васильева, Е. Активность студентов как показатель их социализации и социальной компетенции/ Е. Васильева, А. Малыгина //Alma, mater.-2007.- №7.-С.18-22.

6) Верещагина, Н.О. Формирование профессиональной компетентности специалистов в области естественнонаучного образования в Герценовском университете/ Н.О. Верещагина, Т.В. Вилейто //География и экология в школе XXI века.-2007.-№4.-С.73-78.

7) Вертохвостова, Г. Мониторинг как средство повышения профессиональной компетентности педагогов/ Г. Вертохвостова //Народное образование.-2007.-С.121-126.

8) Винокурова, Н.Ф., Общекультурная компетентность в географическом образовании: теоретико-методологические аспекты и практика реализации/

Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова //География и экология в школе XXI века. - 2008.-№3.-С.47-52.

9) Володина, Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению / Ю.А. Володина // Психологическая наука и образование.-2008.-№2.-С.80-86.

10) Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования/ С.Г. Воровщиков //Завуч.-2007.-№6.- С.81-103.

11) Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т.-М., 1984.-Т. 4.-С. 113-140.

12) Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология.

— 1984 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-

6tt_t4_1984/go,5;fs,1/ (дата обращения 29.05.2017) .

13) Гелас М.В. Проблемы формирования личностных перспектив у старшеклассников (статья) 26.06.2011 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://supermf.ru/view_helpstud.php?id=929 (дата обращения

30.10.2017) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.