Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ'

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
эффективность обучения / Когнитивные процессы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каршиева Гулчахон Гулмуродовна, Гуломова Мухаббат Чурахоновна, Кулмахмадова Сафаргул Мирмахмадовна, Баротова Робия Хайдаровна, Ибрагимова Мосафар Бобомуродовна

На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно обучающиеся проявляются в полной мере. Правильно подобранная игра, может только повысить уровень обучения иностранному языку и наоборот, понизить, если при выборе игры не были учтены психологические и возрастные особенности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каршиева Гулчахон Гулмуродовна, Гуломова Мухаббат Чурахоновна, Кулмахмадова Сафаргул Мирмахмадовна, Баротова Робия Хайдаровна, Ибрагимова Мосафар Бобомуродовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

КАРШИЕВА ГУЛЧАХОН ГУЛМУРОДОВНА

Дотцент кафедры МПИЯ, Бохтарского государского уневериситета им Носира Хусрава

ГУЛОМОВА МУХАББАТ ЧУРАХОНОВНА

Преподаватель кафедры ПКАЯ, Бохтарского государского уневериситета им Носира Хусрава

КУЛМАХМАДОВА САФАРГУЛ МИРМАХМАДОВНА

Преподаватель кафедры ПКАЯ, Бохтарского государского уневериситета им Носира Хусрава

БАРОТОВА РОБИЯ ХАИДАРОВНА

Преподаватель кафедры МПИЯ, Бохтарского государского уневериситета им Носира

Хусрава

ИБРАГИМОВА МОСАФАР БОБОМУРОДОВНА

Преподаватель кафедры ПКАЯ, Бохтарского государского уневериситета им Носира Хусрава

Аннотация На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.

Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно обучающиеся проявляются в полной мере. Правильно подобранная игра, может только повысить уровень обучения иностранному языку и наоборот, понизить, если при выборе игры не были учтены психологические и возрастные особенности школьника.

Ключевые слова: профессиональной ориентации, коммуникативной компетенции, эффективность обучения, Когнитивные процессы

Вопросы профессиональной ориентации обучения при подготовке преподавателей иностранного языка в педагогических вузах и на факультетах иностранных языка стали в настоящее время предметом самого пристального внимания. Повышенный интерес к этой проблеме объясняется прежде всего возросшим уровнем требований к выпускникам языковых педагогических вузов и факультетов иностранных языков и социальным заказом общества.

Процесс профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка многоаспектен. Несмотря на успехи в теории и практике подготовки квалифицированных преподавателей иностранных языков, целый ряд вопросов, связанных с этой проблемой, остается неразработанным. К ним относится, в частности, вопрос о формировании профессиональной и коммуникативной компетенции преподавателя иностранного языка.

Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.

На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.

Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно обучающиеся проявляются в полной мере. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений. И учитывая вышесказанное, хочется заметить, что использование игрового метода намного повысит эффективность обучения иностранному языку.

Правильно подобранная игра, может только повысить уровень обучения иностранному языку и наоборот, понизить, если при выборе игры не были учтены психологические и возрастные особенности школьника.

Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В. М. Филатов и др.). В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка.

Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогическую цель, которую часто не осознают. Играя в лингвистическую игру, учащиеся концентрируют свое внимание над конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, общение на иностранном языке.

Д.Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания учащимся мира.

В игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов учащихся: осуществляется переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание. Игровые формы обучения иностранному языку существенны на уроках иностранного языка, так как они диктуются особенностями развития и мировосприятия учащихся. Сознательно-положительное отношение уяащихся к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности. Для обучающихся важна содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся пережить радость самостоятельных открытий. Когнитивные процессы учащихся очень противоречивы: с одной стороны восприятие, внимание, память характеризуются устойчивостью и возрастанием произвольности, но с другой стороны они чрезвычайно ситуативные. Учащиеся проявляют интерес и запоминают только ту информацию, которая задевает их эмоциональный мир, имеет для них личную значимость. Педагогу необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы познавательные процессы учащихся были активизированы. Г. Лебедев указывал, что познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.

Исследования в психологии и методике показали, что успешность овладения иностранным языком определяют не только когнитивные процессы, но и эмоциональная сфера личности.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Мотивация является пусковым механизмом всякой деятельности. Успехи в деятельности увеличивают мотивацию. Низкая самооценка нередко ведет к скованности, «закомплексованности» и связана с ошибкобоязнью, что негативно влияет на овладение языком. В тонкой взаимосвязи с самооценкой, скованностью, готовностью к риску находится уровень тревожности при усвоении иностранного языка. При этом различают личностную и ситуативную тревожность. Если первая изнуряет организм, являясь помехой в обучении, то ситуативная тревожность создает интеллектуальное напряжение, азарт в обучении.

Игра — удобная основа для построения имитационной деятельности по разрешению различных (в т. ч. и практических) проблем. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи активной позиции: от роли игрока — до соавтора игры.

Исследователями установлено, что человеческая память сохраняет приблизительно 10% услышанного, 50 — увиденного, и 90 — проделанного собственноручно.

Игровой метод имеет богатый обучающий и психотерапевтический потенциал. Игра создает умственное напряжение, без которого невозможен активный процесс обучения в вузе. Игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Компетентность в решении игровых задач усиливает мотивацию к изучению языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую употреблять в речи слова иностранного языка. Постепенно снижается тревожность и скованность, появляется позитивный образ самого себя.

Овладение лексическим материалом требует от учащихся многократного его повторения, что утомляет своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Применение игрового метода обучения способствует выполнению важных задач по обучению иноязычной лексики:

1. Создание психологической готовности учащихся к речевому общению

2. Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими лексического материала

3. Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к спонтанной речи

Обучение лексическим навыкам осуществляется в соответствии с тремя этапами:

1. Введение нового слова и его первичное воспроизведение

2. Ситуативная тренировка и создание лексических речевых связей в однотипных речевых ситуациях

3. Создание динамичных лексических речевых связей, то есть обучение комбинированию знакомых лексических элементов в различных речевых ситуациях

Центральным звеном во всей работе по изучению лексики иностранного языка является создание прочных и гибких лексических речевых связей. Одним из основных условий успешности формирования лексического навыка является выполнение упражнений с ограниченным количеством трудностей. Данные упражнения могут принимать форму игровых упражнений или ситуаций, которые сделают процесс изучения лексики интересным занятием. Кроме того, игра дает возможность использовать новый материал в ситуациях общения, приближенных к естественным - в любой игре есть элемент неожиданности, а значит, речь будет спонтанной. Игра представляет собой ситуативно-вариативные упражнения, в которых создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью и целенаправленностью воздействия.

Деловые игры

В общем виде определяются как метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Поэтому нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Основной сферой приложения деловых игр является принятие управленческого решения в социально-экономических ситуациях. На основе модели социально-экономической системы имитируется процесс деятельности руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений. Такая характеристика как дискретность очень важна для деловых игр, так как игра строится по принципу: игровая деятельность — деятельность по поводу игры (рефлексия) — игровая деятельность.

Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций. По ходу игры используются групповые обсуждения, фокусирующиеся как на предметной стороне решаемых проблем, так и на особенностях взаимодействия между участниками. Это позволяет, с одной стороны, контролировать процесс игры, а с другой — дает возможность участникам внести изменения в свою деятельность на основе рефлексии, перестроить работу в соответствии с выявляющимися промежуточными результатами. Существенной особенностью деловой игры является то, что она многотактна. Решение, принимаемое участниками игры на основе исходной информации, воздействует на модель объекта управления, вызывая изменение его исходного состояния. Сведения об изменениях состояния объекта через систему оценивания деятельности участников поступают к игрокам. На основе полученной информации игроки вырабатывают решение на следующем такте управления, которое имеет целью новое воздействие на объект. Таким образом, в деловой игре существует цепочка решений, но она не является непрерывной.

Роли и ролевые цели участников в деловых играх часто смешаны: для части участников они строго заданы, прописаны и неизменны в течение всей игры. Другая часть игроков определяет свои роли и формулирует цели, исходя из личного опыта. В отличие от ОДИ, в деловых играх есть роли, заданные и прописанные четко, а затем принятые в той или иной степени играющими. Из-за несовпадения ролевых целей участников (функциональных и игровых) при их взаимодействии происходит столкновение интересов, возникает конфликтная ситуация, что способствует созданию управляемого эмоционального напряжения.

Роль ведущего деловой игры, так же как и в оргдеятельностных играх, активна. Он — организатор, следит за реализацией плана игры и ведет пленарные заседания, часто является источником конфликтной ситуации. Таким образом, ведущий игры является элементом игрового комплекса наравне с игровыми группами и экспертами.

Система оценивания в деловых играх — часто разветвленная — направлена на обеспечение обратной связи, которая служит для формирования ролевых целей и активизации участников на каждом этапе игры, и применения процедурных средств воздействия на участников, если они отклоняются в своей игровой деятельности от предписанных им ролей. Под системой оценивания понимается система поощрений и наказаний, оценка в баллах на всех этапах игры. Она может быть групповой и индивидуальной.

Реальность проигрывания совместной деятельности, общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям практической деятельности реальных работников определенной социально-экономической системы. Это одно из важных отличий деловой игры от оргдеятельностной.

Ролевые игры

Одно из важных отличий этих игр от рассмотренных выше состоит в том, что сферой их моделирования являются не только социально-экономические и производственные, но и социальные и культурные системы. Часто в ролевой игре присутствует совокупность моделей различных сфер человеческой жизни, что приближает ее к реальности.

Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания по ходу игры. В ролевых играх действия игроков стимулируются самим игровым комплексом, в который включаются элементы среды, внешние по отношению к объекту моделирования. Игроки сами анализируют сложившуюся ситуацию по ходу игры, им в этом

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

никто не помогает, за счет чего достигается самоорганизация участников игры. Игроки, получая игровую реакцию других участников, сами делают выводы, сравнивая свое собственное продвижение к игровой цели со сложившейся ситуацией.

Руководитель ролевой игры, как правило, не является непосредственным участником игрового комплекса. Он — лицо «за кадром», задача которого состоит в создании и поддержании условий, репрезентирующих объективную реальность с помощью опосредованных игровых методов: театральных персонажей, газетных публикаций, писем, конференций и т. д.

Ролевые игры непрерывны. Это означает, что игра не прерывается на обсуждения по поводу самой игры. В ролевой игре нет процедурных средств, влияющих на действия игроков, таких как мнение экспертов или ведущего. Средства контроля за игровой ситуацией участникам известны заранее, и представлены они в виде игровых элементов среды. Все это обеспечивает определенную естественность и максимальную погруженность участников в игровой процесс. В отличие от других игр, в ролевой игре, в зависимости от ее целей, может существовать и коллективное и индивидуальное принятие решений.

Игра как метод дает возможность:

• сформировать мотивацию на обучение (и поэтому может быть эффективна на стадии начала обучения);

• оценить уровень подготовленности слушателей (и для этого может быть использована как на стадии начала обучения — для входного контроля, так и на стадии завершения — для итогового контроля эффективности обучения);

• оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния — знания, в активное — умение (и поэтому может быть эффективна в качестве метода практической отработки, сразу после обсуждения теоретического материала).

Игровой метод относится к числу многоцелевых, предоставляет преподавателю и слушателям широкие возможности для творчества. Игра может быть включена на различных этапах реализации учебных программ для достижения различных целей.

В плане формирования этических принципов действия в определенных ситуациях игра позволяет создавать игровые дилеммы (в том числе и связанные с необходимостью осуществить моральный выбор), которые необходимо решить для успешного завершения игры. Кроме того, в игре может происходить ускоренное овладение социально-профессиональными ролями через их включение в сложный мир межличностных и межгрупповых взаимодействий.

При сценировании игры возникает возможность моделирования существенных аспектов практической деятельности людей, как в режиме реального, так и свернутого (игрового) времени. Таким образом, слушатели могут не только познакомиться с определенным набором модельных (чаще всего типичных) ситуаций, но и апробировать различные способы собственного поведения в них, искать и находить адекватные средства, а также приобретать опыт эмоциональных переживаний. Пожалуй, игра, как ни один другой метод обучения, дает возможность создать целостный процесс совместной деятельности людей, развивающийся по собственным законам, детерминирующий свободное развитие познавательных способностей и межличностных умений слушателей.

Нельзя забывать и о диагностических возможностях игры, которые открываются благодаря тому, что каждый участник реализует свое особое отношение к окружающему миру и особую субъективную деятельность. Нередко «рисунок» игры задается через набор таких характеристик, как добровольность участия, условность ситуации, отсутствие материальной заинтересованности, искусственность пространства и времени, выразительность, адресованность действий участников и их многозначность, богатство воображаемого плана, высокая удовлетворенность от процесса самой игры, временное освобождение от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний, индуцирование социальных структур и создание собственных культур.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

По определению М.Ф. Стронина, «игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [32; стр. 3]. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.

Мы полагаем, что обучение педагогическому общению, развитие всего комплекса профессионально-значимых умений необходимо осуществлять целенаправленно с первого года обучения в педагогическом вузе. В условиях обучения иноязычной речи и подготовки преподавателя иностранного языка это, прежде всего, означает тренировку будущих специалистов в ситуациях общения, наиболее приближенных к их будущей профессиональной деятельности.

Для оформления корректного высказывания в ситуациях педагогического общения студенты должны овладеть уже к первой педагогической практике необходимым и достаточным количеством речевых формул профессионального педагогического общения для выражения намерений преподавателя иностранного языка. Они обеспечат адекватность профессиональной речи цели и условиям коммуникации, сделают речь студентов эмоционально-окрашенной, то есть в конечном итоге будут способствовать развитию коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка.

Применение различных игровых методик в процессе профессионального образования и воспитательной работы с учащимися является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной педагогики.

Их высокий инновационный потенциал определяется глубоким погружением участника в игровую ситуацию, широким использованием интерактивного взаимодействия, формированием командного духа и другими факторами, выгодно отличающимися от традиционных образовательных и воспитательных средств работы с молодежью. Представляется чрезвычайно важным наряду с уже нашедшими свою нишу в системе образования РТ деловыми, ролевыми и имитационными видами игрового взаимодействия развивать практику применения различных интеллектуальных игр.

Межкультурная компетенция как явление состоит из нескольких содержательных компетентностных блоков (общекультурный, лингвистический, социокультурный) (Т. А. Ткаченко). В то же самое время межкультурная компетенция является фактором профессионального роста, то есть взаимосвязана с профессиональной компетенцией.

Конкретно-научный уровень охватывает концепция межкультурной коммуникации, взаимодействия культур, в том числе и с помощью языка (С. Г. Тер-Минасова, И. А. Стернин, М. Люстиг, Дж. Коэстер, Г. Хоуэл, М. Байрам). Ученые, развивающие ее, предполагают, что в ходе межкультурной коммуникации происходит не просто обмен информацией, но и знакомство, приобщение, сопоставление особенностей культуры других стран с культурой родной страны. Значительный вклад в интеграцию процесса межкультурной коммуникации в образовательное поле процесса обучения иностранному языку внесли Н. Д. Гальскова, Е. В. Верещагин, В. Г. Костомаров, Е. И. Пассов, В. В. Сафронова, В. П. Сысоев, И. И. Халеева. Большинство исследователей рассматривают межкультурную коммуникацию как процесс взаимодействия двух или более представителей различных культур, в ходе которого происходит не просто передача информации, но и взаимообмен ценностями взаимодействующих культур с целью достижения некой степени взаимопонимания между коммуникантами.

Межкультурное общение определяют как взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к различным лингвокультурным обществам, обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами. Эффективность межкультурной коммуникации, то есть общения представителей разных культур зависит от степени глубины взаимопонимания участников, воспринимающих информацию через призму собственных культурных знаний и действующих согласно собственным моделям поведения [3].

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев Н.Г., Золотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра: возможности в области применения// Вестник высшей школы. -№7, 1987. - С. 30-35.

2. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языкую. СПб.: КАРО, 2006.

3. Панфилова А. П. «Игровое моделирование в деятельности педагога», М.: «Академия », 2000.

4. Ильченко Е.В. « Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка». М.: «Центр современных гуманитарных исследований», 2003.

5. Самоукина Н.В., Организационно-обучающие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.

6. Стронин М.Ф., Обучающие игры на уроках английского языка. М., 1994. - 231 с.

7. Эльконин Д.Б., Психология игры. - М.: Педагогика 1978. - 304 с.

8. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] / С. Г. Тер-Минасова. - М. : Слово, 2008. - 264 с.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.