ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 37.03
А. Н. Жалдыбина, Л. Ю. Боликова
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭРУДИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»)
Аннотация. Дается определение понятию «социокультурная эрудиция» и описывается модель ее формирования у подростков во внеурочной деятельности по немецкому языку.
Ключевые слова: социокультурная эрудиция, компетентность, компетенция, внеурочная деятельность.
Общение с представителями других стран является сегодня неотъемлемой частью нашей жизни, что обусловлено прежде всего безграничными возможностями интернет-пространства, академическими обменами, частыми путешествиями. Очевидно, что средством общения в данном случае выступает иностранный язык (далее - ИЯ). Таким образом, одним из наиболее актуальных направлений сегодня является необходимость углубленного изучения иностранного языка и мира его носителей, что в дальнейшем будет способствовать построению гармоничных и дипломатичных взаимоотношений между народами и странами.
Изучение любого иностранного языка подразумевает наличие ряда трудностей, а именно: отсутствие «языкового чутья», «языковой интуиции» [1], непонимание безэквивалентной лексики, необходимость освоения большого багажа исторических и культурных традиций, которые сформировали образ мышления тех людей. Погружение в быт и культуру народа, говорящего на нем, в нашем понимании может рассматриваться как процесс формирования социокультурной эрудиции (СЭ). Однако данный процесс подразумевает большой объем информации и выходит за рамки учебной программы по иностранному языку. Одним из способов преодоления трудностей на пути формирования социокультурной эрудиции является увеличение времени, отводимого на изучение ИЯ, посредством внеурочной деятельности.
Остановимся подробнее на определении социокультурной эрудиции. Понятие «социокультурный» включает весь «комплекс материальной культуры, культуры социальных отношений, политической культуры» [2]. Под словом «эрудиция» подразумеваются «основательные познания» человека в разных областях знания [3]. Иначе говоря, эрудиция - это комплекс знаний, который человек усваивает за свою жизнь и которым он может воспользоваться для решения возникающих на его пути проблем. Причем «эрудиция» не является научным термином, а скорее представляет собой оценочно-
описательное существительное. Такое определение указывает на непосредственную связь понятий «эрудиция» и «знание». Коннотативными значениями слова «знание» являются: эрудиция, осведомленность, компетентность, информированность. Из представленного синонимического ряда мы видим связь эрудиции с компетентностью. Рассмотрим характер данной связи.
В первую очередь отметим, что, по нашему мнению, формирование социокультурной эрудиции должно базироваться на основном принципе компетентностного подхода, который гласит, что обучение не сводится к ограниченным предметным целям образования, к банальной трансляции знаний [4, с. 138]. Кроме того, основная цель обучения иностранному языку сегодня заключается в формировании коммуникативной компетентности, которую невозможно сформировать без знаний социокультурного фона.
В рамках компетентностного подхода существуют два понятия: компетентность (личностное качество [5, с. 126]) и компетенция. Изучение научной литературы позволяет заключить, что компетентность - это более обширное понятие, чем компетенция, которое, являясь свойством личности, объединяет всю систему знаний, умений и навыков, приобретенных школьником и способных обеспечить ему успешное существование в условиях рыночной экономики [6]. Так, С. В. Кузнецова приходит к выводу, что «компетентность - это владение человеком соответствующими компетенциями» [7, с. 53]. Компетенция ближе к терминологическому полю «знаю, как» [8, с. 16].
Согласно Стратегии модернизации содержания общего образования, компетентность состоит из интеллектуального и навыкового компонентов. Однако компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [6].
Все сказанное позволяет сделать вывод, что эрудицию нужно рассматривать как составляющую часть компетентности, которая указывает на информированность и кругозор человека в определенной сфере. Другими словами, эрудиция выступает интеллектуальным компонентом компетентности, а компетенция - навыковым. В нашем понимании отношение между понятиями «компетентность», «компетенция» и «эрудиция» можно представить следующим образом (рис. 1).
Когнитивная и поведенческая составляющие
Этическая и
социальная
составляющие
Операционалы техническая составляющая
Компетентность
Рис. 1. Компоненты и составляющие компетентности
Основными компонентами компетентности являются эрудиция (когнитивно-мотивационный компонент) и компетенция (деятельностно-навыковый компонент), которые включают в себя шесть составляющих. В состав эрудиции входят:
- когнитивная и поведенческая составляющие (подразумевают наличие определенного багажа знаний, способность к умозаключениям);
- этическая и социальная составляющие (нравственные установки, система ценностей);
- мотивационная составляющая (стремление к приобретению знаний, необходимых для решения определенных задач, осознание необходимости своего саморазвития и самосовершенствования).
На рис. 1 видно, что компетенция зависит от эрудиции, так как решение круга вопросов происходит с опорой на имеющиеся знания. Компетенция отвечает за операционально-технологическую составляющую (владение способами анализа, синтеза, выделения, обобщения информации и умением планирования). Путем слияния вышеописанных компонентов происходит формирование компетентности.
Вернемся к детерминации понятия «социокультурная эрудиция». Социокультурная эрудиция - знания социокультурного фона, позволяющие воссоздать социокультурный портрет родной страны на иностранном языке, а также страны изучаемого языка. Процесс ее формирования предполагает освоение мира ценностей, идей, стилей поведения и традиций. Сюда же мы можем отнести способность упорядочивать и систематизировать полученную информацию о стране изучаемого языка, сопоставлять с информацией о стране собственной. Сообразно с этим под социокультурной компетенцией подразумевается умение применять полученные знания с целью решения социокультурных задач, а социокультурная компетентность есть не что иное, как синтез когнитивно-мотивационного компонента (социокультурной эрудиции) и деятельностного компонента (социокультурной компетенции).
В. В. Сафонова выделяет четыре компонента социокультурной компетентности:
1) общекультурный компонент (знания основных научных достижений, представления о художественных ценностях);
2) страноведческий компонент (система различных знаний о стране изучаемого языка);
3) лингвострановедческий компонент (знание лексических единиц, имеющих национально-культурную семантику);
4) социолингвистический компонент (знание особенностей применения полученной информации с учетом ситуации, при которой осуществляется взаимодействие, пара-лингвистические и экстралингвистические элементы речевого общения) [9].
Опираясь на изложенное, мы можем назвать их компонентами социокультурной эрудиции. Следовательно, ее сформированность должна определяться по четырем компонентам. Каждый из названных компонентов подразумевает свое содержание и результат, способствует формированию ряда качеств личности.
Мы отмечали, что одним из путей преодоления трудностей в формировании социокультурной эрудиции является увеличение времени, отводимого на изучение ИЯ, посредством внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью следует понимать форму организации досуговой деятельности школьников с целью удовлетворения определенных познавательных потребностей. Основными целями внеурочной деятельности по иностранному языку можно считать более основательное овладение им, стимулирование дальнейшего изучения предмета, создание условий для развития конкурентоспособной и всесторонне развитой личности с четкой гражданской позицией и целостным мировоззрением, свободным от предрассудков.
Внеурочные занятия по иностранному языку ведутся по трем направлениям:
1) прагматическому (осуществляется формирование коммуникативных умений и навыков);
2) гносеологическому (обучающимся сообщаются сведения о стране изучаемого языка, событиях, происходящих в мире);
3) аксиологическому (развиваются ценностные ориентации и мотивы деятельности школьников) [10, с. 21].
При построении системы внеурочной работы по иностранному языку со школьниками старшего подросткового возраста важно:
1) учитывать необходимость создания условий для формирования адекватной самооценки;
2) предлагать большое количество заданий для самостоятельного выполнения;
3) использовать проблемные задания;
4) отказаться от резких суждений в адрес подростков и выполняемой ими работы;
5) создавать условия для самореализации обучающихся;
6) способствовать профессиональному определению школьников;
7) находить практическое применение выполняемой деятельности;
8) концентрировать внимание ребят на наиболее важном материале различными способами, например: «особо интересно отметить».
По нашему убеждению, формирование социокультурной эрудиции посредством внеурочной деятельности возможно на основе специально подобранных форм, методов, средств и приемов обучения, выстроенных в определенном логическом порядке и наполненных соответствующим содержанием. Мы представили процесс формирования социокультурной эрудиции в виде модели. Она представляет собой систему, состоящую из четырех блоков: целевого, содержательного, деятельностного и результативно-оценочного.
Цель - сформировать социокультурную эрудицию обучающихся старшего подросткового возраста посредством внеурочной деятельности по иностранному языку. Данная цель конкретизирована рядом взаимосвязанных задач:
- углубить и систематизировать знания социокультурного фона обучающихся;
- сформировать толерантное отношение к народу и культуре страны изучаемого языка;
- способствовать лучшей идентификации школьников со своим народом;
- развивать позитивное отношение к общечеловеческим ценностям;
- способствовать формированию правильной гражданской позиции и всестороннему развитию личности.
В содержательном блоке представлены компоненты социокультурной эрудиции, которые определяют наполняемость всего процесса ее формирования. Пособие «ВвиЬвсЪ.-Ьапй-Бргаскв-Ки1Ш.г» (Германия: страна-язык-культура) по формированию социокультурной эрудиции для обучающихся старшего подросткового возраста является основным источником информации на факультативных занятиях. Его цель заключается в привитии подросткам устойчивого интереса к немецкому языку, культуре и обычаям Германии, формировании критического восприятия получаемой информации. Пособие включает в себя четыре тематических блока: «Германия. Прошлое и современность», «Культурное достояние страны», «Немецкий язык от А до 2» и «Богатое наследие», которые объединяют в общей сложности 16 тем, знакомящих школьников с некоторыми событиями из жизни немцев, явлениями культуры страны. Кроме того, пособие предусматривает наличие приложения, в которое входят задания, раскрывающие специфику устойчивых выражений немецкого языка. Одним из предлагаемых заданий является поиск значения немецких идиом. Подобные упражнения способствуют развитию языкового чутья, языковой догадки. Помимо этого, в приложении дан список наиболее употребительных фраз, используемых для построения собственного высказывания; распространенные надписи на вывесках, которые могут встретиться в стране изучаемого языка;
сайты, предназначенные для изучения иностранного языка и общения с непосредственными его носителями. В пособии подобраны аутентичные материалы, которые дают возможность расширить страноведческие, лингвострановедческие, общекультурные и социолингвистические знания обучающихся.
Практически в каждой теме пособия приведены пословицы, поговорки или афоризмы известных людей по обсуждаемым вопросам, относительно которых школьники должны высказать собственное мнение. На наш взгляд, задания подобного характера положительно влияют на формирование лингвострановедческого компонента социокультурной эрудиции и лучше раскрывают немецкий менталитет.
В модели указана связь компонентов социокультурной эрудиции с ее составляющими. Работая над ее формированием по четырем компонентам, мы реализуем когнитивную и поведенческую, этическую и социальную составляющие. Другими словами, в процессе деятельности обучающиеся приобретают определенный багаж знаний и способность к умозаключениям, формируется система ценностей. Мотивационная же составляющая реализуется за счет деятельностного блока, так как выработка и подкрепление стремления к приобретению знаний, необходимых для решения определенных задач, и формирование осознания необходимости своего саморазвития и самосовершенствования происходят за счет использования грамотно подобранной системы форм, методов, средств и приемов организации деятельности.
Результативно-оценочный блок отвечает за определение уровня сформированности социокультурной эрудиции и подразумевает использование комплекса проверочных заданий: сочинение, проект, тестирование, викторина. Этот блок связан с содержательным, так как уровни сформированности социокультурной эрудиции определяются для каждого ее компонента, после чего можно установить суммарный результат.
Мы выделили три уровня владения каждым компонентом социокультурной эрудиции: низкий, средний и высокий. Не исключено, что отдельные школьники будут обладать высоким уровнем владения общекультурным компонентом при низком или среднем уровне лингвострановедческого, и наоборот.
Принципиально важным представляется то, что эффективность модели по формированию социокультурной эрудиции достигается путем соблюдения ряда педагогических условий, а именно: учет возрастных и личностных особенностей обучающихся, опора на родную культуру, использование учебного материала, направленного на расширение социокультурного кругозора, оптимальное сочетание форм, методов, средств и приемов организации деятельности обучающихся. На основе модели нами была разработана программа факультатива с учащимися 9-10 классов. Факультатив рассчитан на два учебных года (70 академических часов). В качестве примера представим фрагмент программы (табл. 1).
Мы не можем настаивать на абсолютной эффективности нашей модели в силу того, что педагогический эксперимент не был завершен и нами были получены лишь промежуточные результаты. Экспериментальная группа состояла из обучающихся 9 и 10 классов (десять человек). В целях определения начального уровня владения знаниями социокультурного фона им было предложено выполнить тест и разгадать страноведческий кроссворд. Диагностический этап показал, что школьники испытывают трудности при выполнении данных заданий. С вопросами кроссворда только одному школьнику удалось справиться на 50 %. Что касается тестирования, то оно включало задания по пяти блокам, средний процент правильно выполненных заданий по четырем из них (Sprichwörter, Idiome, Zwillingsformeln, Vervollständigung der Dialoge) не превысил 25 %. Кроме того, с испытуемыми была проведена беседа на тему «Что я знаю о Германии?». Оказалось, что знания школьников очень поверхностны и им сложно поддержать беседу. Обучающимся знакомы имена известных немецких композиторов и некоторых писателей,
однако трудность вызвал вопрос об их произведениях. Что касается достижений немцев в сфере художественного искусства, они оказались ребятам совершенно неизвестны.
Таблица 1
Фрагмент программы по формированию социокультурной эрудиции обучающихся старшего подросткового возраста
Тематический блок 1. Германия. Прошлое и современность
Тема 1.3. ФРГ и ГДР: тяжелое сосуществование
Формы
Содержание занятия Количество часов организации деятельности Методы и приемы Средства Контроль Планируемый результат Компонент СЭ
Жизнь двух 3 Урок- Выполнение Аутентич- Ролевая игра Знание осо- Страно-
немецких госу- беседа, проблемно- ное посо- «Встреча бенностей ведче-
дарств до объ- урок-игра поисковых бие: Kleine жителей двух жизни немцев ский,
единения. заданий, ин- Deutsch- немецких в период раз- лингво-
Падение Бер- терпретация land kunde. государств», деления их страно-
линской стены. художе- Статья из предполо- государства. ведчес-
Особенности ственного журнала жения Объяснение кий
взаимоотноше- текста, роле- Deutsch о дальней- предпосылок
ний между вая игра Perfekt. Ху- шем разви- возникнове-
гражданами дожествен- тии ния недопо-
ФРГ и ГДР. ный текст их взаимо- нимания
Что является Бернхарда отношений между жите-
камнем Шлинка лями ФРГ и
преткновения? ГДР. Создание условий для сопереживания людям, ставшим заложниками ситуации
Факультативные занятия по разработанной программе проводились нами в течение учебного года и в завершение школьники писали эссе по одной из изученных тем. Мы можем отметить информативность сочинений, логичность высказываний, наполненность содержания. Помимо этого, мы вернулись к беседе «Что я знаю о Германии?». Школьники чувствовали себя увереннее, им было, что рассказать. Более того, некоторые из них не ограничились знаниями, полученными в ходе занятий, а изучили дополнительную информацию по наиболее интересным для них вопросам.
Таким образом, мы можем отметить, что предложенная нами программа способствует расширению знаний социокультурного фона обучающихся, а следовательно, и формированию социокультурной эрудиции. Итоги промежуточной проверки также показали, что с расширением социокультурной эрудиции происходит повышение коммуникативной компетентности.
Список литературы
1. Чанышева, Г. О коммуникативной компетенции / Г. Чанышева // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2005. - № 2. - С. 148-151.
2. Сафонова, В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Сафонова В. В. - М., 1993. - 56 с.
3. Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой ; АН СССР, Ин-т рус. яз. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Русский язык, 1981-1984. - Т. 4. С-Я. - 1984. - 794 с.
4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
5. Боликова, Л. Ю. Реализация педагогического потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык» в процессе профессиональной подготовки студентов вуза / Л. Ю. Боликова, М. В. Баканова, С. В. Кузнецова, О. Ю. Сафонова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2008. - № 3. - С. 124-129.
6. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
7. Кузнецова, В. С. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей вузов в процессе обучения иностранному языку : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Кузнецова В. С. - Пенза, 2008. - 179 с.
8. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
9. Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В. В. Сафонова. - М. : Еврошкола, 2004. - (О чем спорят в языковой педагогике).
10. Шилина, Е. Н. Формирование социокультурной компетенции средствами внеклассной работы (Английский язык, средняя школа) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Шилина Е. Н. - Томск, 2004. - 173 с.
Жалдыбина Анастасия Николаевна
студентка,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Zhaldybina Anastasiya Nikolaevna
student,
Penza State University
Боликова Людмила Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Bolikova Lyudmila Yur'evna
candidate of pedagogical sciences, associate professor,
sub-department of pedagogy and psychology, Penza State University
УДК 37.03 Жалдыбина, А. Н.
Формирование социокультурной эрудиции обучающихся старшего подросткового возраста посредством внеурочной деятельности (на примере учебного предмета «немецкий язык») / А. Н. Жалдыбина, Л. Ю. Боликова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 2 (14). - С. 3-9.