Научная статья на тему 'Творческие портреты субъектов учебного процесса в системе художественного образования (на примере городского округа Тольятти)'

Творческие портреты субъектов учебного процесса в системе художественного образования (на примере городского округа Тольятти) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕНИК / ПЕДАГОГ / КОНЦЕРТМЕЙСТЕР / МЕТОДИСТ / СОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / СИСТЕМА "ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО" ОБРАЗОВАНИЯ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / CREATIVE PEDAGOGY SYSTEM "EXTRA" EDUCATION / SUBJECTS OF ART EDUCATION / PUPIL / TEACHER / ACCOMPANIST / METHODIST / SOTVORCHESKAYA ACTIVITIES / GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходырева Виктория Виталиевна, Куприна Елена Юрьевна, Бутовичева Ольга Владимировна

Статья содержит характеристику творческих портретов субъектов художественно-образовательного процесса - преподавателей, учащихся, концертмейстеров, методистов системы учреждений художественного образования в ракурсе моделирования их «совокупных личностно-психологических качеств», отражающих специфику проявления активности потенциала их представителей в системе учреждений художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходырева Виктория Виталиевна, Куприна Елена Юрьевна, Бутовичева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE PORTRAIT OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF ART EDUCATION (FOR EXAMPLE, TOLYATTI)

The article contains a description of the subjects of the portraits of creative artistic and educational process teachers, students, accompanists, Methodist institutions of art education from the perspective of modeling their "total personal and psychological qualities", reflecting the specificity of the activity of the potential manifestations of their representatives in the system of art education institutions.

Текст научной работы на тему «Творческие портреты субъектов учебного процесса в системе художественного образования (на примере городского округа Тольятти)»

УДК: 7.071.4 ББК: 74.6

Ходырева В.В., Куприна Е.Ю., Бутовичева О.В.

ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ)

Khodyreva V. V., Kuprina E.Y., Butovicheva O. V.

CREATIVE PORTRAIT OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF ART EDUCATION (FOR EXAMPLE, TOLYATTI)

Ключевые слова: субъекты художественного образования, ученик, педагог, концертмейстер, методист, сотворческая деятельность, творческая педагогика, система «дополнительного» образования, одаренные дети.

Keywords: subjects of art education, pupil, teacher, accompanist, Methodist, sotvorcheskaya activities, creative pedagogy system "extra" education, gifted children.

Аннотация: статья содержит характеристику творческих портретов субъектов художественно-образовательного процесса - преподавателей, учащихся, концертмейстеров, методистов системы учреждений художественного образования в ракурсе моделирования их «совокупных личностно-психологических качеств», отражающих специфику проявления активности потенциала их представителей в системе учреждений художественного образования.

Abstract: the article contains a description of the subjects of the portraits of creative artistic and educational process - teachers, students, accompanists, Methodist institutions of art education from the perspective of modeling their "total personal and psychological qualities", reflecting the specificity of the activity of the potential manifestations of their representatives in the system of art education institutions.

Вызовы времени расставили приоритеты государственных интересов в стране. Согласно «Концепции

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» реализация культурного и духовного потенциала каждой личности позиционируется в качестве важнейшей цели государственной политики в сфере культуры1.

В «дополнительном» образовании, как и в обязательном общем, взаимодействуют одинаковые участники учебно-педагогического процесса - «педагоги», «ученики», «методисты», «концертмейстеры». Целью

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://fip.kpmo.ru/fip/info/13429.html, свободный. (Дата обращения: 03.03.2015 г.)

данной научной статьи является назревшая в науке необходимость позиционирования их как «субъектов» учебно-творческого процесса в контексте художественного образования, с присущими им качественно-отличительными чертами, отражающими специфику их деятельности в системе художественного образования. Возможно, это позволит несколько приблизиться к пониманию причин их уникальной «включенности» в учебно-творческий процесс, высокой мотивации к деятельности и поразительной результативности. Актуальность такого «обобщенного взгляда» подтверждается:

- закрепленной в законодательных документах потребностью государства в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в возрождении России;

- ожиданиями общества от системы художественного образования -

комфортной и продуктивной среды формирования подрастающего поколения, конкурентные преимущества которой убедительно отражены в «Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно»1.

Стало очевидным, что чем больше в общественном развитии последних лет нарастали кризисные явления, тем активнее субъекты учебно-творческого процесса художественного образования

позиционировали преимущества

положительного воздействия на

подрастающее поколение. За счет каких источников поддерживается столь высокая степень их неиссякаемой активности, а также поразительная работоспособность? Какие личностные, психологические, психолого-педагогические факторы

предопределяют удивительную

результативность сотворческой

деятельности (данное понятие, в широком смысле, применяется для отражения многоуровневого и многокомпонентного системного художественного феномена «со своей характерной динамикой, отражающей диалогическую интегрированную

специфику и закономерности работы музыкантов, в ходе которой про- исходит их

и

личностное

профессиональное становление и саморазвитие»2 каждого из субъектов художественно-образовательного процесса?

На данные вопросы в течение двенадцатилетнего периода плодотворной работы в системе дополнительного образования

г.о. Тольятти пытаются дать ответы специалисты Научно-методического центра

1 «Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 17262-р) - [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html. свободный. (Дата обращения: 03.03.2015).

2 Куприна Е.Ю. Введение в понятие «Сотворческая музыкально-исполнительская деятельность» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. I. C. 119.

(НМЦ) Тольяттинской консерватории. Объектом их исследований стал целостный учебно-творческий процесс (открытые уроки, мастер-классы, конкурсы и фестивали, выставки и концерты, проекты и конференции, иные мероприятия) в системе учреждений художественного образования в масштабах целого города.

Предметом исследования

специалистов НМЦ являлись субъекты художественно-образовательного процесса

- преподаватели, учащиеся, концертмейстеры, методисты в ракурсе моделирования их «совокупных личностно-психологических качеств» - обобщенных творческих «портретов», отражающих специфику проявления активности потенциала их представителей в системе художественного образования.

Общеизвестно, что проблемы, явления и события, связанные с творческой деятельностью, анализируются с позиций системного, но гораздо чаще -индивидуально-творческого, личностно-деятельностного, целостно-личностного и иных подходов, позволяющих обратить исследовательский взгляд на каждого человека как уникальное и неповторимое явление. Данные подходы не позволяют ученым производить исследования с привлечением большого количества людей. Поэтому экспериментальные выборки искусствоведческих исследований, а также научных работ, связанных с творческой педагогикой, весьма малочисленные. Слишком велика вероятность того, что индивидуальные различия участников контрольных и экспериментальных групп не дадут искомого гипотетического результата. В этом плане у специалистов НМЦ благоприятные условия, так как полем для их исследований по творческой педагогике в Тольятти является гигантская экспериментальная площадка - вся система учреждений художественного образования, включающая 17 учреждений

дополнительного предпрофессионального образования детей, 3 - среднего профессионального образования и один вуз

- Тольяттинскую консерваторию. В настоящее время в учреждениях дополнительного образования работают

более 800 преподавателей, обучаются около 12 тысяч учащихся и для каждого созданы условия для выбора индивидуальной траектории развития и творческой самореализации.

За 12 лет сотворческой деятельности в общегородском творческо-педагогическом пространстве НМЦ вовлек все учреждения отрасли культуры и искусства Тольятти в единое творческое сообщество, посредством централизации и систематизации научно-методической, концертно-творческой и выставочной деятельности. За это время сформировалось единое сообщество преподавателей, концертмейстеров,

методистов, которое по праву можно назвать «Тольяттинской школой

художественного образования».

Результативность творческой

педагогической работы преподавателей и концертмейстеров впечатляет: медали Дельфийских игр, лауреатские дипломы международных, всероссийских,

межрегиональных конкурсов, премии российского, областного и муниципального масштабов, победы учащихся в кастингах во «Всероссийский юношеский оркестр под управлением Юрия Башмета» и в сводный олимпийский детский хор России под управлением Валерия Гергиева,

поступление талантливых выпускников детских школ искусств, хореографической и художественных школ в средние специальные и высшие учебные заведения сферы культуры и искусств России. 17 учащихся и студентов Тольятти стали Лауреатами «Золотой книги» в сфере культуры и искусств Самарской области. Всего в книгу занесено 63 человека, из них число учащихся-тольяттинцев составляет около 27%.

Все, что связано с творческой деятельностью, неповторимо. Взгляд на суть происходящего заряжен энергией «настоящего», о котором ещё Августин Блаженный написал в «Исповеди»: «...настоящее лишено длительности: оно проходит мгновенно»1. Каждый миг постигается внутренним чувством

1 Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий.: Пер. с латин. М., 1992. С. 176.

музыканта-исполнителя, художника,

танцовщика, с одной стороны и их наставников, - педагогов,

концертмейстеров, - с другой. Эти переживания столь глубокие, что навсегда запечатлеваются в памяти потому, что связаны с эмоциональной сферой человека. Впервые об эмоциональной памяти, а также о внутреннем переживании написал Ф. Шлейермахер (1768-1834), в аспекте веры пытаясь разрешить «трудную проблему иерархии духовных сфер, органической непрерывности и, вместе,

дифференцированности функций духовной жизни»2. Столь интенсивная духовная составляющая заложена в основании творческого процесса, в котором даже один музыкальный звук воздействует на все этажи человеческой психики.

Ежегодный мониторинг качества учебного процесса с укрепившимися традициями, привычными

организационными формами для всех участников (обучающихся различным творческим специальностям и их наставникам) служит для специалистов НМЦ средством проведения естественного эксперимента в целях изучения, обобщения и распространения педагогического опыта. Площадкой для исследований является ежегодный общегородской проект «Тольяттинские педагогические ассамблеи» (ТПА), дающий каждому педагогу право и возможность выбора маршрута для индивидуального творческого развития, самообразования, самореализации и повышения профессионального мастерства, а также позиционирования собственного опыта в рамках тольяттинского художественно-образователь-ного сообщества. В ноябре 2014 г. проекту исполнилось 10 лет. За период реализации десяти Тольяттинских педагогических ассамблей (с 2004 по 2014 гг.) было проведено более 1500 мероприятий в различных номинациях и организационных формах3 (от фестиваля открытых уроков и

2 Шлейермахер, Ф. Речи о религии к образованным людям её презирающим. Монологи. СПб., 1994. С. 10.

3 Если программа 1-ых ТПА включала 45 мероприятий, то программа 10-х ТПА состояла из

мастер-классов до Всероссийской научно-практической конференции).1 В работе ТПА в общей совокупности (по данным регистрационных листов) участвовало 18276 руководителей, преподавателей, концертмейстеров учреждений

художественного образования Тольятти, Самарского региона, России. Таким образом, благодаря ТПА, участниками общегородской экспериментальной

площадки стало всё художественно-педагогическое сообщество г.о. Тольятти.

В творчестве личность проявляется сквозь призму результатов своих созидательных усилий. Именно это имел в виду Аристотель, когда писал: «Что человек есть в возможности, его творения являют в действительности»2. Поэтому помимо строгих отчетов, включающих

статистические данные по мероприятиям, специалистами НМЦ было принято решение исследовательский взгляд обратить на субъектов учебно-творческого процесса - преподавателя, учащегося, методиста, концертмейстера. Гипотетическая

потребность в сотворении их уникального облика, моделировании их некоего обобщенного образа-абриса реализовалась в серии «Творческих портретов», над составлением которых специалисты НМЦ работали в течение нескольких лет, обобщая данные анкетирования, проводя многочисленные интервью, аналитически обрабатывая статистические сведения и разнообразные мониторинговые

исследования. В результате на 6-х ТПА (2010) появился «Портрет преподавателя» системы художественного образования. Итогом работы 7-х ТПА (2011) стал «Портрет учащегося» системы

художественного образования. «Портрет методиста был создан на 8-х ТПА (2012), «Портрет концертмейстера» - на Творческой лаборатории 8-х ТПА, «Портрет одаренного ребенка» - на 9-10-х ТПА (20132014 годы).

Кратко отразим выводы исследований

175 мероприятий.

1 См. отчеты НМЦ на сайте Тольяттинской консерватории.

2 Аристотель. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1984.

С. 255.

в форме анкетирования (иные виды исследовательской деятельности отражены в отчетах деятельности НМЦ) и представим модели «Портретов», отражающие сотворческий потенциал каждого из субъектов системы художественного образования.

Педагог системы художественного образования

Для оценки состояния

педагогического корпуса научно-методическим центром совместно с методистами школ было произведено анкетирование преподавательского корпуса, в котором приняло участие более 250 человек.

В ходе исследования педагоги высказали свои позиции по следующим показателям:

1. Удовлетворенность результатами своего труда:

- да -31%

- нет - 12%

- не совсем - 57%

2. Удовлетворенность условиями работы (материально-техническое и методическое обеспечение, комфорт на рабочем месте:

- да - 32%

- нет - 15%

- не совсем - 53%

3. Затруднения, испытываемые в работе:

- никаких - 41%

- организационные - 22%

- социальные - (в построении отношений с администрацией, коллегами, родителями учащихся, учениками) - 16%

- бытовые - 15%

- профессиональные - 6%

4. Самооценка педагогической деятельности:

- высокая - 37%

- средняя - 57%

- низкая -7%

5. Ближайшая направленность деятельности на:

- повышение профессионализма (знание предмета) - 31%

- личностное развитие и самосовершенствование -33%

- карьерный рост - 10%

- научная работа -1%

- повышение методической грамотности - 11%

- накопление практического опыта -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14%

6. Приоритетные условия

качественного результата работы педагога художественного образования:

- методические знания -12%

- особенности характера и личностные качества преподавателя - 13%

- уровень профессиональной подготовки учителя - 18%

- стаж педагогической деятельности -

9%

- созданные условия труда - 13%

- отношение администрации - 9%

- поддержка и мнение коллег, родителей учащихся - 4%

- материальная стимуляция - 22%.

В результате анализа данных анкет в совокупности с мониторинговыми исследованиями учебной, сотворческой, концертно-конкурсной деятельности,

специалистами НМЦ был смоделирован обобщённый «Портрет» педагога художественного образования

Это особая уникальная категория специалистов, которой присущи следующие качественные характеристики:

- профессиональная компетентность (владение базовыми, специальными, ключевыми и пр. компетенциями);

- конкурентоспособность (широкий спектр профессиональных умений, необходимых для адаптации и профессиональной деятельности по определённой группе профессий, осуществления интегративных видов деятельности, позволяющий работать как в смежных профессиях, так и в различных профессиональных сообществах);

- мастерство;

- индивидуальный стиль деятельности (сопряжённый с постоянным творческим поиском).

Педагог системы художественного образования - это герой-одиночка, трудоголик со здоровыми амбициями современного профессионала, знающего себе цену. Это специалист с адекватной самооценкой, критичный, способный к

самоанализу и саморефлексии. Глобальных затруднений не испытывает, но результатами своего труда удовлетворен не совсем, именно это заставляет его постоянно двигаться вперед и повышать качество своей педагогической

деятельности. Ставку в плане профессионального роста делает на личностное развитие,

самосовершенствование и накопление практического опыта. Считает, что добиться этого можно при соблюдении 3-х условий, а именно наличия: достойной зарплаты, отличных условий труда, коллектива профессионалов с понимающей

администрацией во главе.

Учащийся системы

художественного образования

Для учащихся была предложена анкета «к портрету ученика», в которой содержались фразы-вопросы с вариантами выбора ответов:

Я хожу в музыкальную (художественную) школу, потому что... (а) здесь работают знающие и увлеченные своим делом педагоги; б) здесь уютно и красиво; в) здесь есть возможность проявить себя, участвуя в конкурсах, концертах).

На занятиях.(а) я чувствую себя нужным и полезным; б) мне интересно; в) я получаю умения, которые пригодятся мне в жизни).

Когда учитель на уроке рассказывает что-то новое, я испытываю: (а) интерес;

б) мне все равно; в) раздражение).

Если в классе: некрасиво, беспорядок или некомфортно, мне труднее заниматься: (а) когда как; б) я не обращаю на это внимания; в) я не могу заниматься).

В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой: (а) часто; б) в зависимости от ситуации; в) редко).

Для меня важнее: (а) хорошие отношения с учителями; б) с одноклассниками; в) не знаю).

Мои школьные отметки зависят от моих усилий, а не от настроения учителей: (а) да; б) не всегда; в) нет).

Во время перемены я предпочитаю общаться: (а) с учениками; б) с учителем;

в) лучше побыть в одиночестве).

Я почти всегда доволен тем, как прошел урок: (а) нет; б) не всегда; в) да).

Мне нравиться учитель, который: (а) предлагает простор для творчества; б) не вмешивается в мою работу; в) дает четкие указания).

Когда я участвую в конкурсах, то: (а) уверен в своих силах; б) меня поддерживают учителя и близкие; в) знаю, что результат не повлияет на отношение ко мне).

Случайные встречи с учителями за пределами музыкальной школы: (а) доставляют мне удовольствие; б) вызывают у меня чувство неловкости; в) не вызывают у меня особых эмоций).

От того, как учитель относится к ученику, зависит: (а) почти всё; б) кое-что; в) ничего не зависит).

Я убежден, что моя учеба здесь это: (а) дополнительная нагрузка; б) желание моих родителей; в) вклад в мою будущую профессию).

Как показало анкетирование, дети в основном, хотят научиться

самостоятельности и творчеству, в отличие от родителей и преподавателей, желающих вооружить их знаниями и умениями.

В своих анкетах большинство учащихся-респондентов - 84% - видят в своём учебном заведении один из путей самореализации. Именно здесь

обучающийся начинает понимать, что их личные достижения напрямую зависят от степени приложенных усилий с их стороны. Таких респондентов оказалось 95 %.

Эффективность занятия, по мнению респондентов, напрямую связана с личностью педагога. 83% опрошенных учащихся заявили, что принимают и одобряют требования своих педагогов. Однако 17 % - отметили, что испытывают чувство удовлетворения от проведённых занятий не всегда.

68% учащимся, как показало анкетирование, нужны такие

преподаватели, которые создают условия для творчества; 17% респондентов ценят психологически комфортную атмосферу на занятиях, отсутствие какого-либо давления. Однако, 15% опрошенных высказались за

чёткость указаний преподавателей относительно того, как им действовать и какие у них перспективы.

Место образовательного учреждения отрасли «Культура и искусство» в жизни учащихся у 70% опрошенных определили как вклад в будущую профессию. 24% респондентов считаются с желаниями и требованиями родителей, а 6% учащихся расценивают обучение в системе ХО как дополнительную нагрузку к основной школе.

В целом в анкетировании приняло участие около 500 учащихся детских музыкальных, хоровых, художественных школ и школ искусств Тольятти, а также учащиеся Детского Дома культуры и хореографической школы. В результате анализа их ответов был смоделирован «Портрет учащегося художественного образования»:

Ученик системы художественного образования демонстрирует колоссальный интеллектуально-творческий потенциал; включенность в образовательный процесс; абсолютное психологическое и

интеллектуальное принятие учебного материала; реальное восприятие действительности и себя в ней; адекватную самооценку; высокий уровень притязаний, который является стимулом для постоянного самосовершенствования. И, что самое главное, не смотря на отсроченность во времени результата своей деятельности, учащийся ориентирован на чётко осознанную перспективу выбора творческой деятельности, как «дела всей жизни».

Он посещает занятия на уровне осознания, так как видит в них возможность реализации и развития своего интеллектуально-творческого потенциала, его отличают: сформированность социальной мобильности и образовательной активности; адаптивность и

ответственность; мотивация к познанию, которая держится на интересе и позитивных отношениях с преподавателем (что, в свою очередь, поддерживается личностной ориентацией образовательного процесса и его деятельностным характером, субъект-субъектными отношениями, оценкой

результатов на основе личностно-значимых ценностей, сотворческим характером стиля взаимоотношений в системе «взрослый-ребёнок», высоким уровнем

психологического комфорта и

эмоциональной безопасности

художественно-образователь-ного процесса).

Концертмейстер системы

художественного образования

Диагностическое анкетирование, проводимого в рамках творческой лаборатории концертмейстеров ДМШ, концертмейстеров ДШИ, ссузов и вузов г.о. Тольятти, производилось на базе ДМШ № 4 и затрагивал ряд параметров.

1. Стаж работы:

- менее года - 0%

- от 2-3 лет - 0%

- 3 - 5 лет - 12%

- 5 - 10 лет - 12%

- более 10 лет - 76%

2. Наличие опыта работы с учащимися различных художественных специальностей:

- с вокалистами - у 60%

- с хоровыми классами - у 44%

- с солистами - инструменталистами

- у 67%

- с хореографическими классами - у

24%

3. Личные предпочтения по специальностям (с кем работать нравится больше):

- с вокалистами - 30% респондентов

- с хоровыми классами - 8%

- с солистами - инструменталистами

- 62%

- с хореографическими классами -

0%

4. Ожидания от профессии (профессиональная направленность):

- укрепление собственных профессиональных позиций (накопление опыта) в качестве концертмейстера и реализация своих педагогических идей -позиционируют 82% опрошенных

- возможность карьерного роста - 0%

- возможность творческого общения в коллективе единомышленников -привлекает 18% концертмейстеров

5. Проблемы какого плана встают

чаще:

- технологические (чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, импровизация) - 4%

- методико-педагогические (наличие единичных научно- методических разработок, курсов и т.п. по специальности или их полное отсутствие) - у 7%

- психологического плана (психологическая «второплановость» деятельности, трудность в сохранении индивидуального облика себя, отсутствие «внешних» признаков успеха, постоянная необходимость поддерживать связь в триаде «исполнитель - концертмейстер - педагог») - 0%

- социального плана (снижение актуальности профессии, несоответствие колоссальной психофизической и эмоциональной нагрузки уровню оплаты труда) - 89%

- проблем не возникает - у 0%.

6. Ранжировка по личной значимости нижеперечисленных профессиональных качеств концертмейстера (от 1 - самое значимое до 11 - наименее значимое):

- отличное владение музыкальным инструментом,

- широкий культурный кругозор,

- знание специфики музыкальных инструментов,

- самодисциплина,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- исполнительское мастерство,

- педагогическое мастерство и опыт,

- владение образовательными технологиями и методиками,

- организаторские умения и навыки,

- педагогический такт и психологическая подготовка,

- коммуникативные навыки,

- ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы

7. Качества, которые нужны концертмейстеру в первую очередь (рейтинг):

- исполнительское мастерство, артистизм и знание специфики музыкальных инструментов (1)

- сценическая и партнерская чуткость

(2)

- педагогическое мастерство и опыт (3)

- владение современными

образовательными технологиями и методиками (в том числе компьютерными) (9)

- педагогический такт и педагогическая подготовка(11)

- организационные умения (8)

- коммуникативные навыки (7)

- ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы (4)

- самодисциплина(5)

- широкий культурный и музыкальный кругозор (6)

8. Сложности в профессиональной деятельности не испытывают - 55% участвовавших в опросе.

Из предъявленных вариантов только 45% респондентов увидели собственные затруднения в плане:

- быстроты и активности реакции (как необходимая специфическая составляющая в работе с детьми в ситуациях «форс-мажора») - у 76%

- удержание «многоплоскостного внимания» (приходится распределять его на много объектов, а не только контролировать собственные исполнительские задачи) - у 20%

- проблемы мобильности и универсальности (при необходимости работы в классах разных специальностей, при подмене, в случае отсутствия преподавателя) - у 4%.

Приводим итоговую «Модель портрета концертмейстера»:

Специфика работы концертмейстера в учреждении художественного образования состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных исполнительских специальностей, однако, отдаёт предпочтение солистам-

инструменталистам. Это «универсальный» музыкант, обладающий многоплоскостным вниманием, несущий на своих плечах огромный перечень необходимых для профессиональной деятельности навыков: от умения бегло читать с листа фортепианную партию любой сложности до знания правил оркестровки и методики преподавания специальных дисциплин и др. Рельефными гранями его профессиональной деятельности являются мобильность, быстрота реакции, а также спектр специфических навыков и знаний из

области смежных исполнительских искусств.

При стаже свыше 10 лет, в его деятельности на первом месте - постоянная готовность к работе, процессы стагнации не запущены, специалист нацелен на профессиональный рост,

самосовершенствование и саморазвитие. Возможность карьерного роста никто из концертмейстеров не планирует, им чужды административные амбиции (что

коррелируется с ответами о значимых качествах концертмейстера, где

организаторские, коммуникативные навыки имеют низкие индексы).

В сотворческой деятельности «концертмейстер-солист» ведущее значение приобретают личностные качества концертмейстера, в которых существенную роль играют коммуникативные и организационные способности.

Концертмейстера отличает высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, а также навыки особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключится на работу с учащимися различных специальностей.

Методист художественного

образования

На 800 преподавателей, работающих в системе учреждений художественного образования в Тольятти «приходится» 25 методистов (включая сотрудников НМЦ Тольяттинской консерватории). По определению, методист - это «специалист по методике преподавания какого-либо предмета»1. А методика, в свою очередь, -это «совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо»2, а также «учение о методах преподавания той или иной науки»3.

В соответствии с должностной инструкцией, методистом может стать высококвалифицированный компетентный специалист с высшим образованием, человек с широким кругозором и умением

1 Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз., 2-е изд. Т. 2. М., 1982. С. 261.

2 Там же.

3 Там же.

общаться с людьми. Как правило, на должность методиста назначают опытного преподавателя, который не только осуществляет учебную деятельность на высоком качественном уровне, не только демонстрирует способность разрабатывать программно-методи-ческие материалы, но и может быть «наставником», «идейным вдохновителем» коллег по работе. Отличительной чертой сегодняшнего дня является постановка перед методистом задачи налаживания целостной системы информационного обеспечения учебного процесса, выполняющей образовательные, управленческие и даже научные функции.

Для моделирования портрета методиста были разработаны

специфические параметры оценивания. Часть параметров относилась к представлению методической службы с позиции «взгляда изнутри». На момент проведения анкетирования было выявлено следующее.

Основная специальность.

В сообществе методистов г.о. Тольятти работает 6 пианистов, 6 теоретиков, 5 художников, 2 хормейстера, 2 хореографа, 1 домрист, 1 композитор, 1 преподаватель театральных дисциплин и 1 психолог.

Общий стаж работы:

- свыше 10 лет -16% (4 человека)

- от 5 - 10 лет - 36 % (9 человек)

- от 3 - 5 лет -20 % (5 человек)

- от 1 - 3 лет - 16 % (4 человека)

- менее года - 12% (3 человека)

Степень удовлетворенности

собственной деятельностью:

- 70% опрошенных методистов довольны своими результатами

- 15% - не совсем довольны своей работой в должности методиста

- 15% не довольны результатами собственных профессиональных усилий.

Факторы стимулирующие и, наоборот, мешающие результативности деятельности:

«Факторы сдерживания»:

- 70% - дефицит времени

- 60% - отсутствие условий, отвечающих современным требованиям (средств современных информационных

компьютерных технологий, мультимедиа и пр.)

«Факторы стимула»

- 65% - моральная поддержка (признание, доверие)

- 27% - материальное стимулирование.

Взаимодействие с коллегами по работе;

В системе «методист - руководитель»:

- 92% - конструктивные

- 8% - неконструктивные

В системе «методист - педагог»:

- 50% - эффективные

- 50% - недостаточно эффективные

Мотивация к методической

деятельности:

- 100% - возможность карьерного

роста

- 98% - достойная оплата труда

- 60% - творческая атмосфера в коллективе

- 42% - «режим доверия»

- 38% - наличие условий для профессионального развития и самореализации

Вторая часть параметров относится к представлению методической службы с позиции «взгляда со стороны» педагогической общественности.

Значимость методической службы для педагогического сообщества:

- 88% преподавателей демонстрируют позитивное отношение

- 80% позиционируют полное принятие концепции и миссии методической службы города

- 12% лишь относительно принимают идеи и деятельность методистов

- 8% преподавателей не устраивает методическая служба в том виде, в котором она пребывает на момент опроса.

Оценка вклада методической службы в развитие художественного образования:

- 54% - как максимальный

- 34% - как достаточно результативный

- 12% - как минимальный по значимости для педагогической среды.

И, наконец, в опрос был включен параметр «творческого» взгляда на роль методической службы в системе

качестве

качестве

художественного образования.

В результате методическая служба ассоциировалась у респондентов:

- с костюмом «двойка» в одежды - у 72%

- с компасом в измерительного прибора - у 65%

- со специей «соль» - у 58%

- с временем года «лето» - у 33%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель «Портрета методиста

художественного образования» получилась следующая.

Методист художественного

образования - это не должность, это образ жизни и своеобразный диагноз. Он энтузиаст своего дела, способный как поддержать, так и противостоять устоявшимся традициям и взглядам. Стремится к сотрудничеству; является генератором идей; имеет конструктивное, аналитическое и творческое мышление; высокую работоспособность. Только ему под силу: обобщать опыт практической работы, излагать его так, чтобы он был понятен и востребован преподавателями; соединять педагогическую науку и практику. У него много ролей: он и аналитик и диагност, проектировщик, и организатор, координатор, и информатор в одном лице. Он тонкий психолог, умеющий поддержать интересную инициативу, сказать теплые слова коллегам и тактично оказать им всестороннюю методическую помощь. Он не конкурент, а единомышленник, помощник и советчик.

«маленьких шагов».

Он умеет быть рядом с теми, кому нужны знания, умения, опыт; он в состоянии поставить диагноз, выявить сильные и слабые стороны преподавателей, их творческий потенциал. Он всегда востребован и современен, постоянно занят саморазвитием, обновлением и накоплением собственных знаний и опыта. Методист - это точка опоры художественного образования в новом информационном и правовом пространстве, это сталкер (проводник) современных идей и политики, ориентированный на максимальный результат.

Свою успешность он видит в повышении собственного профессионализма и результативности методической деятельности, четкого понимания своих целей, умения делать правильные выводы, как из поражений, так и из побед, наличия педагогической и художественной смелости для принятия решений и для действий уверенных и без сомнений, для рывка в полную силу. Вкладывая в это свой опыт, энергию, знания, без боязни совершить ошибку, без оглядки назад.

«Творческие портреты» опубликованы в серии статей1 , высоко оценены экспертной комиссией профессионального

межрегионального конкурса «Волжский проспект», а также размещены на сайте Тольяттинской консерватории.

В настоящее время общество обратило самое серьезное внимание на проблему детской одаренности. Для ее решения

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://fip.kpmo.ru/fip/info/13429.html, свободный. (Дата обращения 03.03.2015).

необходима особая педагогическая среда и кадровая база, которые, как показывают результаты достижений преподавателей, учащихся и самих учреждений, имеются в Тольяттинской школе художественного образования.

Обязанности профессионала устанавливают ему жесткие рамки для собственных амбиций: он призван быть лишь «второй скрипкой», приятным «приложением» в сотворчестве - в случае успехи и отвечать «за всех» - в случае неудачи педагогического проекта. Таковы «издержки» должности.

Тем не менее методист художественного образования мастерски владеет позитивным искусством

1 См. Библиографический список

В ноябре 2014 года научно-методическим центром Тольяттинской консерватории были изданы материалы круглого стола «Талантливые дети -будущее Тольятти», проходившего в рамках девятых Тольяттинских педагогических ассамблей. Для методистов НМЦ данное мероприятие стало очередной

инновационной формой общения, обобщения и распространения опыта работы 57 ведущих преподавателей и руководителей учреждений

художественного образования города Тольятти. «Круглый стол»1 содержит богатейший эмпирический материал по творческой педагогике. Педагоги-практики делятся методами и способами работы с одаренными детьми, обобщают

собственный опыт, дают советы молодым преподавателям, рассказывают реальные истории из практики общения с талантливыми учащимися и многое другое. Книга содержит богатую и разнообразную эмпирическую информацию для

исследователей и практиков в области методики преподавания разнообразных дисциплин художественного образования. Помимо прочего, материалы содержат много информации по психологии художественно-образователь-ной деятельности, а также по проблеме детской одаренности.

Предлагаемые модели «Творческих портретов», а также материалы «Круглого стола» позволяют определенным образом охарактеризовать существующую на практике специфику субъектов учебного процесса системы художественного образования. Данная информация может быть всесторонне использована

исследователями в области педагогики творческой деятельности.

См. Электронную книгу: Художественное образование в XXI веке: целостно-личностный подход в контексте одаренности: Материалы круглого стола Тольятти, 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://iskusstv.ru/index.php?option=com_con tent&task=view&id=535&Itemid=142, свободный.

2. «Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 17262-р) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ИКЬ: Ьйр:// http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html, свободный. (Дата обращения 03.03.2015).

3. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий / пер. с латин. -М.: Республика, 1992. - 335 с.

4. Аристотель. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1984. - 830 с.

5. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз./ под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд. - М.: Русский язык, 1982. Т. 2. - 736 с.

6. Куприна, Е.Ю. Введение в понятие «Сотворческая музыкально-исполнительская деятельность» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. I. С. 116-120.

7. Ходырева, В.В., Куприна, Е.Ю., Бутовичева, О.В. Нужно ли педагогу становиться «новым» // Эстетическая и профессиональная направленность образования в системе «школа-вуз». Вып. 7: материалы всерос. науч.-практ. конф. 10 апреля 2011 г. - Самара: ПГСГА, 2012. - С. 14-22.

8. Ходырева, В.В., Куприна, Е.Ю., Бутовичева, О.В. Художественное образование XXI века - стратегия модернизации // Личностное развитие талантливой молодёжи средствами художественного творчества: материалы межрег. науч.-практ. конф. (19 апреля 2012 года) / под общ. ред. Е.Ю. Журбенко. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - С. 30-38.

9. Ходырева, В.В., Куприна, Е.Ю., Бутовичева, О.В. Концертмейстер системы художественного образования; штрихи к портрету // Российское художественное образование в XXI веке: опыт, проблемы, перспективные решения: материалы II Тольятт. Всерос. науч.-практ. конф. - Тольятти: изд. ТК, 2013. - С.16-26.

10. Ходырева, В.В., Куприна, Е.Ю., Бутовичева, О.В. Портрет концертмейстера учреждений художественного образования Тольятти // Фортепианное искусство: история, педагогика, исполнительство: сб. докл. II Всерос. науч.-практ. конф. (с межд. участ.) 6 февр. 2013 г. - Томск: ТОИУМЦКИ, 2013. - С. 346-351.

11. Шлейермахер, Ф. Речи о религии к образованным людям её презирающим: монологи / пер. с нем., вст. ст. С.Л. Франк. - СПб.: Алетейя, 1994. - 313 (1) с.

12. Художественное образование в XXI веке: целостно-личностный подход в контексте одаренности: материалы круглого стола / ред. -сост. В.В. Ходырева. - Тольятти: Тольят. консерватория, 2014. - 236 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ц^: http://iskusstv.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=535&Itemid=142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.