Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
толерантность педагога / профессионально важное качество / формирование / толерантное поведение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустамзода Мукаддас Рустам, Халилов Зокир Курбанович, Фатхуддинова Насиба Асомудиновна, Мирахмадова Дилдора Нурмухамедовна

В данной статье авторами уточняется сущность толерантности как качество личности, являющегося основой профессионального поведения, а также механизмы и методы её формирования. Раскрывается содержание понятия «толерантность педагога». Рассматривается процесс формирования данной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рустамзода Мукаддас Рустам, Халилов Зокир Курбанович, Фатхуддинова Насиба Асомудиновна, Мирахмадова Дилдора Нурмухамедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

РУСТАМЗОДА МУКАДДАС РУСТАМ

Доцент кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан

ХАЛИЛОВ ЗОКИР КУРБАНОВИЧ

Преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар, Таджикистан

ФАТХУДДИНОВА НАСИБА АСОМУДИНОВНА

Преподаватель кафедры методики и практикума обучения русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар,

Таджикистан

МИРАХМАДОВА ДИЛДОРА НУРМУХАМЕДОВНА

Преподаватель кафедры методики и практикума обучения русского языка и литературы, Бохтарский государственный университет им. Носира Хусрава, г.Бохтар,

Таджикистан

Аннотация. В данной статье авторами уточняется сущность толерантности как качество личности, являющегося основой профессионального поведения, а также механизмы и методы её формирования. Раскрывается содержание понятия «толерантность педагога». Рассматривается процесс формирования данной проблемы.

Ключевые слова: толерантность педагога, профессионально важное качество, формирование, толерантное поведение.

Сегодня необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. Ибо не секрет, что в нынешних условиях все большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через различные каналы проникают в семью, школу и другие образовательные институты.

В последние десятилетия в педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости», основой которой является признание права на отличие.

При определении критерии «толерантности» и их показателей мы определили, исходя из определения самого понятия «толерантности», - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, социальной среды, нации, религии и т.д. Поскольку умение принять иную точку зрения становится одним из критериев человека, обладающего устойчивыми социальными и нравственными убеждениями, способного усваивать и перерабатывать новую информацию, способного к социальной адаптации и социальному творчеству в повседневной жизни.

По инициативе ЮНЕСКО в 1985 год был объявлен Международным годом Толерантности и с того времени слово «толерантность» прочно вошло в повседневную жизнь людей.

«Толерантность» (от лат. Tolerantia - терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений» - отмечает Семина Л.И. [7].

Анализ существующих научно-педагогических литератур по данной проблеме дал нам возможность определить и конкретизировать толерантность по следующим направлениям:

- по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, к критике своих идей, позиций и действий другими;

- достижение мира (ведет от культуры войны к культуре мира);

- не нарушая прав и свободы человека формируются умения жить в мире разных людей и идей;

- активная жизненная позиция, а не потворство;

- гуманистической направленности личности для социального развития без какой-либо дискриминации.

Итак, толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условия выживания человечества и в этой связи возникает необходимость в формировании у молодёжи способности быть терпеливыми.

Однако, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образа жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и педагогические учебные заведения [1]. Предметом нетерпимости в вузе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность будущего специалиста, так и его интересы, увлечения, привычки и т.д.

Особое место в формировании толерантности у всех категорий обучаемых принадлежит, безусловно, педагогам, так как сегодня перед ними встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования.

В последнее время появляется много исследований, посвящённых формированию толерантности как профессионально важного качества личности педагога (С.К. Бондырева, С.В. Данилова, А.А. Погодина, М.А. Перепелицина и др.). Однако, неоднозначность в определении сущности толерантности в целом и толерантности педагога в частности обусловливает необходимость раскрытия сущности понятия «толерантность педагога» и уточнения её механизмов формирования и форм проявления.

В этой связи, под толерантностью педагога мы понимаем интегративное профессионально важное качество личности, отличное от терпимости, которое предполагает безусловно положительное отношение к ученикам образовательного процесса, имеющих отличительные личностные характеристики (темперамент, характер, особенности поведения и пр.) и социальные (национальность, вероисповедание, социальный статус и пр.) признаки [2]. В основе толерантности педагога лежит система гуманистических ценностей, наличие у педагога внутренней установки на принятие «Другого», определенные способности и умения строить свое поведение на основе понимания, признания и принятия всех участников образовательного процесса во всем разнообразии их индивидуальных различий.

Основными психологическими механизмами, лежащими в основе формирования толерантности, являются процессы социальной перцепции и идентификации. Благодаря первому человек воспринимает проявление личностных свойств и социальных признаков другого в их индивидуальности и неповторимости, затем с помощью определенных социальных стереотипов, сложившихся в процессе воспитания, происходит идентификация, благодаря которой в сознании человека складывается определенный образ личности Другого. Однако, процесс восприятия человеком Другого может быть искажен приписыванием воспринимаемой личности стереотипных свойств и признаков как носителю определенной культуры, социального статуса, социальной роли и т.п., причем не всегда адекватной реальности. Отсюда возникает и не адекватное отношение к Другому, на основе которого

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

строится соответствующее поведение. Толерантность проявляется в повелении, в межличностных отношениях в форме положительного отношения к Другому и предполагает установление доброжелательных отношений [3].

Толерантность учителя предполагает признание им права любого участника образовательного процесса на собственное мнение, но не обязывает педагога принимать ни его мнение, ни его манеру поведения при высказывании этого мнения, если ему не нравится и, тем более, идет в разрез с существующими нравственными нормами. Можно уважать человека за наличие у него собственного мнения, но не принимать это мнение, признавать это право быть другим, но не терпеть проявления его негативных свойств личности. Споры по поводу различия во мнениях не должны переходить на оценку личности.

Учитель должен принимать любого субъекта образования как личность, имеющую право на собственные мнения и ошибки в том числе. Поэтому процесс формирования толерантности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки требует создание определенных психологических и педагогических условий. Психологические условия, направленные на развитие интерсубъектного процессе образования, раскрытие потенциала, заложенного в личности будущего педагога, реализуются через психологическое сопровождение процесса формирования толерантности, которое способствует осознанию студентом необходимости повышения своей общечеловеческой и социальной культуры, личностному саморазвитию [2]. Педагогические условия предполагают создание комфортной и продуктивной образовательной среды и реализуются через межпредметные связи, компетентность преподавательского состава и интерес самих преподавателей к процессу формирования толерантности, активизацию познавательной, исследовательской и практической деятельности студентов, а также педагогическую поддержку личностного развития будущего учителя.

Сочетание методов психолого-педагогического воздействия, помогает реализовать следующие аспекты в работе по формированию заявленной проблеме: осмысление ценностно-смысловых оснований толерантности; развитие социальной перцепции; повышение коммуникативной компетентности; овладение приемами саморегуляции и эффективными совладеющими стратегиями.

В этом процессе особое место занимают применение активных, такие как: дидактические ролевые, деловые игры, мозговой штурм, метод ассоциаций и т.д. и интерактивных методов: групповая, межгрупповая, дискуссия, «круглый стол» и т.д., а также метода «Портфолио» и др.

Кроме того, при формировании толерантности будущих учителей являлись возможности групповых форм психотерапии, направленных на развитие толерантных качеств и умений управлять своим поведением в повседневной и профессиональной деятельности, таких как: социально-психологический тренинг, группы встреч.

Таким образом, толерантность рассматривается нами как профессионально важное качество будущего учителя, отличное от терпимости, проявляющееся в положительном отношении к участникам образовательного процесса, влияющее на педагогическую деятельность и одним из критериев результативности данного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова, И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании II Вопросы психологии. - 2003. - №3.

2. Бондарева, Г. Формирование толерантной личности школьника // История. -2002. - № 20.

3. Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1996. - №1.

4. Васильев, В.А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №3.

5. Гурьянова, О.А., Корниенко А.Ф. Развитие толерантного сознания и формирования толерантной личности студента. //Научно-методическое пособие. - Казань: изд-во ТГГПУ, 2008, -64 с.

6. Мацковский, М.С. Толерантность как объект социологического исследования. Межкультурный диалог: исследования и практика /Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т А. Лютой. - М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004, - 304 с.

7. Семина, Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. //Семья и школа, 2001, №11 -12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.