Научная статья на тему 'Анализ эффективности профессиональной деятельности методистов муниципальной методической службы на основе компетентностного подхода'

Анализ эффективности профессиональной деятельности методистов муниципальной методической службы на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефедова Г. Г.

В связи с актуальными задачами модернизации российской образовательной системы, повышения качества образовательных услуг и перехода к системе непрерывного образования возникает необходимость определения отсутствующих в настоящее время критериев оценки качества профессиональной деятельности методистов муниципальных методических служб. В статье рассматривается одна из возможных моделей описания системы профессиональных компетентностей методистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нефедова Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности профессиональной деятельности методистов муниципальной методической службы на основе компетентностного подхода»

ла, формы и методы флористики. Кроме этого, у студентов формируется ценностная установка на флору как сложную и гармоничную систему.

Деятельностно-поведенческий (конативный) компонент структуры личностного отношения во флористике предполагает формирование умений и выбор тактики своего поведения в природе через работу с различными природными и подсобными материалами, навыки сочетания в работе разных техник и форм, способность творчески использовать имеющиеся умения, навыки и жизненный опыт.

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме экологической ответственности и попытка структурирования данного понятия как интегра-тивного личностного образования позволяют нам сделать вывод о том, что занятия по флористике должны быть направлены на развитие соответствующих компонентов каждой из сторон личностного отношения. В этом случае, экологическая ответственность может быть сформирована как инте-гративное качество личности и станет нравственной основой формирования экологической компетентности.

Список литературы:

1. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: Теоретическое обоснование и пути реализации: дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1987. - 389 с.

2. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 35-38.

3. Суравегина И.Т. Отношение школьников к природе / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИСТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

© Нефедова Г.Г.*

Окружной методический центр Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, г. Москва

В связи с актуальными задачами модернизации российской образовательной системы, повышения качества образовательных услуг и пе-

* Методист.

рехода к системе непрерывного образования возникает необходимость определения отсутствующих в настоящее время критериев оценки качества профессиональной деятельности методистов муниципальных методических служб. В статье рассматривается одна из возможных моделей описания системы профессиональных компетентностей методистов.

В связи с Указом Президента Российской Федерации № 599 от 7 мая 2012 года и переходом учреждений системы образования на новую систему оплаты труда, обозначилась острая потребность в определении критериев оценки профессиональной квалификации, эффективности деятельности, а также критериев аттестации по должности методистов муниципальных методических служб.

Учитывая отсутствие нормативных документов и недостаточную научную обоснованность проблемы, приходится признать необходимым разработку системы оценивания профессиональной деятельности методистов окружных методических служб и внедрения ее хотя бы на уровне учреждения дополнительного образования - муниципального методического (научно-методического) центра. Особенно остро эти вопросы встают в связи с переходом образовательных учреждений на новую систему оплаты труда.

Приведенный ниже механизм оценки результативности труда методистов муниципальных методических служб разработана в соответствии с моделью педагогического портфолио, предложенной В.А. Ясвиным [7], основан на компетентностном подходе и может служить средством внешнего и внутреннего мониторинга деятельности сотрудников государственных образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного профессионального образования, в целях оценки эффективности их работы.

Структурными элементами предлагаемой модели являются:

1. общая профессионально-педагогическая компетентность;

2. научно-методическая и учебно-методическая компетентности;

3. компетентность в сфере обучения коллег-педагогов;

4. компетентность в сфере личностного развития педагогов;

5. лидерский и управленческий потенциал;

6. личностно-педагогический и методический потенциал;

7. персональное профессиональное кредо;

8. осмысление результатов профессиональной деятельности.

В рамках оценки общей профессионально-педагогической компетентности предметами анализа становятся основное образование, повышение квалификации, ученые степени и звания, категории, награды и почетные звания, стаж и опыт работы, опыт участия в профессиональных конкурсах.

Изучаться и интерпретироваться при этом должны не только наименования оконченных специалистом средних и высших учебных заведений, факультетов, отделений, курсов, программ, полученных специальностей и присвоенных квалификаций, научных степеней и академических званий, но и

сроки обучения, а также даты получения соответствующих свидетельств, удостоверений, дипломов, наград. Здесь же приниматься к рассмотрению могут грамоты и благодарности, полученные специалистом по итогам профессиональной деятельности.

Исследование педагогического и методического опыта должно проводиться с учетом специфики наименований и статусов мест работы (образовательных, научно-образовательных, научно-методических учреждений, учреждений госслужбы и т.д.), занимаемых должностей, сроков нахождения в должности (дат начала и окончания работы), включая работу по совместительству. Важно внимательно отнестись и к информации о результативности участия в профессиональных конкурсах, а именно уточнить наименования и даты конкурсов (грантов и т.д.), а также сведения об учреждениях, под эгидой которых проводились данные мероприятия, членах жюри и экспертных групп.

Собственно научно-методическую и учебно-методическую компетентности целесообразно оценивать с учетом наличия научных результатов и методических разработок, опыта участия в жизни городского, федерального, международного научно-методического сообщества, показателей внедрения в практику полученных результатов.

Специфика опыта методической деятельности определяется занимаемой должностью и кругом должностных обязанностей, исполняемых в течение того или иного срока, наименованиями и статусами подшефных учреждений, спецификой целевых аудиторий (молодые специалисты; педагоги, готовящиеся к прохождению аттестации по должности и получению квалификационных категорий; педагоги дошкольных, средних общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений повышенного уровня, среднеспециальных, высших, коррекционных и т.д.; педагоги-психологи; завучи; воспитатели и педагоги-организаторы и т.п.).

Общими показателями эффективности деятельности методиста можно считать следующие статистические результаты: данные об уровне преподавания отдельных дисциплин и общем качестве образования в подведомственных учреждениях муниципии; данные о профессиональном самоопределении и динамике повышения уровня квалификации педагогических сотрудников (членов целевых аудиторий деятельности методиста); отсутствие или снижение числа жалоб со стороны различных категорий участников образовательного процесса на качество предоставляемых образовательных услуг за определенный период времени; динамика результатов социологических исследований и независимых оценок качества образования.

В то же время понятно, что деятельность методиста муниципальной службы лишь косвенно влияет на изменения названных показателей. Окружные методические службы, в отличие от муниципальных управлений образования и руководителей образовательных учреждений, не несут непосредственной ответственности за качество образовательных услуг, но могут и призваны способствовать росту их качества.

Показателями эффективности методической службы и конкретного методиста также могут служить благодарности со стороны представителей целевых аудиторий и партнерских организаций, а также рост числа обращений педагогов, руководителей образовательных учреждений и иных заинтересованных лиц в методический центр (кабинет) или к конкретному методисту. В пользу компетентности методистов муниципальной службы могут свидетельствовать данные мониторинговых исследований уровня удовлетворенности педагогической общественности муниципии качеством методического обеспечения образовательного процесса.

Об уровне освоения и использования эффективных образовательных и информационных технологий методистами муниципальных служб можно судить по аналитическим отчетам; рекомендациям; примерам сценариев, планов, структурных схем, технологических карт, предлагаемым методистами для дальнейшей трансляции и использования в ходе организации учебного процесса; отзывам и экспертным заключениям как самого методиста относительно деятельности подведомственных ему организаций, так и результатам независимых внешних оценок деятельности методической службы; техническим характеристикам, наполнению, дизайну и посещаемости сайтов и иных информационных ресурсов; фото- и видеоархивам.

Важной составляющей методической деятельности муниципальных служб являются организация сетевого взаимодействия учреждений образования в рамках муниципии, сотрудничество с вузами, научно-исследовательскими и научно-методическими учреждениями, специалистами в области разработка, апробации и внедрения инновационных образовательных технологий. Методисту муниципальной службы нередко приходится заниматься маркетинговыми исследованиями и разработкой дидактической проблематики в рамках экспериментальных площадок различного уровня, инновационных проектов, временных научно-исследовательских коллективов, экспертных, рабочих и творческих групп.

К сфере профессиональных компетенций муниципальных методистов следует также отнести координацию взаимодействия представителей различных социальных групп участников образовательного процесса: администрации, педагогов, учащихся, родителей, технических служб, чиновников и т.д. Поэтому нельзя игнорировать показатели частотности и результативности участия методистов в педагогических советах, консилиумах, школьных методических объединениях, родительских собраниях, встречах с общественностью, методического консультирования.

Компетентность методиста в сфере обучения педагогов и повышения их квалификации может оцениваться на основе анализа специфики опыта работы методиста, показателей эффективности его труда, опыта использования технологий в процессе коммуникации с целевыми аудиториями, опыта инновационной деятельности, опыта осуществления индивидуального под-

хода, ориентации на конкретные запросы образовательных учреждений и конкретных педагогов, а также сетевого сотрудничества.

Компетентность методиста муниципальной службы в сфере личностного развития педагогов оценить особенно сложно, но отчасти показателем такой работы будет статистика профессиональных достижений педагогов подшефных организаций (повышение квалификационных категорий; участие педагогов в профессиональных и творческих конкурсах; участие целевой аудитории в общекультурных и просветительских акциях, экскурсиях; методическое сопровождение педагогов в процессе создания авторских образовательных программ, концепций, проектов; снижение показателей оттока кадров в муниципии). В этом аспекте особенно важно изучения опыта индивидуальной работы методиста с конкретным учителем или представителем иной социальной группы.

Вопросам профессионального становления и развития индивидуального профессионального стиля, профессионального мастерства педагогов посвящены работы Ю.Б. Гатанова, С.А. Дружилова, Л.И. Евлановой, Н.А. Зво-наревой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.Э. Касаткиной, Е.А. Климова, О.В. Кондратьевой, А.В. Либина, Л.М. Митиной, К.К. Платонова, Н.А. Подымова.

Раскрытию потребностей в самоопределении, самоактуализации, самовыражении, самореализации; значимости непрерывного образования, теории установок и ценностных ориентаций личности как фактора совершенствования собственного стиля деятельности посвящены труды А.Г. Асмолова, С.Л. Братченко, Н.Э. Касаткиной, А. Маслоу, Д.С. Прангишвили, Е.Л. Рудневой, Д.Н. Узнадзе.

Особенности и принципы обучения взрослых, содержание и структура педагогической и андрагогической моделей обучения взрослых исследовали М.Т. Громкова, С.И. Змеев, И.П. Именитова, Ю.И. Калиновский, Х.Х. Кре-мер, Ю.Н. Кулюткин, Е.В. Онушкина, В.И. Подобед, Л.Л. Редько, Е.И. Степанова, Б. Холл.

И тем не менее, вопросы индивидуальной работы методиста с учителем остаются вполне современными. Актуальность подобного взаимодействия объясняется фактической «неспособностью учителя самостоятельно войти в режим самоизменения» [1].

Приходится признать, что достаточно большой процент педагогов-практиков и администраторов в современной системе образования продолжают проявлять неопределенность цели в саморазвитии, занимают пассивную позицию в системе непрерывного образования. Мотивация повышения квалификации носит при этом формальный характер: специалисты вынуждены периодически подтверждать квалификационный уровень, а предъявление документов, подтверждающих факт профессиональной переподготовки или повышения квалификации - одно из требований современного законодательства.

На первый взгляд, в современном мире лишь редкие педагоги (в основном - начинающие, молодые специалисты) демонстрируют профессиональную неуверенность, неготовность самостоятельно добывать знания, доступность которых значительно выросла в связи с развитие информационно-технологических отраслей. Однако при внимательном изучении обнаруживается недостаточная сформированность умений по интерпретации полученного знания, вариативность в переработке информации педагогами. И конечно, нельзя не признавать того факта, что теоретический материал в абсолютном большинстве случаев вызывает у педагогов-практиков активное отторжение. Как учителя и иные педагогические работники, так и управленцы испытывают эмоциональные и интеллектуальные барьеры при освоении нового.

Все это затрудняет процессы осознания административным корпусом и педагогическим корпусом образовательного учреждения своей индивидуальности в образовательной деятельности, ее сильных и слабых стороны, вычленения причин возникновения конфликтных и кризисных ситуаций, профессиональных проблем, тормозит поиск резервов для более эффективной работы, т.е. значительно снижает антикризисный потенциал образовательной системы.

Решение важнейших задач муниципальной методической службы по обеспечению качества образования в муниципии и повышению антикризисного потенциала подшефных образовательных организаций невозможно без использования в работе методов индивидуального методического сопровождения.

В качестве важнейших условий успешной реализации индивидуального подхода в методическом сопровождении педагогической деятельности С.А. Кувшинова выделяет:

- ясное представление методистов об индивидуальных особенностях педагогов, учета их профессионально значимых качеств, анализа уровня их педагогического мастерства, выявления конкретных трудностей и проблем, недостаточно разрешаемых педагогами;

- достижение в процессе взаимодействия учителя и методиста ценностно-смыслового согласования, коррекции труда учителя, понимания педагогами как стратегических направлений развития конкретного образовательного учреждения, так и путей собственного совершенствования;

- развитие творческого потенциала учителя, его способностей к индивидуальному педагогическому проектированию и осмыслению возможных путей саморазвития [3].

В связи с обсуждением различных механизмов взаимодействия методиста с педагогическими работниками нередко поднимается вопрос о степени психологической комфортности педагога в процессе осуществления им повседневной профессиональной деятельности и в процессе общения с методистом как представителем внешней среды.

Так, например, Е.А. Марковская рассматривает комфортную образовательную среду муниципии как необходимое условие развития профессионализма педагогов [4]. По мнению исследователя, комфортная образовательная среда не только определяет общую направленность образовательного пространства, но и включает в себя личностно ориентированный образовательный процесс, влияющий на развитие профессионального уровня педагога.

В качестве условий создания комфортной образовательной среды в рамках муниципии Е.А. Марковская выделяет деятельность методической службы и педагогов по самосовершенствованию, включающую мотивацию на развитие личностных и профессиональных качеств, мотивацию на профессиональное совершенствование, удовлетворенность рабочим состоянием и педагогическую коммуникацию.

Однако изложенная позиция представляется спорной: «удовлетворенность рабочим состоянием», на наш взгляд, исключает мотивацию на какое-либо изменение сложившейся ситуации, в том числе мотивацию на самосовершенствование. Любой шаг и шаг вперед по пути профессионального либо личностного совершенствования представляется нам вынужденным, обусловленным конфликтом сущего и желаемого. Отсутствие же названного конфликта рождает стремление остановиться на достигнутом, закрепиться на занятой ступени, чтобы возможно дольше пребывать в состоянии комфорта. В связи с этим мы несколько иначе оцениваем роль методиста.

Безусловно, методист муниципальной службы должен стимулировать профессиональную коммуникацию педагогов и, по возможности, отказаться от роли авторитарного диктатора. Но способствовать росту мотивации профессионального и личностного роста будет создание в муниципии не комфортной, а творческой, идейной среды. Именно в условиях некоторой неустойчивости, осознания участниками процесса необходимости совместного разрешения тех или иных вопросов жизни и профессиональной деятельности может сформироваться активная личность, для которой характерны достаточно высокие темпы освоения и преобразования действительности, открытость к взаимодействию с окружающим миром, и внутренняя свобода [8].

Лидерский и управленческий потенциал методиста при этом может оцениваться на основе анализа сформированности лидерских качеств и социальной активности, а также наличия образования в области управления и опыта руководящей работы. Помимо документальной базы (выписки из трудовой книжки, копии документов об образовании, грамот, благодарностей от различных социально-политических организаций и т.д.) здесь должны приобщаться публикации и записи выступлений в СМИ по различным вопросам общественно-политической жизни. В случае наличия у методиста специального образования в сфере управления принимаются к рассмотрению тематика и основные положения, рефераты выполненных выпускных квалификационных работ, диссертационных исследований. Особое внима-

ние также должно уделяться изучению опыта участия методиста в волонтерской деятельности и деятельности профсоюзных и иных общественных организаций, участия в работе выборных органов.

Не менее важными параметрами оценки профессионализма методиста представляются личностно-педагогический и методический потенциал, персональное профессиональное кредо и осмысление своих профессиональных неудач. В рамках названного критерия должны рассматриваться персональные ценности и жизненные приоритеты, результаты психологического самоанализа. Для соблюдения профессиональной и общечеловеческой этики целесообразно ознакомиться с данными, избранными по усмотрению сотрудника и представленные в виде краткого эссе, а также результатов различных тестирований. Интересную информацию для исследователя будут нести сведения об осознании специалистом своих особых способностей и талантов.

Не должны быть оставлены без внимания и особенности взаимоотношений методиста с окружающими, стиль профессионального общения и специфика поведения в быту. Здесь могут учитываться мнения референтных людей.

Довольно многое могут рассказать о человеке его творческая деятельность, характер интересов и увлечений. Помимо анализа простого списка хобби, достойны внимания личные достижения специалиста в избранной области, представленные им награды, дипломы, публикации, созданные им произведения или объекты, не связанные напрямую с профессиональной деятельностью. Пристальное изучение этих фактов со стороны работодателя, начальника, эксперта или иных лиц, осуществляющих оценку компетентности сотрудника, обеспечит возможность интеграции указанных испытуемым личных увлечений и направлений творчества в профессиональную деятельность.

В связи с необходимостью изучения этих и некоторых из названных выше аспектов оценку деятельности специалиста целесообразно проводить как на основе анализа документов отчетного и статистического характера, иллюстративных материалов и проектных (научных, научно-методических и т.д.) разработок сотрудника, так и на основе отзывов педагогов целевой аудитории, коллег, руководителей, тематических эссе и самоанализа методиста.

В этом случае могут быть оценены потенциал методиста и его способности в области преодоления кризисов в собственной деятельности и работе коллег, умение определять перспективы саморазвития, профессионального совершенствования, пути преодоления кризисных ситуаций в развитии организаций и профессиональных коллективов, сообществ.

Психологический портрет и анализ своих личностных особенностей, а также сведения об увлечениях, презентация продуктов творческой деятельности помогут охарактеризовать личностный потенциал методиста, а цели, ценности, смыслы, приоритеты персональной методической деятельности дадут представление о его профессиональном кредо.

При этом работа над созданием и анализом подобного портфолио методиста или методического объединения, муниципальной службы послужит обобщению и систематизации накопленного опыта и профессиональных знаний, поможет обнаружить «болевые точки» и принять своевременное и верное управленческое решение относительно необходимости и путей коррекции сложившейся ситуации, будет способствовать разработке планов индивидуального развития и развития организации, позволит сделать некоторые прогнозы на будущее.

Список литературы:

1. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М., 1996.

2. Калина И.И., Смирнова Н.В. Инновационный подход к управлению региональной системой образования // Credo. - 1998. - № 4. - С. 66-74.

3. Кувшинова С.А. Индивидуальный подход в методическом обеспечении деятельности педагогов общеобразовательной школы: дисс. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2002.

4. Марковская Е.А. Комфортная образовательная среда района как условие развития профессионализма педагогов: дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 2004.

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: Послание Президента РФ Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.

6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки - Указ Президента РФ от 7 мая 2012 № 599.

7. Ясвин В.А. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио // Директор школы. - 2010. - № 2. - С. 25-32.

8. Ясвин В.А. Творческая образовательная среда в школе. Педагогические иллюзии и экспертный анализ // Учительская газета. - М., 2010. - № 14.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

химии в процессе пеДагогической ПРАКТИКИ

© Пажитнева Е.В.*

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

В статье поднимается проблема формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя химии. Дается структурная характеристика профессиональной компетентности и определяются эффективные условия для ее формирования в процессе педагогической практики.

* Старший преподаватель кафедры Неорганической и аналитической химии, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.