Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧЕНИКОВ И СТУДЕНТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧЕНИКОВ И СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
интерактивности / гибкости / интеграции / медиа пространства / контент / аспект / стратегий / эмпирический / рефлексивный / детерминант / онлайн-сервисы / ИКТ / мета-коммуникации / визуализируйте абстрактное / онлайн-дискуссий / когнитивные / корректировать / World Wide Web / модератор / энциклопедия.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эргашева Дилфуза Бахромовна

Автор в своей статье привела пример о применении мультимедийных приложений ИКТ и медиа информационной грамотности в медиа среде которое имеет большое значение в образовании для формирования систематизированных знаний об информационных технологиях, используемых в образовательной деятельности и способностей при использовании инструментария ИКТ для решения задач повышенной эффективности обучения. Как упоминалось в данной статье, модель образования включает в себя три фазы: построение декларативного знания (знание того), построение процедурного знания (знание как) и построение структурного знания (знание почему) и размышления, приобретая знания и навыки, охватывающие наиболее распространенные в использовании мультимедийных приложений. Участникам предлагается сформировать знания и отношение к использованию мультимедиа для улучшения обучения и повышения мотивации учащихся. Основные темы, введение в использование медиа среды в образовании, определения и аспекты обучения с помощью мультимедиа, определения мультимедиа и интерактивности. Участники получают первое представление об использовании образовательных медиа пространств. Они знакомятся с модулями, общим использованием мультимедиа и опытом работы с различными методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧЕНИКОВ И СТУДЕНТОВ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧЕНИКОВ И СТУДЕНТОВ

ЭРГАШЕВА ДИЛФУЗА БАХРОМОВНА

преподаватель кафедры информационных технологий и методики обучения информатики государственного общеобразовательного учреждения «Бохтарский государственный

университет им. Носира Хусрава».

Автор в своей статье привела пример о применении мультимедийных приложений ИКТ и медиа информационной грамотности в медиа среде которое имеет большое значение в образовании для формирования систематизированных знаний об информационных технологиях, используемых в образовательной деятельности и способностей при использовании инструментария ИКТ для решения задач повышенной эффективности обучения. Как упоминалось в данной статье, модель образования включает в себя три фазы: построение декларативного знания (знание того), построение процедурного знания (знание как) и построение структурного знания (знание почему) и размышления, приобретая знания и навыки, охватывающие наиболее распространенные в использовании мультимедийных приложений. Участникам предлагается сформировать знания и отношение к использованию мультимедиа для улучшения обучения и повышения мотивации учащихся. Основные темы, введение в использование медиа среды в образовании, определения и аспекты обучения с помощью мультимедиа, определения мультимедиа и интерактивности. Участники получают первое представление об использовании образовательных медиа пространств. Они знакомятся с модулями, общим использованием мультимедиа и опытом работы с различными методами.

Ключевые слова: интерактивности, гибкости, интеграции, медиа пространства, контент, аспект, стратегий, эмпирический, рефлексивный, детерминант, онлайн-сервисы, ИКТ, мета-коммуникации, визуализируйте абстрактное, онлайн-дискуссий, когнитивные, корректировать, World Wide Web, модератор, энциклопедия.

Основоположник национального мира и единства, Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своей рациональной политике сделал образование и науку одним из важных стратегических направлений государства и нации. Великий лидер нации на встрече с интеллигенцией и работниками науки и образования 18 марта с.г. подчеркнул: «Сегодня без науки и инноваций, информационно-коммуникационных технологий, формирования технического мировоззрения ни шагу вперед можно идти». Также в этом выступлении они отметили, что «Быструю индустриализацию страны мы объявили четвертой стратегической целью страны в рамках развития современной науки. В этом процессе мы стремимся расширить использование современных технологий во всех сферах народного хозяйства, укрепить техническое мышление населения, в первую очередь, молодежи, создать благоприятную среду для прогресса основных, технических и технологические науки. Именно с этой целью решением Правительства Республики Таджикистан на 2020-2040 годы объявлено двадцатилетие изучения и развития естественных, точных и математических наук, и Правительство страны уверено, что эта инициатива будет дать серьезный толчок развитию технического мышления и расширению научного кругозора общества.

Мультимедийная презентация - это особая интерактивная технология, совокупность специальных аппаратных и программных средств, которые могут содержать текст, изображения, графику, слайд-шоу, звуковые эффекты и устное речевое сопровождение, фильмы и анимацию. Мультимедийная презентация в настоящее время является одним из наиболее распространенных и удобных средств иллюстрации учебного материала. Он предоставляет возможности взаимодействия учащегося с виртуальными объектами или процессами познания, отображаемыми на экране. Использование мультимедийной

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

презентации позволяет создать информативный и визуальный образ объекта [10, с.65]. Это также способствует имитации реальности через участие в процессах, происходящих на экране. Презентация имеет структуру навигации, и зритель может выбирать темы, которые он хочет просмотреть, щелкая и выбирая. Они требуют активного взаимодействия со стороны пользователя. Все элементы мультимедиа, такие как звук или анимация, эффективно используются, чтобы сделать передачу сообщения более четкой. Этот тип презентации подходит для передачи потенциальному клиенту или для распространения на семинаре или торговой выставке. Их также можно использовать для домашних, смоделированных, практических тренировок. Самостоятельная мультимедийная презентация похожа на демонстрацию продаж, которую можно показать группе людей. Он не требует никаких методов навигации и работает непрерывно. По содержанию он похож на интерактивную презентацию [5, с.121].

Веб-страницы становятся мультимедийными ресурсами и презентациями, когда они разработаны с использованием медиа, отличных от статических изображений и текста, таких как аудио, видео, анимация и виртуальная реальность. Слайд-презентации учителя или ученика можно делать с помощью различных программ, таких как PowerPoint, AppleWorks Presentation, Corel Presentations 8.0 и KidPix Slide Show. Хотя возможности программ различаются, целью формата слайд-шоу является отображение таких работ, как исследования студентов или преподавателей, идеи, информационные схемы или раздельные материалы. Тесты, чаты, графики, аудио, текстовая анимация, живые гиперссылки и видеоклипы могут быть добавлены ко многим программам для создания презентаций для создания мультимедийных презентаций. Презентации слайд-шоу можно просматривать группой за компьютером или классом, подключив компьютер к цифровому проектору [7, с.119]. Видеопрезентации могут предоставить справочную информацию по учебной единице для всех учащихся, а также предоставить ресурс для самостоятельного обучения. Документальные видео помогают учащимся получить представление об исторических событиях, других культурах и человеческой идентичности. Видео также может открыть окно в далекое - космос, в недоступное - человеческое сердце, в тонкое в пчелу, опыляющую цветок [3, с.57].

Виртуальная реальность - это технология, которая позволяет нам исследовать с компьютера трехмерное пространство. Используя цифровую камеру и программное обеспечение для фотосшивки, учителя и ученики могут создавать свои собственные туры виртуальной реальности для использования в различных областях учебной программы. После создания виртуальные туры могут быть переданы другим классам и школам. «Используйте слова и графику» - очень важно использовать хорошее сочетание текста и графики. Дело в том, что людям нравятся визуальные эффекты. Не делайте презентацию, полную текста, которую вы все равно когда-нибудь прочитаете в устной форме. Используйте изображение или график, чтобы показать информацию, когда это возможно. Конечно, вы не должны использовать только графику. Дайте вашей аудитории небольшой текст, чтобы направить их по пунктам или представить им неопровержимые факты. «Не используйте изображения, которые не на 100% концептуально релевантны» когда вы используете графику, не относящуюся к презентации, вы отправляете своей аудитории приглашение сбиться с пути [1, с.13]. Вместо того, чтобы обращать внимание на информацию, которую вы сейчас представляете, они, вероятно, будут больше сосредоточены на выяснении того, какое отношение изображение имеет к содержимому вашего слайда. Митчелл объясняет, что «обычно это происходит, когда вы знаете, что должны добавить картинку, но не можете найти подходящую, поэтому соглашаетесь на что-то меньшее». Убедитесь, что выбранная вами картинка актуальна и визуально интересна, чтобы помочь вашей аудитории легче усваивать информацию. «Представлять слова в виде звука, а не текста на экране» в зависимости от того, какой инструмент слайд-шоу вы используете, у вас может быть возможность добавить звук к слайдам. Согласно сообщению, 64 процента студентов сочли презентации, в которых использовалась графика со звуком, более эффективными, чем презентации, в которых

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

использовалась графика с текстом. Это отличный шанс сделать вашу презентацию индивидуальной, но важно также сократить объем текста, который вы выводите на экран, вы же не хотите давать аудитории слишком много информации сразу. Попробуйте использовать SlideCasts с SlideShare или добавьте повествование в PowerPoint. «Используйте «виртуального тренера» создайте «ведущего» для своей презентации, на который сможет ориентироваться аудитория. Сохраняйте свое руководство последовательным и проверяйте его после каждой группы слайдов или важных моментов. Митчелл предполагает, что таким образом презентация может больше походить на беседу с аудиторией. Мультимедиа предлагает множество медиа приложений, обычно объединенных осмысленным образом [2, с.219-221].

Это дает возможность использовать компьютер для представления идей разными

способами, в том числе посредством

Изображения- отсканированные фотографии, рисунки, карты и

слайды

Видео, включая сложные процедуры

Анимация и симуляторы

шум и музыка

С \ Обсуждения среди учащихся (социальные сети, онлайн-дискуссии и блоги

Педагогический подход ко всем подразделениям V Общее руководство по обучению У

Рисунок 1: Модель организация модуля курса «Мультимедиа в образовании»

Интеграция ИКТ и мультимедиа в школах может значительно изменить существующие принципы обучения. Организация школ может стать «новаторской» только тогда, когда она примет рефлексивный, прагматический и эмпирический подходы, которые поставят отдельного учащегося ближе к центру учебного процесса. Использование мультимедиа часто означает ориентированную на учащихся работу и гибкий график [5, с.119-121].

Как упоминалось выше, отдельные блоки и сеансы делятся на три фазы: построение декларативного знания (знание того), построение процедурного знания (знание как) и построение структурного знания (знание почему) и размышление над заданной или найденной информацией, приобретения знаний и навыков. Порядок трех фаз не считается важным. Иногда имеет смысл просто поразмышлять над темой в начале или попробовать какое-то другое мультимедийное приложение или инструмент, не сосредоточиваясь на нем подробно [3, с.49].

То, что изучается, может не совпадать с тем, чему хочет научиться учитель. Основные детерминанты обучения являются внутренними для учащегося это то, что изучается, зависит от того, что уже известно. Наиболее важной детерминантой обучения являются существующие знания, ученики строят из кубиков и чертежей, которые у них уже есть. Новые знания, очевидно, влияют на результат, но не так сильно и напрямую, как мы предполагаем.

Обучение - непрерывный и активный процесс. Учащийся будет иметь соответствующий опыт до и после формального обучения [9, с.57-58]. Лучше, если формальные инструкции будут поощрять и делать эти ссылки явными, а не игнорировать их.

Учащиеся несут ответственность за свое обучение, в соответствии с конструктивистским взглядом на обучение нужно позволять учащимся развивать самостоятельность, а не навязывать им «правильные» конструкции. Сконструированные значения имеют общие характеристики. Благодаря языку и общему социальному опыту конструкции людей позволяют общаться и признавать взаимную значимость.

Общепедагогическая компетенция- играет важную роль в личностно-ориентированном подходе в обучении учащихся ИКТ и медиа информационная грамотность нужна для

формирования систематизированных знаний об информационных технологиях, используемых в образовательной деятельности и способностей при использовании инструментария ИКТ для решения задач повышенной эффективности обучения [11, с.23-25]. Например, для того чтобы преподавать английский язык, учитель должен свободно владеть английским языком, точно так же преподаватель должен свободно владеть ИКТ: он должен знать, где и как найти материалы в Интернете, как использовать их по разным предметам в учебных целях, как представлять образовательный контент с помощью мультимедиа, как использовать мультимедийные продукты и онлайн-сервисы в образовании. Эта компетенция включает общее понимание основных функций, способов использования и методов общего использования компьютера. Такая компетенция также необходима для обсуждения мультимедийных вопросов в средних школах.

ИКТ педагогическая компетентность - обучение с использованием мультимедиа требует компетенцию в соответствии с использованием сценариев. Пользователь мультимедиа (как конечный пользователь и как производитель) нуждается в знаниях и в опыте работы с мультимедиа.

Модуль «Мультимедиа в образовании» позволит учителям до и во время работы конструировать знания в соответствии с новейшими мультимедийными компетенциями. Таким образом, грамотность в области ИКТ является обязательным условием для участия в модуле.

Роль учителей, как упоминалось выше в мультимедийной учебной среде, помимо наличия обширной базы знаний, они должны предлагать педагогическое руководство и надзор, вдохновляя, мотивируя и направляя учащихся в их поиске знаний и стимулируя их непрерывный процесс постановки вопросов. Важно иметь возможность поддерживать учащихся в построении стратегий обучения. Деятельность учителя в классе при управлении процессом обучения выглядит следующим образом.

№ Предлагаем руководство Мониторинг и поощрение участия Распределить роли и обязанности

1 Планируйте и следите за разговорами Играйте вспомогательную, наблюдательную фоновую роль Формировать группы

2 Умерять и облегчать групповые процессы Координация, взаимодействия, установка руководящих принципов и ожиданий Темп взаимодействия

3 Стимулировать мета-коммуникации Организовывать взаимодействие, связывая входы

4 Использовать несколько каналов восприятия в процессе обучения и тем самым заякорить обработку информации несколькими органами чувств Моделирование сложных реальных экспериментов Визуализируйте абстрактное содержание

5 Представлять процессы в динамической форме, чтобы стимулировать когнитивные структуры Способствуйте совместному обучению посредством онлайн-дискуссий в блогах, веб-группах интерпретации учащихся, встраивая и связывая содержание в широкий контекст окружающей среды, общества и истории

Таблица1: Возможность поддерживать учащихся в построении стратегий

обучения

Идея облегчения процессов обучения студентов требует взаимной ответственности за обучение. Таким образом, ответственность лежит как на студенте, так и на преподавателе. Другим очень важным аспектом является поддержка процессов метаобучения: учащиеся должны размышлять о своих собственных процессах обучения, чтобы продвигаться вперед в

разработке эффективных стратегий обучения и работы. Роль «инициатора», которая может запустить процесс обучения всего класса сразу, заставив студентов начать свою учебную деятельность, просто предоставив им необходимую техническую поддержку, может быть сложной задачей [4, с.97]. Роль «критически настроенного друга», который побуждает студентов искать непростые решения, легко просматривая веб-страницы или мультимедийные энциклопедии и собирать множество данных, а роль учителя здесь состоит в том, чтобы вдохновить ученика на сортировку данных и предоставить только те, которые можно использовать для достижения цели. Можно было бы упомянуть многие другие роли в зависимости от национального уровня командного обучения и других тем, таких как:

- Роль «процесс-консультанта», который дает подсказки, как работать и учиться. Когда учащиеся берут на себя ответственность за собственное обучение, они нуждаются в наблюдении. В этом случае преподаватель берет на себя роль эксперта и должен быть в состоянии выступать в качестве консультанта и советника.

- Роль «эксперта», хорошо разбирающегося в конкретных предметах и дающего подсказки в соответствии с темой содержания предмета.

- Роль «вдохновителя», который поддерживает, когда настроение падает. Многие процессы командной работы и проекты, основанные на проблемах, имеют почти встроенную фазу разочарования. Учителя должны знать об этом и уметь вдохновлять своих учеников преодолевать «мертвые» периоды.

- Роль «модератора» групповых дискуссий. Если дискуссии или споры оказываются неразрешимыми, преподаватель должен выступить в роли модератора. Это означает то что не обязательно отвергать обсуждения в классе и навязывать решение, но выслушивать аргументы и указывать возможные пути продолжения работы, удовлетворяя как можно больше точек зрения.

- Роль «организатора» тот, кто управляет учебными заданиями так, чтобы каждый учащийся чувствовал поддержку в том, что рабочие предложения адаптированы к его/ее возможностям;

- Роль «творца» тот, кто создает ориентированную на учащегося совместную среду/атмосферу, которая позволяет одноклассникам, а также учителям быть источниками стимулирования и помощи.

Планируя использовать презентацию в учебном занятии, необходимо помнить, что презентация, как и любое другое средство обучения, важна не сама по себе, а как средство, облегчающее усвоение учебного материала, поэтому учебное занятие, проводимое с использованием изложение должно быть привычным и удобным как для учителя, так и для учащихся Учебные единицы не заявляют о конкретных предметных знаниях мультимедийных приложений, т. е. о явных знаниях, представленных в этих приложениях. Следует сказать, что при первоначальном закреплении материала обычно происходит поэтапное освоение изучаемого или отработка по определенным алгоритмам [7, с.223-224]. Постепенное внедрение таких алгоритмов на экран и одновременно их практическое применение способствует лучшему закреплению изученного. При выполнении заданий обучающего характера презентация помогает выполнить чертеж, составить план выполнения, контролировать промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы по этому плану [2, с.310]. Потенциалы заключаются, среди прочего, в следующем:

- использование мультимедиа может быть адаптировано к различиям учащихся в интересах, социального и культурного происхождения, предпочтениях и уровне обучения;

- индивидуальное обучение может способствовать активному и самостоятельному обучению.

Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2021 - 5.81

Рисунок 2: Модель работа с мультимедийными приложениями.

Студенты-дислектики могут использовать и синтетическую § >s речь для

в 3

I I я ид

лд

ознакомления с содержанием цифровых текстов

Аутичные дети показывают повышение фонологической осведомленности и чтения слов с помощью мультимедиа

Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи и физическими недостатками выигрывают от обучения с использованием мультимедиа, потому что компьютер достаточно гибок, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности - они могут § ^ ^ повторять столько раз,

5 сколько хотят, могут

слышать это громко

Очевидно, что нет смысла проводить его с помощью презентации, если презентация никогда не использовалась при изучении обобщенной темы. В этом случае внимание будет больше сосредоточено на форме, а не на содержании урока. В презентацию итогового урока целесообразно включить схемы, таблицы и диаграммы, а также можно перегруппировать ранее использованные фрагменты слайдов для сравнения или анализа. Видеоролики их применения на практике, в быту или на природе оживляют урок и актуализируют полученные знания. Среди общих правил подготовки презентации есть важные моменты, которые могут предотвратить ряд неудач. Некоторые учащиеся извлекают больше пользы из обучения, читая, некоторые слушая, треть наблюдая. Кроме того, использование мультимедиа позволяет использовать различные способы работы - учащиеся могут самостоятельно решать, как изучать материалы, а также как использовать интерактивные инструменты для совместной работы [6, с.5]. В статье рассматривается проблема грамотной подготовки и использования мультимедийных презентаций на различных этапах учебных занятий. Методика использования мультимедийных технологий предполагает: совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; формирование адекватной мотивации к учебе; повышение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру обучающихся; повышение уровня подготовки студентов в области современных информационных технологий; демонстрация возможностей компьютера не только как средства для игры. При использовании мультимедийных технологий на уроке суть урока принципиально не меняется. В нем сохраняются все основные этапы, изменения могут касаться только их временных рамок [8, с.115]. Следует подчеркнуть, что степень мотивации в данном случае носит прогрессивный характер и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к обогащению недостающих знаний, без воображения, включающего воображение, творчество и эмоции, немыслима творческая деятельность учащегося. Структурирование мультимедийной презентации способствует развитию системного, аналитического мышления. Кроме того, презентация может быть использована для организации различных форм познавательной деятельности: групповой, фронтальной, индивидуальной.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вазиев, В. М. Информация: понятия, виды, получение, измерение и проблема обучения [Текст] / В.М. Вазиев // Информатика и образование. - 2000. - №4 - С. 10-20.

2. Акулов, О. А. Информатика [Текст]: О.А. Акулов, Н.В. Медведев базовый курс. -Москва: «Омега». - 2004. - 551 с.

3. Заславская, О. Ю. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: справочные материалы: Учебное пособие для учащихся средних школ и абитуриентов педагогических вузов [Текст] / О.Ю. Заславская, И.В. Левченко - Москва: «АПК ППРО», 2005. - 80 с.

4. Антипова-Каратаева И.Н. Методика преподавание информатики и ИКТ: Учебное пособие [Текст] / И.Н. Антипова-Каратаева, Г.В. - Москва: «Наука», 2008. - 178 с.

5. Босова, Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние, перспективы: Лаборатория знаний [Текст] / Л.Л. Босова - Москва: «БИНОМ», 2012 - 271 с.

6. Горячев, А. В. Подходы к формированию ИКТ-грамотности в образовательной системе «Школа 2100» [Текст] / А.В. Горячев // Информатика и образование. - 2006. - №5. - С. 3-7.

7. Комилиён, Ф. С. Информатика ва технологиями иттилоотй [Матн] / Ф.С. Комилиён -Душанбе: ЧДММ «Душанбе принт», 2016. - 480 с.

8. Мирзоев, Ц. Х. Ташаккули салох,иятх,ои калидии хонандагони синфх,ои болой дар дарсх,ои технологияи иттилоотй ба воситаи таълими лоихдвй [Матн] / Ч,.Х. Мирзоев, Б.Ф. Файзализода // Паёми Пажух,ишгох,и рушди маориф ба номи Абдурах,мони Ч,омии Академияи тах,силоти Точикистон. - 2020. - № 2 (30). - С. 110-117. - ISSN 2617-5320.

9. Файзализода, Б. Ф. Магулиятх,ои лабораторй аз фанни технологияи иттилоотй: Дастури таълимй [Матн] / Б.Ф. Файзализода - Душанбе: «Матбаа», 2020 - 115 с.

10. Сатторов, А. Э. Баъзе масъалах,ои таълими информатика дар омодакунии мутахассиси сохди ик;тисод [Матн] / А.Э. Сатторов, А. Мусулмони, Р.Ч,. Давлатов // Паёми Донишгох,и давлатии Бохтар ба номи Н. Хусрав (мачаллаи илмй) Силсилаи илмх,ои гуманитарй ва ик;тисодй, ^исми 2. - Бохтар. - № 1/4 (57). - С. 65-67.

11. Сатторов, А. Э. Педагогические идеи ученых-естествоиспытателей Среднего и Ближнего Востока 1Х-ХУ11вв: Учебное пособие [Текст] / А.Э. Сатторов - Душанбе: «Дониш», 2009. - 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.