Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
игровые технологии / технология / алгоритм / информация / интеллектуально-творческий потенциал

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ризомова Зарафшон Аҳмадовна, Фатхуддинова Насиба Асомиддиновна, Мухамадиева Ҳамида Рауфовна

в статье приведены результаты игровые технологии – важная составная часть педагогических технологий. Разработкой теории игры, выяснением её социальной природы и методологических основ, выявлением её значения для развития детей и юношества в российской педагогике занимались Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и многие другие. Из работ этих учёных следует, что в основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, способствующее включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутреннего интеллектуально-творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ризомова Зарафшон Аҳмадовна, Фатхуддинова Насиба Асомиддиновна, Мухамадиева Ҳамида Рауфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

РИЗОМОВА ЗАРАФШОН А^МАДОВНА

преподаватель кафедры методика и практика преподавания русского языка и литературы Бохтарский государственный университет имени Носира Хусрава

ФАТХУДДИНОВА НАСИБА АСОМИДДИНОВНА

преподаватель кафедры методика и практика преподавания русского языка и литературы Бохтарский государственный университет имени Носира Хусрава

МУХАМАДИЕВА ХДМИДА РАУФОВНА

преподаватель кафедры методика и практика преподавания русского языка и литературы Бохтарский государственный университет имени Носира Хусрава

^^ннотаЦи^зТтатьёпивёЗёнырзультат часть педагогических технологий. Разработкой теории игры, выяснением её социальной природы и методологических основ, выявлением её значения для развития детей и юношества в российской педагогике занимались Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и многие другие. Из работ этих учёных следует, что в основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, способствующее включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутреннего интеллектуально-творческого потенциала.

Ключевые слова: игровые технологии, технология, алгоритм , информация, интеллектуально-творческий потенциал.

Использование игровых технологий на уроках русского языка Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

Л.С. Выготский

Такой школьный предмет, как русский язык, является не самым лёгким для детского восприятия и готовит нашим ученикам немало трудностей в процессе его изучения. Каждому обучающемуся необходимо усвоить много теоретического материала, систематизировать полученную на уроке информацию и отработать алгоритмы её применения на практике, чтобы письменная и устная речь была правильной, грамотной и разнообразной. XXI век ставит перед участниками учебного процесса новые вызовы: интенсификация труда обеих сторон, непрерывный рост конкуренции в обществе, стремление молодых людей занять достойное место в социуме требуют от них всё больших умений и навыков (компетенций, как сейчас говорят), а от их наставников - использования новых методов и технологий. Очевидно, что грамотная устная и письменная речь сегодня стала необходимым условием реализации жизненных планов человека, независимо от его профессии и сферы деятельности.

Игровые технологии - важная составная часть педагогических технологий. Разработкой теории игры, выяснением её социальной природы и методологических основ, выявлением её значения для развития детей и юношества в российской педагогике занимались Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и многие другие. Из работ этих учёных следует, что в основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, способствующее включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутреннего интеллектуально-творческого потенциала.

Главная цель учителя, ведущего современный урок в соответствии с ФГОС, заключается в том, чтобы добиться знания своего предмета и любви к русскому языку, приобретения и

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

закрепления конкретных предметных навыков, переведения знания в опыт благодаря максимальной включённости в учебный процесс каждого ребёнка, вовлечения его в исследовательскую деятельность, развития его самостоятельности и творческой активности. Это возможно тогда, когда каждый обучающийся мотивирован, а урок интересен и хорошо организован. На помощь учителю приходят многочисленные технологии (такие, как диалоговая, ТРКМ, творческая мастерская, проектная, кейс-технология, ИКТ), и прежде всего игровые, так как именно они наиболее привычны и милы современным школьникам, помогают сделать урок продуктивным, запоминающимся и неординарным. Необходимо помнить, что оригинальная, правильно выстроенная игра становится для учеников не только развлечением и отдыхом, но и способна перерасти в увлекательное обучение, исследование и творчество. Дидактические игры (а именно они как правило в приоритете на уроках русского языка) также мотивируют, развивают, способствуют социализации и самореализации школьников, повышению их самооценки.

Проводя дидактические и развивающие игры, учитель-филолог должен ставить перед собой ряд задач, которые нужно выполнить, они таковы:

- избавление от трудностей, которые возникают у обучающихся, вызванных необходимостью запоминать и применять на практике теоретический материал;

- ведение изучения и закрепления материала с использованием эмоционального интеллекта, что способствует значительному росту познавательного интереса к русскому языку и родной речи;

- обогащение словарного запаса, расширение кругозора;

- воспитание творческой личности, таких её качеств, как целеустремлённость, настойчивость, инициативность, смекалистость, спонтанность, изобретательность.

Нельзя забывать, что в отличие от обычных развлекательных игр, игре педагогической присущи чётко поставленная цель обучения и педагогические результаты, обусловленные учебно-педагогической направленностью. Эдьютеймент не исключён, но должен дозироваться, на него лучше тратить минимум времени, используя как разрядку, передышку для снятия стресса и напряжения или как награду (своего рода «конфетку») за успешно проделанную работу, пусть даже в игровой форме.

Обычные действия учителя при подготовке дидактической игры:

- составление плана;

- отбор учебного материала;

- продумывание обучающей цели;

- планирование деятельности своей и обучающихся, в том числе этапов игры (подготовительного, непосредственно игрового, заключительного и аналитического);

- прогнозирование результатов и подведение итогов, рефлексия.

На современном уроке русского языка, стремясь активизировать и интенсифицировать учебный процесс, игровые технологии используются в следующих случаях:

- как самостоятельные технологии для освоения раздела учебного предмета, темы или понятия;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, контроля);

- в качестве технологии внеклассной деятельности по предмету, в том числе исследовательской.

Игровые технологии нужно применять с учётом возрастной психологии детей и специфики классов (уровень подготовленности, интеллектуальный уровень, особенности увлечений и интересов подопечных, преобладание мальчиков или девочек и т.п.)

Создано множество классификаций игр, приведу лишь некоторые, полезные нам.

• По характеру игровой методики: ролевые, имитационные, предметные и др.;

• По характеру педагогического процесса:

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

1. репродуктивные, продуктивные, творческие;

2. познавательные, развивающие, воспитательные;

3. обучающие, тренировочные, обобщающие и контролирующие;

4. диагностические, коммуникативные, профориентационные и прочие.

• По игровой среде: компьютерные, комнатные, с предметами, без предметов и т.д.

Огромные возможности для применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы предоставляют Интернет и цифровая среда. Многое из того, что мы делали раньше, используя распечатки, теперь можно реализовать посредством электронных тренажёров, презентаций и разных хитроумных программ, позволяющих составить кроссворд, чайнворд, занимательный тест или квест по изучаемой или пройденной теме, при этом даже довольно быстро получить, оценить и визуализировать результаты деятельности детей.

У старшеклассников популярны «Нескучные ОГЭ и ЕГЭ», анимированные электронные тренажёры и презентации, сделанные с должным чувством юмора, что особенно ценится у подростков и юношества. Если готовить свой нескучный ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и т.п., можно сыграть, особенно со старшими детьми, в шуточную «Биржу», главное отнестись к игре с должным чувством юмора. Условия довольно просты: оценку можно «купить» только за условную валюту или модную «крипту», можно даже предложить ребятам самим придумать для неё название («русики», «рускоины», «егэшенки» - свободный полёт фантазии), как вы, вероятно, догадались, за всеми этими забавными названиями спрятаны баллы за правильно выполненные задания, решили тесты - заработали, «намайнили», теперь можно и поторговаться, но только по прейскуранту (критерии оценок никто не отменял). Тут зашевелится самый ленивый, зная, что приятель-одноклассник непременно спросит: «Ну что, голубчик, сколько рускоинов намайнил»?

Наверно, многие из вас проводят игры на уроках русского языка и литературы по образцу популярных телевизионных «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?», «Последний герой» и других, готовых презентаций в интернете много, при желании их можно использовать в качестве шаблонов для своей тематической «начинки».

Полезно и то, что на помощь учителю, желающему применить игровые приёмы и технологии на уроке русского языка, приходят не только многочисленные интернет-ресурсы, где можно создать, скачать или непосредственно использовать готовые игровые тренажёры и презентации, но и книжные издательства. На данный момент выпущено множество печатных тетрадей и пособий, предлагающих изучение и закрепление пройденного материала в игровой форме. С удовольствием использую на уроках и в качестве домашних заданий игровые материалы из рабочих тетрадей С.М. Вовк: «Магический квадрат» (в него вписываются буквы ответов: н или нн в суффиксах причастий и прилагательных, а или о в корнях с чередующейся гласной, е или и в окончаниях существительных, глаголов или частиц, С - У - П при определении вида связи в словосочетании, т.е. согласование-управление-примыкание мы определяем веселее и быстрее, при этом объём и сложность задания от этого не страдают, а рутинная отработка применения правил превращается в азартное соревнование); «Исправь ошибку» - в небольших надписях на картинках, где тренируются и вырабатываются орфографическая и пунктуационная зоркость; «Криптограмма» - правильный ответ -1, неправильный -0 или потрудитесь вписать буквы из расположенных ниже знаков в данные фигуры, составьте из них слово, найдите его значение в Интернете, выпишите в тетрадь и запомните; «Акрозадания» - из начальных букв выписанных предложений составляется слово, например «молодец»; «Верю-не верю»; «Третий лишний»; «В роли учителя» - проверьте работу, исправьте ошибки, напишите, что надо повторить нерадивому ученику и так далее. Тетради С.М.Вовк для тех, кто не ищет лёгких игровых заданий, а серия тетрадей Л.А Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом» давно известна и тоже содержит игровые задания, но попроще, а также занимательные шуточные тексты. Игровые упражнения можно найти в тетрадях Т.С. Ленской и Т.Ю. Угроватовой, С.В. Драбкиной и Д.И.Субботина и др. В некоторых школьных учебниках они тоже есть, там вводятся и диалоги вымышленных

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

персонажей, пытающихся вовлечь в игру обучающихся, так что в этом направлении, судя по всему, ещё будут двигаться разработчики новых УМК, по крайней мере для младшего и среднего школьного возраста.

Из собственного опыта работы ещё могу поделиться такими играми, как «Словесный мяч» (актуален в условиях пандемии, т.к. позволяет держать дистанцию): учитель или ведущий (обычно выбирается кто-то из сильных учеников) называет слово - как бы кидает его однокласснику- и просит назвать орфограмму и объяснить её правописание, если проверяются словарные слова, то правильно проговорить предложенное слово; позже можно обойтись без ведущего: ребята обмениваются словами спонтанно. Так проводится разминка перед словарным диктантом или закрепление изученной орфограммы в 5-7 классах.

В 5-6 классе в качестве подобной «разминки» в начале урока при прохождении темы «Фонетика и орфоэпия» можно сыграть в «Повтори скороговорку!» или дать решить ребус, в котором зашифровано слово «Фонетика», предложив отгадать тему занятия.

«Интеллектуал» - игра-проверка теоретических знаний обучающихся: учитель проговаривает формулировку термина (раздел науки, часть речи, член предложения и т.п), а класс пишет через запятую или под номерами термины. Аналогично провожу и диктанты на знание лексических значений слов и фразеологизмов, «Аукционы» синонимов, антонимов, омонимов и паронимов, игры «Найди пару», «Собери фразеологизм», «Воскреси афоризм» из набора слов или фрагментов высказывания, «Доктор» («вылечи» слово, исправив ошибку) и др.

«Фараон». Стань владыкой пирамиды, правильно заполнив её ярусы блоками-терминами или понятиями. Это форма, а заполняется она, например так: сначала учитель рисует на доске (на слайде презентации) большой равнобедренный треугольник - вот вам межпредметные связи - и делит его надвое вертикальной линией, а дальше нужно вписать напротив друг друга разделы русского языка и единицы, которые в них изучаются (так, как вы уже поняли, мы повторяем или обобщаем тему «Разделы русского языка»). Наверху, например, у нас будет «Фонетика» - напротив «звук», внизу - «Синтаксис» и «предложение» соответственно, а в основании - «текст». Для постройки пирамид нужны точные знания, иначе пирамида рухнет. Вы можете предложить заполнить пирамиду синонимами, антонимами, паронимами или другими лингвистическими терминами и понятиями. На слайде презентации можно добавить антураж: фараона, пески, пирамиду. Эмоциональный интеллект ваших детей сработает непременно.

Нравятся ребятам уроки-путешествия «В страну Морфологию», в «Глаголию» (в подготовке к нему поможет книга «Его величество Глагол» Лобановской З.Д., Горбатенковой Л.А., Зиминой М.С.), «К истокам слова» и др., естественно с использованием презентации и ресурсов Интернета. Игры «Подиум частей речи», «Интервью со звездой», в ходе которых нужно представить во всей красе ту или иную часть речи: нарисовать, составить от её лица монолог - своего рода лингвистическую сказку, соорудить «костюм» с лингвистической начинкой. В данном случае задействованы уже приёмы ролевых игр.

Одна из удачных и полезных игр с элементами ролевой давно и с успехом проводится мной при изучении темы «Н и НН в причастиях и прилагательных» и называется «Чем угостят меня на НН-ом берегу?» На доске (теперь на слайде презентации) рисуются две деревеньки Н-ая и НН-ая, разделённые рекой, в одной все предметы охарактеризованы словами с пропусками Н и НН, в сильных классах самостоятельно придумываются (можно по вариантам или по группам, а можно просто разделить класс на две части), а дальше - дело творческих личностей: сходить в гости и описать, используя причастия и отглагольные прилагательные дом, двор, огород и обед у соседей, составить и оформить меню в харчевне, придорожном кафе или ресторанчике (солёные грузди под сметанным соусом, жареные пирожки, топлёное молоко, вяленая рыба - на одном берегу, на другом - придумаете сами). Могут быть не деревни, а города, тогда мэры зачитают местные законы или конституции, составленные на основе правил написания Н и НН. Дальше жители двух поселений могут устроить турнир и

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

сражаться, задавая друг другу каверзные вопросы, например такие: к какому берегу прибьёт броше...ую лодку или слома...ое дерево? Попутно рисуем и записываем словосочетания в тетрадь, выделяем и объясняем написание орфограмм. Игра заканчивается подписанием мирного договора и (или) совместной трапезой, плавно перетекающей в подведение итогов игры и обеденную перемену.

Как мы видим, игровые технологии весьма полезны и разнообразны. Парадоксально, но факт: будучи самыми древними, в нашем отечественном образовании они по-прежнему умудряются оставаться инновационными. В любом случае умелое их применение делает наши уроки более продуктивными, разнообразными и нескучными, а в условиях пандемии добавляет и прекрасный терапевтический эффект в жизнь современной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1..Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL:

2.Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: (Педагогика как практическая режиссура).— Москва-Воронеж : МПСИ, МОДЕК, 1995.— 269 с.

3.Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: ХРЕСТОМАТИЯ игровых приемов обучения: Книга для учителя.— М.: Первое сентября., 2000.— 221с.

4.Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации. — М.: КНОРУС, 2010. — 256 с. 5.Зиновкина М. М. Педагогическое творчество / Модульно-кодовое учебное пособие. — М.: МГИУ, 2007. — 258 с.

6.Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. — М.: Детская литература, 1979. — 176 с.

7.Фрига С.В., Букатов В.М. Слагаемые современного подхода к повышению уровня педагогической компетентности среди пользователей социальных сетей // Общее и особенное в культурах и традициях народов: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 2017).— М., Изд. МПСУ.— С. 55-62.

8.Дьяконова О.О., Букатов В.М. Из истории дидактики: эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе— С. 279-288.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.